Научная статья на тему 'Спортивная журналистика в Интернете: образ адресата'

Спортивная журналистика в Интернете: образ адресата Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
589
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / SPORT JOURNALISM / ИНТЕРНЕТ-СМИ / DIGITAL MEDIA / ОБРАЗ АДРЕСАТА / IMAGE OF THE RESEPIENT / ТЕКСТОВЫЕ КАТЕГОРИИ / "ЧЕМПИОНАТ" / "СПОРТ-ЭКСПРЕСС" / "SPORT-EXPRESS" / "CHAMPIONAT"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шершнёва Ю.С.

Статья посвящена изучению образа адресата, на который ориентируются два крупнейших спортивных СМИ в Интернете «Чемпионат» и «Спорт-Экспресс». Анализ публикаций позволил выявить тематические приоритеты изданий, отметить гендерный аспект при выборе героев публикации, а также определить образ адресата как текстовую категорию. Оба издания предоставляют широкий спектр материалов, при этом фокусируясь на двух наиболее популярных видах спорта. Самоидентификация аудитории является неотъемлемой частью спортивной сферы. На данных ресурсах она осуществляется через территориальный аспект за счет подачи события с российской стороны. Ориентация на речевой опыт аудитории задает определенный уровень осведомленности в спортивной тематике у читателя. Оба издания ориентируются на широкую читательскую аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL SPORT JOURNALISM: THE IMAGE OF THE RECIPIENT

The image of the recipient in the digital sports media is analyzed in this article. The most popular and significant sport media in Russian segment of the Internet are “Championat” and “Sport-Express”, what means that they are most accurately aware their audience. There are a lot of articles about various sports in this media, but both focus on the two most popular sports. Self-identification is performed by the territorial aspect, because there is Russian point of view of different sport events in every texts. The journalist thinks that audience have some special knowledge and sport terminology. Both media are counting on a wide audience.

Текст научной работы на тему «Спортивная журналистика в Интернете: образ адресата»

УДК 07

Ю.С.Шершнёва

СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ИНТЕРНЕТЕ: ОБРАЗ АДРЕСАТА

Статья посвящена изучению образа адресата, на который ориентируются два крупнейших спортивных СМИ в Интернете — «Чемпионат» и «Спорт-Экспресс». Анализ публикаций позволил выявить тематические приоритеты изданий, отметить гендерный аспект при выборе героев публикации, а также определить образ адресата как текстовую категорию. Оба издания предоставляют широкий спектр материалов, при этом фокусируясь на двух наиболее популярных видах спорта. Самоидентификация аудитории является неотъемлемой частью спортивной сферы. На данных ресурсах она осуществляется через территориальный аспект за счет подачи события с российской стороны. Ориентация на речевой опыт аудитории задает определенный уровень осведомленности в спортивной тематике у читателя. Оба издания ориентируются на широкую читательскую аудиторию.

Ключевые слова: спортивная журналистика, интернет-СМИ, образ адресата, текстовые категории, «Чемпионат», «Спорт-Экспресс»

Вовлечение спорта в медийное пространство привело не только к количественным изменениям —

расширению аудитории, но и к качественным преобразованиям: спортивная коммуникация оказалась мощным политическим инструментом, поскольку выполняет важные идеологическую и консолидирующую функции. Ввиду того, что «всякий речевой акт рассчитан на определенную модель адресата» [1], необходимо правильно понимать ту аудиторию, на которую рассчитана определенная информация. Подробно образ адресата рассматривается в монографии Т.Л.Каминской [2].

Изучение образа адресата спортивной коммуникации по-прежнему сосредоточивается вокруг телевизионного поля [3-5]. Безусловно, телевидение произвело революцию, получив возможность переносить событие в любую географически удаленную точку — «в прямом эфире». До сих пор телевизионные трансляции спортивных событий продолжают собирать наибольшую аудиторию благодаря своей доступности. Однако Интернет внес новые изменения в процесс массовой коммуникации, что, на данный момент, мало изучается исследователями.

До сих пор не определены ключевые параметры, по которым можно охарактеризовать аудиторию спортивной коммуникации. Так, например, А.Е.Сомова выделяет следующие группы адресатов спортивного телерепортажа: фанаты, любители спорта и случайные наблюдатели [5]. Подобная типология применима и к другим медийным платформам. В случае с интернет-платформами, специализирующимися на информации о спортивных событиях, группа «фанаты» будет являться реальной аудиторией, а «любители спорта» — потенциальной. Однако такая типология дает слишком обобщенные представления об аудитории. Остается неосвещенным и гендерный аспект. Безусловно, СМИ преимущественно сфокусированы на освещении мужских видов спорта, но это не означает, что в них не заинтересована женская аудитория. Так, исследования TNS M'Index показывают, что интерес к спортивным событиям имеет 1/5 населения страны, из которых 26% — мужчины, а 14% — женщины [6].

Ориентация на адресата со стороны издания/журналиста проявляется не только в самом материале, но и при выборе тем, новостей и героев. С одной стороны, любое спортивное СМИ, будучи специализированным изданием, уже работает на конкретный сегмент аудитории, т.е. тех, кто хочет получить информацию о спортивном событии. Однако и эта группа подвергается сегментации по уровню вовлеченности, осведомленности и опыта — от небольших ячеек (новостная лента официального сайта ФК «Спартак») до крупных изданий, освещающих все новости спорта («Спорт-Экспресс», «Чемпионат»).

Естественно, что наиболее популярными изданиями о спорте будут не те, которые освещают деятельность конкретного клуба, а СМИ о любых видах спорта. Так, по индексу цитируемости, наиболее популярными изданиями являются «Чемпионат» (цитируемость — 5600) и «Спорт-Экспресс» (цитируемость — 5400). Цитируемость остальных порталов несколько ниже, следовательно, в конкретном медийном сегменте они наиболее точно представляют ту аудиторию, на которую работают.

Результат изучения контента новостных лент обоих изданий представлен ниже. Были проанализированы 100 последних статей на каждом из порталов в течение трех дней (с 19 по 21.01.2016). Распределение материалов по тематике (рис. 1 и рис. 2) показывает, что самым популярным видом спорта является футбол — 37 и 47 материалов соответственно. «Чемпионат» при этом охватывает большее количество видов спорта, следовательно, привлекая большую аудиторию.

Г

ш Футбол *Хокка1 вТснндо ■ Баскетбол

Й Биатлон РВолеАоол ■ Автоспорт иПщдоол

■ Мг цн* тоод ■ 1гурное катящ к ■ 1А

Рис. 1. Тематика материалов на сайте «Чемпионат».

11

■ 4 2 2 I I 1 1

л л.

¿г У ^

^ ^ У

/ ✓

«Футбол в Хоккей Биатлон Бккетбол

■ Водное поло ■ Автоспор 1 ■ ВолеАйол т с ыя чом

■Тстнис

Рис. 2. Тематика материалов на сайте «Спорт-Экспресс».

Другой интересный аспект для изучения — распределение женских и мужских спортивных состязаний. Результат мониторинга новостных лент этих изданий по этому критерию можно увидеть в рис. 3. Материалов, в которых главными героями публикации становятся женщины, значительно меньше, чем сфокусированных на мужчинах-спортсменах. Ряд текстов посвящен спортсменам обоих полов. При этом наблюдается следующая тенденция: издание «Спорт-Экспресс» реже публикует материалы о спортсменах обоих полов одновременно, предпочитая разделять их на отдельные. На «Чемпионате» материалы о женщинах-спортсменках встречаются чаще, но большая их часть в равной степени сообщает и о мужчинах-спортсменах.

ШЖ "ШМ ШМ

Рис. 3. Гендерный аспект в материалах.

С другой стороны, выбор тематики в аспекте разнообразия видов спорта является одним из элементов образа адресата. Адресат «Чемпионата» в большей степени заинтересован не только в популярных видах спорта, но и в информации о спортивных событиях вообще, даже о тех, которые не получают достаточно подробного освещения в СМИ.

Образ адресата как текстовая категория у обоих изданий достаточно близок. Это обусловлено специализацией данных СМИ, их сосредоточенностью на конкретной тематике и широкой аудитории, т.е. издания типа «для всех не обо всем».

Самоидентификация адресата на подобных ресурсах является одним из обязательных инструментов. Разделение «свой-чужой» особенно характерно для тех материалов, в которых спортсмен(ы) нашей страны соревнуются со спортсменами из других стран. Помимо безусловного фокусирования на освещении именно «российской» стороны соревнования, особые акценты вносит используемая лексика. Так, показательны примеры: «россиянка Екатерина одерживает викторию над немкой» [7], «даже позволяя себе некоторые вольности, динамовская дружина спокойно довела дело до победы» [8], «Алексей Емелин подчеркнул, что ему все еще больно вспоминать неудачу на Олимпиаде-2014 в Сочи» [9]. Выбор лексики позволяет либо усилить впечатление от выигрыша, либо уменьшить значимость проигрыша.

Актуальной для спортивной коммуникации является и ориентация на речевой опыт аудитории. Спорт, как и любая социальная сфера, имеет свой «сленг», особые метафорические и метонимические ряды, основывающиеся как на общих знаниях, так и на осведомленности в конкретной области спорта. «Клуб с берегов Невы» [10], «сине-бело-голубые» [11], «официальный сайт красно-белых» [12] — все это особые иносказательные формы, которые оказываются понятными из контекста. В то же время, оперируя подобными лексическими средствами, автор предполагает наличие у адресата статьи определенного багажа знаний, который позволит ему спроецировать иносказание в реальную жизнь. Использование специальной терминологии также предполагает осведомленность аудитории относительно обсуждаемой темы. Отсюда такие выражения, как «хватило трех сетов» [13], «пренебрегло укреплением глубины «скамейки»« [14], «произвёл символическое вбрасывание» [14].

Отсутствие элементов, репрезентирующих картину мира, обусловлено тем, что необходимости в этом критерии нет. В частности, отбор тем уже произведен — специализация на спорте. Ценностная система представлена категориями «победа» и «поражение», а также принципами честной игры, стремления к достижению результата и прочими, возникшими скорее в контексте спорта, чем спортивной коммуникации. Ни власть, ни гражданские отношения не имеют фундаментального значения для самого состязания, однако в качестве дополнения встречаются материалы о позиции спортсменов в данных вопросах. Например, «бурное проявление темпераментной женой негативных эмоций не нашло понимания со стороны Хилла» [15], «любят ставить ему в вину и отсутствие титула, и погоню за деньгами, и игровой эгоизм» [16], «он показал, что не даст в обиду свою супругу» [16].

Таким образом, можно составить примерный образ адресата, на которого ориентируются два крупнейших спортивных портала в российском сегменте интернета. Оба издания оправдывают свой статус «для всех не обо всем». Они ориентируются на широкую читательскую аудиторию, так как отсутствуют элементы,

характеризующие стиль жизни и социальный статус. Единственное обязательное условие — заинтересованность в спорте, что определяется направлением изданий. Обе платформы предоставляют широкий спектр материалов о разнообразных видах спорта, однако «Чемпионат» ориентируется на больший кругозор читателей. Самоидентификация адресата происходит по территориальному критерию — аудитория изданий в России, следовательно, они выступают за российских спортсменов.

На данный момент времени, обе платформы сфокусированы на отражении двух спортивных направлений — футбола и хоккея. Публикация материалов о других видах спорта и тем самым расширение тематического диапазона издания могло бы способствовать его разностороннему развитию и привлечению новых адресатов.

1. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Известия АН СССР. Серия литературы и языка, 1981. № 4. С. 358.

2. Каминская Т.Л. Адресат в массовой коммуникации. Великий Новгород, 2008. 166 с.

3. Занозина В.В. Коммуникативный и когнитивный аспекты спортивного комментария как акта речевой деятельности [Электр. ресурс] // Труды МГТА: электронный журнал. 2014. Вып. 25. URL: http://www.e-magazine.meli.ru/vipusk_25.html (дата обращения 21.01.2016).

4. Зильберт А.Б. Спортивный дискурс: точки пересечения с другими дискурсами (проблемы интертекстуальности) // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В.В.Красных, А.И.Изотов. Вып. 19. М.: МАКС Пресс, 2001. С. 103-112.

5. Сомова А.Е. Характеристика адресата спортивного телерепортажа // Вектор науки ТГУ. 2011. № 2 (16). С. 282-285.

6. Черенкова Д. Есть ли спорт в Рунете? Обзор сегмента спортивных интернет-СМИ // PlanetaSMI.ru, 26.08.2014 [Электр. ресурс]. URL: http://www.planetasmi.ru/blogi/comments/33354.html (дата обращения 21.01.2016).

7. Рывлин И. 4-й день Australian Open. Россияне победили. Как это было [Электр. ресурс] // Чемпионат, 21.01.2016. URL: http://www.championat.com/tennis/article-239429-4-j-den-australian-open-matchi-makarovoj-i-kuznecova-live.html (дата обращения 21.01.2016).

8. Быченкова О. Убедительный реванш «Динамо» над «Пари Воллей» [Электр. ресурс] // Чемпионат, 20.01.2016. URL: http://www.championat.com/volleyball/article-239415-moskovskoe-dinamo-vyigralo-ocherednoj-match-v-lch.html (дата обращения 21.01.2016).

9. Рабинер И. Алексей Емелин: «После Сочи-2014 не отлегло» [Электр. ресурс] // Спорт-Экспресс, 21.01.2016. URL: http://www.sport-express.ru/hockey/nhl/news/958755/ (дата обращения 21.01.2016).

10. Матвеев А. Кто все эти люди? 8 неизвестных новичков РФПЛ [Электр. ресурс] // Чемпионат, 20.01.2016. URL: http://www.championat.com/football/article-239397-kto-vse-jeti-ljudi-8-neizvestnykh-novichkov-rfpl.html (дата обращения 21.01.2016).

11. Чемпионат. Путь Жиркова и Кокорина в «Зенит» преградили финансы [Электр. ресурс] // Чемпионат, 20.01.2016. URL: http://www.championat.com/football/article-239363-zhirkov-kokorin-zenit-dinamo-i-villash-boash---v-obzore-dnja.html (дата обращения 21.01.2016).

12. Спорт-Экспресс. Шепелев награжден орденом «За верность хоккею» [Электр. ресурс] // Спорт-Экспресс, 21.01.2016. URL: http://www.sport-express.ru/hockey/khl/news/958750/ (дата обращения 21.01.2016).

13. Никулашкина М. Макарова в любимых условиях и прощание со спортом Хьюитта [Электр. ресурс] // Спорт-Экспресс, 21.01.2016. URL: http://www.sport-express.ru/tennis/grand-slam/reviews/958600/ (дата обращения 21.01.2016).

14. Брагин И. Малкин разбудил Тарасенко, а Варламов сдержал «Джетс» [Электр. ресурс] // Чемпионат, 19.01.2016. URL: http://www.championat.com/hockey/article-239295-malkin-tarasenko-i-varlamov--v-obzore-nkhl.html (дата обращения 21.01.2016).

15. Белик А. Красота дня. Знойная красотка, осчастливившая Джорджа Хилла [Электр. ресурс] // Чемпионат, 24.01.2016. URL: http://www.championat.com/basketball/article-239645-dama-s-sobachkami-znojnaja-krasotka-oschastlivivshaja-dzhordzha-khilla.html (дата обращения 25.01.2016).

16. Дзюба А. Красота дня. Из-за кого Энтони хотел после матча избить Гарнетта [Электр. ресурс] // Чемпионат, 17.01.2016. URL: http://www.championat.com/basketball/article-239187-jentoni-sem-raz-vykhodil-v-startovom-sostave-v-matche-zvjozd.html (дата обращения 21.01.2016).

References

1. Arutyunova N.D. Faktor adresata // Izvestiya AN SSSR. Seriya literatury i yazyka, 1981. № 4. S. 358.

2. Kaminskaya T.L. Adresat v massovoy kommunikatsii. Velikiy Novgorod, 2008. 166 s.

3. Zanozina V.V. Kommunikativnyy i kognitivnyy aspekty sportivnogo kommentariya kak akta rechevoy deyatel'nosti [Elektr. resurs] // Trudy MGTA: elektronnyy zhurnal. 2014. Vyp. 25. URL: http://www.e-magazine.meli.ru/vipusk_25.html (data obrashcheniya 21.01.2016).

4. Zil'bert A.B. Sportivnyy diskurs: tochki peresecheniya s drugimi diskursami (problemy intertekstual'nosti) // Yazyk, soznanie, kommunikatsiya: Sb. statey / Otv. red. V.V.Krasnykh, A.I.Izotov. Vyp. 19. M.: MAKS Press, 2001. S. 103-112.

5. Somova A.E. Kharakteristika adresata sportivnogo telereportazha // Vektor nauki TGU. 2011. № 2 (16). S. 282-285.

6. Cherenkova D. Est' li sport v Runete? Obzor segmenta sportivnykh internet-SMI // PlanetaSMI.ru, 26.08.2014 [Elektr. resurs]. URL: http://www.planetasmi.ru/blogi/comments/33354.html (data obrashcheniya 21.01.2016).

7. Ryvlin I. 4-y den' Australian Open. Rossiyane pobedili. Kak eto bylo [Elektr. resurs] // Chempionat, 21.01.2016. URL: http://www.championat.com/tennis/article-239429-4-j-den-australian-open-matchi-makarovoj-i-kuznecova-live.html (data obrashcheniya 21.01.2016).

8. Bychenkova O. Ubeditel'nyy revansh «Dinamo» nad «Pari Volley» [Elektr. resurs] // Chempionat, 20.01.2016. URL: http://www.championat.com/volleyball/article-239415-moskovskoe-dinamo-vyigralo-ocherednoj-match-v-lch.html (data obrashcheniya 21.01.2016).

9. Rabiner I. Aleksey Emelin: «Posle Sochi-2014 ne otleglo» [Elektr. resurs] // Sport-Ekspress, 21.01.2016. URL: http://www.sport-express.ru/hockey/nhl/news/958755/ (data obrashcheniya 21.01.2016).

10. Matveev A. Kto vse eti lyudi? 8 neizvestnykh novichkov RFPL [Elektr. resurs] // Chempionat, 20.01.2016. URL: http://www.championat.com/football/article-239397-kto-vse-jeti-ljudi-8-neizvestnykh-novichkov-rfpl.html (data obrashcheniya 21.01.2016).

11. Chempionat. Put' Zhirkova i Kokorina v «Zenit» pregradili finansy [Elektr. resurs] // Chempionat, 20.01.2016. URL: http://www.championat.com/football/article-239363-zhirkov-kokorin-zenit-dinamo-i-villash-boash---v-obzore-dnja.html (data obrashcheniya 21.01.2016).

12. Sport-Ekspress. Shepelev nagrazhden ordenom «Za vernost' khokkeyu» [Elektr. resurs] // Sport-Ekspress, 21.01.2016. URL:

http://www.sport-express.ru/hockey/khl/news/958750/ (data obrashcheniya 21.01.2016).

13. Nikulashkina M. Makarova v lyubimykh usloviyakh i proshchanie so sportom Kh'yuitta [Elektr. resurs] // Sport-Ekspress, 21.01.2016. URL: http://www.sport-express.ru/tennis/grand-slam/reviews/958600/ (data obrashcheniya 21.01.2016).

14. Bragin I. Malkin razbudil Tarasenko, a Varlamov sderzhal «Dzhets» [Elektr. resurs] // Chempionat, 19.01.2016. URL: http://www.championat.com/hockey/article-239295-malkin-tarasenko-i-varlamov--v-obzore-nkhl.html (data obrashcheniya 21.01.2016).

15. Belik A. Krasota dnya. Znoynaya krasotka, oschastlivivshaya Dzhordzha Khilla [Elektr. resurs] // Chempionat, 24.01.2016. URL: http://www.championat.com/basketball/article-239645-dama-s-sobachkami-znojnaja-krasotka-oschastlivivshaja-dzhordzha-khilla.html (data obrashcheniya 25.01.2016).

16. Dzyuba A. Krasota dnya. Iz-za kogo Entoni khotel posle matcha izbit' Garnetta [Elektr. resurs] // Chempionat, 17.01.2016. URL: http://www.championat.com/basketball/article-239187-jentoni-sem-raz-vykhodil-v-startovom-sostave-v-matche-zvjozd.html (data obrashcheniya 21.01.2016).

Shershneva Yu.S. Digital sport journalism: the image of the recipient. The image of the recipient in the digital sports media is analyzed in this article. The most popular and significant sport media in Russian segment of the Internet are "Championat" and "SportExpress", what means that they are most accurately aware their audience. There are a lot of articles about various sports in this media, but both focus on the two most popular sports. Self-identification is performed by the territorial aspect, because there is Russian point of view of different sport events in every texts. The journalist thinks that audience have some special knowledge and sport terminology. Both media are counting on a wide audience.

Keywords: sport journalism, digital media, image of the resepient, "Championat", "Sport-Express".

Ю.С.Шершнёва — магистрант филологического факультета ИГУМ НовГУ им. Ярослава Мудрого, кафедра журналистики; qwertilissa@gmail.com.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 01.03.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.