Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ МЕДИАСИСТЕМЫ И МЕДИАКОММУНИКАЦИИ: РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК ШАРКОВА Ф.И. И СИЛКИНА В.В. "СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА"'

ИЗУЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ МЕДИАСИСТЕМЫ И МЕДИАКОММУНИКАЦИИ: РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК ШАРКОВА Ф.И. И СИЛКИНА В.В. "СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
768
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / СПОРТИВНАЯ МЕДИАСИСТЕМА / МЕДИАКОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киреева Ольга Феликсовна, Киреева Ульяна Александровна

Учебник посвящен истории, теории и практике отечественной и зарубежной спортивной журналистики. Феномен спорта как особого вида социокультурной деятельности рассматривается в системе глобальных медиакоммуникаций и в контексте общемировых тенденций развития взаимодействия спорта с различными медиа. В издании приведены результаты исследования развития спорта с Древнего мира до настоящего времени и генезис российской и зарубежной спортивной прессы. Впервые сделана попытка цельно представить становление и развитие спортивной элитологии. Представленные результаты исследования получили широкий отклик на Третьем Всероссийском элитологическом конгрессе. Анализируются материалы спортивных медиа, включая «допинговые скандалы», а также правовые и социальные основы профессиональной спортивно-журналистской деятельности. Отмечены некоторые материалы, характеризующие продолжение «холодной войны» на спортивной арене. В монографии представлены основные тенденции развития спортивной журналистики в электронных СМИ, сети Интернет, а также материалы отечественных и зарубежных спортивных журналистов, представленные в различных видовых и жанровых СМИ. В монографии также описываются профессиональные требования и специфика работы журналиста на различных творческих позициях в связи со спортивной тематикой. Описываются квалификационные требования к специалисту в области спортивной журналистики, система нормативного регулирования, технологии и методики создания произведений, психологические и речевые характеристики профессиональной деятельности. Показано, как при слиянии спорта и журналистики создается дискурсная медиасистема, которая несет в себе некий код, позволяющий не только воспринимать определенные структуры знаний, но и осмысливать происходящее в этой сфере на уровне символов и знаков, воплощающих ценностные ориентации, идеологические установки, модели развития спортивных событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ МЕДИАСИСТЕМЫ И МЕДИАКОММУНИКАЦИИ: РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК ШАРКОВА Ф.И. И СИЛКИНА В.В. "СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА"»

Sharkov F. I., Gostenina V. I. (2006). Advertising technologies. studies. manual for university students studying in the specialty 350700-Advertising (DS. R. 03) / F. I. Sharkov, V. I. Gostenina. Moscow, 2006.Ser. IMC / International. akad. business and upr. (In Rus.).

Toshchenko Zh. T. (2007). Paradigms, structure and levels of sociological analysis //Sociological research. No. 9, pp. 5-13. (In Rus.).

■ ■ ■ ИЗУЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ МЕДИАСИСТЕМЫ И МЕДИАКОММУНИКАЦИИ: рецензия на учебник Шаркова Ф.И. и Силкина В.В. «Спортивная журналистика»

Киреева О.Ф1., Киреева У.А.2

1. Сетевое издание «Коммуникология: электронный научный журнал»

2. Ассоциация «Международная академия коммуникологии»

Аннотация. Учебник посвящен истории, теории и практике отечественной и зарубежной спортивной журналистики. Феномен спорта как особого вида социокультурной деятельности рассматривается в системе глобальных медиакоммуникаций и в контексте общемировых тенденций развития взаимодействия спорта с различными медиа. В издании приведены результаты исследования развития спорта с Древнего мира до настоящего времени и генезис российской и зарубежной спортивной прессы.

Впервые сделана попытка цельно представить становление и развитие спортивной элитологии. Представленные результаты исследования получили широкий отклик на Третьем Всероссийском элитологическом конгрессе.

Анализируются материалы спортивных медиа, включая «допинговые скандалы», а также правовые и социальные основы профессиональной спортивно-журналистской деятельности. Отмечены некоторые материалы, характеризующие продолжение «холодной войны» на спортивной арене. В монографии представлены основные тенденции развития спортивной журналистики в электронных СМИ, сети Интернет, а также материалы отечественных и зарубежных спортивных журналистов, представленные в различных видовых и жанровых СМИ. В монографии также описываются профессиональные требования и специфика работы журналиста на различных творческих позициях в связи со спортивной тематикой.

Описываются квалификационные требования к специалисту в области спортивной журналистики, система нормативного регулирования, технологии и методики создания произведений, психологические и речевые характеристики профессиональной деятельности.

Показано, как при слиянии спорта и журналистики создается дискурсная медиасистема, которая несет в себе некий код, позволяющий не только воспринимать определенные структуры знаний, но и осмысливать происходящее в этой сфере на уровне символов и знаков, воплощающих ценностные ориентации, идеологические установки, модели развития спортивных событий.

Ключевые слова: спортивная журналистика, спортивная медиасистема, медиакоммуникации

Для цитирования: Киреева О.Ф. Изучение спортивной медиасистемы и медиакоммуникации: рецензия на учебник Шаркова Ф.И. и Силкина В.В. «Спортивная журналистика»// Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. Том 6. №1. С. 124-153.

Сведениия об авторе: Киреева Ольга Феликсовна, заместитель главного редактора сетевого издания «Коммуникология: электронный научный журнал». Адрес: 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 84, стр. 6. E-mail: kirolga08@list.ru; Киреева Ульяна Александровна, медиаменеджер ассоциации «Международная академия коммуникологии»

Статья поступила в редакцию: 19.01.2021. Принята к печати: 30.03.2021. Введение

В учебнике Шаркова Ф.И., Силкина В.В. «Спортивная журналистика» рассматривается история, теория и практика отечественной и зарубежной спортивной журналистики. Данная тема представляется актуальной в связи с возросшим интересом к спорту в свете тенденций общественного и государственного развития. Актуальность темы обусловлена малой изученностью и, вместе с тем, востребованностью журналистов в данной сфере. Авторами впервые сделана попытка цельно представить становление и развитие спортивной журналистики.

Применительно к данному исследованию уточнено определение понятия «спортивная журналистика». Это рационально сделать, отталкиваясь от устоявшихся дефиниций базового термина «журналистика». Авторы учебника, обобщая данные многими авторами определения журналистики, руководствуются следующим базовым определением: «Прикладная журналистика - это практическая деятельность по сбору, обработке и интерпретации определенных сведений о событиях, темах и тенденциях современной жизни и последующее представление их в конкретных формах и жанрах на определенных носителях в целях их распространения на массовую аудиторию». В каждом конкретном случае до потребителей доводится актуальная информация, представляющая интерес читателей, слушателей и зрителей. Большинство опрделений понятия «спортивная журналистика» рассматривается с практической точки зрения. Делается вывод, что теоретическая журналистика, институционально входя в полисистему средств массовой информации, представляет некий общественно-коммуникативный механизм таких многофункциональных институтов общества как пресса, телевидение, радио, интернет и иных медиа.

«Журналист - это историк, и его первой заботой должна быть правда», - заявил в 1944 году Альбер Камю. Журналист, прежде всего, должен быть ответственен за точность передачи исчерпывающей

информации. Рассматривая журналистику с позиций интересов общества, авторы считают, что «она является механизмом социального управления, призванным направлять прикладные и научно-практические знания на формирование массового сознания, способствующего принятию социальными группами определенных моделей поведения».

«Журналистика - это процесс сбора и распространения информации и мнений о текущих событиях. Это отчетливая форма истории, обучения, развлечения, пропаганды, расследования, активизма, исследований и философского анализа, хотя она использует и содержит элементы всех этих вещей» [Koppet: 6].

Авторы учебника считают, что «в широком понимании журналистику можно рассматривать и как систему и как процесс. Если под журналистикой подразумевать не только процесс актуализации сведений посредством нанесения их на конкретный носитель, но и весь комплекс средств, используемых для этого, то журналистика предстает как компонент медиакоммуникаций. Совокупность используемых журналистами СМИ можно представить как подсистему глобальной медиасистемы, коммуникация в которой (медиакоммуникация) реализуется журналистикой». При таком расширительном рассмотрении отмеченного понятия журналистский процесс охватывает применение классически понимаемых средств актуализации информации для тех или иных категорий ее получателей, используя те или иные средства доставки сведений до них, включая конвергентные. В этом случае процесс сбора, обработки и представления информации целевой аудитории в любой иной форме представляется как журналистская деятельность, а не как сама журналистика в целом».

Некоторые социальные медиа специализируются только на спортивной информации. Среди наиболее известных газет в Европе: L'Équipe - во Франции, La Gazzetta dello Sport - в Италии, Marca и AS - в Испании, Gazeta Sporturilor - в Румынии и Sporting Life - в Великобритании. В США к спортивным средствам массовой информации относятся Sports Illustrated и Sporting News и телеканал ESPN.

Термин «спортивная журналистика», являясь ответвлением журналистики, наравне с другими видами журналистики, сохраняет базовые основы, данные в определении журналистики, добавляя содержание, характерное данному виду. Исходя из этого отмечается, что «спортивная журналистика при широком рассмотрении включает в себя теоретико-методологический анализ состояния общественных процессов, касающихся каким-либо образом спорта. Она едва ли может рассматривать (освещать, анализировать) вопросы спорта в отрыве от физической культуры».

Авторам учебника представляется теоретически обоснованным рассматривать спортивную журналистику не только как инструмент описания и анализа спортивной жизни какого-либо объекта. Выполнение

своих функций журналистами в спортивной журналистике включает и отображение событий социальной жизни вокруг спорта, и сопутствующего ему направления физической культуры. Технология деятельности спортивного журналиста включает и написание отчетов о проведенных соревнованиях и мероприятиях, охватывающих спортивную проблематику, а также актуализацию спортивной информации через каналы массовой коммуникации. В современных реалиях спортивная тематика является неотъемлемым элементом многих информационных и охватывает и отражение культурного, политического, идеологическое и прочего значения спорта. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что спорт является чрезвычайно ёмким и полифункциональным явлением. Поэтому современная спортивная журналистика, олицетворяя политические, социокультурные и этические теории, должна опираться на эстетические идеалы и ценности.

Авторы предполагают, что «знакомство с данным учебником поможет:

узнать

• историю развития спорта, массовой физической культуры в России, научные и практические достижения в области журналистики;

• типологию спортивных средств массовой информации, жанры современной спортивной журналистики;

• место спортивной журналистики в системе социальных институтов общества;

• цели, задачи и функции спортивной журналистики, реализуемые при освещении конкретных проблем и тем, связанных со спортом и физической культурой;

• организацию труда спортивных журналистов и методы освещения в средствах массовой информации вопросов развития массового физического воспитания, отдельных видов спорта и спортивной индустрии;

• организацию работы пресс-служб и пресс-центров спортивных организаций;

научит

• ориентироваться в системе средств массовой информации спортивной направленности, использовать первичные знания об основах спортивной журналистики;

• проводить самостоятельно интервью и беседу со спортсменами, тренерами, любителями спорта, руководителями и/или представителями органов власти и организаций по спортивной тематике;

• готовить и организовывать пресс-конференции и другие мероприятия с участием представителей сферы физической культуры и спорта, использовать приемы и средства создания пресс-релизов и спортивных новостей разного жанра журналистики;

• анализировать информацию по спортивной тематике, создавать архивы спортивных данных и работать с историческими и аналитическими источниками данных;

• применять современные информационные технологии и приемы профессиональной деятельности журналиста в сфере спорта (написание пресс-релизов, аналитических статей, интервью, репортажи и др.).

овладеть навыками:

• первичного этапа освоения смежными со спортивной журналистикой знантями.

работы со спортивной информацией и формирования различного вида контента;

• применения теоретических основ спортивной журналистики на практике;

• подготовки журналистских материалов для СМИ спортивной направленности;

• применения полученных знаний и умений в различных видах и типах СМИ».

Отмечается, что спортивные журналисты должны иметь знания о многих видах спорта и их историю, специальную спортивную терминологию, и способность интерпретировать и анализировать весь объем информации, включая оперативные новости спорта как региональные, так и спортивные события во всем мире.

В данной монографии спортивная журналистика рассматривается комплексно, в динамике ее становления и современного развития. Авторы отмечают, что «за весь советский период нашей истории, помимо разрозненных публикаций в спортивных изданиях, была предпринята лишь одна попытка комплексного исследования истории спортивной журналистики XIX- начала ХХ вв. Книгу С. И. Орлова «Русская дореволюционная спортивная журналистика» [Орлов] при всей ее значимости ряд обстоятельств не позволяет назвать фундаментальным научным исследованием. Брошюра С. Орлова, выполненная в публицистическом популярном стиле, имеет преимущественно обзорный описательный характер. Орлов, определяя ее как краткий очерк, не ставил перед собой цели глубокого и всестороннего отображения системы дореволюционной спортивной печати. Деля издания на журналы и газеты, группируя их по отраслевому принципу, он не был до конца последовательным и не представил полного воссоздания типологического облика спортивной печати XIX - начала ХХ вв. Кроме того, С. И. Орлов рассматривал спортивную журналистику изучаемого периода с позиций классового подхода, что, естественно, привело к односторонности изложения фактов. В его книге целый ряд деятелей журналистики, изданий и даже направлений в спортивной журналистике оказались обойденными

исследовательским вниманием. Тем не менее, этот источник представляет ряд исторических материалов, полезных для внимания.

В 1990-2000-е гг. интерес к дореволюционному периоду в развитии спортивного движения в нашей стране значительно возрос. «При этом историки спорта обращаются в своих исследованиях к спортивной печати как к источнику. По понятным причинам разработка вопросов, связанных с ней, носит в их работах прикладной характер. Этим объясняются определенные пробелы, пропуски и фактические ошибки, допускаемые авторами даже самых солидных исследований, когда речь заходит о характеристике дореволюционных спортивных изданий».

Спортивная медиасистема

Спортивная медиакоммуникация является частью медиасистемы, которая включает взаимодействие между множества индивидов и организаций. Авторы учебника рассматривают спортивную медиасистему на разных уровнях: региональном (город, область, регион и т. д.), национальном (страна), глобальном. Глобальная медиасистема интересна тем, что на столь высоком уровне медиа выступают не просто «передатчиками» информации, которые могут её искажать или быть избирательны, — они сами могут диктовать производителям информации, какое решение принимать. Так, Дж Магуайр [Maguire] говорит о том, что «глобальные медиакорпорации (американские ABC, NBC) вполне способы влиять на принятие решений в международных спортивных организациях, например, Международном Олимпийском комитете. Глобальные медиакорпорации здесь сравниваются с ТНК, а проблемы спорта на таком высоком уровне тесно переплетается с глобальными политическими проблемами» [Theoretical and Practical Issues...: 527].

Базовой единицей спортивной коммуникации является спортивная информация. Вся совокупность спортивных СМИ является подсистемой глобальной медиасистемы, производящей спортивную

медиакоммуникацию.

Объектом спортивной журналистики авторы определили обозначенные субъекты физической культуры и спорта. Предметом исследования спортивной журналистики обозначены спорт и физическая культура, а также состояние общественных процессов, касающихся каким-либо образом физической культуры и спорта.

Сегодня спортивная журналистика концентрируется, главным образом, на профессиональном спорте и спорте высших достижений, поскольку он интересен наибольшему числу людей, зрелищен, сопряжен с невероятным накалом страстей и эмоций. Особый статус для спортивной журналистики имеют зимние и летние Олимпиады, Чемпионаты мира по популярным видам спорта, например, футболу, легкой атлетике,

велоспорту, фигурному катанию, хоккею с шайбой [Theoretical and Practical...: 538].

Спортивные журналисты похожи на любого другого репортера, и они должны найти истории за пределами простых отчетов, предоставленных им спортивными командами, учреждениями или тренерами.

Спортивные журналисты, как и любые другие журналисты, должны уточнять сведения, а не просто полагаться на информацию, предоставленную им спортивной командой, учреждением или тренерским штабом. Они должны проверять факты, предоставленные им командами и организациями, которые они освещают. Часто тренеры, игроки или руководство спортивной организации отменяют полномочия спортивных журналистов в отместку за публикацию даже верной, но пренебрежительной информации о команде, игроке, тренере или тренерах или организации. Особое внимание авторы обращают на то, что спортивные журналисты должны проверить факты, которые им указаны.

Авторы акцентируют внимание на то, что основная цель спортивного журналиста - информировать публику и представлять ей как можно больше интересных деталей в функционировании физической культуры и спорта. Любой спортивный контент не должен быть просто развлекательным, беззаботно выполняющую сугубо конфронтационную или журналистко-расследовательскую функцию. Агрессивные или конфронтационные вопросы могут в последующем сформировать нежелание спортивных деятелей и спортсменов давать интервью таким журналистам. Хотя бывают и исключения, например, Джим Грей, получивший известность благодаря своим агрессивным вопросам.

Можно согласиться с точкой зрения авторов, что «спортивные журналисты, впрочем, как и любые другие, должны изучать историю и реальное состояние отображаемого спортивного процесса или явления, а не просто полагаться на информацию, полученную в спортивном штабе, организации, команде или от информационного агентства. Любые факты, предоставленные кем-либо, или полученные из каких-либо других источников, требуют уточнения. Особенно это касается непроверенных, не завоевавших доверие источников. Нельзя исключать и ситуации, когда тренеры, игроки или руководство спортивной организации скрывают объективные данные, не желая публикации, пусть даже очень объективной, по причине нежелательности оглашения информации о командах, игроках, тренерах, организациях, а также о процессе подготовки к спортивным состязаниям (тренировках, формировании команд, тактики игры и пр.).

Эффективные спортивные журналисты затрачивают на сбор материалов длительное время, просматривая материалы в различных источниках, вычленяя самые актуальные и подходящие по тематике контенты. Многие спортивные журналисты специализируются в одном аспекте своего ремесла, как репортер, спортивный писатель или

обозреватель, и нередко соглашаются выступать в качестве приглашенного эксперта, чтобы появиться на спортивных радио или телевизионных программ».

Книги и журналы не могут играть оперативную роль во взаимодействии спорта и журналистики с обществом. У них есть свои ценности, но журналистски они незначительны. Причина для этого обычно одна - технологические особенности изготовления продукции. Производство и доставка получателю книги или журнала занимает больше времени, чем выпуск газеты или радио- телевещания. Книги и журналы далеки, исходя из своего назначения, от ежедневной спортивной деятельности. Спортивные писатели, публикующие свои произведения в книгах и художественных журналах, ориентируются на историческое, аналитическое описание спортивных событий, которые уже ушли в прошлое. Эти произведения формируют у читателей спортивное мировоззрение, отношение к ценностям спорта и физической культуры.

В учебнике Шаркова Ф.И., Силкина В.В. описываются современные профессиональные требования спортивных журналистов, которые в своей работе должны руководствоваться кодексом журналистской этики. В этическом аспекте важно учитывать возможные конфликты интересов, которые могут вызывать компрометирующее спортивное освещение. К сожалению, такой подход довольно часто поддерживают ряд главных редакторов с целью повышения рейтингов своих изданий. Некоторые спортивные журналисты, как и другие, подвергаются давлению и даже гонениям, что приводит к плачевным результатам. Так спортивный писатель Running Scared, описывал подобный случай, в котором рассказывалось об угрозах со стороны старшего должностного лица трека, что привело к самоубийству их коллеги спортивного журналиста Клиффа Темпла1.

Часто в спортивную журналистику приходят талантливые и уважаемые спортсмены. Журналистское мастерство они осваивали позже, когда после завершения спортивной карьеры они начинали работать спортивными комментаторами на любительской или профессиональной основе. Так или иначе, им недостаточно было иметь профессиональные знания о спорте и интуиции. Выдающимися спортивными журналистами становились лишь те из них, которые овладевают знаниями, навыками и умениями журналистского творчества.

Некоторые газеты стали нанимать бывших спортсменов или действующих спортсменов для ES-cribir. Так, газета Sunday Times в свое

1 Джеффри Клиффорд (29 января 1947 - 8 января 1994 года), автор, комментатор и тренер. Был одним из ведущих британских спортивных журналистов. В течение многих лет он был спортивным корреспондентом «Санди Таймс». Он покончил с собой после того, как ему угрожали и оклеветали.

время пригласила в качестве спортивного журналиста Гарольда Абрахамса (чемпиона Олимпиады 1924 года в беге на 100 м), а лондонская газета Evening News - капитана крикета Англии сэра Леонарда Хаттона, благодаря чему эти имена вписаны в историю спортивной журналистики.

Авторы ставят вопрос: «Какой спортивный журналист лучше? Тот, который вначале получил профессию журналиста с профилизацией на спортивную журналистику, а потом стал углубляться в изучение теории и практики развития конкретного вида спорта. Или же больших успехов добивались те спортивные журналисты, которые приходили в спортивную журналистику из спорта?». И не дают однозначный ответ на поставленные вопросы, ведь история спортивной журналистики имеет немало примеров успешной карьеры спортивных журналистов как в первом, так и втором случаях.

В учебнике акцентируется внимание на то, что «спортивные журналисты сталкиваются с большими трудностями, чем большинство других журналистов, поскольку добывать спортивную информацию довольно сложно по разным причинам. Во-первых, спортивные события, как правило, происходят в нерабочее время. Во-вторых, спортивные организаторы неохотно допускают к свои секретам журналистов. Тем не менее, они должны использовать те же инструменты, что и журналисты политических, экономических или социально-культурных новостей, и придерживаться тех же профессиональных и этических стандартов. Они должны заботиться, чтобы не показать предвзятость по отношению к любому спортсмену и к любой спортивной команде. Спортивные журналисты, как правило, должны также собирать и использовать статистические данные, всесторонне характеризующие спортивные команды и отдельных спортсменов по интересующим видам спорта».

Функции спортивной журналистики

Нельзя не согласиться с мнением авторов о том, что спорт тесно связан с бизнесом и раскрываяь функции спортивной журналистики, нужно исходить из данных обстоятельств. Конечной целью многих состязаний как для спортсменов, так и для организаторов спорта, является получение доходов. «В пространстве современных медиакоммуникаций сам спорт всё более становится бизнесом - этому способствуют как изменившиеся общественные реалии, так и те возможности, которые дают медиакоммуникации» [Стратегический консалтинг...].

При этом, следует отметить что «спорт непременно является эстетическим зрелищем, привлекающим огромные массы людей, как в качестве болельщиков, так и просто наслаждающимся самим зрелищем. Привлекающим фактором является то, что большинство видов спорта демонстрируют красоту тела, движений и духа».

Исходя из этого, авторы, ссылаясь на Вартанову, акцентируют внимание гна основные функции спортивной медиакоммуникации, которые она выполняет в обществе [Вартанова], [Вопросы теории и практики...: 530]. Информационная функция «является базовой и наиболее общей, поскольку характерна для журналистики в целом. Её суть состоит в донесении событий мира спорта до потребителей спортивной информации, что позволяет, в свою очередь, поддерживать состязательную компоненту» [Данилова: 528]. «Созданием, распространением и оценкой информации занимается все больше людей, а новые коммуникации и информационные технологии создают новое общество. В нем не просто существует огромное количество свободно доступной информации, но и практически все приобретает характер информации и оценивается по принципу - какая это информация» [Нарбут, Шубрт: 5]. «Спортивная информация» как понятие соотносится с содержанием сообщений о явлениях, фактах и событиях, происходящих в спортивной сфере общества. В раскрытии сущности спортивной информации немаловажное значение имеют структура и форма ее представления» [Научные ведомости.: 170]. Структура позволяет выявить элементы информации, включая их взаимосвязь. Различают содержательную и формальную структуры.

Организационная функция спортивной журналистики вытекает из того обстоятельства, что подготовка и проведение спортивных мероприятий привлекает внимание общественности. Управленческая функция заключается в «непосредственном влиянии на саму аудиторию, потребляющую информацию, и в постоянном воздействии на социальные институты спорта» [Шустер: 24]. Далее авторы данной книги основываются на работе петербургских ученых К. А. Алексеева и С. Н. Ильченко «Спортивная журналистика», в которой представлен полный обзор исследовательских подходов к данным функциям [Алексеев К.А., 2013].

Пропагандистская и агитационная функции являются взаимно обуславливающими. Пропагандистская функция, нацеливаясь на распространение знаний о спорте, стала в современном мире зачастую посредством спорта противопоставлять одну идеологию другой, то агитационная функция нацелена на пробуждение интереса к спорту и физической культуре как таковой. С этими двумя функциями сопряжена функция выражения и формирования общественного мнения, направленная на поддержание интереса к спорту и создание определенного имиджа (в том числе конкретного вида спорта или спортсмена).

Воспитательная и просветительско-образовательная функции акцентированы на спорте как на ценности. Они отвечают на вопросы «Почему надо заниматься спортом?» и «Как надо заниматься спортом?». «Эстетическая и гедонистическая функции базируются на потребности человека в созерцании прекрасного, а в контексте самих спортсменов - на

любовании красивыми, здоровыми людьми с гармонично развитым телом» [см. Данилова: 529].

Рекламная функция журналистики появляется по причине появления спортивной индустрии. «Чем больше освещается то или иное событие в спортивной сфере, тем большая экономическая отдача ожидается от него -так, ещё задолго до начала крупных соревнований (например, Олимпийских игр) средства массовой информации публикуют материалы о подготовке к ним» [Данилова: 529].

«В экономической среде положение фирмы определяют ее доходы; в спорте положение команды решают выигрыши. Мало что меняет даже коммерциализация спорта, хотя спортивная победа может стать поводом к увеличению закупки определенного товара, а спонсирование может повысить вероятность выигрыша определенной команды. Обе эти системы отделены непреодолимой коммуникационной границей, из-за которой их способность понимания априорно ограничена конкретным двоичным кодом и не позволяет совершенно адекватно оценить ориентации другой системы» [Шубрт: 8].

П. Воронков работе «Спортивная пресса как тип» описывает также так называемую функцию эмоциональной мены спортивной журналистике, которая по его описанию представляет собой развлекательную функцию. «Прочтение спортивной газеты, просмотр спортивной телепередачи, прослушивание спортивной радиопрограммы приносит не только эмоциональную разрядку и избавление от отрицательных эмоций, накопившихся за день» [Воронков]. В его работе также упоминается мировоззренческая функция. Впрочем, подмечают авторы, что все названные функции спортивной журналистики так и иначе относятся к подавляющему числу других отраслей журналистики лишь с той разницей, что при этом обозначается соответствующая предметная сфера.

Совмещение классической и сетевой формы представления изданий

Сегодня классики журналистских жанров едва ли согласятся включению в виде отдельного жанра, например, процесс подготовки и актуализации информации в social media, т.е. формирование информационных массивов в социальных сетях. Относить или не относить social media к жанру журналистики - вопрос дискуссионный. Конечно же, включение в творческий процесс участия неклассического журналиста в сетях может включать элементы производства таких классических жанров как заметка; информационное интервью; информационная корреспонденция; репортаж; информационный отчет; блиц-опрос. Однако это вовсе не исключает возможность выделения из группы классических жанров social media, пользующегося помимо классического контента сетевым гипертекстом. Так или иначе, этим занимаются люди, которые

выполняют те же функции, что и классические журналисты, но специфическим образом. Например, зарисовки, используемые в социальных сетях, хотя и могут отличаться от зарисовок в газетах и журналах, тем не менее, представляют журналистский жанр, встроенный в интернет-журналистику.

Более того, такие аналитические жанры как аналитический отчет; аналитическое интервью; аналитическая корреспонденция; беседа; мониторинг; комментарий; статья; рецензия; обозрение; журналистское расследование составляют основу всей структуры гипертекста, формируемого в сетях1.

Тем не менее, отмечают авторы учебника, спортивная журналистика должна продолжать выдвигать на первый план полевого журналиста, которым, как говорят, нужно родиться. Но врожденных качеств недостаточно. Для того, чтобы взять короткое, но впечатляющее интервью сразу после окончания игры у известного спортсмена нужно быть настоящим артистом, психологом, если хотите - экстрасенсом. Если репортер допытывается ответа о причинах победы, а спортсмену хочется упасть и закрыть лицо руками, то задача репортера, естественно, очень непростая. Он в этой ситуации оказывается чаще не в роли желанного информационного промоутера и благодетеля, а, скорее всего, может быть даже подвергнуться агрессивной нелицеприятной словесной атаке (порой не только словесной). Авторы учебника задают вопрос читателю: «А если же Вы хотите опросить спортсмена, потерпевшего неудачу - ждите нелицеприятной реакции. И кто же из полевых журналистов при этом может оказаться в выигрышной ситуации? Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, следует дочитать эту книгу до конца».

Спортивные писатели

Своими спортивными репортажами комментатор буквально пишет как историю событий, так и свою личную историю спортивного журналиста. Но, кроме того, он должен непрерывно собирать и анализировать информацию. Однако эту информацию по-разному подают спортивные журналисты и спортивные писатели. В массовых видах спорта писатели, как правило, в своих документальных или художественных описаниях, охватывают одну команду или один вид спорта. Освоив технику и технологию сбора и обработки спортивной информации и писательским мастерством, они уже, по сути, становятся экспертами в той или иной спортивной сфере. Характер спортивных событий по-разному отражается в различных журналистских жанрах, а тем более в художественных журналистских произведениях.

Спортивные журналисты все чаще прибегают к написанию длинных книг и выпускают популярные книги на различные спортивные темы,

'Подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/38706/osnovnyie-janryi-jurnalistiki

включая биографии, историю и исследования. Как и по любой другой тематике, проводятся конкурсы за лучшую спортивную книгу года. Считают, что впервые такой конкурс состоялся в 1989 году, когда книга Дэна Топольского об одной из самых противоречивых университетских лодочных гонок была объявлена победителем. Конкурс прошел благодаря спонсорству Уильяма Хилла. Премия спортивной книги года Уильяма Хилла присуждается ежегодно.

Начиная с 1990-х годов, растущее значение спорта, его влияние как глобального бизнеса и огромные суммы денег, привлеченные от спонсорства и проведения Олимпийских игр и Кубков мира по футболу, также привлекли внимание известных журналистов-расследователей. В сферу журналистских расследований входит характер отношений между спортивными журналистами и субъектами их репортажей.

Спортивная интернет-журналистика

«Современная интернет-журналистика представляет собой сложный многофункциональный механизм, который интегрирует различные средства массовых коммуникаций (печать, радио, телевидение, сетевые медиапорталы, мобильную связь, видео и т.п.). ... В связи с этим вопросы о том, как эволюционировала интернет-журналистика, каковы её характерные особенности и, как следствие, каким образом изменялась её жанровая структура, стали в последние годы одними из самых дискуссионных» [Пак: 268]. Имеет ли отношение к интернет-журналистике журналистский текст из классических СМИ, попавший на платформу Интернета? Ответ очень простой: «Такой текст является лишь копией текста в бумажном носителе».

Многие сетевые издания, таким образом, являются идентичными газетным изданиям. Например, сетевые издания «Лента.ру» (www.lenta.ru), «Утро.ру» (www.utro.ru), «СМИ.ру» (www. smi.ru), «Дни.ру» (www.dni.ru) имеют аналогичный с бумажным изданием контент. Однако в ряде таких сетевых изданий дополнительно присутствуют сведения о структуре издания, редколлегиях, концепции сетевого издания и пр.

Сегодня подавляющее большинство печатных периодических изданий размещают свой контент на сайтах. Оригинальные же сетевые издания изначально создаются только во всемирной паутине, не имея бумажных аналогов. Так, журнал «Коммуникология» в сетевом варианте (ISSN 23113065 print) полностью повторяет бумажную версию (ISSN 2311-3332 online). На сайте журнала, однако, кроме самой электронной копии журнала имеются различные положения (о порядке публикации и рецензирования, о подписке, этические нормы и др.), отсутствующие в бумажной версии журнала. В то же время в общей издательской концепции функционирует еще одно сетевое издание «Коммуникология: электронный научный журнал» (ISSN 2542-209X), не имеющий бумажного аналога и не повторяющий контент базового журнала «Коммуникология».

Авторы учебника отмечают, что «в процессе осмысления феномена спортивной медиакоммуникации важно определить, какое место занимает спорт в медиакоммуникационном поле. Для современного понятия «спорт» выделения лишь соревновательной и развлекательной цели явно недостаточно». По мнению К. Алексеева и С. Ильченко, для того чтобы некое явление общественной жизни было обозначено как «спорт», необходимо соблюдение ещё нескольких условий, а именно [Алексеев, Ильченко: 14]: 1) «стремление достигнуть максимально возможных результатов в разных видах физической и умственной деятельности; 2) наличие организованных состязаний и особых общественных отношений, связанных с ними; 3) общественное признание результатов этих состязаний как имеющих самостоятельную значимость»1.

В современных реалиях, наиболее из значимых источников дохода телеканалов являются спортивные телетрансляции. Но сейчас за право спортивных трансляций также успешно борются с телевидением интернет-платформы и стриминговые сервисы. «Недаром кабельные компании связывают свои телеканалы в пакеты, чтобы в нагрузку к спорту продавать что-то еще, что на самом деле зрителю уже не нужно .Бизнес телекабеля, а с ним и телекомпаний, без спорта посыплется. 82% пользователей заявили, что откажутся от платного ТВ, если там не будет прямых спортивных трансляций. Когда обрушатся подписка и реклама, не будет хватать денег, в том числе, на новостную тележурналистику. То есть утрата спорта кардинально изменит (точнее, похоронит) и прочие форматы современного телевидения, включая те, которые отвечают за контроль политических институтов и влияют на формирование общественной повестки. Что касается телезрителей и болельщиков, то им, по большому счету, все равно, где смотреть» [Мирошниченко].

Конвергенция гипертекстовых, мультимедийных и интерактивных технологий

Конвергентный процесс, несмотря на усложнение организационной структуры медиакоммуникаций, предоставил возможность журналистам овладевать новыми технологиями создания медиатекста. Так, в «журналистике сегодня получает распространение мультимедийный контент, формируемый с помощью средств, которые дают возможность рассказать о событии, используя информацию, выраженную в разных знаковых системах» [Кульчицкая]. «Идея объединения нескольких видов информации существовала в журналистике и в культуре еще до возникновения компьютерных технологий, то есть, суть мультимедийных технологий не сводится к технической стороне» [Силантьева, Ц^:2013].

1 http: //studme.org

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технологии мультимедиа могут использоваться не только в развлекательных целях. Это возможно из-за наличия у мультимедийных продуктов свойств всестороннего воздействия на различные органы чувств человека. «Сегодня мы наблюдаем, как в одном материале может присутствовать большая часть мультимедийных элементов одновременно -текст, иллюстрация, аудио, видео и инфографика» [Качкаева: 15-16].

Конвергенция «сближение, слияние на цифровой основе различных медийных платформ, типов СМИ (от лат. converge - сближаться, сходиться к одному центру)» [Лукина, Фомичева: 25]. «С 1990-х годов быстрое внедрение Интернета в повседневную жизнь миллионов людей в разных странах мира придало дискуссиям о конвергенции широкий практический смысл» [Вартанова: 34]. Голландский исследователь Т. Ван Дейк (T. van Dijk), один из пионеров теории текста, теории речевых актов и анализа дискурса, занимавшийся также и исследованием языка СМИ, выделял следующие характеристики мультимедиа: стратификацию, модульность и манипулятивность» [Robert Burnett].

Названные технологии существенным образом меняют содержательную составляющую текстовых сообщений. Гипертекстовые ссылки на конкретный текст, графики и рисунки реализуются в виде отсылок к фрагментам электронных ресурсов, что превращает контент в некую объемную структуру. Гипертекст - это рассредоточенный информационный массив, состоящий из множества текстов, объединяемых системой встроенных гиперссылок, позволяющих знакомиться с его материалом, переходя с помощью ссылок в разные места сформированного информационного пространства. «Гипермедиа - этот жанр конвергентной журналистики не ограничивается лишь одной медиа-платформой для предоставления своего контента. Например, онлайн-газета, которая издаётся ещё и в печатном виде. Именно их чаще всех остальных подразумевают под понятием «мультимедиа» - сочетание в материале текста визуального ряда, аудио, графиков и прочих средств представления информации»1.

Авторы акцентируют, что «интеграция в гипермедиа, соответственно, протекает на всех трёх уровнях (трансмедиа, мультимедиа, интерактивные медиа). Трансмедиа - довольно неоднозначный жанр, споры о котором не утихают до сих пор. Особое внимание уделяется социальным сетям (один из примеров трансмедиа), которые по своей сути лишь отчасти обладают признаками и функциями СМИ. В этом случае ставится под сомнение сама информативность контента, т. к. его созданием и редактированием занимаются не журналисты, а пользователи, склонные в большинстве своём к устным (разговорным) средствам оповещения. К тому же, подобную медиа-платформу, выходящую по своему функционалу и практическому применению далеко за рамки одной журналистской деятельности, многие

1http://fb.ru

эксперты призывают не воспринимать в качестве серьёзной инновации. Ведь трансмедиа предоставляют пользователям не только публицистические труды, а также и рекламу, развлекательный контент и многое другое»1.

«Внедрение мультимедийных технологий в процесс массовой коммуникации вызывает огромные трансформации в индустрии СМИ и в журналистике как таковой. Во-первых, изменяется структура редакций, которые переходят на конвергентную модель функционирования. Во-вторых, изменяются роли и компетенции журналиста: ему приходится осваивать новые способы работы. Если раньше корреспондент мог отправиться на задание только с ручкой и блокнотом, то теперь он должен владеть новой техникой, поскольку обязан приносить в редакцию контент, представленный в разных знаковых системах. Его произведение включает в себя текст, звук, видеокартинку, фото и т.д.»2. «Мультимедийная история или статья - журналистский материал, в котором тема раскрыта с помощью различных медийных платформ - текстовых и аудиовизуальных средств, единство которых создает объемную картину события» [Качкаева]. В качестве итога работы формируется новый тип медиатекста -мультимедийная история, составленная из разных частей и отражающая разные стороны освещаемого события. Такая история считается вершиной деятельности конвергентной редакции, ее эталонным продуктом.

Благодаря конвергенции и мультимедийности «некоторые спортивные редакции становятся уникальными, сочетая в себе сразу несколько медиаканалов, что привлекает к теме спорта все новую и новую аудиторию. Тем самым, спортивные массмедиа становятся более интересными, профессиональными, конкурентоспособными и перспективными. Поэтому в настоящее время интерес к массмедиа, ориентированный на спортивную тематику, не только не снижается, но значительно возрастает. Тем не менее многие теоретические вопросы, особенно касающиеся изучения профессионального информационного обеспечения российского спорта, остаются нерешенными»3.

«Мультимедийность и интерактивность как свойства сетевых СМИ связаны и с гипертекстуальностью. Свойства гипертекста позволяют определить характер взаимосвязей гипертекстуальности как с интерактивностью, так и с мультимедийностью. «Дисперсность» структуры гипертекста порождает возможность отбора воспринимаемого материала самим пользователем, а «нелинейность» как его типологическое качество определяет путь восприятия и формирования представления» [Калмыков: 2011]. Помимо интерактивности, мультимедийности и гипертекстуальности

1 http://fb.ru

2 http:// studfiles.ru

3 Научные ведомости. Серия «Гуманитарные науки». 2014. № 13 (184). Вып. 22.

Интернет-СМИ [Лукина, Фомичева], отмечается и инфоцентричность, «как возможность глубокой иерархичности информации, персональный подход, мгновенность, измеримость, гибкость, экономичность» [Калмыков, Коханова].

Сегодня «границы и барьеры во многих планах попросту перестают существовать, отмечается появление новейших информационно-коммуникационных технологий. В первую очередь их влияние ощутимым образом сказывается на преобразованиях в журналистике, благодаря чему СМИ осваивают новые информационные площадки и более технологичные методы подачи контента. В дальнейшем более сложный, широкий и универсальный формат контента создаёт все предпосылки для взаимодействия между целыми жанрами СМИ (печатные издания, радио, телевидение и т. д.), что и является пиком развития конвергентной журналистики в целом»1. Такой чрезвычайно расширенный формат контента позволяет осуществлять взаимодействие не только между жанрами СМИ, но и семиотическими пространствами экономики, политики, культуры.

«Семиотический пространственно-временной континуум спорта образует игровое семиотическое пространство - место, где разворачивается визуальный спортивный текст и семиотическое пространство спорта -условная умозрительная система, где действует язык и знаки спорта. Внутри семиотического пространства спорта происходит взаимный обмен и перевод текстов между различными видами спорта. Такое же взаимодействие осуществляется в пределах единой семиосферы - между семиотическим пространством спорта и семиотическими пространствами других культурных феноменов (политикой, экономикой, искусством» [Климов: 116]. Поэтому спорт можно рассматривать в качестве социокультурного явления, и, одновременно, в качестве главного и доминирующего предмета спортивной журналистики.

Требования к спортивным журналистам

Авторами описываются профессиональные требования и специфика работы спортивного журналиста на раздичных творческих позициях. Наиболее интегрированным, скорее всего, является требование: «личный талант и усердное глубокое обучение коммуникативной теории, привитие журналистских навыков и знание закономерностей функционирования сферы физической культуры и спорта». Хотя, едва ли можно отрицать (подобные примеры мы уже приводили), что хорошим спортивным журналистом может стать и человек, не имеющий прямого отношения, как к журналистике, так и к спорту.

Ъйр:/ЯЬ.т

Вот как высказался по этому поводу Майкл Шаффарт, заместитель заведующего кафедрой спорта, средств массовой информации и связи (г. Мюнхен). «Интерес зрителей, слушателей, читателей и пользователей в медиа-спорте постоянно растет. Герои современной спортивной индустрии далеко не всегда появляются из спортсменов. Спортивные журналисты становятся теперь чаще кумирами в глазах общественности, чем некоторые лучшие спортсмены. Многие спортивные журналисты становятся образцом подражания для молодых людей» [Schaffrath: 6].

Профессиональный спортивный журналист - это журналист, который на профессиональной основе собирает, оценивает, анализирует информацию о спортивных соревнованиях и спортсменах, готовит и представляет общественности словесный, визуальный, аудиальный контент (или смешанный вариант). В индустрии спортивной журналистики, как и в других её видах, происходит распределение функций: редакторы, модераторы, кинематографисты, репортеры, полевые репортеры, интервьюеры и т.д. Одни пишут словесные тексты, другие - подбирают изображения (эти функции также могут одни и те же люди), третьи -редактируют информационный массив и проводят медиаобработку, пишут комментарии.

Спортивные комментаторы используют энтузиазм и уникальные истории, чтобы привлечь зрителей. Они, также известные как дикторы или спортивные репортеры, работают в основном на телевидении и радиостанциях. Они посещают различные подготовительные курсы, университеты и профессиональные спортивные мероприятия, записывая лучшие моменты и беседуя со спортсменами. Затем они делают отчеты и обсуждают игры или события, представляя или распространяя ключевые моменты на телевидении или радио. Большинство спортивных комментаторов являются экстравертным личностями. Как минимум, они имеют степень бакалавра в области связи или вещания.

Для достижения успеха в карьере спортивного журналиста (впрочем, и журналиста любой другой отрасли) необходимо соблюдение следующих условий:

1. Минимальная базовая образовательная квалификация, которая может позволить человеку свободно выражать свои идеи в письменной форме. Конечно, в настоящее время руководство большинства газет настаивает на минимальной образовательной квалификации бакалавра журналистики для новых абитуриентов.

2. Диплом по журналистике, который желательно, но не обязательно. Некоторые газеты также настаивают на этой квалификации.

3. Хорошее знание стенографии и владение современными мультимедийными технологиями.

4. Умение писать тексты соответствующего формата.

5. Хорошее знание грамматики и правильное использование языка.

6. Пытливый ум и желание узнать больше и больше о различных областях предметов. А для этого нужно развивать привычку читать, особенно важные национальные и международные газеты и другие периодические бумажные или электронные издания.

7. Обширные общие знания о национальных и международных проблемах.

8. Должен обладать обширным словарным запасом и любовью к изучению новых слов, ведь слова - это инструменты, с которыми ему приходится работать.

9. Непрерывно развивать свою профессиональную компетентность, а для этого:

- осваивать дополнительно знания в области истории, культуры, цивилизации и других интересных фактов жизни;

- знакомиться с базовыми знаниями о бизнесе, промышленности, коммерции, банковского дела и т.д., особенно, если журналистская деятельность, так или иначе, соприкасается с этими сферами экономики.

10. Владение сведениями о происходящих политических и социокультурных событиях, прямо или косвенно влияющих на развитие физической культуры и спорта.

12. Знание Российских законов и подзаконных актов, особенно в сфере физической культуры и спорта и в смежных сферах общественных отношений.

14. Честность, порядочность, соблюдение профессионального кодекса чести, являются основой формирования репутации журналиста.

Это базовый, но далеко не полный список квалификационных требований к спортивным журналистам, базовые из которых, впрочем, должен соблюдать любой журналист.

Спортивный же журналист, кроме того, должен иметь базовую квалификацию, такую как талант писать, выступать, комментировать события в «спортивном духе». Нет никаких сомнений в том, что молодым людям, обладающим огромным желанием приобщиться к спортивной журналистике, не составит большого труда стать хорошим журналистом этой увлекательнейшей сферы жизнедеятельности человека.

Режим работы спортивного журналиста

Главный редактор DSF Аксель Балакуски (Axel Balkausky) отмечает одно из требований к спортивным журналистам - готовность жертвовать своим личным временем, быть готовым к экстремальной ситуации: «Страсть к профессии имеет решающее значение». «Эта работа слишком экстремальна. Рабочее время зависит от времени начала, увольнения тренеров, менеджеров или последнего слуха об изменениях в судьбе футбольного профессионала или звезды Формулы 1. По меньшей мере, две

трети выходных будут проводиться на стадионах, спортивных залах, студиях и редакциях. Чтобы увязать свою жизнь с такими «мелочами» вы должны быть беззаботными и сумасшедшими. Способы подготовки спортивного журналиста настолько разнообразны, что трудно найти какой-либо один способ становления спортивного журналиста» [см.: Schaffrath: 23-24].

Спортивная журналистика - это далеко не то, как она представляется телезрителям. Демонстрируемые презентации или хороший комментарий далеко не всегда принадлежит спортивному комментатору - чаще всего он лишь озвучивает, что сделано редакционным коллективом. Настоящие авторы контента сидят в редакционных помещениях, планируют и реализуют программы. К крупным спортивным событиям редакционные коллективы готовятся заранее - «перелопачивают» уйму материала, находят адреса, разыскивают адреса спортсменом, тренеров, сценарии будущих спортивных мероприятий. Эти люди тоже спортивные журналисты. Они должны сочетать высокий уровень организационной, постановочно-планировочной, общественной, коммуникативной, аналитической компетенции. К тому же такая непубличная работа не приносит журналисту общественно-рейтинговых дивидендов.

Описанные «теневые» журналисты ради коротких клипов с 20-30 секундной (до нескольких мнут) демонстрацией готовят контент, тратят на это от получаса до часа и более совместного времени. Но такое разделение труда спортивного журналиста далеко не классическое. Все зависит от масштабов редакций, их продукции и бюджета.

Одни считают, что журналистами рождаются, а другие - что журналистами становятся. Скорее всего, правы и те, и другие. Врожденные качества во многом предопределяют выбор профессии. Но чтобы стать настоящим журналистом, особенно в спортивной отрасли, нужно получить как обширные профессиональные знания, иметь здравый смысл, быть объективным, обладать логикой и ясным мышлением. Не помешает также и чутье (интуиция). Эти качества требуется не только приобретать в процессе учебы, но и непрерывно развивать в процессе практической деятельности.

Журналистская профессия, хотя и имеет эксклюзивный характер, все же достаточно массовая профессия. Если руководствоваться утверждением, что Шекспиру и Рабиндранату Тагору не нужно было иметь университетского образования для того, чтобы создавать гениальные произведения, то едва ли сотни тысяч журналистских мест можно будет обеспечить специалистами-самоучками, отдельные из которых действительно могут превзойти выпускников-отличников самых лучших журналистских факультетов ВУЗов страны.

Новые технологии - новые требования к журналистам

Современная цифровая редакционная техника и программы обработки информации меняют режим и содержание работы редакций. Также меняются функции разделения труда между оператором, звукорежиссером, редактором и телекомментатором. В небольших городских и районных редакциях журналисту приходится сочетать в себе сразу несколько функций. Одним словом - быть универсальным специалистом. В печатных спортивных изданиях также приходится многие функции членов редакции универсализировать. Так, по мнению немецкой редакции «BundesligaNews», 40 процентов контента подбирается и монтируется самими редакторами с помощью новых поисково-обрабатывающих комплексов [Schaffrath: 26].

Современные технологии выдвигают еще более жесткие требования к журналистам. На вопрос: «Что нужно, чтобы стать спортивным журналистом?» отвечает легенда журналистики Марио Ферретти: «Конечно, склонность, способность, так называемое призвание, а также владение журналистскими методами. Нужно уметь говорить, уметь импровизировать, иметь воображение, коммуникативные качества и особый журналистский азарт.»1.

При всех обстоятельствах подавляющее большинство спортивных редакций вынуждены исходить из прибыльности своей журналистской продукции. Одним из таких бюджетных источников, к которым прибегают почти все редакции - это рекламная составляющая.

Специфика работы спортивного журналиста в прямом эфире

Авторы учебника отмечают специфику работы спортивных журналистов в прямом эфире: «Журналистское присутствие в эфире можно разделить по принципу присутствия журналиста в кадре. Прямое телевидение не всегда означает, что журналист должен присутствовать в кадре. Любой репортер, прежде чем предстать перед аудиторией, должен подумать, будет ли его появление оправданным, или зрителю достаточно видеть «картинки» с закадровым комментарием. Как правило, в репортаже журналист появляется на экране при отсутствии динамики в кадре. Присутствие необходимо, чтобы дать ощущение сиюминутности происходящего и заполнить пустоту, которая могла бы появиться. Это характерно для прямых репортажей с закрытых мероприятий (судебных заседаний, политических событий, имеющих отношение к спорту) когда журналист не имеет возможности показать зрителю, что происходит за закрытыми дверями, но полученная им информация чрезвычайно важна. Помимо таких репортажей, журналист должен присутствовать в кадре при проведении прямого эфира. При этом он выступает в роли модератора, не только помогая вести диалог между двумя сторонами, но и представляя третью сторону - зрителя, который не всегда может лично участвовать в

1http://www.larapedia.com/sport_giomalismo_sportivo/storia_giornalismo_sportivo.html

обсуждении. Кроме того, роль журналиста в данном случае заключается в создании динамики. Он отвечает за подготовку острых вопросов, чтобы прямая трансляция не превратилась в так называемые говорящие головы»1.

Комментарии за кадром - ещё один вид присутствия журналистов. При трансляциях спортивных событий нахождение журналиста в кадре чаще всего неуместно. В этом случае журналист, долго находящийся в кадре, будет отвлекать зрителя от демонстрируемых спортивных событий на экране. Если комментируемое событие само по себе интересно и динамично, зритель хочет наблюдать за самим действием, а не смотреть на журналиста. В случае же сопровождения спортивных мероприятий комментатором, он играет роль того же зрителя, как бы находясь на его месте. Комментатор ведет диалог со зрителем, разъясняя некоторые моменты, происходящие на экране, отвечая на возможные вопросы зрителей, давая свою оценку происходящему».

Эндрю Бойд в книге «Технология производства эфирных новостей»2 выделяет следующие виды присутствия журналиста в эфире:

- репортер находится на сцене и ведет диалог с ведущим в студии в прямом эфире;

- ведущий в прямом эфире передает слово репортеру, который заранее подготовил сюжет. Репортер сам комментирует то, что отображается на экране;

- журналист может прервать передачу или новостной блок, если появляется экстренная новость. Здесь, как правило, журналист появляется в кадре не более 40 секунд;

- в том случае, когда дополнительная информация показывается на экране в форме таблиц, диаграмм или статистических данных, связь между репортером и отделом новостей должна быть очень четкой. Журналист должен быть уверен, что он говорит именно то, что показывают на экране (это часто используется для футбольных трансляций, когда на экране отображается статистика матча, которую комментирует журналист).

Особый акцент авторы делают на особенность работы в эфире, так как «журналист не всегда может заранее знать, что именно произойдет, как отреагирует собеседник и каким будет его ответ. Это может вызвать нестандартные ситуации. Журналист должен быть готовым к ним и уметь найти выход из любой сложившейся ситуации, не теряя самообладания, быть сдержанным и, по возможности, не допускать резких высказываний об участниках передачи. Однако в практике деятельности спортивных журналистов встречалось немало случаев, когда журналист не сдерживал свои эмоции. Так, 20 апреля 2004 года, после окончания полуфинала Лиги

1 https://testmyprep.com/subject/journalism/specificity-of-the-work-of-a-sports-journalist-on

2Бойд Е. Технологии производства эфирных новостей / Эндрю Бойд; пер. с англ. А.А. Колот. М.:

ООО Киевская типография, 2007.

чемпионов между Монако (Франция) и Челси (Англия), закончившегося со счетом 3: 1 в пользу Монако, комментатор телеканала ITV Рон Аткинсон, не зная, что микрофон все еще включен, заговорил об игроке «Челси» Марселе Десайлли: «чертовски ленивый большой негр» (damned lazy healthy nigger).

Другой особенностью работы журналиста в прямом эфире является умение быстро перестроить и подстроить свою речь под события в кадре. Подобным положительным примером является действие комментатора на матче испанской «Ла Лиги» от 25 августа 2007 года, между командами Севилья и Хетафе. Перед самим матчем заболел футболист из «Севильи» Антонио Пуэрте. Естественно, комментатор не мог предвидеть такой поворот событий, и уж точно не мог заранее подготовить речь на эту тему. Комментируя тот матч, Андресу Монтесу, необходимо было срочно перестроить свое выступление с футбольного матча на то, что случилось с игроком, прокомментировать кадры из подтрибунного помещения. Стоит отдать должное профессионализму комментатора, который не растерялся и продолжил комментарий, используя не футбольную, а медицинскую терминологию».

Авторы выделяют «еще одну особенность работы журналиста в эфире: высокая эрудированность. Для спортивного журналиста, работающего в эфире, крайне необходимо знание разных сфер жизни. Если появляется заминка во время спортивного события, комментатор должен уметь занять аудиторию, не дать ей заскучать или потерять интерес к трансляции. У журналиста, работающего в прямом эфире, не будет возможности проверить факты или найти необходимую информацию, а внештатная ситуация, как видно из приведенного выше примера, может произойти в любой момент. Кроме того, надо понимать, что большинство зрителей, показанный по телевизору сюжет и комментарии журналиста принимают «за чистую монету». Если же зритель определит, что он введен в заблуждение или будет разочарован уровнем образования журналиста, представляющего информацию, то потеря репутации данного журналиста неизбежна. Одним словом, журналист, работающий в прямом эфире, должен быть готов к любым сюрпризам».

Подбор спортивных журналистов

Издатели и вещатели, руководители соответствующих отделов имеют свои представления по подбору молодых специалистов. Поскольку среди медиакомпаний существует жёсткая конкуренция, кадровая политика медиакомпаний все больше вынуждена корректироваться в сторону реализации ближайших прагматических целей. Процедура отбора и вступительных испытаний для молодых специалистов отличается в зависимости от типа СМИ. Однако, несмотря на резкие отличия требований между медиагруппами, можно выделить общие тенденции - из-за роста конкуренции между претендентами на журналистские должности, входящие

испытания становятся все более требовательными. Крупные медиакомпании создают свои собственные школы и правила найма молодых журналистов и на начальном этапе их деятельности организуют стажировки. По данным Немецкой ассоциации журналистов 80 процентов всех молодых специалистов, получивших журналистское образование, проходят стажировку на рабочих местах. По данным этой ассоциации журналистов, занятых полный рабочий день в Германии составляет 73000 человек. Сколько из них занимаются спортивной журналистикой - неизвестно. Ассоциация немецких спортивных журналистов (VDS) насчитывает около 3500 членов, а тех, кото более половины зарабатывает от спортивных журналистских мероприятий - около 4500 человек [см.: Schaffrath: 10].

В региональных и местных секторах телевидения и радио, особенно в тех регионах, в которых в последние годы стали строиться крупные спортивные комплексы и проводиться международные соревнования, появляются новые возможности карьерного роста по спортивной журналистике.

Принято считать, что спортивная журналистика - это сегмент журналистики, освещающий спортивные события и темы. Можно увидеть и такие явно усеченные определения: «Спортивная журналистика - это форма написания отчетов на спортивные темы и соревнования». Нередко встречаются утверждения, что спортивные журналисты не интересуются «серьезными» темами. Однако, по мнению авторорв, «спортивная журналистика включает всю практику сбора, интерпретации информации о событиях, темах и тенденциях спортивной жизни, её представления во взаимосвязи социально-культурной, политической и экономической деятельностью в различных жанрах и формах, и последующего распространения на массовую аудиторию. Представляется теоретически обоснованным рассматривать спортивную журналистику не только как инструмент описания и анализа спортивной жизни какого-либо объекта. Спортивная журналистика призвана не просто отражать спортивные события, и даже не ограничиваться анализом спорта, как неотъемлемого элемента любой организации, пусть даже социетального уровня. При широком рассмотрении она включает в себя теоретико-методологический анализ состояния общественных процессов, касающихся каким-либо образом спорта и событий, развивающихся вокруг него».

Спортивная тематика, являясь неотъемлемым элементом многих информационных сообщений различных медиа, охватывает и отражение культурного, политического, идеологическое и прочего значения спорта. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что спорт является чрезвычайно ёмким и полифункциональным явлением. Поэтому современная спортивная журналистика, олицетворяя политические,

социокультурные и этические теории, должна опираться на стили мышления, эстетические идеалы и ценности.

Выполнение своих функций журналистами в спортивной журналистике включает и отображение событий социальной жизни вокруг спорта и сопутствующего ему направления физической культуры. Технология деятельности спортивного журналиста включает в том числе (а не в качестве единственного действия, как определяют некоторые авторы) и написание отчетов о проведенных соревнованиях и мероприятиях, охватывающих спортивную проблематику, а также несение доспортивной информации до массовой аудитории через каналы массовой коммуникации.

Выводы

Одним из приоритетных направлений государственной политики в нашей стране является развитие спорта и физического воспитания нации. Спортивная журналистика обеспечивает коммуникации между субъектами спортивной деятельности. Спортивные средства информации, включающие и классическую систему спортивной печати и электронных СМИ, и достаточно сложную систему конвергируемых спортивных медиа, и сетевые спортивные медиа, сбор, обработку и доставку до получателей весь спектр спортивной информации, формируют сложное социокультурное пространство.

В учебнике Шаркова Ф.И., Силкина В.В. «спортивная журналистика призвана актуализировать мировоззрение социальных групп, имеющих отношение к спортивной тематике, средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время для общественности. С точки зрения общественных интересов, спортивная журналистика адаптирует часть научно-практического знания данных групп для восприятия массовым сознанием спортивной жизни как социокультурного явления. Спорт в отражении СМИ представляется как своеобразное социально-культурное явление. В спорте проявляются гуманистические идеалы и ценности, выявляются культурно-эстетическое и духовное начала. Спорт нередко идеализируется и происходящие в нем процессы. Спорт на макроуровне призван быть фактором национального сплочения, широкого общения между народами, укрепления международного сотрудничества».

Авторы делают вывод, что «спортивная журналистика функционирует в системе спортивной медиакоммуникации, представляющей собой одну из сложных структурных медиасистем, которая благодаря своим коммуникативным связям имеет широкий спектр охвата различных сфер деятельности, включая спорт, журналистику, рекламу, PR и т. д. В спортивной медиакоммуникации основными задачами масс-медиа становятся: создание образа спортивной деятельности, ее познавательно отражательных характеристик, формирование и выражение общественного

мнения, общественного настроения по поводу тех или иных спортивных событий или явлений, выработка представлений о характере и особенностях развития того или иного вида спорта, создание имиджевого образа спортивных личностей, групп, организаций, создание модели поведения участников спортивной деятельности, околоспортивной общественности, различных аудиторных групп, системы управления и самоуправления сферой спорта».

При слиянии спорта и журналистики создается дискурсная медиасистема, которая несет в себе некий код, позволяющий не только воспринимать определенные структуры знаний, но и осмыслять происходящее в этой сфере на уровне символов и знаков, воплощающих ценностные ориентации, идеологические установки, модели развития спортивных событий и интерпретации происходящих ситуаций1.

Учебник Шаркова Ф.И., Силкина В.В. «Спортивная журналистика» выполнен на высоком научном уровне и станет важным вкладом в изучение истории, теории и праткики отечественной и зарубежной спортивной журанлистики. Учебник соответствует предъявляемым требованиям и стандартам. Таким образом, «Спортивная журналистика» Шаркова Ф.И., Силкина В.В. представляет теоретическую и прикладную ценность и может быть использовано при обучении студентов бакалвриата, обучающихся по направлениям подготовки «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», «Менеджмент», а также для всех, кто интересуется спортивной журналистикой.

1 См.: Научные ведомости. Серия «Гуманитарные науки». 2014. № 13 (184). Вып. 22.

Источники

Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2021). Спортивная журналистика. М.: Дашков и Ко,

184 с.

Шарков Ф.И., Силкин В.В., Лайшев Р.А. (2018). Спортивная журналистика в системе современной медиакоммуникации//Коммуникология. Т. 6. № 4. С. 60-75.

Шарков Ф.И. (2019). Спортивная элитология: концептуальное начало и практика. в сборнике: российская элитология: инновационные ответы на вызовы современного мира. Материалы третьего всероссийского элитологического конгресса с международным участием. С. 304-316.

Andrews, P. (2005). Sports Journalism: A Practical Introduction. Sage Publications. ISBN 1412902711.

Schultz, B. (2005). Sports Media: Reporting, Producing, and Planning. Focal Press. ISBN 0240807316

Allan, S. (2004). News Culture, 2nd edn. Maidenhead: Open University Press.

Allan, S., ed. (2005). Journalism: Critical Issues. Maidenhead: Open University Press.

Andrews, D. L. and S. J. Jackson, eds (2001). Sport Stars: The Cultural Politics of SportingCelebrity. London: Routledge.

Andrews, P. (2005). Sports Journalism: A Practical Guide. London: Sage.

Born, G. (2005). Uncertain Vision: Birt,Dyke and the Reinvention of the BBC. London:Vintage.

Boyle, R. (2005). Sports Journalism in the Promotional Age. Paper delivered atPlay theGame: Sport Governance,the Good the Bad and the Ugly:4th International World Communication Conference on Sport and Society, Copenhagen, 9 November.

Boyle, R. (2006). Sports Journalism: Context and Issues. London: Sage.

Bromley, M., ed. (2001). No News is Bad News: Radio,Television and the Public. Harlow:Pearson Education.Cashmore, E. (2002). Beckham. Cambridge: Polity.

Croteau, D. and D. Hoynes (2003). Media Society: Industries,Images,and Audiences,3rd edn. Thousand Oaks, CA: Pine Forge.

Giulianotti, R., ed. (2004). Sport and Modern Social Theorists. Basingstoke: Macmillan.Guttmann, A. From Ritual to Record: The Nature of Modern Sports, 2nd edn. NewYork: Columbia University Press.

Hartley, J. (1996). Popular Reality: Journalism,Modernity,Popular Culture. London: Arnold.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lindsey, E. (2001). Notes from the Sports Desk: Reflections on Race, Class and Gender inBritish Sports Journalism, in B. Carrington and I. McDonald (eds)'Race',Sport andBritishSociety, pp. 188-98. London: Routledge.

Lowes, M. D. (2004). Sports Page: A Case Study in the Manufacture of Sports News forthe Daily Press. In: D. Rowe (ed.) Critical Readings: Sport, Culture and theMedia, pp. 12945. Maidenhead: Open University Press.

Schaffer, K. and S. Smith, eds (2000). The Olympics at the Millennium: Power, Politics,andthe Games. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press.

Smart, B. (2005). The Sport Star: Modern Sport and the Cultural Economy of Sporting Celebrity.London: Sage.

Sparks, C. and J. Tulloch, eds (2000). Tabloid Tales: Global Perspectives on the PopularMedia. Boulder, CO: Rowman and Littlefield.

Syrigos, F. and G. Syrigos (2005). Risking Your Life for a Sports Story, Paper presented at the Play the Game Conference, 6-10 November.

Tomlinson, A. (2005). Sport and Leisure Cultures. Minneapolis: University of MinnesotaPress.

Toohey, K. and A. J. Veal (2000). The Olympic Games: A Social Science Perspective. Walling-ford: CABI.

Whannel, G. (2001). Media Sport Stars: Masculinities and Moralities. London: Routledge.

Zelizer, B. and S. Allan, eds (2002). Journalism after September 11. London: Routledge.

■ ■ ■ STUDYING THE SPORTS MEDIA SYSTEM AND MEDIA COMMUNICATION: a review of the textbook by F. I. Sharkov and V. V. Silkin «Sports Journalism»

Kireeva O. F.1, Kireeva U. A.2

1. Online publication «Communicology: an electronic scientific journal».

2. Association «International Academy of Communication».

Abstract. The textbook is devoted to the history, theory and practice of domestic and foreign sports journalism. The phenomenon of sport as a special type of socio-cultural activity is considered in the system of global media communications and in the context of global trends in the development of interaction between sports and various media. The publication presents the results of a study of the development of sports from the Ancient world to the present and the genesis of the Russian and foreign sports press. For the first time, an attempt is made to fully present the formation and development of sports elitology. The presented research results received a wide response at the Third All-Russian Elitological Congress.

The materials of sports media, including «doping scandals», as well as the legal and social foundations of professional sports journalism are analyzed. Some materials describing the continuation of the «cold war» in the sports arena are noted. The monograph presents the main trends in the development of sports journalism in electronic media, the Internet, as well as materials of domestic and foreign sports journalists presented in various types and genre media. The monograph also describes the professional requirements and specifics of the work of a journalist in various creative positions in connection with sports topics.

The article describes the qualification requirements for a specialist in the field of sports journalism, the system of regulatory regulation, technologies and methods of creating works, psychological and speech characteristics of professional activity. It is shown how, when sports and journalism merge, a discursive media system is created, which carries a certain code that allows not only to perceive certain knowledge structures, but also to comprehend what is happening in this area at the level of symbols and signs embodying value orientations, ideological attitudes, models of the development of sports events.

Keywords: sports journalism, sports media system, media communications

For citation: Kireeva O. F. The study of the sports media system and media communication: a review of the textbook by Sharkov F. I. and Silkin V. V. «Sports Journalism». In: Kommunikologiya: Electronic Scientific Journal. 2021. Vol. 6. No1. P.124-153.

Information about the author: Olga Kireeva, Deputy editor-in-chief of the online

publication «Communicology: an electronic scientific journal». Address: 84 Vernadsky

Avenue, p. 6, Moscow, 119571, Russia. E-mail: kirolga08@list.ru; Kireeva Ulyana

Aleksandrovna, Media Manager of the Association "International Academy of

Communication"

Received: 19.01.2021. Accepted: 30.03.2021.

Allan, S. (2004). News Culture, 2nd edn. Maidenhead: Open University Press.

Allan, S., ed. (2005). Journalism: Critical Issues. Maidenhead: Open University Press.

Andrews, D. L. and S. J. Jackson, eds (2001). Sport Stars: The Cultural Politics of SportingCelebrity. London: Routledge.

Andrews, P. (2005). Sports Journalism: A Practical Guide. London: Sage.

Andrews, P. Sports Journalism: A Practical Introduction. Sage Publications. 2005. ISBN 1412902711

Born, G. (2005). Uncertain Vision: Birt,Dyke and the Reinvention of the BBC. London:Vintage.

Boyle, R. (2005). Sports Journalism in the Promotional Age, Paper delivered at Play the Game: Sport Governance, the Good the Bad and the Ugly: 4th International World Communication Conference on Sport and Society, Copenhagen, 9 November.

Boyle, R. (2006). Sports Journalism: Context and Issues. London: Sage.

Bromley, M., ed. (2001). No News is Bad News: Radio,Television and the Public. Harlow:Pearson Education.Cashmore, E. (2002) Beckham. Cambridge: Polity.

Croteau, D. and D. Hoynes (2003). Media Society: Industries,Images,and Audiences,3rd edn. Thousand Oaks, CA: Pine Forge.

Giulianotti, R., ed. (2004). Sport and Modern Social Theorists. Basingstoke: Macmillan.Guttmann, A. From Ritual to Record: The Nature of Modern Sports, 2nd edn. NewYork: Columbia University Press.

Hartley, J. (1996). Popular Reality: Journalism,Modernity,Popular Culture. London: Arnold.

Lindsey, E. (2001). Notes from the Sports Desk: Reflections on Race, Class and Gender inBritish Sports Journalism, in B. Carrington and I. McDonald (eds) Race, Sport and British Society, pp. 188-98. London: Routledge.

Lowes, M. D. (2004). Sports Page: A Case Study in the Manufacture of Sports News forthe Daily Press, in D. Rowe (ed.) Critical Readings: Sport, Culture and theMedia, pp. 12945. Maidenhead: Open University Press.

Schaffer, K. and S. Smith, eds (2000). The Olympics at the Millennium: Power,Politics,andthe Games. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press.

Schultz, B. Sports Media: Reporting, Producing, and Planning. Focal Press. 2005. ISBN 0240807316.

Sharkov F. I. (2019). Sports elitology: conceptual beginning and practice. In the collection: Russian elitology: innovative responses to the challenges of the modern world. materials of the third All-Russian elitological congress with international participation, pp. 304316. (In Rus.).

Sharkov F. I., Silkin V. V. (2021). Sports journalism. Moscow: Dashkov and Co., 184 p. (In Rus.).

Sharkov F. I., Silkin V. V., Laishev R. A. (2018). Sports journalism in the system of modern media communication // Communicology. 2018. Vol. 6. No. 4, pp. 60-75. (In Rus.).

Smart, B. (2005). The Sport Star: Modern Sport and the Cultural Economy of Sporting Celebrity.London: Sage.

Sparks, C. and J. Tulloch, eds (2000). Tabloid Tales: Global Perspectives on the PopularMedia. Boulder, CO: Rowman and Littlefield.

Syrigos, F. and G. Syrigos (2005). Risking Your Life for a Sports Story, Paper presented atthePlay the Game Conference, 6-10 November.

Tomlinson, A. (2005). Sport and Leisure Cultures. Minneapolis: University of MinnesotaPress.

Toohey, K. and A. J. Veal (2000). The Olympic Games: A Social Science Perspective. Walling-ford: CABI.

Whannel, G. (2001). Media Sport Stars: Masculinities and Moralities. London: Routledge.

Zelizer, B. and S. Allan, eds (2002). Journalism after September 11. London: Routledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.