Научная статья на тему 'СЕМЬ ЛЕТ СПУСТЯ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ НА СЕКТОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ'

СЕМЬ ЛЕТ СПУСТЯ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ НА СЕКТОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ОТРАСЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / МИРОВОЙ РЫНОК / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулкадыров Арсен Саидович

В рамках статьи проведен ретроспективный анализ влияния секторальных санкций на экономику Российской Федерации спустя 7 лет после их введения. Отмечается, что отношения России и развитых стран имеют богатую историю. Разразившийся в 2014 г. политический конфликт между Россией и ведущей страной западного конгломерата США и ее странами-сателлитами, а также последовавшие за ним санкции против ключевых отраслей национальной экономики страны имеют серьезные последствия различного характера для секторов Российской Федерации. По итогам исследования сделан вывод о стабилизации системы национальной экономики и наличии потенциала устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдулкадыров Арсен Саидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEVEN YEARS LATER: A RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE IMPACT OF SANCTIONS ON SECTORS OF THE RUSSIAN NATIONAL ECONOMY

The article provides a retrospective analysis of the impact of sectoral sanctions on the economy of the Russian Federation 7 years after their introduction. It is noted that relations between Russia and developed countries have a rich history. The political conflict that broke out in 2014 between Russia and the leading country of the western conglomerate of the United States and its satellite countries, as well as the subsequent sanctions against key sectors of the country’s national economy, have serious consequences of a different nature for the sectors of the Russian Federation. Based on the results of the study, it was concluded that the system of the national economy is stabilized and the potential for sustainable development is available.

Текст научной работы на тему «СЕМЬ ЛЕТ СПУСТЯ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ НА СЕКТОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_1_29 УДК 341.018

Абдулкадыров Арсен Саидович,

кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательского института управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Россия, г. Махачкала, e-mail: ars.rggu@mail.ru

СЕМЬ ЛЕТ СПУСТЯ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ НА СЕКТОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В рамках статьи проведен ретроспективный анализ влияния секторальных санкций на экономику Российской Федерации спустя 7 лет после их введения. Отмечается, что отношения России и развитых стран имеют богатую историю. Разразившийся в 2014 г. политический конфликт между Россией и ведущей страной западного конгломерата США и ее странами-сателлитами, а также последовавшие за ним санкции против ключевых отраслей национальной экономики страны имеют серьезные последствия различного характера для секторов Российской Федерации. По итогам исследования сделан вывод о стабилизации системы национальной экономики и наличии потенциала устойчивого развития.

Ключевые слова: санкции; ключевые тенденции; отрасли национальной экономики; мировой рынок; экономическое развитие; банковский сектор; оборонно-промышленный комплекс; нефтегазовый сектор.

UDC 341.018

Abdulkadyrov Arsen Saidovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Senior Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy, Russia, Makhachkala, e-mail: ars.rggu@mail.ru

SEVEN YEARS LATER: A RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE IMPACT OF SANCTIONS ON SECTORS OF THE RUSSIAN NATIONAL ECONOMY

The article provides a retrospective analysis of the impact of sectoral sanctions on the economy of the Russian Federation 7 years after their introduction. It is noted that relations between Russia and developed countries have a rich history. The political conflict that broke out in 2014 between Russia and the leading country of the western conglomerate of the United States and its satellite countries, as well as the subsequent sanctions against key sectors of the country's national economy, have serious consequences of a different nature for the sectors of the Russian Federation. Based on the results of the study, it was concluded that the system of the national economy is stabilized and the potential for sustainable development is available.

Keywords: sanctions; key trends; branches of the national economy; world market; economic development; banking sector; military-industrial complex; oil and gas sector.

Поступательное экономическое развитие общества представляет собой многогранный процесс, характеризующийся определенными факторами, такими как экономический

рост, формирование базиса для развития высокотехнологичной и инновационной экономической системы и венчурного бизнеса, осуществление реальных структурных из-

менений, рост производительности труда и качества жизни населения. Эффективность процессов развития во многом определяется способами государственного регулирования национальной экономики, институциональной эффективностью [2].

В последнее время на российскую экономику значительно повлиял такой фактор, как введенные санкции зарубежными странами против секторов национальной экономики страны.

Первые санкционные пакеты датируются 2014 г. Они стали неожиданным ударом для всех институтов, тяжело отразились на национальной экономической системе. Привыкание системы национальной экономики происходило поэтапно и достаточно болезненно. Мировые кризисные явления, локальные конфликты снизили темпы экономического роста в целом. Так, 2014 г. продемонстрировал нижний уровень экономических показателей, начиная с мирового кризисного периода 2008-2009 гг. Хронология событий выглядит таким образом: со второй половины 2014 г. для предприятий и организаций Российской Федерации был перекрыт доступ к инструментам рефинансирования на площадках западных рынков. Первые результаты мы наблюдали в конце ноября - начале декабря 2014 г. - это резкое падение курса национальной валюты по отношению к мировым, и последовавшая за ним инфляция, и дефицит определенных товаров, экспортируемых с территории государств, которые ввели санкционные пакеты против отраслей и секторов промышленности Российской Федерации. Отличительной особенностью 2015 г. стал режим свободного плавания рубля, что дало возможность платежному балансу страны автоматически приспосабливаться к меняющимся условиям внешней торговли и финансовых рынков, не прибегая при этом к расходованию международных резервов [3].

Начало введенных против Российской Федерации санкций принято относить к 12 сентября 2014 г. В этот день впервые было принято решение о введении секторальных санкций против России (Указ № 13662 в редакции от 12.09.2014 Управления по Контролю за иностранными активами Казначейства США, Treasury's Office of Foreign Assets Control («OFAC»)). В данном документе было опре-

делено введение четырех ограничивающих взаимодействие с российскими контрагентами директив, относящихся к различным отраслям национального хозяйства Российской Федерации. Разберем их более подробно:

1. Директива № 1 затрагивает банковскую сферу. Санкции заключаются в том, что запрещается финансирование любого типа. Под санкционный пакет попадают такие финансовые операции, как купля-продажа облигаций нового типа, реструктуризация долговых обязательств и займов, а также размещение любых видов ценных бумагах на фондовых площадках США. В рамках дан -ной директивы были определены структуры (в том числе дочерние компании):

- «Банк Москвы»;

- «Внешэкономбанк»;

- «ВТБ»;

- «Газпромбанк»;

- «Сбербанк»;

- «Россельхозбанк».

2. Директива № 2 содержит рамки ограничительного характера, касающиеся финансирования нефтегазового, ведущего для системы национальной экономики, сектора страны. В данном документе определены меры запрета в области предоставления кредитных продуктов, а также купли-продажи и последующего размещения ценных бумаг и облигаций на фондовом рынке США сроком более 90 дней для следующих компаний (в том числе дочерних структур): ПАО «Транснефть», ПАО «НОВАТЭК», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Роснефть».

3. Директива № 3 запрещает предоставление займов или приобретение облигаций новых выпусков сроком обращения более 30 дней структур «Ростеха». То есть данная директива направлена на высокотехнологичные предприятия оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, являющиеся локомотивами системы национальной экономики и безопасности, а именно на активно развивающуюся корпорацию «Ро-стех», а также ее дочерние и аффилированные компании.

4. Директива № 4 направлена на ведущий сектор национальной экономики - нефтегазовый, касаемо определенных технологических ограничений. В данной директиве определено то, что организациям США запрещен экспорт в любом виде (реэкспорт, прямой

или косвенный экспорт) товаров и услуг (за исключением финансовых - см. Директиву № 2), технологий для разведки и добычи на глубоководных проектах, для разработки шельфов арктических морей, а также сланцевых проектов следующим компаниям: ПАО «Газпром нефть», ПАО «Газпром», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Роснефть», ПАО «Сургутнефтегаз».

Европейский Союз как стратегический союзник Соединенных Штатов Америки 30 июля 2014 г. ввел впервые секторальные санкции, также распространяющиеся на Крым и город Севастополь. Так, в соответствии с ними организациям, зарегистрированным на территории Европейского Союза, был установлен запрет на оказание следующих видов услуг:

- брокерские услуги - сделки по покупке и продаже финансовых инструментов, оказанию финансовых услуг;

- финансовая помощь в виде займов, кредитов;

Отдельно выделены в рамках санкций Европейского Союза предприятия топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, непосредственно занятые эксплуатацией и переработкой нефтегазовых и минеральных ресурсов. Для таких предприятий было запрещено:

- предоставление любого рода кредитных продуктов;

- приобретение или расширение долевого участия в компаниях (приобретение акций, паев), связанных с вышеуказанной деятельностью;

- создание совместных предприятий.

Также совокупность санкций ограничивала функционирование предприятий нефтегазового сектора. Основные запретительные мероприятия коснулись договоров продажи оборудования для данной отрасли, в том числе экспорта и реэкспорта, оборудования, применяемого для глубоководных разведывательных работ, геологоразведки и добычи на арктическом шельфе и т. д.

Пакет введенных санкционных мер затрагивал стратегические направления совершенствования современной нефтегазовой отрасли нашей страны. Предприятия и организации нефтегазового сектора экономики лишились оперативного технического обслуживания и соответствующей финансовой поддержки инвестиционных проектов,

направленных на освоение арктического шельфа и прилегающих территорий, а также разработки месторождений сланца и глубоководных месторождений.

При этом установленный запрет не распространяется на сделки, заключенные до 1 августа 2014 г. [6]

Последующий крупный пакет санкцион-ных ограничений США против России был введен в 2017 г. К нему следует отнести закон CAATSA «Акт о противодействии оппонентам Америки посредством санкций» № 115-44 от 2 августа 2017 г., который напрямую ориентирован на ослабление позиций России в конкуренции на мировом нефтегазовом рынке.

Новые санкции США ударили по нефтегазовым рынкам Российской Федерации и Европейского Союза, так как главная их характеристика заключается в том, что они носят экстерриториальный характер. Именно поэтому они распространяются на европейские компании и напрямую касаются совместных проектов между Европой и Россией.

Давление, оказываемое внедренными санкциями, основной целью ставило затруднение разработки арктического шельфа и проведение глубоководного бурения, при этом не обделило вниманием и инвестиционные проекты нефтегазовой отрасли, направленные на излечение трудноизвлекае-мых запасов ресурсов. При реализации этих проектов была запрещена поставка оборудования и предоставление запатентованных технологий. Следует особо подчеркнуть, что такие проекты имеют стратегически важное значение для России, именно поэтому санкции нацелены именно против них. Предыдущие проекты, попадавшие под санкции, были географически привязаны к территории России, относились к зафиксированным физическим и юридическим лицам, то новые санкции затрагивают любые новые проекты, реализуемые данными компаниями без учета географического районирования. Под ограничения попадают все новые проекты, в которых российским подсанкционным компаниям принадлежит 33 % и более.

Новые санкции США предполагают, что можно налагать ограничения на лиц, вкладывающих в строительство российских экспортных трубопроводов более 5 млн долларов в год или 1 млн долларов единовременно.

Кроме того, санкции можно будет наложить за предоставление услуг, технологий, оказание информационной поддержки при строительстве и модернизации российских экспортных трубопроводов, в том числе действующих. При этом в законопроекте отдельно указывается, что США продолжат противодействовать строительству газопровода «Северный поток-2», имеющего стратегически важное значение для России.

Предусмотрены и ограничительные меры в отношении лиц, инвестирующих более 10 млн долларов или способствующих таким ин -вестициям, если данные вложения помогают Российской Федерации приватизировать государственные активы с целью незаконного обогащения чиновников правительства, их семей и близких [5].

Не желая попасть под санкции США, иностранные компании приняли решение о остановке реализуемых инвестиционных проектов. Судя по всему, данное решение тяжело далось им, но понимая ту силу и мощь, которой обладают США, было принято решение о заморозке уже реализуемых и достаточно перспективных инвестиционных проектов. Приостановлению подлежали инвестиционные проекты по освоению шельфа. Например, совет директоров компании «ExxonMobil» определил выход из всех российских проектов, кроме уже запущенного «Сахалин-1». Отечественная компания «Роснефть» успешно сотрудничала с «ExxonMobil», проводились работы по разведывательному бурению на глубине. Данному проекту предрекали большие перспективы. Глубоководное бурение проводилось совместными усилиями на глубине 300 футов, а в указанном санкционном пакете декларировались проекты только глубиной более 500 футов, но сотрудничество было свернуто. Таким образом санкции блокируют совместные проекты с компаниями США, а также европейскими компаниями.

Последние санкции США несут в себе реальные проблемы для развития российской экономики, в особенности ее нефтегазового сектора. Они включают в себя запретительные меры для американцев на осуществление любых контактов с попавшими под данный санкционный пакет организациями, в этом реестре большинство крупных организаций. Создана основа для санкций против сотрудничающих с ними европейских компа-

ний - новый фактор, введенный принятым в 2017 г. законом о противодействии противникам США при помощи санкций CAATSA.

Определенный пакет санкций был введен со стороны Канады в отношении Российской Федерации:

- Было предусмотрено замораживание банковских активов и запрет на получение виз для въезда в Канаду.

- Под ограничение попали ряд российских банков: «Инвестиционный республиканский банк» («Инресбанк»), «Московский областной банк» («Мособлбанк»). Также в списке значатся и крупные российские промышленные предприятия и холдинги: ОАО «Волгоград-нефтемаш», АО «Ижевский механический завод», АО «Ижмаш», АО «Технопромэкспорт», АО «Технодинамика холдинг», АО «Техмаш», АО «Русэлектроникс» и АО «Швабе Холдинг».

Таким образом, можно сделать вывод, что направленные точечные удары затрагивают именно те отрасли, где мы традиционно сильны и имеем перспективы долгосрочного экономического роста. Основными целями санкционной направленности выступили нефтегазовая отрасль, формирующая более трети доходов консолидированного бюджета страны, банковская финансовая структура, необходимая любой государственной системе, и оборонно-промышленный комплекс -ключевая составляющая системы национальной безопасности России.

Одним из серьезных ударов выступили санкции, адресованные сфере финансового сектора экономики [6]. Отсутствие возможностей получения кредитов и займов организациями банковской отрасли России в западных кредитно-денежных организациях отразилось в целом на фискальной системе страны.

Санкции стран Европы сказались на минерально-сырьевом комплексе России [4]. Объектом выступила ключевая составляющая топливно-энергетического комплекса - нефтегазовая отрасль, приносящая существенные доходы бюджету страны [1]. Европейским предприятиям запрещено предоставлять российским партнерам услуги по глубоководному бурению для добычи нефти и газа. В России существует острый дефицит собственных буровых установок, которые могут использоваться на шельфе, нет специализированных судов для проведения

3D-сейсморазведки. В целом современные технологии добычи на шельфе в России не могут на сегодняшний день восполнить отсутствие иностранных технологий.

Следует отметить, что до момента введения секторальных санкций иностранные технологии присутствовали повсеместно во всех отраслях промышленности, в том числе и в оборонно-промышленном комплексе. С момента введения санкционных пакетов ощущалась острая нехватка ранее используемых технологий. Европейский Союз как стратегический союзник США направил пакет санкций на оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации. Введенные санкции затронули не только экспорт вооружений и военной техники, но и реализацию продукции двойного назначения, производимой предприятиями оборонно-промышленного комплекса России. От этого сильно пострадали смежные отрасли промышленности. Так как оборонно-промышленные предприятия являются основными поставщиками различных комплектующих деталей для многих высокотехнологичных отечественных предприятий, в современных условиях, например, ощущается нехватка микропроцессоров для различных видов микроэлектроники. Но при этом считаем важным подчеркнуть, что любые кризисные явления дают дополнительный толчок развитию реальной рыночной экономики.

Две ключевые тенденции - падение цен на нефть и санкции - соединились одновременно в этот период и оказали очень серьезное негативное влияние на российскую экономику, усугубив те структурные слабости, которые существовали до начала действия этих факторов. Санкции повлияли на интеграционные процессы, происходящие в современном мировом хозяйстве. Политическая составляющая в сложившейся ситуации перевесила здравый экономический смысл, ударив в первую очередь по экономике России, но и зацепив при этом по касательной экономические системы развитых стран, задействованных в санкционной травле. Но следует констатировать, что спустя семь лет

санкций российская экономическая система устояла и выработала в сложных условиях определенный иммунитет и имеет все потенциальные возможности устойчивого развития.

Список литературы:

1. Абдулкадыров, А. С. Перспективы инновационного развития нефтегазового сектора России в условиях глобализации мировой экономики / А. С. Абдулкадыров, Е. П. Жигулина // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2 (55). - С. 138-141.

2. Будзинская, О. В. Зарубежный опыт управления и измерения производительности труда / О. В. Будзин -ская // Нефть, газ и бизнес. - 2015. - № 5. - С. 24-28.

3. Будзинская, О. В. Значение кадровой политики в обеспечении организации квалифицированными кадрами в условиях цифровизации / О. В. Будзинская // Экономика и управление: проблемы и решения. -2019. - Т. 13. - № 3. - С. 86-91.

4. Будзинская, О. В. Институциональное обеспечение непрерывного инженерного образования / О. В. Будзинская, В. С. Шейнбаум // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27. - № 10. - С. 30-46.

5. Прайм. Агентство аналитической информации. URL: https://1prime.ru/experts/20170804/827764685.html (дата обращения: 01.02.2021).

6. Фонд национальной энергетической безопасности. «Российский нефтегаз под санкциями: основные угрозы для отрасли» экспертно-аналитический доклад. С. 3-6.

References:

1. Abdulkady'rov A.S., Zhigulina E.P. Perspektivy' innovacionnogo razvitiya neftegazovogo sektora Rossii v usloviyax globalizacii mirovoj e'konomiki, E'konomika i predprinimatel'stvo, 2015, no. 2 (55), pp. 138-141.

2. Budzinskaya O.V. Zarubezhny'j opy't upravleniya i izmereniya proizvoditel'nosti truda, Neft\ gaz i biznes, 2015, no. 5, pp. 24-28.

3. Budzinskaya O.V. Znachenie kadrovoj politiki v obespechenii organizacii kvalificirovanny'mi kadrami v usloviyax cifrovizacii, E'konomika i upravlenie: problemy i resheniya, 2019, vol. 13, no. 3, pp. 86-91.

4. Budzinskaya O.V, Shejnbaum V.S. Institucional'noe obespechenie neprery'vnogo inzhenernogo obrazovaniya, Vysshee obrazovanie v Rossii, 2018, vol. 27, no. 10, pp. 30-46.

5. Prajm. Agenstvo analiticheskoj informacii. URL: https://1 prime. ru/experts/20170804/827764685. html (data obrashheniya: 01.02.2021)

6. Fond nacional'noj e'nergeticheskoj bezopasnosti. «Rossijckij neftegaz pod sankciyami: osnovnye ugrozy dlya otrasli»: e'kspertno-analiticheskij doklad, pp. 3-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.