Научная статья на тему 'Основные риски, связанные с применением санкций США в адрес промышленного и банковского секторов Российской экономики'

Основные риски, связанные с применением санкций США в адрес промышленного и банковского секторов Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / САНКЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ / САНКЦИОННЫЕ НОВШЕСТВА / ПРИЧИНЫ САНКЦИЙ / СРОКИ САНКЦИЙ / ВИДЫ САНКЦИЙ / ТЕКУЩИЕ И БУДУЩИЕ РИСКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ САНКЦИЙ / САНКЦИИ КАК СТИМУЛ ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тетерятников К. С.

Статья посвящена анализу возможного влияния новых санкций США на экономику Российской Федерации, в первую очередь на ее промышленный и банковский сектора. Автор полагает, что, несмотря на минимальные риски этих санкций, в краткосрочной перспективе существует серьезная опасность постепенного накопления разрушительного воздействия международных санкций США, усиленных санкциями ЕС и Великобритании, в случае отсутствия решительных действий российского руководства по выводу экономики страны из кризиса. Основные риски для развития страны носят не внешний, а внутренний, системный характер, однако санкции вынужденно подталкивают руководство страны к принятию срочных и экстраординарных мер, которые способствовали бы переходу экономики России к инновационному пути развития. Нельзя изменить жизнь в стране, меняя только выборочные государственные институты и отрасли, не осуществляя комплексного подхода. В этой связи автор предлагает ряд мер, направленных на повышение эффективности государственного управления в сфере инноваций в промышленном и банковском секторах экономики c учетом действующих экономических санкций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAJOR US SANCTIONS’ RISKS FOR RUSSIAN BANKING AND INDUSTRIES

The article covers new US sanctions’ potential detrimental effect on Russian economy, primarily on its industries and banking of the past, today and the future of the European Union as a neighbor and a major trade partner of the Russian Federation. The author believes that although the risks of these sanctions are minimal in the short run, there is a serious danger of gradual compounding or Munroe effect of US sanctions multiplied by EU and UK similar actions. The situation is aggravated by the lack of prompt actions on behalf of the Russian leader ship designed toturn around the country’s economy from crisis. Majorrisks for the country’ development are causedby intrinsic systemic reasons and not by external ones. One cannot change economic life in the country bykeeping t the old way. That is why the author of fersanumberofsolutionsaime-datimprovingpublicadministrationefficiency in the area of industrial and banking innovations.

Текст научной работы на тему «Основные риски, связанные с применением санкций США в адрес промышленного и банковского секторов Российской экономики»

ОСНОВНЫЕ РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ САНКЦИЙ США В АДРЕС ПРОМЫШЛЕННОГО И БАНКОВСКОГО СЕКТОРОВ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

MAJOR

US SANCTIONS' RISKS FOR RUSSIAN BANKING AND INDUSTRIES

К.С. ТЕТЕРЯТНИКОВ

Член Правления ВЭО России, руководитель Группы независимых консультантов, к.ю.н.

K.S. TETERYATNIKOV

Member of the Board of Russian VEO, General Director of Independent Consulting Group, LLD

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу возможного влияния новых санкций США на экономику Российской Федерации, в первую очередь на ее промышленный и банковский сектора. Автор полагает, что, несмотря на минимальные риски этих санкций, в краткосрочной перспективе существует серьезная опасность постепенного накопления разрушительного воздействия международных санкций США, усиленных санкциями ЕС и Великобритании, в случае отсутствия решительных действий российского руководства по выводу экономики страны из кризиса. Основные риски для развития страны носят не внешний, а внутренний, системный характер, однако санкции вынужденно подталкивают руководство страны к принятию срочных и экстраординарных мер, которые способствовали бы переходу экономики России к инновационному пути развития. Нельзя изменить жизнь в стране, меняя только выборочные государственные институты и отрасли, не осуществляя комплексного подхода. В этой связи автор предлагает ряд мер, направленных на повышение эффективности государственного управления в сфере инноваций в промышленном и банковском секторах экономики c учетом действующих экономических санкций. ABSTRACT

The article covers new US sanctions' potential detrimental effect on Russian economy, primarily on its industries and banking of the past, today and the future of the European Union as a neighbor and a major trade partner of the Russian Federation. The author believes that although the risks of these sanctions are minimal in the short run, there is a serious danger of gradual compounding or Munroe effect of US sanctions multiplied by EU and UK similar actions. The situation is aggravated by the lack of prompt actions on behalf of the Russian leader ship designed toturn around the country's economy from crisis. Majorrisks for the coun-try'sd evelopment are causedby intrinsic systemic reasons and not by external ones. One cannot change economic life in the country bykeeping

281

it the old way. That is why the author of fersanumberofsolutionsaime-datimprovingpublicadministrationefficiency in the area of industrial and banking innovations.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Международные экономические санкции, санкции как инструмент конкурентной борьбы, санкционные новшества, причины санкций, сроки санкций, виды санкций, текущие и будущие риски воздействия санкций, санкции как стимул для обновления экономики, повышение эффективности государственного управления. KEYWORDS

International economic sanctions,sanctions as a global competition tool, sanction novelties, causes and reasons for sanctions, terms and types of sanctions, current and future risks of sanctions' affects, sanctions as an impetus for revitalizing economy, improvingpublicadministrationefficiency.

Роль международных экономических санкций

В XXI веке введение экономических санкций стало основным инструментом внешней политики индустриально развитых государств. Такие санкции позволяют данным странам успешно решать единую триаду целей: защиту национальных политических интересов, усиление позиций в борьбе за долю на платежеспособных рынках сбыта продукции и услуг посредством ослабления экономических возможностей конкурентов, углубление интеграции сторонников и зависимых государств. При этом такие санкции не требуют от этих стран огромных затрат: людских, материальных и финансовых ресурсов, зачастую задействовавших-ся ранее для достижения политических и экономических целей военным путем. Кстати, справедливо будет добавить,

что законодательство Российской Федерация также предусматривает возможность введения экономических санкций в отдельных случаях [1].

От всеобъемлющих санкций (эмбарго) под эгидой ООН, связанных как со сложностью их введения, так и мониторингом, цивилизованный мир постепенно пришел к необходимости более эффективных так называемых «умных» (smart) санкций. В настоящее время в США действуют 26 санкционных программ, из которых только шесть относятся ко всеобъемлющим, а все остальные — таргетирован-ные. Хотя считается, что в условиях глобализации мировой экономики многосторонние санкции под эгидой ООН или ОБСЕ более эффективны (они наносят больший ущерб населению страны, против которой вводятся санкции), тем не менее, как показала практика, страдания народа в странах с авторитарными и вообще недемократическими режимами, находящихся под санкциями, еще никогда не приводили к достижению санкционных целей, т.е. изменению поведения соответствующих руководителей государства или проводимой ими политики, не говоря уже о смене режима.

В этой связи наиболее индустриально развитые государства мира пошли по пути усиления адресности экономических санкций, т.е. введения их в одностороннем порядке против конкретных юридических и физических лиц в тех секторах экономики, которые являются критически важными для руководства конкретной страны, подпадающей под санкции. А затем, используя свое влияние, добиваются поддержки введенных санкций со стороны своих союзников, партнеров и просто зависимых стран. Ярким примером такого подхода являются новые санкции США, принятые в отношении России, Ирана и Северной Кореи в августе 2017 года.

284

Новые подходы США к экономическим санкциям

2 августа 2017 года после подписания президентом США Д. Трампом вступил в силу Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act, HR 3364) [2]. В 184-страничном документе Ирану отведено 25 страниц, России — 98, финансированию терроризма — 16, Северной Корее — 40.

Впервые за постсоветское время в законодательстве США, которое отличается своим консерватизмом1, определяя алгоритм действий исполнительной власти страны на долгие годы, указан статус Российской Федерации (в компании с Ираном и Северной Кореей) как реального противника США (adversary). В отличие от различных ведомственных доктрин и концепций (министерства обороны, госдепа и пр.), принятых ранее, Закон не ограничивается перечислением угроз, которые Россия якобы представляет для США и ее союзников, а предусматривает долгосрочный план действий, обязательных к исполнению различными ветвями государственной власти США.

Более того, в содержательной части закона обосновывается преступный, по мнению американских законодателей, характер российского государства и его руководства. При этом в части второй Закона, озаглавленной «Санкции в отношении Российской Федерации и борьбы с терроризмом и незаконным финансированием», понятия

1 Так, например, поправка Джексона-Вэника к Закону о торговле, принятому в 1975 году, установившая ограничения во внешнеторговых отношениях США и Советского Союза, была отменена лишь через 37 лет. Впрочем, отменив эту поправку, Конгресс США принял новый документ — «Об ответственности и верховенстве закона» («Закон Магнитского»), которым ввел визовые и финансовые санкции в отношении российских чиновников, которые, по мнению законодателей США, нарушают права человека.

«незаконное финансирование» и «коррупция» приравниваются по своему значению к терроризму. Впервые в законодательной практике США в нескольких статьях Закона непосредственно указано имя конкретного главы независимого государства (В.В. Путина), в отношение которого и лиц, так или иначе связанных с ним, должны быть предприняты определенные санкционные действия (при этом имена руководителей Ирана и Северной Кореи не упоминаются). Такой подход является беспрецедентным для мировой системы права, так как санкции привязаны к определенному человеку, а не к должности, которую он занимает. Изменение им своего статуса как государственного деятеля не создает оснований для отмены санкций против страны.

Срок действия санкций в отношении России

Закон предусматривает возможность смягчения или отмены санкций в случае изменения обстоятельств, приведших к его принятию (ст. 222 пп. «B», ст. 236). Однако поскольку среди этих обстоятельств перечислены практически все претензии к внешней политике Российской Федерации, которые вызывали негативную реакцию на Западе за последние 25 лет, рассчитывать на это не приходится. Среди них: «законы Маг-нитского» (the Sergei Magnitsky RuleofLawAc-countabilityActof 2012, the Global Magnitsky Human Rights Accountability Act) — ст. 252, п. 10 пп. «A»; использование поставок природного газа в Европу как инструмента для оказания политического давления на страны ЕС (ст. 257 п. 7); Крым, Восточная Украина, Абхазия, Южная Осетия и даже Приднестровье (ст. 253); роль государственных СМИ в продвижении интересов России в Европе (ст. 251, п. 2); нежелание выполнять Минские

286

соглашения и протокол (ст. 251, п. 4) и многие прочие нарушения мирового порядка, якобы имевшие место со стороны Москвы. Причем этот список не является окончательным. Таким образом, Конгресс США «выставил Кремлю счет» за все, что когда-либо не устраивало Вашингтон.

Отменить Закон полностью или частично можно будет только большинством голосов сенаторов и конгрессменов. С учетом того, какие политические дивиденды приносит антироссийская риторика американским законодателям, рассчитывать на такой поворот в обозримом будущем не стоит. Скорее всего, следует исходить из того, что данные санкции установлены навсегда.

Виды санкций

Законом предусмотрены 12 видов конкретных санкций (их перечень дан в ст. 235 Закона), которые, в случае наличия для них оснований, предполагается применять не по отдельности, а в совокупности в таких областях, как: кибербе-зопасность, нефтегазовые проекты, финансовые институты, коррупция, права человека, попытки обхода санкций, взаимодействие с Россией в сфере обороны и разведки, экспортные трубопроводы, приватизация государственных активов государственными служащими, поставка вооружений в Сирию.

Среди санкций, вводимых против Российской Федерации по совокупности:

1. Ограничение Эксимбанком США поддержки экспортных поставок из США российским юридическим и физическим лицам, находящимся под санкциями.

2. Ограничение поставок товаров, услуг и технологий, экспорт которых из США требует предварительно-

го получения разрешения органов государственного управления США.

3. Ограничение объемов кредитования финансовыми институтами США российских юридических и физических лиц, находящихся под санкциями (не более 10 млн долл. США в течение года, в случае если эти лица не подпадают под прочие секторальные ограничения).

4. Ограничение объемов кредитования российских юридических и физических лиц, находящихся под санкциями, со стороны международных финансовых институтов с долей участия США (например, Всемирного банка, МВФ и пр.).

5. Запрет финансовым институтам США выступать в роли дилера и депозитора госдолга США в интересах Российской Федерации.

6. Запрет госструктурам США осуществлять любые закупки и поставки товаров и услуг российских юридических и физических лиц, находящихся под санкциями.

7. Возможность запрета на любые сделки, осуществляемые на любых биржевых площадках, находящихся в юрисдикции США, в интересах российских юридических и физических лиц, находящихся под санкциями.

8. Возможность запрета банковских транзакций с участием российских юридических и физических лиц, находящихся под санкциями.

9. Возможность запрета трансакций с недвижимостью российских юридических и физических лиц, находящихся под санкциями.

10. Запрет на инвестирование в активы и долговые инструменты, принадлежащие российским юриди-

288

ческим и физическим лицам, находящимся под санкциями.

11. Отказ в визе и/или депортация из США любого менеджера, а также акционера с контрольным пакетом акций компании, находящейся под санкциями.

12. Возможность введения ограничений в отношении единоличного исполнительного органа или членов коллегиального исполнительного органа российских юридических лиц, находящихся под санкциями.

Кроме данных санкций в некоторых статьях закона изложены отдельные ограничения, касающиеся конкретных секторов экономики. Вместе с тем Закон подтверждает действие персональных и секторальных санкций против РФ, введенных ранее соответствующим законом и указами президента США Б. Обамы в связи с ситуацией в Украине.

Закон предусматривает активное взаимодействие США с зарубежными партнерами, в первую очередь европейскими. В этой связи следует отметить, что 1 января 2018 года в Великобритании вступит в силу новый закон «О криминальных финансах» (the Criminal Finances Bill) [3], который даст право британским судам направлять собственникам финансовых и нефинансовых активов в Великобритании так называемый запрос о состоянии имущества неясного происхождения (unexplained wealth orders, UWO). Новые правила коснутся «политически значимых лиц» (politically exposed person, PEP) и тех, кто подозревается в причастности к серьезным преступлениям, если их активы на территории Великобритании стоят более £50 000. Согласно нормам Евросоюза «политически значимыми» считаются бывшие или действующие госслужащие и сотрудники компаний и банков с госучастием. Новый английский закон «О криминальных

финансах» расширил понятие PEP до членов семей перечисленных выше лиц, их ближайших помощников и иных лиц, связанных с ними (в том числе договорами доверительного управления).

В случае невозможности подтвердить легальность доходов, на которые были приобретены активы на территории Великобритании, или если соответствующий суд сочтет предоставленные доказательства недостоверными или недостаточными, может быть принято решение об аресте или замораживании активов. Учитывая, что налоговыми резидентами Великобритании в настоящее время являются такие владельцы крупнейших российских промышленных и банковских активов, как Р. Абрамович, М. Фридман, В. Лисин, Г. Хан, А. Усманов, не исключено, что в преддверии президентских выборов в России (в марте 2018 года) США совместно с британскими властями и руководством ЕС будет нанесен удар не столько по данным лицам (собственно их судьба абсолютному большинству россиян в лучшем случае безразлична), сколько по крупным частным российским промышленным предприятиям, управляемым из-за рубежа, а также по ключевым российским предприятиям и банкам, обеспечивающим приток в Россию иностранной валюты.

Потенциальное воздействие санкций на российскую экономику

В краткосрочной перспективе негативное воздействие новых американских санкций на российскую экономику и ее банковский сектор будет ограниченным. Однако главная опасность для экономики России заключена даже не в этом списке санкций, а в том, что Закон допускает существенное расширение секторальных санкций в последующем.

В частности, министерство финансов США сможет налагать ограничения на российские госкомпании, работающие в транспорте, металлургическом и горнодобывающем секторах. В результате под санкциями может оказаться компания «Алроса», хотя пока под действующие санкции не подпадают крупнейшие частные российские производители металлов, руды и угля. Ранее этот пункт также включал компании, занимающиеся морскими перевозками, из итоговой версии Закона его убрали, однако в последующем может существенно расшириться сам список отраслей российской экономики, подпадающих под санкции. Также сокращается срок предоставления российским нефтегазовым компаниям банковских кредитов до 60 дней вместо 90, а для госбанков, находящихся под санкциями (Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк), — с 30 до 14 дней.

Кроме того, Закон предусматривает возможность распространения ограничений на авансирование экспортных сделок с российскими партнерами, первичное и вторичное частное размещение акций (IPO и SPO) российских эмитентов, а также отсрочки платежей в пользу российских импортеров для перекрытия наиболее часто используемых лазеек для обхода санкций. Применять их планируется в отношении компаний, уже находящихся под международными санкциями в соответствующих секторах, но существует большая вероятность того, что американские и европейские банки в целях предосторожности будут применять их к значительно более широкому кругу российских компаний и банков (на всякий случай).

Установление порога акционерного участия в размере 33% находящихся под санкциями российских энергети-

ческих компаний в международных энергетических проектах выводит из-под действия новых санкций проект «Шах-Дениз» в Азербайджане и «Сахалин-1», в которых участвуют Exxon Mobil и Роснефть, но одновременно создает риски для кредитования многих других российских компаний. В отношении них западные банки смогут затягивать на неопределенное время кредитные процедуры, связанные с предоставлением множества дополнительных, ранее совершенно необязательных документов для проверки структуры собственности и выявления скрытых конечных бенефициаров.

На самом деле, российский нефтегазовый сектор уже три года функционирует в условиях международных санкций, которые обострили проблему серьезной зависимости российских компаний от зарубежных технологий и оборудования на сложных участках освоения недр: это запасы арктического шельфа, трудноизвлекаемые запасы Западной Сибири, глубоководное бурение. В результате многие совместные проекты с западными компаниями были «заморожены» на неопределенный срок или прекращены. Однако негативный эффект от антироссийских санкций распространился не на все проекты: некоторые западные нефтегазовые компании успешно продолжают деятельность в России, что связано с различиями подходов применения санкций США и ЕС [4].

Существует и ряд других законодательных новаций, способных затруднить деятельность российских банков и компаний. Прежде всего, речь идет о праве властей США ограничивать действие лицензий (вплоть до их отзыва) тем финансовым организациям, которые осуществляют вложения в российские облигации федерального займа,

а также в долговые и фондовые инструменты попавших под санкции российских компаний и банков, что, по-видимому, вызовет отток капитала с российского рынка и новую волну падения рубля. Ограничения также касаются иных компаний и суверенных институтов, которые могут представлять интересы или действовать к выгоде российских юридических и физических лиц, находящихся под санкциями (ст. 235 Закона). Т.е. применение санкций предусматривает возможность их распространения на компании и банки, зарегистрированные и работающие как в США, так и в иных странах, формально находящихся вне американской юрисдикции.

Главный удар новых американских санкций со всей очевидностью наносится по российской газовой отрасли посредством снижения ее экспортных поставок, прежде всего в Европу. Вводится весьма жесткое ограничение на инвестиции в строительство, ремонт и обслуживание российских экспортных газопроводов, включая продажу, лизинг или предоставление услуг, технологий, информации и другой поддержки на сумму свыше $1 млн или более $5 млн в течение 12 месяцев. Все это может привести к постепенной технологической деградации отрасли.

Первая реакция Евросоюза на американские санкции в отношении экспорта российского газа в Европу была резко негативной. Однако последовавшие разъяснения Вашингтона о том, что конкретные решения будут приниматься с учетом интересов европейских партнеров на время сняло напряженность в американо-европейских отношениях.

Будущие риски

Пока еще сложно оценить все риски для банковской сферы России, которые могут возникнуть в связи с предусмотрен-

ными Законом докладами органов исполнительной власти США. Конгресс США обязал эти органы государства представить в срок не позднее чем через полгода отчеты по ряду пунктов. Так, например, Отчет о так называемых олигархах и «квази-государственных» организациях (parastatalentities) РФ (ст. 241 Закона) соответствующим комитетам Конгресса должен представить министр финансов США совместно с директором национальной разведки США и государственным секретарем США. Конгресс интересуют взаимоотношения влиятельных высокопоставленных политических деятелей и олигархов в Российской Федерации, близость последних к высшим государственным чиновникам, включая такие сведения, как предполагаемые счета в российских и зарубежных банках, известные источники дохода этих лиц и членов их семей (супругов, детей, родителей, братьев и сестер), в том числе активы, инвестиции и информацию о бенефициарной собственности. Конгресс также ожидает получить сведения о российских и зарубежных активах российских компаний и банков с госучастием, их банковских операциях, вложениях в ценные бумаги, страхование и недвижимость в России и за рубежом, а также о зарубежных юридических и физических лицах, аффилированных с этими лицами.

Особого внимания заслуживают положения Закона, которые предусматривают «выявление наиболее значимых высокопоставленных политиков и олигархов, определяемых по их близости к российскому режиму и размеру их состояния», «оценку отношений между означенными лицами и президентом В. Путиным или другими членами правящей российской элиты», «их вовлеченности в коррупцию», а также «состояния и источников дохода данных лиц и членов

294

их семей (включая супругов, детей, родителей и братьев/сестер), их активов, инвестиций и бизнес-интересов» (ст. 241 Закона, п. А^). При этом американским государственным органам предписывается «обнаруживать, изучать, документировать и пресекать незаконные финансовые потоки, связанные с Российской Федерацией, если таковые затрагивают финансовую систему США или их союзников, особенно в Европе» (ст. 243 Закона, п. 1, п. 3).

Министерству юстиции, управлению директора национальной разведки, министерству внутренней безопасности вменяется в обязанность значительно увеличить количество расследований, касающихся американской недвижимости, приобретаемой российскими гражданами самостоятельно или третьими лицами в их интересах (ст. 243 Закона, п. 5). Более того, антикоррупционные расследования, в том числе и деятельности российских банков и компаний, их представительств, дочерних компаний и партнеров за рубежом будут носить экстерриториальный характер.

Так, например, Закон предусматривает, что «Соединенные Штаты будут работать с отдельными странами в Европе и Евразии с тем, чтобы гарантировать неиспользование их финансовых систем для сокрытия незаконной финансовой деятельности членов правительства Российской Федерации или лиц в ближайшем окружении президента В. Путина, наживающихся на коррупции» (ст. 252, п. 9). Т.е. речь идет о полноценном, глубоко профессиональном международном расследовании возможных злоупотреблений российских политиков, чиновников и руководителей государственных и частных компаний и банков, а также государственных институтов развития РФ в финансовой сфере во многом с заранее предопределенными выводами, по

сути уже сделанными авторами Закона в его тексте (ст. 251 Закона — Findings).

Доклад об эффективности расширения санкций, включая состояние суверенного долга и деривативов (п. 242 Закона), должен представлять соответствующим комитетам Конгресса министр финансов совместно с директором национальной разведки и государственным секретарем. Конгресс интересуют потенциальные последствия расширения санкций на долговые операции России, хотя суверенный долг России невелик, доля американских инвесторов в нем минимальна, планы по выпуску облигаций федерального займа не амбициозны. Для обслуживания валютного долга российских банков санкции не создадут проблем, но приведут к росту доходности, суверенного долга и корпоративных облигаций.

Доклад о незаконных финансах, связанных с Российской Федерацией (п. 243 Закона), должен представить министр финансов США в координации с генеральным прокурором, директором национальной разведки, министром внутренней безопасности и госсекретарем. Доклад будет содержать резюме усилий, предпринятых для выявления, расследования, отображения незаконных финансовых потоков, связанных с Российской Федерацией, если такие потоки влияют на финансовую систему Соединенных Штатов или основных союзников США. Это необходимо для координации усилий по выявлению и судебному преследованию российских и зарубежных банков, ответственных за незаконные, по мнению Конгресса США, финансовые потоки, включая приобретение российскими физическими и юридическими лицами недвижимости за рубежом.

Доклад о СМИ, контролируемых и финансируемых правительством Российской Федерации (ст. 255 Закона), соот-

296

ветствующим комитетам Конгресса должен предоставить президент США. Конгресс в этом докладе интересуют организации средств массовой информации, которые контролируются и финансируются правительством Российской Федерации и любыми аффилированными с ним лицами, в том числе и госбанками; СМИ, воздействующие как на внутреннюю, так и внешнюю аудитории, включая радиовещательные и спутниковые телеканалы, интернет и печатные СМИ.

Доклад о влиянии Российской Федерации на выборы в Европе и Евразии (ст. 256 Закона) соответствующим комитетам Конгресса должен предоставить президент США. Конгресс интересуют средства, якобы использовавшиеся правительством РФ, российскими юридическими и физическими лицами с целью оказания влияния на результат любых выборов или предвыборных кампаний в какой-либо стране Европы или Евразии в течение предыдущего года, в том числе через прямую поддержку политической партии, кандидата, кампании лоббирования, через неправительственные или гражданские организации.

В последующем предусмотрено ежегодное предоставление вышеуказанных докладов Конгрессу США. Очевидно, что целью рассмотрения этих аналитических документов, которые подлежат обязательному опубликованию (за исключением возможной закрытой части), является обоснование необходимости дальнейшего расширения и углубления санкционной политики США против России. Причем выводы скорее всего будут делаться на основе имеющихся секретных данных, якобы содержащихся в закрытой части доклада, с тем, чтобы избежать открытой дискуссии о достоверности предоставленных сведений и обоснованных возражений со стороны России.

Формально Закон сохраняет за президентом США право не применять предусмотренные санкции, если такой шаг «отвечает интересам национальной безопасности Соединенных Штатов». Однако с учетом нынешней ориентации абсолютного большинства членов Конгресса любое воздержание от таких мер будет иметь самые серьезные последствия для репутации и будущего самого действующего главы Белого Дома. В этой связи следует ожидать, что следующие шаги американских властей могут быть значительно более болезненными для банковского и промышленного секторов экономики России, чем ранее.

Текущая реакция российской экономики на санкции

Пока же принятие США нового пакета санкций, в том числе и финансового характера, не повлияло на суверенный рейтинг России и рейтинги крупнейших российских банков и промышленных компаний, уже находящихся под действием санкций с 2014 года. В российском банковском секторе наблюдается излишек ликвидности, происходит постепенное снижение учетной ставки. Отток валютных средств находится на минимальном уровне за последние три года. Банковские активы составляют около 110% ВВП страны. Проблема заключается не в отсутствии средств для инвестиций, а в нехватке качественных заемщиков, которые бы соответствовали требованиям, предъявляемым ЦБ РФ.

В ряде отраслей агропромышленного комплекса, таких, например, как свиноводство, птицеводство и производство продуктов питания, произошло определенное импор-тозамещение, и сейчас наблюдается значительный рост производства. Тем не менее из-за санкций косвенно мо-

298

жет пострадать все российское сельское хозяйство, так как его основными кредиторами являются находящиеся под санкциями АО «Россельхозбанк» и ПАО «Сбербанк». На их долю приходится 83% от общего объема предоставляемых государством кредитных ресурсов на нужды АПК. Значительная часть семенного фонда, минеральных удобрений и сельхозтехники до сих пор приобретается российскими фермерами за рубежом за доллары США, что позволяет американским банкам контролировать и блокировать соответствующие сделки в случае необходимости. Рост курса доллара также не способствует укреплению позиций российских сельхозпроизводителей.

Тем временем Россия не может позволить себе дать симметричный ответ на американские ограничения, ведь российско-американский товарооборот в 2016 году составил всего $20,2 млрд, в том числе $6 млрд за счет американского экспорта в Россию. Введение ответных санкций лишь создаст большие проблемы таким крупным российским экспортерам, как «Русал», «ВСМПО-Ависма», «Техснабэкспорт» и др., но вряд ли нанесет серьезный ущерб американской стороне. Блокирование поставок в США обогащенного урана, российских ракетных двигателей РД-180 и свертывание сотрудничества с США по эксплуатации Международной космической станции нецелесообразно, поскольку эти направления специально выведены американскими конгрессменами из-под санкций.

В целом новые американские санкции могут усугубить некоторые существующие проблемы развития отдельных отраслей российской экономики, вызванные, впрочем, не столь внешними, сколь внутренними факторами. Так, например, по данным ФАС, госкомпании, их дочки, а также

многочисленные бюджетные учреждения суммарно контролируют 70% экономики РФ. При этом работа государственных компаний и банков в России отличается низкой эффективностью, признает Минфин РФ в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.».

«Отсутствие контроля над ростом издержек и неэффективность реализуемых инвестиционных проектов привели к необходимости опережающего роста тарифов естественных монополий относительно общего индекса цен производителей (без учета нефтегазового сектора), что способствовало перераспределению прибыли корпоративного сектора в пользу таких компаний», — отмечается в документе. Помимо этого, компании с государственным участием являются крупнейшими потребителями в экономике дефицитных как трудовых, так и финансовых ресурсов. Их неэффективное использование ведет к ухудшению экономических перспектив страны.

Выводы и предложения

Несмотря на отсутствие видимых признаков негативного влияния новых санкций США на российскую экономику в настоящее время, тем не менее без решительных действий российского руководства по выводу страны из кризиса кумулятивный разрушительный эффект международных санкций США, усиленный санкциями ЕС и Великобритании, для российской промышленности и банковского сектора будет только усиливаться с каждым годом. В этих условиях наиболее адекватным ответом на санкции было бы ускорение темпов развития российской промышленности, рост ее экспортного потенциала за счет увеличения объемов креди-

300

тования, государственных и частных инвестиций в случае смягчения денежно-кредитной политики ЦБ и стимулирования внутреннего рынка потребления. Возможно, в рамках стратегии повышения эффективности государственного управления имеет смысл рассмотреть целесообразность реализации следующих мер:

1. Принятие закона о государственном предпринимательстве, исключающего возможность существования государственных корпораций и государственных монополий, ФГУПов, МУПов за счет государственного, регионального и муниципального бюджетов и ежегодных субсидий. Государственные и частные подрядчики должны конкурировать за господряды на равных условиях.

2. Сокращение функций и реформирование антимонопольной службы, направление ее усилий на развитие конкуренции, создание равных условий для частного бизнеса и компаний с госучастием.

3. Совершенствование корпоративного управления в компаниях и банках с государственным участием — ограничение срока трудовых отношений с единоличным исполнительным органом (например, президентом компании) до двух сроков по пять лет, но в совокупности не более 10 лет подряд или с перерывами, жесткая увязка вознаграждения членов советов директоров и правления акционерных компаний с госучастием с полученными финансовыми и нефинансовыми (внедрение инноваций) результатами.

4. Предоставление государственных гарантий частным российским и иностранным инвесторам по инновационным проектам среднего и малого бизнеса, не

связанного с государственными структурами и государственными чиновниками.

5. Для формирования «длинных» денег предусмотреть введение госбанками индивидуальных долгосрочных инвестиционных счетов для промышленных предприятий с гибкой ставкой, автоматически корректируемой ежедневно на основе средневзвешенной фактической ставки кредитования в рублях, при условии превышения этой ставки на 2-3% и предоставлении государственных гарантий возврата вложенных средств в полном объеме после окончания срока депозита (3-10 лет).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Активное использование схем замещения акционерного капитала в российских компаниях за счет поставок необходимого оборудования и технологий, не подпадающих под международные санкции.

7. Привлечение в средние и малые российские производственные компании иностранного капитала в валютах, не подпадающих под международные санкции.

8. Участие России в проектах создания глобальных цепочек стоимости (global value chains), исключающих возможность оказания давления на Россию в силу ее критически важной роли в этих структурах материального воспроизводства. На сегодняшний день, к сожалению, не Россия, а Мексика, Вьетнам, Тайвань, Польша играют ключевую роль в таких цепочках.

9. Освобождение от налога на прибыль на срок до пяти лет компаний, сумевших самостоятельно или с помощью внебюджетных средств, в том числе за счет иностранных инвесторов, реализовать собственные инвестиционные проекты в сфере инновационных

302

технологий: 3-D, промышленная робототехника, искусственный интеллект, беспилотные транспортные средства, «интернет вещей», новые материалы. Возмещение государством таким компаниям части капитальных затрат после завершения строительства и пуска объекта в эксплуатацию при условии представления всей документации, подтвержденной внешним аудитом.

10. Проведение открытых тендеров на производство высокотехнологичной продукции и осуществление прикладных исследований для поиска и реализации инновационных решений конкретных проблем российского общества аналогично действующей в Великобритании c 2014 года программе Innovate UK. В настоящее время в рамках данной программы реализуются 19 проектов для среднего и малого бизнеса, предусматривающие выделение грантов в размере от £25 тыс. до £20 млн по каждому проекту [5] c презентацией полученных результатов приемной государственной комиссии.

11. Выпуск государственных облигаций, обеспеченных будущими поставками высоколиквидной продукции, востребованной на внутреннем и внешнем товарных рынках.

12. Приобретение зарубежных компаний и банков, котирующихся на соответствующих биржах в юрисдикци-ях вне режима международных санкций.

13. Создание системы прямого финансирования и мониторинга инновационных инвестпроектов через казначейство и институты развития (минуя коммерческие банки). Без такой системы любые суммы, выделяемые

государством на обновление основных фондов, в очередной раз исчезнут бесследно в недрах госкомпаний и банков.

14. Расширение взаиморасчетов по экспортно-импортным операциям в валюте Российской Федерации.

15. Страхование российских банков и их дочерних предприятий и партнеров за рубежом от рисков замораживания их активов и приостановления их деятельности в результате санкций со стороны США.

Библиографический список

1. Федеральный закон РФ от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» // Российская газета. 10.01.2007. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.rg.ru/2007/01/10/ specmeridok.html (24.09.2017).

2. H.R. 3364 — Countering America's Adversaries Through Sanctions Act. Электронный ресурс, режим доступа: https://www.white-house.gov/legislation/hr-3364-countering-americas-adversaries-through-sanctions-act.

3. The Criminal Finances Bill. Электронный ресурс, режим доступа: https://www.gov.uk/government/publications/criminal-finances-bill-factsheets.

4. Усиление антироссийских санкций и мировой ТЭК // Энергетический бюллетень Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, июль 2017, № 50, 17 с.

5. Innovation competitions at Innovate UK. Электронный ресурс, режим доступа: https://www.gov.uk/guidance/innovation-apply-for-a-funding-award#find-out-which-industries-innovate-uk-funds (25.09.2017).

6. Круглова И.А. Экономические санкции как инструмент регулирования международных экономических отношений // Уче-

304

ные записки Международного банковского института. 2015. № 11 (2). С. 152-156.

7. Дмитриева Н.И. Экономические санкции как инструмент политического давления // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 52. Октябрь 2015 г., С. 120-140.

8. MatthieuCrozet, JulianHinz. Collateral damage: The impact of the Russia sanctions on sanctioning countries> exports// VOX, 05 July 2016. Электронный ресурс, режим доступа: http://voxeu.org/ article/impact-sanctions-russia-sanctioning-countries-exports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.