Научная статья на тему 'Последствия от введения санкций западными странами для банковского сектора России'

Последствия от введения санкций западными странами для банковского сектора России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ПРИБЫЛЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТА / ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ / КРЕДИТОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садреева Альфия Флюровна

В статье рассмотрено состояние российской банковской системы и российской экономики в целом после введения санкционных мер против России. Выявлены угрозы и вызовы, которые могут нести эти санкции в случае их ужесточения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consequences from Imposition of Sanctions by the Western Countries for the Banking Sector of Russia

The article considers the state of the Russian banking system and the Russian economy as a whole after the introduction of sanctions against Russia, the threats and challenges that these sanctions can bear in case of their tightening

Текст научной работы на тему «Последствия от введения санкций западными странами для банковского сектора России»

УДК 336.71

Последствия от введения санкций западными странами для банковского сектора России

Садреева А.Ф.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ

В статье рассмотрено состояние российской банковской системы и российской экономики в целом после введения санкционных мер против России. Выявлены угрозы и вызовы, которые могут нести эти санкции в случае их ужесточения.

Ключевые слова: санкции, банковский сектор, прибыль, национальная валюта, иностранный капитал, кредитование.

Функционирование российской экономки, осуществляемое в интегрированном мировом пространстве, в настоящее время осложняется наличием запретительных методов для участников ведения бизнеса - санкциями. Санкции - вид давления на противника без использования силовых методов, в основном под санкциями подразумеваются экономические ограничения для объекта санкционного режима. Первые случаи введения санкций фиксировались еще в древние времена. Например, в Древней Греции был введен запрет на торговлю некоторым купцам на внутренних рынках. После Второй мировой войны в течение пятидесятых годов санкции использовались очень активно.

Усиление санкционного режима со стороны западных стран в отношении Российской Федерации началось в 2014 г. после событий, произошедших на востоке Украины и Крымском полуострове. Нужно отметить, что первые санкции в отношении России были введены еще в конце 2011 г. В тот момент Ев-ропарламент принял резолюцию, запретив нескольким десяткам должностных лиц въезд на территорию Европы и заморозив их активы в рамках «Акта Магницкого». Лица из данного списка, по предположению Запада, были причастны к нарушению прав человека и принципа верховенства права в России. По мнению Запада, эти лица косвенно или прямо участвовали в хищении из бюджета более чем 5 млрд. руб. и убийстве в следственном изоляторе Сергея Магницкого - юриста британского инвестиционного фонда Hermitage Capital Management,

принадлежавшего Уильяму Браудеру, который смог успешно продвинуть подобный закон в американском парламенте. Позднее подобные законопроекты были приняты в США, Канаде, Эстонии, Литве и Латвии, количество должностных лиц постоянно увеличивалось. На данный момент список содержит 60 российских резидентов, среди которых сотрудники МВД, ФСИН, ФНС, СК, Генпрокуратуры, судьи. Их активы были заблокированы, а въезд в страны, принявшие подобный нормативный акт, запрещен.

Основной пакет санкций начал вводиться в 2014 г. и продолжает ужесточаться по сегодняшний день в связи с украинским конфликтом и поддержкой сирийского лидера Башара Асада [1; 2]. Все новые и новые пакеты санкций против российской экономики вводятся после каждого значительного негативного развития событий в этих регионах. Одним из них явилось крушение «Боинга» в Донецкой области, который, согласно данным ряда стран, произошел из-за действий повстанцев, поддерживаемых Россией, в связи с этим в отношении России была применена новая волна санкций. В рамках данных законопроектов вводились не только персональные санкции в отношении должностных лиц, но и санкции в отношении российских компаний. Европейским, американским юридическим и физическим лицам, включая банки, был поставлен запрет на ведение любой деятельности с российскими компаниями из этого списка. Санкции вводились в отношении российских банков, оборонных предприятий, Россия более не могла получать инвестиции из западных стран.

Банковский сектор играет одну из важнейших ролей в современной экономике. Хорошая работа и устойчивость кредитных учреждений влияют на производство в стране и инвестиционный климат, на развитие экономики в целом. Из-за тесной взаимосвязи российской банковской системы с внешним миром санкции сказались на ней особенно жестко. Санкции сильно повлияли на банковскую систему России еще и из-за наличия в странах Европы дешевых денег для российских банков, доступ к которым оказался закрыт, что стало сильным шоком для российских банков. В санкционных списках почти сразу оказались крупнейшие российские банки: Внешэкономбанк, Сбербанк, Газпромбанк, Рос-сельхозбанк и другие. Только в год введения санкций годовая прибыль этих банков упала на 20-40 %, также прибыль падала в 2015 г. [3]. Для наглядности в таблице 1 указана чистая прибыль Сбербанка по итогам 2013-2016 гг.

Таблица 1

Чистая прибыль Сбербанка за 2013-2016 гг. [3]

Финансовый год Прибыль, млрд. руб. Изменение

2013 362

2014 280,3 -29 %

2015 222,9 -20 %

2016 541,9 142 %

2017 748,7 38 %

Санкции вкупе с экономическим кризисом, вызванным низкими ценами на энергоносители, оказали значительное влияние на всю экономику России в целом. Внутренний валовой продукт упал на 4 %, зафиксирован рекордный в XXI в. уровень инфляции в России - 13 %, наблюдался дефицит бюджета и сокращение иностранных инвестиций [3].

Центробанк для уменьшения сильных инфляционных и девальвационных рисков, которые возникали от санкции и снижения устойчивости национальной валюты при необходимости оплачивать внешние кредиты, принял решение поднять ключевую ставку до 17 %. Таким образом, ЦБ попытался привести финансовый сектор в спокойствие и стабилизировать курс рубля после его значительного обвала 15 декабря 2014 г., который многие аналитики и финансисты назвали «черным понедельником» для российской национальной валюты. Основной причиной обвала курса национальной валюты является предоставление ЦБ финансовой помощи «Роснефти»: участники валютных рынков справедливо предположили, что нефтяная компания начнет активно закупать валюту за рубли для обслуживания своих внешних кредитов на фоне снизившейся цены на нефть. Резкое повышение ключевой ставки - чёткий сигнал банкам о прекращении безлимитной поддержки банковского сектора ликвидностью.

Повышение ключевой ставки вместе с введением ограничений на получение кредитов за рубежом оказали мощное негативное воздействие на российские банки: только за 2014 г. объемы кредитования снизились на 11 %, банки все чаще начали проводить реструктуризации займов, увеличились просрочки из-за невозможности заемщиков погашать свои долги. Практически все банки почувствовали снижение качества кредитного портфеля и уменьшения источников получения «дешевых» денег.

Введение санкционного режима серьезно подкосило и суверенные рейтинги страны. Международное рейтинговое агентство S&P присвоило российской экономике так называемый «мусорный» рейтинг BBB [4], вслед за этим событием рейтинги отечественных банков также двинулись вниз. После введения санкций подавляющее большинство кредитных организации имело негативные прогнозы своей кредитоспособности. Это способствовало снижению инвестиционной привлекательности для иностранного капитала даже из тех стран, которые не вводили санкционных мер против России. Снижение надежности российских банков привело к сильному сокращению их количества из-за неспособности выполнять ужесточившиеся требования регулятора и приспособиться к новым рыночным условиям. В основном отзывы лицензий преследовали мелкие банки, замешанные в отмывании средств и ведении ненормальной кредитной политики, но проблемы с ликвидностью на протяжении последних четырех лет испытывали и крупные игроки. Под санацию попали «Бинбанк» и «Открытие», входящие в топ-10 банков по размеру активов [5]. Иностранные банки также начали закрывать свои филиалы в России из-за санкционных угроз и убытков от работы в нашей стране.

Новым ударом для российских банков и их клиентов стало приостановление обслуживания банковских карт Visa и MasterCard, эмитированных некоторыми отечественными банками. Это решение платежные системы объяснили введением санкций Минфином США в отношении банков, работающих на территории Крыма. Это был своеобразный намек российским банкам о недопустимости вести свою работу на территории Крыма. В 2018 г. ни один из российских банков не начал работать на территории полуострова из-за опасений подобных мер от министерства финансов США и платежных систем. Таким образом поступили очень многие российские компании, в том числе мобильные операторы и страховые компании, территория Крыма стала «токсичной» для предприятий, даже государственных. В конце 2017 г. Герман Греф заявил, что Сбербанк не может начать работать в Крыму, так как это приведет к стопроцентному введению санкций против Сбербанка. «Нет такой схемы, которая позволила бы нам работать, не попав под весь пул санкций, такой

схемы мне не известно, таких схем нет. Если бы такие схемы были - мы бы обязательно были там», -заявил Греф [6].

Однако в отключении нескольких небольших банков от мировых платежных систем можно найти и положительные для России моменты: в ответ на угрозу была в кратчайшие сроки разработана и внедрена национальная платежная система «МИР». ЦБ прогнозирует долю карт «МИР» на уровне 40 % от общего объема карт в России через десять лет после введения системы, что, конечно, маловероятно даже при условии принудительного выпуска карт государственным служащим и людям, находящимся на социальном обеспечении. Несмотря на это, у России появилась собственная платежная система на случай, если Visa и MasterCard отключат банки-эмитенты карт из России, что является маловероятным сценарием из-за нежелания мировых платежных систем терпеть репутационные убытки, терять доверие банковских секторов других стран и прибыль, получаемую в России. В мае 2015 г. все российские банки перенесли процессинг по картам Visa и MasterCard на территорию России.

Следует отметить тот факт, что банки, оказавшись под санкциями, искали пути привлечения иностранных средств. Крупные банки, такие как Сбербанк и ВТБ, создали дочерние банки в Европе. Они открывались без традиционных офисов и привлекали средства физических лиц дистанционно, поскольку юридически ограничения накладывались только на российские организации, а не на их «дочки». Но тем не менее существовали негласные правила, запрещающие ведение операций с данными организациями, и простая осторожность зарубежных частных лиц, которые опасались иметь контакты с «токсичными» компаниями из санкционного списка, пусть и не напрямую. Поэтому общая ситуация заставляет банки переходить на внутренний рынок капитала и рынки восточных соседей.

В конце 2017 г. над российской банковской системой нависла куда более серьезная угроза - отключение России от системы SWIFT. Система SWIFT -основной канал финансовых связей между разными странами, которая подчиняется законам Европы и имеет штаб-квартиру в Брюсселе. Подобные меры обсуждались еще в 2014 г., но в конце 2017 г. Ев-ропарламент всерьез начал обсуждать введение подобных мер. За время использования SWIFT отключение страны от системы происходило только в 2012 г. Тогда Иран был отключен из-за проведения своих ядерных испытаний. Данный неприятный прецедент заставляет задуматься об альтернативах этой системы и другие страны, которые попали под санкционный режим США и ЕС. Несмотря на угрозы, многие аналитики считают маловероятным введение таких жестких мер против России. SWIFT очень необходим банкам для обмена информацией о

совершенных платежах и выданных аккредитивах с зарубежными кредитными учреждениями. В случае отключения от системы российским банкам придется искать альтернативные каналы обмена финансовой информацией с зарубежными партнерами. Отключение не приведет к катастрофе, но заметно замедлит внешнеэкономическую деятельность, в первую очередь это коснется российских юридических лиц, активно работающих за границей. Директор SWIFT заявил, что Россию не будут отключать от данной системы, но, несмотря на это, крупнейшие компании РФ готовятся к самым негативным сценариям. Банком России была разработана система передачи сообщений (СПФС). Данная система, аналогичная SWIFT, успешно протестирована в конце 2017 г. компанией «Роснефть». В марте 2018 г. вице-премьер Правительства России Аркадий Дворкович заявил, что компании России технически готовы к отключению от системы SWIFT, и это не станет особым шоком.

Введение экономических ограничений против российской экономики в целом и отечественных кредитных организаций в частности заметно отразилось на банковском секторе России. Несмотря на заявления российских политиков об исключительно положительных сторонах санкций, необходимо признать, что урон по здоровью экономики и инвестиционной привлекательности Российской Федерации был нанесен гораздо более значительный, что с запасом нивелирует положительные эффекты санкций, проявляющиеся в основном в виде небольшого роста импортозамещения.

Несмотря на ситуацию, более серьезную, чем при кризисе 2008 г., правильные решения регулятора стабилизировали ситуацию в банковском секторе после введения санкционного режима. Российские банки на сегодняшний день более подготовлены к серьезным международным экономическим ограничениям, чем в 2014 г., когда они были застигнуты врасплох.

Литература:

1. Council decision 2014/145/CFSP 2014/145/CFSP of 17 March 2014 concerning restrictive measures in respect of actions undermining or threatening the territoriahintegrity, sovereignty and independence of Ukraine. - URL: http://eur-lex.europa.eu/ LexUriServ/LexUriServ.do?uri=0J:L:2014:078:00 16:0021:EN:PDF (дата обращения 30.04.2018).

2. H.Res.749 - Calling upon the President to exercise relevant mandatory sanctions authorities under the Countering America's Adversaries Through Sanctions Act in response to the Government of the Russian Federation's continued aggression in Ukraine and forcible and illegal annexation of Crimea and assault on democratic institutions around the world, including through cyber attacks. -URL:https://www.congress.gov/115/bills/hres749/ BILLS-115hres749ih.pdf (дата обращения 30.04.2018).

3. Иващенко Т.Н. Влияние экономических санкций на банковский сектор России // RJOAS. - 2017. -№ 2. - С. 20-25.

4. Изменение суверенного рейтинга России. - URL: https://ria.ru/spravka/20160916/1477073390.html (дата обращения: 30.04.2018).

5. Спасение «Атлантов»: станет ли санация Бин-банка и «Открытия» началом банковского кризиса. - URL: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/350469-spaseme-atlantov-stanet-H-sanaciya-binbanka-i-otkrytiya-nachalom (дата обращения: 30.04.2018).

6. Сбербанк не видит возможности работать в Крыму, не попав под санкции. - URL: https://ria.ru/ economy/20171020/1507256252.html (дата обращения: 30.04.2018).

Consequences from Imposition of Sanctions by the Western Countries for the Banking Sector of Russia

A.F. Sadreeva

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev — KAI

The article considers the state of the Russian banking system and the Russian economy as a whole after the introduction of sanctions against Russia, the threats and challenges that these sanctions can bear in case of their tightening.

Key words: sanctions, banking sector, profit, national currency, foreign capital, crediting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.