Научная статья на тему 'Оценка ситуации в банковском секторе в современных условиях'

Оценка ситуации в банковском секторе в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / BANKING SECTOR / САНКЦИИ / SANCTIONS / САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИИ / SANCTIONS AGAINST RUSSIA / САНКЦИИ В ОТНОШЕНИИ БАНКОВ / SANCTIONS AGAINST BANKS / ДЕНЕЖНОКРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / MONETARY POLICY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENT SUPPORT / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА БАНКОВ / GOVERNMENT SUPPORT FOR BANKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богушевский Н.В.

Статья посвящена состоянию банковского сектора Российской Федерации в текущих политикоэкономических условиях. Проанализированы изменения в финансовом секторе экономики в результате санкций против России Европейского союза, США и ряда других стран; показана деятельность Правительства Российской Федерации, направленная на поддержку государственных и коммерческих банков с целью поддержания экономики страны на должном уровне и выхода из сложившейся кризисной ситуации в краткосрочной перспективе; предложен комплекс мер модернизации экономики, банковской и кредитно-финансовой систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the banking sector of Russian Federation in current economic and political situation. In this article has been analyzed of changes which occurred in the financial sector, as a result of sanctions imposed by the European Union, the United States and several other countries in relation to Russia, particularly in the banking sector, due to the military-politician conflict in Ukraine. The article discloses a question about actions which is taken by the government of the Russian Federation towards to governmental and commercial banks in the country with the aim to support the economy at appropriate level and out of the current crisis in the short term, and also is suggested a range of measures needed to modernize the economy, banking system and credit-financial systems.

Текст научной работы на тему «Оценка ситуации в банковском секторе в современных условиях»

УДК 336.027

Оценка ситуации в банковском секторе в современных условиях

Аннотация. Статья посвящена состоянию банковского сектора Российской Федерации в текущих политико-экономических условиях. Проанализированы изменения в финансовом секторе экономики в результате санкций против России Европейского союза, США и ряда других стран; показана деятельность Правительства Российской Федерации, направленная на поддержку государственных и коммерческих банков с целью поддержания экономики страны на должном уровне и выхода из сложившейся кризисной ситуации в краткосрочной перспективе; предложен комплекс мер модернизации экономики, банковской и кредитно-финансовой систем.

Ключевые слова: банковский сектор; санкции; санкции против России; санкции в отношении банков; денежно-кредитная политика; государственная поддержка; государственная поддержка банков.

Abstract.The article is devoted to the banking sector of Russian Federation in current economic and political situation. In this article has been analyzed of changes which occurred in the financial sector, as a result of sanctions imposed by the European Union, the United States and several other countries in relation to Russia, particularly in the banking sector, due to the military-politician conflict in Ukraine. The article discloses a question about actions which is taken by the government of the Russian Federation towards to governmental and commercial banks in the country with the aim to support the economy at appropriate level and out of the current crisis in the short term, and also is suggested a range of measures needed to modernize the economy, banking system and credit-financial systems.

Keywords: banking sector; sanctions; sanctions against Russia; sanctions against banks; monetary policy; government support; government support for banks.

Богушевский Н.В.,

студент Финансового университета Н bogushevskiynv@maiL.ru

Экономические процессы в мире развиваются в условиях нестабильной глобальной финансовой конъюнктуры, характеризующейся высоким уровнем неприятия рисков инвесторами, частыми перемещениями потоков капитала между более и менее рисковыми сегментами финансового рынка, значительной и периодически растущей волатильностью цен на активы и биржевые товары, курсов валют. Все это вызывает неопределенность в оценке перспектив развития внешних условий функционирования российской экономики и финансового рынка.

Кредитно-денежная политика Российской Федерации, которая была запланирована на ближайшие годы, подверглась существенным изменениям в течение 2014 г. из-за развернувшихся боевых дейст-

вий и смены власти в Украине, а также последующих санкций в отношении России. В связи с этим дальнейшее снижение потребительских цен, снижение инфляции, рост ВВП изменили свое направление, и на данный момент некоторые показатели роста замедлились и даже развернулись в сторону отрицательных значений.

Сегодня США и ЕС продолжают применять санкции против России, обвиняя руководство страны в эскалации конфликта на Украине, в частности в ее восточных регионах, а также в «аннексии» Крыма. Санкции отрицательно сказались на многих секторах экономики Российской Федерации, но особое влияние оказали на банковскую сферу.

Последствия третьего пакета санкций для российских банков весьма ощутимы. Даже первоначальные санкции, введенные в марте против отдельных, далеко не самых крупных банков, имели определенный психологический эффект для всей банковской системы. Теперь же банкам, занимающим значимые доли практически во всех сегментах рынка, резко затрудняется доступ к внешнему финансированию, что отразится на динамике всего банковского сектора.

Научный руководитель: Диденко В.Ю., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика».

При полном закрытии внешних рынков для российских банков необходимые средства придется искать в альтернативных источниках. Банк России подтвердил готовность «предпринять адекватные меры по поддержке» попавших под санкции банков. Тем более, что в I полугодии 2014 г. денежные власти уже расширили объемы поддержки банков почти на 1,5 трлн руб., компенсируя отток вкладов населения и сокращение внешних заимствований. Соответственно полная компенсация выплат внешних займов в ближайшие четыре квартала потребует увеличения рефинансирования банков не менее чем на 1,8 трлн руб.- в таких условиях рубль вряд ли будет укрепляться.

Господдержка банковского сектора уже превысила уровень 2009 г. Тогда максимальная задолженность банков перед регуляторами составляла 8,2% ВВП, сейчас - 8,5% ВВП. Необходимо добавить, что Банк России уже в третий раз за этот год поднял значение ключевой процентной ставки. Если в начале года она составляла 5,5% годовых, то с 28 июля -8,0% годовых. Это означает, что господдержка будет обходиться банкам все дороже. Уже за I полугодие 2014 г. банки выплатили Банку России свыше 150 млрд руб. процентных платежей. Дальнейший рост задолженности банков перед регулятором по повышенной ставке может привести к увеличению процентных платежей по централизованным кредитам до 500 млрд руб. в год - это более половины всей прибыли банковского сектора [1].

Таким образом, банковский сектор потерял один из основных институциональных источников своих пассивов, а госбанки упрочили свои позиции не только на рынке частных вкладов, но и в розничном кредитовании, и в привлечении средств корпоративных клиентов. Огосударствление банковского сектора, особенно заметное за последний год, усиливает негативный эффект санкций для российской финансовой системы, так как санкции пока направлены именно против госбанков.

Санкции против банков Российской Федерации вводились поэтапно. Первыми, кто ввел и обнародовал санкции, были США. Так например, Банк Россия (20 апреля), «СобинБанк», «СМП Банк» и «Ин-вестКапиталБанк» (28 апреля) попали под первые две волны санкций, которые блокировали их собственность, находящуюся на территории или под контролем граждан США. Данные санкции были полномасштабными - они включали запрет на международные переводы и заморозку американских активов.

Следующими были «ГазпромБанк», «ВнешЭкономБанк» (16 июля), а также «Банк Москвы», «ВТБ»

и «РосСельхозБанк» (29 июля), которые попали под третью волну санкций США. Она радикально отличалась от двух первых. Новые санкции не предполагали замораживания активов российских компаний, а только налагали на них финансовые ограничения. Санкции предусматривали ограничение доступа американских инвесторов к средне- и долгосрочным долговым инструментам, размещаемым после 16 июля 2014 г. Это означало, что американским гражданам и компаниям запрещено выделять российским банкам и связанным с ними юридическим лицам кредиты и другие инструменты валютного рынка на срок более чем 90 дней [2].

Принцип действия европейских санкций был схож с американскими. Доступ к европейскому долговому рынку ограничили для российских банков, контролируемых или принадлежащих государству более чем на 50%. Согласно постановлению Европейского Совета № 833/2014: «Запрещается прямая или косвенная покупка, продажа, предоставление брокерских услуг или участие в выпуске или других сделках с первичными ценными бумагами и инструментами валютного рынка с длительностью обращения выше 90 дней». Европейским инвесторам запрещается не только приобретать еврооблигации и другие ценные бумаги занесенных в «черный список» банков, но и торговать ими на фондовых площадках [3].

Господдержка банковского сектора уже превысила уровень 2009 г. Тогда максимальная задолженность банков перед регуляторами составляла 8,2% ВВП, сейчас - 8,5% ВВП

Санкции серьезно отразились на российской экономике в целом. Экономические цели, поставленные Правительством Российской Федерации, были существенно изменены, и долгосрочная программа развития экономики также подверглась изменениям. Одной из основных целей стало урегулирование сложившейся ситуации в банковском секторе экономики. Для этого были приняты меры, которые уже положительно сказались на банков-

Санкции отрицательно сказались на многих секторах экономики Российской Федерации, но особое влияние оказали на банковскую сферу

ском секторе, а именно государство стало оказывать существенную помощь банкам, попавшим под санкции США и ЕС.

Дальнейший рост задолженности банков перед регулятором по повышенной ставке может привести к увеличению процентных платежей по централизованным кредитам до 500 млрд руб. в год - это более половины всей прибыли банковского

сектора

Первым получил компенсацию банк «Россия», пострадавший от первой волны американских санкций. Он заменит «Альфа-Банк» в роли единой расчетной организации оптового энергетического рынка. Ежегодный объем платежей в этом секторе за год составляет около 1,3 трлн руб., так что банк «Россия» на комиссиях сможет зарабатывать до 4 млрд руб. в год. Этот подарок компенсирует банку «Россия» блокировку американскими платежными системами Visa и MasterCard эмитированных им карт, а также потерю возможности проводить валютные операции.

«СМП Банк», жертва первой и второй волн американских санкций,получил для санации «МосОбл-Банк», которому АСВ дало заем в размере 96,8 млрд руб. под 0,51% годовых сроком на 10 лет. Другим важным обстоятельством является мощная поддержка госбанков путем предоставления им основных объемов ликвидности. Так, на 1 августа Сбербанк с помощью сделок РЕПО получил от Банка России 538,5 млрд руб., банки группы ВТБ - 604,5 млрд, РСХБ - еще 42,6 млрд. В целом на поддержку банковского сектора страны было израсходовано 2,6 трлн руб.

Санкции серьезно отразились на российской экономике в целом. Экономические цели, поставленные Правительством Российской Федерации, были существенно изменены, и долгосрочная программа развития экономики также подверглась

изменениям

Еще один важный канал предоставления банковскому сектору ликвидности - кредиты ЦБ под залог нерыночных активов. В этом сегменте позиции госбанков еще сильнее. На 1 августа Сбербанк получил

от Банка России кредиты под нерыночные активы на сумму 1,1 трлн руб., банки группы ВТБ - 750,1 млрд, РСХБ - 16,4 млрд. Банковский сектор в целом получил 2,3 трлн руб. Таким образом, государство всячески оказывает поддержку банкам и сейчас [4].

Государственная поддержка существенно влияет на укрепление банковской системы и стабилизацию ситуации на территории страны. Но для успешного выхода из сложившейся ситуации и дальнейшего развития экономики этого недостаточно. Чтобы вывести страну на новый уровень, необходимо формирование современной национальной кредитно-финансовой системы, которая будет способствовать подъему инвестиционной активности в целях модернизации и развития российской экономики. Для этого предлагается комплекс мер.

1. Настройка денежно-кредитной системы на развитие и расширение возможностей кредитования реального сектора.

• Законодательное включение в перечень целей государственной денежно-кредитной политики и деятельности Банка России создание условий для экономического роста, увеличения инвестиций и занятости.

• Переход в основном на внутренние источники монетизации. Для этого следует не повышать, а снижать ставку рефинансирования до уровня, сопоставимого с банками ЕС, США, Китая. По примеру развитых стран (США, Япония) монетарным властям целесообразно делать упор на формировании целевых «длинных» и «сверхдлинных» ресурсов с невысоким уровнем процентной ставки, основанных на использовании государственных ценных бумаг.

• Существенное увеличение ресурсного потенциала институтов развития за счет их фондирования ЦБ РФ под инвестиционные проекты, одобряемые Правительством в соответствии с установленными приоритетными направлениями развития. Размещать такие кредиты институты развития должны на принципах проектного финансирования, предусматривающих выделение денег исключительно под установленные ими расходы без перечисления денег на счет заемщика.

2. Создание необходимых условий для увеличения мощности российской валютно-финансовой системы.

• Последовательное замещение инвалютных займов российских банков и корпораций рублевыми кредитами с предоставлением соответствующего фондирования со стороны ЦБ. В первую очередь -компенсация потери внешних источников кредита госбанкам и государственным корпорациям. Создание специального института для реструктуризации

и компенсации внешних обязательств и активов российских заемщиков и инвесторов.

• Для обеспечения устойчивости обменного курса рубля расширение инструментов регулирования спроса и предложения иностранной валюты, включая нормативное закрепление механизма взимания экспортных пошлин в иностранной валюте с ее аккумулированием на валютных счетах Правительства в случае избыточного предложения валюты и введения правила обязательной полной или частичной продажи валютной выручки экспортеров на внутреннем рынке в случае ее недостаточного предложения.

• Фиксация котировок обменного курса иностранных валют в привязке к рублю, а не рубля к доллару и евро, как в настоящее время. Установление заранее объявляемых границ колебаний курса рубля, поддерживаемых длительное время. При угрозе выхода за эти границы - проведение единовременного изменения курса с установлением новых границ во избежание лавинообразного бегства капитала и валютных спекуляций против рубля, а также обеспечение мгновенной стабилизации его курса.

3. Увеличение потенциала и безопасности российской денежной системы и упрочение ее положения в мировой экономике, придание рублю функций международной резервной валюты и формирование московского финансового центра.

• Стимулировать переход во взаимных расчетах в СНГ на рубли, в расчетах с ЕС - на рубли и евро, с Китаем - на рубли и юани. Рекомендовать хозяйствующим субъектам переходить на расчеты в рублях за экспортируемые и импортируемые товары и услуги. При этом предусматривать выделение связанных рублевых кредитов государствам - импортерам российской продукции.

• Создать платежно-расчетную систему в национальных валютах государств - членов ЕврАзЭС со своими системами обмена информацией между банками, оценки кредитных рисков, котировки курсов обмена валют. Разработать и внедрить собственную независимую систему международных расчетов, которая могла бы устранить критическую зависимость от подконтрольной США системы SWIFT. Включить в нее банки России и государств - членов Таможенного союза и СНГ, а также Китая, Ирана, Индии, Сирии, Венесуэлы и других традиционных партнеров.

• Организовать биржевую торговлю нефтью, нефтепродуктами, лесом, минеральными удобрениями, металлами, другими сырьевыми товарами в рублях. Для обеспечения рыночного ценообразо-

вания и предотвращения использования трансфертных цен для уклонения от налогообложения обязать производителей биржевых товаров продавать через зарегистрированные Правительством России биржи не менее половины своей продукции, в том числе поставляемой на экспорт [5].

Государственная поддержка существенно влияет на укрепление банковской системы и стабилизацию ситуации на территории страны

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что в условиях внешней нестабильности и санкций государственные банки продолжают оставаться надежным гарантом развития отечественной экономики. Государству нужны стабильные банки, способные в этих непростых условиях кредитовать экономику страны. Поэтому на сегодняшний день государство оказывает всемерную помощь госбанкам и способствует их экспансии. Благоприятное воздействие оказывает недавнее ослабление санкций правительством ЕС, принявшим поправку к условиям санкций против российских банков, согласно которой они смогут привлекать долгосрочное финансирование (на срок свыше 30 дней) на территории ЕС. Через эти «дочки» государственные банки смогут переводить деньги на территорию Российской Федерации и совершать различные валютные операции от их лица на мировом рынке. Эти обстоятельства дают государству дополнительные рычаги и средства для успешного выхода из кризиса. В перспективе после разрешения международных конфликтов в нашу страну должны вернуться потоки иностранных инвестиций,ситуация в банковской сфере нормализуется и государственная кредитно-денежная политика вновь будет стремиться к показателям в экономике, конкурирующим с показателями лидирующих европейских стран.

Литература

1. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации: http://economy.gov.ru (дата обращения: 11.12.2014).

2. Сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации: http://tpprf.ru (дата обращения: 11.12.2014).

3. Сайт информационно-новостного портала «РосБизнесКонсалтинг»: http://www.rbc.ru (дата обращения: 11.12.2014).

4. Сайт Центрального банка Российской Федерации: http://www.cbr. ш (дата обращения: 11.12.2014).

5. Сайт Центра научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина): http://rusrand.ru (дата обращения: 11.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.