Научная статья на тему 'Сельскохозяйственное обучение школьников в годы Великой Отечественной войны'

Сельскохозяйственное обучение школьников в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
690
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорошева О. А.

Анализ обучения школьников в годы Великой Отечественной войны свидетельствует о том, что сельскохозяйственный труд в школах в то время был развернут в государственных масштабах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agricultural education of school children during the Great Patriotic War period

The analysis of school education during the Great Patriotic War shows that agricultural labour at schools at that time was practiced on a national scale.

Текст научной работы на тему «Сельскохозяйственное обучение школьников в годы Великой Отечественной войны»

Сельскохозяйственное обучение школьников в годы Великой Отечественной войны

О.А. Дорошева, преподаватель,

Оренбургский ГАУ

Военная обстановка требовала создания обученных трудовых резервов для нужд сельского хозяйства. В связи с постановлением СНК СССР от 2 июля 1941 года «О привлечении в военное время учащихся 7-10 классов к участию в сельскохозяйственных работах» органы народного образования Челябинской и Чкаловской областей провели мобилизацию школьников для выезда в сельские районы. Однако отсутствие необходимых навыков работы, особенно у городских школьников, не способствовало росту производительности труда. В приказе Наркома просвещения РСФСР В.П. Потемкина от 26 декабря 1941 г. «О сокращении учебных программ школ ввиду отвлечения учащихся на сельскохозяйственные работы» особо подчеркивалось, что школы должны добиваться прочных и систематических знаний своих воспитанников, а также вооружения их практическими умениями и навыками оборонного и трудового характера.

В целях подготовки кадров для работы в сельском хозяйстве ЦК ВКП (б) и СНК СССР 17 сентября 1941 года издали постановление «Об обучении сельскохозяйственным работам учащихся старших классов средних школ, техникумов и ву-зов»[1]. Наркомпрос РСФСР разработал специальные программы, предусматривающие теоретические и практические занятия по растениеводству и животноводству [2]. В соответствии с этими программами учащиеся 5-х классов изучали приемы выращивания овощных культур, ученики 6-х классов - агротехнику зерновых и технических культур. Кроме того, овладевали приемами

работы на несложных сельскохозяйственных машинах. Учащихся 7-х классов обучали основам растениеводства и животноводства. Программа также включала изучение агротехники ведущих в местных условиях сельскохозяйственных культур и основных сельскохозяйственных машин. Обучающиеся в 9-м классе учились организации колхозного производства, а также работе на сельскохозяйственных машинах.

Программа подготовки учащихся 7-8 классов к сельскохозяйственным работам содержала следующий материал:

а) основы агротехники ведущих культур;

б) механизация возделывания сельскохозяйственных растений;

в) уход за рабочей лошадью и правила работы с ней;

г) ознакомление с уставом сельскохозяйственной артели.

Программа для учеников 9-10 классов предусматривала:

а) основы агротехники;

б ) сельскохозяйственные машины и орудия по обработке почвы к посеву, уборке урожая, молотьбе и сортированию семян;

в) ознакомление с уставом сельскохозяйственной артели.

Программа была рассчитана на 122 часа, включая двухнедельную производственную практику по 6 часов в день для 7-8 классов и по 8 часов в день для 9-10 классов[3]. Ценность этих программ состояла в том, что школьники готовились к активному участию в таких видах сельскохозяйственных работ, которые соответствовали их возрастным особенностям и уровню образовательной подготовки.

политшсшэкономт

На основании постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР об изучении в школах сельского хозяйства, в соответствии с разработанной программой во всех средних и неполных средних школах Челябинской и Чкаловской областей с декабря 1941 года вводилось преподавание сельскохозяйственных дисциплин.

Занятия по данному предмету проводили агрономы, трактористы, хорошо знающие сельскохозяйственное дело. К преподаванию также привлекались учителя физики и биологии. В целях подготовки учителей к преподаванию данной дисциплины во всех районах Челябинской области действовали пятидневные семинары-практикумы для преподавателей физики по изучению тракторов и сельскохозяйственных машин. Также были организованы занятия для учителей биологии по изучению агротехминимума[4].

Учащиеся получали главным образом теоретические знания, а практические занятия во многих районах и городах как Чкаловской, так и Челябинской области не осуществлялись. Причина тому - неукомплектованность наглядными пособиями по сельскохозяйственным машинам, а также необустроенность рабочих мест для проведения практических занятий. Например, в г. Чкалове на биостанции имелись и инвентарь, и трактор, но все это находилось на открытой площадке, и заниматься в зимнее время было практически невозможно [5].

В соответствии с программой, прохождение теоретического материала по изучению трактора и прицепного инвентаря заканчивалось в школах 23 марта. После полного ознакомления с курсом по изучению сельскохозяйственных дисциплин все средние и неполные средние школы городов Южного Урала закреплялись за трестами. В свою очередь трест направлял каждую школу в определенный совхоз.

Таким образом, за 1941-1942 учебный год к работам на полях колхозов и совхозов в школах Чкаловской области подготовились 21311 человек, в том числе по агротехнике - 15844, трактористов - 3879, прицепщиков - 584, комбайнеров -894, шоферов - 110[6]. В Челябинской области зимой 1942 года более 29 тысяч учеников изучали простейшие сельскохозяйственные машины, более 11500 учащихся - трактор, 148 - комбайн и 213 учеников -автомашину [7]. За 1941-1942 учебный год по области сельскохозяйственным обучением охватили 38744 учащихся 7-10 классов[8].

Таким образом, на общеобразовательную школу была возложена обязанность готовить кадры для работы в сельском хозяйстве, которые в даль-

нейшем оказали большую и существенную помощь в решении крупной военно-хозяйственной задачи.

Учитывая трудности аграрного сектора, СНК СССР и ЦК ВКП (б) весной 1942 г. приняли постановление «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей», которое разрешало привлекать на полевые работы в 1942 г. учащихся 6-10 классов неполных средних и средних школ. Продолжительность рабочего дня составляла от 6 до 8 ч в зависимости от возраста школьников и характера работы[9]. В этот год был впервые установлен обязательный минимум трудодней для подростков (не менее 50). Выполнение этого объема приравнивалось к году трудового стажа в колхозе.

Важно отметить, что труд учащихся в колхозах и совхозах в годы Великой Отечественной войны носил исключительно массовый характер. За время войны около 800 тыс. школьников Южного Урала выработали в колхозах свыше 13 млн. трудодней и заработали в совхозах 23 млн. рублей. Только в Челябинской области за военный период труженикам села оказали действенную помощь около 300 тыс. учеников, которым начислили 7 млн. трудодней[10]. В Чкаловской области учащиеся средних школ выработали на полях аграрного сектора 6 млн. трудодней, в Курганской - только за 1943-1944 гг. - 3,5 млн. тру-додней[11 ]. Эти цифры убедительно говорят о том, что сельскохозяйственный труд школьников в годы войны был развернут в государственных масштабах. В условиях острой нехватки рабочей силы в деревне эта помощь школы имела большое значение в деле своевременного и качественного проведения в сжатые сроки полевых работ.

Литература

1. Швыдченко В.И. Оренбургская партийная организация в

годы Великой Отечественной войны Советского Союза 1 9 4 1 - 1 9 4 5

// Ученые записки ОГПИ. Вып.25. — Оренбург, 1967. — С.145.

2. Плетнев В.С. Труд учащихся в годы Великой Отечественной войны // Школа и производство. — 1965. — №8. — С.22.

3. ЦДНИОО. Ф. 371 .Оп. 6. Д. 139. Л. 2.

4. ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 2800. Л. 70.

5. ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 6. Д. 139. Л. 30.

6. ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 6. Д. 249. Л. 20.

7. Урал — фронту / Под ред. А.В. Митрофановой. — М., 1985. — С.252—253.

8. ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 2800. Л. 68; ОГАЧО. Ф. 274. Оп. 3. Д. 1481. Л. 2.

9. Чкаловская коммуна. — 1942. — 18 апреля.

10.ОГАЧО. Ф. 995. Оп. 30. Д. 10. Л. 1, 2.

11. Швыдченко В.И. Указ. соч. — С. 149; Красный Курган. — 1943. — 15 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.