Научная статья на тему 'Подготовка учащихся к работам в аграрном секторе в годы Великой Отечественной войны'

Подготовка учащихся к работам в аграрном секторе в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорошева О. А.

Показан труд учащихся в аграрном секторе в годы Великой Отечественной войны и их роль в становлении сельского хозяйства Оренбургской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of students for labour in the agrarian sector in the period of the Great Patriotic war

The work of students in the agricultural sector during World War II and their role in the development of agriculture in the Orenburg region are submitted.

Текст научной работы на тему «Подготовка учащихся к работам в аграрном секторе в годы Великой Отечественной войны»

Подготовка учащихся к работам в аграрном секторе в годы Великой Отечественной войны

О. А. Дорошева, к.и.н, преподаватель,

Оренбургский ГАУ

В годы Великой Отечественной войны важным фактором перестройки работы школ явилось введение программы сельскохозяйственного обучения учащихся. В связи с постановлением СНК СССР от 2 июля 1941 г. «О привлечении в военное время учащихся 7—10 классов к участию в сельскохозяйственных работах» органы народного образования Челябинской и Чкаловской областей провели мобилизацию школьников для выезда в сельские районы. Уже летом и осенью 1941 г. участие учеников в сельскохозяйственных работах приняло широкий и массовый характер. В работах этого года в 37 областях Российской Федерации участвовало

более 1 млн. учащихся[1]. На полях Чкаловской области, по данным 50 районов, было занято около 116 тыс. учащихся и 4462 учителя. Так, в Кваркенском районе в уборке урожая этого года активно помогали 1174 ученика и 115 педагогов. Свыше 39 тыс. школьников и 2677 преподавателей работали в колхозах и совхозов Челябинской области[2].

Результативность труда учащихся во многом основывалась на патриотическом подъеме. Школьники стремились помочь взрослым, но часто им не хватало для этого умения, они не владели трудовыми навыками. Необходимо было серьезно готовить подростков к производственному труду в сельском хозяйстве. В приказе наркома просвещения РСФСР В. П. Потемкина от 26 декабря 1941 г. «О сокращении

учебных программ школ ввиду отвлечения учащихся на сельскохозяйственные работы» особо подчеркивалось, что школы должны добиваться прочных и систематических знаний своих воспитанников и вооружения их практическими умениями и навыками оборонного и трудового характера. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 сентября 1941 г. «Об изучении в школах сельского хозяйства» в 7—10 классах городских и сельских школ со второй половины декабря 1941 г. вводилось преподавание сельскохозяйственных дисциплин для подготовки выпускников к предстоящим работам в колхозах, МТС, совхозах.

Наркомпрос РСФСР разработал специальные программы, предусматривающие теоретические и практические занятия по растениеводству и животноводству. В соответствии с этими программами учащиеся 5-х классов изучали приемы выращивания овощных культур, ученики 6-х классов — агротехнику зерновых и технических культур, а кроме того, овладевали приемами работы на несложных сельскохозяйственных машинах. Школьников 7-х классов обучали основам растениеводства и животноводства. Программа для семиклассников включала изучение агротехники наиболее распространенных в местных условиях сельскохозяйственных культур и основных сельскохозяйственных машин. Учащиеся 9-х классов учились организации колхозного производства, а также работе на сельскохозяйственных машинах.

Программа подготовки учащихся 7—8 классов к сельскохозяйственным работам содержала следующий материал:

а) основы агротехники ведущих культур;

б) механизация возделывания сельскохозяйственных растений;

в) уход за рабочей лошадью и правила работы с ней;

г) ознакомление с уставом сельскохозяйственной артели.

Программа по подготовке учеников 9—10 классов к работам на сельскохозяйственных машинах предусматривала:

а) основы агротехники (с применением сельскохозяйственных машин тракторной или конной тяги);

б) сельскохозяйственные машины и орудия по обработке почвы к посеву, уборке урожая, молотьбе и сортированию семян;

в) ознакомление с уставом сельскохозяйственной артели.

Программа была рассчитана на 122 часа, включая двухнедельную производственную практику по 6 часов в день для 7—8 классов и по 8 часов в день для 9—10 классов. Ценность этих программ состояла в том, что школьники готовились к активному участию в таких видах

сельскохозяйственных работ, которые соответствовали их возрастным особенностям и уровню образовательной подготовки.

На основании постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР об изучении в школах сельского хозяйства, в соответствии с разработанной программой во всех средних и неполных средних школах Челябинской области с 1 декабря 1941 г. вводилось преподавание сельскохозяйственных дисциплин. В Чкаловской области обучение сельскохозяйственным дисциплинам началось с 10 декабря 1941 г.

Занятия по данному предмету проводили агрономы, трактористы, хорошо знающие сельскохозяйственное дело. Но многие из них не владели методикой преподавания. К преподаванию сельскохозяйственных дисциплин привлекались учителя физики и биологии. В целях подготовки учителей к преподаванию сельского хозяйства во всех районах Челябинской области действовали 5-дневные семинары-практикумы для преподавателей физики по изучению тракторов и сельскохозяйственных машин. Также были организованы занятия для учителей биологии по изучению агротехминимума.

Учащиеся получали, главным образом, теоретические знания по сельскому хозяйству. Практические занятия во многих районах и городах как Чкаловской, так и Челябинской области не осуществлялось. Причиной тому — неукомплектованность наглядными пособиями по сельскохозяйственным машинам, а также не-обустроенность рабочих мест для проведения практических занятий. Например, в г. Чкалове на биостанции имелись и инвентарь, и трактор, но все это находилось на открытой площадке, и заниматься там в зимнее время было практически невозможно[3].

В соответствии с программой, прохождение теоретического материала по изучению трактора и прицепного инвентаря закачивалось в школах 23 марта. После полного ознакомления с курсом по изучению сельскохозяйственных дисциплин все средние и неполные средние школы городов Южного Урала закреплялись за трестами. В свою очередь, трест направлял каждую школу в определенный совхоз.

Таким образом, за 1941 — 1942 учебный год к сельскохозяйственным работам в школах Чка-ловской области подготовились 21311 человек, в том числе по агротехнике и простым сельскохозяйственным машинам — 15844, трактористов — 3879, прицепщиков — 584, комбайнеров — 894, шоферов — 110[4]. В Челябинской области зимой 1942 г. более 29 тыс. учеников изучали простейшие сельскохозяйственные машины, более 11500 учащихся — трактор, 148 — комбайн и 213 учеников — автомобиль[5]. За 1941 — 1942 учебный год по области сельскохо-

зяйственным обучением охватили 38744 учащихся 7—10 классов. Например, Магнитогорская школа №1 обучила 164 тракториста, из них 50 человек работали в районах на тракторе и 41 человек учились на курсах комбайнеров. Кроме того, 29 человек сдали испытания на шофера 3 разряда[6].

Учитывая трудности аграрного сектора, СНК СССР и ЦК ВКП(б) весной 1942 г. приняли постановление «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей», которое разрешало привлекать на сельскохозяйственные работы 1942 г. учащихся 6—10 классов неполных средних и средних школ. Продолжительность рабочего дня составляла от 6 до 8 часов в зависимости от возраста школьников и характера работы. В этот год был впервые установлен обязательный минимум трудодней для подростков (не менее 50). Выполнение этого объема приравнивалось к году трудового стажа в колхозе.

Около 2 тыс. учеников школ г. Чкалова, тысячи ребят г. Орска, Бузулука и других городов и районов Чкаловской области пошли работать в колхозы и совхозы весной 1942 г. Всего летом этого года, по данным 30 районов, на полях трудилось 4000 учителей и 71366 учащихся[7]. Летом 1942 г. 213845 школьников Челябинской области были мобилизованы в колхозы и совхозы. Всего за сезон они выработали 2636182 трудодней, в совхозах заработали 180209 руб.[8]. Замечательные образцы патриотического труда показали учащиеся Нижнее-Увельского района (52924 трудодня), а также воспитанники Рождественской неполной средней школы (5299 трудодней), Гагаринской начальной школы (1040 трудодней), Пристанционной средней школы (3971 трудодень), Бузинской неполной средней школы (1199 трудодней)[9].

С первых и до последних дней войны во всех районах Чкаловской области подростки оказывали помощь аграрному сектору. В 1942 г. в Грачевском районе в колхозах «Большевик», «Чапаев», «Красный комбайнер» силами детей скошено 200 га пшеницы, убрано 184 га овощей и корнеплодов.

В 1943 г. прозвучало обращение учащихся и преподавателей Покровской средней школы ко всем пионерам и комсомольцам Чкаловской области: «Мы, учащиеся Покровской средней школы, летом прошлого года проделали немалую работу в помощь своему колхозу. Мы заработали 21135 трудодней, собрали 30 ц колосьев и 211 кг лекарственных трав... Призываем других помочь в борьбе с фашизмом своим трудом». В этот год по 40 районам Чкаловской области в сельскохозяйственных работах в колхозах и совхозах участвовало 52855 человек. За

лето 1943 г. школьники получили 1,5 млн. трудодней и 140 тыс. руб. деньгами. Лучшими оказались учащиеся Старо-Яшкинской неполной средней школы Грачевского района, здесь 42 ученика выработали 1276 трудодней, и 40 учеников Ждамировской начальной школы, которые выработали 650 трудодней.

Более 90 тысяч подростков принимали участие в сельскохозяйственном производстве этого сезона в Челябинской области. На полях колхозов работало 83115 учащихся и 2420 учителей, которым было начислено 2,5 млн. трудодней. Совхозам помогали 7260 учащихся и 252 учителя, которые заработали свыше 580 тысяч руб-лей[10]. Несмотря на все трудности, школьники стремились к максимально высоким достижениям. Примеры школ Нижнее-Увельского района (70 тыс. трудодней), Аргаяшского района (71 тыс. трудодней) показывали образцы, на которые нужно было равняться. В Курганской области летом 1943 г. на селе трудилось 58 тысяч учеников и их наставников, которые заработали около 1,5 млн. трудодней. В колхозах и совхозах они выполняли самую разнообразную работу: пахали, бороновали, сеяли, пололи, косили, убирали сено. Все учащиеся — от старшеклассников до младших школьников — стремились внести посильный вклад в общее дело: помогали ремонтировать тракторы, комбайны, а часто и сами садились за руль машин вместо трактористов и комбайнеров, ушедших на фронт. Патриотическая инициатива ребят находила в сельскохозяйственном производстве самое разнообразное приложение. Так, в Курганской области ученики Казаркинской семилетней школы для колхоза «Искра» очистили руками 6,5 ц семенного овса. В Лопатинском районе Челябинской области 2000 подростков привлекли к прополке и сеноуборке. Достойный пример самоотверженного отношения к труду показали на сельскохозяйственных работах учащиеся школ Краснохолмского района Чкаловской области, которые за июнь — июль 1945 года выработали 16820 трудодней. По-стахановски помогали колхозам ученики Зубочи-стинской и Городищенской школ, которые выполняли и перевыполняли нормы: Мусманов заработал 157 трудодней, Абязова — 78, Амирова — 68, Верхошенцев — 82, Титев — 76, Абдулов - 110.

В годы войны ЦК ВЛКСМ, Наркомпрос РСФСР, Наркомзем РСФСР проводили Всесоюзные социалистические соревнования школ в период сельскохозяйственных работ. Были разработаны и опубликованы условия Всесоюзного социалистического соревнования, которые явились своеобразной программой действий школьников в период летних сельскохозяйственных работ. Условия соревнования предус-

матривали выработку наибольшего количества трудодней, отличное качество работы, строгую трудовую дисциплину, активное участие в политической и культурно-массовой работе на селе. Начало Всесоюзного соревнования школ за лучшее участие в сельскохозяйственных работах положили учителя и учащиеся г. Ирбита Свердловской области. 1 апреля 1942 г. «Учительская газета» поместила обращение совещания учителей и представителей ученических организаций школ Ирбитского района, которое призывало всех педагогов и учащихся страны помочь Родине вырастить и получить обильный урожай. Школы областей Южного Урала с большим подъемом откликнулись на призыв принять участие во Всесоюзном социалистическом соревновании. Например, в Чкаловской области в 1942 г. в это соревнование включились 469 школ и 1732 отряда с количеством учащихся почти 40 тысяч человек. В Челябинской области, по данным 23 районов, в ходе соревнования 31 тысяча школьников и 1372 учителя выработали более 450 тысяч трудодней.

По итогам Всесоюзного социалистического соревнования школ на сельскохозяйственных работах в 1942 г. многие школы, учителя и учащиеся Челябинской области были отмечены как лучшие. Средняя школа №8 г. Магнитогорска завоевала первую премию и переходящее Красное знамя Наркомзема РСФСР. Семь школьных отрядов получили почетные грамоты ЦК ВЛКСМ; 61 школьник и 25 учителей были награждены именными грамотами ЦК ВЛКСМ и НКП РСФСР. За большую помощь колхозам и совхозам Курганской области торжественно вручили Почетные грамоты ЦК ВЛКСМ 10 школьным отрядам, 35 учащимся и 17 учителям.

Важно отметить, что труд учащихся в колхозах и совхозах в годы Великой Отечественной войны носил исключительно массовый харак-

тер. За все время войны по стране в сельскохозяйственных работах приняли активное участие свыше 20 миллионов учащихся и более 500 тысяч учителей. Они выработали в колхозах около 500 млн. трудодней и получили в совхозах свыше 75 млн. руб. За этот период около 800 тыс. школьников Южного Урала выработали в колхозах свыше 13 млн. трудодней и заработали в совхозах 23 млн. руб. Только в Челябинской области за военный период труженикам села оказали действенную помощь около 300 тыс. учеников, которым начислили 7 млн. трудодней^]. В Чкаловской области учащиеся средних школ выработали на полях аграрного сектора 6 млн. трудодней, в Курганской — только за 1943—1944 гг. — 3,5 млн. трудодней[12]. Эти цифры убедительно говорят о том, что сельскохозяйственный труд школьников в годы войны был развернут в государственных масштабах. В условиях острой нехватки рабочей силы в деревне эта помощь школы имела большое значение в деле своевременного и качественного проведения в сжатые сроки полевых работ.

Литература

1 Учительская газета. — 1942. — 1 апреля.

2 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.б. Д.249. Л.10; Советская степь (Квар-кенский района). — 1941. — 31 августа; ГАРФ. Ф. 23006. 0п.70. Д.2800. Л.72.

3 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.б. Д. 139. Л.ЗО.

4 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.б. Д.249. Л.20.

5 Урал — фронту / Под ред. А. В. Митрофановой. — М.: Экономика, 1985. - С.252—253.

6 ГАРФ. Ф.2306. 0п.70. Д.2800. Л.68; ОГАЧО. Ф.274. Оп.З. Д.1481. Л.2.

7 Культурное строительство в Оренбуржье: Документы и материалы, 1942—1987 гг. / Сост. В. И. Швыдченко. — Челябинск, 1989. - С.17.

8 ГАРФ. Ф.2306. 0п.70. Д.2905. Л.61.

9 Там же; Уфалейский рабочий. — 1942. — 1 сентября.

10ГАРФ. Ф.2306. 0п.70. Д.3007. Л.57.

11 ОГАЧО. Ф.995. Оп.ЗО. Д. 10. Л.1, 2.

12Швыдченко В. И. Оренбургская областная партийная организация в годы Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 — 1945 // Ученые записки Оренбургского государственного педагогического института. Вып. 25. — Оренбург, 1967. — С. 149; Красный Курган. — 1943. — 15 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.