Научная статья на тему 'Условия выполнения закона о всеобщем обязательном обучении в 1930-е гг. В Оренбургской области'

Условия выполнения закона о всеобщем обязательном обучении в 1930-е гг. В Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
166
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кораблева Г. В.

Сложившийся в исследуемый период остаточный (вторичный) принцип финансирования социально-культурной сферы народного хозяйства не давал возможности решить финансовые, материально-технические, кадровые проблемы школы. Материальная несостоятельность родителей также не позволяла привлечь к обучению всех детей школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of fulfilment the «Law on the General Compulsory Education» in 1930-s in the Orenburg region

It is stated that under the conditions of the period studied the remaining (secondary) principle of financing the socio-cultural sphere of national economy failed to solve the financial, material and technical as well as qualified personnel problems at schools. The financial incapacity of parents was also one of the reasons that not all the children of school age could be involved in the system of education.

Текст научной работы на тему «Условия выполнения закона о всеобщем обязательном обучении в 1930-е гг. В Оренбургской области»

Условия выполнения Закона о всеобщем обязательном обучении в 1930-е гг. в Оренбургской области

Г. В. Кораблева, д.и.н, профессор, Оренбургский ГАУ

В 1930-е гг. в связи с форсированным развитием тяжелой промышленности в СССР наблюдалось централизованное перераспределение денежных и материальных ресурсов, направленных, прежде всего, на индустриальное развитие за счет аграрного сектора, эмиссии денег, выпуска займов. С учетом потребностей промышленности развивались аграрный сектор, другие отрасли народного хозяйства, выстраивалась социально-культурная политика советского государства.

Ряд партийно-государственных мероприятий в 1930-е гг. способствовал совершенствованию образовательной сферы. ЦК ВКП (б) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении» (1930 г.), XVII съезд партии (1934 г.) поставил задачу осуществления обязательного семилетнего обучения в школах, при этом шла работа над завершением программы обязательного начального обучения. Конституция СССР 1936 г. подтвердила: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобщеобязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинно-тракторных станциях и колхозах бесплатного производ-

ственного, технического и агрономического обучения трудящихся...».

Партийные, государственные и общественные организации развернули работу по претворению в жизнь планов начального, семилетнего, десятилетнего (в городах) всеобуча. В Оренбуржье в 1934—1935 уч.г. работало 2110 школ, то в октябре 1940 г. уже — 2408 с количеством учащихся 354122 человека, из них:

средних — 189

неполных средних — 483

начальных — 1736

Но не везде на местах работа по всеобучу проходила успешно. На Всероссийском совещании Нар-компроса РСФСР (1940 г.) были рассмотрены причины невыполнения закона о всеобщем обязательном обучении: болезнь детей, переезды родителей, отсутствие интернатов и подвоза детей к школе, работа подростков по найму, нежелание некоторых родителей посылать детей в школу, неудовлетворительный ход строительства школ, недостаток педагогических кадров, неудовлетворительное руководство работой школы. В 1930-е гг. школьное образование строилось в угоду политическим целям, но без учета социально-экономических условий. Экономическое состояние страны не отвечало потребностям выполнения закона о всеобуче по созданию материально-технической базы школ, обеспечению школ педагогическими кадрами, материальной обеспеченности родителей учащихся и т.д.

По Всесоюзной переписи населения 1939 г., в Чкаловской области (Оренбургской области с 1938—1957 гг.) детей школьного возраста от 8 до 11 лет насчитывалось 191289 чел., а обучалось на 15.10.1940 г. в начальной школе 97806 чел.; от 12 до 14 лет — насчитывалось 144107 чел., обучалось в неполной средней школе — 13386 учащихся [1]. В исследуемый период происходил большой отсев учащихся. В начале 1940 г. в Чкаловской области он достигал 23 тыс. чел. В отчетах секретарей районных партийных организаций сообщалось, что постановление правительства о всеобуче не выполнялось по ряду причин: переезд на другое место жительства, болезнь, отсутствие одежды и обуви. В Люксембургском, Павловском, Ха-лиловском и других районах области ученики прекратили посещать школу из-за отсутствия одежды и обуви. Оказываемая материальная помощь нуждающимся школьникам не отвечала реальным потребностям и не удовлетворяла материальные запросы по минимуму.

У родителей учеников не хватало средств, чтобы подготовить детей в школу, приобрести для них письменные принадлежности, одежду, обувь, снять квартиру, т.к. школы были не в каждом селе, а мест в существующих интернатах не хватало. В сельской местности в отдельных семьях зачастую не хватало продуктов питания, а некоторые семьи даже голодали. Заработанного по трудодням и выращенного на приусадебных участках урожая хватало лишь для прокорма, а не для продажи и приобретения необходимых промтоваров.

До Великой Отечественной войны при обследовании бюджетов рабочих, колхозников, инженерно-технических работников и служащих в среднем на 100 семей большее количество членов семей приходилось на семьи колхозников. В 1940 г. на 333 члена семьи рабочих — 481 член семьи колхозника. В сельской местности более половины членов семей являлись нетрудоспособными, в семьях рабочих — менее половины [2].

Семьи колхозников в 1940 г. [3].

Всего членов семьи 481

Из них наличных 438

в том числе:

трудоспособные мужчины 16-59 лет 90

трудоспособные женщины 16-54 лет 112

подростки 12-15 лет 52

дети до 11 лет включительно 146

престарелые и инвалиды 38

Нетрудоспособных, находящихся на иждивении в семьях колхозников было больше, чем трудоспособных. На трудодни выдавали зерно, картофель, овощи и другую продукцию, производимую в хозяйствах, а также деньги. Колхозы по своему материальному положению различались, что приводило к разной оплате по трудодням. Сек-

ретарь Оренбургского обкома ВКП(б) Дубровский на областной партийной конференции говорил: «Возросли денежные доходы колхозников. В 1936 г. они составили 100 млн. руб., а в 1938 г. они составили 153,4 млн. руб., из которых 69,0 млн. распределено на трудодни» [4]. Представленная сводка «Распределение доходов между колхозниками» колхоза «Тракторист» Покровского сельсовета Абдулинского района Оренбургской области в 1935 г. насчитывала 767 чел., ими выработано было за год 58000 трудодней, распределению подлежало 2497,7 ц зерна, крупяных, кукурузы. Исходя из этого, получалось, что на трудодень приходилось 4,3 кг зерновых, более 3 ц на человека [5]. На самом деле на трудодень было выдано меньше, т.к. в распределение включалось и общественное питание. Других доходов оренбургских колхозников в сводке для Госплана СССР не упоминалось. В 1937 г. колхозникам колхоза «Вторая пятилетка» Сакмарского района на трудодень выдали 11,5 кг зерном и 76 коп. деньгами, в колхозе им. Буденного на трудодень выдали 11,7 кг зерном и 1,12 руб. деньгами [6]. Согласно официальному документу по стране в 1940 г. было потреблено в среднем за год на члена семьи колхозников 194,9 кг муки, хлеб в пересчете на муку, крупу, бобовые и макаронные изделия, 136,2 кг картофеля, 66,4 кг овощей и бахчевых [7]. Доходы на трудодень по Оренбургской области не позволяли членам семьи употреблять в таком количестве продукты питания.

Пленум Гавриловского РК ВКП(б) Чкалов-ской области отмечал: «Низко оплачивались трудодни колхозникам как натурой, так и деньгами. В 1940 г. было выдано в среднем по району на трудодень 2,01 кг зерна». Подобным образом обстояли дела с оплатой по трудодням и в других районах области. Такое положение было обусловлено административно-командными методами руководства: государственные посевные планы, планы развития животноводства, планы работ МТС и т.д. Вмешательство партийно-государственных структур в сельскохозяйственное производство приводило к тому, что не выполнялись сроки полевых работ, нарушалась агротехника, срывалась работа МТС, а это, в свою очередь, вело к снижению урожайности. Самое главное, колхозники были прикреплены к земле, не являясь ее собственниками, поэтому больших результатов труда не следовало ожидать. А небольшие доходы, которые могли получить крестьяне, изымались у них в виде обязательных поставок продуктов государству, многочисленных налогов, приобретения в обязательном порядке облигаций госзаймов. На общем собрании райпартактива Переволоц-кого района партийные активисты видели в колхозниках врагов, т.к. в условиях недорода 1936 г. смогли реализовать облигации займа укрепления обороны СССР на 140 тыс. руб., а в 1937 г. лишь

на 114 тыс. руб. [8]. Согласно архивным документам, рассчитавшись с основными выплатами, колхозники были должны: за работу, по ссудам под облигации госзаймов, в кассе взаимопомощи, за купленные продукты, промтовары, постройки и т.д. [9].

Что же могли приобрести колхозники на деньги, полученные по трудодням или продав часть урожая?

Розничные цены зимой 1936 г. установились следующие: на рожь — 27 руб. за центнер, на пшеницу среднего качества — 54 руб., на муку простую ржаную — 0,45 руб. В это же время цены на некоторые промышленные товары составляли: на сукно «Пролетарий» — 11,40 руб. за метр, трико «Коминтерн» — 6,14 руб., рубашечное полотно — 10,65 руб. Не так много промтоваров могли купить колхозники.

Сектор бюджетов колхозников Госплана СССР вел учет—сколько было получено и куплено в колхозах промтоваров (ткани, обуви, готового белья, мыла, бумаги, керосина). За октябрь 1940 г. в сводке по Чкаловской области было представлено 715 хозяйств. Ими были приобретены следующие промтовары:

кожаная обувь — 31 пара (1621,95 руб.)

резиновая обувь — 20 пар (384,60 руб.)

туалетное мыло — 205 кусков (289,50 руб.)

хозяйственное мыло — 180,85 кг (494,28 руб.)

хлопчатобумажная

ткань — 754,99 м (6918,38 руб.)

шерстяная ткань — 8 м (216 руб.)

шелковая ткань — 4 м (64 руб.)

льняная ткань — 29 м (384 руб.)

чулки, носки — 94 пары (278,62 руб.) [10]

Совершенно не упоминались промтовары, которые можно было приобрести для детей: туфли, сандалии, свитера, рубашки, платки, пальто, трико, бумага и т.д. Представленная сводка свидетельствует о росте цен, в 1940 г. за кожаную обувь предлагалось заплатить в среднем более 50 руб., а в 1935 г. мальчиковая кожаная обувь продавалась в пределах от 7 до 12 руб., такие же изменения по ценам произошли и по другим товарам. Колхозники не могли позволить себе приобретать туалетное мыло, шелковую, шерстяную, даже льняную ткань, отдавая предпочтение более доступным предметам потребления: хозяйственному мылу, хлопчатобумажной ткани. Быстро повышалась зарплата, в 1939 г. она выросла в среднем на 15,8% и превысила темпы роста производительности труда. Рыночные фонды промышленных и продовольственных товаров сократились, цены на ряд основных продуктов питания искусственно удерживались на низком уровне [11].

Перераспределение капиталовложений в тяжелую, а в конце 1930-х гг. в военную промышленность привело к ограничению финансирования легкой промышленности. Недовыполнение пла-

нов производства предметов народного потребления вызывало недостаточную обеспеченность населения одеждой, обувью, средствами первой необходимости. Этому также способствовали невысокая покупательная способность людей вследствие роста цен из-за эмиссии денежных средств, низкие заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию (производство в сельском хозяйстве в 1938 г. резко снизилось), сокращение размеров приусадебных участков и т.д.

Успехи советской страны в 1930-е гг. в области тяжелой промышленности, здравоохранения, образования достигались за счет ухудшения материального благосостояния отдельных групп населения, в частности, колхозников. Остававшихся средств у колхозников было недостаточно, чтобы накормить детей, приобрести им необходимую одежду, обувь и отправить детей в школу. Многие дети школьного возраста оставались дома, ребята постарше шли работать.

В сельских школах происходил значительный отсев учащихся из-за финансовой несостоятельности родителей — они не могли оплатить обучение своих детей-старшеклассников. Из Державинской средней школы было отчислено 17 человек, из Екатериновской — 18 человек. Постановление СНК СССР (1940 г.) вводило плату за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях страны [12]. Плата за обучение в селах составляла 150 рублей в год, что было на деле неподъемной оплатой для большинства сельчан и для горожан. В постановлении сразу был оговорен ряд категорий населения, которые освобождались от уплаты за обучение (детдомовцы, дети инвалидов и пенсионеров), постепенно их список расширялся. Введение платы за обучение, на наш взгляд, было связано с социально-экономическим, товарным и продовольственным кризисом, вызванным ростом военных расходов, массовыми репрессиями, военными действиями осени 1939 г. — весны 1940 г. Страна также нуждалась в рабочих руках на многочисленных стройках и заводах, которые подготавливались через сеть школ ФЗО (фабрично-заводского обучения). В школах ФЗО учащиеся обучались бесплатно, обеспечивались формой, питанием, но желающих обучаться было немного. Плата за обучение в средних школах заставляла многих родителей и учащихся задуматься о выборе учебного заведения для продолжения образования.

Закон о всеобуче не мог быть выполнен лишь по идеологическим, партийным решениям без учета экономического положения страны. Руководство страны не смогло в 1930-е, как и в последующие годы уяснить, что образование — затратный, но и одновременно ценный ресурс общества. Сложившийся в исследуемый период остаточный (вторичный) принцип финансирования социаль-

но-культурной сферы народного хозяйства не давал возможности решить финансовые, материально-технические, кадровые проблемы школы. Материальная несостоятельность родителей также не позволяла привлечь к обучению всехдетей школьного возраста.

Литература

1 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.5. Д.126. Л.20; РГАЭ. Ф.1562. Оп.336. Д.334. Л.1.

2 Бюджеты рабочих, колхозников, инженерно-технических работников и служащих / Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР. М., 1958. С. 5.

3 Бюджеты рабочих, колхозников, инженерно-технических

работников и служащих / Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР. М., 1957. С. 3.

4 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.4. Д.1. Л.45.

5 ГАОО. Ф.1003. Оп.З Д.1082. Л.2.

6 ЦДНИОО. Ф.1155. Оп.1. Д.38. Л.13.

7 Бюджеты рабочих, колхозников, инженерно-технических работников и служащих / Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР. М., 1958. С. 4.

8 ГАОО. Ф.1138. Оп.1. Д.49. Л.43.

9 ГАОО. Ф.1003. Оп.11. Д.81. Л.7.

10ГАОО. Ф.1003. Оп.11. Д.82. Л.118.

иКораблева, Г. В. Модальность платного образования в России: история, проблемы, современность // Известия ОГАУ. 2004. №3. С. 159.

12 Постановление СНК СССР от 2.10.1940 г. // СП СССР 1940 г. №27. Ст.6377.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.