Научная статья на тему 'СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ'

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
15
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Матыленок А. Ю.

В статье рассматриваются вопросы развития аграрного сектора экономики в Псковской области. Рассмотрено влияние государственной поддержки на развитие сельского хозяйства. Выделены узкие моменты современной аграрной политики. Даны рекомендации по корректировке аграрной политики с целью достижения декларируемых целей.Questions of the development of the agricultural sector in the Pskov region are considered in the article. The influence of the state support on the development of the agriculture is considered. Highlights of the modern agricultural policy are acknowledged. Recommendations for correction in agricultural policy are given in order to achieve the declared goals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ»

различных участников этой группы при исчислении налога на прибыль организаций. Данные предположения не были оправданы, что привело к снижению доли процента участия налога на доходы организаций в совокупном доходе , именно поэтому на данный момент Федеральный закон от 21.11.2011 № 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» пересмотрен.

Использованные источники:

1. http://minfin.ru/ru/

2. http://www.gks.ru/

УДК 338.43.02

Матыленок А.Ю. студент магистратуры Великолукская государственная сельскохозяйственная академия

Россия, г. Великие Луки СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ

АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье рассматриваются вопросы развития аграрного сектора экономики в Псковской области. Рассмотрено влияние государственной поддержки на развитие сельского хозяйства. Выделены узкие моменты современной аграрной политики. Даны рекомендации по корректировке аграрной политики с целью достижения декларируемых целей.

Экономика сельского хозяйства, аграрная политика, сельское хозяйство Псковской области, государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей

Questions of the development of the agricultural sector in the Pskov region are considered in the article. The influence of the state support on the development of the agriculture is considered. Highlights of the modern agricultural policy are acknowledged. Recommendations for correction in agricultural policy are given in order to achieve the declared goals.

Key words: Agricultural Economics, Agricultural Policy, Agriculture of the Pskov region, State support of Agricultural Producers

Сельское хозяйство - это отрасль, без деятельности которой немыслимо существование любого общества. Поэтому его развитие, увеличение производства продукции и улучшение ее качества должны рассматриваться как важнейшая общегосударственная задача. Несмотря на то что сельское хозяйство является «вечной» отраслью, существуют определенные объективные особенности, которые приводят к ее неконкурентоспособности и вызывают необходимость ее регулирования.

Регулирование отрасли осуществляется в рамках аграрной политики. В настоящее время аграрная политика реализуется через Государственную

программу развития сельского хозяйства, в соответствии с которой в Псковской области принята Государственная программа "Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013-2020 годы». В цели данной программы и соответственно цели аграрной политики на данный период времени входит:

• повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса на внутреннем и внешнем рынках;

• повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса;

• устойчивое развитие сельских территорий;

• воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов.

Задачами программы, решение которых должно способствовать способствовать достижению ее целей являются:

1. Стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции, производства пищевых продуктов.

2. Осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных.

3. Повышение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

4. Поддержка малых форм хозяйствования.

5. Повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития.

6. Повышение качества жизни сельского населения.

7. Создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.

8. Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель.

Для решения этих задач разработаны соответствующие подпрограммы, на которые выделено бюджетное финансирование. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы за весь период времени составляет 72 385,1 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 10 908,2 млн. рублей; из средств областного бюджета - 6 223,8 млн. рублей; из местных бюджетов - 19,0 млн. рублей; из внебюджетных источников - 55 234,1 млн. рублей.

В таблице 1 представлены целевые индикаторы Государственной программы «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013-2020 годы. [1]

Таблица 1 - Целевые индикаторы Государственной программы «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013-2020 годы»

Целевой индикатор Год

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий к предыдущему году (в сопоставимых ценах), % 106,0 102,9 108,2 107,5 107,4 106,9 106,6 106,2 105,9 101,1

• продукция растениеводства 117,9 116,6 101,9 102,0 102,2 102,2 102,8 103,0 103,1 102,6

• продукция животноводства 98,9 99,5 112,7 111,0 110,4 109,5 108,4 107,8 107,2 100,5

Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки к предыдущему году (в сопоставимых ценах), % 107,9 102,8 107,2 106,0 101, 101,1 101,7 100,8 100,8 100,3

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства к предыдущему году, % 231 104,1 104,3 104,5 105,1 105,4 105,3 105,4 105,5 105,6

РРенРентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий,% 4,3 5,3 7,3 6,8 6,8 6,7 6,3 5,6 5,7 5,3

Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), руб. 9967 11163 13210 14161 15294 16517 18004 19534 21390 23315

Ввод в эксплуатацию мелиорированных земель, тыс.га 0 0 1,25 1,8 2,4 3,1 3,1 3,85 4,0 4,0

Примечание: В Государственной программе данные за 2012 год обозначены как ожидаемые

Аграрный сектор является важной сферой экономики Псковской области. Основу сельского хозяйства области составляют молочно-мясное животноводство. Работа отрасли растениеводства направлена на создание устойчивой кормовой базы. С 2008 года в Псковской области, как и в России в целом, работают программы развития сельского хозяйства. В цели всех программ входит положительная динамика экономического роста. Динамика развития агарного сектора Псковской области в последние годы говорит о положительных изменениях в развитии (таблица 1).

Общий физический объем продукции в хозяйствах всех категорий в 2015 году по отношению к 2008 году вырос в 1,8 раза и достиг в сельскохозяйственных организациях уровня 1990 года (таблица 2).

Таблица 2 - Индекс производства продукции сельского хозяйства Псковской области (в сопоставимых ценах, %)_

Год к 1990 году к 2008 году

хозяйства всех категорий сельскохозя йственные организации хозяйства населения хозяйства всех категорий сельскохоз яйственные организаци и хозяйства населения

1995 79 41 154

1998 54 29 101

1999 62 26 126

2000 61 31 117

2005 43 28 72

2008 37 31 54 100 100 100

2010 38 39 44 103 127 82

2012 42 47 44 114 153 82

2013 48 59 43 129 189 81

2014 59 83 41 159 268 77

2015 68 102 39 183 330 73

Вместе с этим следует отметить, что объем производства в хозяйствах населения упал за данный промежуток времени на 27%, а общий уровень производства в хозяйствах всех категорий составил 68% от уровня 1990 года.

Таблица 3 - Структура производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств, %_

Категория хозяйства Год 2015 г. «+», «-«

1990 1995 2000 2005 2010 2012 2015

Хозяйства всех категорий 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 -

в том числе: сельскохозяйственные организации 73,3 27,3 25,7 33,7 50,5 56,2 73,5 +0,2

хозяйства населения 26,7 71,7 72,4 64,5 47,2 41,2 23,5 -3,2

крестьянские (фермерские) хозяйства - 1,6 1,9 1,8 2,3 2,6 3,0 +3,0

Если в 1990 году объем производства продукции в сельскохозяйственных организациях составлял 73,3%, то в 2000 году он упал до 25,7%. Удельный вес хозяйств населения за данный период вырос с 26,7% до 72,4%.

Обратная трансформация началась с 2000 года и произошла как за счет увеличения производства в организациях, так и резкого сокращения производства в хозяйствах населения. С 2010 года стал наблюдаться резкий рост производства в сельскохозяйственных организациях и его снижение в хозяйствах населения. В 2015 году структура производства достигла уровня 1990 года. Фермерские хозяйства не играют большого значение в сельском хозяйстве Псковской области. Их удельный вес в структуре производства

составлял в 2015 году 3,0%.

При общем росте физического объема производства сельскохозяйственной продукции в последние годы, в разрезе основных видов продукции динамика не однозначна и объясняется проводимой аграрной политикой.

Особое значение в сельском хозяйстве имеет научно-технический прогресс. Его значение для сельскохозяйственного производства описано еще Макконелл К.Р. и Брю С.Л. в «Экономикс». В последние годы влияние научно-технического прогресса на сельскохозяйственное производство стало ярко проявляться и в России. В 2015 году объемы производства в сельскохозяйственных организациях области достигли уровня 1990 года. Крупнейшие инвестиционные проекты в сельском хозяйстве Псковской области связаны со строительством мегаферм ООО «Слактис» и строительством свиноводческого комплекса ООО «Великолукский свиноводческий комплекс», где используются новейшие технологии в производстве молока и свиноводстве.

В 2015 году по сравнению с 1990 годом урожайность зерновых выросла в 2,3 раза и составляла 27,4 ц. Урожайность картофеля выросла в 1,6 раза, кормовых корнеплодов в 1,8 раза, овощей на 14,7%. Среднегодовой надой молока на одну корову составил в 2015 году 5919 кг, что в 2,3 раза уровня 1990 года (таблица 9).

Таблица 9 - Урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных_

Год 2015 г в % к 1990 г

1990 2000 2010 2012 2013 2014 2015

Урожайность зерновых культур (в первоначальном весе), ц/га 12,1 8,4 13,0 22,2 21,6 29,0 27,4 увеличилась в 2,3 раза

Урожайность картофеля, ц/га 82 91 102 119 118 125 132 увеличилась в 1,6 раза

Урожайность овощей, ц/га 163 164 148 176 177 178 187 114,7

Урожайность кормовых корнеплодов, ц/га 127 253 212 264 260 263 234 увеличилась в 1,8 раза

Надой молока на одну корову, кг 2606 2557 3720 4898 4774 5256 5919 увеличилась в 2,3 раза

Несмотря на принятие в последние годы более активных мер по развитию сельского хозяйства, выделение его в качестве приоритетной отрасли, все же не удалось коренным образом улучшить его экономику. В целом можно констатировать, что положительная динамика производства связана даже не в целом с деятельностью сельскохозяйственных организаций, а с развитием нескольких точек роста. Несмотря на увеличение объемов производства продукции, рост инвестиций, общих доходов долговременные

тенденций роста не гарантированы. Низкая экономическая эффективность отрасли является сдерживающим фактором долговременного экономического роста. Одним из фактором экономического роста является распределение доходов. При существующем их распределении трудно получить отдачу от вложенных инвестиций, что негативно сказывается на их будущем объеме. Экономическое состояние сельскохозяйственных организаций области характеризует его доходность, которую характеризуют сальдированный финансовый результат сельскохозяйственных организаций, удельный вес убыточных организаций, рентабельность проданной продукции, рентабельность активов, уровень заработной платы (таблица 10).

Таблица 10 - Доходность сельскохозяйственных организаций

Показатель Год 2014 г в % к 2010 г

2010 2011 2012 2013 2014

Сальдированный финансовый

результат деятельности сельскохозяйственных 158,7 261,0 52,8 -363,4 1 784,2 в 11,2 раза

организаций, млн.руб.

Удельный вес убыточных организации, % 37,1 34,3 45,2 54,8 50,0 +12,9

Рентабельность проданных

товаров, продукции (работ, услуг), % 1,3 4,4 0,8 -8,3 31,0 +29,7

Рентабельность активов, % 2,2 2,2 0,3 -1,1 4,9 +2,7

Номинальная среднемесячная

начисленная заработная плата

по виду экономической деятельности «сельское 8864 9874 13541 13632 13440 151,6

хозяйство, охота и лесное

хозяйство», руб.

Реальная начисленная

среднемесячная заработная плата в процентах к - 102,8 130,5 93,4 91,0 114,0

предыдущему году

Отношение среднемесячной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

заработной платы в сельском хозяйстве к средней по области, % 61,1 62,8 74,4 69,0 64,0 +2,9

Отношение среднемесячной

заработной платы в сельском хозяйстве к прожиточному 176,2 168,7 214,6 189,4 163,8 -12,4

минимуму, %

В 2014 году сальдированный финансовый результат сельскохозяйственных организаций составил 1 784,2 млн.руб., уровень рентабельности продаж 31%, рентабельность активов 4,9%. Как показывают данные предыдущие года были не столь благоприятными для сельского хозяйстве. Однако даже в 2014 году половина организаций были убыточны, а

уровень оплаты труда в сельском хозяйстве остается низким и даже снижается в реальном выражении. В 2014 году среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве составляла 13440 руб., что составляет 64% от средней по области. В связи с низкой доходностью в сельском хозяйстве Псковской области остро стоит кадровая проблема. Все больше ухудшается демографическая ситуация на селе, растет разрыв в качестве жизни между сельским и городским населением, идет отток молодежи.

Главная проблема, вызывающая и усиливающая многие существующие негативные тенденции, связана с низкой доходностью сельскохозяйственного производства, вследствие чего основная часть сельскохозяйственных товаропроизводителей неспособна использовать научно-технические достижения для повышения эффективности и конкурентоспособности производимой ими продукции, модернизации производства. Вот почему в первую очередь необходимо поднять доходность сельского хозяйства и его финансовую устойчивость. Это основополагающее положение для решения данной проблемы, обеспечения воспроизводственного процесса в отрасли, достижения параметров продовольственной безопасности, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации. В этой связи следует отметить, что несмотря на положительные или отрицательные моменты членства страны в ВТО, ей придется по-прежнему одновременно решать две фундаментальные проблемы аграрного сектора. Первая из них связана с повышением доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, а вторая - с обеспечением продовольственной безопасности страны.

Использованные источники:

1. Постановление Администрации Псковской области от 11.04.2013 № 161 (ред. от 18.02.2016) "Об утверждении Государственной программы "Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013 2020 годы"

2. Псковская область в цифрах. 2016.: Крат. стат. сб.\ Псковстат. - П., 2016. -С. 184.

3. Псковский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб. / Псковстат - П., 2015.

4. Комшанов Д.С. Условия формирования рыночных доходов и потери сельского хозяйства / Международный сельскохозяйственный журнал. - 2009. - № 1. - С. 18-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.