Научная статья на тему 'Сельское хозяйство: особенности антикризисного управления'

Сельское хозяйство: особенности антикризисного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЗАНЯТОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛА / МИГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекарев А. М., Кондратьева Н. Е.

На основе вторичного анализа социологических данных за 2001-2008 годы рассмотрена динамика социально-экономических проблем сельского хозяйства. Сделан вывод о том, что обычные меры антикризисного управления не способны разрешить большую часть проблем сельского хозяйства. Выходом из создавшегося положения могут быть локальные инновационные проекты, реализуемые при условии создания социальных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бекарев А. М., Кондратьева Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RURAL ECONOMY: A SPECIFIC OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT

A development of social and economic problems was considered on a base of analysis of sociology researches in 2001-2008 years. The conclusion is that usual steps of anticrisis management are not effective actions. Only local innovative projects and social nets could be useful implementations of rural management.

Текст научной работы на тему «Сельское хозяйство: особенности антикризисного управления»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевско го. Серия (Социальные науки, 2008, № 4 (12), с. 13-18 13

УДК 316

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: ОСОБЕННОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

© 2008 г.

А.М. Бекарев, Н.Е. Кондратьева Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

adrian@sandv.ru

knencsnn@vandex.ru

Поетупииа в редакцию 02.11.2008

На основе вторичного анализа социологических данных за 2001-2008 годы рассмотрена динамика социально-экономических проблем сельского хозяйства. Сделан вывод о том, что обычные меры антикризисного управления не способны разрешить большую часть проблем сельского хозяйства. Выходом из создавшегося положения могут быть локальные инновационные проекты, реализуемые при условии создания социальных сетей.

Киючевые еиова: антикризисное управление, занятость, инновационные проекты, кадровый потенциал села, миграция, социальные сети.

Антикризисное управление обычно связывается с процедурой банкротства и назначением внешнего управляющего, в задачу которого входит реструктуризация издержек в сторону их максимального сокращения. Для бизнес-организаций это вполне приемлемые меры, которые могут спасти предприятие [1]. Здесь нет разговора о дотациях, но есть возможности получения дополнительных инвестиций. Для организаций сельского хозяйства все обстоит иначе. Издержки давно сокращены, дотации распределяются поровну, стихийно сложившееся «сокращение штатов» достигло критической отметки.

В промышленных организациях менеджеры часто в своей повседневной деятельности применяют практику, которую можно назвать «работа по “минусам”». Все определяется качеством и величиной «минуса»: одни из них удаляемы, другие - нет; для тех, которые удаляемы, требуется много средств и времени («большие минусы»), другие же удаляются безболезненно и быстро [2, с. 52]. Чаще всего управленец сам диагностирует проблемы, или «минусы». Но социолог мог бы это сделать лучше. Возможно, значение социологии управления для практики управления было бы выше, если бы социологи вскрывали проблемы, а менеджеры их решали.

Мы решили воспользоваться

социологическими данными по динамике «минусов» в сельском хозяйстве. Опорой послужили результаты нескольких

общероссийских и региональных

социологических исследований, проведенных с 2001 г. по 2008 г., среди которых можно

выделить: общероссийское исследование

«Обеспечение занятости сельского населения района», 2001 г. (Всероссийский НИИ

экономики, труда и управления в сельском хозяйстве; руководитель В.В. Милосердов); общероссийское исследование «Проведение исследований и разработка научно обоснованных предложений по развитию кадрового потенциала села на период до 2015 года», 2004 г. (Московская

сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева, руководитель - В.М. Баутин; мониторинг приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (Всероссийский

институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова (ВИАПИ) совместно с восьмью институтами-исполнителями отделения

экономики и земельных отношений РАСХН, 2006 г.); региональное исследование «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Нижегородской области», 2008 г. (руководитель - Г.С. Широкалова).

Учитывались и управленческие шаги, которые нашли отражение в целевых государственных программах и проектах, в том числе в Федеральной целевой программе «Социальное развитие села на период до 2010 года» и национальном проекте «Развитие АПК» (он нашел свое продолжение в Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы» (Постановление правительства РФ № 446 от 14 июля 2007 г.).

В исследовании «Обеспечение занятости сельского населения района» затронуты концептуальные предпосылки к разработке идеоиогии занятоети, в основу которой положены правовые, экономические и социальные нормы и механизмы занятости как евободно избираемой деятеивноети, приносящей доход, законодательно

закрепленной в Законе «О занятости населения в Российской Федерации», принятом в 1996 г., и в последующих поправках к нему. Закон демонтировал прежний механизм

преимущественно административного

управления процессами движения численности рабочих мест и рабочей силы. Однако осталось за рамками поле деятельности, зависящей от работодателей, какими в сельской местности являются сельскохозяйственные предприятия, а также личные подсобные хозяйства и самозанятость [3, с. 228]. В исследовании рассматривались возможности усиления участия предприятий сельского хозяйства в формировании процессов, обеспечивающих нормальную занятость сельского населения с использованием для этого всех форм занятости: полной и частичной, постоянной и временной, первичной и вторичной, активной и минимальной, позволяющих сельским семьям выжить в кризисной ситуации. Управленческое воздействие на занятость на

сельскохозяйственных предприятиях

предполагалось через разработку специальных программ в рамках районных программ содействия занятости. Обобщая результаты, можно сказать, что данные программы и подходы не имеии доижного управиенчеекого эффекта. Идеоиогия занятоети «не еработаиа». Вместе с тем был вскрыт основной «минус» в сельском хозяйстве России, связанный с дефицитом кадров.

В общероссийском исследовании 2004 г. ставилась цель разработки научно обоснованных предложений по развитию кадрового потенциала российского села на период до 2015 года. В ходе его проведения выявлено множество проблем («минусов»), которые касались значительного ухудшения социальной инфраструктуры села. Начиная с середины 90-х гг. на одного сельского жителя стало приходиться инвестиций в 5 раз менвше, чем в среднем на одного россиянина. Это привело к значительному сокращению кадрового потенциала села и к увеличению разрыва в качестве среды обитания в городе и на селе. Утрата потенциала начинается со сферы образования.

В частности, за 1991-2003 гг. сократилось количество ееивеких шкои на 9.1%, 11-12% (700 тыс.) сельских детей в возрасте 7-15 лет не садятся за парты. Удельный вес аварийных и требующих капитального ремонта школьных зданий увеличился до 42%. Ухудшились условия дошкольного воспитания детей. На 100 сельских поселений на начало 2003 г. приходилось 25 детских яслей-садов, каждый в среднем на 57 мест. Охват детей дошкольного возраста постоянными дошкольными учреждениями составил 39% против 56% в 1990 г. Кадровый потенциал стал уменьшаться на глазах.

Динамика кадровых изменений такова, что доля работников без профессионального образования достигала 40%. За 12 лет (19922004 гг.) резко сократилось число трактористов-машинистов (в 2.3 раза), животноводов (в 3 раза). Количество специалистов уменьшилось наполовину. При этом сохранившиеся кадры не в состоянии обеспечить эффективное ведение сельскохозяйственного производства. Весьма неблагоприятная ситуация на

сельскохозяйственных предприятиях

складывается в связи с резким уменьшением численности занятых на

несельскохозяйственных видах деятельности -она сократилась более чем в 3 раза.

В сельском хозяйстве в последние годы сложилась парадоксальная ситуация: общий дефицит кадров руководителей и специалистов здесь в целом составляет около 90 тыс. человек, а ежегодный выпуск из учебных заведений системы агрообразования - более 100 тыс. По логике, этот дефицит реально мог бы быть ликвидирован за два-три года. Но этого не происходит из-за крайне низкого уровня закрепления выпускников аграрных учебных заведений в сельскохозяйственном

производстве. Таким образом, еоциоиогичеекий замер на уровне 2004 г. показал, что тенденции ухудшения процеееов на ееие не преодоиены [4].

В 2006 году Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова (ВИАПИ) совместно с восьмью институтами-исполнителями отделения экономики и земельных отношений РАСХН провели мониторинг приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Огромный объем собранных данных и информации позволил сделать рекомендации и предложения, которые нашли отражение в Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

Полученные данные можно аккумулировать в нескольких положениях:

• Имея фактически около 10 процентов мировых ресурсов, наша страна могла бы прокормить один миллиард человек (эта цифра прозвучала во время вступления России в ФАО). В реальности же мы пока не в состоянии накормить те два процента мирового населения, которые проживают на территории нашей страны. Слишком велика доля импортного сырья и продовольствия.

• Идет сокращение посевных площадей. Так, в 1970 году обрабатывалось 222 млн га, в 1980-м - 219, 1990-м - 214 млн, в 2005 гг. сельхозугодия сократились на 15% и составили 191.7 млн га.

• Сохраняется пробиема занятоети, она заключается в том, что не всегда крестьянину можно найти работу, учитывая, что жизнеспособными явияютея не боиее 40-50% коииективных хозяйств. Если оценить среднедушевой денежный доход, то у 60% сельских жителей он ниже прожиточного минимума. Численность безработных на селе в 2006 г. составляла, по минимальным оценкам, 1 840 тысяч человек, из них зарегистрировано и получают пособия всего 430 тысяч. Для остальных личное подворье остается существенным, если не единственным, источником дохода.

• Другая проблема - еоциаивный контроив над территориями. В дореформенной экономике селообразующие функции выполняли сельхозпредприятия, которые исчезли после кризиса. Сейчас сельское население стягивается в пригородные зоны и к рыночным центрам, поэтому функция социального контроля над территориями остается за малыми формами хозяйствования.

• Сохраняется проблема финансовой санации сельхозорганизаций. Только 40% организаций отвечают требованиям банков по финансовой устойчивости, по возможности обеспечить залог.

• Выражением кризиса остается бедность большинства поселян и социальное опустынивание сельских территорий. Исходя из удельного веса детей и пожилых людей в возрастной структуре сельского населения, были выделены районы с прогрессивным, стационарным и регрессивным типом демографического развития. Большинство районов (69%) являются регрессивными, в том числе в 53% районов наблюдаются депопуляционные процессы.

• Отсутствуют стандарты доступности и качества общественных услуг, отчего страдает в первую очередь сельская «глубинка». Из федеральной целевой программы «Социальное развитие села» поддерживаются субъекты Российской Федерации, выполняющие условия софинансирования, а не самые нуждающиеся.

На федеральном уровне был признан факт неотложности в решении проблем сельских территорий. В результате приняты Федеральная целевая программа «Социальное развитие села на период до 2010 года», приоритетный национальный проект «Развитие АПК», государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия РФ на 2008-2012 годы». Сельское хозяйство - первая и пока единственная отрасль, имеющая свою пятилетнюю программу, подобных программ нет в других сферах экономики.

Что касается малых форм хозяйствования, то приоритетный национальный проект, можно без преувеличения сказать, совершил революцию в поддержке фермеров, личных подсобных хозяйств и кооперативов. Однако спрос на кредиты с их стороны не удовлетворен. Это, в частности, показал мониторинг национального проекта в 33 субъектах Российской Федерации. Проблема - в доступе к долгосрочным кредитам (на 5 и 8 лет). По итогам анализа, долгосрочные субсидированные кредиты достались в основном крупным предприятиям, причем даже с участием инвесторов. По данным мониторинга, около 20% восьмилетних кредитов получили предприятия, где привлекался инвестор. Надо пересмотреть предоставление кредитов для фермеров и сделать их более льготными. Необходимо предусмотреть кредиты на животноводство на такие же или более длительные сроки [5].

Таким образом, анализируя результаты исследования «проблемного поля»

федераивного уровня, можно сказать, что произошедшие изменения привели к резкому ухудшению качества жизни на селе, снижению мотивации сельскохозяйственного труда. Доминирующей тенденцией остается

увеличение разрыва в уровне жизни сельского и городского населения. Возможны необратимые процессы в развитии села, что может проявиться в проблематичности выполнения им производственной, еоциаивно-демо-

графичеекой, куивтурной, природоохранной, рекреационной функций.

Социально-экономические процессы,

характерные для Нижегородской области в последние годы, по своей направленности совпадают с общероссийскими и в большей степени определяются федеральной, а не региональной политикой. В 48 районах Нижегородской области расположено около 5000 сельских населенных пунктов, 70

поселков, в сельских районах проживает около 22% жителей области. Особенностью Нижегородской области является большое количество деревень, хуторов с численностью населения менее 100 чел. Данные показывают дифференциацию поселений «по величине». Среди них выделяются: - «крупные» селения с численностью более 100 человек - 28%; «мелкие» (менее 100 чел.) - 64%'; «мертвые» деревни - около 8%. Тенденция увеличения «мелких» и «мертвых» деревень (72%) продоижает пока еохранятвея. 1400

населенных пунктов не имеют доступа к транспортным магистралям. Следует отметить и «разбросанность» или оторванность деревень от своих районных центров. За последние три года число сельских населенных пунктов сократилось на 235 (ежегодно с карты

Нижегородской области исчезают около 80 сельских населенных пунктов). Следует особо подчеркнуть, что каждый второй населенный пункт не имеет работодатеия, а жизнеспособными являются не боиее 40-50% коллективных хозяйств. Из 4577 населенных пунктов 2578 (56.3%) не имеют работодателей. В 2477 населенных пунктах (54.1%) уровень общей безработицы составляет менее 10%, в 262 (5.7%) этот уровень превышает 50%.

В социологических исследованиях 2005 года отмечались наиболее острые проблемы села, к которым были отнесены [6, с. 80]:

1. Увеличение количества сельских населенных пунктов без сельскохозяйственных и промышленных предприятий.

2. Рост числа безработных в связи с банкротством сельхозпредприятий.

3. Снижение уровня и качества жизни сельских жителей.

4. Рост дифференциации (поляризация) сельского населения по уровню дохода.

5. Задержка выплаты заработной платы.

6. Миграция из села наиболее активной и квалифицированной части населения.

7. Неукомплектованность

сельскохозяйственных предприятий

специалистами, механизаторами, работниками других профессий.

8. Снижение уровня квалификации кадров для сельского хозяйства.

9. Разрушение социальной инфраструктуры в связи с отсутствием должного финансирования учреждений дошкольного и школьного образования, здравоохранения, культуры, бытового обслуживания.

10. Снижение уровня образования и культуры сельской молодежи, примитивизация досуга.

11. Рост заболеваемости у всех возрастных групп сельских жителей и недоступность должного уровня медицинской помощи.

12. Низкий уровень культурно-бытового обслуживания.

13. Значительная доля ветхого и неблагоустроенного жилья.

14. Несоответствие уровня инженерных и

транспортных коммуникаций (дорог, электро-и газосетей, телефонной и

телекоммуникационной связи) потребностям сельского населения.

15. Увеличение доли одиноких лиц пожилого возраста.

16. Низкая мотивация проживания в сельской местности и снижение престижа сельского образа жизни в общественном мнении.

17. Снижение уровня подготовки кадров в аграрных вузах.

18. Отказ молодых специалистов от трудоустройства в сельской местности.

19. Отсутствие доступности к финансовым ресурсам мелких сельхозпроизводителей.

Взглянув на эти проблемы сквозь «очки» управленца, можно было бы сказать, что некоторые из них вполне решаемы. В частности, отсутствие финансовых ресурсов для мелких производителей. Именно этот «минус» был впоследствии преодолен при помощи кредитной политики. Если же взять проблему № 17, то она едва ли решится в ближайшие годы в силу демографических причин и общего ухудшения качества подготовки специалистов высшей квалификации.

В исследовании 2008 года, которое осуществлялось в рамках мониторинга Закона Нижегородской области от 12 мая 2004 года № 40-3 «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Нижегородской области», были опрошены люди, связанные с сельским хозяйством (студенты сельскохозяйственной академии, техникумов и т.д.). Выборка составила 657 человек. Наиболее значимыми, по мнению опрошенных, являются следующие проблемы: в

трудовой сфере - низкая зарплата (100%); закупочные цены, не обеспечивающие

рентабельности производства (74.3%); отсутствие современных технологий (65.7%); плохие условия труда (48.6%); продажа земли тем, кто на ней не работает (45.7%); отсутствие возможности карьерного роста (42.9%);

инфляция, рост цен (31.4%); пьянство (74.3%); отсутствие благоустроенного жилья (54.3%); отсутствие должного медицинского

обслуживания (42.9%).

Неоднозначно оценивались социальноэкономические процессы в сельской местности. Наиболее критически настроены учащиеся училищ, среди которых больше выходцев из села, которым не по средствам обучение в других учебных заведениях. Из них лишь 5% одобряют аграрную политику государства (не одобряют 42%). В то же время именно они являются будущими «практическими»

работниками села. Следует зафиксировать факт недоверия молодежи к проводимой политике. Работать на селе при любых условиях согласны лишь 14%, столько же однозначно решили уехать. При определённых условиях согласны остаться на селе - 30%. Выбирая профессию, респонденты учитывали три фактора: интерес к ней (89%), возможность найти работу как в городе (89%), так и в селе (84%). Возвращение на село более 80% выпускников проблематично. Вызывают особый интерес некоторые оценочные суждения респондентов -студентов сельскохозяйственной академии. Они считают, что единовременного пособия для молодых специалистов для решения проблемы закрепления квалифицированных кадров явно недостаточно. Требования молодёжи гораздо шире: они распространяются как на

производственную, так и на социальную сферу. Возвращение молодёжи в село возможно лишь на основе комплексных решений, учитывающих её потребности не только в трудовой, но и в семейно-бытовой, образовательной, культурной сферах. С другой стороны, были выявлены факторы стимулирования трудоустройства на селе выпускников учебных заведений: поднятие престижа сельского труда (66.2%); современные рабочие места (62.3%); хорошая дорога в город (61.7%); возможность для карьерного роста (59.1%); наличие в селе молодежи (48.7%) [7].

Исследование выявило острые проблемы по следующим направлениям: сокращение

численности сельского населения (естественная убыль, миграция молодежи); неоднородность экономического положения населения в крупных и мелких поселениях; убыточность

большинства предприятий; отток работников с предприятий; преобладание женщин среди безработных; низкий уровень образования по сравнению со средним по области; потеря социального контроля над территориями. Если объединить все проблемы одним общим знаменателем, то получится одна, но очень серьезная проблема: наличие «оттока» и

отсутствие «притока» специалистов. Проблема может показаться неразрешимой. Однако есть одно интересное обстоятельство.

Миграция из села в город присуща в большей степени наиболее профессионально подготовленной части трудовых ресурсов: водителям, трактористам-машинистам,

работникам по ремонту техники и специалистам с высшим и средним профессиональным образованием (они конкурентоспособны на городском рынке труда). Увеличение промышленного производства и рост сферы обслуживания в крупных городах и мегаполисах служат дополнительным фактором миграции социально активного сельского населения в города, что создаёт еще более острый дефицит работников на селе. Вместе с тем есть другие траектории миграции, которые связаны с «общесельским» рынком труда. Речь идет не только о переселенцах, которых нужда вынудила искать более оплачиваемое место работы. Наблюдается горизонтальная мобильность по траектории «село - село». Привлекательные

сельскохозяйственные предприятия есть не только на юге России или в Алтайском крае. Они есть в любом регионе, даже если этот регион относится к числу депрессивных. Туда идет «переток» кадров средней квалификации, которые не всегда могут составить конкуренцию горожанам.

В силу этого управленческие усилия могут оказаться небесполезными. Необходимо подойти к делу с позиций иного, более мелкого масштаба: идти от федерального и

регионального уровней к уровню местному (локальному). И если невозможно работать «по минусам», то надо создавать «плюсы». Эти «плюсы» заключаются в аттрактивных факторах, которыми выступают престиж профессии, возможность карьерного роста, наличие молодежи и, заметим, «хорошие

дороги». Другими словами, необходимо не только материальное, но и социальное благополучие. Необходимо позаботиться об инновационных проектах по линии отмеченных «плюсов» и последующем создании небольших локальных социальных сетей в тех местах,

которые пока еще привлекают мигрирующих работников. При этом следует иметь в виду, что не имеет смысла восстанавливать покинутые деревни. Надо усилить развитие тех территорий, которые еще способны развиваться. В этом плане важнейшей задачей местного (сельского) уровня развития выступает объединение внешних и внутренних ресурсов на основе «новоэндогенного» развития (Neo-Endogenous Rural Development) и образования сетей. В этом случае социально-экономическое развитие села зависит от способности населения к инновациям [8]. Сетевой подход в сельском хозяйстве позволит решить ряд экономических проблем. Многие хозяйства и сейчас могли бы быть рентабельными, увеличив объемы производства. Но возникает проблема сбыта продукции, которая не будет решена до тех пор, пока не возникнет торгово-промышленная и, в конечном счете, социальная сеть.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания

1 В целом по ПФО - 48%, по России - 36%, в Оренбургской области - 75%, в Ульяновской

области - 66%, в Республике Башкортостан - 63%.

Список литературы

1. Антикризисное управление / М.: ИНФРА-М,

2003. 253 с.; Баринов В. А. Антикризисное

управление. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. С. 255.

2. Сазонова Г.А. Антикризисное управление промышленным предприятием. Нижний Новгород: НГТУ, 2000. 150 с.

3. Милосердов В.В. Проекты реформирования

регионального АПК. Книга 2 (части V-XI). М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. Проект

«Обеспечение занятости сельского населения района», часть IX, Стр. 228-329.

4. Разработка научно обоснованных предложений по развитию кадрового потенциала села на период до 2015 года: отчет о НИР. М.: ФГОУ ВПО МСХА,

2004. 155 с.

5. Проблемы разработки и реализации

государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. и направления аграрно-экономических исследований» //

Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. № 5-6. М.: Изд. ФГНУ «Росинформагротех», 2007, с. 46-52.

6. Широкалова Г.С. Социологическое обследование сельской занятости в Нижегородской области. Аналитический отчет. Н. Новгород: Изд-во Гладкова О.В., 2005. 92 с.

7. Широкалова Г.С., Дерябина О.Н., Кудрявцева

Н.П. Жизненные планы студентов

сельскохозяйственных учебных заведений // Почва как компонент природы и факторы продуктивности сельскохозяйственных земель. Статистикостохастическое моделирование в организации сельского производства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород, НГСХА. С. 265-274.

8. Копотева И., Никула Й. Социальные инновации в изменяющейся сельской среде России // Журнал «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз». Издатель - Российская академия наук, Центральный экономикоматематический институт, Вологодский научнокоординационный центр (ВНКЦ ЦЭМИ РАН). № 2. 2008. С. 74-84.

RURAL ECONOMY: A SPECIFIC OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT

A.M. Bekarev, N.E. Kondratjeva

A development of social and economic problems was considered on a base of analysis of sociology researches in 2001-2008 years. The conclusion is that usual steps of anti- crisis management are not effective actions. Only local innovative projects and social nets could be useful implementations of rural management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.