Научная статья на тему 'Диверсификация АПК ключевой инструмент управления экономикой сельского муниципального образования (на материалах Бурлинского района Алтайского края)'

Диверсификация АПК ключевой инструмент управления экономикой сельского муниципального образования (на материалах Бурлинского района Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РОСТ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / DIVERSIFICATION / MANAGEMENT / ECONOMY / MUNICIPAL ENTITY / MODERNIZATION OF ECONOMY / AGRICULTURAL INDUSTRY COMPLEX / AGRICULTURAL ENTERPRISES / GROWTH OF BUDGET REVENUES / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кундиус Валентина Александровна, Пецух Нина Ивановна

Отражены результаты исследований проблем развития экономики сельского муниципального образования, обоснованы направления диверсификации сельской экономики, необходимые условия развития сельского хозяйства, диверсифицированных отраслей, малого и среднего бизнеса, личных подсобных хозяйств. Особое внимание уделено факторам наполняемости муниципального бюджета, росту бюджетных доходов, социально-экономическому развитию района в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кундиус Валентина Александровна, Пецух Нина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диверсификация АПК ключевой инструмент управления экономикой сельского муниципального образования (на материалах Бурлинского района Алтайского края)»

УДК 338.33:338.431:37(571.15)

В.А. Кундиус, Н.И. Пецух

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ АПК - КЛЮЧЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ СЕЛЬСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ БУРЛИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

Ключевые слова: диверсификация, управление, экономика, муниципальное образование, модернизация экономики, агропромышленный комплекс, сельскохозяйственные предприятия, рост бюджетных доходов, малый и средний бизнес, социально-экономическое развитие.

Введение

Экономический кризис и, соответственно, сокращение производства, серьёзно скорректировали планы развития отечественных предприятий АПК и муниципальных образований на региональном уровне. Многие сельскохозяйственные предприятия, не найдя эффективных путей выхода из кризиса, были вынуждены сократить масштабы деятельности и даже уйти с рынка, поэтому в современных условиях, диверсификация, выполняя функцию снижения производственных рисков, становится одним из ключевых эффективных инструментов, способствующих развитию экономики регионов, и естественно, что она получила своё развитие в России. Однако в России диверсификация пока не нашла широкого распространения в сравнении с зарубежными опытом и тенденциями. Президент РФ Дмитрий Медведев считает степень диверсификации российской экономики крайне низкой и называет решение этой проблемы главной задачей на данный момент [1].

Исследование деятельности сельскохозяйственных предприятий, крестьянских фермерских хозяйств и агропромышленных формирований в Бурлинском районе Алтайского края позволяет определить основные возможные направления диверсификации сельскохозяйственных и предприятий АПК в муниципальных образованиях района на основе ресурсного потенциала территорий. Мы определяем диверсификацию АПК как ключевой инструмент управления экономикой муниципальных образований при формировании объёма доходов местного бюджета и ком-

плексного использования социально-экономического потенциала территории муниципалитета.

Объектом исследования являются хозяйствующие субъекты, экономика муниципальных образований Бурлинского района Алтайского края.

Методика исследования заключается в аналитической оценке экономических показателей развития АПК и финансовых показателей муниципальных образований, проведении мониторинга взаимовлияния диверсификации АПК на доходы бюджета муниципалитетов.

Цель исследований — выяснение особенностей управления экономикой муниципальных образований на основе диверсификации.

Основная часть

Мировой опыт экономического развития муниципальных образований показывает, что диверсификация экономики муниципальных образований является существенным источником дополнительных доходов жителей, имеющих в собственности земельные паи, недвижимость, денежные доходы. Аккумулированные денежные средства в инкорпоративных финансовых институтах жителей муниципальных образований являются надежным ресурсом развития местного производства, которое в свою очередь обеспечивает доходами в виде налогов бюджеты муниципалитетов.

На территории Бурлинского района присутствуют все составляющие, обеспечивающие развитие диверсификации в условиях специализации на производстве сельскохозяйственной продукции и продовольствия, инновационного развития АПК. В районе также перспективно развитие направлений диверсификации в рыбном хозяйстве, сельского, или агротуризма, грязелечебниц в связи с уникальными природными особенностями и спецификой природно-климатических условий района. Объективно обусловлено развитие связан-

ной диверсификации в овцеводческой отрасли, так как хозяйство действует в более известной обстановке и меньше рискует, так как до 90-х годов культурное овцеводство на территории района являлось основной традиционной отраслью животноводства, одним из видов трудовой занятости населения. При этом могут быть задействованы мелкие и крупные перерабатывающие предприятия или сельскохозяйственные предприятия, привлекающие к сотрудничеству и взаимодействию малый и средний бизнес без посредников, банковский сектор экономики, муниципальные образования.

Бурлинский район находится в северозападной части Алтайского края, граничит на юго-западе с Республикой Казахстан, на севере и северо-западе — Новосибирской областью, на северо-востоке — Ха-барским, на востоке — Немецким Национальным, на юге — Славгородским районами Алтайского края. На территории района расположено 25 сел, которые вошли в состав 11 сельских поселений. Районным центром является село Бурла. Расстояние до краевого центра г. Барнаула составляет 500 км. В силу специфики природно-климатических условий основными отраслями специализации сельского хозяйства Бурлинского района являются животноводство и растениеводство (пшеница, подсолнечник, кормовые культуры). В районе по состоянию на 01.01.2010 г. на территориях сельских поселений имеется 34845 га земель районного фонда перераспределения, в т.ч. сельскохозяйственных угодий — 33142 га, из них пашни — 15004, залежи — 11066, сенокосов — 3537, пастбищ — 3535 га. Пастбища, сенокосы, залежные земли занимают более 54% сельскохозяйственных угодий района. Последние годы большая часть этих естественных угодий практически не используется и деградирует, что может привести к негативным последствиям в социально-экономическом развитии муниципальных образований, в том числе финансовой системы, отражающей результат экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов на территории района. В то же время имеющиеся ресурсы позволяют развивать реальное направление диверсификации мясного животноводства в Бурлинском районе с меньшими финансовыми и энергозатратами — это возрождение овцеводства. Данное направление обосновано несколькими факторами. Во-первых, пастбища,

на которых раньше паслись отары, по большей части так и остались невостребованными в сельском хозяйстве. Во-вторых, овцы абсолютно нетребовательны в еде, им подходит любой сорняк, которым, кстати, изобилуют бывшие пастбища. В-третьих, затраты на содержание и выращивание минимальные. Не нужны огромные помещения, для КРС дорогостоящее доильное оборудование, да и «обслуживающего персонала» требуется совсем немного. Энергоемкость производства тоже весьма невелика. Таким образом, очевидно, что возрождение отрасли не требует существенных затрат.

Однако существующая практика показывает, что до настоящего времени значительных результатов в данной отрасли не получено. На наш взгляд, это обусловлено тем, что по-прежнему не решены важнейшие технологические, научно-технические задачи, позволяющие существенно повысить экономическую эффективность производства, переработки и реа-лизации мяса овец, шерсти в овцеводческих хозяйствах. Также требуются организация и развитие производств по пошиву изделий из шерсти — от тканей и разного рода утеплителей до одеял и валенок. Развитие овцеводства в районе способствует не только обеспечению занятости населения в связи с его высвобождением в годы реформ, но и рациональному использованию уникального ресурсного потенциала района, обеспечению его стратегического развития.

Результаты исследований

Анализ экономических показателей района за ряд лет позволил определить, что в начале 90-х годов из 10 сельхозпредприятий района 7 занимались разведением тонкорунных овец, в которых насчитывалось 42,8 тыс. овец. В текущем году поголовье овец в сельхозпредприятиях Бурлинского района насчитывает 776 голов, что составляет 1,8% от поголовья 1992 г., в хозяйствах края — 36,7 тыс. овец — на 6,1 тыс. голов меньше чем в одном из районов Алтайского края в начале 90-х годов. С 2000 по 2008 гг. ни одно из сельхозпредприятий Бурлинского района овцеводством не занималось. Следует отметить, что развал отрасли начался с 1992 г. Собственно, он начался во всех животноводческих отраслях, но здесь положение усугубилось еще и тем, что для государственных нужд шерсть стала не нужна: армию и другие

силовые структуры переодели в формы, сшитые из хлопка с синтетикой, а школьные формы просто отменили. К тому же и текстильная промышленность старалась покупать более дешевую и качественную шерсть за рубежом. В целом по РФ к 1999 г. поголовье овец и коз сократилось до катастрофического уровня — 15,5 млн, а на сельхозпредприятиях их осталось всего 5,3 млн. Только за 1998 г. общероссийская отара уменьшилась на 1785 тыс. голов, или на 25,4%. За эти же годы производство шерсти оказалось убыточным во всех регионах в т.ч. Алтайском крае. В течение периода наблюдения определена высокая степень взаимосвязи между продукцией сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, перерабатывающих предприятий и экономики муниципальных образований в регионе. Для получения необходимого количества мяса, шерсти настоящее время овцеводством занимаются 25 хозяйств края, включая фермерские. Прогнозы самые оптимистичные. В крае много неиспользуемых пастбищ. Раньше на них паслись отары, но в 90-е годы овцеводство стало никому не нужным. В результате мы имеем то, что имеем: зависимость от импорта мяса, причем нередко непонятного качества.

На примере АПК и муниципальных образований Бурлинского района рассмотрим методику исследований одной из проблем муниципальных образований — наполняемости местных бюджетов. Бур-линский район — дотационный, отсутствуют крупные промышленные предприятия, слабо развито сельскохозяйственное производство, что негативно сказывается на формировании налогооблагаемой базы. Кроме того, действующее законодательство оставляет в местных бюджетах и поселениях не самые собираемые налоги. Налоговые доходы местного бюджета: их доля в общем объеме доходных поступлений в динамике находится на одном уровне — 8-9%, т.е. бюджеты пополняются за счет дотаций, субсидий (субвенций), предоставленных из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, и являются основным источником поступлений в местный бюджет. Поступления налоговых платежей в 2009 г. увеличились на 2,9% к соответствующему периоду прошлого года и составили 187042,9 тыс. руб. В структуре собственных доходов бюджета района 61,5% занимают поступления от налога на доходы физических лиц. Поступления увеличились

на 15,1% к уровню 2008 г. и составили 13898,1 тыс. руб.

Существенным резервом пополнения доходной базы бюджета муниципального образования остаётся недоимка по налогам и сборам во все уровни бюджетов, которая на 01.01.2010 г. составила 14974 тыс. руб. (01.01.2009 г. — 12455,0 тыс. руб.), увеличилась к уровню 2008 г. на 20,2%, из неё недоимка в местный бюджет уменьшилась на 1,3% и составила 29860 тыс. руб. (на 01.01.2009 г. — 3024,0 тыс. руб.) Неналоговые поступления увеличились на 1,8% к уровню прошлого года, всего поступило 4645,5 тыс. руб. неналоговых доходов и сборов [2].

За 2006-2009 гг. изменилась структура специальных режимов налогообложения — возрос удельный вес налога упрощённой системы налогообложения, единого сельскохозяйственного налога при одновременном снижении доли налога на вмененный доход (рис. 1).

100% 80% 60% 40% 20% 0%

_2006_2009

□ единый сельскохозяйственный налог

□ единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

□ единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Рис. 1. Удельный вес налогов в общем объеме поступлений специальных режимов налогообложения [3]

По уровню поступления ЕНВД можно судить о состоянии дел в малом и среднем бизнесе муниципального образования.

Поступление данного налога — живое свидетельство активного развития бизнеса, а это и создание новых рабочих мест, и развитие муниципальной инфраструктуры, и повышение привлекательности муниципального образования для инвестиций, и многое другое. Районные власти ведут работу по оказанию реальной административной помощи для развития агробизнеса на селе. Количество крестьянских

(фермерских) хозяйств на территории Бурлинского района по сравнению с 2004 г. увеличилось на 23% в 2008 г., в 2009 г. уменьшилось на 16% (рис. 2).

20 и

15 -10 5 0

2004 2005 2006 2007 2008 2009

2501 200 ' 150 ' 100 ' 50 '

Д.

2004 2005 2006 2007 2008 2009

□ Единый сельскохозяйственный налог

сельскохозяйственных крестьянских (фермерских)

Рис. 2. Количество хозяйств в Бурлинском районе за 2004-2009 гг.

Объём валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимой оценке увеличился по сравнению с 2004 г. на 76,7% и составил в 2008 г. в действующих ценах 814.1 млн руб. Общая валовая продукция растениеводства увеличилась на 86,6%, в т.ч. продукция животноводства — на 68,3% (рис. 3).

Валовая продукция сельского хозяйства в действующих ценах

600*-

400 200

I

2004 2005 2006 2007 2008 2009

□ Растениеводства □ Животноводства

Рис. 3. Динамика валовой продукции

сельского хозяйства Бурлинского района в 2004-2009 гг.

Уровень рентабельности сельхозорга-низаций в 2009 г. составил 2% при плане 4%.

Особое значение в современных условиях имеет развитие личных подсобных хозяйств населения. На их развитие с начала года жителями района получено 22 кредита на сумму 1292,0 тыс. руб. через кредитную организацию Сбербанк России.

Темпы роста основных социально-экономических показателей Бурлинского района в 2004 и 2009 гг. были несколько ниже средних краевых показателей. В бюджетную систему Бурлинского района поступает 1,5-2% налоговых поступлений от сельскохозяйственного производства, одним из таких налогов является единый сельскохозяйственный налог (рис. 4).

Рис. 4. Динамика поступлений единого сельскохозяйственного налога в 2004-2009 гг.

Увеличение физического объёма простого бюджетного финансирования в предкризисные годы, реализация Приоритетного национального проекта развития АПК, меры косвенной поддержки села (единый сельхозналог, стабилизация цен на горюче смазочные материалы, минеральные удобрения), а также меры таможенно-тарифного регулирования дали положительный результат. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур во всех категориях хозяйств Бурлинского района в 2009 г. увеличен к уровню предыдущего года в 2,5 раза, процент индикативного плана составил 151,7%, урожайность увеличена на 56,2% и составила 12,5 ц/га. Валовой сбор подсолнечника уменьшился на 15,2% и составил 3,3 ц/га — на уровне прошлого года, это связано с уменьшением посевных площадей под подсолнечник на 2735 га в связи со сложившейся рыночной ситуацией (рис. 5).

Показатели посевных площадей

60 50 40 30 20 10 0

Ш

I

I

2004 2005 2006 2007 2008 2009

□ зерновые культуры

□ кормовые культуры

□ подсолнечник на зерно

Рис. 5. Посевные площади сельскохозяйственных культур

В настоящее время в районе все сильнее просматривается необходимость государственной поддержки формирования рыночной инфраструктуры, укрепления взаимодействия между структурными

0

подразделениями администрации района при реализации аграрной политики и реализации единой региональной политики продвижения продукции АПК на внешние относительно региона рынки, повышения квалификации кадров. Муниципальные кадры должны в полной мере владеть вопросами экономического управления.

Начиная с 2008 г., основные мероприятия и направления Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», оказавшего положительное влияние на состояние сельского хозяйства, продолжились в «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Программа предусматривает значительно больше направлений государственной поддержки: устойчивое развитие сельских территорий; создание общих условий функционирования сельского хозяйства; развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства; достижение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов; регулирование сельскохозяйственных рынков сырья и продовольствия.

Развитие экономики муниципальных образований, повышение их конкурентоспособности призваны решить основную задачу — улучшить качество жизни населения района, повысить его доходы, а также создать условия для самореализации личности и воспитания будущих поколений. Рост экономики района в прошедшие два года позволил улучшить показатели, характеризующие уровень жизни населения: возросли денежные доходы, среднемесячная заработная плата, снизилась безработица. Но, несмотря на положительные результаты в социально-экономическом развитии муниципальных образований, потенциал района используется еще не в полной мере. Существует и ряд проблем, требующих решения. Это вопросы кадрового обеспечения предприятий реального сектора экономики, реформирование системы образования, обеспечение жителей района жильём, реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и ряд других.

Проблема особой важности для сельхозпроизводителей — рынки. Так, перерабатывающие предприятия сосредоточены в городах Славгород, Карасук, Немецкий национальный район, что лишает сельхозтоваропроизводителей Бурлинского района доступа к свободной реализации своей продукции, сельские поселения — до-

полнительных источников доходов и занятости местного населения. Высокие производственные издержки сельхозтоваропроизводителей и переработчиков сельскохозяйственного сырья вызваны значительным моральным и техническим износом основных фондов, высоким удельным весом затрат на электрическую энергию и горюче-смазочные материалы в себестоимости сельскохозяйственной и продовольственной продукции и отсутствием ремонтно-сервисных центров в пределах стандартной транспортной доступности (24 часа).

Низкий уровень использования сельхозпроизводителями инновационных технологий при производстве продукции обусловлены закрытостью информационного поля, низким уровнем управления бизнесом и неразвитостью информационной и финансовой инфраструктурой, либо полным ее отсутствием, в т.ч. залогово-земельного механизма для привлечения инвестиций.

Диверсификация сельской экономики в районе является существенным источником дополнительных доходов для сельхозпроизводителей и муниципальных образований. В современных условиях все больше становится людей с деловым мышлением, обладающих при этом способностями и смелостью для ведения социально значимого бизнеса по направлениям диверсификации. Новизна и преимущества диверсификации для АПК и сельского хозяйства заключаются в том, что она придаёт высокую значимость микроэкономической составляющей, локальной, экспериментальной микродиверсификации в отраслях животноводства, растениеводства. Последняя реализуется в виде внедрения отдельных элементов масштабной диверсификации, которые позднее могут оформиться в самостоятельное производственное подразделение по производству, переработке и реализации собственной продукции. Именно локальное, небольшое экспериментирование способно впоследствии дать жизнь новому крупному производству, либо агропромышленному кластеру мясного, овцеводческого, зернового и др. направлений, объединяющих вокруг себя малый и средний бизнес, производственные и снабженческо-сбытовые кооперативы, рыночные и инновационные структуры муниципальных образований, регионов. Данный подход предлагает эффективные инструменты для стимулирования муници-

пального развития, которое проявляется в увеличении занятости населения, повышении конкурентоспособности муниципальных производственных систем, росте бюджетных доходов и др.

Выводы

Анализ современного состояния диверсификации АПК, обеспечивающей взаимодействие сельхозпредприятий и муниципальных образований, мы предлагаем осуществлять на основе информации из отраслевых и профессиональных источников, индикативных планов и отчётов о социально-экономическом развитии муниципальных образований с использованием анализа экономических показателей и иных данных. Знание этих показателей, на наш взгляд, существенно, так как непосредственно используемые прогнозы в данном взаимодействии имеют непосредственное практическое значение по проведению комплексной аналитической оценки развития диверсификации в аграрной сфере во взаимодействии с экономикой муниципального образования на селе. Элементы оценки в процессе анализа призваны углубить научное познание и способствовать формированию новых подходов к возрождению диверсификации в сельском хозяйстве, а разумное сочетание с экономикой муниципальных образований обеспечивает наполняемость бюджета муниципалитетов, субъектов и государства в целом.

Библиографический список

1. Медведев считает главной задачей на сегодня диверсификацию экономики // РИА Новости. — 2009.

УДК 330.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, воспроизводственный процесс, экономический рост

2. Постановление Администрации Бурлинского района Алтайского края «Об итогах выполнения соглашения с Администрацией Алтайского края о взаимодействии в области социально-экономического развития на 2009 год». Март 2010.

3. Налоговый кодекс, ст. 346.5 гл. 26,1, 26,2.

4. Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. (ред. от 25.11.2008) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.

5. Алтайский край — территория экономического роста / под ред. д.т.н., проф. М.П. Щетинина. — Барнаул, 2007. — 308 с.

6. Кундиус В.А. Экономика АПК: учебное пособие / В.А. Кундиус. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. — 669 с.

7. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 288 с.

8. Муниципальные образования: некоторые проблемы стратегического планирования и управления развитием / / Бюджет. — 2008. — № 7.

9. Ткачёв С.А. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований в современных условиях / С.А. Ткачёв, Е.В. Нестерова.

10. Лисовской С. Роль финансовых инструментов в прогнозировании АПК / С. Лисовской / / Ваш страховой дом. — 2009. — № 4.

11. Инвестиционный паспорт Муниципального образования Бурлинский район.

региона, инфраструктура рынка инвестиций, государственное регулирование ресурсного потенциала.

+ + +

322:330.35 (571.12/17) С.С. Макарычев

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕГИОНА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.