УДК 338.33:338.431:37(571.15)
В.А. Кундиус, Н.И. Пецух
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ АПК - КЛЮЧЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ СЕЛЬСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ БУРЛИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Ключевые слова: диверсификация, управление, экономика, муниципальное образование, модернизация экономики, агропромышленный комплекс, сельскохозяйственные предприятия, рост бюджетных доходов, малый и средний бизнес, социально-экономическое развитие.
Введение
Экономический кризис и, соответственно, сокращение производства, серьёзно скорректировали планы развития отечественных предприятий АПК и муниципальных образований на региональном уровне. Многие сельскохозяйственные предприятия, не найдя эффективных путей выхода из кризиса, были вынуждены сократить масштабы деятельности и даже уйти с рынка, поэтому в современных условиях, диверсификация, выполняя функцию снижения производственных рисков, становится одним из ключевых эффективных инструментов, способствующих развитию экономики регионов, и естественно, что она получила своё развитие в России. Однако в России диверсификация пока не нашла широкого распространения в сравнении с зарубежными опытом и тенденциями. Президент РФ Дмитрий Медведев считает степень диверсификации российской экономики крайне низкой и называет решение этой проблемы главной задачей на данный момент [1].
Исследование деятельности сельскохозяйственных предприятий, крестьянских фермерских хозяйств и агропромышленных формирований в Бурлинском районе Алтайского края позволяет определить основные возможные направления диверсификации сельскохозяйственных и предприятий АПК в муниципальных образованиях района на основе ресурсного потенциала территорий. Мы определяем диверсификацию АПК как ключевой инструмент управления экономикой муниципальных образований при формировании объёма доходов местного бюджета и ком-
плексного использования социально-экономического потенциала территории муниципалитета.
Объектом исследования являются хозяйствующие субъекты, экономика муниципальных образований Бурлинского района Алтайского края.
Методика исследования заключается в аналитической оценке экономических показателей развития АПК и финансовых показателей муниципальных образований, проведении мониторинга взаимовлияния диверсификации АПК на доходы бюджета муниципалитетов.
Цель исследований — выяснение особенностей управления экономикой муниципальных образований на основе диверсификации.
Основная часть
Мировой опыт экономического развития муниципальных образований показывает, что диверсификация экономики муниципальных образований является существенным источником дополнительных доходов жителей, имеющих в собственности земельные паи, недвижимость, денежные доходы. Аккумулированные денежные средства в инкорпоративных финансовых институтах жителей муниципальных образований являются надежным ресурсом развития местного производства, которое в свою очередь обеспечивает доходами в виде налогов бюджеты муниципалитетов.
На территории Бурлинского района присутствуют все составляющие, обеспечивающие развитие диверсификации в условиях специализации на производстве сельскохозяйственной продукции и продовольствия, инновационного развития АПК. В районе также перспективно развитие направлений диверсификации в рыбном хозяйстве, сельского, или агротуризма, грязелечебниц в связи с уникальными природными особенностями и спецификой природно-климатических условий района. Объективно обусловлено развитие связан-
ной диверсификации в овцеводческой отрасли, так как хозяйство действует в более известной обстановке и меньше рискует, так как до 90-х годов культурное овцеводство на территории района являлось основной традиционной отраслью животноводства, одним из видов трудовой занятости населения. При этом могут быть задействованы мелкие и крупные перерабатывающие предприятия или сельскохозяйственные предприятия, привлекающие к сотрудничеству и взаимодействию малый и средний бизнес без посредников, банковский сектор экономики, муниципальные образования.
Бурлинский район находится в северозападной части Алтайского края, граничит на юго-западе с Республикой Казахстан, на севере и северо-западе — Новосибирской областью, на северо-востоке — Ха-барским, на востоке — Немецким Национальным, на юге — Славгородским районами Алтайского края. На территории района расположено 25 сел, которые вошли в состав 11 сельских поселений. Районным центром является село Бурла. Расстояние до краевого центра г. Барнаула составляет 500 км. В силу специфики природно-климатических условий основными отраслями специализации сельского хозяйства Бурлинского района являются животноводство и растениеводство (пшеница, подсолнечник, кормовые культуры). В районе по состоянию на 01.01.2010 г. на территориях сельских поселений имеется 34845 га земель районного фонда перераспределения, в т.ч. сельскохозяйственных угодий — 33142 га, из них пашни — 15004, залежи — 11066, сенокосов — 3537, пастбищ — 3535 га. Пастбища, сенокосы, залежные земли занимают более 54% сельскохозяйственных угодий района. Последние годы большая часть этих естественных угодий практически не используется и деградирует, что может привести к негативным последствиям в социально-экономическом развитии муниципальных образований, в том числе финансовой системы, отражающей результат экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов на территории района. В то же время имеющиеся ресурсы позволяют развивать реальное направление диверсификации мясного животноводства в Бурлинском районе с меньшими финансовыми и энергозатратами — это возрождение овцеводства. Данное направление обосновано несколькими факторами. Во-первых, пастбища,
на которых раньше паслись отары, по большей части так и остались невостребованными в сельском хозяйстве. Во-вторых, овцы абсолютно нетребовательны в еде, им подходит любой сорняк, которым, кстати, изобилуют бывшие пастбища. В-третьих, затраты на содержание и выращивание минимальные. Не нужны огромные помещения, для КРС дорогостоящее доильное оборудование, да и «обслуживающего персонала» требуется совсем немного. Энергоемкость производства тоже весьма невелика. Таким образом, очевидно, что возрождение отрасли не требует существенных затрат.
Однако существующая практика показывает, что до настоящего времени значительных результатов в данной отрасли не получено. На наш взгляд, это обусловлено тем, что по-прежнему не решены важнейшие технологические, научно-технические задачи, позволяющие существенно повысить экономическую эффективность производства, переработки и реа-лизации мяса овец, шерсти в овцеводческих хозяйствах. Также требуются организация и развитие производств по пошиву изделий из шерсти — от тканей и разного рода утеплителей до одеял и валенок. Развитие овцеводства в районе способствует не только обеспечению занятости населения в связи с его высвобождением в годы реформ, но и рациональному использованию уникального ресурсного потенциала района, обеспечению его стратегического развития.
Результаты исследований
Анализ экономических показателей района за ряд лет позволил определить, что в начале 90-х годов из 10 сельхозпредприятий района 7 занимались разведением тонкорунных овец, в которых насчитывалось 42,8 тыс. овец. В текущем году поголовье овец в сельхозпредприятиях Бурлинского района насчитывает 776 голов, что составляет 1,8% от поголовья 1992 г., в хозяйствах края — 36,7 тыс. овец — на 6,1 тыс. голов меньше чем в одном из районов Алтайского края в начале 90-х годов. С 2000 по 2008 гг. ни одно из сельхозпредприятий Бурлинского района овцеводством не занималось. Следует отметить, что развал отрасли начался с 1992 г. Собственно, он начался во всех животноводческих отраслях, но здесь положение усугубилось еще и тем, что для государственных нужд шерсть стала не нужна: армию и другие
силовые структуры переодели в формы, сшитые из хлопка с синтетикой, а школьные формы просто отменили. К тому же и текстильная промышленность старалась покупать более дешевую и качественную шерсть за рубежом. В целом по РФ к 1999 г. поголовье овец и коз сократилось до катастрофического уровня — 15,5 млн, а на сельхозпредприятиях их осталось всего 5,3 млн. Только за 1998 г. общероссийская отара уменьшилась на 1785 тыс. голов, или на 25,4%. За эти же годы производство шерсти оказалось убыточным во всех регионах в т.ч. Алтайском крае. В течение периода наблюдения определена высокая степень взаимосвязи между продукцией сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, перерабатывающих предприятий и экономики муниципальных образований в регионе. Для получения необходимого количества мяса, шерсти настоящее время овцеводством занимаются 25 хозяйств края, включая фермерские. Прогнозы самые оптимистичные. В крае много неиспользуемых пастбищ. Раньше на них паслись отары, но в 90-е годы овцеводство стало никому не нужным. В результате мы имеем то, что имеем: зависимость от импорта мяса, причем нередко непонятного качества.
На примере АПК и муниципальных образований Бурлинского района рассмотрим методику исследований одной из проблем муниципальных образований — наполняемости местных бюджетов. Бур-линский район — дотационный, отсутствуют крупные промышленные предприятия, слабо развито сельскохозяйственное производство, что негативно сказывается на формировании налогооблагаемой базы. Кроме того, действующее законодательство оставляет в местных бюджетах и поселениях не самые собираемые налоги. Налоговые доходы местного бюджета: их доля в общем объеме доходных поступлений в динамике находится на одном уровне — 8-9%, т.е. бюджеты пополняются за счет дотаций, субсидий (субвенций), предоставленных из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, и являются основным источником поступлений в местный бюджет. Поступления налоговых платежей в 2009 г. увеличились на 2,9% к соответствующему периоду прошлого года и составили 187042,9 тыс. руб. В структуре собственных доходов бюджета района 61,5% занимают поступления от налога на доходы физических лиц. Поступления увеличились
на 15,1% к уровню 2008 г. и составили 13898,1 тыс. руб.
Существенным резервом пополнения доходной базы бюджета муниципального образования остаётся недоимка по налогам и сборам во все уровни бюджетов, которая на 01.01.2010 г. составила 14974 тыс. руб. (01.01.2009 г. — 12455,0 тыс. руб.), увеличилась к уровню 2008 г. на 20,2%, из неё недоимка в местный бюджет уменьшилась на 1,3% и составила 29860 тыс. руб. (на 01.01.2009 г. — 3024,0 тыс. руб.) Неналоговые поступления увеличились на 1,8% к уровню прошлого года, всего поступило 4645,5 тыс. руб. неналоговых доходов и сборов [2].
За 2006-2009 гг. изменилась структура специальных режимов налогообложения — возрос удельный вес налога упрощённой системы налогообложения, единого сельскохозяйственного налога при одновременном снижении доли налога на вмененный доход (рис. 1).
100% 80% 60% 40% 20% 0%
_2006_2009
□ единый сельскохозяйственный налог
□ единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения
□ единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Рис. 1. Удельный вес налогов в общем объеме поступлений специальных режимов налогообложения [3]
По уровню поступления ЕНВД можно судить о состоянии дел в малом и среднем бизнесе муниципального образования.
Поступление данного налога — живое свидетельство активного развития бизнеса, а это и создание новых рабочих мест, и развитие муниципальной инфраструктуры, и повышение привлекательности муниципального образования для инвестиций, и многое другое. Районные власти ведут работу по оказанию реальной административной помощи для развития агробизнеса на селе. Количество крестьянских
(фермерских) хозяйств на территории Бурлинского района по сравнению с 2004 г. увеличилось на 23% в 2008 г., в 2009 г. уменьшилось на 16% (рис. 2).
20 и
15 -10 5 0
2004 2005 2006 2007 2008 2009
2501 200 ' 150 ' 100 ' 50 '
Д.
2004 2005 2006 2007 2008 2009
□ Единый сельскохозяйственный налог
сельскохозяйственных крестьянских (фермерских)
Рис. 2. Количество хозяйств в Бурлинском районе за 2004-2009 гг.
Объём валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимой оценке увеличился по сравнению с 2004 г. на 76,7% и составил в 2008 г. в действующих ценах 814.1 млн руб. Общая валовая продукция растениеводства увеличилась на 86,6%, в т.ч. продукция животноводства — на 68,3% (рис. 3).
Валовая продукция сельского хозяйства в действующих ценах
600*-
400 200
I
2004 2005 2006 2007 2008 2009
□ Растениеводства □ Животноводства
Рис. 3. Динамика валовой продукции
сельского хозяйства Бурлинского района в 2004-2009 гг.
Уровень рентабельности сельхозорга-низаций в 2009 г. составил 2% при плане 4%.
Особое значение в современных условиях имеет развитие личных подсобных хозяйств населения. На их развитие с начала года жителями района получено 22 кредита на сумму 1292,0 тыс. руб. через кредитную организацию Сбербанк России.
Темпы роста основных социально-экономических показателей Бурлинского района в 2004 и 2009 гг. были несколько ниже средних краевых показателей. В бюджетную систему Бурлинского района поступает 1,5-2% налоговых поступлений от сельскохозяйственного производства, одним из таких налогов является единый сельскохозяйственный налог (рис. 4).
Рис. 4. Динамика поступлений единого сельскохозяйственного налога в 2004-2009 гг.
Увеличение физического объёма простого бюджетного финансирования в предкризисные годы, реализация Приоритетного национального проекта развития АПК, меры косвенной поддержки села (единый сельхозналог, стабилизация цен на горюче смазочные материалы, минеральные удобрения), а также меры таможенно-тарифного регулирования дали положительный результат. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур во всех категориях хозяйств Бурлинского района в 2009 г. увеличен к уровню предыдущего года в 2,5 раза, процент индикативного плана составил 151,7%, урожайность увеличена на 56,2% и составила 12,5 ц/га. Валовой сбор подсолнечника уменьшился на 15,2% и составил 3,3 ц/га — на уровне прошлого года, это связано с уменьшением посевных площадей под подсолнечник на 2735 га в связи со сложившейся рыночной ситуацией (рис. 5).
Показатели посевных площадей
60 50 40 30 20 10 0
Ш
I
I
2004 2005 2006 2007 2008 2009
□ зерновые культуры
□ кормовые культуры
□ подсолнечник на зерно
Рис. 5. Посевные площади сельскохозяйственных культур
В настоящее время в районе все сильнее просматривается необходимость государственной поддержки формирования рыночной инфраструктуры, укрепления взаимодействия между структурными
0
подразделениями администрации района при реализации аграрной политики и реализации единой региональной политики продвижения продукции АПК на внешние относительно региона рынки, повышения квалификации кадров. Муниципальные кадры должны в полной мере владеть вопросами экономического управления.
Начиная с 2008 г., основные мероприятия и направления Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», оказавшего положительное влияние на состояние сельского хозяйства, продолжились в «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Программа предусматривает значительно больше направлений государственной поддержки: устойчивое развитие сельских территорий; создание общих условий функционирования сельского хозяйства; развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства; достижение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов; регулирование сельскохозяйственных рынков сырья и продовольствия.
Развитие экономики муниципальных образований, повышение их конкурентоспособности призваны решить основную задачу — улучшить качество жизни населения района, повысить его доходы, а также создать условия для самореализации личности и воспитания будущих поколений. Рост экономики района в прошедшие два года позволил улучшить показатели, характеризующие уровень жизни населения: возросли денежные доходы, среднемесячная заработная плата, снизилась безработица. Но, несмотря на положительные результаты в социально-экономическом развитии муниципальных образований, потенциал района используется еще не в полной мере. Существует и ряд проблем, требующих решения. Это вопросы кадрового обеспечения предприятий реального сектора экономики, реформирование системы образования, обеспечение жителей района жильём, реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и ряд других.
Проблема особой важности для сельхозпроизводителей — рынки. Так, перерабатывающие предприятия сосредоточены в городах Славгород, Карасук, Немецкий национальный район, что лишает сельхозтоваропроизводителей Бурлинского района доступа к свободной реализации своей продукции, сельские поселения — до-
полнительных источников доходов и занятости местного населения. Высокие производственные издержки сельхозтоваропроизводителей и переработчиков сельскохозяйственного сырья вызваны значительным моральным и техническим износом основных фондов, высоким удельным весом затрат на электрическую энергию и горюче-смазочные материалы в себестоимости сельскохозяйственной и продовольственной продукции и отсутствием ремонтно-сервисных центров в пределах стандартной транспортной доступности (24 часа).
Низкий уровень использования сельхозпроизводителями инновационных технологий при производстве продукции обусловлены закрытостью информационного поля, низким уровнем управления бизнесом и неразвитостью информационной и финансовой инфраструктурой, либо полным ее отсутствием, в т.ч. залогово-земельного механизма для привлечения инвестиций.
Диверсификация сельской экономики в районе является существенным источником дополнительных доходов для сельхозпроизводителей и муниципальных образований. В современных условиях все больше становится людей с деловым мышлением, обладающих при этом способностями и смелостью для ведения социально значимого бизнеса по направлениям диверсификации. Новизна и преимущества диверсификации для АПК и сельского хозяйства заключаются в том, что она придаёт высокую значимость микроэкономической составляющей, локальной, экспериментальной микродиверсификации в отраслях животноводства, растениеводства. Последняя реализуется в виде внедрения отдельных элементов масштабной диверсификации, которые позднее могут оформиться в самостоятельное производственное подразделение по производству, переработке и реализации собственной продукции. Именно локальное, небольшое экспериментирование способно впоследствии дать жизнь новому крупному производству, либо агропромышленному кластеру мясного, овцеводческого, зернового и др. направлений, объединяющих вокруг себя малый и средний бизнес, производственные и снабженческо-сбытовые кооперативы, рыночные и инновационные структуры муниципальных образований, регионов. Данный подход предлагает эффективные инструменты для стимулирования муници-
пального развития, которое проявляется в увеличении занятости населения, повышении конкурентоспособности муниципальных производственных систем, росте бюджетных доходов и др.
Выводы
Анализ современного состояния диверсификации АПК, обеспечивающей взаимодействие сельхозпредприятий и муниципальных образований, мы предлагаем осуществлять на основе информации из отраслевых и профессиональных источников, индикативных планов и отчётов о социально-экономическом развитии муниципальных образований с использованием анализа экономических показателей и иных данных. Знание этих показателей, на наш взгляд, существенно, так как непосредственно используемые прогнозы в данном взаимодействии имеют непосредственное практическое значение по проведению комплексной аналитической оценки развития диверсификации в аграрной сфере во взаимодействии с экономикой муниципального образования на селе. Элементы оценки в процессе анализа призваны углубить научное познание и способствовать формированию новых подходов к возрождению диверсификации в сельском хозяйстве, а разумное сочетание с экономикой муниципальных образований обеспечивает наполняемость бюджета муниципалитетов, субъектов и государства в целом.
Библиографический список
1. Медведев считает главной задачей на сегодня диверсификацию экономики // РИА Новости. — 2009.
УДК 330.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, воспроизводственный процесс, экономический рост
2. Постановление Администрации Бурлинского района Алтайского края «Об итогах выполнения соглашения с Администрацией Алтайского края о взаимодействии в области социально-экономического развития на 2009 год». Март 2010.
3. Налоговый кодекс, ст. 346.5 гл. 26,1, 26,2.
4. Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. (ред. от 25.11.2008) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
5. Алтайский край — территория экономического роста / под ред. д.т.н., проф. М.П. Щетинина. — Барнаул, 2007. — 308 с.
6. Кундиус В.А. Экономика АПК: учебное пособие / В.А. Кундиус. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. — 669 с.
7. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 288 с.
8. Муниципальные образования: некоторые проблемы стратегического планирования и управления развитием / / Бюджет. — 2008. — № 7.
9. Ткачёв С.А. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований в современных условиях / С.А. Ткачёв, Е.В. Нестерова.
10. Лисовской С. Роль финансовых инструментов в прогнозировании АПК / С. Лисовской / / Ваш страховой дом. — 2009. — № 4.
11. Инвестиционный паспорт Муниципального образования Бурлинский район.
региона, инфраструктура рынка инвестиций, государственное регулирование ресурсного потенциала.
+ + +
322:330.35 (571.12/17) С.С. Макарычев
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕГИОНА