Научная статья на тему 'СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ПРЕДМЕТ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НОВАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПОПРАВОК 2020 года'

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ПРЕДМЕТ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НОВАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПОПРАВОК 2020 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция РФ / конституционные по-правки 2020 г. / сельское хозяйство / сельскохозяйственное право / предметы совместного ведения Российской Федерации и субъек-тов Российской Федерации / конституционные принципы / субъек-ты РФ / публичная власть / Constitution of the Russian Federation / constitutional amendments 2020 / agriculture / agricultural law / subjects of joint juris-diction of the Russian Federation and subjects of the Russian Federa-tion / constitutional principles / subjects of the Russian Federation / pub-lic authority

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алешкова Ирина Александровна

Анализируется поправка к Конституции РФ 2020 г., относящая сельское хозяйство к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Введение в пункт «д» статьи 72 Конституции РФ сельского хозяйства как предмета совместного ведения, а также принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и законов субъектов РФ, каса-ющихся сельского хозяйства, служат основой для устойчивого аг-рарного развития страны, взаимодействия органов публичной вла-сти, включая органы местного самоуправления, а также влияния этой конституционной новации 2020 г. на формирование правовых механизмов и принципов управления сельскохозяйственной от-раслью экономики Российской Федерации. Доказывается важность объединения принципов и норм пра-ва, регулирующих вопросы ведения сельского хозяйства, в право-вой комплекс – сельскохозяйственное право.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agriculture as a subject of joint management of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation: innovations of the 2020 constitutional amendments

The article analyzes the amendment to the Constitution of the Russian Federation in 2020, referring agriculture to the subjects of joint jurisdiction of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation. The introduction to paragraph “d” of Article 72 of the Constitution of the Russian Federation of agriculture as a subject of joint management, as well as the adoption of the Federal Law “On the Development of Agriculture” and the laws of the subjects of the Rus-sian Federation concerning agriculture, serve as the basis for sustaina-ble agricultural development of the country, the interaction of public authorities, including local governments, as well as the influence of this constitutional innovations of 2020 on the formation of legal mecha-nisms and principles of management of the agricultural sector of the economy of the Russian Federation. The importance of combining the principles and norms of law governing the issues of agriculture into a legal complex – agricultural law is proved.

Текст научной работы на тему «СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ПРЕДМЕТ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НОВАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПОПРАВОК 2020 года»

УДК 342 DOI: 10.31249/rjpravo/2023.04.09

АЛЕШКОВА И.А.1 СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ПРЕДМЕТ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НОВАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПОПРАВОК 2020 года. (Статья)

Аннотация. Анализируется поправка к Конституции РФ 2020 г., относящая сельское хозяйство к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Введение в пункт «д» статьи 72 Конституции РФ сельского хозяйства как предмета совместного ведения, а также принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и законов субъектов РФ, касающихся сельского хозяйства, служат основой для устойчивого аграрного развития страны, взаимодействия органов публичной власти, включая органы местного самоуправления, а также влияния этой конституционной новации 2020 г. на формирование правовых механизмов и принципов управления сельскохозяйственной отраслью экономики Российской Федерации.

Доказывается важность объединения принципов и норм права, регулирующих вопросы ведения сельского хозяйства, в правовой комплекс - сельскохозяйственное право

Ключевые слова: Конституция РФ; конституционные поправки 2020 г.; сельское хозяйство; сельскохозяйственное право; предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; конституционные принципы; субъекты РФ; публичная власть.

1 Алешкова Ирина Александровна, старший научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН, кандидат юридических наук.

123

ALESHKOVA I.A. Agriculture as a subject of joint management of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation: innovations of the 2020 constitutional amendments. (Article)

Abstract. The article analyzes the amendment to the Constitution of the Russian Federation in 2020, referring agriculture to the subjects of joint jurisdiction of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation. The introduction to paragraph "d" of Article 72 of the Constitution of the Russian Federation of agriculture as a subject of joint management, as well as the adoption of the Federal Law "On the Development of Agriculture" and the laws of the subjects of the Russian Federation concerning agriculture, serve as the basis for sustainable agricultural development of the country, the interaction of public authorities, including local governments, as well as the influence of this constitutional innovations of 2020 on the formation of legal mechanisms and principles of management of the agricultural sector of the economy of the Russian Federation. The importance of combining the principles and norms of law governing the issues of agriculture into a legal complex - agricultural law is proved.

Keywords. Constitution of the Russian Federation; constitutional amendments 2020; agriculture; agricultural law; subjects of joint jurisdiction of the Russian Federation and subjects of the Russian Federation; constitutional principles; subjects of the Russian Federation; public authority.

Для цитирования: Алешкова И.А. Сельское хозяйство как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: новации конституционных поправок 2020 года. (Статья) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. - Москва, 2023. - № 4. - С. 123-138. -DOI: 10.31249/rjpravo/2023.04.09

Введение

В результате поправок в Конституцию РФ, внесенных в 2020 г., в пункт «д» ст. 72 Конституции РФ был внесен новый для современной России предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ - сельское хозяйство. Для сельскохозяйственного права данная конституционная поправка предопре-

деляет задачи правового регулирования, направленные, во-первых, на создание правовых гарантий эффективного функционирования отечественного агропродовольственного комплекса, являющегося основой обеспечения продуктовой и продовольственной безопасности государства; во-вторых, на развитие природоресурсного и природоохранного права применительно к конкретному виду деятельности - производству и переработке сельскохозяйственной продукции, получаемой в результате развития основных видов сельскохозяйственных (растениеводство, животноводство, рыболовство)1; в-третьих, на формирование правовых механизмов государственной социально-экономической поддержки развития сельскохозяйственного производства и сельских территорий.

Экскурс в историю конституционного регулирования сферы сельского хозяйства в советский период. Следует отметить, что в истории советских конституций регулированию сферы сельскохозяйственных отношений уделялось определенное внимание. Так, например, в Конституции (Основном законе) РСФСР 1918 г. в первом разделе Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа в п. «б» ст. 3 «Сельскохозяйственные предприятия» объявлялись национальным достоянием. Конституция РСФСР 1925 г. (гл. 5 «О местной власти», п. «а» ст. 64) к предметам ведения местных органов власти отнесла принятие мер к поднятию территорий в культурном и хозяйственном отношениях, которые охватывали сельскохозяйственное производство.

Если говорить об управлении сельским хозяйством в СССР, то согласно п. «м» ст. 14 Конституции СССР 1936 г. управление сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями относилось к ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и органов госу-

1 См.: Постановление Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

дарственного управления. В ст. 131 Конституции СССР 1977 г. закреплялось, что в пределах своих полномочий Совет Министров СССР обеспечивает руководство народным хозяйством (разновидностью которого является и сельское хозяйство. - Прим. автора); организует управление сельскохозяйственными предприятиями и объединениями. Аналогичное положение содержалось в п. 1 ст. 125 Конституции РСФСР 1978 г. «Совет Министров РСФСР в пределах своих полномочий обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством, ... организует управление... сельскохозяйственными предприятиями и объединениями.». Учитывая, что согласно ст. 10 Конституции СССР 1977 г. основные средства производства в сельском хозяйстве принадлежали государству, то вполне объяснимо, что ст. 12 Конституции РСФСР 1978 г. содержала положение о том, что: «Государство содействует развитию всех форм сельскохозяйственного производства».

В целом в советский период времени сельское хозяйство рассматривалось как комплексная отрасль народного хозяйства, обеспечивающая производство сельскохозяйственных продуктов, и оно находилось фактически в совместном ведении органов государственной власти СССР и союзных республик.

Актуальные теоретические и практические вопросы сельскохозяйственного права. В современный период несмотря на то, что активно развивается такая сфера совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, как сельское хозяйство, возникает ряд актуальных как теоретических, так и практических вопросов. В числе теоретических следует выделить вопрос о понятии «сельское хозяйство». Следует ли рассматривать сельское хозяйство только как вид экономической деятельности? В частности, такое понимание сельского хозяйства следует из п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О развитии сельского хозяйства». Или необходимо рассматривать сельское хозяйство как комплексную отрасль экономики и важнейшую часть народнохозяйственного комплекса страны? Каковы общие принципы организации и осуществления сельского хозяйства в Российской Федерации, а также принципы взаимодействия между органами публичной власти в вопросах ведения и развития сельского хозяйства; принципы развития сельского хозяйства;

принципы государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции?

В числе практических вопросов нерешенным остается понимание роли органов местного самоуправления в развитии сельского хозяйства1, порядка предоставления мер социальной поддержки молодым специалистам, избравшим местом жительства сельскую местность2. Какие критерии следует взять за основу при определении качества и уровня жизни сельского населения, которому уделяется существенное внимание в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г.3

В современный период реализация государственной политики в сфере сельского хозяйства формируется, в том числе исходя из Посланий Президента РФ, в которых, начиная с 2013 г., подчеркивается важность комплексного развития сельских территорий; подготовки специалистов для сельского хозяйства; увеличения успешных компаний в сельском хозяйстве; социально-экономической поддержки врачей и фельдшеров в селах; создания и обновления рабочих мест, улучшения инфраструктуры на сельских территориях; разработки и реализации окупаемых проектов, которые снимают инфраструктурные ограничения для сельских территорий; обновления в сельской местности социально-культурного сектора, в том числе домов культуры, библиотек, музеев; адаптация к изменениям климата сельского хозяйства; строго контролируемого федерального и регионального субсидирования сельского хозяйства4.

1 См.: Тропина Д.В. К вопросу о роли органов местного самоуправления в развитии сельского хозяйства // Государственная власть и местное самоуправление. - 2021. - № 3. - С. 27-29.

2 См., например, Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2020 № 2-П // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 4. - Ст. 486 : Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.03.2022 № 8-КГ21-16-К2.

3 См.: Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 02.02.2015 № 151 -р (ред. от 13.01.2017).

4 См., напр.: Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г.; от 1 марта 2018 г.; от 15 января 2020 г.; от 21 апреля 2021 г.; от 21.02.2023.

Конституционные принципы и направления устойчивого развития сельского хозяйства. Концептуальной основой развития сельского хозяйства выступают конституционные принципы и стратегические документы. Конституционные принципы экономического развития сельского хозяйства выступают: 1) как универсумы (свобода экономической деятельности; равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; единая социально-экономическая политика; единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; добросовестная конкуренция; поддержка конкуренции; многообразие форм собственности и др.); 2) как концепты (государственно-частное партнерство, экономическая солидарность и др.) и 3) как нарративы (устойчивый экономический рост государства; повышение благосостояния граждан; стабильность повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни и др.).

В совокупности они создают конституционно-правовую основу для сохранения социального и экономического потенциала сельских территорий, обеспечения выполнения общенациональных функций - производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, сохранение историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержание социального контроля и освоенности сельских территорий.

В принятой в 2010 г. Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р, сельское хозяйство определялось как основная сфера приложения труда жителей сельских территорий; сельская экономика охарактеризована как моноотраслевая. План мероприятий по реализации данной Концепции включал разработку региональных программ устойчивого развития сельских территорий, создание межведомственного координационного совета по вопросам устойчивого развития сельских территорий. Рассматриваемая Концепция явилась предпосылкой для закрепления на конституционном уровне предмета совместного ведения - сельского хозяйства.

Важное значение в закреплении на конституционном уровне такого предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, как сельское хозяйство, имеет Указ Президента РФ

от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В этом Указе внимание было акцентировано на необходимости создания в агропромышленном комплексе страны высокопроизводительного сектора, ориентированного на экспорт, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

Следующим значимым актом стала Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 02.02.2015 № 151 -р. В этом документе подчеркивается важность комплексного развития сельского хозяйства и необходимость создания условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения. В частности, отмечается, что устойчивое развитие следует осуществлять равномерно; соразмерно уровню и качеству жизни сельского населения уровню жизни в городах, как в части социально-экономических, духовно-культурных благ, так и доступности информационных и инновационных услуг. То есть развитие сельского хозяйства опирается и взаимосвязано с устойчивым и комплексным развитием сельских территорий. Выделенные в Стратегии принципы государственной политики в области обеспечения устойчивого развития сельских территорий выступают концептуальной основой для осуществления управленческой деятельности в области развития сельского хозяйства.

Ученые, исследуя роль и значение внедрения новых технологий в области производства сельскохозяйственной продукции, выделяют две тенденции, направленные на устойчивое развитие сельского хозяйства: 1) применение инновационных методов осуществления сельскохозяйственной деятельности, биотехнологий, позволяющих получить сельскохозяйственную продукцию с заранее обозначенными характеристиками, адаптировать ее выращивание и производство к неблагоприятным природным условиям; 2) производство органической сельскохозяйственной продукции. В целом специалисты обращают внимание на то, что именно развитие сельскохозяйственных связей между субъектами РФ; сокращение дифференциации субъектов РФ по уровню и темпам социально-экономического развития, качеству жизни, стимулирование разви-

тия экономического потенциала регионов, укрепление их бюджетной обеспеченности; обеспечение социально-экономического развития сельских территорий является значимой задачей современ-ности1.

В Стратегии развития производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.07.2023 № 1788-р, закреплено понятие «органическое сельское хозяйство Российской Федерации», под которым понимается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке органической сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при которых применяются способы, методы и технологии, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, сохранение здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв. Легальное определение этого понятия создает возможность укрепить гарантии для развития биологически безопасной продукции и усиливает правовую основу обеспечения продуктовой безопасности государства. В научной литературе подчеркивается, что правовое регулирование генетически модифицированных организмов и исследований в области генной инженерии является в современный период одной из актуальных проблем и требует строгого контроля со стороны государства2.

Стратегической задачей признается необходимость оказания серьезной поддержки сельскому хозяйству - от этого зависит

1 См.: Воронина Н.П. Устойчивое («зеленое») развитие сельского хозяйства в условиях климатических изменений: правовой опыт России и Индии // Актуальные проблемы российского права. - 2022. - № 7. - С. 177-186.

2 См., напр.: Редникова Т.В. Роль международного права в унификации подходов правового регулирования на национальном уровне в России и за рубежом // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. - 2022. - № 4. - С. 7-18. Власов Г.Д. Правовое регулирование исследований в области генной инженерии в странах Восточной Азии (Китай, Япония, Корея). (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. - 2022. - № 4. - С. 19-30. Коданева С.И. Генетически модифицированные организмы как объект интеллектуальной собственности. (Статья) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. - 2022. - № 4. - С. 42-58 и др.

национальная безопасность, в том числе продуктовая и продовольственная, благополучие граждан.

Федеральный закон о развитии сельского хозяйства.

Правовой основой развития сельского хозяйства в России является Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». В нем сельское хозяйство характеризуется «как экономическая деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межсе-ленных территорий (далее - устойчивое развитие сельских территорий)». В этом Законе в ст. 5, 6 закреплены основные цели и принципы, основные направления государственной аграрной политики, определены меры по ее реализации. В ст. 7- основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, в ст. 8, 9 основные положения, касающиеся государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и реализации этой программы. Государственная программа рассматривается законодателем как документ, определяющий цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий. Она содержит основные показатели и прогноз развития сельского хозяйства, цели, задачи, показатели результативности и расходные обязательства, в том числе распределение финансовых средств на цели и задачи на предстоящий период по годам. Таким образом, рассматриваемый Закон в совокупности с новацией п. «д» ст. 72 Конституции РФ и вышеназванными стратегиями устойчивого развития сельскохозяйственных территорий создают фундаментальные основы для становления нового облика сельского хозяйства в стране и ответственного отношения к нему всех ветвей публичной власти.

Многое предстоит еще сделать для реализации вышеназванного Закона и других нормативных правовых актов и стратегических документов, касающихся сельского хозяйства и аграрной политики в условиях цифровизации и формирования концепции

«умное сельское хозяйство». Ученые называют факторы, которые негативно влияют на его развитие: отсутствие повсеместной интернет-связи на сельских территориях, несформированность практики целевого финансирования программ развития села, незавершенность модернизации процесса межведомственного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправле-ния1. Низкий уровень цифровизации сельского хозяйства обусловлен, в частности, отсутствием молодых специалистов на селе; неразвитостью цифровой системы логистики, доставки, хранения, переработки продукции и др.2

Региональное конституционно-правовое регулирование отношений в сфере сельского хозяйства как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Практика включения новых конституционных положений, касающихся сельского хозяйства, в конституции и уставы субъектов РФ еще не значительна. Анализ конституций республики, входящих в состав Российской Федерации, показал, что после 2020 г. положение о сельском хозяйстве как предмете совместного ведения Федерации и субъектов РФ по состоянию на 1 августа 2023 г. продублировано в конституциях республик Адыгея, Бурятия, Мордовия, Коми, Тыва, Саха (Якутия), Хакасия, а также Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Удмуртской Республики, Чеченской Республики. На наш взгляд, причиной того, что этот процесс не нашел широкого распространения в субъектах РФ, является то, что, во-первых, не все конституции (уставы) субъектов РФ содержат статьи, закрепляющие предметы совместного ведения; во-вторых, многие субъекты РФ уже давно сферу сельского хозяйства регламентируют детально в законах субъектов РФ. Во многих субъектах РФ имеются законы,

1 См.: Колоткина О.А. Оценка правового обеспечения применения информационно-цифровых технологий в агропромышленном комплексе // Российская юстиция. - 2020. - № 6. - С. 51-52.

2 См.: Ягофарова И.Д. Теоретико-методологические подходы к правовому обеспечению трансформации агропромышленного комплекса в условиях цифро-визации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2019. - № 11. -С. 11-15; Добровлянин В.Д., Антинескул Е.А. Цифровизация сельского хозяйства: текущий уровень цифровизации в Российской Федерации и перспективы дальнейшего развития // Цифровые модели и решения. - 2022. - Т. 1, № 2.

которые регулируют отношения, возникающие между сельскохозяйственными товаропроизводителями и иными субъектами в сфере развития сельского хозяйства. В них в основном закрепляется порядок участия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления субъекта РФ в реализации аграрной политики1.

После конституционных поправок 2020 г. в содержание законов субъектов РФ были внесены дополнения, закрепившие конкретные полномочия органов государственной власти субъекта РФ в сфере развития сельского хозяйства. Так же с 2020 г. расширилась практика принятия законов, определяющих направления и меры государственной поддержки развития сельского хозяйства на территории конкретного субъекта РФ2. В частности, в этих законах отмечается, что государственная поддержка развития сельского хозяйства в субъекте РФ осуществляется на основе принципов аграрной политики, установленных п. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Имеются также на региональном уровне законы, определяющие порядок наделения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в субъектах РФ отдельным государственным полномочием по поддержке сельского хозяйства на территории субъекта РФ. Так, например, в Ростовской области областным законом исполнительно-распорядительные органы муниципальных районов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства и осуществлению мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйствен-

1 См.: напр.: Областной закон Ленинградской области от 12.12.2007 № 177-оз (ред. от 10.10.2022) «О развитии сельского хозяйства в Ленинградской области» // Вестник Законодательного собрания Ленинградской области. - 2008. -Вып. 1, 17.06.

2 См.: Закон НАО от 08.07.2020 № 194-ОЗ «О государственной поддержке развития сельского хозяйства в Ненецком автономном округе». - 2020. - 08.07. -URL: http://www.pravo.gov.ru; Закон Камчатского края от 19.12.2022 № 168 «О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Камчатском крае» // Официальные Ведомости. - 2022. - № 234-235; Закон Кемеровской области от 26.12.2018 № 134-ОЗ (ред. от 12.12.2022) «О государственной поддержке развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий» // Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области». - 2018. - 27.12. - URL: http://www.zakon.sndko.ru

ного назначения1. В Республике Бурятия и Ставропольском крае законом определены не только, органы местного самоуправления, наделяемые полномочиями в рассматриваемой области, их права и обязанности, но также закреплена Методика расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета для осуществления переданного государственного полномочия в области сельского хозяйства2. Однако их количество незначительно.

Указанные выше нормативные правовые акты субъектов РФ в совокупности с принятыми на региональном уровне стратегиями социально-экономического развития составляют правовую основу организации, развития и поддержки сельского хозяйства.

Субъекты РФ уже давно сделали упор на сельское хозяйство, поскольку сельское хозяйство - это одна из основ региональной экономики. В частности, в Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2040 г. определяются не только сценарии социально-экономического развития региона, ключевые приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития региона, а также основные мероприятия по их достижению на долгосрочную перспективу, но и подчеркивается, что сельское хозяйство выступает как ядро региональной экономики. Отмечаемое в ней и как направление развития - комплексное развитие сельских территорий в Калужской области выступает первоосновой для формирования государственной программы Калужской области «Комплексное развитие сельских территорий в Калужской обла-

1 См.: Областной закон Ростовской области от 22.10.2005 № 372-ЗС (ред. от 07.11.2022) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области в сфере сельского хозяйства» // Наше время. - 2005. - № 271-273.

2 См.: Закон Республики Бурятия от 11.07.2011 № 2167-ГУ (ред. от 29.04.2022) «О наделении органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием Республики Бурятия по поддержке сельского хозяйства» // Собрание законодательства Республики Бурятия. - 2011. - № 6-7(147-148); Закон Ставропольского края от 31.12.2004 № 119-кз (ред. от 02.03.2021) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области сельского хозяйства» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. - 2005. - № 4. - Ст. 4246.

сти»1. Однако для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора необходимо осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению в сельском хозяйстве дефицита специалистов и квалифицированных рабочих.

Субъектам РФ следует разработать Методики расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета для осуществления органами местного самоуправления переданного им государственного полномочия. Это создаст предпосылку к активации деятельности органов местного самоуправления по улучшению дорожно-транспортной инфраструктуры сельских территорий, социальному их обустройству, которые особенно важны при решении вопроса о развитии сельского хозяйства.

Конституционная поправка пункта «д» ст. 72 Конституции РФ и задача формирования правового комплекса сельского хозяйства как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Достижение поставленных целей и задач в области сельского хозяйства и их реализация невозможны без эффективного государственного регулирования и управления, создания оптимальных условий для развития местного самоуправления. С одной стороны, на нынешнем этапе конституционного развития России сельскохозяйственное право получило «дыхание» в результате поправки в ст. 72 Конституции РФ в 2020 г. С другой стороны, в научной литературе справедливо подчеркивается, что в процессе выработки стратегических решений развития сельского хозяйства необходимо учитывать стремительное инновационное и цифровое развитие, сильные и слабые стороны отрасли, тенденции и перспективы развития, вести оценку и мониторинг развития сельских территорий и на их основе разрабатывать конкретный инструментарий регулирования развития сельского хозяйства2.

1 См.: Постановление Правительства Калужской области от 31.01.2020 № 63 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Комплексное развитие сельских территорий в Калужской области»» // Весть документы. - 2020. - № 9.

2 См.: Полушкина Т.М., Пронина Ю.Ю., Дубина Г.И. Концептуальные основы развития системы государственного регулирования сельского хозяйства на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. - 2019. -

На наш взгляд, на развитие сельского хозяйства как предмета совместного ведения России и субъектов РФ может положительно повлиять, во-первых, сохранение бюджетного финансирования ряда вопросов, в их числе (газификация села, развитие транспортной доступности сельских территорий, поддержка специалистов и др.); во-вторых, сохранение договорного характера сельского хозяйственного производства; в-третьих, усиление централизованного управления и контроля в области сельского хозяйства.

Предпосылки для этого уже созданы, в частности, сформирована новая модель государственно-властных и муниципальных взаимоотношений в России, предполагающая, что органы местного самоуправления включены в единую систему публичной власти России1, выдвигаются идеи о создании сельскохозяйственных ко-оперативов2, происходит учет сельских территорий при разработке стратегических планов по охране окружающей среды3, развивается конституционно-правовая доктрина устойчивого развития сельских территорий4, происходит формирование общей концепции развития биотехнологий, отвечающей строгим требованиям национальной, экологической, продуктовой, продовольственной и др. основных видов безопасности, а также происходит формирование

Т. 17, № 1. - С. 153-168; Воронина Н.П. Правовое обеспечение цифровизации сельского хозяйства // Право и цифровая экономика. - 2021. - № 3. - С. 20-26.

1 См.: Лебедев В.А. Органы государственной власти субъектов РФ как элемент единой системы публичной власти современной России // Конституционное и муниципальное право. - 2021. - № 8. - С. 41; Матулов Б.Н. Местное самоуправление как значимый уровень осуществления социальной компетенции публичной власти // Государственная власть и местное самоуправление. - 2022. -№ 2. - С. 22 и др.

2 См.: Минина Е.Л. Сельскохозяйственные кооперативы в системе российского законодательства о кооперации // Журнал российского права. - 2019. - № 4. -С. 49-60.

3 См.: Рыженков А.Я. О необходимости ликвидации объектов накопленного экологического вреда для перехода России к «зеленой» экономике // Актуальные проблемы российского права. - 2022. - № 3. - С. 160-169.

4 См.: Афанасьев А.А. Концепция правовой доктрины устойчивого комплексного развития сельских поселений Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2021. - № 4. - С. 36-41.

биоэкономики1 и права безопасности2, позволяющее усилить значимость сельского хозяйства.

При осуществлении сельскохозяйственной деятельности необходим учет таких целей, как сохранение, охрана или улучшение состояния окружающей среды; снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ или предотвращение их влияния на окружающую среду; сокращение выбросов парниковых газов; энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов3.

Соответственно, изменения в Конституции РФ, касающиеся включения сельского хозяйства как нового предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, на наш взгляд, окажут влияние и на другие отрасли права, в том числе касающиеся природоресурсных и природоохранных аспектов жизнедеятельности человека, общества и государства. Это позволит говорить о конституционализации всего сельскохозяйственного права.

Заключение

Исходя из вышесказанного, полагаю, что формирование на конституционном уровне правового комплекса сельского хозяйства как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, включающего в свое содержание: институт производства и переработки сельскохозяйственной продукции, получаемой в результате развития основных видов сельскохозяйственных отраслей (растениеводство, животноводство, рыболовство); институт развития сельских территорий и др., является принципиально важным для экономики страны.

Современное сельскохозяйственное право должно развиваться на основе конституционных принципов. Актуальными

1 См.: Социальное гражданское право в его основополагающих институтах : коллективная монография / А.М. Авакян, М.В. Бандо, В.С. Белых [и др.] ; отв. ред. К.М. Некрашевич. - Москва : Статут, 2022. - С. 90.

2 См.: Умнова-Конюхова И.А. Право мира и право безопасности на рубеже XX и XXI столетий: проблемы институционализации и развития. (Статья) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. - 2023. - № 1. - С. 13.

3 См.: Воронина Н.П. Правовое обеспечение цифровизации сельского хозяйства // Право и цифровая экономика. - 2021. - № 3. - С. 20-26.

остаются вопросы: уточнения взаимосвязей конституционных принципов с принципами развития сельского хозяйства и принципами аграрной политики; создание комплексного и непротиворечивого перечня конституционно-правовых принципов сельскохозяйственного права и закрепления в их числе, в частности, принципа единой сельскохозяйственной политики; принципа приоритетного экономического и социально-культурного развития сельскохозяйственных территорий; принципа равноправия участников аграрных отношений; принципа стабильности государственной поддержки молодых специалистов в сельской местности и др.

Таким образом, можно утверждать, что появление на конституционном уровне правового комплекса «сельское хозяйство» как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, наполнение этого понятия новым законодательным содержанием - шаг к признанию рассматриваемого направления развития страны социально значимым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.