Научная статья на тему 'СОВМЕСТНОЕ ВЕДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОВЕЛЛЫ'

СОВМЕСТНОЕ ВЕДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОВЕЛЛЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3233
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Конституция Российской Федерации / совместное ведение / федерализм / социальные сферы / правовое регулирование / управление / Constitution of the Russian Federation / joint jurisdiction / federalism / social spheres / legal regulation / management

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Запольский Сергей Васильевич, Сморчкова Лариса Николаевна

В статье представлено авторское видение слабо освещенного в научной юридической литературе вопроса, касающегося конституционных новелл в отношении предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Подробно анализируются пункты «д», «е», «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в которые были внесены изменения в результате принятия в 2020 году Закона Российской Федерации о поправке, а также пункт «ж.1», которым статья 72 была дополнена. Авторы предлагают свое мнение не только в отношении новых положений, но и в целом оценивают значимость круга вопросов совместного ведения для российского федерализма. Обоснован вывод о том, что изменения в содержании статьи 72, внесенные в результате принятия Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ, являются логичными, структурно встроенными с соблюдением элементарных правил системологии, оправданными существующим правовым регулированием, а также политикой государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Запольский Сергей Васильевич, Сморчкова Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOINT MANAGEMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION: CONSTITUTIONAL NOVELS

The article presents the author's vision of the issue, poorly covered in the scientific legal literature, concerning constitutional novels in relation to the subjects of joint jurisdiction of the Russian Federation and the constituent entities of the Russian Federation. Paragraphs "e", "f", "g" of part 1 of Article 72 of the Constitution of the Russian Federation, which were amended as a result of the adoption in 2020 of the Law of the Russian Federation on the amendment, as well as paragraph "g.1", which article 72 has been added. The authors offer their opinion not only on the new provisions, but also in general assess the significance of the range of issues of joint jurisdiction for Russian federalism. The conclusion is substantiated that the changes in the content of Article 72, introduced as a result of the adoption of the Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 No. 1-FKZ, are logical, structurally built-in in compliance with the elementary rules of systemology, justified by the existing legal regulation as well as state policy.

Текст научной работы на тему «СОВМЕСТНОЕ ВЕДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОВЕЛЛЫ»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

УДК 342.41 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-2-50-55

ЗАПОЛЬСКИЙ С.В., СМОРЧКОВА Л.Н.

СОВМЕСТНОЕ ВЕДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОВЕЛЛЫ

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, совместное ведение, федерализм, социальные сферы, правовое регулирование, управление.

В статье представлено авторское видение слабо освещенного в научной юридической литературе вопроса, касающегося конституционных новелл в отношении предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Подробно анализируются пункты «д», «е», «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в которые были внесены изменения в результате принятия в 2020 году Закона Российской Федерации о поправке, а также пункт «ж.1», которым статья 72 была дополнена. Авторы предлагают свое мнение не только в отношении новых положений, но и в целом оценивают значимость круга вопросов совместного ведения для российского федерализма. Обоснован вывод о том, что изменения в содержании статьи 72, внесенные в результате принятия Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ, являются логичными, структурно встроенными с соблюдением элементарных правил системологии, оправданными существующим правовым регулированием, а также политикой государства.

ZAPOLSKY, S.V., SMORCHKOVA, L.N. JOINT MANAGEMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION: CONSTITUTIONAL NOVELS

Key words: Constitution of the Russian Federation, joint jurisdiction, federalism, social spheres, legal regulation, management.

The article presents the author's vision of the issue, poorly covered in the scientific legal literature, concerning constitutional novels in relation to the subjects of joint jurisdiction of the Russian Federation and the constituent entities of the Russian Federation. Paragraphs "e", "f", "g" of part 1 of Article 72 of the Constitution of the Russian Federation, which were amended as a result of the adoption in 2020 of the Law of the Russian Federation on the amendment, as well as paragraph "g.1", which article 72 has been added. The authors offer their opinion not only on the new provisions, but also in general assess the significance of the range of issues of joint jurisdiction for Russian federalism. The conclusion is substantiated that the changes in the content of Article 72, introduced as a result of the adoption of the Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 No. 1-FKZ, are logical, structurally built-in in compliance with the elementary rules of systemology, justified by the existing legal regulation as well as state policy.

Оценке и переосмыслению новелл, внесенных в Конституцию Российской Федерации Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», посвящено немало научных и публицистических статей, однако внимание общественности в основном привлекают изменения по определенному ряду наиболее остро обсуждаемых и проблемных моментов. В то же время некоторые другие положения Конституции Российской Федерации также подверглись достаточно существенной переработке, но комментарии и авторитетные мнения по ним в официальной прессе практически отсутствуют. Одной из такого рода статей является статья 72 Конституции Российской Федерации, посвященная вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Отнесение ряда государственно значимых вопросов к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов воплощает собой внутреннюю сущность национально-территориального федерализма, положенного в основу российской государственности. Правовая и политическая определенность статуса субъекта Российской Федерации формируется не путем наделения теми или иными полномочиями, как это делается в ряде иностранных государств, а путем централизации возможных вопросов государственного строительства в функциях Российской Федерации и определения совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. За пределами этих изъятий субъект Российской Федерации обладает полной государственной властью.

Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе исчерпывающего перечня статьи 72 Конституции Российской Федерации, Федеративного договора и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливаются Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах

организации законодательных (представительных) и исполнительных органов и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Важной особенностью статьи 72 является то, что она закрепляет круг полномочий субъекта Российской Федерации не только на самостоятельно принимаемые меры, но и на участие в законотворческой деятельности в рамках всей Российской Федерации. Для этого субъектам Российской Федерации предоставлено право участвовать в подготовке и в рассмотрении проектов федеральных законов по предметам совместного ведения с Российской Федерации в установленном указанным Федеральным законом порядке. Согласованная система федерального законодательства позволяет субъектам Российской Федерации проявлять самостоятельность при реализации правотворческих полномочий, что является гарантией их субъектовых прав [1].

Помимо законодательной сферы в осуществлении совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации значимую роль играет взаимодействие органов исполнительной власти по отдельным направлениям социально-экономической политики как реализация положения части 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации об образовании единой системы исполнительной власти в Российской Федерации.

С.Е. Чаннов говорит о сложностях оптимального разграничения предметов ведения между федеральным центром и регионами, что обуславливается необходимостью решения как минимум двух противоречивых задач: обеспечить самостоятельное развитие субъектов федерации с учетом индивидуальных особенностей каждого из них и, с другой стороны, сохранить единство федеративного государства, не допустив при этом чрезмерного неравенства различных входящих в его состав территорий [2]. В этом отношении определение предметов совместного ведения всегда выступает в качестве инструмента, создающего некий баланс.

Основу совместного ведения составляет обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, поскольку затрагивает сферу государственного строительства, основанную на принципе верховенства федерального закона - залога ценности и единства России как государства (пункт «а» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Речь идет не только о формальном (текстуальном) соответствии, но, прежде всего, о вхождении всего законодательства субъектов Российской Федерации в федеральную конституционно-правовую систему, что совершенно необходимо для существования единого правового пространства страны и принципиального общего регулирования политических, социальных и экономических отношений, возникающих в российском обществе.

Субъекты Российской Федерации обладают возможностью принятия в инициативном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов в случаях, если инициатива Российской Федерации отсутствует или запаздывает, а возникшие потребности требуют оперативного законодательного разрешения. Отдельная область принятия законов субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к совместному ведению, преследует цель применения федеральных законов с учетом региональных особенностей.

Дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации разрешает Конституционный Суд Российской Федерации, который может признать эти акты неконституционными, в связи с чем они утрачивают силу.

Совместное ведение распространяется на защиту прав и свобод человека и гражданина; защиту прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности. Эти сферы совместного ведения закреплены в пунктах «б», «в», «г» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, которые так же, как и пункт «а» сохранили свою первоначальную редакцию.

А далее в статье 72 закреплен ряд положений, подвергшихся дополнениям и уточнениям в результате принятия Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ. Речь идет о пунктах «д», «е», «ж», а также о пункте

«ж.1», являющимся новеллой. Все их объединяет то, что они раскрывают те социальные сферы, потребность совместного регулирования которых для Российской Федерацией, для субъектов Российской Федерации крайне важна. В то же время в первоначальной редакции статьи 72 не были учтены отдельные составляющие этих сфер, что провоцировало коллизионные споры и обусловило внесение изменений в процессе принятия поправки в основной закон.

Пункт «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации касается таких сфер совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации как: природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.

Правовое регулирование вопросов природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий осуществляется как на федеральном уровне, так и на субъектовом в соответствии с распределением полномочий в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральном законе от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», федеральных законах, регулирующих отношения по использованию природных ресурсов.

Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия закреплены в Федеральном законе от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Этим же Федеральным законом установлены категории историко-культурного значения объектов культурного наследия - федерального значения, регионального значения, местного (муниципального) значения, дифференцирующие их правовой режим.

Включение вопросов охраны памятников истории и культуры при отнесении к совместному ведению в один пункт с вопросами, так или иначе связанными с охраной окружающей среды, вызывает сомнения в своей правильности, однако законодатель не стал корректировать этот казус, по возможности сохранив первоначальный текст Конституции Российской Федерации там, где это было возможно. Принципиально важно, что охрана памятников истории и культуры остается в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, независимо от места (пункта) закрепления в статье 72, хотя проблема совершенствования правовой регламентации охраны памятников истории и культуры и на федеральном, и на региональном уровнях остается актуальной [3].

Новацией пункта «г» части 1 статьи 72 является внесение в него такой сферы совместного ведения, как сельское хозяйство. До внесения в пункт «д» дополнения, касающегося сельского хозяйства, эта сфера общественных отношений относилась к ведению субъектов Российской Федерации в порядке, определенном статьей 73 Конституции Российской Федерации. В то же время фактически сельскохозяйственные отношения регулируются не только законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется также данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, представляется верным решение внести дополнение в пункт «г» части 1 статьи 72, включив по тексту такой вопрос совместного ведения как «сельское хозяйство» между «природопользованием» и «охраной окружающей среды», поскольку сельскохозяйственная деятельность неизбежно и неразрывно связана с этими сферами.

Пункт «е» части 1 статьи 72 помимо общих вопросов воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта был дополнен такой сферой совместного ведения как формирование и реализация молодежной политики. Разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере образования, включая вопросы воспитания, осуществлено в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в области формирования и реализации государственной научно-технической политики - в Федеральном законе от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке

и государственной научно-технической политике», в области культуры - в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, в области физической культуры и спорта - в Федеральном законе от 4 декабря 2007 года № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Вопросы молодежной политики до внесения соответствующего дополнения в пункт «е» статьи 72 не были сколько-нибудь последовательно урегулированы ни на федеральном, ни на региональном уровне. В настоящее время принят Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Актуальность его обусловлена необходимостью определения целей, принципов, основных направлений и форм реализации молодежной политики, а также регулирования отношений, возникающих между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики в Российской Федерации. Принятие данного федерального закона стало важным этапом в процессе конституционализации молодежной политики на федеральном уровне [4], а в дальнейшем с принятием соответствующих законов субъектов Российской Федерации - и на региональном (например, Закон города Москвы от 15 декабря 2021 года № 36 «О молодежной политике в городе Москве»).

Пункт «ж» части 1 статьи 72 подвергся более сложной переработке. Координация вопросов здравоохранения изначально являлась предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, однако эта сфера общественных отношений в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ была существенно раскрыта путем конкретизации отдельных зон ответственности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» разграничены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. При этом видится, что конституционное выделение в структуре сферы здравоохранения вопросов обеспечения оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранения и укрепления общественного здоровья, создания условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью, потребует последовательного внесения изменений как в федеральное законодательство в сфере охраны здоровья, так и в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Социальная защита граждан, включая их социальное обеспечение, является одной из важнейших задач государства, характеризует его социальную сущность и социальную политику (статья 6 Конституции Российской Федерации). В целях реализации конституционных гарантий социальной защиты граждан в Российской Федерации действует более десяти различных федеральных законов (законов Российской Федерации). Во многих из них разграничены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предметом регулирования. При этом субъекты Российской Федерации за счет своих бюджетных средств могут устанавливать дополнительные к федеральным меры социальной защиты.

Сфера защиты семьи, материнства и детства была исключена из пункта «ж» части 1 статьи 72, но не потому, что более не относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, а потому, что была расширена и выделена в отдельный пункт «ж.1». Таким образом, пункт «ж.1» части 1 статьи 72 по своей сущности не является абсолютной новацией новой редакции Конституции Российской Федерации, но безусловно, это новелла по форме изложения и системного расположения в структуре статьи.

Вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, и ранее являющиеся предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, были дополнены положениями о защите института брака как союза мужчины и женщины; о создании условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях. С одной стороны, введенная новация является продолжением уже сложившегося правового регулирования в сфере семейного права. С другой стороны, она является отражением традиций и ценностей российского общества, а потому защита этих

общественных отношений и на федеральном, и на субъектовом уровне имеет такое важное значение в текущий политический момент [5].

Правовые отношения в сфере защиты семьи, материнства, отцовства, детства, как и многие другие, носят комплексный характер, а потому более четкое распределение прав и обязанностей по вопросам, включенным в пункт «ж.1», между Российской Федерацией и ее субъектами содержится не только в Семейном кодексе Российской Федерации, но и в Жилищном, Трудовом кодексах Российской Федерации, в других федеральных законах.

Статья 72 Конституции Российской Федерации закрепляет и другие сферы общественных отношений, являющихся предметом совместного ведения с момента ее принятия и не подвергшиеся изменению в 2020 году - осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации (пункты «з», «и», «к», «л», «м», «н», «о»).

В целом, статья 72 Конституции Российской Федерации провозглашает равную меру распространения и гарантирует единообразие полномочий всех видов субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения с Российской Федерацией, что является залогом бесконфликтного сосуществования национального и территориального федерализма, отражает полиэтничность национального состава страны, исторические традиции ее формирования, создает равные условия и предпосылки для развития всех субъектов Российской Федерации и в то же время обеспечивает соблюдение общефедеральных стандартов прав человека на всей территории государства. Часть 2 статьи 72 реализует принцип, заложенный в статье 5 Конституции Российской Федерации, о равноправии субъектов Российской Федерации.

Изменения, внесенные в содержание статьи 72 в результате принятия Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ являются логичными, структурно встроенными с соблюдением элементарных правил системологии, оправданными существующим правовым регулированием, а также политикой государства, проводимой в сферах осуществления сельского хозяйства, реализации молодежной политики, координации вопросов здравоохранения, защиты института брака как союза мужчины и женщины, создания условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.

Литература и источники

1. Гацолаева А.Х., Созанов З.А. К вопросу о проблемах реализации субъектами Российской Федерации правотворческих полномочий по предметам совместного и исключительного ведения// Ленинградский юридический журнал. 2020. №2. С. 8491.

2. Чаннов С.Е. Разграничение полномочий по предметам совместного ведения в контексте бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации // Вестник Поволжского института управления. 2020. № 5. С. 12-20.

3. Нудненко Л.А. Проблемы правовой регламентации охраны памятников истории и культуры в России // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 2. С. 38-42.

4. Меркулов П.А. Новый федеральный закон как завершение процесса конституционализации молодежной политики в Российской Федерации // Вестник Поволжского института управления. 2021. Т. 21. № 2. С. 4-19.

5. Архирейская Т.Ю., Салимов Р.Н. Защита семьи, сохранение традиционных семейных ценностей в контексте конституционной реформы 2020 г. // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2021. № 2. С. 5-11.

References and Sources

1. Gatsolayeva A.Kh., Sozanov Z.A. K voprosu o problemakh realizatsii sub"yektami Rossiyskoy Federatsii pravotvorcheskikh polnomochiy po predmetam sovmestnogo i isklyuchitel'nogo vedeniya // Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal. 2020. № 2. S. 84-91.

2. Channov S.Ye. Razgranicheniye polnomochiy po predmetam sovmestnogo vedeniya v kontekste byudzhetnoy obespechennosti sub"yektov Rossiyskoy Federatsii // Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. 2020. T. 20. № 5. S. 12-20.

3. Nudnenko L.A. Problemy pravovoy reglamentatsii okhrany pamyatnikov istorii i kul'tury v Rossii // Konstitutsionnoye i munitsipal'noye pravo. 2010. № 2. S. 38-42.

4. Merkulov P.A. Novyy federal'nyy zakon kak zaversheniye protsessa konstitutsionalizatsii molodezhnoy politiki v Rossiyskoy Federatsii // Vestnik povolzhskogo instituta upravleniya. 2021. T. 21. № 2. S. 4-19.

5. Arkhireyskaya T.Yu., Salimov R.N. Zashchita sem'i, sokhraneniye traditsionnykh semeynykh tsennostey v kontekste konstitutsionnoy reformy 2020 g. // Trudy Orenburgskogo instituta (filiala) Moskovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii. 2021. N° 2. S. 5-11.

ЗАПОЛЬСКИИ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук.

СМОРЧКОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА - доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук (l.smorchkova@mail.ru).

ZAPOLSKY, SERGEY V. - Doctor of Law, Professor, Chief Researcher at the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (zapolsky@mail.ru).

SMORCHKOVA, LARISA N. - Doctor of Law, Associate Professor, Leading Researcher of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (l.smorchkova@mail.ru).

УДК 342.92 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-2-55-59

МАЗЕИН А.В.

УНИФИКАЦИЯ НАИМЕНОВАНИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ЕДИНСТВА

СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Ключевые слова: публичная власть, субъекты Российской Федерации, исполнительные органы, высшее должностное лицо, правительство, министерство, принцип единства системы.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации фиксируется многообразие наименований исполнительных органов. Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ установлены требования к наименованиям должности высшего должностного лица и высшего исполнительного органа. В этой связи автором проведен анализ законодательства субъектов РФ и выявлены их существующие наименования, в том числе 7 видов наименований должности высшего должностного лица и

5 наименований высшего исполнительного органа. Отмечено, что в 5 субъектах РФ наименования должностей высших должностных лиц не соответствуют Федеральному закону от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ. Также выявлено, что во всех субъектах РФ функционируют 2 468 иных исполнительных органов государственной власти, наименования которых можно дифференцировать на 14 типов. При этом автором отмечается необходимость унификации соответствующих наименований с учетом реализуемых такими органами функций при сохранении 6 наименований.

MAZEIN, A.V.

UNIFICATION OF THE NAMES OF THE EXECUTIVE BODIES OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF UNITY OF THE SYSTEM OF PUBLIC POWER

Key words: public authority, subjects of the Russian Federation, executive bodies, governor, government, ministry, the principle of unity of the system.

Currently, a variety of names of executive bodies is recorded in the subjects of the Russian Federation. Federal Law No. 414-FZ of December 21, 2021 establishes requirements for the titles of the position of the highest official and the highest executive body. In this regard, the author analyzes the legislation of the subjects of the Russian Federation and identifies their existing names, including 7 types of names of the position of the highest official and 5 names of the highest executive body. It is noted that in 5 subjects of the Russian Federation, the names of positions of senior officials do not comply with Federal Law No. 414-FZ of December 21, 2021. It was also revealed that 2,468 other executive bodies of state power function in all subjects of the Russian Federation, the names of which can be differentiated into 14 types. At the same time, the author notes the need to unify the corresponding names, taking into account the functions implemented by such bodies and the preservation of

6 names.

Законом о поправке к Конституции Российской Федерации, принятым в 2020 году, на конституционном уровне оформлена идея построения единой системы публичной власти. Эту систему формируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности. Именно объединение этих элементов в единую систему публичной власти должно обеспечить «решение стратегических задач развития Российской Федерации» [1, с. 28]. Анализируя конструкцию единой системы публичной власти, профессор М.Н. Кобзарь-Фролова отмечает, что вышеназванные группы органов формируют ее подсистемы [2]. Очевидно, что каждая подобная подсистема самостоятельна и имеет собственные принципы построения. В частности, общие принципы организации публичной власти в субъектах РФ заложены принятым в конце 2021 года Федеральным законом от 21 декабря 2021 года 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [3].

Одним из принципов, закрепленных рассматриваемым Федеральным законом, является принцип единства системы публичной власти. Именно он должен обеспечить «согласованное действие различных уровней публичной власти как единого целого во благо граждан» [4]. Ранее этот принцип не был закреплен в ныне утратившем силу Федеральном законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.