Научная статья на тему 'СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ: ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ'

СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ: ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
cельский туризм / продвижение туристического продукта / государственная поддержка отрасли / туристический поток / маркетинговое сопровождение бизнеса. / rural tourism / tourism product promotion / state support of the industry / tourist flow / marketing support of business

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотников Владимир Александрович, Гамидова Ариза Элдикаровна

В современных условиях происходит перестройка туристического бизнеса, изменение его структуры. В частности, официально возник такой вид туризма как сельский туризм. Он пока еще находится на начальной стадии своего развития, на этапе становления. Это актуализирует проблему его продвижения. В то же время решение ее классическими способами имеет ограничение в виде нехватки ресурсов у субъектов сельского туризма. В этой связи в статье рекомендуется использование для этих целей централизованных ресурсов, что возможно на основе более тесного взаимодействия субъектов сельского туризма с государственной и муниципальной властью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плотников Владимир Александрович, Гамидова Ариза Элдикаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rural Tourism: Development and Promotion Issues

In modern conditions there is a restructuring of tourism business, changes in its structure. In particular, such type of tourism as rural tourism has officially emerged. It is still at the initial stage of its development, at the stage of formation. This actualises the problem of its promotion. At the same time, its solution by classical methods has a limitation in the form of lack of resources of rural tourism entities. In this regard, the article recommends the use of centralised resources for these purposes, which is possible on the basis of closer interaction of rural tourism entities with state and municipal authorities.

Текст научной работы на тему «СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ: ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ»

УДК / UDC 332.1

DOI: 10.24412/2071-3762-2024-7325-57-61

СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ: ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ

Rural Tourism: Development and Promotion Issues

Плотников Владимир Александрович,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли; Санкт-Петербургский государственный экономический университет; Санкт-Петербург, Россия, наб. канала Грибоедова, д. 30-32 Plotnikov Vladimir Alexandrovich,

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of General Economic Theory and History of Economic Thought; St. Petersburg State University of Economics; 30-32 Griboedov Canal Embankment, St. Petersburg, Russia

Plotnikov.v@unecon.ru https://orcid.org/0000-0002-3784-6195

Гамидова Ариза Элдикаровна,

преподаватель, Махачкалинское представительство Московского финансово-промышленного университета «Синергия»; Махачкала, Россия, проспект Али-Гаджи Акушинского, д. 21 Gamidova Ariza Eldikarovna,

Lecturer, Makhachkala office of the Moscow Financial and Industrial University «Synergy»; 21 Ali-Gadzhi Akushinsky Avenue., Makhachkala, Russia uglana2013@mail.ru

https://orcid.org/0009-0005-2083-2351

В современных условиях происходит перестройка туристического бизнеса, изменение его структуры. В частности, официально возник такой вид туризма как сельский туризм. Он пока еще находится на начальной стадии своего развития, на этапе становления. Это актуализирует проблему его продвижения. В то же время решение ее классическими способами имеет ограничение в виде нехватки ресурсов у субъектов сельского туризма. В этой связи в статье рекомендуется использование для этих целей централизованных ресурсов, что возможно на основе более тесного взаимодействия субъектов сельского туризма с государственной и муниципальной властью.

Ключевые слова: cельский туризм; продвижение туристического продукта; государственная поддержка отрасли; туристический поток; маркетинговое сопровождение бизнеса.

In modern conditions there is a restructuring of tourism business, changes in its structure. In particular, such type of tourism as rural tourism has officially emerged. It is still at the initial stage of its development, at the stage of formation. This actualises the problem of its promotion. At the same time, its solution by classical methods has a limitation in the form of lack of resources of rural tourism entities. In this regard, the article recommends the use of centralised resources for these purposes, which is possible on the basis of closer interaction of rural tourism entities with state and municipal authorities.

Keywords: rural tourism; tourism product promotion; state support of the industry; tourist flow; marketing support of business.

СЛ

i

Введение (Introduction)

Туризм сегодня в России рассматривается как существенная составляющая развития экономики в долгосрочной перспективе [1, 2]. При этом следует отметить, что туризм многообразен в своих проявлениях, выделяются различные его виды [3]. Одной из новых, сравнительно новых разновидностей туризма является в России сельский туризм.

Согласно ст. 1 федерального закона*, «сельский туризм — туризм, предусматривающий посещение сельской местности, малых горо-

дов с численностью населения до тридцати тысяч человек, в целях отдыха, приобщения к традиционному укладу жизни, ознакомления с деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей и(или) участия в сельскохозяйственных работах без извлечения материальной выгоды с возможностью предоставления услуг по временному размещению, организации досуга, экскурсионных и иных услуг». Сельский туризм сегодня является одной из новых разновидностей туризма, который оказывает большую поддержку в развитии

страны, в частности — способствует социально-экономическому развитию отдаленных и сельских территорий [4]. Это требует научного анализа этого феномена, а также рассмотрения возможных направлений развития и продвижения.

Материалы и методы (Materials and Methods)

В работе были использованы материалы научных статей авторов, которые рассматривали факторы привлекательности, барьеры, социальные риски внутреннего туризма глазами россиян; туризм как

* Федеральный закон от 02.07.2021 N 318-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»» и статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».

фактор экономического развития РФ; факторы формирования туристских потоков в условиях современного развития отечественного туризма; механизмы регулирования сельского туризма; концептуальные подходы к формированию европейской модели развития сельского туризма и другие.

Результаты и обсуждение (Results and discussion)

Посещение сельскохозяйственных ферм и иных объектов позволяет сформировать у туристов понимание важности человеческой деятельности в сельском хозяйстве, приводит к формированию уважительного отношения к природе и к культурному наследию общества, которое во многом сформировано на протяжении тысячелетий существования общества аграрного типа. Сельскохозяйственный туризм обычно организован с учетом сбалансированного взаимодействия с окружающей средой и участием местного населения. В его основе лежит стремление предложить туристам возможность насладиться природой и культурой сельских районов, минимизируя негативное воздействие на окружающую среду и максимизируя социальную пользу для местного населения.

Развитие сельского туризма опирается на следующие принципы:

♦ экологическая устойчивость: все мероприятия и услуги организовываются с учетом минимального негативного воздействия на окружающую среду;

♦ культурное взаимодействие: предприятия сельского туризма стараются показать туристам местные традиции, культуру и историю, включая работу на ферме, взаимодействие с животными, которых там разводят, организацию мастер-классов по местным

ремеслам, традиционные культурные мероприятия и встречи с местными жителями;

♦ социальная ответственность: бизнес сельского туризма активно взаимодействует с местным населением,создавая рабочие места и поддерживая местные сообщества, включая обучение и переподготовку сотрудников для работы в сфере туризма, участие в программах развития инфраструктуры и т.д.;

♦ образовательная направленность: агрофермы, задействованные в этом виде деятельности, могут создавать совместно с образовательными учреждениями образовательные программы и экскурсии, направленные на просвещение студентов и туристов в области охраны природы, устойчивого развития и важности сохранения биоразнообразия;

♦ интегративность: развивается сотрудничество между фермерами и «классическими» туристическими предприятиями для обеспечения аутентичного опыта туристов и поддержки местной экономики, также организуется взаимодействие с ресторанами, мастерскими и т.д., туристам предлагаются продукты и услуги местного производства. Сельский туризм переживает сегодня в России период роста

и развития. Официально этот вид

туризма находится в ведении Мин-сельхоза России, хотя это не вполне целесообразно, по мнению некоторых специалистов.

Сельские жители, зачастую на свой страх и риск, создают достопримечательности, которые привлекают посетителей в их районы. Они стараются продемонстрировать местный колорит, чтобы привлечь путешественников из самых отдаленных уголков страны, однако простое существование в сельской местности таких мест не гарантирует статус центра сельского туризма. Успешная агроферма требует гармоничного сочетания фермерского хозяйства и гостевых домов, а также разнообразных предложений и услуг, которые учитывают и соответствуют потребностям клиентов. На сегодняшний день в России действуют модели организации сельского туризма, приведенные на рисунке.

Согласно детализации моделей, российский подход к сельскому туризму объединяет элементы различных западноевропейских моделей [5]. Условия размещения туристов в рамках этой структуры могут варьироваться от отдельных построек, расположенных среди сельской местности, до проживания в жилище местного фермера. Этот спектр размещения предлагает посетителям выбор: погрузиться в деревенскую атмосферу

^ Вид модели ^

1.Создание

туристических деревень на базе существующих сельских поселений

2. Организация туров с проживанием

и питанием туристов на ферме

3. Создание гостевых домов на базе агропромышленных комплексов

Характеристика

1. Размещение

в отдельных домиках с комфортабельными условиями проживания

2. Проживание в доме фермера, участие

в сельскохозяйственных работах

3. Проживание

в комфортабельных номерах, участие в сельскохозяйственных работах

Отличительные особенности моделей

1. Знакомство туристов

с традиционным сельским бытом и культурой, разнообразные развлечения

2. Знакомство с местным бытом, ремеслами, местными продуктами

3. Знакомство

с разнообразными видами сельскохозяйственной 'деятельности: уход за животными, сбор урожая

Рис. Модели организации сельского туризма в России Fig. Models of rural tourism organisation in Russia

традиционной сельской жизни или насладиться более роскошными и комфортабельными удобствами.

Официальное признание сельского туризма ставит вопрос об организации его продвижения. При этом, если в классическом случае маркетинговых политик речь идет о продвижении уже существующих продуктов на развитых рынках, то в случае с сельским туризмом ситуация иная. Это — вновь созданный сектор хозяйства, причем созданный по инициативе государства, в этой связи и продвижение его целесообразно организовать через централизованное использование государственных возможностей.

Источником ресурсов для продвижения сельского туризма во многом выступает грантовая поддержка Министерства сельского хозяйства РФ. Так, в 2022 году гранты на развитие получил 51 проект сельского туризма, объем финансирования достиг 300 млн руб. В 2023 году гранты получили уже 73 проекта на сумму около 500 млн руб. (гранты выдаются на условиях софинанси-рования; получатели обязаны инвестировать собственные средства — от 10% при получении государственного финансирования в размере 3 млн руб. до 25% для грантов на общую сумму 10 млн руб.)** Кроме того, у регионов есть возможность дополнить поддержку фермеров за счет ассигнований из своих бюджетов.

Грантовые средства предназначены для различных целей, направленных на улучшение объектов сельского туризма. К ним относится создание туристических объектов размещения, подключение к инженерным сетям, закупка тури-

стического снаряжения и работы по благоустройству территорий. В случае строительства и модернизации инфраструктуры земельный участок должен иметь необходимую разрешительную документацию, обеспечивающую соответствие установленным нормам.

По официальным данным, основная часть проектов, претендующих на гранты в 2024 году, сосредоточена на животноводстве и переработке скота, рыбоводстве, производстве сыра, виноделии, пчеловодстве и выращивании фруктов. Однако следует отметить, что некоторые фермеры склонны предлагать туристам весьма ограниченный спектр услуг. Например, ягодная ферма может предоставлять исключительно опыт сбора ягод, а рыбная ферма может ограничивать деятельность только рыбной ловлей. По нашему мнению, продвижение должно быть комплексным, сельским тур-предпринимателям следует расширять предложение для предоставления более широкого спектра услуг туристам.

Важным направлением повышения привлекательности рассматриваемого вида деятельности, помимо комплексирования получаемых традиционных услуг, является предложение соучастия в ведении сельскохозяйственной деятельности, что особо ценно для горожан. Гранты позволяют провести диверсификацию деятельности. Так, например, в Самарской области в 2022 году было выбрано два проекта, направленных на развитие сельского туризма, на общую сумму 16,75 млн руб., при этом 6,03 млн руб. было предусмотрено выделить из областного бюджета. К таким проектам относятся агротуристические комплек-

сы «Усадьба Степное» (КФХ М. Н. Щавелева) и «Винная на Ключ» (КФХ «Богородское»).

Важную роль в продвижении сельского туризма играет проведение системных мероприятий, направленных на популяризацию этого вида туризма. К их числу можно отнести Всероссийский конкурс по созданию туристско-рекреацион-ных кластеров, а также инициатив, направленных на экотуризм. Значительные средства выделены на развитие дорожной сети малых городов и сельской местности, более 1 млрд рублей направлено на разработку детальных планов развития регионов с высоким туристическим потенциалом. Предпринятые усилия отражают ориентацию на укрепление инфраструктуры и повышение привлекательности сельских направлений, тем самым способствуя росту популярности сельского туризма по всей стране.

В России сельский туризм быстро развивается, привлекая интерес как российских, так и иностранных путешественников, хотя он все еще находится на ранней стадии своего развития. В этой связи именно въездному сельскому туризму, по нашему мнению, следует уделить повышенное внимание. Несмотря на то, что современная Россия пребывает в ситуации неопределенного, турбулентного развития, что обусловлено массированными санкциями Запада, въездной туризм в перспективе обладает значительным потенциалом привлечения иностранцев, учитывая сосредоточенные в этой сфере обширные рекреационные ресурсы.

В то же время, силами, как правило, некрупных субъектов сельского турбизнеса организовать международное продвижение

** Агротуризм в правовом поле [Электронный? ресурс]. - Режим доступа: https://аdvis.ru/php/view_news_а¡аx.php?id=00AF3980-9BCD-3842-1Ю76-6Р49В57767Е1 (Дата обращения: 11.06.2024).

сельского туризма весьма затруднительно. Здесь, как мы отмечали ранее, необходим централизо-ванный,консолидированный подход, использование ресурсного потенциала государства в целом. В частности, речь может идти о заключении рамочных межгосударственных соглашений, представлении темы сельского туризма на международных выставках и форумах (например, на ПМЭФ) и пр. Здесь следует делать акцент на уникальности российской сельской глубинки, самобытности и исторических и экологических особенностях российских регионов.

В то же время, силами, как правило, некрупных субъектов сельского турбизнеса организовать международное продвижение сельского туризма весьма затруднительно. Здесь, как мы отмечали ранее, необходим централизо-ванный,консолидированный подход, использование ресурсного потенциала государства в целом. В частности, речь может идти о заключении рамочных межгосударственных соглашений, представлении темы сельского туризма на международных выставках и форумах и пр. Здесь следует делать акцент на уникальности российской сельской глубинки, самобытности и исторических и экологических особенностях российских регионов. Сельские населенные пункты и малые города, расположенные на берегах рек и озер, в горных и лесистых местностях, в иных уникальных ландшафтных условиях, благодаря сравнительной дешевизне услуг сельского туризма и транспортной доступности соответствующих территорий в условиях переполненности традиционных рекреационных направлений и блокирования многих направлений выездного туризма, претендуют на то,

чтобы придать импульс развитию всей туристической сферы.

Гостевой дом, расположенный в деревне, может стать многообещающей моделью малого бизнеса в секторе сельского туризма. При продвижении услуг сельского туризма следует учитывать, что туры в деревни могут охватить различные туристические ниши, включая винный туризм (энотуризм), культурное погружение (этноту-ризм), сельскохозяйственный опыт (агротуризм), экологические исследования (экотуризм) и кулинарные впечатления (гастроту-ризм). Этот многогранный подход не только открывает путь к созданию новых возможностей трудоустройства в сельской местности, особенно на малых и средних предприятиях, но также стимулирует развитие местного сельского хозяйства и туризма, способствуя производству самобытной региональной продукции.

«Слабым местом» российского сельского туризма является недостаточное развитие инфраструктуры. Развитие сельских территорий и расширение сельского туризма получат значительный импульс благодаря строительству новых гостевых домов. Так, по оценкам специалистов Россель-хозбанка, в ближайшие три года планируется построить около 600 гостевых домов. Это позволит побудить туристов продлить свое пребывание в сельских местностях и полностью погрузиться в сельскую жизнь на протяжении всего курортного сезона.

При этом ключевым вопросом при реализации проектов в сфере сельского туризма является их продвижение. Используются разные методы: участие в публичных мероприятиях, конкурсах, фестивалях и выставках, распространение информационной и рекламной

печатной продукции, продвижение в сети интернет. Так, например, Россельхозбанк создал для фермеров свою онлайн-площадку для привлечения туристов — «Свое за городом» (https://svoe-zagorodom.ru), на которой размещены три раздела: «Экотуризм», «Гастротуризм» и «Агротуризм».

Во вкладке «Агротуризм» сайт предлагает 572 тура. Всего на сайте зарегистрировано 296 ферм, которые можно посетить в 81 регионе России. Туристы могут зайти на онлайн-платформу «Свое за городом» самостоятельно и выбрать себе однодневный или более продолжительный тур. Существует и нововведение — важное с точки зрения продвижения — такой тур можно подарить. Для этого нужно приобрести сертификат на тур на один из номиналов. Тот, кто получил подарок, сможет сам выбрать себе направление отдыха.

Еще один способ продвижения — сотрудничество с туроператорами. На рынке есть примеры включения агропредприятий в «классические» туристические маршруты. Нам представляется, что такое комплексирование туристической деятельности является одним из перспективных направлений развития сельского туризма, т.к. его субъекты зачастую не имеют достаточного объема собственных ресурсов для эффективного продвижения. Кооперация же с «классическими» туроператорами позволяет опираться на их успешный опыт продвижения.

На сегодняшний день, в условиях имеющихся реалий, недостаточно используемыми и учитываемыми факторами развития сельского туризма являются: 1. Устойчивое развитие: в связи с растущим интересом к экологически чистым продуктам и устойчивому развитию,

сельский туризм становится площадкой для популяризации и практического применения принципов органического земледелия, производства и переработки продуктов на местном уровне.

2. Цифровизация внедрение цифровых технологий в сельский туризм упростит размещение туристических предложений на интернет-площадках и предоставит значительные преимущества для клиентов, что повысит доступность информации о предлагаемых услугах для потенциальных клиентов, приведет к увеличению числа посетителей. Кроме того, использование цифровых платформ позволит более эффективно управлять ресурсами, оптимизировать распределение ресурсов между различными аспектами бизнеса. Упрощение процесса бронирования через онлайн-системы также сделает взаимодействие с клиентами более удобным и эффективным.

3. Развитие отдаленных территорий: сельскохозяйственный туризм становится одним из инструментов для борьбы с экономическим спадом и негативными демографическими процессами в сельских районах. Он способствует созданию новых рабочих мест, развитию инфраструктуры и привлечению инвестиций в регионы.

4. Изменение потребностей: туристы ищут не просто места для отдыха, но и хотят получить уникальные впечатления и возможность познакомиться с местной культурой, традициями и образом жизни. Владельцы агротуристических хозяйств могут предложить гостям не только комфортное проживание, но и возможность активного участия в сельскохозяйственных работах, гастрономических мастер-классах, экскурсии, конные прогулки и другие интересные мероприятия, например, дегустации сыра/вина и т.д. Владельцам агротуристических фермерских хозяйств необходимо для привлечения туристов расширять ассортимент предоставляемых услуг, включая не только размещение и питание, но и специализированные программы, уроки по земледелию, сельскохозяйственные ярмарки и фестивали, продажу промысловых товаров и пр.

Заключение (СопсШэюп)

Мировой рынок агротуризма активно растет, российский рынок не является исключением. С активными инициативами, направленными на развитие этого сектора, реализуемыми в нашей стране, появляется возможность воспользоваться возрастающим интересом к отечественному туризму и сделать сельский туризм привлекательным

и востребованным видом туризма для отдыхающих не только из России, но и других стран.

Следует отметить особую роль регионов. Региональные власти играют большую роль в содействии создания необходимой инфраструктуры для агротуризма, включая строительство дорог, подключение к Интернету и другие необходимые удобства. Эффективное сотрудничество между региональными властями, туроператорами и сельскохозяйственными предприятиями, развивающими туристические направления, может дать синергетический эффект, способствуя взаимной выгоде и повышая общую привлекательность и доступность предложений сельского туризма.

В последние годы, сначала на фоне пандемических ограничений, а затем — антироссийских санкций и геополитических сложностей, наблюдается заметный всплеск интереса к внутреннему туризму. При этом по ряду популярных туристических направлений (курорты Краснодарского края) возникает эффект переполнения имеющейся емкости, что приводит к снижению ценовой и физической доступности туристических услуг в этих де-стинациях. В этих условиях сельский туризм имеет значительный потенциал развития, но для использования этого потенциала требуется принятие более энергичных мер по его продвижению.

ИСТОЧНИКИ (References)

1. Боленкова, А. М. Внутренний туризм глазами россиян: факторы привлекательности, барьеры, социальные риски / А. М. Боленкова // Теория и практика общественного развития. — 2024. — № 5(193). — С. 58—63. — DOI 10.24158/ tipor.2024.5.6. - EDN QRGPTX.

2. Ткаченко, И. К. Туризм как фактор экономического развития Российской Федерации / И. К. Ткаченко // Экономика и предпринимательство. - 2024. - № 1(162). - С. 75-77. - DOI 10.34925/EIP.2024.162.1.010. - EDN HJUYZI.

3. Дерен, И. И. Факторы формирования туристских потоков в условиях современного развития туризма в Российской Федерации / И. И. Дерен, А. Д. Земляникина // Вестник университета. - 2024. - № 3. - С. 40-53. - DOI 10.26425/ 1816-4277-2024-3-40-53. - EDN IWQUTM.

4 . Гамидова, А. Э. Механизмы регулирования сельского туризма / А. Э. Гамидова // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2022. - № 2(134). - С. 132-138. - EDN UCNPHN.

5. Нохрина, Л. Концептуальные подходы к формированию европейской модели развития сельского туризма / Л. Нох-рина // Аграрная экономика. - 2019. - № 12(295). - С. 55-61. - EDN ZERLJI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.