Научная статья на тему 'Сельский туризм как драйвер устойчивого развития туристских территорий'

Сельский туризм как драйвер устойчивого развития туристских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельский туризм / агротуризм / устойчивый туризм / ESG / индустрия гостеприимства. / rural tourism / agricultural tourism / sustainable tourism / ESG / hospitality industry.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сердюкова Надежда Константиновна, Баль Нина Викторовна, Сердюков Дмитрий Анатольевич

В статье авторы анализируют результаты исследований сельского и аграрного туризма в России и за рубежом, данные статистики, систематизацию и типологию видов сельского туризма. Проведен обзор этапов развития сельского туризма, преломления глобальных трендов туристской индустрии при реализации проектов сельского туризма, SWOT-анализ развития сельского туризма в России в современных условиях. Представлен авторский взгляд на возможности адаптации ESG-подходов к реализации проектов в сельском туризме. Авторы делают вывод о развитии сельского туризма как драйвера развития туристских территория и перспективности развития данного вида туризма для повышения конкурентоспособности российских туристских дестинаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сердюкова Надежда Константиновна, Баль Нина Викторовна, Сердюков Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manor tourism is a driver of the development of tourist infrastructure in small historical cities

In the article, the authors analyze the results of studies of rural and agro tourism in Russia and abroad, statistical data, systematization and typology of types of rural tourism. A review of the stages of development of rural tourism, the refraction of global trends in the tourism industry in the implementation of rural tourism projects, a SWOT analysis of the development of rural tourism in Russia in modern conditions was carried out. The author’s view on the possibility of adapting ESG approaches to the implementation of projects in rural tourism is presented. The authors conclude that the development ofrural tourism as a driver for the development of tourist areas and the prospects for the development of this type of tourism to increase the competitiveness of Russian tourist destinations.

Текст научной работы на тему «Сельский туризм как драйвер устойчивого развития туристских территорий»

DOI: 10.18572/2686-858X-2022-14-2-12-24

Сельский туризм как драйвер устойчивого развития туристских территорий

Manor tourism is a driver of the development of tourist infrastructure in small historical cities

Надежда Константиновна Сердюкова,

кандидат экономических наук, доцент E-mail: nserdyukova@sutr.ru

Нина Викторовна Баль,

кандидат экономических наук, доцент E-mail: nina_bal73@mail.ru

Дмитрий Анатольевич Сердюков

E-mail: serdyukov@sutr.ru Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия

Nadezhda Serdyukova,

PhD (Economy), Associated Professor

Nina Bal,

PhD (Economy), Associated Professor

Dmitriy Serdyukov,

Lecture

Sochi State University, Sochi, Russia

Аннотация. В статье авторы анализируют результаты исследований сельского и аграрного туризма в России и за рубежом, данные статистики, систематизацию и типологию видов сельского туризма. Проведен обзор этапов развития сельского туризма, преломления глобальных трендов туристской индустрии при реализации проектов сельского туризма, SWOT-анализ развития сельского туризма в России в современных условиях. Представлен авторский взгляд на возможности адаптации ESG-подходов к реализации проектов в сельском туризме. Авторы делают вывод о развитии сельского туризма как драйвера развития туристских территория и перспективности развития данного вида туризма для повышения конкурентоспособности российских туристских дестинаций.

Ключевые слова: сельский туризм, агротуризм, устойчивый туризм, ESG, индустрия гостеприимства.

JEL codes: A14, F60, I28

Abstract. In the article, the authors analyze the results of studies of rural and agrotourism in Russia and abroad, statistical data, systematization and typology of types of rural tourism. A review of the stages of development of rural tourism, the refraction of global trends in the tourism industry in the implementation of rural tourism projects, a SWOT analysis of the development of rural tourism in Russia in modern conditions was carried out. The author's view on the possibility of adapting ESG approaches to the implementation of projects in rural tourism is presented. The authors conclude that the development ofrural tourism as a driver for the development of tourist areas and the prospects for the development of this type of tourism to increase the competitiveness of Russian tourist destinations.

Keywords: rural tourism, agricultural tourism, sustainable tourism, ESG, hospitality industry.

1. ВВЕДЕНИЕ

Реалии последнего времени обусловили усиление тренда опережающего развития внутреннего туризма в России. Данный тренд сложился в условиях пандемии коронавируса, 2021-й год позволил российской туриндустрии практически восстановиться до показателей 2019-го года. По темпам восстановления туристской индустрий Россия заняла одно из первых мест в мире (Rostourism, 2022).

Ответом на вызовы пандемии и глубокий кризис на туристском рынке явился комплекс мер поддержки индустрии туризма со стороны Правительства Российской Федерации: поддержка занятости в отрасли, субсидии, гранты, льготное кредитование, налоговые каникулы, субсидирование туристского спроса — акция кешбека за туры по России и др. Одним из системных драйверов развития туризма в России в условиях новой реальности стал Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», принятый в 2021 году и определяющий основные показатели и направления развития туризма в России на период до 2030 года.

Подведенные Правительством России итоги реализации нацпроекта в 2021 году впечатляют: в 2021 году на развитие туристской инфраструктуры выделено 29,9 млрд. рублей, поддержано 452 инициативы по развитию внутреннего туризма, 38 проектов по строительству и реконструкции средств размещения получили льготные кредиты, что позволит ввести 14 тыс. гостиничных номеров в ближайшие два-три года. В 2022 году Правительством Российской Федерации выделено 38,8 млрд. рублей на развитие туристской инфраструктуры (рост на 30% к предыдущему году) (Natsproject, 2022).

Весьма актуальным вопросом в текущих условиях является поддержка малого и среднего бизнеса, развития предпринимательства и поддержка регионов России. В этой связи развитие сельского туризма может стать настоящим драйвером развития территорий, учитывая рост спроса на путешествия ближе к дому, без сложной транспортной логистики и туристских формальностей, путешествия

всей семьей или в компании друзей, соло-путешествия.

Сельский туризм является многогранным и комплексным видом туризма, который в привязке к туристской территории может принимать различные формы, формировать модели партнерства стейкхолдеров, способствовать развитию различных видов предпринимательства, в конечном итоге способствовать росту турпотока и налоговых поступлений в местный бюджет.

В текущих условиях важно понять, как вписывается сельский туризм в повестку устойчивого развития, в рамках подходов ESG, как он может способствовать развитию туристских территорий в России, в чем особенности формирования тур-продукта сельского туризма и что важно учитывать при проектировании развития сельского туризма в концепции ESG.

2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Проблематика развития туризма в рамках концепции устойчивого развития, трансформация видов туризма и турпро-дукта, новые тренды развития туристского рынка и туристского бизнеса исследуются в работах Abrate G. et. al., 2019; Bogda-nova V.G., 2020; Eliseev D.O., 2020; Karpova G.A. et. al., 2019; Morozov M.A., Morozova N.S., 2020; Polukhina A.N., 2021; Serdyukova N.K., Serdyukov D.A., 2019; Wu W., 2020.

Вопросы развития сельского и аграрного туризма изучаются в трудах отечественных и зарубежных ученых, включая вопросы терминологии, классификации, типологии видов сельского туризма, связи развития сельского туризма с социально-экономическим развитием территорий и формирование территориальных экосистем сельского туризма Англинова К.А., Бадальянц С.В., Борисовой В.Н., Ворониной М.А., Гамидовой А.Э., Плотникова В.А., Девлетова О.У., Иванищевой Н.А., Иванова В.Д., Лебедевой И.В., Копыло-вой С.Л. и др., И^. Мельникова, Нежель-ченко Е.В., Шмытковой А.В., Яковенко И.М., Страчковой Н.В., A. Iqbal, A. Mohd, Sh. Ansari, A. Kumar, S. Djordjevic-Milo-sevic, K. Hyvaerinen, Br. Stamo, A. Palazzo

and others. Достаточно много публикаций, посвященных развитию и исследованию рынка сельского туризма, сделано учеными из Индии. Также эта тема активно исследуется учеными Восточной Европы (Болгария, Румыния, Словакия и др.) (Borisova V.N., 2015, Voronina M.A., 2016, Gamidova A.E., Plotnikov V.A., 2021, Ivanishcheva N.A., 2021, Yakovenko I.M., Strachkova N.V., 2021, Ivanov V.D., 2021, Ayaz Iqbal, Ashraf Mohd and oth., 2022, Anil Kumar, 2019, Suzana Djordjevic-Milosevic, Kirsi Hyvaerinen and oth., 2021)

В ряде отечественных и зарубежных исследований отдельно рассматриваются вопросы внедрения инноваций и формирования инновационной инфраструктуры сельского туризма, инновационного туроперейтинга в агротуризме (Simanova K. S., 2014, Cosma S., Paun D., Bota M. and Fleseriu C., 2014).

В современных условиях в профессиональной и научной литературе активно рассматривается ESG-повестка, в том числе в привязке к развитию устойчивого туризма, формированию современной стратегии развития организаций различных отраслей, повышению конкурентоспособности предприятий и продуктов (услуг) на глобальных рынках (Vederin I. V., Golovshchinskij K. I. and others, 2022).

Исследования и публикации по теме ESG отмечают, что на сегодняшний день в России данные подходы активно внедряются только на уровне крупного бизнеса, практически не затрагивая предприятия малого и среднего бизнеса. В то же время с учетом специфики сельского и аграрного туризма вопросы интеграции развития сельского туризма в систему устойчивого развития территории весьма актуальны. Многие объекты сельского туризма являются субъектами малого и среднего предпринимательства, в то же время достаточно примеров развития аграрного туризма на базе крупных агро-холдингов, винодельческих предприятий. Поэтому вопросы развития сельского туризма с позиций устойчивого развития и ESG-повестки является весьма актуальными при проектировании и реализации проектов сельского туризма на уровне

предприятий и регионов. В этой связи рассмотрение возможностей инновационной деятельности и внедрения инновационных инструментов в туроперейтинге сельского туризма, при формировании, продвижении и реализации интегрированных турпродуктов сельского туризма способствует распространению лучших инновационных практик, направленных на повышение привлекательности и конкурентоспособности сельского турпродукта отечественных туристских дестинаций.

3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Материал данной статьи основан на исследовании научных трудов отечественных и зарубежных ученых по проблематике сельского и аграрного туризма, устойчивого туризма и ESG-повестки, анализе практик развития различных видов сельского туризма, результатов опросов потребителей и экспертов, статистических данных. В исследовании использованы методы контент-анализа, статистического анализа, графической интерпретации данных, анализа и синтеза, организационного моделирования.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ

Гипотеза настоящего исследования состоит в рассмотрении сельского туризма как возможного драйвера устойчивого развития туристской территории, устойчивого туризма в дестинации, инструмента полноценного использования совокупности местных ресурсов, способствующего росту доходов местного сообщества.

Тренды экологичности туризма, устойчивого туризма, осознанных путешествий, единения с природой, которую необходимо бережно сохранять, наметившиеся до пандемии и усилившиеся под воздействием кризисных условий, также вызывают рост интереса к развитию различных видов сельского туризма как драйвера устойчивого развития туристских территорий, источника устойчивого, осознанного туризма. Сезоны 2020-2021 годов показали не только активный рост интереса к путешествиям по России, но и устойчивый рост числа потребителей сельского и эко-

логического туризма. Объекты сельского туризма быстро завоевали популярность среди тех, кто ранее предпочитал отдыхать за границей.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, сельский туризм определяется как «туризм, предусматривающий посещение сельской местности, малых городов с численностью населения до тридцати тысяч человек, в целях отдыха, приобщения к традиционному укладу жизни, ознакомления с деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) участия в сельскохозяйственных работах без извлечения материальной выгоды с возможностью предоставления услуг по временному размещению, организации досуга, экскурсионных и иных услуг. Деятельность по оказанию услуг в сфере сельского туризма осуществляется сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации» (актуальная редакция Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской

Федерации от 24.11.1996 г. №132-ФЗ). Данное определение появилось в отраслевом законе согласно Федеральному закону о внесении изменений от 02.07.2021 № 318-ФЗ. Этим же законом сельский туризм отнесен к приоритетным видам туризма в Российской Федерации (ст.4, абз.6). При этом средства размещения, используемые в деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности, не относятся к гостиницам (ст.1).

Согласно периодизации развития сельского туризма в Европе, представленной Клаусом Эрлихом, генеральным секретарем RURALTOUR — Европейской федерации сельского и экологического туризма (K. Erlih, 2021), в современных условиях сельский туризм в Европе переживает этап устойчивого развития на сельских территориях, что подтверждает гипотезу нашего исследования о сельском туризме как драйвере устойчивого развития туристской территории (табл.1).

Исследователи сельского туризма в Европе отмечают, что с 1997 по 2000 г. турпоток в сельском туризме удвоился и

Таблица 1

Этапы развития сельского туризма в Европе (K. Erlih, 2021)

Годы/страны/регионы Этап Характеристика этапа

1920-1930-е годы XX века Франция, Бельгия, Италия «Доисторический» Спонтанное явление после Первой мировой войны

1960-е годы XX века Германия, Австрия, Италия Агро-/Фермер-ский туризм Туруслуги на работающих фермах. Диверсификация доходов в сельском хозяйстве

1980-е годы XX века. Появление европейской программы LEADER. Коркская декларация. Новые страны Восточной Европы Сельский туризм Маломасштабная, в основном дополнительная (по отношению к основной — производство агро-продукции) туристическая деятельность в сельской местности. Диверсификация сельской экономики.

2000-е годы Устойчивый туризм на сельских территориях Часть туристического сектора. Международный, мировой спрос. Интернет (переход от аналоговых форм к цифровым). Малобюджетные путешествия. Смена ценностей. COVID-19

достиг 60 млн. туристов (Yakovenko I.M., Strachkova N.V.,2021, С. 154). Согласно данным комплексного исследования сельского туризма в России, проведенного Лебедевой И.В., Копыловой С.В. в 2019 году в 71 субъекте Российской Федерации, сельский туризм есть и развивается в 64 субъектах нашей страны. В 2019 году в России функционировало около 4500 сельских объектов размещения туристов, из них 3500 сельских гостевых домов и порядка 1000 агротуристических ферм. То есть количество объектов размещения агротуризма составляет 22% от общего предложения услуг размещения сельского туризма (Lebedeva I.V., Kopylo-va S.V., 2019, C. 8-9). В таблице 2 представлены основные статистические данные по рынку сельского туризма в России в 2018-2019 году.

Кроме средств размещения сельского туризма к объектам сельского туризма, как правило, относятся ремесленные дома,

мастерские промыслов и ремесел, сельские «музеи традиционного быта», сельские маршруты, объекты показа, интерактивные программы для сельских экскурсий и т.д. По данным исследования количество туристов в сельском туризме в России составляет 22% от турпотока внутреннего туризма, при этом на аграрный туризм приходится 6% от общего предложения сельского туризма (Lebedeva I.V., Kopy-lova S.V., 2019, C. 9-10). В докладе ОЭСР «Стратегии развития туризма и сельских районов» (1994 г.) отмечено, что сельский туризм является многогранным видом деятельности и не ограничивается фермерским туризмом, включает в себя отдых на природе и экотуризм, пешие прогулки, скалолазание и верховую езду, приключенческий, спортивный и оздоровительный туризм, охоту и рыбалку, образовательные поездки, туризм искусства и наследия, этнический (аутентичный) туризм (Yakoven-ko I.M., Strachkova N.V.,2021, С. 155-156).

Таблица 2

Показатели развития сельского туризма в Российской Федерации в 2018—2019 гг.*

Показатели Единицы измерения Год Данные

Количество субъектов РФ, развивающих сельский туризм шт. 2019 64

Количество объектов размещения сельского туризма шт. 2019 4500

Количество сельских гостевых домов шт. 2019 3500

Количество агротуристических ферм шт. 2019 1000

Средняя загрузка сельского гостевого дома % 2018 20-22

Средний чек за услуги размещения и питания в сельском гостевом доме руб./сутки 2018 2000

Средняя продолжительность пребывания туристов в сельском гостевом доме суток 2018 2-3

Суммарный среднегодовой доход зарегистрированных сельских гостевых домов руб. 2018 2 млрд.

Объекты сельского туризме (кроме средств размещения) шт. 2019 ~10000

Сельские событийные мероприятия шт. в год >7000

Турпоток сельского туризме чел. 2018 8 млн.

Региональные бренды сельского туризма, в т.ч. — бренды объектов сельского туризма — бренды-понятия — крупные событийные мероприятия шт. шт. шт. шт. 2019 2019 2019 2019 637 45 205 387

* составлено авторами по материалам (Lebedeva I.V., Kopylova S.V., 2019, C. 8-11)

*от общего предложения сельского туризма в России

Рисунок 1. Соотношение понятий «сельский» и «аграрный» туризм (составлено авторами)

Аграрный, или фермерский туризм, в современных условиях является частью общего предложения сельского туризма, хотя исторически именно этот вид туризма положил начало развитию сельского туризма как самостоятельного сектора индустрии путешествий и инструмента развития сельских территорий (рис. 1).

Говоря о систематизации, типологии и классификации видов сельского туризма, необходимо отметить, что разные авторы использовали дифференцированный подход к критериям классификации (табл. 3).

Изучение сельского туризма как совокупности видов туризма, связанных с посещением сельской местности (малых городов), агропредприятий, погружение в быт сельских жителей, знакомством с традициями гастрономии и виноделия посещаемых территорий и др., в современных условиях в полной мере отвечает глобальным трендам развития туризма и гостеприимства (Бегёуикоуа К., Бегёуикоу Б., Filipenkova О., 2021; С.5-6) и подходам

экономики впечатлений, которые сегодня активно используются при проектировании и организации туристских путешествий в России и за рубежом (табл. 4).

Проведем SWOT-анализ турпродукта сельского туризма в России в 2022 году с учетом действующих трендов и условий новой реальности (табл. 2).

Привлекательность сельского туризма для потенциальных туристов подтверждается данными исследований рынка. Например, по результатам исследования потребительского поведения, проведенного учеными СГУ в 2020-2021 гг., среди привлекательных видов туризма, которые могут быть реализованы в сельском туризме, выделены следующие: культурно-познавательный (82,8% респондентов), гастрономический (47,9%), активный отдых (36,7%), событийный (25,1%), экологический (16,7%) (Serdyukov S.D., 2021). Отсутствие в данном перечне непосредственно сельского туризма говорит о слабом продвижении, отсутствии

Таблица 3

Типология видов сельского туризма *

Колдаев А.В. Трофимова М.С. Трухачев А.В.

По видам рекреационных занятий в сельской местности: ♦ этнографический ♦ детский ♦ образовательный ♦ гастрономический ♦ промысловый ♦ спортивный ♦ приключенческий ♦ оздоровительный ♦ познавательный ♦ экзотический ♦ комбинированный По ряду признаков: ♦ регион проведения ♦ потребность в путешествии ♦ средства размещения ♦ средства передвижения ♦ виды размещения ♦ продолжительность ♦ состав группы ♦ организационные формы По аттракциям, удовлетворяющим потребности туриста в сельской местности: ♦ активное использование продуктов с/х производства — гастрономический туризм, аграрный туризм; ♦ активное использование инфраструктуры сельского объекта или сельской местности — зеленый (деревенский) туризм, усадебный туризм, этнографический туризм; ♦ активная промысловая деятельность — охотничий и рыболовный туризм, сбор дикорастущих плодов, ягод, трав и т.д.

*составлено авторами по материалам (Yakovenko I.M., Strachkova N.V.,2021, С. 156-157)

Таблица 4

Реализация глобальных трендов в турпродукте сельского туризма*

Глобальные тренды Реализация в турпродукте сельского туризма

Здоровье и безопасность Путешествия в сельскую местность ассоциируются с экологической чистотой, питанием здоровыми продуктами, овощами и фруктами «с грядки», размещение в фермерских домах — это размещение в гостях у семьи, что ассоциируется с чистотой и безопасностью

Благополучие и wellness Единение с природой, характерное для большинства видов сельского туризма, способствует восстановлению физического и ментального здоровья, активности сельского туризма соответствуют подходам ЗОЖ (здоровое питание, активности на свежем воздухе, физический труд и т.д.)

Потребление и расходы Турпродукт сельского туризма, как правило, предполагает путешествия «ближе к дому», часто в формате туров выходного дня, загородных экскурсий, что способствует снижению расходов на путешествия и осознанному потреблению. Можно совместить турпоездку на ферму с приобретением здоровых, органических продуктов для дальнейшего потребления

Цифровизация Объекты сельского туризма, туроператоры и турагенты, реализующие турпродукт сельского туризма, активно используют цифровые технологии и сервисы при продвижении и реализации турпродукта, цифровые технологии позволяют делать сельский турпродукт доступным для современного потребителя

Глобальные тренды Реализация в турпродукте сельского туризма

Персо-нализация Не массовый вид туризма. Многие виды сельского турпродукта (посещение эко-ферм, частных виноделен, усадьб и др.) предполагают индивидуальное обслуживание или обслуживание в малых группах, что способствует персонификации сервиса как во время планирования поездки, так и при оказании услуг

Уникальный опыт путешественника и эссенциа-лизм Сельский туризм — одно из самых ярких проявлений данного тренда. Все виды сельского туризма предполагают приобретение уникального опыта и впечатлений: приобщение к сельскохозяйственным работам, участие в сборе урожая, уходе за домашними животными, приготовление блюд из фермерских продуктов, погружение в быт и культуру сельских жителей определенной местности (страны). Путешествие людей к людям: проживание в сельских домах, питание с семьями сельских жителей, общение с местным сообществом. Простота и погружение в жизнь сельского сообщества (малых городов).

Удаленная работа Практикуется удаленная работа с проживанием в сельской местности/малых городах, наедине с природой. Плюсы: низкая стоимость аренды жилья, питания, возможность питаться полезными и вкусными продуктами. Возможные минусы: слабо развитая инфраструктура, низкое качество интернет-соединений

Новый взгляд на туризм и путешествия Сельский туризм позволяет реализовать многие тренды потребительского поведения в путешествиях, актуальные в постковидной реальности: выбор «зеленых» дестинаций, путешествия ближе к дому, рост путешествий на собственном автомобиле, совмещение удаленной работы с путешествиями

ESG-повестка, устойчивый туризм Производство и потребление, основанное на принципах устойчивого развития, «зеленая повестка», эко-отели, экологические продукты и т.д. Развитие энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий.

Планирование Новые объекты сельского туризма, туроператоры сельского туризма активно внедряют цифровые технологии при проектировании турпродукта, создании услуг и сервисов для туристов. Агропредприятия активно используют современные форматы ведения бизнеса, инновации, что повышает привлекательности турпродукта сельского туризма (гравитационные винодельни, органическое растениеводство и животноводство, «зеленые» рестораны и т.д.)

*составлено авторами по материалам исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

профессионального маркетинга в этом секторе туризма.

Что касается реализации подходов устойчивого туризма и ESG-повестки при развитии сельского туризма, то развитие сельского туризма как драйвера развития туристских территорий в той или иной степени соответствует следующим целям

устойчивого развития ООН (9 из 17 целей) (ТО, 2015):

1. Повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах.

2. Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства.

3. Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте.

8. Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех.

10. Снижение уровня неравенства внутри стран и между ними.

11. Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населённых пунктов.

12. Обеспечение рациональных моделей потребления и производства.

14. Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития.

15. Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия.

Под устойчивым развитием понимается такой рост национальных экономик и компаний, который отвечает потребностям настоящего времени без ущерба для будущих поколений, способность создавать ценности в долгосрочной перспективе. Для оценки устойчивости страны, компании, регионы и местные сообщества применяют оценку по трем векторам развития: влияние на окружаю-

Таблица 5

SWOT-анализ турпродукта сельского туризма в России*

Сильные стороны Слабые стороны

• позитивный имидж; • разнообразие продуктов, услуг, видов сельского туризма и вариантов поездки; • бюджетные путешествия «ближе к дому»; • персонификация, индивидуальный подход, поездки людей к людям; • аутентичность, уникальный опыт; • небольшие расстояния, возможность путешествия на собственном автомобиле; • хорошее соотношение «цена-качество». • невысокий уровень доверия; • проблемы с качеством связи и интернета; • проблема качества сервиса и стандартизации; • плохая транспортная доступность некоторых объектов сельского туризм; • недостаточная информационная обеспеченность туризма, слабый маркетинг; • отсутствие бесшовных цифровых технологий для самостоятельной организации сельских путешествий.

Возможности Угрозы

• признание сельского туризма приоритетным видом туризма в России на законодательном уровне; • высокий спрос на рынке внутреннего туризма в условиях санкций и русофобии; • сложная транспортная доступность популярных дестинаций из-за закрытия аэропортов на юге России; • субсидирование отдыха по программе туристического кешбэка; • запуск Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», господдержка сельского туризма; • изменение ценностей у населения после пандемии, социальные приоритеты; • цифровизация; • популярность ЗОЖ. • инфляция и снижение покупательной способности; • ограничения для развития въездного туризма; • нехватка квалифицированного персонала; • недостаточное продвижение на рынке внутреннего туризма; • чрезмерный рост турпотока; • излишние правила и зарегулирован-ность; • консервативный менталитет; • смена поколений; • чрезмерная коммерциализация.

*составлено авторами по материалам исследования

щую среду, действия для решения социальных задач и эффективное управление самой организацией (ESG-критерии, от англ. Environmental, Social, Governance) (Vederin I. V., Golovshchinskij K. I. and others, 2022, С.5).

На сегодняшний день в России подходы и стандарты ESG активно внедряются на уровне крупных компаний. В топ-25 российских компаний, предоставляющих отчетность по стандартам ESG, присутствует только одна компания, имеющая отношение к туристской индустрии — «РЖД» (Vederin I. V., Golovshchinskij K. I. and others, 2022, С.68). Исследователи ESG-повестки отмечают практически отсутствие вовлеченности малого и среднего бизнеса в работу по стандартам ESG, хотя на сегодняшний день это является элементом повышения конкурентоспособности для работы с крупными заказчиками. Также применение подходов ESG при проектировании развития сельского туризма на уровне туристских территорий будет способствовать развитию устойчивого туризма и повышать привлекательность дестинации и турпродуктов на рынке сельского туризма.

Для объектов сельского туризма, включая малый и средний бизнес, особую актуальность имеют принципы ответственного отношения к окружающей среде (E — environment) и высокая социальная ответственность (S — social). Высокое качество корпоративного управления (G — governance) в большей степени актуально для крупных агрокомплексов, развивающих сельских туризм.

Как правило, полноценный отчет об устойчивом развитии должен включать в себя важную нефинансовую информацию из ключевых областей:

1. Влияние на окружающую среду: использование воды, загрязнение, климат, дефицит ресурсов и т.д.

2. Влияние на людей как внутри, так и за пределами бизнеса: здоровье и безопасность, диверсификация и инклюзивность, гендерное равенство и т.д.

3. Стиль корпоративного управления: вознаграждения руководства, деловая этика, гендерное равенство и разнообразие в

совете директоров, соответствие миссии, коррупция и т.д.

В сфере туризма возможно применение дополнительной отчетности:

4. Рациональное использование и улучшение рекреационных ресурсов.

5. Сохранение местной культуры и традиций.

6. Роль в развитии туристской терри-тории/дестинации. Ко-брендинг. Удовлетворение местных сообществ.

Данные подходы могут быть в полной мере применены и внедрены при проектировании развития сельского туризма на туристских территориях и в масштабах отдельных предприятий, создающих агро-туристические центы с предоставлением интегрированных турпродуктов различной направленности: сельские путешествия, гастрономические туры, винные туры, гастрономические и фермерские фестивали и праздники, семейные туры выходного дня, корпоративные праздники, инсентив-туры и активности в сельской местности, деловые мероприятия для профильных организаций. Построение территориальной экосистемы сельского туризма с учетом ESG-подходов на основе цифрового инструментария с вовлечением всех стейкходеров будет способствовать системному развитию не только сельского туризма, но и всей территории и местного сообщества.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика сельского туризма обуславливает его роль как драйвера развития туристских территорий. Глобальные тренды, сформированные в реалиях последних трех лет и влияющие на развитие туристской индустрии в мире и в России, формируют повестку и подходы, при которых проектирование развития сельского туризма с учетом максимальной привлекательности турпродукта и услуг в глазах современного потребителя и экономической эффективности для собственников/ инвесторов бизнеса, невозможно без учета принципов устойчивого развития, экологической, социальной и управленческого ответственности бизнеса любого уровня.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

• сельский туризм в России является перспективным направлением развития туризма и бизнеса с учетом признания его приоритетным видом туризма на законодательном уровне;

• для развития сельского туризма как драйвера социально-экономического устойчивого развития туристских территорий необходима государственная поддержка, информационное обеспечение, научный подход, стандартизация и подготовка кадров;

• разнообразие видов сельского туризма, возможность формирования интегрированных турпродуктов создает условия для реализации проектов на уровне всех форм предпринимательства, малого, среднего и крупного бизнеса, активного вовлечение местного сообщества, комплексного использования туристских

ресурсов территории, сохранения культурного и исторического наследия, природного разнообразия и окружающей среды;

• сельский туризм создает возможности диверсификации деятельности сельхозпроизводителей, увеличение сервисной составляющей в объеме производства, развитие человеческих ресурсов сельской местности, создание высокотехнологичных рабочих мест;

• большое значение развитие сельского туризма как инструмента развития сельских территорий имеет для сохранения и поддержания национальной идентичности народов России, их культуры и быта, традиций гастрономии, сельского хозяйства, для образования и воспитания подрастающего поколения, и в целом — для развития внутреннего туризма в России и повышения конкурентоспособности и разнообразия турпродукта отечественных туристских территорий.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Abrate, G., Bruno, C., Erbetta, F., Fraquelli, G. (2019). Which Future for Traditional Travel Agencies? A Dynamic Capabilities Approach. — [Online] Available: https://doi. org/10.1177/0047287519870250. 777-791. (May 20, 2022).

2. Bogdanova, V.G. (2020). Upravlenie razvitiem sfery uslug integrirovannogo gornoklimaticheskogo kurorta Rossii [Service development management integrated mountain climate resort of Russia] — Text: direct. Dissertation for the degree of candidate of economic sciences, 2020. 150 p.

3. Borisova V.N. (2015) Termin «agroturizm» v issledovaniyah rossijskih i frankogovoryashchih uchenyh // Strategiya ustojchivogo razvitiya regionov Rossii. [The term "agritourism" in the studies of Russian and French-speaking scientists // Strategy for Sustainable Development of Russian Regions.] — 2015. — № 25. — P. 117-119.

4. UN (2015) Celi ustojchivogo razvitiya OON // Oficial'nyj veb-sajt OON [UN Sustainable Development Goals // Official website of the UN] — [Online] Available: https://www. un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/

5. Cosma S., Paun D., Bota M. and Fleseriu C. (2014). Innovation — a useful tool in the rural tourism in Romania. Procedia — Social and Behavioral Sciences. 148 (2014). P.507-515. — [Online] Available: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.07.073

6. Suzana Djordjevic-Milosevic, Kirsi Hyvaerinen and others (2021). Anica Palazzo (editor). Rural tourism study. Project: Support to economic diversification of rural areas in Southeast Europe (SEDRA) — [Online] Available: https://www.researchgate.net/ publication/350581006_Rural_tourism_study.

7. Eliseev, D.O. (2020). Rol' cifrovyh tekhnologij v razvitii rekreacionnoturistskogo potenciala regionov Rossii [Role of digital technologies in development of recreation and tourist potential of Russian regions]. — [Online] Available: http://mes-journal.ru/ wp-content/uploads/2020/12/mes-5.pdf (May 20, 2022).

8. K. Erlih (2021). Ob opyte razvitiya sel'skogo i ekoturizma v Evrope v epohu post-COVID [On the experience of developing rural and ecotourism in Europe in the post-COVID era] // Materialy Vserossijskoj konferencii po sel'skomu turizmu. — Ulan-Ude, 18.09.2021. — [Online] Available: https://xn--e1aecaeegnkjlghcsq1m.xn--p1ai/assets/ files/books/kratkij-konspekt-vystuplenij-ekspertov.docx.pdf

9. Gamidova A.E., Plotnikov V.A. (2021) Cel'skij turizm v period social'no-ekonomicheskih transformacij // Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo. [Rural tourism in the period of socio-economic transformations // Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Economics and law.] — 2021. № 12. P. 27-32.

10. Ayaz Iqbal, Ashraf Mohd, Shoaib Ansari (2022). Rural Tourism and Rural Development in India // Conference: Special Issue, March 2022 | ISSN 2582-8568 | International Conference Organized by V.P. Institute of Management Studies & Research, Sangli (Maharashtra, India) "Revival Strategies and Business Policies for Sustainability and Development" on 23rd March 2022. — [Online] Available: https://www.researchgate. net/publication/ 338689242_Rural_ tourism

11. Ivanishcheva N.A. (2021) Cel'skij turizm v formirovanii imidzha territorii // Geopoli-tika i ekogeodinamika regionov. [Rural tourism in the formation of the image of the territory // Geopolitics and ecogeodynamics of regions.] — 2021. T. 7. № 3. P. 45-54. — [Online] Available: https://elibrary.ru/download/eli-brary_47141175_38260629.pdf

12. Ivanov V.D. (2021) Rural tourism as a new direction // Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2021. V. 6. № 1. P. 136-141. — [Online] Available: https://elibrary. ru/download/elibrary_45642044_20790994.pdf.

13. Karpova, G.A., Kuchumov, A.V., Voloshinova, M.V., Testina, Y.S. (2019) Digitalization of a Tourist Destination. — Text: direct. Proceedings of the 2019 International SPBPU Scientific Conference on Innovations in Digital Economy (SPBPU IDE '19). 2019. P. 337-342.

14. Anil Kumar (2019). A Study on Gender Differences in Motives of Visit Intention, Perceived Value and Tourist Satisfaction with Rural Tourism in India // International Journal on Customer Relations. — 7 (2) 2019, 16-26. — [Online] Available: http:// publishingindia.com/ijcr

15. Lebedeva I. V., Kopylova S. L. (2019) Rezul'taty issledovaniya «Tekushchee sostoyanie sel'skogo turizma v Rossii, vyyavlenie problem i perspektiv v razvitii sel'skogo turizma v strane (2019)» [Results of the study "The current state of rural tourism in Russia, identifying problems and prospects in the development of rural tourism in the country (2019)"]. M.: ANO ARSI, 2019. 44 p. — [Online] Available: https://xn--e1aecaeegnkjlghcsq1m. xn--p1ai/assets/files/books/report-research_rural-tourism-in-russia_arsi_2019.pdf

16. Lebedeva I.V., Kopylova S.L. (2021) Analiticheskij otchet «Issledovanie potrebitelej uslug sel'skogo turizma v Rossii»/Lebedeva I.V., Kopylova S.L., Lebedeva T.A. [Analytical report "Research of consumers of rural tourism services in Russia"]— Moskva: ANO «ARSI», 2021. — 39 p. — [Online] Available: https://xn--e1aecaeegnkjlghcsq1m.xn--p1ai/assets/files/books/otchet-issledovaniya-potrebitelej-selskogo-turizma_arsi_2021. pdf

17. Igor' Mel'nikov (2022). Rural Tourism Development in Russia [Online] // Russian Journal of Management 10 (1):166-170/ — [Online] Available: DOI: 10.29039/24096024-2022-10-1-166-170.

18. Morozov, M.A., Morozova, N.S. (2020) Kak sovremennye tekhnologii menyayut sferu turizma i podhod k organizacii biznesa. [How modern technologies are changing the field of tourism and the approach to business organization]. — Text: direct. Journal Service in Russia and Abroad. 2020. V. 14. № 2. 205 — 211.

19. Natsproject (2022). Nacional'nyj proekt «Turizm i industriya gostepriimstva»: itogi goda. // Materialy soveshchaniya v Koordinacionnom centre Pravitel'stva Rossijskoj Federacii — Moskva, 17.05.2022 g. [National Project «Tourism and Hospitality Industry»: results of the year// Materials of the meeting at the Coordinating Center of the Government of the Russian Federation. — Moscow, 17.05.2022]

20. Polukhina A.N. (2021) Samodeyatel'nyj turizm kak innovacionnaya model' razvitiya turizma v epohu pandemii koronavirusa. [Amateur tourism as an innovative model of tourism development in the context of the coronavirus pandemic] — Innovacionnoe razvitie ekonomiki. 2021. № 4 (64). C. 34-41. [Online] Available: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_47126766_83566872.pdf (May 20, 2022).

21. Rostourism (2022). Rosturizm: 56 mln chelovek sovershili turpoezdki po Rossii v 2021 godu. [Rostourism: 56 million people made tours in Russia in 2021.] // Interfax. Tourism. — [Online] Available: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/84274/

22. Serdyukov S.D. (2021) Formirovanie sistemy informacionnogo obespecheniya prod-vizheniya turistskoj destinacii v usloviyah cifrovoj transformacii: Dissertaciya na soiskanie stepeni kandidata ekonomicheskih nauk. [Formation of a system of information support for the promotion of a tourist destination in the context of digital transformation: Thesis for the degree of candidate of economic sciences.]— Sochi, 2021 (na pravah rukopisi). — 187 P.

23. Serdyukova, N.K., Serdyukov, D.A. (2019). Transformaciya rolej uchastnikov turistskogo rynka i sovremennye trendy turistskogo obrazovaniya [Transformation of the role of the tourism market participants and modern trends of tourist education] — Text: direct. Sbornik trudov konferntsii. Olimpijskoje nasledie i krupnomashtabnye sobytiya: vliyanie na economicu, ecologiju i socio-kulturnuju spheru prinimajuschih destinatsij. Sochi. November 14-15, 2019. 222-226.

24. Serdyukova N., Serdyukov D., Filipenkova O. (2021) Analiz turistskogo i gostinichnogo rynka Sochi i trendov potrebitel'skogo povedeniya v usloviyah novoj real'nosti. [Analysis of the Sochi tourism and hospitality market and consumer behavior's trends in the new reality] // Professorskij zhurnal. Seriya: Rekreaciya i turizm. 2021. № 4 (12). — P. 4-13.

25. Simanova K. S. (2014) Agroturizm kak vid innovacionnoj deyatel'nosti turoperatorov [Agritourism as a type of innovative activity of tour operators]: dis. / K. S. Simanova; Rossijskij gos. un-t. — Moskva, 2014. — 108 p.

26. Vederin I. V., Golovshchinskij K. I. and others (2022) ESG: tri bukvy, kotorye menyayut mir: dokl. k XXIII YAsinskoj (Aprel'skoj) mezhdunar. nauch. konf. Po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva, Moskva, 2022 g. / I. V. Vederin, K. I. Golovshchinskij, M. I. Davydov, B. B. Pet'ko, M. S. Sabirova, S. V. Terskov, E. A. SHishkin; pod nauch. red. K. I. Golovshchinskogo [ESG: three letters that change the world: report. to the XXIII Yasinsk (April) int. scientific conf. On the problems of the development of the economy and society, Moscow, 2022] Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». — M. : Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2022. — 138 p. // — [Online] Available: https:// conf.hse.ru/2022/papers.

27. Voronina M.A. (2016) Agroturizm kak al'ternativnyj sposob razvitiya sel'skoj mestnosti (opyt Kipra) // sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Agritourism as an alternative way to develop rural areas (the experience of Cyprus) // Sat. materials of the international scientific-practical. conf.] — 2016. — P. 297—301.

28. Wu, W. (2020) Analysis of Digital Tourism, Virtual Tourism and Wisdom Tourism — [Online] Available: doi: 10.1007/978-3-030-43309-3_3. (May 20, 2022).

29. Yakovenko I.M., Strachkova N.V. (2021) Sel'skij turizm: sistematizaciya ponyatiya i osmyslenie tendencij // Geopolitika i ekogeodinamika regionov. [Rural tourism: systematization of the concept and understanding of trends // Geopolitics and ecogeodynamics of regions.] 2021. V. 7. № 3. P. 154-168. — [Online] Available: https:// elibrary.ru/download/elibrary_47141184_96297280.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.