Научная статья на тему 'Сельская школа на современном этапе развития образования'

Сельская школа на современном этапе развития образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
956
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеев С. А.

Avdeev S.А. rural schools at the modern stage of education development. The article gives the characteristics of peculiarities of a rural school at the modern stage of education development taking into account the specificity of rural life, parental, pupils' and teachers' collectives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельская школа на современном этапе развития образования»

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

С.А. Авдеев

Avdeev S.A. Rural schools at the modem stage of education development. The article gives the characteristics of peculiarities of a rural school at the modern stage of education development taking into account the specificity of rural life, parental, pupils’ and teachers’ collectives.

Сельская профильная школа и весь комплекс вопросов, связанных с ней, начиная со специфики педагогического процесса и заканчивая подготовкой специалистов для работы в учебных заведениях такого типа, остается «больным местом» в системе образования. Нехватка учителей, сокращение наполняемости классов, слабая материальнофинансовая база, неблагоприятные социально-экономические условия на селе - вот далеко не полный перечень негативных факторов, осложняющих организацию и функционирование сельских профильных школ. Особенно остро в связи с этим заявляет о себе дефицит подготовленных педагогических кадров. Во многом это объясняется крайне плачевным состоянием сельской школы, слишком скромной заработной платой, трудными условиями жизни и работы педагога. Большинство сельских школ - малокомплектные, во многих нет оборудованных кабинетов, мастерских и даже опытных участков [4].

Необходим объективный анализ состояния дел в школе. Однако традиционная форма образования на селе не сможет идти в ногу с набирающими темп новыми формами хозяйствования и развитием приоритетных национальных проектов. Развитие фермерства, арендного подряда, наметившиеся позитивные изменения в сельском хозяйстве в целом требуют разнообразных подходов к обучению молодежи. На решение возникших проблем и направлена проводимая ныне реформа образования в целом (введение единого государственного экзамена, профильного обучения на старшей ступени образования, индивидуальных учебных планов, развитие системы дистанционного обучения и т. д.) и реструктуризация сети сельских школ в частности (создание социокультурных комплексов, школ полного дня, развитие программы «Школьный автобус», создание передвижных лабораторий для проведения уроков по физике, химии, биологии, информатике и т. д.). Поэтому само понятие «сельская профильная

школа» из чисто институционального (когда подразумевается, что школа - это некий институт, посещаемый детьми с целью приобретения образования, приобщения к историкокультурным ценностями т. д.) будет превращаться в отдельную социально-педагогическую категорию и собирательно обозначать все возможные виды и формы образования (с учетом развития рыночных механизмов) сравнительно небольшого количества обучаемых в условиях сельской действительности.

Сельская школа характеризуется: отдаленностью от культурно-административных центров, специфической структурой, организационными особенностями (отсутствием нескольких единиц административного и воспитательного персонала, невозможностью создания методических объединений учителей и т. д.), низкой информационной насыщенностью, слабой постановкой преподавания отдельных предметов (в зависимости от конкретной школы), кадровой проблемой и т. д. [1].

Вместе с тем, сельская школа имеет и ряд преимуществ перед типовой городской. Сельские ребята, в целом, отличаются более высокими моральными и гражданскими качествами, приобщенностью к земле, физическому труду. Можно сказать, что в деревенских условиях процесс образования, воспитания и развития личности школьника осуществляется, по крайней мере, в трех социумах: в семье со сложившейся системой воспитания и самовоспитания, в школе и в системе ближайшего окружения, куда потенциально входит вся социокультурная инфраструктура села. Все три социума существуют в тесном взаимодействии. Для сельского учащегося эти величины являются постоянными, в то время как для городского школьный социум и ближайшая социальная среда могут меняться: он, например, может перейти из одной школы в другую, переехать с родителями из одного района города в другой [5].

От успешного функционирования сельской профильной школы зависит успешность

учеников и выпускников, социально-культурный подъем на селе, эффективность экономических преобразований в сельском хозяйстве. Совершенно очевидно, что одна из главных причин оттока людей из села заключается в отсутствии там школы или в неверии родителей в возможность приобретения их детьми качественного образования в имеющейся школе. Нежелание горожан ехать в деревню также упирается в «проблему школы».

Известно, что юношеский возраст характерен интенсивным ростом самосознания -молодой человек стоит перед решением проблемы личностного и профессионального самоопределения, а сегодня он поставлен обществом в такие условия, когда от его активности, адекватного понимания себя в контексте жизни во многом зависит его успешность, конкурентоспособность на рынке труда. Старший школьный возраст Б.Г. Ананьев определил как время освоения некоторых профессиональных ролей, начало самостоятельной жизни. Исследователи отмечают, что особую актуальность для личности в данном возрасте приобретают вопросы смысла жизни, ее предназначения, определения собственного «Я», этики и морали, психологии самопознания, самовоспитания и, таким образом, творческого саморазвития. Постоянное внимание должно уделяться психолого-педагогическим проблемам и разрешению конкретных ситуаций, вопросам самоорганизации и самосовершенствования старшеклассников сельских профильных школ, чтобы они смогли увидеть связь знаний и умений с реальной жизнью [3].

Родительский коллектив сельской школы имеет свои особенности по сравнению с городской школой. В настоящее время в сельском хозяйстве значительно больше работников с неполным средним или начальным, чем с высшим образованием. Поэтому в целом образовательный уровень родительских коллективов сельских школ существенно ниже, чем городских. Однако если педагог систематически консультирует родителей, рассказывает им, на что нужно обратить внимание в первую очередь при изучении той или иной темы, как объяснить непонятное, то количество желающих заниматься своими детьми возрастает. И все-таки основная индивидуальная работа с учащимися ложится на сель-

ского учителя. В настоящее время во многих сельских регионах сложилась такая ситуация: молодые люди, для того чтобы воспользоваться благами культуры или реализовать свой талант, вынуждены покидать свою деревню или район. Нередко школа является единственным культурно-просветительным учреждением на селе, где вместе с учащимися проводят досуг и их родители.

Если учитель городской школы может привлечь родителей-специалистов к проведению бесед с учащимися на темы музыки, живописи, кино, театра, к организации классных или школьных вечеров отдыха, к работе спортивных секций или кружков хореографии, хорового пения, художественного чтения и т. п., то у учителя сельской школы возможности значительно скромнее. Данная проблема в современных условиях решается посредством использования ИКТ, Интернета.

Чем меньше село, тем однороднее его производственная структура, уже круг профессий родителей, а значит - беднее и общение учащихся друг с другом, с родителями, на этой основе - беднее жизненный опыт, так необходимый при изучении всех школьных предметов. Специфика сельскохозяйственного труда такова, что деревенскому жителю приходится часто работать, не считаясь со временем. Так, механизаторы в посевную или уборочную страду работают в поле по 12-14 часов в сутки. Труд жителей села еще недостаточно механизирован, требует от них немалых физических усилий. Повышенная трудовая занятость сельских граждан определяется и особенностями жизненного уклада, быта. Например, все деревенские жители, а зачастую и учителя, имеют подсобные хозяйства, приусадебные участки. Кроме того, еще не все малые деревни благоустроены: отсутствуют водопровод, канализация, теплосеть, подвод газа и т. п. [2].

Взаимодействие учителя с учениками в условиях малой (менее 10 человек) наполняемости классов протекает в несколько раз более интенсивно, чем в обычных классах. Учащиеся постоянно находятся в поле зрения учителя (причем часто одного и того же в течение нескольких уроков), не имеют возможности отвлечься, ослабить внимание. Практически каждое действие ученика протекает под контролем учителя, который об-

ращается к каждому в 3-5 раз чаще, чем в обычном классе, увеличивается время, выделяемое для устной работы, практически на каждом уроке всем выставляются оценки. Именно в таких условиях наиболее успешным будет профильное образование, основанное на применении индивидуальных учебных планов (индивидуального учебного маршрута). Оно способно удовлетворить образовательные потребности и развить творческий потенциал каждого учащегося.

Большую роль в этом играет стиль взаимоотношений «учитель-ученик». Успеха можно добиться, только если эти отношения будут характеризоваться взаимоуважением, доверием, сотрудничеством, сотворчеством, развитием инициативы, творчества и т. д. Для этого нужна значительная психологическая и методическая перестройка педагогической деятельности значительной части учителей.

Если в центре внимания учителя стоит ученик, то, планируя урок, педагог исходит из того, каких умений, навыков, знаний должны достичь его ученики к концу изучения определенного раздела программы или его части и какова роль данного урока в достижении этой цели каждым отдельным учеником класса. Получение высоких конечных результатов обучения, определенных программой, - вот на что должны быть направлены усилия учителя, работающего с малыми группами.

Принцип индивидуального и дифференцированного подходов должен стать ведущим в организации работы в классах сельской профильной школы. Реализация этого принципа возможна в том случае, если поступающая к учителю информация о ходе и результатах усвоения учебного материала во время беседы, опроса, проверки выполнения различных заданий будет оперативно использована тут же на уроке путем включения в план дополнительных объяснений, упражнений, повторений для всех, для группы или для одного ученика. Интеллектуальные различия учащихся на уроке в первую очередь проявляются в быстроте усвоения знаний, поэтому помощь со стороны учителя неодинакова, различается и количество тренировочных упражнений и заданий.

Малая наполняемость классов требует большей гибкости и подвижности в структуре урока. Жесткая регламентация неэффек-

тивна и нежелательна. Возможные затруднения в учебной деятельности учащихся можно предвидеть на этапе планирования и предусмотреть необходимые меры по их ликвидации. В качестве одной из таких мер целесообразно выделение на уроке времени для дифференцированных и творческих заданий.

Главное же заключается в том, чтобы учитель был готов отреагировать на любую учебную ситуацию и мог корректировать план урока ради того, чтобы каждый ученик освоил программный материал. Условия малой наполняемости позволяют это сделать благодаря тому, что на выполнение разного рода упражнений и заданий в малом классе расходуется меньше времени. В определенной коррекции нуждается коммуникативная деятельность учителя малокомплектной школы. Педагогическое общение в таких школах отличается камерностью, т. е. ограниченностью числа общающихся. Поэтому проблема состоит в том, чтобы привнести в общение с малой группой такие особенности межличностного общения, как спокойная, задушевная интонация, присущая обычному разговору двух партнеров; голос без напряжения, усиливающийся только в необходимых случаях (привлечение внимания, смысловое выделение значимых положений и т. д.); обращение к ученикам в ходе объяснения материала урока с различного рода вопросами: риторическим, на который отвечает сам же учитель; требующим подтверждения или отрицания (да-нет), а также развернутого ответа, опирающегося на уже имеющиеся у детей знания.

На уроке учителю необходимо контролировать свое речевое поведение, поскольку реакция педагога на ответы и учебные действия учеников - важный фактор, определяющий психологический климат урока.

В зависимости от формы организации учебных занятий (общеклассные, групповые, индивидуальные) учитель может подсаживаться к любому ученику, любой группе, сидеть за одним столом с учениками, размещать их вокруг себя, а также находиться от них на расстоянии (у доски, за учительским столом). Наличие пространственной дистанции настраивает учителя на официальный стиль общения и, наоборот, более тесный, доверительный эмоциональный контакт будет способствовать более активной творче-

ской работе учащихся и учителя, а следовательно, улучшать общий результат.

1. Жильцов П.А. Каким быть учителю сельской школы // Педагогика. 1992. № 7. С. 62-66.

2. Зайкин М. Специфика родительского коллектива малокомплектной сельской школы// Воспитание школьников. 1990. № 3. С. 31-33.

3. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Стресс и поисковая активность // Вопросы психологии. 1977. № 4. С. 117-127.

4. Сарсенбаева Б.И. Психологическая подготовка будущих учителей к профессиональной деятельности. // Педагогика. 2005. № 2. С. 47-54.

5. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М.; Ставрополь, 1991.

Поступила в редакцию 30.03.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.