Научная статья на тему 'Практико-ориентированная технология как механиз! кадрового обеспечения модернизации сельской школы'

Практико-ориентированная технология как механиз! кадрового обеспечения модернизации сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сартакова Е. Е.

The article suggests the analysis of the basic directions of realization of modernization programs of pedagogical gen¬eral education, in particular rural educational system. On the basis of modern historical-pedagogical analysis the article describes practice-oriented technology of education as mech¬anism of staff-providing of modernization of rural school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice-oriented Technology as a Mechanism of Staff-providing of Modernization of a Rural School

The article suggests the analysis of the basic directions of realization of modernization programs of pedagogical gen¬eral education, in particular rural educational system. On the basis of modern historical-pedagogical analysis the article describes practice-oriented technology of education as mech¬anism of staff-providing of modernization of rural school.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированная технология как механиз! кадрового обеспечения модернизации сельской школы»

Е.Е. Сартакоеа

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК МЕХАНИЗМ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Томский государственный педагогический университет

В настоящее время система образования в России переживает существенные изменения в результате новых политических, экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, в том числе реализации программ модернизации общего, педагогического образования, различных комплексных программ. Особенно четко эти процессы видятся в сельских образовательных учреждениях. Программа «Сельская школа», постановление Правительства РФ «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности», другие нормативно-правовые акты отмечают как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие своего решения в отношении сельских образовательных учреждений (ОУ) [1].

За последние десять лет особенно обострились несоответствия и противоречия между:

- возросшими потребностями образовательных учреждений села в государственной помощи и поддержке на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) и резким снижением уровня государственного управления;

- существующей зависимостью финансово-экономического обеспечения сельской школы от наполняемости бюджетов местных муниципальных образований, ведущей к неравенству возможностей и условий работы сельских школ различных регионов;

- возрастающими требованиями к уровню и качеству общеобразовательной, сельскохозяйственной, общекультурной, нравственной подготовки подрастающего поколения и ограниченностью общеобразовательных возможностей сельской школы, отсутствием концепции ее устойчивого развития в новых социально-экономических условиях, нормативно -правовой необеспеченностью ее деятельности в изменившихся социальных условиях жизни общества;

- повышением социальной и культурной роли школы, сельского учителя в условиях свертывания социокультурной сферы села и низким уровнем заработной платы, отсутствием средств на учебно-мето-дическое оснащение образовательного процесса, в том числе системы дополнительного образования на селе;

- возросшими потребностями аграрного сектора страны к сельскохозяйственной подготовке выпус-

кников школ и отсутствием новой стратегии допро-фессиональной подготовки обучающихся к сельскохозяйственному труду, нормативно-правовой, материально-технической необеспеченностью системы трудового воспитания сельских школьников;

- потребностями образовательных учреждений села в инновационной деятельности, обеспечивающими их выживание и развитие, и отсутствием современной нормативно-правовой базы функционирования инновационных образовательных учреждений села;

- необходимостью масштабного информационно-технического переоснащения, компьютеризации образовательных учреждений села и отсутствием программы по их реализации.

Количество сельских школ составляет 70.4 % общего числа школ России, в них обучаются 30 % всех учащихся страны. Специфика сельской школы заключается в ее малочисленности и в том, что большая часть школ с родным нерусским языком обучения приходится на сельскую местность. Проблема сельской школы выходит за рамки образовательного ведомства, ибо от состояния ее работы зависит продовольственное обеспечение и продовольственная безопасность страны.

Состояние и уровень работы сельской школы существенно влияют на обеспечение сельского сектора страны трудовыми ресурсами, повышение культурно-образовательного уровня сельского населения, решение социально-демографических проблем в деревне. Самая серьезная потеря для экономического будущего страны - это потеря потенциала значительного сектора населения.

Сельские дети имеют изначально неравные стартовые возможности в получении образования, неравный доступ к образовательным услугам. Ограниченность образовательных возможностей у сельской

школы, ее социокультурного окружения, отсутствие у нее социально-экономической поддержки негативно влияют на качество образования сельских школьников. В условиях критического состояния российской деревни сельская школа и сельский учитель остаются чуть ли не единственными очагами культуры и представителями интеллигенции, способной дать молодому поколению нравственные ориентиры, современные знания.

Реальное состояние образования на селе показывает необходимость объединения усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Актуальными направлениями модернизации образования на селе являются повышение качества образования сельских школьников и построение эффективной экономической модели управления образованием. Механизмы решения данной проблемы разрабатываются в семи экспериментальных регионах России [2].

Характеристика инновационных процессов в сельской школе отражена в таблице (см. ниже).

Таблица демонстрирует, что основной сутью процесса развития сельской школы является создание условий для повышения качества, доступности образования путем изменения организационно-правовых и территориальных форм как самих учреждений (создание школьных округов, ассоциаций, учебно-воспитательных комплексов различных типов), так и педагогического процесса (предпрофильное, профильное, профессиональное образование).

Экспериментальная деятельность в области сельской школы тесно связана с особенностями нацио-нально-регионального, территориального факторов.

В каждом из регионов разработана и существует своя комплексная программа модернизации сельской

Направления изменений Сущность инноваций Инструменты реструктуризации

Организационно-правовые Создание новых видов ОУ Создание различных моделей начальных ОУ, учебно-воспитательных комплексов (УВК)

Преобразование малокомплектных ОУ в филиалы базовых ОУ

Новые формы управления территориальной сетью ОУ Создание ассоциаций, школьных округов

Рост общественного контроля Попечительские советы

Территориальные Комплексирование образовательных услуг в одном населенном пункте Создание УВК, сельских социокультурных комплексов (ССК)

Развитие новых территориальных сетей новых видов ОУ Создание ресурсных центров, опорных ОУ, ассоциаций, школьных округов

Развитие системы дистанционного образования (ДО) Изменение технологий обучения; создание ресурсных центров, опорных ОУ, ассоциаций, школьных округов

Образовательные Развитие системы профильного обучения Профилизация

Изменение структуры основного образования Предпрофильное, профессиональное обучение

Развитие системы дополнительного образования Реализация дополнительных и дошкольных образовательных программ

школы. Так, Краснодарский край представляет для эксперимента 18 % сельских ОХ из них начальных - 8, основных - 17, средних -18%. Сущность эксперимента связана с профилизацией образования в условиях малочисленной сельской школы, материально-техническим обеспечением, организацией профессионального фермерского образования.

В Красноярском крае в эксперименте участвуют 15 % учащихся сельских ОУ, 2 % сельских ДОУ. Главное направление - это создание педагогических ассоциаций для привлечения педагогической общественности к управлению развитием ОУ, организации методической работы.

Ленинградская область проводит эксперимент на 1 % всех сельских ОУ путем создания организационно-педагогических (создание ССК, базовых ОУ с дистанционной технологией обучения), дидактических (новые технологии обучения, корректировка содержания образования), личностно-деятельностных (учет социальных потребностей, сохранение здоровья участников педагогического процесса).

В эксперименте Московской области участвуют 5 % сельских ОУ. Целью экспериментальной деятельности является создание различных моделей учебно-воспитательных комплексов (ССК). Новгородская область объединяет 8 % сельских школ, участвующих в эксперименте, который охватывает почти все направления программы реструктуризации. В Новосибирской области количество школ, вошедших в эксперимент составило 4 %. Главными направлениями деятельности инновационных ОУ является работа с одаренными детьми, создание ССК. В Псковской области реализует программу реструктуризации 5 % ОУ, которые занимаются созданием УВК, использованием дистанционных форм обучения.

В Томской области идет масштабный эксперимент, в котором участвуют более половины сельских ОУ. В рамках эксперимента проводится большая работа. В течение 5 лет было сформировано авторское понятие «образовательный округ», разработаны элементы нормативной базы управления качеством образования в условиях сельского округа, спроектированы различные модели учебно-воспитательных комплексов и технологии организации педагогического процесса, адаптированных к сибирским климатическим условиям. Разработаны модель специалиста-пе-дагога сельской школы и технология повышения квалификации на рабочем месте [3, с. 48-78].

Тем не менее в условиях модернизации образования инновационный процесс идет тяжело. Это связано с закономерным процессом отторжения данных нововведений педагогическими кадрами.

В связи с этим малоэффективны программы повышения квалификации в условиях создания модели взаимной ответственности в сфере образования и формирования окружной и муниципальной общественно-государственной системы управления обра-

зовательными округами; качественного улучшения материально-технической базы ресурсных ОУ; преодоления разобщенности сельских ОУ путем формирования единого образовательного пространства; резкого повышения качества образования учащихся.

Кадровые проблемы проявляются в недостаточной координации между выпуском педагогических кадров и потребностями ОУ; старении педагогических кадров, слабом закреплении выпускников педвуза в сельской школе; недостаточной проработанности системы подготовки педагогов для малочисленной сельской школы; отсутствии мотивации к профессиональному росту; недостаточной теоретической и практической психолого-педагогической подготовке выпускников педагогических вузов к работе в сельских ОУ; несоответствии подготовки учителей основной школы современным требованиям реализации педагогического процесса (здоровьесберегающие технологии, диагностика обучения, новые технологии обучения); недостаточном уровне подготовки учителей к организации воспитательной работы с учащимися, в том числе и во внеурочное время; неразработанности проблемы мотивации учащихся к профильной, профессиональной подготовке в сельской школе [4].

Для решения перечисленных проблем необходима разработка специальной программы «Педагогические кадры сельской школы», которая бы предполагала подготовку, переподготовку, повышение квалификации педагогов села. Данная программа могла бы функционировать в рамках уже заявленного направления модернизации сельской школы Томской области. Механизмом реализации данной программы стали бы особого типа образовательные округа. Подобные округа практически существуют уже в ряде районов как добровольные ассоциации педагогов, объединившихся с целью формирования образовательной среды для собственного профессионального роста. Такая модель образовательного округа не противоречит разработанным моделям школьных округов Самары, Чувашии и др. Кроме того, она наиболее адекватна томским региональным условиям. Такие модели ассоциаций уже существовали в начале XX в. в Томской губернии при Учительском институте (1904-1910 гг.), который выступал в качестве ресурсного центра для учреждений начального и женского образования.

Основными направлениями реализации данного проекта могли бы стать следующие:

1. Анализ кадрового потенциала Томской области и разработка технологии прогнозирования потребностей областной системы образования в педагогических кадрах.

2. Создание концепции и программы профессиональной переподготовки учителей, высвобождающихся в связи с изменением демографической ситуации; разработка организационно-педагогических

условий реализации контрактной (целевой) подготовки специалистов для села; разработка технологии социальной адаптации молодых педагогов в условиях села; разработка педагогической технологии управления профессиональным ростом молодого педагога.

3. Разработка программы подготовки специалиста «Педагог малокомплектной школы» и реализация программы подготовки, переподготовки через различные формы (специадитет, бакалавриат, дополнительную квалификацию).

4. Разработка организационно-педагогических условий мотивации педагогов при реализации прак-тико-ориентированной технологии сопровождения профессионального роста.

5. Формирование модели психолого-педагогичес-кого научного общества педагогов и учащихся Томской области при ТГПУ (дистанционная и иные формы) как технологии мотивации учащихся к профильному и предпрофильному образованию в сельской школе.

6. Разработка и реализация программ повышения квалификации для сельских основных ОУ «Здоровьесберегающая среда при внедрении новых образовательных стандартов».

Данные проектные мероприятия могут быть рассчитаны до 2005 г. в рамках реализации «Программы развития образования Томской области до 2010 г.». Она тесно связана с созданием федерального ресурсного центра, возможности которого можно было бы задействовать для организации различных форм коммуникаций с отдаленными образовательными округами.

Методологической основой данного проекта является практико-ориентированный подход к организации профессионального роста педагога села. Основной же технологией профессионального роста является технология практико-ориентированного образования.

Данный проект предполагает переход к новой модели профессионального развития учителя. Многочисленные исследования разных моделей профессионального труда так или иначе базируются на положении С.Л. Рубинштейна о двух способах жизни и могут быть объединены в две группы:

- модель адаптивного поведения,

- модель профессионального развития.

Основная цель модели адаптивного поведения

заключается в развитии умений человека «вписаться» в окружающую действительность. В модели профессионального развития основной акцент переносится на формирование умения «выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики; видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул дальнейшего развития».

Целью деятельности вузов является содействие становлению интегральных личностных характеристик, которые и выступают как непосредственные показатели профессиональной зрелости, профессионального развития человека.

Для того чтобы сформировать такие характеристики, необходимо добиться, чтобы в процессе профессионального образования человек приобрел опыт целостного системного видения профессиональной деятельности, научился системно действовать в ней, решать новые проблемы и задачи.

Это, в свою очередь, требует определения соответствующего подхода к построению профессионального образования. Мы предлагаем использовать практико-ориентированный подход к организации педагогического процесса, который позволяет осуществлять профессиональное развитие личности в условиях контекста будущей профессиональной деятельности на основе компетентностного подхода, в котором в качестве ведущих характеристик личности учителя-профессионала выделяют понятия «компетентность» и «мастерство».

С позиций этого подхода, результатом профессионального образования является компетентность, которая определяется как готовность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами.

В.Г. Воронцова, И. А. Колесникова в понятие «профессиональная компетентность педагога» включают следующие компоненты:

- личностно-гуманная ориентация,

- умение системно воспринимать педагогическую реальность и системно в ней действовать,

- свободная ориентация в предметной области,

- владение современными педагогическими технологиями [5].

Перечисленные четыре структурных компонента профессиональной компетентности творческий коллектив под руководством д-ра пед. наук А.Н. Тряпи-циной дополняет еще тремя. Во-первых, компетентность проявляется в умении соотнести свою деятельность с тем, что наработано на уровне мировой педагогической культуры в целом, отечественной педагогики, в способности продуктивно взаимодействовать с опытом коллег, инновационным опытом, в умении обобщить и передать свой опыт другим. Во-вторых, в условиях постоянно меняющейся ситуации воспитания (обучения) необходимыми нормативными качествами педагога становятся креативность как способ бытия в профессии, желание и умение создавать новую педагогическую реальность на уровне ценностей (целей), содержания, форм и методов многообразных образовательных процессов и систем. И наконец, профессионально компетентный педагог любого уровня способен к рефлексии, т.е. к способу мышления, предполагающему отстраненный взгляд на педагогическую реаль-

ность, историко-педагогический опыт, на собственную личность [5].

Технология формирования профессиональных педагогических компетенций сельского учителя возможна в условиях практико-ориентированного учебного процесса и динамичной системы включения обучающегося в практическую деятельность.

Для этого необходимо сделать теоретико-методологическое обоснование понятия «практико-ориенти-рованный педагогический процесс». Основываясь на теории педагогического процесса, разработанной в современной педагогике (И.П. Пидкасистый, В .А. Сла-стенин, Б. Лихачёв, И.П. Подласый и др.) [6-8], мы вводим рабочее понятие «педагогический процесс» как целенаправленное, насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и воспитательно-образовательных задач.

Используя практико-ориентированный подход, мы предлагаем понятие практико-ориентированно-го педагогического процесса как взаимодействия педагогов и студентов, при котором осуществляется практико-оринтированная учебно-воспитательная деятельность, направленная на формирование новых профессиональных качеств в условиях реализации профессиональных образовательных программ. Цели, задачи, принципы, закономерности данного процесса тождественны педагогическому процессу, но есть и некоторая специфика, связанная с понятием практико-ориентированной учебной деятельностью.

Для нас практико-ориентированная учебная деятельность - один из основных видов деятельности, ориентированный на формирование практических навыков в процессе решения учебных задач. Это рабочее понятие мы предлагаем на основе теории

С.Л. Рубенштейна, но, в отличие от этой теории, считаем, что учение может быть ведущей деятельностью как при усвоении знаний и умений, так и при формировании навыков практической деятельности.

Для реализации практико-ориентированной технологии подготовки педагогических кадров для села необходимо выстроить новую технологическую цепочку подсистем.

Во-первых, это целеполагание, которое должно быть тесно связано с формированием конкретных компетенций сельского учителя.

Специалист сельской школы должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики сельской школы; в условиях сельской школы способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного обра-

зовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод обучающихся, предусмотренных законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка; систематически повышать свою профессиональную квалификацию; быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы; осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими); быть готовым к работе с сельским социумом; выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе.

Учитель сельской школы должен знать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, особенности и нормативные основы жизнедеятельности сельских ОУ; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационноуправленческих задач: педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания различных предметов, предметных областей и образовательных комплексов, воспитательной работы; программы и учебники по всем образовательным областям, образовательные программы, реализующиеся в условиях сельского ОУ в условиях разновозрастного коллектива; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования, в том числе сельского, педагогической науки; основы менеджмента, права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, владеть навыками управления образовательными системами (в рамках сельского ОУ, муниципальных образовательных систем).

Педагог должен владеть технологиями профессионального развития в условиях замкнутого образовательного пространства, информационными технологиями, технологиями социальной работы и социальных коммуникаций, обладать высокой степенью социальной мобильности, возможностями адаптации к различным укладам сельской жизни.

Учитель должен быть подготовлен к работе в сельских образовательных учреждениях различного типа:

1. Дошкольном образовательном учреждении различного типа.

2. Начальной общеобразовательной школе:

1 -я модель - малочисленная школа до 10 человек как филиал основной или средней школы;

2-я модель - начальная школа от 10 до 100 человек - ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста (детский сад - начальная школа);

3-я модель - 6-летняя школа (начальная школа и 5-6-й классы) как филиал ОУ основного или среднего образования.

3. Общеобразовательном учреждении основного общего образования:

1-я модель - детский сад и основная школа;

2-я модель - основная школа-комплекс с филиалами в других населенных пунктах (5-6-й классы).

4. Общеобразовательной школе среднего (полного) общего образования:

1-я модель - школа-комплекс с филиалами в других населенных пунктах (5-6-й классы);

2-я модель - территориальные школьные объединения (образовательные округа);

3-я модель - ОУ среднего (полного) общего образования с возможным профильным и профессиональным обучением (возможен педагогический профиль);

4-я модель - сельские социокультурные комплексы.

Видами профессиональной деятельности специалиста являются преподавательская, научно-методи-ческая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая.

Во-вторых, это изменение технологии взаимодействия между обучающимися и преподавателями на основе заданного подхода. Соотношение теоретических и практических форм, средств, методов, приемов диагностики и коррекции результатов работы с обучающимися должно быть выстроено согласно технологиям проектного обучения (Дадьтон-план, Келлер-план. Йена-план и пр.). При этом содержание педагогического образования должно быть ориентировано на формирование умений к навыков. Комплексной диагностикой обученности должны стать практики, выстроенные в систему:

- специализированные должны завершать предметные курсы;

- учебные должны быть встроены в учебные курсы;

- производственные должны осуществляться на 5-х курсах, завершая процесс педагогической подготовки студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для реализации данной технологии необходимы и специальные организационно-педагогические ус-

ловия. Так, для отслеживания качества работы преподавателей необходимо определить группы компетенций, ответственные за их формирование кафедры, ввести программу «Активность ППС», обязательное оценивание уровня сформированное™ умений при завершении каждого курса. Необходимо и введение входной профессиональной педагогической диагностики студентов, создание механизма отслеживания этапов движения студента по усвоению профессиональных умений через использование программы «Профессиограмма студентов».

К числу мотивационных условий можно отнести: проведение специальных тренингов, направленных на формирование мотивации к практико-ориентированной учебной деятельности; создание комплексной системы профессиональной психологопедагогической диагностики студентов (по типу программы РГПУ), основанной на компетентност-ном подходе; введение индивидуальных образова-тельно-профессиональных программ для студентов как обязательного элемента обучения в вузе и пр. Реализация этих условий позволит реально сформировать процесс практико-ориентированного профессионального образования учителя сельской школы.

Практико-ориентированный подход и основанная на нем педагогическая технология позволят сформировать з условиях авторской .модели образовательного округа Томской области кадровые педагогические ресурсы модернизации сельской школы и обеспечить процессы перехода от патерналистской модели управления к модели взаимной ответственности в сфере образования: формирования окружной и муниципальной общественно-государственной системы управления образовательными округами; реструктуризации сети сельских ОУ округов и качественного улучшения материально-технической базы ресурсных ОУ: преодоления разобщенности сельских ОУ путем формирования единого образовательного пространства для обеспечения государственных гарантий доступности образования, качественного улучшения здоровья сельских школьников, резкого повышения качества образования учащихся в сельских ОУ.

Литература

1. Сельская школа: нормативные документы. М., 1999.

2. Сельские школы: мониторинг эксперимента; нормативно-правовое обеспечение. М., 2002.

3. Сартакова Е.Е., Федотова Е.Е. Сельский образовательный округ как механизм формирования муниципальной образовательной системы. Томск, 2002.

4. Программа модернизации педагогического образования РФ. М., 2003.

5. Митина Л.М. Психология развития личности. М., 2002.

6. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М., 1998.

7. Стефановская Т.И. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

8. Сластенин В. Педагогика. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.