Научная статья на тему 'Сельская школа. Истоки народности сквозь призму веков'

Сельская школа. Истоки народности сквозь призму веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
71
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Уфимская губерния / Бирский уезд / Старо-Петровская волость / церковно-приходская школа / всесословность / духовно-нравственное воспитание

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мухамедина Шамшия Мухамедиевна, Таштиева Людмила Анатольевна, Файрузова Роза Габдулхаевна

Статья посвящена научному анализу истоков народности сельской школы сквозь призму веков на примере Старо-Петровской средней школы Бирского района Республики Башкортостан, которая функционирует уже почти 150 лет, пережила исторические зигзаги времени, став одним из современных модернизированных образовательных учреждений, никогда не меняя своего названия и предназначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельская школа. Истоки народности сквозь призму веков»

УДК 930.24

DOI 10.24412/1728-5283 2022 2 79 87

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА. ИСТОКИ НАРОДНОСТИ СКВОЗЬ

ПРИЗМУ ВЕКОВ

(из истории сельской школы Бирского района Республики Башкортостан)

© Мухамедина Шамшия Мухамедиевна

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Уфа, Россия

© Таштиева Людмила Анатольевна,

СОШ села Старопетрово Бирского района Республики Башкортостан, с. Старо-Петрово, Россия

© Файрузова Роза Габдулхаевна,

ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», Уфа, Россия

Аннотация. Статья посвящена научному анализу истоков народности сельской школы сквозь призму веков на примере Старо-Петровской средней школы Бирского района Республики Башкортостан, которая функционирует уже почти 150 лет, пережила исторические зигзаги времени, став

— одним из современных модернизи-

Ключевые слова: Уфимская губершя Бирский уе^ рованных образовательных учреж-Старо-Петровская волость, церковно-приходская школа, .

дений, никогда не меняя своего на-

всесословность, духовно-нравственное воспитание.

. _1 звания и предназначения.

Введение. Исследовательское поле истории народных школ, а именно церковно-при-ходских, последнее время расширяется и качественно меняется. Так, серьезный научный интерес представляет публикация Е.А. Калининой на тему «Школьная реформа Александра I» и «Положение об училищах 1804 года». Автор подчеркивает, что основными звеньями системы народного образования стали приходские и уездные училища, гимназии, университеты. Также в работе обстоятельно раскрываются особенности каждого из звеньев, их всесословность [1].

Результаты исследования. В статье Т.Н. Коноваловой с позиций современной исторической науки дается объективная оценка церковно-приходских школ, отодвигающая некоторые популистские тезисы прошлых десятилетий. Авторский контент адекватно отражает массовую систему народного образования, ее роль в духовно-образовательном процессе в сельской местности: «Мощным регулятором в социальном развитии народа выступили церковно-приходские школы, ставшие важным преобразователем духов-

но-нравственного воспитания общества. Те методы и особенности образовательного процесса, которые были характерны для цер-ковно-приходских школ, оказались эффективными и понятными для обучения народа грамоте» [2].

Особый интерес сегодня вызывают свидетельства современников той исторической эпохи. По Уфимской епархии в этом контексте церковно-приходская школа выделяется в исследовании Ивана Златоверховникова, преподавателя Уфимского духовного училища. Его книга «Уфимская епархия. Географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк» вышла в 1899 г. Автор систематизировал огромный фактический материал по Уфимской епархии о начальном этапе массового образования, где есть сведения, в частности о церковно-приходской школе в волостном центре Старо-Петрово Бирского уезда.

Благодаря профессорам В.А. Лабузову и М.И. Роднову для исторического сообщества стала доступной публикация письма в редакцию Комитета Грамотности при Император-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

I 2022, том 43, № 2(106)^^^^ШШППППППП 79

ском Вольном экономическом обществе от Руфа Гавриловича Игнатьева. В письме автор приводит наиболее уязвимые места народного образования, в то же время он отдает предпочтение церковным служителям. Он пишет: «Уфимское духовенство ревностно трудится в великом народном деле грамотности; Представляя постоянную борьбу с нуждой и поддерживаясь только энергией своих преподавателей, уфимские церковные школы были и суть проводниками народной грамотности» [3, с.47].

Проследить истоки народности сельской школы сквозь призму веков можно на примере Старо-Петровской средней школы Бирского района Республики Башкортостан, которая функционирует уже почти 150 лет. Само село Старо-Петрово в составе Бирско-го уезда было основано дворцовыми (государственными) крестьянами, получившими этот статус после крестьянской реформы. Старо-Петровская школа не только пережила исторические зигзаги времени, но и стала одним из современных модернизированных образовательных учреждений, никогда не менявших свое название и предназначение.

Уфимская губерния, просуществовавшая больше полувека с 5 мая 1865 г. по 14 июня 1922 г., состояла изначально из шести уездов: Бирского, Белебеевского, Стерлитамакского, Уфимского, Мензелинского и Златоустовско-го. Среди них Бирский уезд по территориальным параметрам превосходил остальные, он занимал 19,8 % губернской территории [4]. Уфимская губерния стала территориальной составляющей будущей башкирской государственности: с 20 марта 1919 года была официально провозглашена БАССР, по прошествии административно-исторических трансформаций, с 25 февраля 1992 года регион имеет современное название - Республика Башкортостан. Уфимская губерния была образована в самом начале пореформенного периода, поскольку власти рассчитывали на активное включение периферийных окраин в капиталистический хозяйственный оборот. Предусматривалась также интеллектуали-

зация населения, особенно молодёжи, поскольку Россия отставала от многих стран в деле ликвидации азбучной неграмотности и в плане введения всеобщего обязательного начального образования. Во всех уездах Уфимской губернии начинается кампания по борьбе за элементарную грамотность, развёртывается школьная сеть, принадлежавшая разным ведомствам.

Интересен опыт постановки образования в Бирском уезде, где демографические показатели имели традиционное своеобразие. Бирск - название производное от тюрко-та-тарского слова, топоним в переводе обозначает «волчья вода». До революции по берегам реки Бирь находились 14 селений с населением 5996 человек. Из них в Бирском уезде - 9 селений с 3175 душ. Основное население -русские, башкиры, татары и марийцы. Одной из особенностей населения Бирского уезда, равно как Уфимской губернии, была не только полиэтничность, но и заселение крупных иммиграционных потоков; даже целых поселений в Бирский край, равно как в остальные уезды. Так, 97 поселений, прибывших из 18 губерний Российской империи, при заселении отчасти сохранили свои названия или топонимы. Миграции в Башкирский край, в частности в Бирский уезд, были из губерний: Владимирской, Вологодской, Вятской, Казанской, Калужской, Курской, Московской, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Пермской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Тверской и Тульской [4]. К чему приведен этот пример? Несмотря на определенные издержки, все-таки иммиграция обогащала духовно-нравственные ценности местного населения, что нашло в частности отражение на социальном и духовном облике населённых пунктов края.

Бирский уезд стал одним из устойчивых духовно-образовательных центров. Уездный центр - Бирск славился храмами, среди которых выделялся Свято-Троицкий собор. Его постройка началась в 1835 г., а освящен храм был 18 января 1841 г. В постройке храма особая заслуга принадлежала чиновнику земско-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

I 2022, том 43, № 2(106) |||||||||||||||||||||||||||||||||

го суда, коллежскому секретарю Александру Романовичу Ватлашеву. В постройку других храмов значительный вклад также внесли отдельные предприниматели того времени. Бирск на фоне других городов занимал «довольно видное место» в образовательном пространстве: здесь действовали такие образовательные учреждения, как инородческая учительская трехклассная с приготовительным классом школа, женская прогимназия, уездное училище, три приходских мужские училища, из которых одно башкирско-черемисское и женское приходское училище. Относительно сел можно подчеркнуть, что в большинстве из них были церкви и церков-но-приходские школы.

Что касается школы в Старо-Петрово в книге Ивана Златоверховникова «Уфимская епархия» есть строки: «Село Старо-Петрово. Деревянная церковь - во имя Святителя и Чудотворца Николая, построена тщанием прихожан в 1875 г. При церкви есть с 1 августа 1882 г. попечительство. Земли при ней нет. Причт, - священник, диакон и псаломщик - помещается в общественных домах, получает за требоисправления до 300 руб. и ругу. В селе есть церковно-приходская школа. Приход состоит из села и пяти деревень с часовнями. В приходе 985 мужчин и 1020 женщин [5, с.137].

Как живой организм село Старо-Петрово росло и территориально, и демографически. Если проследить его развитие, то выясняется последовательный рост численности населения и развитие школьного дела как стержневого тренда в духовно-нравственном росте многонационального населения самого Бир-ского уезда. В 1870 г. в деревне Старо-Петрово было 60 дворов, 178 мужчин и 179 женщин [6, с.91]. Уже в 1906 г., по данным Уфимского губернского статистического комитета, Старо-Петрово приобрело стабильный статус волостного центра. Административно-территориальный облик Старо-Петровской волости таков: «Волость расположена по правому берегу р. Белой, которою омывается с трех сторон; вообще местность ровная, пере-

сечённая оврагами, по ней протекают речки: Юланда, Бустояс, Винный ключ, Кызгинда, Алабии, Аитовка; есть леса, принадлежавшие удельному ведомству и крестьянам на проселочной дороге, церковно-приходская школа, волостное правление, мануфактура и две бакалейные лавочки, хозяйственный магазин и два кузнечных»; «село в 20 км. от уездного центра, в нем 92 двора, 294 мужчин и 331 женщин»; «население состоит из русских и небольшой части черемис (д. Бик-мурзина)» [7, с.200-202]. В состав Старо-Петровской волости входили такие населенные пункты как Новопетрово, Силантьево, Бекмур-зино, Репьевка, Питяково, Биктимирово, Но-вобиктимирово, Малая Камышенка (Морд-виновка), Камышенка, Симкино, Андреевка. В Старо-Петрово собирался волостной сход, на котором выбирали волостного старшину, волостной суд и чиновников. Старо-Петрово как село с волостным правлением сохранило свой первоначальный топоним. Можно легко убедиться в росте численности жителей Старо-Петрово, и сохранении традиционного культурно-исторического наследия. Известно, что по социальной категории в Старо-Петрово проживали государственные и удельные крестьяне. Основной способ производства у жителей Старо-Петрово было земледелие.

Исследуемая проблема тесно связана с образовательным пространством всей империи. Понятно, первые образовательные учреждения появились во времена святой Руси. Качественный поворот в постановке духовного и светского образования наступает при Петре Великом. Тогда школы при церковных приходах назывались начальными училищами и открывались они стихийно. В последующем в общественной жизни непреходящим событием стал указ императора Александра III «Правила о церковно-приходских школах (25 июня 1884 г.)». Согласно новым правилам, вся Россия была поделена на епархии, каждая возглавлялась преосвященством и епископом (два служителя в одном лице). Открывались школы по распоряжениям Свя-

I 2022, том 43, № 2(106)^^^^ШШППППППП 81

тейшего Синода при церквах, получившие название «церковно-приходские».

В этом русле была организована и Уфимская епархия, которая управляла духовно-религиозной жизнью шести уездов: Белебе-евского, Бирского, Златоустовского, Мензе-линского, Стерлитамакского и Уфимского. Об открытии церковно-приходских школ в историческом Башкортостане видный историк-краевед Руф Игнатьев повествовал так: «Вскоре после того, как у нас закрылись воскресные школы, Преосвященный Филарет, Епископ Уфимский и Мензелинский, поручил приходскому духовенству открыть при церквах школы для детей обоего пола всех сословий на церковные средства и на счет пожертвований сторонних лиц. Так возникла школа при церкви св. Спаса в 1861 году, а затем по 1864 год открыты постепенно школы и при других церквах» [3, С.47]. По исследованиям И. Златоверховникова первые «церков-но-приходские школы в Уфимской епархии учреждены в 1868 году: одна при Уфимском Благовещенском и другая при Мензелинском Пророко-Ильинском монастырях (обе для девочек). С тех пор стали постепенно возникать в епархии другие церковно-приходские школы (для мальчиков и смешанных)» [5].

При организации народных школ огромное значение имели современные той эпохе средства массовой информации. По указу Его Императорского Величества Святейшим Синодом 28 октября 1878 г. было заслушано представление о разрешении издания Уфимских Епархиальных ведомостей, в результате которого с 1 марта 1879 г. стали выходить «Уфимские епархиальные ведомости». Это было важным событием для уфимского населения. На страницах периодического издания печатались программные речи духовенства, аналитические материалы о церковно-при-ходских школах и выдержки из Священного Писания. Старо-Петрово со своей церковью и школой было неотъемлемой частью школьной сети и духовной жизни Уфимской епархии, поэтому немало исторических материалов о школе в Старо-Петрово можно найти

на страницах этого регионального издания. Школа в Старо-Петрово развивалась на фоне губернской религиозно-духовной жизни и образовательного процесса, предопределяемых Святейшим Правительствующим Синодом. Это значит, что все народные школы, в том числе и Старо-Петровская, были почти одного типа и по структуре и учебно-воспитательному содержанию. Для обсуждения вопросов по церковно-приходским школам и контроля за ними функционировал Уфимский Епархиальный Училищный Совет, который был подотчетен Училищному Совету при Святейшем Правительствующем Синоде. Его состав менялся в зависимости от конкретно-исторической обстановки. В его состав входили: Председатель и пять членов, а также делопроизводитель. Уфимский Епархиальный Училищный совет имел пять отделений: Бирское, Белебеевское, Мензе-линское, Стерлитамакское и Уфимское.

В отчете Уфимской епархии о числе и состоянии церковно-приходских школ и школ грамотности Уфимской епархии за 1887/8 учебный год приводятся качественные и количественные показатели образовательного процесса в губернии. В 1887/8 учебном году в Уфимской епархии числились 83 церковноприходские школы и школы грамотности. В течение года открылось 15 школ (7 церковноприходских и 8 школ грамотности). Всего на 1888/89 г. насчитывалось 96 школ, в том числе церковно-приходских 79 и 17 школ грамоты. Церковно-приходские школы были одно-классными. В этом составе - исключительно-мужских - 27, женских - 5, смешанных - 24. Были инородческие школы. Чувашских школ было шесть и две школы крещенных татар. В школьной ведомости, заполненной наблюдателем, были обнаружены данные о церковно-приходской школе в Старо-Петрово: в 1887/8 учебном году в школе учились 26 учащихся, в том числе 23 мальчика и 3 девочки. Вообще в селах Бирского уезда тогда учились 391 мальчик и 58 девочек, всего 449 учащихся. Всего по Уфимской Епархии число учащихся составляло 2444, в том чис-

I 2022, том 43, № 2(106) |||||||||||||||||||||||||||||||||

ле 2034 мальчика и 410 девочек. Социальное происхождение детей было в основном крестьянское, так как из 2444 учащихся 2062 - это дети крестьян. Все данные относятся к 1887/8 учебному году [8]. Конечно, как всегда самое уязвимое место в начальном образовании - это финансирование. Источники финансирования школ были: Синод, Министерство народного просвещения, уездные земские управы, платы за обучение, благотворительные поступления от частных лиц, сельские общества, монастыри.

В школах преподавались предметы согласно утвержденным Святейшим Синодом типовым программам. Закон Божий: а) изучение молитв; б) Священная история и объяснение Богослужения; в) Краткий катехизис; 2) Церковное пение; 3) Чтение церковной и гражданской печати и письмо; 4) Начальные арифметические сведения; а в школах грамотности дети учились читать, писать и петь. Но в значительной части школ из-за плохого посещения детей и отсутствия соответствующих помещений для учебного процесса школьные программы оставались не выполненными. В то же время, особо организованная комиссия под начальством самого Уфимского епископа отмечала, что некоторые школы в 1887-1890 и в последующие годы показали лучшие результаты. Среди них школа в Старо-Петрово, которая имела собственное помещение. Качество преподавания неоднократно проверялось. По Бирскому уезду положительно был отмечен учитель Старо-Петровской школы диакон Алексей Дьяков, который «учительствует при сей школе 9 лет, преподает Закон Божий». Кроме Закона Божия он преподавал с примерным успехом и другие предметы. О талантливых учителях, в том числе о Алексее Дьякове, высшее духовенство отзывалось так: «Все они занимались делом учительства с достаточным усердием, при чем труд их не оплачивался вознаграждением» [9, с.98-100]. Известно, что в 1904 году здесь работала Мария Александровна Кмешовская.

Приходские школы состояли в ведении

местного благочиния и местного священника, под попечительством церковного старосты. Во многих случаях старостами, а это и священник, были выходцы из крестьянской среды. Например, В 1894 г крестьянин села Старо-Петрова Алексей Косолапов Его Преосвященством, Преосвященнейшим Дионисием, 25 февраля утвержден в должности церковного старосты церкви означенного села на 1894-1896 гг. [10].

В Бирском уезде в указанные годы только в церкви Старо-Петрово имелся певчий хор, как часть обучаемых предметов. Учителями и управителями хорового пения были священники, диаконы и псаломщики. Остальные сельские церкви в Бирском уезде не имели певчего хора, а это было принципиальным недостатком в религиозно-нравственном воспитании учащихся. Старо-Петрово благодаря церкви Святителя и Чудотворца Николая стало местным духовно-образовательным центром всего прихода, даже волости. Уже в ту пору Уфимский Епархиальный училищный совет причислил Старо-Петровскую школу к церковно-приходским школам с характеристикой «школы замечательные в воспитательном и учебном отношении». В 1913-1915 гг. в деревню приехали сестры Загуляевы Антонина Федоровна и Валентина Федоровна. С ними работала Антонина Ивановна Чиглинцева, имевшая полное специальное образование. Загуляевы жили в небольшой комнате при школе. Школа утопала в цветах. Старожилы всегда имя За-гуляевых связывают с цветами, отзывались о сестрах с большой теплотой. При Загуля-евых была замечательная самодеятельность. Ставили пьесы Островского «На бойком месте», «Не так живут, как хотят» «Без вины виноватые», «Бедность не порок» и т.д. Артистами были взрослые и дети. Самодеятельные актеры делали все своими руками. Жители поражались красотой и богатством декораций. Успех всегда был потрясающий. Обычно премьера шла в д. Старо-Петрово. После Октябрьской революции художественная самодеятельность была передана

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2022, том 43, № 2(106) |||||||||||||||||||||||||ИИИИШ

комсомольцам-синеблузникам.

Обозревая исторические факты о периоде формирования школьного образования, можно заключить, что Старо-Петрово как одна из составляющих Уфимской епархии, позволило представить весь процесс становления и развития массовых школ, каковыми были церковно-приходские школы. Именно в 1880-1890 годы были заложены фунда-

С установлением в крае советской власти система образования стала государственной, но еще многие годы базировалась на той основе, которая сформировалась в стране в дореволюционный период. В 1931-1935 гг. школа стала начальной с 4 классами. Обучались уже по 120-130 учеников. Работали учителями Печеневский Владимир Николаевич, Первушевская Валентина Ефимовна, Пер-вушевский Павел Михайлович. Церковь в 1935 году была закрыта, колокола сняты, а здание реконструировано в двухэтажное и преобразовано в школу, которая к тому времени стала семилетней. В довоенные годы в школе обучалось по 230-250 детей. В начале в этой школе были небольшие классы, не было пионерской комнаты и никаких кабинетов. Директором был П.М. Первушевский. Вскоре семилетняя школа была преобразована в десятилетнюю, а два года просуществовала даже одиннадцатилетняя школа, педколлектив состоял из десяти-одиннадцати

ментальные основы обучения и воспитания детей от 7 до 14 лет. В 1900-е и в последующие годы динамика развития школ была в основном положительной и управление этими школами было более компетентным и профессиональным чем прежде, о чем свидетельствуют таблица «Динамика развития школ и численности учащихся».

учителей.

Так об этом вспоминает Николай Александрович Дегтярев, проработавший в школе родного села, начиная с 1947-го, почти 30 лет: «До войны мы учились в здании церков-но-приходской школы и в поповском доме. Но в 1935 году церковь была закрыта и в ней на следующий год организовали школу, пристроив в куполе второй этаж. На закрытие церкви сбежалось много народу, старики причитали, угрожали, проклинали. С жалобным звоном падали сбрасываемые колокола. Долго не могли сбросить стопудовый колокол. А когда он упал, то наполовину зарылся в землю. Здание перестроили, перекрасили. Всего получилось шесть комнат, из которых одна была учительской. К старому зданию до войны еще был сделан пристрой на два класса, интернат и мастерская в подвале, где разместились кухня и столовая интерната. Все это были комнатушки. Но работали и выпускали учеников, ставших впослед-

ТАБЛИЦА 1 - Динамика развития школ и изменения численности учащихся

Годы Число ЦПШ Число учащихся

1888 99 2444

1900 240 8735

1901 297 11540

1904 398 16217

1905 356 15015

1907 319 14955

Источник [11, с.11-13]

' 2022, том 43, № 2(106) |||||||||||||||||||||||||||||||||

ствии нужными специалистами народного хозяйства в разных его отраслях» [12].

Мирная жизнь страны была нарушена 22 июня 1941 года. Опустело село: с первых дней войны начался призыв на фронт. За годы войны село стало убогим: ветхость и разруха. Но, несмотря на все страдания, село выжило благодаря самоотверженному труду людей. И в это тяжелейшее время школа оставалась центром жизни, хотя изменился состав учителей. Поскольку Первушевский П.М. был призван на фронт, директором в годы войны работала Крылова Е.Ф. (1941-1946 гг.), заведующим начальной школы в деревне Питя-ково - Генерозов Н.З. Приехали и стали работать эвакуированные учителя-предметники Бакулина Л.З., Пушкарев З., Кипарисова З., Панцырный Ю.А., Сальникова А.А. и др. Количество учеников сократилось, многим пришлось уйти работать в колхоз, поэтому учились в одну смену. Писали грифелем на доске. Учебники давали в школе, а писали, кто на чем может - на старых газетах, журналах. Вместо чернил - свекольный сок, разведенная в воде печная сажа. Освещение - керосиновые лампы. Отопление печное, в каждом классе стояла печка. Заготавливали дрова, пилили, кололи и топили печи технички: Михайлова Е.В., Калугина А., Ляпустина М., Марутина М.

Школьникам приходилось помогать колхозу. Во время летних каникул работали в поле: обрабатывали кок-сагыз, который по виду напоминал одуванчик и использовался при производстве резины. Пахали и боронили на быках. Еще до войны на окраине села был посажен сад на площади в 12 га, и школьники много работали в саду, где выращивали фрукты и овощи. Собирали и отправляли на фронт посылки. Жители села, ученики школы вместе со всей страной ковали победу в тылу, пусть они не были отмечены орденами и медалями, но именно из таких капелек самоотверженного труда ковалась Победа.

После Великой Отечественной войны в школу пришли работать фронтовики: Дегтярев Н.А., Плотников И.А., Панцырный Ю.А.

В 1957 году, когда школа стала средней, количество учащихся выросло до 300-330 человек, директором был Русских Б.Г. и работали 22 учителя: 5 человек с высшим образованием, 5 человек с неоконченным высшим, 12 человек - со средним специальным. В Старо-Петровской школе в пятых классах учились подростки 14-15 лет, которым война помешала получить своевременное образование. Отношение к учебе было серьезное, но работать было очень трудно. Дети ходили в лаптях, с собой могли приносить только вареную картошку, хлеба почти не было, одежду шили из подручных материалов. Это были тяжелые послевоенные годы. Учились в две смены с лампами и свечами. Учителям выдавали У л керосина в месяц. В школе был один самодельный приемник, приходил послушать его весь школьный коллектив. Электрический свет в школе появился в 1955 году. В 1958 году директором работал Давыдов Сергей Николаевич. При нем был выстроен интернат на 50 человек, который считался лучшим по всему району, хотя сама школа находилась в плохо приспособленном здании церкви. В 1959 году в октябре школа приобрела телевизор «Рекорд» и вся деревня ходила смотреть телевизор.

В 1960 году решено было построить новую типовую школу, так как старая была уже непригодна для занятий. Много пришлось потрудиться людям, чтобы построить новую школу. И ученикам тоже пришлось потрудиться. Особенно много работы выпало на долю выпускников школы и учеников девятых и десятых классов. Им очень часто приходилось разгружать машины с кирпичом, цементом, шифером. Частенько можно было видеть, как ученики подносили строительный материал строителям. Они заваливали потолок шлаком, толкали землю на носилках в подполье, и много-много другой работы делали ученики при строительстве. Но несмотря на все трудности, школа, которой в то время руководил Николай Александрович Дегтярев, наконец, открылась. Это была

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2022, том 43, № 2(106) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIИИИИШ

большая радость для учеников и учителей. В 1967-1968 учебном году 1 сентября была разрезана ленточка в новом здании. Учащихся встретили светлые праздничные кабинеты, большой спортзал, оборудованная школьная столовая.

Сохраняя память о своем «народном директоре» (он был своим, деревенским, из народа), построившем кирпичную школу, спасшую, по существу, село от деградации и вымирания в 90-е годы XX века, благодарные односельчане и педагогический коллектив выступили с инициативой о присвоении

школе имени Н.А. Дегтярева. В итоге, на основании решения государственной комиссии по присуждению почетных званий и правительства республики, Старо-Петровская средняя школа Бирского района Республики Башкортостан с 1 сентября 2022 года будет носить имя Николая Александровича Дегтярева - народного учителя, директора и героя Великой Отечественной войны. Теперь в школе создан интерактивный музей сельской школы, где по крупицам краеведы собирают исторические свидетельства традиций народного образования России и Башкортостана.

Л ИТЕРАТУРА

1. Калинина Е.А. «Школьная реформа Александра I и «Положение об училищах 1804 года» / Власть, общество, армия. От Павла I к Александру I. Сборник научных статей. / Сост. и отв. ред. Т.Н. Жуковская. СПб., 2013. С.192-202.

2. Коновалова Т.Н. История развития цер-ковно-приходских школ во второй половине XIX века / Евразийский научный журнал. 2016. № 12. С. 456-459.

3. Игнатьев Р.Г. Школы при церквах в г. Уфе //Собрание сочинений (уфимский и оренбургский период). /Ответственный редактор В.А. Лабузов; составитель М.И. Роднов. Т.Н. 1866-1868 годы. Уфа [Электронный ресурс], 2011. 460 с.

4. Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным Статистическим Комитетом МВД. СПб.: Типография МВД, 1877. С. I, II, III. 1576 с.

5. Уфимская епархия, географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк. Составил преподаватель Уфимского духовного училища Иван Златоверховников. Уфа: Паровая типолитография А.П. Зайкова, 1899. С. 137-138.

6. Списки населенных мест Российской империи. Издан Центральным статистическим комитетом МВД. XLV. Уфимская губерния. СПб: 1877. 195 с.

7. Полный алфавитный список всех населенных мест Уфимской губернии. Издан Уфимским губернским статистическим комитетом, под редакцией Секретаря ко-

митета А. П. Лобунченко. Уфа: Губернская типография, 1906. 488 с.

8. Уфимские епархиальные ведомости. 1889. № 2. Приложение 2. С. 1-17.

9. Уфимские епархиальные ведомости.1891. Приложение № 6. С.108.

10. Уфимские епархиальные ведомости. 1894. № 7. 213 с.

11. Статистические сведения о церковных школах Российской империи со времени издания высочайше утвержденных 13 июня 1884 года правил о школах церков-но-приходских. Составлены в Синодальном отделе Синодального училищного совета. СПб., 1909. 138 с.

12. Дегтярев Н.А. Пережитое. Уфа, 1995. 112 с.

REFERENCES:

1. Kalinina E.A. "School reform of Alexander I and "Regulations on schools of 1804" / Power, society, army. From Paul I to Alexander I. Collection of scientific articles. / Comp. and ed. T.N. Zhukovskaya. SPb., 2013. pp.192-202.

2. Konovalova T.N. History of development of parochial schools in the second half of the XIX century / Eurasian Scientific Journal. 2016. No. 12. pp. 456-459.

3. Ignatiev R.G. Schools at churches in Ufa //Collected works (Ufa and Orenburg period). / Responsible editor V.A. Labuzov; compiler M.I. Rodnov. Vol. II. 1866-1868. Ufa [Electronic resource], 2011. 460 p.

4. Lists of populated places of the Russian Empire compiled and published by the Central Statistical Committee of the Ministry of Internal Affairs. St. Petersburg: Printing

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

I 2022, том 43, № 2(106) lllllllllllllllllllllllllllllllll

house of the Ministry of Internal Affairs, 1877. p. I, II, III. 1576 p.

5. Ufa Diocese, geographical, ethnographic, administrative-historical and statistical essay. Compiled by the teacher of the Ufa Theological School Ivan Zlatoverkhovnikov. Ufa: A.P. Zaikov's Steam typolithography, 1899. pp. 137-138.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Lists of inhabited places of the Russian Empire. Published by the Central Statistical Committee of the Ministry of Internal Affairs. XLV. Ufa province. St. Petersburg: 1877. 195 p.

7. A complete alphabetical list of all inhabited places of the Ufa province. Published by the Ufa Provincial Statistical Committee, edited

by the Secretary of the Committee A. P. Lobunchenko. Ufa: Provincial Printing house, 1906. 488 p.

8. Ufa diocesan gazette. 1889. No. 2. Appendix 2. pp. 1-17.

9. Ufa diocesan Gazette.1891. Appendix No. 6. p.108.

10. Ufa Diocesan Gazette. 1894. No. 7. 213 p.

11. Statistical data on church schools of the Russian Empire since the publication of the rules on parochial schools, most highly approved on June 13, 1884. Compiled in the Synodal Department of the Synodal College Council. St. Petersburg, 1909. 138 p.

12. Degtyarev N.A. The experience. Ufa, 1995. 112 p.

© Мухамедина Шамшия Мухамедиевна,

доктор исторических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» Уфа, Россия

e-mail: fayruzova_roza@mail.ru

© Таштиева Людмила Анатольевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

СОШ села Старопетрово Бирского района Республики Башкортостан, краевед e-mail: fayruzova_roza@mail.ru

© Файрузова Роза Габдулхаевна,

социолог,

ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», Уфа, Россия e-mail: fayruzova_roza@mail.ru

© Mukhamedina Shamshiya Mukhamadievna,

Doctor of Historical Sciences, Professor, Ufa State Petroleum Technical University Ufa, Russia

email: fayruzova_roza@mail.ru

© Lyudmila A. Tashtieva,

Deputy Director for Educational Work School of the village of Staropetrovo Birsky district Republic of Bashkortostan, local historian email: fayruzova_roza@mail.ru

© Fayruzova Rosa Gabdulhaevna,

sociologist,

Institute of Strategic Studies

of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russia

email: fayruzova_roza@mail.ru

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2022, том 43, № 2(106) lllllllllllllllllllllllllШИШЕЙ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.