Научная статья на тему 'Сельская школа и профильное обучение: проблемы и перспективы'

Сельская школа и профильное обучение: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
653
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Людмила Павловна

В статье представлена региональная программа реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, направленная на создание условий доступного и качественного образования сельских школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельская школа и профильное обучение: проблемы и перспективы»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.047 (571.12)

ББК 74.202

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА И ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Л. П. Белова

Ключевые слова: профильное обучение; система образования; сельские школы.

Резюме: В статье представлена региональная программа реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, направленная на создание условий доступного и качественного образования сельских школьников.

Одним из основных направлений оптимизации региональной системы образования является процесс реструктуризации сети сельских школ, обеспечивающий повышение качества образования сельского школьника за счет эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов общеобразовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации.

Реально ли сегодня создать условия для реструктуризации сети общеобразовательных учреждений? В России есть отдельные районы и даже регионы (как правило, это регионы экономического благополучия), которые пошли по пути укрупнения школ. Но подобные решения должны базироваться на создании комплекса условий, обеспечивающих эффективность перестроечного процесса. Выделим главные.

1. Наличие транспорта для подвоза учащихся, принадлежащего органам образования. Совершенно очевидно, что базовая школа должна иметь свои транспортные средства (автобус, микроавтобус).

2. Наличие хороших дорог.

3. Наличие пришкольного интерната в базовой школе.

4. Трудоустройство или переобучение высвободившихся учителей малочисленных школ.

5. Нормативное закрепление статуса базовой школы, а также ее филиалов. Опираясь на исторический опыт ликвидации неперспективных деревень в 1970-е годы и исходя из прогнозирования результатов новой реорганизации малочисленных школ, можно обозначить последствия реструктуризации: «уми-

рание» деревень, заброшенность земель, отток молодежи из деревни, безработица среди учителей.

Но есть еще несколько тревожных последствий - рост социальной напряженности, деградация сельской общности, утрата молодым поколением сельского образа жизни, традиций. Известно, что дети, живущие в интернатах, теряли культуру своих предков. На севере, например, матери не могли научить дочерей шить теплые торбаса; а мужчины - научить сыновей пользоваться гарпуном. Но и чужую, навязанную им культуру дети не принимали и в результате теряли себя [3]. Уничтожение маленьких школ приведет к уничтожению уникальности и самобытности жизни людей сельской местности, к ослаблению не только родительского, но и общественного контроля за детьми.

Проблема реструктуризации сети общеобразовательных учреждений села затрагивает государственные интересы России в освоении земель сельскохозяйственного назначения, в сохранении трудовых ресурсов села, в решении проблемы продовольственного обеспечения силами отечественных производителей и в целом продовольственной безопасности страны. Роль сельской школы в развитии сельскохозяйственного производства остается по-прежнему огромной. Допрофессиональная сельскохозяйственная подготовка экономически, экологически, биологически грамотных владельцев личных подсобных хозяйств (именно так формулируют задачу трудовой подготовки сельского школьника многие специалисты) становится важным фактором обеспечения потребностей сельского населения в образовании, средством социальной защиты населения [2; 4].

Образовательное пространство Тюменской области на 79,3% состоит из сельских школ, где обучается около 50% учащихся. Сельские школы области сегодня призваны обеспечить обучение и воспитание, адекватное потребностям социума, а значит, потребностям сельскохозяйственного производства, социальной сферы, семьи и личности [5].

Модели и опытные образцы сельского образования отрабатываются на базе современных сельских школ и дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме и имеющих большой опыт социально-педагогической работы. Сложившееся на практике многообразие интегративных моделей сельских школ региона - закономерное явление, отражающее стратегию развития малых сельских общностей (школа - детский сад, учебно-воспитательный комплекс, школа - центр образования, школа - детский сад - сельский клуб, социокультурный комплекс).

Многообразие организационных моделей профильного обучения в условиях сельского социума обусловлено многообразием типов, видов и форм организации профильного обучения. Для детализации моделей профильного обучения в сельской школе региона необходимо выделить ряд дополнительных факторов, обусловливающих их многообразие. К этим факторам относятся:

а) количество школ в районе;

б) количество школ в районном центре;

в) размеры школ (полная или малочисленная);

г) социокультурная ситуация: квалификация кадров, производственная инфраструктура, качество культурной жизни, наличие или возможность организации сети учреждений дополнительного образования, удаленность от районного и областного центров и транспортные возможности.

С учетом этих факторов кафедрой управления, экономики и права Тюменского областного государственного института регионального образования были разработаны модели сельской школы, учитывающие особенности микрорегиона и наработанный опыт в этом направлении. К ним относятся:

Модель «Базовая опорная школа» - является ресурсным методическим центром по отработке новых технологий обучения и воспитания и взаимодействию с профессиональными учебными заведениями всех уровней. Базовая школа лучше укомплектована учебным оборудованием и ТСО, имеет более квалифицированные кадры, хорошо оснащенную методическую службу. Данная модель оказалась наиболее приемлемой для большинства школ региона (отрабатывается во всех районах области), при этом апробируются три варианта организации профильного обучения.

Вариант А. Межшкольное распределение профилей. Профили распределяются между несколькими школами, которые можно назвать однопрофильными.

Вариант Б. Многопрофильная школа, являющаяся ресурсным центром для других школ (таким ресурсным центром должна быть базовая районная школа).

Вариант В. Межклассное распределение профилей внутри одной школы (в школах, где сохранились параллели).

Модель «Детский сад - школа» - организационно функционирует в каждом районе региона. До 2003 года в области создано 15 комплексов детский сад - школа, являющихся единым юридическим лицом, что позволяет осуществлять преемственность в обучении, более эффективно использовать образовательные, кадровые и материально-технические ресурсы. Результаты проведенного исследования показывают, что, с одной стороны, образовательные, кадровые ресурсы стали использоваться более эффективно, с другой - руководителям комплексов пришлось разрабатывать новую нормативно-правовую базу деятельности, выстраивать по-новому образовательно-воспитательный процесс. Большинство родителей (73% опрошенных) высказались за сохранение детских садов как отдельных юридических лиц еще и потому, что школьные кабинеты не приспособлены для дошкольников и дети находятся в школе лишь до обеда. Основной недостаток такого объединения - это неэффективное использование материально-технических ресурсов, так как большинство зданий детских садов простаивает. Поэтому формальное объединение детского сада и школы в единый комплекс не может дать ожидаемого результата, если не выстроена стратегия развития комплекса на основе эффективного использования всех имеющихся ресурсов, в том числе материально-технических (зда-

ния детских садов), а также ресурсов сообщества (руководители кружков, общественных объединений и организаций, попечители, благотворители).

Модель «Центр образования» - основана на объединении детского сада, начальной школы, музыкальной школы, школы для взрослых.

Модель «Социокультурный комплекс» - предполагает интеграцию деятельности школ с учреждениями социальной сферы, культуры, учреждениями дополнительного образования и другими учреждениями, расположенными в данном социуме. Она имеет два варианта:

Вариант 1. Школы, учреждения культуры и спорта входят в комплекс на договорной основе, строят работу по единому плану. Этот вариант апробируется в двух районах.

Вариант 2. Школы, учреждения культуры и спорта, учреждения дополнительного образования входят в единый административный комплекс путем передачи образовательному учреждению ставок работников культуры и спорта (функционирует одна школа, в трех - моделируется образовательная система).

Данные модели сельских школ, прошедшие апробацию, схематизированы и представлены как основные элементы образовательной инфраструктуры региона. Вместе с тем продолжается разработка новых моделей профильного обучения в сельских школах области.

Модель «Ассоциация ОУ» - основана на горизонтальных связях между ОУ: между школами поделены отдельные функции (такая модель разрабатывается в Ялуторовском и Заводоуковском районах).

Модель «Передвижная лаборатория» - представляет собой созданную в рамках базовой школы группу учителей, располагающую соответствующим оборудованием (модель разрабатывается в Абатском районе).

Модель «Профильная сельская школа - агролицей» - это объединение средней школы с начальным и высшим профессиональным образованием (данная модель в регионе отсутствует).

Модель «Районный факультатив» - предполагает организацию районных факультативов по отдельным направлениям, в том числе и творческого плана, которые, как правило, ведут учителя базовых школ и вузовские преподаватели (данная модель разрабатывается в Сорокинском районе). Изучение опыта работы факультативов в других регионах показывает, что на занятиях школьникам следует предлагать исследовательские задания. Логическим завершением работы факультатива могут быть конференции, конкурсы, систематизация и обобщение материалов факультативных занятий в виде практикоориентированных проектов.

Летняя профильная школа (апробация модели осуществляется в Уватском районе). Элементами этой модели являются: система средств диагностики для оперативного изучения школьников и формирования учебных групп; программы занятий и педагогические средства поддержки, которые предлагаются каждым педагогом на конкурсной основе; педагогическая техно-

логия организации учебных занятий, специальные технологии изучения результатов совместной деятельности; система материалов для проведения олимпиад, конкурсов, проектов.

На наш взгляд, наиболее перспективной формой структурной перестройки организации общего образования в условиях сельской местности является создание территориальных школьных (образовательных) объединений (ТШО), представляющих собой единую систему обучения и воспитания детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ, проживающих на территории одной или нескольких сельских администраций. Объединение создается постановлением главы администрации района по представлению муниципального органа управления образованием на добровольной основе. В состав этого объединения входят образовательные учреждения различных уровней; средняя или основная общеобразовательная школа выделяется в качестве головной, остальные являются филиалами; структурные подразделения выполняют совместные задачи на основе единого комплексного плана работы. Возглавляет ТШО генеральный директор, а все вопросы, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса, решает педагогический совет, объединяющий всех педагогов ТШО. Это позволяет рассматривать на педсоветах проблемы, обсуждение которых организовать в малочисленных коллективах довольно сложно. В ходе реализации этой модели создается возможность для определенной рационализации сети школ. Оптимальным является вариант реорганизации малочисленных средних школ в основные, которые объединяются вокруг базовой средней школы.

При всех различных особенностях сельского социума, как показывают результаты исследования, достаточно определенно просматриваются общие черты перспективной модели деятельности сельской школы, которые можно считать адаптивными. В результате деятельности она прежде всего работает как открытый социальный институт (открыта к быту, труду, жизни, культуре населения, окружающей природе), открыта для общения между поколениями [1].

В адаптивной модели сельской школы предусматривается:

1) свободное посещение учебных занятий заинтересованными лицами;

2) вынесение системы внеурочной внешкольной воспитательной работы за пределы школы;

3) совместная работа с семьей, культурно-просветительскими учреждениями, производственными объединениями, местными властями по осуществлению единой системы социально-педагогической деятельности в селе;

4) создание разновозрастных творческих объединений школьников и взрослых по интересам;

5) свободный доступ во внеучебное время в актовый и спортивный залы, учебные мастерские и лаборатории для взрослых и детей.

Используя идею адаптивной школы, нами было разработано три модели современной сельской школы:

1) школа - центр воспитательной деятельности в социуме;

2) школа - организатор воспитательной работы в селе;

3) школа - координатор усилий ответственных и заинтересованных в воспитании социальных институтов.

Первый вариант предполагает сохранение ведущей роли школы в осуществлении воспитательной деятельности общества. Анализ работы школ как центров воспитательной работы в социуме показал, что школа почти единолично несет ответственность за результаты воспитания. Налицо принижение роли семьи, устранение родителей от воспитания своих детей, дидактизирова-ние воспитательного процесса.

Второй вариант - школа как организатор воспитательной деятельности -отличается от первого тем, что значительно ослаблен так называемый школо-центризм: от школы, где сосредоточены специалисты-воспитатели, требуется практическая психолого-педагогическая и методическая помощь семьям, привлекаемым к воспитательной работе. Существенным в этой модели является то, что, организуя в селе социально-педагогическую работу, школа во многом меняет свою традиционную функцию: она выступает наравне с другими институтами воспитания и становится их помощником. Выполнение школой организаторской функции в системе социального воспитания способствует уточнению и расширению воспитательных функций других социальных институтов и производственных коллективов.

Третья модель - координирующая роль школы в организации социальнопедагогической работы. Координируя воспитательную деятельность семьи, культурно-просветительских учреждений и производственных коллективов, школа берет на себя функции разработки содержания социально-педагогической деятельности в селе, педагогического просвещения населения, оказания практической помощи другим социальным институтам путем выделения постоянных консультантов и помещений.

Максимальное сбережение образовательного потенциала действующей сети сельских школ возможно при формировании механизма государственнообщественного управления развитием сельской школы на основе сочетания интересов школы, сельского социума и государства: реализация доступности, конкурентоспособности, качества образования сельского школьника и его социализация.

Литература

1. Белова Л. П. Сельская школа как социокультурный феномен // Новые ценности образования: Школа - культурный центр: Сб. науч. тр. - 2004. -Вып. 3(18). - С. 97-102.

2. Волкова Н. А., Каратаев В. Д., Федотова М. Ю. Профориентация сельских школьников // Социологические исследования. - 1999. - № 8. - С. 94-97.

3. Гурьянова М. Реструктуризация сети сельских общеобразовательных школ: документ надежды или ... памятник исчезнувших деревень // Народное образование. - 2002. - № 10. - С. 38-48.

Актуализация педагогического потенциала учебного текста (на примере обучения иностранным языкам в вузе)

4. Литвинова Н., Шерайзина Р., Урсу И. Образовательные потребности сельского населения (итоги социологических исследований) // Новые знания. -2003. - № 2. - С. 23-26.

5. Развитие образования в Тюменской области: достижения, проблемы, перспективы. - Тюмень: Вектор-Бук, 2004. - 93 с.

УДК 378.016:811 ББК 74.58

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕБНОГО ТЕКСТА (на примере обучения иностранным языкам в вузе)

Н. В. Войтик

Ключевые слова: дискурс; текстовая деятельность; дискурсивная деятельность; психолого-педагогические механизмы; учебный текст.

Резюме: В статье рассматривается проблема выявления психолого-педагогических возможностей текста на основе дискурсивной деятельности. При этом анализируются основные теоретические и языковые аспекты данного подхода.

Стремительное развитие социально-экономических, культурных и информационных процессов в современном обществе влияет и на образование. Обществом востребована активная, творческая личность, мобильная, динамичная, способная самостоятельно решать проблемные ситуации. Сегодня происходит серьезное изменение целей образования от «человека образованного» к «человеку культуры», «от знаниецентризма к человекоцентризму», а среди функций образования на первый план выступают культуропреемственность и культуротворчество.

В связи с этим одной из задач высшей школы является поиск путей формирования необходимых качеств личности на основе содержания образования, которое обеспечивает развитие системы ценностных ориентаций, духовное воспитание, вхождение обучаемых в контекст современной культуры, формирование общей и информационной культуры личности.

Основной формой учебного содержания на родном и иностранном языках является текст, продукт устной и письменной речевой деятельности человека, основная форма существования языка, хранения и передачи культуры, знания и незнания. Важнейшей характеристикой учебного текста является наличие в нем образовательного, культурологического, воспитывающего и развивающего потенциала, т. е. его предназначение - хранить информацию, культуру, воздействовать на сознание обучаемых, оказывать на них мотивационное воздействие, способствовать развитию их креативных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.