СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА И СОЦИУМ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Р.И. Кузьмин, С.В. Кузьмина
Kuzmin R.I., Kuzmina S.V. Country school and society: problems of interaction and ways for solution. The article investigates the problem of reforming the structure of country secondary schools, identifies the qualitative characteristics and problems of the country school, discusses the variants of its modernization on the example of the Tambov region.
Сегодня система образования РФ переживает период реформирования: появляются новые типы учебных заведений, предметы, методики обучения, образовательное пространство становится более альтернативным, предпринимаются попытки создания единого образовательного пространства на всей территории государства. Но, несмотря на активность государства в данной сфере, довольно большая часть системы образования - сельская школа - до сих пор находится в кризисной ситуации. На наш взгляд, указанная проблема детерминируется спецификой сельского социума, социально-экономическим потенциалом села, изменением общественных ценностей и приоритетов и т. д.
Обеспечение функционирования деятельности школы - одна из основных задач государства, так как именно школа готовит для страны трудоспособную, коммуникабельную, социально адаптированную смену. И довольно большая часть будущих граждан проходит подготовку к жизни именно в сельских школах. По определению М.П. Гурьяновой, сельские школы - это совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, стремящихся удовлетворить образовательные потребности детей и выполняющих специфические задачи общеобразовательной и трудовой подготовки школьников.
Под данное определение подходит ряд учебных заведений, которые мы и будем рассматривать, определяя их как сельские школы. Сельские школы значительно отличаются от городских школ, эти отличия обусловлены спецификой сельского социума, различным социальным составом учащихся, объ-
емом доступной информации и т. д. Определим основные качественные характеристики сельских школ [1].
1. Типовое разнообразие сельских школ определяется социо-географическим расположением школы и плотностью населения в месте ее расположения. Другими словами, в районных центрах и местностях, расположенных вблизи городских поселений, потенциальных учащихся больше, что и обусловливает поддержание нормального функционирования средних общеобразовательных школ, а в населенных пунктах, где количество жителей достаточно мало и соответственно процент обучаемого населения ниже, действуют в основном начальные и основные общеобразовательные школы.
2. Малочисленность школ, что оказывает существенное влияние на построение учебно-воспитательного процесса сельской школы: появляется необходимость создания новых концепций деятельности педагогического коллектива, методик ведения образовательной деятельности, методических разработок организации воспитательного процесса ИТ. д.
3. Полифункциональность деятельности сельского учителя. С одной стороны, эта характеристика обусловлена кадровыми проблемами сельских школ: отсутствием дипломированных педагогов по некоторым предметам и большой текучестью молодых специалистов. С другой же стороны, малочисленность школы порождает малое количество класс-комплектов, в связи с этим многие учителя-предметники вынуждены вести порой даже не сопутствующее предметы.
4. Безальтернативность в образовательном пространстве показывает отсутствие у учащихся сельской школы возможности выбора учителя и самого учебного заве-
дения. На селе ученик привязан к конкретной школе, он вынужден оставаться в безальтернативном образовательном пространстве, что обусловливает зависимость уровня ребенка от привходящих обстоятельств, лишает его возможностей дополнительного образования.
5. Зависимость от места расположения и социально-экономического потенциала местности. Социально-экономический потенциал местности детерминирует материально-техническое состояние школы и создает предпосылки как для развития отдельно взятых личностей школьников, так и в целом для всего учебного сообщества. Таким образом, чем выше социально-экономический потенциал местности, тем больше у школы возможностей интеграции детей в социальную и культурную жизнь общества, так как в этом случае шире информационное пространство, доступнее культурные ценности, богаче социальная жизнь школьного коллектива.
6. Стихийная интегративность, которая, на наш взгляд, является следствием безальтернативное™ образовательного пространства. Действительно, представители различных социальных групп и образований вследствие отсутствия возможности выбора образовательного учреждения обучаются в одной школе. Зачастую в одном классе могут обучаться одаренные дети, нормально развитые дети и даже дети, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, чего практически не наблюдается в городских школах.
7. Полифункциональность. Зачастую школа в сельской местности является единственным учреждением, способным удовлетворить социокультурные потребности жителей:
- На селе практически не бывает спортивных или музыкальных школ. Дворцы культуры, если и работают, то проводят массово культурные мероприятия по значимым праздникам. В этом случае целиком организовать досуг молодежи вынуждена школа.
— На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что свыше полутора миллионов детей и подростков оказались за порогом школы, в зоне социального риска. В сельской местности вся ответственность за судьбу этих детей падает на плечи педагогов, которые зачастую не имеют достаточной квалификации для решения таких проблем.
- Зачастую у сельских жителей существует потребность в повышении своего культурно-образовательного уровня, а возможность удовлетворения этих потребностей, то есть предоставление взрослым жителям села дополнительных образовательных и необразовательных услуг, может обеспечить только школа.
8. Многообразие видов школ, что объясняется ограниченностью возможностей социальной сферы села. Для повышения эффективности социального воздействия на жителей, укрепления материально-технической базы школа вынуждена объединяться с учреждениями социальной сферы села, хозяйствами, расположенными в микросоциуме. Отсюда и возникают многообразные виды школ: школа - детский сад, агрошкола, школа - библиотека, школа - филиал ПТУ и т. д.
9. Большая значимость трудового воспитания. Специфика сельской жизни такова, что одной из основных непреходящих ценностей является труд. Исторически основной деятельностью сельских жителей является труд на земле, а базовыми знаниями -знания о том, как этот труд организовать. Поэтому сельская школа, имея своей целью социальную адаптацию детей к окружающей среде, в качестве одного из основных направлений деятельности выделяет трудовое воспитание.
10. Слитность с природным окружением. В городах, мегаполисах природные объекты представляют собой чаще всего распланированные дизайнерами, хорошо ухоженные парки и скверы, которые все же далеки от естественных природных сред. Сельская школа, расположенная в естественном природном окружении, имеет множество возможностей целесообразного и наиболее эффективного использования данного явления для развития личности школьника, формирования прочной системы знаний по некоторым предметам, выработки практических умений и навыков общения с окружающей природой.
11. Постоянный социальный контроль. Специфика сельского социума накладывает большой отпечаток на взаимоотношения его субъектов. Сельский социум исторически более открытый, чем городской, его субъекты менее обособлены друг от друга. В этом случае педагог, который должен в числе
прочего воспитывать на личном примере, должен с особой ответственностью относиться к общественному мнению, он подвержен постоянному социальному контролю. Все это приводит к лишней психической, эмоциональной и моральной напряженности. К тому же в силу специфики своей профессии учитель в сельской местности отличается от остальных субъектов социума образованием, образованностью, профессиональными качествами, и часто возникает ситуация недопонимания жителями села профессиональной деятельности учителя, негативное отношение к данному столь отличному от остальных виду деятельности.
12. Тесная связь с народными традициями. Село в отличие от города всегда являлось консервативной структурой со своим самобытным укладом жизни и традициями. Эта тенденция нашла свое отражение и в образовательной сфере села. Сельская школа, сохраняя тесную связь с народными традициями, делает обучение и воспитание народосообразным, опирающимся на народную культуру.
Сельская школа и общество неотделимы. Они функционируют в едином социальном и временном пространстве. Будучи органической частью целого, сельская школа отражает все противоречия, проблемы, ценности, ему присущие. И только подробное рассмотрение трудностей сельской школы может прояснить существующую ситуацию и разобраться в причинах кризисного состояния школы на селе. У сельской школы много специфических проблем, которые детерминированы социально-экономической ситуацией в стране и перечисленными выше качественными характеристиками. Остановимся более подробно на их характеристике.
Пожалуй, одним из основных факторов, влекущих за собой целый ряд проблем, является малочисленность сельских школ. Действительно, специфика организации учебновоспитательного процесса в классах с малой наполняемостью требует применения специальных методик, которые на данный момент фактически не разработаны. Также в учебных заведениях, готовящих будущих педагогов, в подавляющем большинстве случаев не предусмотрено ни специальных теоретических курсов, ни практических занятий, связанных с изучением специфики преподава-
ния и организации воспитательного процесса в малочисленных школах.
Кроме того, по причине малой наполняемости несколько классов в сельской школе зачастую объединяют в одни класс-комплект. В результате резко падает и качество знаний, и успеваемость учащихся. Причем чаще всего такое объединение осуществляется на базе начальных классов (1-3 и 2-4 классы), хотя именно на данном этапе закладывается базовый уровень знаний, умений и навыков для последующего обучения. При этом следует учитывать, что плохо обстоит дело и с подготовкой детей к школе, так как в сельской местности фактически нет детских садов, а родители в большинстве случаев не обладают достаточным уровнем знаний для профессиональной подготовки к школе своего ребенка. В итоге дети приходят в первый класс неподготовленными, работу с ними приходится начинать с нуля. Складывается ситуация, когда за счет невозможности эффективной подготовки школьников в начальном звене мы практически лишаем их возможности дальнейшего успешного обучения.
Еще одной немаловажной проблемой для сельских школ является так называемое «педагогическое одиночество» сельского учителя. Неблагоприятные социальные условия жизни привели к тому, что на селе невысока концентрация интеллекта, ниже, чем в городе, образовательный и культурный уровень населения. В этой ситуации все более остро встает проблема социальной изолированности учителя от сельского социума. По данным социологического исследования, проведенного на базе ТОИПКРО среди руководителей, педагогов, учащихся сельских школ и их родителей, существенно различаются взгляды на сложившуюся социально-экономическую ситуацию среди данных социальных групп. Так, результаты исследования показывают [2]:
— Оценка руководителями и учителями школ экономического положения на селе более пессимистичны, чем оценки родителей, то есть категория сельских учителей является наименее адаптированной к новой жизни частью сельского социума, нуждающейся в особой поддержке со стороны государства.
— Различный подход среди данных категорий респондентов и в вопросе инновационной деятельности школы, достаточно
большой процент учителей (33%) и руководителей (51,6%) поддерживают различные нововведения, тогда как среди родителей сторонников инноваций гораздо меньше (всего 18%), что свидетельствует о низком уровне осведомленности субъектов сельского социума в данном вопросе.
— Установлено, что оценка уровня образования в сельской школе достаточно высокая со стороны учащихся и особенно родителей и критичная со стороны руководителей школы и особенно учителей.
Столь большое различие взглядов на достаточно широкий круг вопросов приводит к тому, что сельские учителя «замыкаются» в своем коллективе, теряют возможность адекватной оценки проблем, запросов окружающего социума. Это обстоятельство определяется различным культурным и образовательным уровнем данных социальных групп. Школа как воспитательный институт всегда осознавала жизненную потребность в укреплении отношений с сельчанами. В сельской относительно замкнутой социальной общности учитель всегда на виду. Если он далек от остро волнующих проблем местной жизни, то школа не может рассчитывать на активную поддержку сельского мира. Возникает противоречие между несогласованностью взглядов сельского учителя со взглядами односельчан и необходимостью обеспечения функционирования школы согласно запросам сельского социума.
На наш взгляд, необходимо также выделить проблему, возникающую в связи с переводом финансирования образования на муниципальный уровень. Этот факт влечет за собой разноуровневые возможности финансового обеспечения потребностей школ. Материально-техническая база школы влияет на качество обеспечения учебно-воспитательного процесса, возможность предоставления дополнительных услуг, степень привлекательности для иных социальных институтов. Естественно, что принцип муниципального финансирования не способен обеспечить единый уровень развития материальнотехнической базы общеобразовательных учреждений на всей территории РФ. Школа становится все более зависимой от социально-экономического потенциала местности. В данной ситуации под вопросом находится организация единого образовательного про-
странства в масштабах не только страны, но и отдельного региона.
В сложившейся ситуации сельские школы продолжают искать пути выхода из кризиса. На территории Тамбовской области предпринимаются попытки сохранить систему сельского образования. Принятая в октябре 2003 г. целевая подпрограмма «Сельская школа» областной программы «Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2008 гг.» призвана перевести вопросы модернизации сельского образования нашего региона в практическую плоскость, обеспечить повышение качества и доступность образовательных услуг для сельских школьников. Превалирующими моделями реструктуризации сельского образования являются создание сельских социокультурных комплексов и организация подвоза детей в рамках программы «Школьный автобус».
На наш взгляд, организация подвоза детей не является выходом из создавшейся ситуации. Во-первых, данная программа рассчитана на экономию бюджетных средств и предусматривает закрытие ряда школ (или их реорганизацию в начальные общеобразовательные школы), сокращение сети сельских образовательных учреждений и как следствие понижение социокультурного уровня ряда населенных пунктов. Во-вторых, ежедневные поездки наносят существенный вред здоровью детей: нарушается режим дня, климатический фактор может привести к увеличению простудных и других заболеваний, повышается психологическое напряжение и т. д. В-третьих, непоправимый ущерб будет нанесен уровню образования ребенка: меньше времени остается на самостоятельную подготовку, микроклимат образовательного учреждения ухудшается за счет вхождения в него устойчивых групп по месту жительства, повышенная утомляемость влияет на успеваемость и т. д.
По нашему мнению, данная программа скорее могла бы способствовать преодолению безальтернативное™ сельского образовательного пространства, если бы подвоз детей осуществлялся не с целью приобретения базового образования, а с целью повышения имеющегося образовательного уровня (пред-профильные классы, элективные курсы, факультативы и предметы по выбору, кружки, спортивные секции ИТ. д.).
Сельский социокультурный комплекс (ССК) - социально-педагогическая система, нацеленная на обеспечение условий для разностороннего развития и образования детей, молодежи, взрослых. Это целостная многофункциональная образовательная система, «вырастающая» из сельской школы, имеющая широкие социальные связи с внешней средой - предприятиями, учреждениями, организациями, властными структурами, опирающаяся на тесное взаимодействие всех основных субъектов образовательного процесса.
На наш взгляд, данная модель является одной из наиболее оптимально обеспечивающих сохранение сельской школы. Действительно, она позволяет привлечь средства для укрепления материально-технической базы из других социальных сфер, расширить воспитательное пространство школы, включив в него различные социальные институты, привлечь к проблемам школы сельскую общественность, администрацию села, более активно задействовать ученический коллектив в обогащении культурной жизни села и т. п.
Таким образом, именно сельская школа определяет выживание села и демографически, так как закрепляет здесь жителей, и экономически, непосредственно готовя будущих сельских тружеников, и в сфере культуры, так как является центром интеллектуальнокультурной жизни села, а зачастую и единственным очагом культуры. Для сохранения сети сельских общеобразовательных учреждений сегодня необходима активизация деятельности на двух уровнях: государственном и внутришкольном.
На государственном уровне одним из перспективных решений, на наш взгляд, является создание ССК, позволяющего интегрировать культурно-образовательные ресурсы района как ведущего фактора при формировании благоприятной среды для всех участников образовательного процесса. Для повышения эффективности образовательновоспитательного процесса считаем возможным интеграцию разработки данной модели
и внедрение элементов программы «Школьный автобус», то есть создание на базе ведущих школ предпрофильных классов, кружков по интересам и т. д., и разработка графика и осуществление подвоза детей. Данный подход позволит не только сохранить сеть сельских общеобразовательных учреждений, но и расширить возможности детей для повышения своего образовательного уровня.
В свою очередь и сама школа способна преодолеть многие трудности и создать условия для формирования и развития личности, отвечающей требованиям современного общества, конкурентоспособной, востребованной в различных сферах социальной жизни. Этого можно добиться путем внедрения инноваций, использования новых подходов в образовании и воспитании ребенка: организации личностно-развивающего воспита-
тельного пространства школы, расширения связей школы с общественностью, акцентирования внимания на формировании и развитии культуры личности учащегося, в том числе основ исследовательской культуры как важной предпосылки будущего профессионального становления и т. д.
Таким образом, только совместная и согласованная деятельность школы и государства способна, с одной стороны, преодолевать трудности, определяемые спецификой сельского социума, а с другой стороны, используя те преимущества, которые он несет, создать условия для преодоления кризисной ситуации.
3. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов. Мн., 2000.
4. Гужева О.Г. Сельский социум и образование. Информационно-аналитическая записка о результатах социологического исследования, проведенного среди руководителей, педагогов, учащихся сельских школ и их родителей. Тамбов, 2004.
Поступила в редакцию 13.06.2006 г.