Библиографический список
1. Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе / Н. Д. Гальскова, 3. Н. Никитенко. - М.: Айрис.Пресс, 2004, - 235 с.;
2. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Внешкольник. - № 4. - 2002. - С. 2-4;
3. Матис, В. И. Педагогика межнационального общения / В. И. Матис, -■ Барнаул, 2003. - 506 с.
4. Об образовании: Закон Российской Федерации № 12-ФЗ от 13.01.1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. -№ 3. - Ст. 150, с. 701
5. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988
6. Примерные программы по иностранным языкам. Пояснительная записка / Иностранные языки в школе. — 2005. - № 5. — С. 2-33.
7. Русское слово в мировой культуре. Материалы X Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. В 2-х т. Т. II / Под ред. Юркова Е. Е. и др. - СПб., 2003. - С. 37-43.
УДК 37. 104 (471. 67)
Д. М. Абдуразакова
СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА ДАГЕСТАНА КАК ЕСТЕСТВЕННАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В 1995 г. ООН приняла « Декларацию принципов терпимости», в которой провозглашаются принципы человеческого единения в современном и будущем мире, указаны пути их реализации.
Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной, важнейшей задачи. Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях [2].
Проблема воспитания толерантности стала особенно актуальной в наши дни из-за возросшей напряженности в человеческих отношениях.
Толерантность в современном понимании имеет широкий спектр трактовок и интерпретаций. Ее понимание не однозначно в разных культурах.
П. Степанов подчеркивает, что «толерантность можно рассматривать в двух контекстах: во-первых, в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности), во-вторых, в контексте ценностного отношения к людям как к представителям иных со-
циокультурных (этнических, конфессиональных, субкультурных) групп [5]. Именно такое понимание толерантности легло в основу настоящей статьи.
В федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» подчеркивается, важность разработки комплекса учебных программ по воспитанию толерантного сознания путем межэтнического и межкультурного диалога. Для этого предлагаются введение в учебный процесс новых дисциплин гуманитарного профиля, способствующих осознанию единства мировой специфики и национальной культуры.
Важным аспектом по формированию толерантной личности в полиэтнической среде является воспитание детей на народно-педагогических, национально-культурных традициях.
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, — писал К. Д. Ушинский, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых: лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
Культура и традиции народов Дагестана богата уникальными примерами проявления терпимости по отношению друг к другу в самых разнообразных жизненных ситуациях, свойственных именно самобытности горских народов, их образу жизни, характеру, определяемых, прежде всего природно-климатическими, естественно-географическими, социально-экономическими, хозяйственно-бытовыми, политическими условиями.
Мы позволим себе несколько подробнее остановиться на исторических и этнических предпосылках воспитания толерантных отношений и в частности на тех проблемах, которые обусловлены общинными формами жизнедеятельности. В нашем исследовании эти формы характерны для Нагорного Дагестана.
Нагорный Дагестан лишь часть горного Дагестана, плотно населенная и интенсивно освоенная в хозяйственном отношении. Здесь живут аварцы, лакцы, даргинцы и другие. Живут преимущественно родами по древним законам предков.
В центре нашего анализа - рассмотрение некоторых социально-педагогических функций джамаата - общины, тухума - рода, их роли в формировании толерантности.
Джамаат, состоящий из тухумов, в понятии горцев - это самоуправляемая община. Это - одна из самобытных черт Дагестана. Джамаат выступал как единое юридическое лицо, обладающее правами на свою землю, вплоть до отчуждения или передачи в условное пользование любой ее части. Все вопросы, внутренние дела решались на общем собрании общины. Его сила держалась на внутреннем единстве его людей. Отсюда главной заботой его становилось поддержание мира и порядка на своей территории. Исключительное значение придавалось соблюдению таких моральных норм, как добропорядочность, уважительное отношение к старшему, забота о детях, гостеп-
риимиость, проявление милосердия и отзывчивость. Самым решительным образом пересекались противоправные действия - уклонение от исполнения духовной обрядности, сквернословие, пьянство, курение, воровство, обман. Вокруг тех, кто совершал правонарушения, создавалось суровое общественное мнение. Существовала народная этика (намус), нравственную норму которой нельзя было нарушать.
Жизнедеятельность джамаата из поколения в поколение держалась на его постоянной политике согласия и примирения (маслиат). В нем действовали привычные для людей простые правила общения между собою и взаимоподдержки. Этому содействовала цементирующая роль тухумов, из которых состояла община.
Тухум - это род, родня, -- древняя форма организации кровнородственных объединений горцев. По традиции каждый горец принадлежал к определенному тухуму. Образное выражение понятий «тухум» отразилось в аварской пословице: «Дерево держится корнями, а человек тухумом».
Наше внимание к этому объединению объясняется тем, что в основе родовых отношений заложены семейные отношения с множеством их проявлений: между отцом и матерью, коренной семьей и вновь образовавшейся, кровниками, сородичами и теми людьми, которые в силу обстоятельств стали членами рода. Кроме того, по дагестанским обычаям отношение личности к обществу опосредовалось тухумом. Нужно подчеркнуть тот факт, что общинные и семейные отношения взаимосвязаны.
Всем семейным функциям, в том числе и воспитанию детей, община, род придавали не меньшее значение, чем сама семья, через семью она обеспечивала себе самозащиту и свое воспроизводство.
И. О. Константинов писал, что джамааты (сельские общипы) разделялись на тухумы, фамилии, семьи, и каждый из них заключал в себе не только близких и дальних родственников, но даже тех, вышедших из дальних мест, присоединившись к иной, приняли ее название и поселились на принадлежавшей ей участке [3].
Под покровительством тухума в общине раньше жили священники, учащиеся, наемные пастухи, чабаны, работники и др. лица, временно живущие в ауле и не являющиеся членами джамаата.
И, наконец, следует заметить, что большинство тухумов в х орах не имело никакой общей собственности. Это была своего рода активно функционировавшая социальная организация: количество членов тухума определяло его силу на народных собраниях (сходах), во время войны, соприсяге, гражданских и уголовных процедурах.
Тухум мог принуждать своих членов к соблюдению освященных тысячелетиями хозяйственных, общественных и нравственных основ жизни общества. Очевидно, это объясняется упрощенностью исполнительного аппарата принуждения и наказания. Например, недостойного, совершившего
преступления против общины и нравственности, тухум изгонял из своего состава. Акт соглашения подобного решения происходил в общественном месте. В число бесчестных и особо тяжких поступков входило нарушение неприкосновенности лиц, находившихся под защитой общины, священников, временно обосновавшихся в ауле людей.
Таким образом, тухумы являлись живыми клетками общины. Через них община:
1. упорядочила межтухумные отношения;
2. выступала как арбитр при решении сложных вопросов, проблем;
3. примиряла стороны в случаях кровной мести.
Анализ социальных функций рода дает основание считать, что процесс воспитания определялся той системой ценностей, которая сложилась в общине и в роду.
Особую роль в воспитании детей род придавал воспитанию у них человечности. Ребенка с детства учили, что он должен, прежде всего, быть человеком. Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов в книге «Мой Дагестан» [1] приводит образец надписи на могильной плите;
Он мудрецом не слыл И храбрецом не слыл,
Но поклонись ему:
Он человеком был.
И еще широко распространенная пословица: «человеком родился, человеком умри». Есть у горцев правило: «продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не потеряй в себе человека». Об ауле, где нет порядка, об ауле неряшливом, склочном, непутевом говорят: « человека там нет».
В жизни рода оберегаются, сохраняются и передаются из поколения в поколение традиции формирования нравственного облика человека. Его нравственная ценность определялась местом его в обществе, отношение его к окружающим и окружающих к нему.
Материалы, полученные нами от сторожил современного Гуниба (высокогорного Дагестана), показывают устойчивость традиционных взглядов и устоев. Народная мудрость, горский и намус, служат высокому идеалу нравственного воспитания каждого человека: «Мы изучали кодекс чести и достоинства в скромной горской сакле у очагов, когда наши мамы варили для нас вкусный кукурузный хинкал или кашу на молоке. Мы изучали этот кодекс на примере жизни аксакалов, которые были для нас высшим авторитетом и воплощением мудрости».
Таким образом, воспитательная роль тухума имеет множество аспектов:
- род выполняет функции морального регулятора;
- юридического законодательного объединения;
- функции защиты членов рода, заботы о них и подготовки мужского населения к этим обязанностям;.
— семейные функции;
- религиозные функции и др.
Главной функцией, как видно из специальной литературы и анализ суждений старейшин, является морально - этическая, регулирующая.
Функция морального регулирования действует в общественной жизни, как естественная норма отношений соседа с соседом. Соседи наблюдают за детьми друг друга, за нравственностью молодых людей, особенно девушек и женщин. Общественное мнение регулирует систему ценностей, принимаемых аулом (как материальных, так и духовных).
Семья регулирует помощь молодым. Каждый ребенок с детства знает, что он может, что не может, что ему разрешено, что запрещено.
Таким образом, принцип регулирования в своих основополагающих характеристиках формируется как естественное основание целесообразной жизни.
В горских аулах в формировании ценностных ориентаций ребенка, его толерантности важную роль играет общественное воспитание. Традиция общественного воспитания в основном осуществляется на годекане - специальная площадь в ауле, на которой в свободное от работы время собирается мужская часть жителей аула.
Интересны наблюдения русского исследователя Н. В. Воронова, сделанные им в 1867 г. В Гунибском округе Дагестана. Вот как он описывает порядок на годекане: «Но вот состоялся джамаат (сход сельских жителей). Все члены его держат себя весьма дисциплинированно: у места молчат, у места говорят, у места слушают, интерес каждого предмет сходки. Это не стадо, это - строго дисциплинированная толпа, поведением ее на сходке может остаться доволен любой поклонник порядка... Дисциплина в Дагестане заявляет себя не чем-либо прививньш, законным: она, так сказать, вытекает из существа дагестанцев... «Эта дисциплина предполагает терпимое, уважительное отношение к тем, кто говорит или слушает» [ 3 ].
На годекане соблюдался традиционный порядок: были и остаются почетные места для аксакалов, для семейных мужчин, для молодых и подростков. До вывода на годекан детей учили в семьях как вести себя там, кого и как приветствовать, как выражать соболезнование, как приглашать в гости, проявлять внимание к старшим, безотказно выполнять любую просьбу последних. Здесь этикет проявлялся воочию, он был местом, где в детях развивали традиционные нравственные качества. Уезжая куда-нибудь на годекане прощались, получали нравственные наказы, возвращаясь, здоровались с ним.
До 15 лет юноши туда не ходили. Для беседы или игры они собирались во дворе у кого-нибудь из ребят. У них свои особые интересы, вкусы, благодаря которым у них и возникает желание изолироваться. Но достичь этого в условиях села нелегко. К ним могут присоединиться мальчики младшего школьного возраста, но они в игру или разговоры не вступают, с любопытством слушают, наблюдают, что вокруг делается. Но стоило старшему муж-
чине пройти мимо них, как игра тут же прекращается. В тоже время, воспитанные в правилах патриархального быта, мальчики могли спокойно продолжать игру, когда проходила женщина. На годекане формировалось общественное мнение, направляемое наиболее уважаемыми людьми.
Таким образом, годекан в понятии дагестанцев своего рода клуб, трибуна, своеобразная школа на открытом воздухе, школа толерантных отношений. Сюда не допускались те, которые не соблюдали традиции. Молодежь здесь имела возможность видеть хорошее и плохое, наблюдать за взрослыми, их поступками и поведением.
Нахождение в составе тухума, вера в него и в то, что это его родные и близкие, придавало каждому горцу надежность, устойчивость, защищенность от любых посягательств со стороны. Узы тухумного родства являются мощным фактором взаимной поддержки и помощи друг другу. Община для своих членов создает духовную и социальную защиту7 от жестких воздействий и влияний микросреды, а он не «воздействует» и не «формирует». Ей свойствен гуманизм отношений: воспитание гуманными отношениями главная его сила. Она создает оптимальные условия для самореализации и самоопределения личности, для развития природных задатков и способности каждого члена общины.
Вместе с тем. исследуя устойчивость традиций тухума и общественного воспитания, мы обнаружили противоречие процесса их функционирования.
Родовые законы и культурные традиции рода не соотносятся с требованиями государственных структур.
Попадая в сферу государственности, горский ребенок оказывается перед этими противоречиями. Опыт его жизни в системе родовых отношений затрудняет процесс адаптации к школьной жизни. Анализ полученных данных дает основание полагать, что переход ребенка от отношений замкнутости среды обитания к отношениям гражданского порядка, развивающих личностные начала в человеке, создает двойную систему ценностей, и человек выбирает, когда какой системой пользоваться, то есть он не имеет принципиально очерченной позиции, им легко управлять.
Сложность заключается в том, что:
- гражданские отношения не существуют вне государственных, и в условиях Дагестана ребенок должен усваивать ту систему государственности и соответствующих требований, которые необозримы для него, и часто глубоко чужды в силу того, что он никуда не выезжал своего дела.
- формируя положительные свойства и качества личности, учитель в государственной системе школы разрушает родовые отношения, основы нравственных отношений.
А потому психологическое состояние, сопутствующее в формировании гражданских чувств и государственного мышления не имеют ровного последовательного развития, а приобретает противоречивый, скачкообразный характер.
Очевидным является противоречивое взаимодействие социальных ролей, которые выполняет одна и та же личность - ребенок и учитель за пределами школы живут родовыми отношениями.
Социальная ситуация развития (Л. С. Выготский) на каждом возрастном этапе обостряется открытыми противоречиями. К моменту окончания школы молодой человек осваивает суть ее социальных требований, но через некоторое время, переезжая на учебу, работу в другие места, осваивая образ жизни людей другой среды, он теряет корневые истоки собственных традиций.
Народный поэт Дагестана Р. Гамзатов пишет: «Был случай с Абуталибом в городе. Принес он часовщику исправить часы. Мастер в это время был занят починкой часов сидящего тут же молодого человека.
- Садись, сказал часовщик Абуталибу.
- Да, у тебя люди я вижу. Зайду в другой раз.
- Где ты увидел людей? - удивился часовщик.
- А вот молодой человек?
- Если бы он был человеком, он сразу встал бы, как только ты вошел, и уступил бы тебе место» [1].
Как видно из этого примера в ситуации нет поучения, просто обычный часовщик говорит притчей понятной молодому человеку, что он нарушает обычай уважительного отношения к старшему.
Трансформация мотивов, происходящая в социальной жизни, порождает побуждения, разрушающие сложившиеся способы поведения и деструкги-рует личность.
Сегодня все больше становится таких случаев как с Абуталибом. Все это обращает нас к чрезвычайно важной проблеме формирования толерантных отношений между людьми.
Таким образом, прежде чем выработать ту или иную программу воспитания, школа должна учитывать этнические особенности и национальное своеобразие каждого, и даже самого малого народа. И именно эти особенности являются фундаментом развития гражданского самосознания, толерантных отношений в обществе.
Билиографический список
1. Гамзатов, Р. Г. Мой Дагестан. - М., 1973. - С. 2—78.
2. Декларация принципов терпимости. - Париж, 1995. - С. 7-10.
3. Культура и быт народов Северного Кавказа. — М., 1968. - 186 с.
4. Мид, М. Культура и мир детства: Изб. Произведения (пер. с анг. и комментарий Ю. А, Асеева: отв. ред. И.С. Кон)-М., 1988.- 429 с.
5. Степанов, П. методика воспитания межкультурной толерантности// Воспитательная работа в школе. - 2003. — № 5. — С,80—90.
6. Тишков, В. А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах // Толерантность и культурная традиция. - М., 2002 — С. 12.