ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ
Давудов А.Д., заслуженный учитель РД, ст. преподаватель кафедры Гд ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», Дербент
Аннотация. Содержанием образовательного процесса становится воспитание уважения к духовно-историческому наследию своего народа, приобретение к базовым нравственным российским ценностям в контексте формирования у молодого поколения идентичности гражданина России.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, семья, дети.
ETHNO-CULTURAL EDUCATION IN SCHOOLS
Davydov A. D., honored teacher of Dagestan, senior lecturer Gd ChOO VO "Social pedagogical institute", Derbent
Abstract. The content of the educational process is the development of respect for the spiritual-historical heritage of its people, the purchase of Russian to basic moral values in the context of the formation of the younger generation of the identity of the citizen of Russia.
Key words: patriotism, education, family, children.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России впитала систему базовых национальных ценностей, раскрывающих основное содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации. Это - патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российский религии, искусство и литература, природа, человечество [3].
Под этнокультурным воспитанием мы понимаем такое воспитание, которое основано на традициях и обычаях народа, на его пытливом уме и богатом устном творчестве. Главным воспитателем здесь выступает народ в мире родителей, бабушек и дедушек, уважаемых родственников, старших наставников, мастеров разных профессий, духовных лиц, представлений общественности. В качестве коллективных институтов воспитания выступают джамаат, годекан, сход и т.д. [2]
Важную роль в этнокультурном воспитании играет преподавания курса «Культура и традиции народов Дагестана». Этот предмет ведут у нас опытные учителя, классные руководители с хорошей профессиональной подготовкой и, конечно, носителю данной культуры. Народы Дагестана стремились, используя обычаи и традиции, а также богатейший фольклор, передать юным поколениям высоко - нравственные житейские наставления - быть честным, добрым, трудолюбивым, милосердным, уважительным к старшим, любить свой дом, аул, а, значит и свою Родину [4].
Этнокультурное воспитание детей целиком базируется на народной педагогике: это «исторически выстраданная теория и практика прогрессивного воспита-
ния, обучения поколений и благоразумного управления народными массами. Это есть и воспитание, учитывающее при формировании личности такие факторы, как: географическая, национальная, социальная среда, традиционный уклад жизни, виды национального труда и местные промыслы, традиции и обряды, национально искусство, языки, религия. Все это в свое время игнорировалось официальной педагогикой. Были «потеряны» также формы традиционного общественного воспитания, как горский годекан, мужские молодежные сходы, вечера, посиделки, коллективные мероприятия, трудовое объединение, народные праздники, состязания и многое другое. Нарушилась взаимосвязь родителей и детей, семьи и рода, рода джамаата, джамаата и народа [1].
Родители, общественность, некогда отлученные от воспитания своих детей, сегодня нередко сами отказываются от этой жизненно предписанной им обязанности и полностью возлагают ее на школьные учреждения. Краеугольным камнем всей системы народного воспитания является духовно-нравственное воспитание детей, усвоение традиций человечности, объединяющих нравственно-этические традиции и главные духовные богатства дагестанских народов - установление между людьми подлинно человеческих, гуманных отношений как в семье, так и в обществе.
Духовное воспитание личности включает не только веру и религию, но и порядочность, память о предках, уважение к своему прошлому, честность, благородство, великодушие, милосердие, родство, семью, стыд, совесть и другие понятия. Наиболее яркие представления о нравственности зафиксированы в моральном кодексе «Намус» горцев: преданность к Родине и народу, трудолюбие, правдивость и человечность, скромность, доброта, единство, уважение к старшим, коллективу, непримиримость к врагам народа, рассудительность, разумная экономия и знание меры.
Этнокультурное воспитание сконцентрировало в себе ценнейший опыт и сформировало у подрастающих поколений патриотические чувства. Содержание патриотического воспитания соприкасается с содержанием духовно-нравственного воспитания и почет сливается с ним. Это любовь к матери, семье, родственникам, соседям, джамаату, родным. Ежегодно мы отмечаем в нашей школе День матери (30 ноября) с приглашением матерей, бабушек. На таком же уровне проводятся у нас праздники День единства народов Дагестана, День согласия и примирения, день города и т.д. Для горцев характерно стремление жить по законам красоты. Ярче всего отношение народа к красоте выражена в многочисленных произведениях декоративно-прикладного искусства: паласах, джурабах, тростях, коврах, изделиях из дерев, золота, серебра, керамики. В рождении эстетических чувств народа неоценима роль музыки, танцев, цирковых и театральных представлений.
Эстетическое воспитание в народной педагогике находилось на высоком уровне. По мнению народа, человек должен уметь красиво трудится, вежливо беседовать, по-доброму относиться к человеку и природе, красиво творить, и, самое главное, ценить красоту.
В нашей школе ежегодно проводится месячники Дружбы народов, участвуют все классы. Проводятся конкурсы на лучшее исполнение национальных песен,
танцев, изготовление и демонстрацию национальной одежды, выплавки изделий рукоделия, а также выставку газет на национальную тематику.
Народная одежда, любимые песни, танцы, музыка, приятные речи и беседы -все это способствует эстетическому воспитанию учащихся. Этнические традиции успешнее возрождаются, если они востребованы обществом. Возрождение традиций, их влияние на эмоционально-чувственную сферу национального самосознания можно наглядно увидеть на примере современного проведения традиционного праздника «Новруз Байрам», «Яран Сувар», «Эбел цен», «Праздник первой борозды» в нашей республике это уникальное явление, в котором сосредоточены все этнокультурные проявления народов Дагестана, его философия, мировоззрение, мифология, верования.
Дети, учителя демонстрируют на этом празднике все лучшее, что сохранено веками или воскрешают то, что было забыто в наши дни: проходит обряды очищения, принимает участие в обрядах поклонения огню, духам земли. Учащиеся, учителя одеваются в лучшие национальные костюмы, готовят угощения из национальных блюд; играют в народные игры и состязания, демонстрируя силу и ловкость; танцуют и поют старинные народные песни. Многолетний опыт празднования этого замечательного весеннего праздника показывает, что он подымает настроение, придает теплоту и дружелюбие ко всем окружающим, пробуждает радость наступления весны, а взрослые респонденты отличают его энергетику и силу.
Итоги опроса подтверждают, что этот праздник духовного обогащает его участников, укрепляет их самосознание, веру в единение с природой и окружающим миром.
Реальные результаты дают воспитание экологической культуры учащихся. Проблема взаимодействия человека и окружающего мира существовала всегда, а сегодня приобрела актуальное значение. Наши предки с большим уважением относились к природе: берегли источники, сажали деревья, и не уничтожали леса. Эти же благородные традиции лежат в основе экологического воспитания, проводимого в школе.
Ежегодно проводятся экологические десанты: субботники, участвуют в операции «Чистый берег», высаживают деревья и кустарники, отмечают День птиц и т.д. Проведение таких мероприятий и есть вклад непрерывного этнокультурного образования, воспитания, отражающие национальную и духовную самобытность культуры, традиций, повседневного быта народа, пропагандирующего идеи межнациональной дружбы и сотрудничества.
Национальные культурные традиции и обычаи народов Дагестана обогащают и расширяют духовно-нравственный потенциал школьников, способствуя становлению личности, ответственной за свою судьбу.
Литература:
1. Агабалаев И.А. Традиционное горское воспитание. 2014. 241 с.
2. Агабалаев И.А. Предмет «культура и традиции народов Дагестана» в школе как пропаганда народного опыта воспитания. //Вестник Социально-педагогического института. 2016. №3. С. 33-45.
3. Волошина Т.В., Новикова Т.Г. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие. 2002.
4. Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана. 2010.
Literature:
1. Agabalayev A. I. Gorsky Traditional education. 2014. 241 p.
2. Agabalayev A. I. the Subject of "culture and traditions of the peoples of Dagestan" in the school as the promotion of people's experience of education. //Bulletin of Socio-pedagogical Institute. 2016. No. 3. P. 33-45.
3. Voloshina T. V., Novikova T. G. Culture of peace, human rights, tolerance and peacefulness. 2002.
4. Saidov T. G. Culture and traditions of the peoples of Dagestan. 2010