ОБЗОР НАУЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
СЕКЦИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА В РАМКАХ XI МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (КУТАФИНСКИХ ЧТЕНИЙ) И IV МОСКОВСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ФОРУМА
Аннотация. В статье приводится обзор заседания секции финансового права в рамках XVII Ежегодной международной научно-прак-тической конференции юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и XI Международной научно-практической конференции (Кутафинских чтений) Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА) «Обеспечение прав и свобод человека в современном мире» 23 и 24 ноября 2016 г. и обзор заседания научно-практической конференции «Финансово-правовые инструменты реализации стратегии экономической безопасности России», проведенной кафедрой финансового права Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА) в рамках IV Московского юридического форума 7 апреля 2017 г. Ключевые слова: финансовое право, наука, конференция, налоговое право, бюджетное право, Банк России, Федеральное казначейство, необоснованная налоговая выгода, защита прав, налоговые споры, парафискалитеты, расходы, расходные обязательства, финансовый рынок, субъекты финансового рынка.
DOI: 10.17803/2311 -5998.2017.36.8.210-219
Ежегодно кафедра финансового права Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА) проводит более 20 научных мероприятий, основными из которых являются секционные заседания на Кутафинских чтениях и Московском юридическом форуме.
23—24 ноября 2016 г. в рамках VI Московской юридической недели кафедрами финансового права Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА) и Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова было проведено совместное заседание секции на тему: «Публичные финансы как механизм обеспечения прав и свобод человека». В работе секции приняли участие представители ведущих юридических вузов страны, в том числе Саратовской государственной юридической академии, Московского государственного института международных отношений (Университета), Российского университета дружбы народов, Российского государственного университета правосудия, Воронежского государственного университета, Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского и т.д., а также представители ведущих юридических практик.
Работа первого дня заседания секции была организована на базе юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кафедра финансового права которого в этом году отпраздновала свой 10-летний юбилей. В своем приветственном слове заведующий кафедрой финансового права МГУ имени М.В. Ломоносова М. Ф. Ивлиева поблагодарила присутствующих за поддержку, оказанную кафедре
Елена Юрьевна ГРАЧЕВА,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой финансового права Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА) kfp@msal.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Александр Александрович СИТНИК,
кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА) assitnik@gmail.com 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
© Е. Ю. Грачева, А. А. Ситник, 2017
"Т^ЕСТНИК ГраЧеВаЕ.Ю.,аВ-гн„к А.А М й
// ^ )УНИВЕРСИТЕТА Секция финансового права в рамках XI Международной
именио.е. кутафина(мгюа) научно-практической конференции [Кутафинских чтений).
на пути ее становления. Особую признательность Марина Федоровна выразила профессору Н. И. Химичевой, безвременно покинувшей нас 17 марта 2016 г.
В адрес кафедры финансового права МГУ имени М.В. Ломоносова прозвучали поздравления представителей Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Профессор О. В. Болтинова отметила выдающийся вклад кафедры в развитие науки финансового права, а также пожелала дальнейших успехов в учебной и научной работе.
Заседание секции открыл доклад к. ю. н., доцента кафедры финансового права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Д. М. Щекина, посвященный проблемам защиты прав налогоплательщиков. Говоря о последних тенденциях разрешения налоговых споров в арбитражных судах, докладчик отметил, что в настоящее время по крупным делам (более 100 млн руб.), а также делам, связанным с решением вопроса о получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды, происходит почти полный отказ в защите прав налогоплательщиков. Д. М. Щекиным был отмечен факт крайне широкой интерпретации концепции необоснованной налоговой выгоды и искажения судами фактических обстоятельств дел для оправдания производимых доначислений. По сведениям докладчика, в настоящее время более 80 % дел по налоговым спорам решается в пользу налоговых органов, что дает порядка 192 млрд руб. дополнительных начислений, поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации В то же время, по мнению Д. М. Щекина, подобный подход ведет не к защите публичного интереса, а к его нарушению, поскольку в конечном итоге уменьшается потенциальный доход государства.
Освещение данной проблемы было продолжено в докладе д. ю. н., профессора Ю. А. Крохиной. Согласившись с предыдущим докладчиком, Ю. А. Крохина отметила, что на сегодняшний день «взыскание налогов обходится государству дороже, чем тот финансовый результат, который получают в бюджет». По ее мнению, налогоплательщики не доверяют системе досудебного обжалования, в результате чего сознательно не предоставляют доказательства на данной стадии, предъявляя их только в процессе судебного разбирательства. Автором было предложено дополнить ст. 3 НК РФ принципом, запрещающим получение необоснованной налоговой выгоды и законодательно закрепить ее критерии.
В свою очередь, д. ю. н., доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета А. Г. Пауль отметил роль бюджетного права в защите прав и свобод человека. По замечанию докладчика, бюджетное право на современном этапе исторического развития должно создавать механизмы финансового обеспечения прав и свобод человека. Была подчеркнута ведущая роль судебных органов в становлении бюджетно-право- о
вых механизмов защиты прав и свобод человека и выражено пожелание о не- н
обходимости учета позиции судебных органов при разработке проекта нового Бюджетного кодекса РФ.
Проблема возможного введения «налога на тунеядцев» была поднята в до- ы
кладах к. ю. н., заведующего кафедрой конституционного и административного права Волгоградского института бизнеса С. М. Мироновой и к. ю. н., юриста ком- е
пании «Пепеляев групп» К. А. Сасова. В частности, С. М. Мироновой был рассмотрен опыт введения аналогичного обязательного платежа в Республике Бе- приятий
□
>
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
ларусь (сбор на финансирование государственных расходов). В докладе были освещены проблемы, связанные с природой данного платежа, его экономической обоснованностью и т.д. К. А. Сасов, в свою очередь, раскрыл позитивные и негативные последствия введения данного налога. Так, к плюсам налога были отнесены: пресечение социального тунеядства, поддержание региональных бюджетов, возможность заставить «серый» бизнес платить налоги. К минусам «налога на тунеядство» автор отнес: отсутствие финансовых источников выплаты налога у неработающих, несвоевременность введения такой меры в условиях экономического кризиса, неэффективность налогового контроля, невозможность применения принципа возмездности платежей за госуслуги. В целом же, по мнению К. А. Сасова, вместо введения рассматриваемого налога следует изменить структуру государственных расходов, в частности за счет снижения количества государственных чиновников (общее количество которых, под данным докладчика, с 1991 г. выросло в два раза), увеличения налоговой нагрузки на богатых граждан, на нефтяной и сырьевой бизнес, а также приватизации государственного имущества.
В первый день работы секции прозвучали доклады д. ю. н., профессора кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Т. Э. Рождественской на тему: «Финансовый рынок как финансово-правовая категория»; д. ю. н., профессора Российского государственного университета правосудия Х. В. Пешковой на тему: «Бюджетное устройство государства как инструментарий обеспечения прав и свобод человека в условиях модификцации бюджетного законодательства России»; к. ю. н., старшего преподавателя кафедры финансового права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Е. В. Овча-ровой на тему: «Проблемы кодификации административной ответственности за нарушение налогового законодательства»; руководителя аналитической службы компании «Пепеляев групп» В. М. Зарипова «О роли науки и преподавания в развитии налогового права в современных условиях»; к. ю. н., доцента кафедры финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной юридической академии Е. Г. Беликова на тему: «Механизм финансово-правового обеспечения реализации социальных прав человека»; к. ю. н., доцента кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) В. А. Мачехина на тему: «Правовая основа борьбы с трансграничным уклонением от уплаты налогов: новые тенденции»; к. ю. н., старшего преподавателя кафедры конституционного и муниципального права Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского К. А. Пономаревой на тему: «Запрет дискриминации и правовой режим налогообложения физических лиц — нерезидентов в интеграционных объединениях»; вице-президента ПАО «Акрон» И. М. Кузнеца на тему: «Развитие инструментов противодействия злоупотреблению правами налогоплательщика в Российской Федерации»; руководителя департамента налогообложения «Эйч-эс-би-си Банка (РР)» А. В. Хотеева на тему: «Новые тенденции в налоговом администрировании».
Второй день заседания секции открыл к. ю. н., доцент кафедры финансового права Воронежского государственного университета А. В. Красюков с докладом, в котором рассмотрел вопросы, связанные с пределами налоговой дискреции законодателя. Рассматривая «дискреционные полномочия» как форму реализации
в
ЕСТНИК Грачева Е. Юч Ситник А. А.
УНИВЕРСИТЕТА Секция финансового права в рамках XI Международной имени о.Е.кугафина(мгюА) научно-практической конференции [Кутафинских чтений)...
налогового суверенитета государства, А. В. Красюковым было сделано предложение по законодательному закреплению количественных пределов реализации дискреции законодателя посредством определения предельной налоговой нагрузки налогоплательщика.
Проблемы правового регулирования виртуальных валют на современном этапе исторического развития были затронуты в докладе к. ю. н., доцента кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) А. А. Ситника. На основе сопоставления механизмов правового регулирования обращения виртуальных валют в иностранных государствах докладчиком был сделан вывод о необходимости выработки единых подходов к контролю за операциями, проводимыми с использованием данных расчетных инструментов.
В докладе к. ю. н., заведущего кафедрой предпринимательского и финансового права Байкальского государственного университета Н. В. Васильевой были рассмотрены вопросы финансово-правового регулирования парафискальных платежей. По справедливому замечанию докладчика, категория «парафискаль-ный платеж» нуждается как в теоретическом осмыслении, так и в законодательном закреплении. Как было отмечено Н. В. Васильевой, в настоящее время отсутствуют минимальные требования к условиям установления и взимания таких платежей, а нормативные правовые акты, устанавливающие парафискалитеты, носят разрозненный характер и имеют различное содержание в части размера ставок, сроков уплаты и т.д. Исходя из толкования ст. 57 Конституции РФ, докладчиком было предложено устанавливать парафискалитеты исключительно законами, а также принять отдельный федеральный закон, в котором определялись бы принципы установления и взимания парафискалитетов, включая критерии их допустимости. Кроме того, было предложено наделить органы внешнего финансового контроля функциями по контролю за уплатой парафискалитетов.
Тематика правового регулирования публичных расходов и расходных обязательств была освещена в докладах к. ю. н., доцента кафедры финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной юридической академии Н. И. Землянской и к. ю. н., доцента кафедры предпринимательского и финансового права Байкальского государственного университета экономики и права Ю. В. Пятковской. По мнению Н. И. Землянской, в настоящее время в науке финансового права назрела необходимость концептуального исследования понятия «публичные расходы». Лишь после всестороннего изучения данный термин может найти свое законодательное закрепление. По мнению докладчика, основным критерием объединения публичных расходов должны выступать
□
публичные интересы. При этом критерий права собственности на расходуемые
денежные средства не может выступать в качестве ведущего критерия, поскольку о
публичные расходы осуществляются как из бюджетов, так и за счет финансовых н
ресурсов, принадлежащих другим хозяйствующим субъектам. В свою очередь,
Ю. В. Пятковская, рассматривая вопросы, связанные с формированием расход- ч
ных обязательств субъектов Российской Федерации, подчеркнула, что публичные ы
расходные обязательства не возникают на основании Конституции РФ, законов
(решений) о бюджете (поскольку они лишь создают благоприятные финансовые
условия для реализации существующих расходных обязательств), нормативных
правовых актов, утверждающих государственные (муниципальные) программы приятий
>
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
(в них содержится лишь намерение провести то или иное мероприятие, требующее принятия расходного обязательства), государственные муниципальные контракты (процедура заключения контракта предполагает, что расходные обязательства уже существуют), трудовыми договорами и служебными контрактами (так как в противном случае принятие работника на работу в текущем финансовом году должно влечь за собой необходимость внесения изменений в закон (решение) о бюджете).
Кроме того, во второй день заседания секции финансового права прозвучали доклады к. ю. н., доцента кафедры административного и финансового права Московского государственного института международных отношений (Университета) Е. А. Рыжковой на тему: «К вопросу о статусе налогоплательщиков в странах арабского Востока»; к. ю. н., доцента кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Ю. К. Цареградской на тему: «Финансово-правовое регулирование государственного долга субъекта Российской Федерации»; к. ю. н., ведущего научного сотрудника отдела финансового, налогового и бюджетного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ О. О. Журавлевой на тему: «Стимулирование правомерного поведения в налоговой сфере: актуальные проблемы нормативного проектирования»; к. ю. н., доцента филиала Московского института государственного управления и права в Карачаево-Черкесской Республике Р. А. Тория на тему: «Публичные финансы как механизм обеспечения прав и свобод коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»; к. ю. н., доцента кафедры финансового права Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) Е. М. Андреевой на тему: «Общая характеристика единой субвенции»; к. ю. н., доцента кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия Е. Г. Васильевой на тему: «Опционные сделки как допустимые способы налоговой оптимизации» и аспиранта кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Е. В. Исаевой на тему: «Защита прав и интересов вкладчиков и кредиторов посредством применения мер воздействия Банка России на кредитные организации».
Всего через четыре месяца после завершения VI Московской юридической недели Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) вновь принял в своих стенах ведущих представителей финансово-правовой науки. 7 апреля 2017 г. в рамках IV Московского юридического форума прошла научно-практическая конференция «Финансово-правовые инструменты реализации стратегии экономической безопасности России».
В работе конференции приняли участие представители Банка России, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, иных финансовых органов, ведущих юридических вузов страны, в том числе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Саратовской государственной юридической академии, Российского государственного университета правосудия, Воронежского государственного университета, Юго-Западного государственного университета и др.
С приветственным словом к собравшимся обратилась д. ю. н., профессор, заведующий кафедрой финансового права Университета имени О.Е. Кутафина
(УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Грачева Е. Ю., Ситник А. А.
Секция финансового права в рамках XI Международной научно-практической конференции [Кутафинских чтений]...
21 5
(МГЮА) Елена Юрьевна Грачева. Были отмечены профессиональные успехи коллег, высокий уровень защит диссертаций на соискание ученой степени доктора юридических наук по специальности 12.00.04 — «финансовое право; налоговое право; бюджетное право», что в немалой степени связано с требовательностью и профессионализмом научного сообщества.
В год 80-летия со дня рождения O.E. Кутафина Елена Юрьевна отметила роль Олега Емельяновича в становлении и развитии современной науки финансового права: именно по его инициативе чуть более 20 лет назад в МГЮА была образована первая на постсоветском пространстве кафедра финансового права.
Открыл заседание научно-практической конференции доклад д. ю. н., профессора, заведующего кафедрой правового обеспечения экономической деятельности Российского государственного университета правосудия Елены Михайловны Ашмариной. В докладе была поднята проблема выделения экономического права как отдельного правового образования в системе российского права. Елена Михайловна обратила внимание на опыт ведущих европейских государств, где в конце 1990-х — начале 2000-х гг. произошло признание экономического права. Как было отмечено в ходе выступления, экономические отношения носят объективный характер и в известной степени первичны по отношению к другим общественным отношениям. Вместе с тем, по замечанию докладчика, финансовое право не нужно преобразовывать в экономическое право — последнее служит надстройкой к имеющимся отраслям права, поскольку нормы всех отраслей права тем или иным образом регулируют экономические отношения.
Следующим прозвучал доклад д. ю. н., директора Юридического департамента Центрального банка РФ Алексея Гзннадьевича Гузнова о финансовом рынке как объекте финансово-правового регулирования. Алексей Геннадьевич обратил внимание собравшихся на то, что в науке финансового права финансовый рынок долгое время не рассматривался в качестве объекта исследований. Вместе с тем создание в 2013 г. мегарегулятора на базе Банка России повысило интерес к правовым исследования в этой сфере.
По мнению докладчика, финансовый рынок представляет собой совокупность экономико-правовых отношений, возникающих между различными субъектами, которые используют денежные средства в качестве средства накопления, платежа, кредита (займа), а также совершают сделки с ценными бумагами, производными и иными финансовыми инструментами, предоставляют (получают) финансовые услуги. Элементами финансового рынка являются отношения по предоставлению услуг инфраструктуры финансового рынка, позволяющего обеспечить оборот финансовых инструментов (переводы денежных средств, ценных бумаг и пр.).
Финансовый рынок является рыночной средой, и в этом смысле он регулируется нормами частного права, но с преимущественным публич-но-правовым интересом. Так, под воздействием публично-правового интереса право влияет на корпоративную культуру. Алексей Геннадьевич отметил, что в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы РФ находится подготовленный Банком России законопроект, устанавливающий единые требования к деловой репутации и квалификации для руководителей и собственников субъектов финансового рынка: кредитных
организаций, страховщиков, негосударственных пенсионных фондов и т.д. Такой подход является следствием создания мегарегулятора, обеспечившего переход к кроссекторальному регулированию, когда единые стандарты предлагаются нескольким участникам финансового рынка. Уже сейчас в правовом регулировании финансовый рынок рассматривается как некая целостность.
Как было отмечено в ходе выступления, о финансово-правовом регулировании финансово-правового рынка можно говорить не только тогда, когда появляется специальный орган регулирования и надзора, но и когда фиксируются в качестве принципов правового регулирования и проводятся в качестве повседневной политики те ценности, на базе которых осуществляется такого рода регулирование. Для современности это ценности обеспечения ценовой и финансовой стабильности, заключающиеся в обеспечении уровня инфляции на приемлемом уровне, позволяющем, с одной стороны, планировать будущее экономического развития, а с другой — не сдерживать экономический рост.
Системность финансового рынка — одно из явлений, позволяющих говорить о том, что финансовый рынок в некотором смысле теряет свою «рыночность»: он становится публично-правовым образованием. И к нему необходимо применять соответствующие методы надзора.
По словам докладчика, появление новых финансовых технологий, в частности технологии блокчейн, значительным образом может изменить ландшафт правового регулирования: некоторые исследователи говорят о том, что, возможно, вскоре не будет Центрального банка — мы вернемся к старой идее частных денег.
Подводя итог выступлению, Алексей Геннадьевич отметил, что юрист, работающий в области публично-правового регулирования финансового рынка, должен понимать частноправовые институты, экономические отношения, лежащие за этими институтами, и современные технологии.
В свою очередь, заместитель председателя Банка России Владимир Викторович Чистюхин подробно рассказал о сопоставлении мотивированного суждения и административного наказания как двух полярных инструментов воздействия на субъектов финансового рынка. Первый, по замечанию докладчика, связан с чрезмерной гибкостью, второй — зарегулированностью.
Применение мотивированного суждения подразумевает под собой оценку бизнес-модели компании, оценку ее рисков, перспектив развития, деловой репутации ее менеджеров, собственников, членов наблюдательного совета. В данном случае речь идет не о формальном нарушении правил, а об экономическом (бизнес) анализе, проводимом регулирующим органом. По итогам проведения такого анализа регулятор может прийти к выводу, что текущая ситуация является неудовлетворительной с точки зрения обеспечения прав инвесторов, вкладчиков, кредиторов, ставит под угрозу стабильность компании, а в отдельных случаях — всего финансового рынка. Воздействие на соответствующих субъектов должно осуществляться посредством решения, имеющего формально-юридический характер и обязывающего профессионального участника финансового рынка совершить те или иные действия под угрозой более серьезного наказания. В такой ситуации регулирующий орган направляет требование или отказывает в осуществле-
(УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. КутасЬина ШГЮА1
Грачева Е. Ю., Ситник А. А. _ _
I УНИВЕРСИТЕТА Секция финансового права в рамках XI Международной \ ^
именио.е. кутафина(мгюа) научно-практической конференции [Кутафинских чтений]...
нии какой-либо деятельности. В то же время, по заключению докладчика, если рассматривать институт мотивированного суждения комплексно, то такого рода полномочий у Банка России в настоящее время нет.
Владимир Викторович отметил, что в настоящее время готовятся изменения в действующем законодательстве, предусматривающие предоставление Банку России таких прав, поскольку без внедрения на системной основе такого института нельзя на должном уровне ни защитить интересы кредиторов, вкладчиков, инвесторов, ни обеспечить стабильность финансового рынка.
Говоря о полномочиях Банка России по привлечению к административной ответственности субъектов финансового рынка, Владимир Викторович отметил, что на практике Банк России сталкивается с проблемой, связанной с обязательностью возбуждения административного производства при наличии факта совершения правонарушения субъектом финансового рынка. Между тем многие такие субъекты (особенно микрофинансовые организации) осуществляют свою деятельность исключительно на бумаге: они учтены в реестре, но отсутствуют по месту регистрации и реально не функционируют. Применение к таким субъектам административной санкции в виде штрафа ложится неисполнимой дебиторской задолженностью на Банк России, который вынужден тратить ресурсы для ее взыскания. В связи с этим Владимир Викторович выразил надежду на продолжение работы по повышению гибкости применения КоАП РФ.
В докладе доктора юридических наук, министра юстиции Новосибирской области Натальи Владимировны Омелехиной была поднята проблема финансово-правового регулирования публично-частного партнерства.
Как отметила Наталья Владимировна, в условиях дефицита бюджетных ресурсов возможность привлечь средства частных инвесторов на решение публичных проблем выглядит весьма привлекательной. Вместе с тем приходится признать, что в настоящее время публично-правовой аспект публично-частного партнерства разработан достаточно слабо.
Докладчиком было отмечено, что в настоящее время в законодательстве превалируют процедурные аспекты: 70 % правовых норм законодательства о публично-частном партнерстве посвящены процедурам. Между тем до сих пор в законодательстве сохраняются зоны, не охваченные правовым регулированием. Причем ни одна отрасль права не претендует на регулирование таких зон. В частности, это касается вопросов идентификации публичного интереса, установления критериев выбора объектов публично-частного партнерства, критериев очередности реализации проектов.
В настоящее время Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государ-ственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 предусматривает в качестве основания для отказа частному инвестору в реализации проекта отсутствие средств в бюджете. По замечанию Натальи Владимировны, данный объективный критерий при субъективном выборе проектов нивелирует правовые модели, не дает возможности реализовать их.
1 СЗ РФ. 2015. №29 (часть I). Ст. 4350.
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кугафина(МГЮА)
Еще одна проблема связана с необходимостью измерения и распределения рисков, связанных с реализацией проектов публично-частного партнерства. По мнению докладчика, для каждого вида рисков (экономические, правовые, управленческие, политические и т.д.) необходимо определить свои критерии измерения.
(Следующим прозвучал доклад д. ю. н., доцента кафедры финансового права Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА) Юлии Константиновны Цареградской, в котором были рассмотрены вопросы правового регулирования государственной долговой политики в контексте экономической безопасности государства. Как было отмечено в ходе выступления, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации неразрывно связано с решением ряда проблем обеспечения периодического доступа на международный финансовый рынок, для получения заемных средств в целях финансирования дефицита бюджета, получением дополнительных доходов от управления отдельными денежными фондами, урегулированием задолженности стран-должников по отношению к Российской Федерации. При этом решение этих задач возможно только с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации.
В докладе руководителя Федерального казначейства Романа Евгеньевича Артюхина были освещены актуальные вопросы, связанные с деятельностью Федерального казначейства.
Как отметил Роман Евгеньевич, прошедший год был знаковым для Федерального казначейства и ознаменовался передачей значительной части полномочий ранее упраздненной Федеральной службы финансово-бюджет-ного надзора. Опасения относительно того, что передача таких полномочий может повлечь за собой конфликт интересов при осуществлении предшествующего и последующего финансового контроля, были развеяны. По замечанию докладчика, практика подтвердила необходимость интегрированного подхода к внутреннему государственному финансовому контролю. Теперь в арсенале Федерального казначейства имеется весь набор инструментов для решения основной задачи внутреннего государственного финансового контроля — обеспечения правопорядка, надлежащей бюджетной дисциплины, обеспечения среды, в которой совершение правонарушений становится невозможным.
Такой подход к деятельности Федерального казначейства, по замечанию Романа Евгеньевича, привел к необходимости рассмотрения обслуживаемых клиентов как некой общности, которая требует оценки и ранжирования по определенным группам рисков. Теперь многие риски устраняются еще на этапе планирования.
В докладе также была затронута проблема финансового контроля ценообразования. В настоящее время наблюдается аномально высокий уровень прибыльности на рынке госзаказа (40—50 %). В связи с этим было отмечено, что требуется обеспечить прозрачность процедуры ценообразования при оказании услуг по государственному контракту. Для этого необходимо контролировать рынок госзаказа на уровне не только исполнителей, но и субисполнителей для того,
(УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Грачева Е. Ю., Ситник А. А.
Секция финансового права в рамках XI Международной научно-практической конференции [Кутафинских чтений]...
чтобы государство имело четкое представление о том, как складывается цена той услуги, которую оно покупает.
Еще одной актуальной проблемой является создание казначейской платежной системы (государственной платежной системы), в которой применялись бы все стандарты и правила кассового обслуживания, которые существуют в других платежных системах. Это необходимо для ускорения процесса движения платежей, а также совершенствования процесса управления ликвидностью. Как отметил Роман Евгеньевич, в прошлом году по результатам управления ликвидностью было зачислено на счета бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 82,7 млрд руб. доходов от размещения бюджетных средств в депозитах и их вложения в финансовые инструменты.
В ходе конференции также прозвучали доклады к. ю. н., ведущего научного сотрудника отдела финансового, налогового и бюджетного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Оксаны Олеговны Журавлевой на тему: «К вопросу о принципах налогового права как финансово-правовых инструментов реализации стратегии экономической безопасности»; к. ю. н., доцента кафедры финансового права Воронежского государственного университета Андрея Владимировича Красюкова на тему: «Исполнение налоговых обязательств третьими лицами»; к. ю. н., доцента кафедры финансового права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломо-
носова Дениса Михайловича Щекина на тему: «Административная рента и налоговое право»; к. ю. н., доцента кафедры финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной юридической академии Натальи Ивановны Землянской на тему: «Роль публичных расходов в обеспечении экономической безопасности России»; д. ю. н., доцента кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета Алексея Георгиевича Пауля на тему: «Бюджетный контроль как инструмент обеспечения экономической безопасности»; к. ю. н., доцента филиала Московского института государственного управления и права в Карачаево-Черкесской Республике Риты Александровны Тория на тему: «Стратегия экономической безопасности России».
В заключение прозвучали слова благодарности собравшимся представителям науки финансового права за их активное участие в конференции, интерес к докладам и конструктивную дискуссию по проблемам, поднятым в научных сообщениях.
мической безопаснс