А. А. Ситник*
«Публичные финансы как механизм обеспечения прав и свобод человека»: обзор заседания секции финансового права (23-24 ноября 2016, г. Москва)
Аннотация. В статье приводится обзор заседания секции финансового права в рамках XVII Ежегодной международной научно-практической конференции юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова и XI Международной научно-практической конференции (Кута-финских чтений) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) «Обеспечение прав и свобод человека в современном мире».
Ключевые слова: финансовое право, наука, конференция, налоговое право, бюджетное право, необоснованная налоговая выгода, защита прав, налоговые споры, парафискалитеты, расходы, расходные обязательства.
РО! 10.17803/1994-1471.2017.74.1.043-047
—24 ноября 2016 г. в рамках VI Московской юридической недели кафедрами финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова было проведено совместное заседание секции на тему: «Публичные финансы как механизм обеспечения прав и свобод человека». В работе секции приняли участие представители ведущих юридических вузов страны, в том числе Саратовской государственной юридической академии, Московского государственного института международных отношений (Университета), Российского университета дружбы народов, Российского государственного университета правосудия, Воронежского государственного университета, Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского и т.д., а также представители ведущих юридических практик.
Работа первого дня заседания секции была организована на базе юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, кафедра финансового права которого в этом году отпраздновала свой десятилетний юбилей. В своем приветственном слове заведующий кафедрой финансового права МГУ имени М.В.Ломоносова М. Ф. Ивлева поблагодарила присутствующих за поддержку оказанную кафедре на пути ее становления. Особую признательность Марина Федоровна выразила профессору Н. И. Химичевой, безвременно покинувшей нас 17 марта 2016 г.
В адрес кафедры финансового права МГУ имени М.В.Ломоносова прозвучали поздравления представителей Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Профессор О. В. Болтинова отметила выдающийся вклад кафедры в развитие науки финансового права, а также пожелала дальнейших успехов в учебной и научной работе.
© Ситник А. А., 2017
* Ситник Александр Александрович, кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Заседание секции было открыто докладом кандидата юридических наук, доцента кафедры финансового права юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Д. М. Щеки-ным, посвященным проблемам защиты прав налогоплательщиков. Говоря о последних тенденциях разрешения налоговых споров в арбитражных судах, докладчик отметил, что в настоящее время по крупным делам (более 100 млн руб.), а также делам, связанным с решение вопроса о получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды, происходит почти полный отказ в защите прав налогоплательщиков. Д. М. Щекиным был отмечен факт крайне широкой интерпретации концепции необоснованной налоговой выгоды и искажения судами фактических обстоятельств дел для оправдания производимых доначислений. По сведениям докладчика, в настоящее время более 80 % дел по налоговым спорам решается в пользу налоговых органов, что дает порядка 192 млрд руб. дополнительных начислений, поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации В то же время, по мнению Д. М. Щекина, подобный подход ведет не к защите публичного интереса, а к его нарушению, поскольку в конечном итоге уменьшает потенциальный доход государства.
Освещение данной проблемы было продолжено в докладе доктора юридических наук, профессора Ю. А. Крохиной. Согласившись с предыдущим докладчиком, Ю.А. Крохина отметила, что на сегодняшний день «взыскание налогов обходится государству дороже, чем тот финансовый результат, который получают в бюджет». По ее мнению, сегодня налогоплательщики не доверяют системе досудебного обжалования, в результате чего сознательно не предоставляют доказательства на данной стадии, предъявляя их только в процессе судебного разбирательства. Автором было предложено дополнить ст. 3 Налогового кодекса РФ принципом, запрещающим получение необоснованной налоговой выгоды и законодательно закрепить ее критерии.
В свою очередь, доктор юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государствен-
ного университета А. Г. Пауль отметил роль бюджетного права в защите прав и свобод человека. По замечанию докладчика, бюджетное право на современном этапе исторического развития должно создавать механизмы финансового обеспечения прав и свобод человека. Была подчеркнута ведущая роль судебных органов в становлении бюджетно-правовых механизмов защиты прав и свобод человека и выражено пожелание о необходимости учета позиции судебных органов при разработке проекта нового Бюджетного кодекса РФ.
Проблема возможного введения «налога на тунеядцев» была поднята в докладах кандидата юридических наук, заведующего кафедрой конституционного и административного права Волгоградского института бизнеса С. М. Мироновой и кандидата юридических наук, юристом компании «Пепеляев групп» К. А. Сасовым. В частности, С. М. Мироновой был рассмотрен опыт введения аналогичного обязательного платежа в Республике Беларусь (сбор на финансирование государственных расходов). В докладе были освещены проблемы, связанные с природой данного платежа, его экономической обоснованностью и т.д. К. А. Сасов, в свою очередь, раскрыл позитивные и негативные последствия введения данного налогА. Так, к плюсам налога были отнесены: пресечение социального тунеядства, поддержание региональных бюджетов, возможность заставить «серый» бизнес платить налоги. К минусам «налога на тунеядство» автор отнес: отсутствие финансовых источников выплаты налога у неработающих, несвоевременность введения такой меры в условиях экономического кризиса, неэффективность налогового контроля, невозможность применения принципа возмезд-ности платежей за госуслуги. В целом же, по мнению К. А. Сасова, вместо введения рассматриваемого налога следует изменить структуру государственных расходов, в частности за счет снижения количества государственных чиновников (общее количество которых, под данным докладчика, с 1991 г. выросло в два раза), увеличения налоговой нагрузки на богатых граждан, на нефтяной и сырьевой бизнес, а также приватизации государственного имущества.
Также в первый день работы секции прозвучали доклады доктора юридических наук, профессора кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Т. Э. Рождественской на тему «Финансовый рынок как финансово-правовая категория», доктора юридических наук, профессора Российского государственного университета правосудия Х. В. Пешковой на тему « Бюджетное устройство государства как инструментарий обеспечения прав и свобод человека в условиях модифик-цации бюджетного законодательства России», кандидата юридических наук, старшего преподавателя кафедры финансового права юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Е. В. Овчаровой на тему «Проблемы кодификации административной ответственности за нарушение налогового законодательства», руководителя аналитической службы компании «Пепеляев групп» В. М. Зарипова «О роли науки и преподавания в развитии налогового права в современных условиях», кандидата юридических наук, доцента кафедры финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной юридической академии Е. Г. Беликова на тему «Механизм финансово-правового обеспечения реализации социальных прав человека», кандидата юридических наук, доцента кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) В. А. Мачехина на тему «Правовая основа борьбы с трансграничным уклонением от уплаты налогов: новые тенденции», кандидата юридических наук, старшего преподавателя кафедры конституционного и муниципального права Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского К. А. Пономаревой на тему «Запрет дискриминации и правовой режим налогообложения физических лиц-нерезидентов в интеграционных объединениях», вице-президента ПАО «Акрон» И. М. Кузнеца на тему «Развитие инструментов противодействия злоупотреблению правами налогоплательщика в Российской Федерации», руководителя департамента налогообложения «Эйч-эс-би-си Банка (РР)» А. В. Хотеева на тему «Новые тенденции в налоговом администрировании».
Второй день заседания секции был открыт докладом кандидата юридических наук, доцента кафедры финансового права Воронежского государственного университета А. В. Красю-кова, в котором автор рассмотрел вопросы, связанные с пределами налоговой дискреции законодателя. Рассматривая «дискреционные полномочия» как форму реализации налогового суверенитета государства, А. В. Красюков сделал предложение по законодательному закреплению количественных пределов реализации дискреции законодателя посредством определения предельной налоговой нагрузки налогоплательщика.
Проблемы правового регулирования виртуальных валют на современном этапе исторического развития были затронуты в докладе кандидата юридических наук, доцента кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) А. А. Ситника. На основе сопоставления механизмов правового регулирования обращения виртуальных валют в иностранных государствах докладчиком был сделан вывод о необходимости выработки единых подходов к контролю за операциями, проводимыми с использованием данных расчетных инструментов.
В докладе кандидата юридических наук, заведущего кафедрой предпринимательского и финансового права Байкальского государственного университета Н. В. Васильевой были рассмотрены вопросы финансово-правового регулирования парафискальных платежей. По справедливому замечанию докладчика, категория «парафискальный платеж» нуждается в как в теоретическом осмыслении, так и в законодательном закреплении. Как было отмечено Н. В. Васильевой, в настоящее время отсутствуют минимальные требования к условиям установления и взимания таких платежей, а нормативные правовые акты, устанавливающие парафискалитеты, носят разрозненный характер и имеют различное содержание в части размера ставок, сроков уплаты и т.д. Исходя из толкования ст. 57 Конституции РФ, докладчиком было предложено устанавливать парафискалитеты исключительно законами, а также принять отельный федеральный закона в ко-
тором определялись бы принципы установления и взимания парафискалитетов, включая критерии их допустимости. Кроме того, было предложено наделить органы внешнего финансового контроля функциями по контролю за уплатой парафискалитетов.
Тематика правового регулирования публичных расходов и расходных обязательств была освещена в докладах кандидата юридических наук, доцента кафедры финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной юридической академии Н. И. Зем-лянской и кандидата юридических наук, доцента кафедры предпринимательского и финансового права Байкальского государственного университета экономики и права Ю. В. Пят-ковской. Как было отмечено Н. И. Землянской, в настоящее время в науке финансового права назрела необходимость концептуального исследования понятия «публичные расходы». Лишь после всестороннего изучения данный термин может найти свое законодательное закрепление. По мнению докладчика, основным критерием объединения публичных расходов должны выступать публичные интересы. При этом критерий права собственности на расходуемые денежные средства не может выступать в качестве ведущего критерия, поскольку публичные расходы осуществляются как из бюджетов, так и за счет финансовых ресурсов, принадлежащих другим хозяйствующим субъектам. В свою очередь Ю. В. Пятковская, рассматривая вопросы, связанные с формированием расходных обязательств субъектов РФ, подчеркнула, что публичные расходные обязательства не возникают на основании Конституции РФ, законов (решений) о бюджете (поскольку они лишь создают благоприятные финансовые условия для реализации существующих расходных обязательств), нормативных правовых актов, утверждающих государственные (муниципальные) программы (в них содержится лишь намерение провести то или иное мероприятие, требующее принятия расходного обязательства), государственные муниципальные контракты (процедура заключения контракта предполагает, что расходные обязательства уже существуют), трудовыми до-
говорами и служебными контрактами (так как в противном случае принятие работника на работу в текущем финансовом году должно влечь за собой необходимость внесения изменений в закон (решение) о бюджете).
Кроме того, во второй день заседания секции финансового права прозвучали доклады кандидата юридических наук, доцента кафедры административного и финансового права Московского государственного института международных отношений (Университета) Е. А. Рыжковой на тему «К вопросу о статусе налогоплательщиков в странах арабского Востока», кандидата юридических наук, доцента кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Ю. К. Цареград-ской на тему «Финансово-правовое регулирование государственного долга субъекта Российской Федерации», кандидата юридических наук, ведущего научного сотрудника отдела финансового, налогового и бюджетного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ О. О. Журавлевой на тему «Стимулирование правомерного поведения в налоговой сфере: актуальные проблемы нормативного проектирования», кандидата юридических наук, доцента филиала Московского института государственного управления и права в Карачаево-Черкесской Республике Р. А. Тория на тему «Публичные финансы как механизм обеспечение прав и свобод коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», кандидата юридических наук, доцента кафедры финансового права Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) Е. М. Андреевой на тему «Общая характеристика единой субвенции», кандидата юридических наук, доцента кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия Е. Г. Васильевой на тему «Опционные сделки как допустимые способы налоговой оптимизации» и аспиранта кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Е. В. Исаевой на тему «Защита прав и интересов вкладчиков и кредиторов посредством
применения мер воздействия Банка России на кредитные организации».
В целом следует отметить, что заседание финансово-правовой секции прошло в теплой дружественной обстановке. Проблематика, затронутая в докладах участников, нашла живой
отклик со стороны участников конференции и по всем выступлениям состоялась конструктивная дискуссия. По итогам заседания секции было принято решение опубликовать сборник научных докладов.
Материал поступил в редакцию 10 декабря 2016 г.
"PUBLIC FINANCES AS A MEANS OF ENSURING HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS": OVERVIEW OF THE MEETING OF THE FINANCIAL LAW SUBPANEL (23 - 24 NOVEMBER, 2016, MOSCOW)
SITNIK Aleksandr Aleksandrovich - PhD, Associate Professor of the Department of Financial Law at the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected]
125993, Russia, Moscow, ul.Sadovaya-Kudrinskaya, d.9
Review. The article gives an overview of the meeting of the Financial Law Subpanel within the framework of the XVII Annual International Scientific and Practical Conference held by the Law Faculty of the Lomonosov Moscow State University and the Kutafin Moscow State Law University (MSAL).
Keywords: financial law, science, Conference, tax law, fiscal law, unreasonable tax benefit, protection of rights, tax disputes, parafiscalities, expenditures, expenditure commitments.