Научная статья на тему 'Сектор высоких технологий'

Сектор высоких технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сектор высоких технологий»

ЛИТЕРАТУРА

1. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ИСО/ОПМС 9000:2000. О Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС) Госстандарта России.

2. Томас Кулопулос, «Необходимость «workflow», М. Весть-Мета Технология, 2000

Давыдов В.А

СЕКТОР ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Сектор высоких технологий развивается сегодня опережающими темпами. Вклад информационных технологий и телекоммуникаций в ВВП России, увеличивает возможности российского экспорта услуг ИКТ, расширяет международное сотрудничество в этой сфере.

По данным Мининформсвязи, объем мирового IT- рынка составляет 900 млрд. $, что превышает показатели нефтяного сектора. Однако доля России в мировом рынке высоких технологий всего лишь около 0,2%.Наша страна вполне может стать лидером на мировом рынке высоких технологий, и в этом нам помогут технопарки. Для России это шанс преодолеть, наконец, зависимость от цен на нефть. Огромный научный потенциал страны позволяет надеяться, что 1Т-парки смогут ускорить рост производительности в не сырьевых отраслях и привлечь в страну крупные инвестиции.

Экспортеры считают, что уже через несколько лет благодаря программе создания сети технопарков объем отечественного рынка IT вырастет до 40 млрд. $, а доля производства высокотехнологичных продуктов в ВВП — до 5% Как никогда актуальными становятся проблемы защиты информации, ее селекции и хранения, а также обеспечение конфиденциальности. Эффективных решений, позволяющих ответить на эги вопросы, сегодня нет.

«Нервная система» мировой экономики - сектор высоких технологий - постоянно находится в состоянии стресса, и отказ одного-сдинственною элемента этой системы грозит перейти в серьезный системный кризис всего организма. В этих условиях особо хотелось бы отметить положение таких государств, как Россия, Индия и Китай. В самом деле, у них есть огромное преимущество - достаточно квалифицированная и при этом крайне дешевая рабочая сила. В то время как в развитых странах до 70% расходов компаний составляет заработная плата, наличие специалистов, готовых работать за 5 — 10% оклада их западных коллег, является огромным конкурентным преимуществом.

Другой заметной статьей расходов для современных высокотехнологических производств, являющихся крайне энергоемкими, оказываются затраты на нефть и газ, транспортировку энергоресурсов. Здесь у России также есть очень существенное преимущество.

Сегодня в нашей стране есть компании, готовые вывести на рынок вполне конкурентоспособные решения, - от программного обеспечения до мультиплексоров и от приставок цифрового телевидения до компьютеров с процессорами уровня Pentium Dothan, полностью созданных на отечественной элементной базе, технологиях и производственных мощностях.

Сегодня у России есть уникальный шанс совершить подлинный прорыв в э гой области. Если будет проведен грамотный «кастинг» и удастся сформировать список действительно перспективных, адекватных нашей специфике и эффективных решений и в дальнейшем поддержать соответствующих производителей законодательно, организационно — а при необходимости, целевым инвестициями - то российская экономика может за пять лет увеличить реальный ВВП на в пресловутых два раза, а примерно на 290%.

Основными отличительными и характерными признаками становления наукоемких производств и формирования наукоемкого сектора рынка в индустрии реально развитых странах являются:

передовые наука и научные школы по всем главным направлениям фундаментальных и прикладных исследований;

эффективная и общедоступная система образования и подготовки высококвалифицированных кадров, традиции и авторитет высокой технической культуры;

появление нового типа общественного субъекта со специфическими потребностями в научно-технических новшествах;

эффективная система зашиты прав интеллектуальной собственности и распространение нововведений;

государственная значимость ряда отраслей прикладных наук для укрепления обороноспособности и технологической независимости страны;

способность и целеустремленность в получении, освоении и, главное, широкомасштабном и оперативном использовании в промышленности научно-технических достижений, обеспечивающих технологическое лидерство и повышенную конкурентоспособность;

встроенность в мировую финансовую систему и активная способность формирования благоприятного инвестиционного климата в собственной стране;

умелое использование преимуществ программно-целевой методологии планирования и финансирования крупных научно-технических проектов, сочетающих целевую направленность исследований, разработок и производства на конкретный результат с перспективными направлениями работ общесистемного, фундаментального назначения;

высокая динамичность производства, проявляющаяся в постоянном обновлении его элементов (объектов исследований, разработок и производства, технологий, схемных и конструктивных решений, информационных потоков и т.д.), в изменении количественных и качественных показателей, в совершенствовании научно-производственной структу ры и системы управления;

способность к активной и эффективной инвестиционной и инновационной деятельности (в производстве, в соответствии с общемировой практикой, темпы обновления активной части основных производственных фондов должны достигать 10-13%, в научно-экспериментальной базе -30-40% в год);

высокая доля экспериментального и опытного производства в структуре производственного аппарата экономики;

преимущественное использование в производстве только передовых технологий; высокие удельные затраты на НИОКР в структуре производства;

длительный полный жизненный цикл многих видов продукции (от замысла до утилизации), достигающий 10-15 и более лет (самолеты например, эксплуатируются по 30-40 лет, постоянно нуждаются в профилактическом обслуживании и ремонте, а к этому этапу нужно еще прибавить этапы их разработки и производства: в электронике, приборостроении и т.п., дело обстоит, конечно, иначе);

ключевая роль государственной поддержки (прежде всего финансовой и налоговой) инновационных проектов и производств на начальном этапе их становления;

усовершенствование системы ценообразования, содержанием которого является учет всех издержек производства, включая затраты на исследования и разработки, на систему управления инновационными проектами, на систему образования и повышения квалификации работников, на систему реакции высококвалифицированного персонала и т.д.:

наличие высококвалифицированного научного, инженерно-технического и производственного персонала, абсолютно преобладающего в общей численности занятых;

наличие уникальных научных школ и опытно-конструкторских коллективов, способных создавать конкурентную на мировом рынке продукцию, удерживать лидерство в развитии необходимых для научных направлений и технологий и др.

Международное сотрудничество, привлечение иностранных инвестиций предоставляет значительные возможности для расширения сферы новейших технологий. Создание многих наукоемких производств неподъемно для экономик даже крупных государств. Поэтому идет естественный процесс интеграции ресурсов, в первую очередь финансовых, а также сбытовых сетей, поскольку интеграция способствует проникновению на внутренние рынки.

В последнее время растет инвестиционный рейтинг России, что свидетельствует о повышении инвестиционной привлекательности страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балацкий Е.В. Механизм взаимообусловленности инноваций и экономического роста / Альманах НИО: Наука, Инновации, Образование, выпуск 2, 2007. - ст. 182-198

2. Гончарова Н.Е. Управление производственными процессами — М.: Приор-издат.2007 с. 174

3. Луканин В.П., Гуджоян О.П., Ефрамов В.В. Имитационное моделирование и принятие решений в задачах автомобильно-дорожного комплекса — М.: ИНФРА-М, 2001 ст. 345

4. Спирин И.В. «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками — М.: Мастерство,2001 ст.384

5. Туревский И.С. Экономика отрасли (Автомобильный транспорт) - М.: ИД «Форум» -ИНФРА-М, 2008 ст.280

Денисгок А. В.

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА Г.ВЛАДИВОСТОКА

Городской общественный транспорт как в, России так и г.Владивостоке в находится на достаточно низком уровне. К примеру, трамвай технологически находится на уровне 19 - начала 20 веков, за последние сто лет в основном менялись только внешний вид и внутренний интерьер, а глобальных технологических преобразований и нововведений не было. В современной экономике в сфере транспортного обслуживания важнейшую роль играют энергозатраты, а также затраты на содержание и обслуживание транспортных линий и транспортных средств.

На Юге Приморского края очень особенный климат, который существенно оказывает влияние на состояние автомобильных дорог, а состоянии автомобильных дорог г.Владивостока в значительной степени влияет на технический износ транспортных средств, что соответственно отражается в затратах на последующие содержание и обслуживание городских автобусов. В итоге это существенно сказывается не только на конечной себестоимости транспортной услуги, но и на качестве перевозок. В конечно счете, чтобы перевозчику не терпеть убытки и остаться рентабельным существует два пути выхода из сложившейся ситуации: увеличить выручку, т.е. поднять стоимость проезда и отменить некоторые категории льгот, или снизить издержки па содержание и обслуживание транспортных средств.

В первом варианте, когда автотранспортные предприятия заявляют о повышение стоимости проезда, а городская администрация в свою очередь пытается сдерживать этот процесс, чтобы не допустить всплеска социальной напряженности жителей г.Владивостока, наблюдается процесс противостояния автотранспортных предприятий с одной стороны и городской администрации с другой, а самое главное, что конечным итогом таких споров является следующие:

• администрация города в ситуации повышения цен на пассажирские перевозки ни чего не теряет и ничего не выигрывает, ведь от таких споров в бюджет города средства не поступают и не убывают;

• автотранспортные предприятия как получали свою прибыль, гак и будут получать, им просто городская администрация не даст обанкротиться иначе, кто тогда собственно будет заниматься пассажирскими перевозками;

• всплеск социальной напряженности в городе среди населения.

Второй сценарий, при котором происходит снижении издержек на содержание и обслуживание транспортных средств, приводит к следующим последствиям (проблемам):

• в первую очередь перевозчик снижает затраты на поддержание внешнего экстерьера и внутреннего интерьера, в результате больше пыли, грязи, порванные сиденья и т.п.;

• происходит увеличение технического износа транспортных средств, что приводит к увеличению вероятности аварийных ситуаций;

• техническая непригодность приводит к значительным штрафам и простоям транспортных средств, т.е. к убыткам;

• снижение издержек на поддержание технического состояния транспортных средств происходит только определенный период времени, а потом затраты значительно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.