Новый университет. 2012. № 1(11).
ISSN 2221-7347
УДК 004
Г. В. Джеева
СЕКТОР ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РОССИИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В статье рассматриваются основные этапы и тенденции развития мирового и отечественного рынка информационных и телекоммуникационных технологий. Дается оценка
современного состояния и государственного регулирования российского рынка ИКТ.
Ключевые слова: история информационно-коммуникационных технологий, ИКТ, государственное регулирование сектора ИКТ.
Существенную роль в ускорении мирового экономического развития играет масштабное распространение рыночных принципов, конкуренции и стремительное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий во все сферы экономической и общественной жизни. Активное развитие информационно-коммуникационных технологий сегодня выступает источником роста, как отдельной экономики страны, её международной конкурентоспособности, так и интеграционных региональных группировок.
Потребность в общении, в передаче и хранении информации, возникшая на заре человеческого общества, уже в доисторические времена привела к появлению первых телекоммуникационных технологий - сигнальных средств связи, каналами которых являлись звук и свет. Однако эти каналы не обеспечивали передачи даже минимальной информации на значительные расстояния.
Только в XIX веке, в эпоху научно-технической революции, элементом которой стало открытие электромагнитных волн, человечество получило опыт передачи информации на значительные расстояния с помощью технических средств.
Всего за полтора столетия, начиная с момента изобретения телеграфа и до наших дней, человечество освоило такие телекоммуникационные средства, которые позволили ему быть не только информированным, но и мобильным. К основным фундаментальным вехам на этом пути можно отнести изобретение телеграфа, телефона, радио, телевидения, Интернета и, наконец, мобильного телефона.
История информационных технологий (ИТ) берет начало в середине XX века, в эпоху появления и развития первых информационных систем. Именно с распространением цифровых технологий, основанных на дискретном способе представления информации в виде чисел, связано появление термина «информационные технологии», несмотря на то, что последние существовали с освоения языка и речи [1].
Изобретение компьютера предоставило человеку новые возможности поиска, получения, накопления, передачи и обработки информации. Задуманный как средство для скоростных вычислений, компьютер постепенно вобрал в себя функции почти всех предшествовавших средств коммуникации, став главным орудием построения современного информационного общества.
Совершенствование вычислительной техники привело к появлению новых видов телекоммуникационных технологий - Интернета и мобильной телефонной связи. Таким образом, граница между телекоммуникациями и информационными технологиями постепенно стирается. Сегодня эти две отрасли все чаще рассматриваются и регулируются как одна единая - отрасль информационно-коммуникационных, или инфокоммуникационных, технологий (ИКТ) [2]. Этот термин был предложен в 1997 году в докладе Денниса Стивенсона перед правительством Великобритании [3] и введен в Национальную Учебную программу Великобритании в 2000 г.
Стремительное развитие микроэлектроники, глобальной сети Интернет, сотовой мобильной связи - все это позволило к концу XX века начать проектирование широкополосных мультисервисных сетей, главной задачей которых является уже не прием и передача информации, а обеспечение всеобщей доступности населения к мировым информационным ресурсам. Таким
© Джеева Г. В., 2012.
10
ISSN 2221-7347
Экономика и право
образом, широкое внедрение информационных и телекоммуникационных систем в течение XX века позволило сформировать единое международное информационное пространство [4].
История развития телекоммуникаций и информационных технологий в России имеет свои особенности и во многом, обусловлено общей экономической конъюнктурой в течение последних лет [5].
Распад СССР и образование на его территории независимых государств привели к развалу единой производственной базы разработки и производства средств вычислительной и телекоммуникационной техники [6].
Также на развитие отрасли информационных технологий повлияла и общеэкономическая обстановка: последствия спада производства в 1990-х годах, нежелание предприятий инвестировать в долгосрочные ИТ-проекты, низкий уровень материального благосостояния большей части населения [7]. Вместе с тем, несмотря на развал государственной системы разработки программного обеспечения, на имевшейся основе было создано множество различных коммерческих структур, достаточно прочно занявших на отечественном информационном рынке нишу прикладного программного обеспечения. Начав с русификации широко применяемых зарубежных программных продуктов, многие фирмы перешли к созданию и распространению оригинальных программ, ориентированных на российского пользователя [6].
Для создания и развития национальной телекоммуникационной инфраструктуры Россия была вынуждена привлекать капиталы, технику и технологии зарубежных стран. В начале 1990-х годов был либерализован отечественный рынок телекоммуникаций, что позволило построить современные телекоммуникационные сети на развивающемся российском рынке. В этот же период формируется единое пространство в области правовой и научно-технической документации. Функция регулирования телекоммуникаций исторически осуществлялась государственными структурами, однако, стремление к техническому прогрессу в отрасли приводит к тому, что государственное вмешательство в рынок телекоммуникаций России становится менее значительным [8].
Отрасль ИКТ является многокомпонентной разнородной, динамично развивающейся системой, и единый подход к определению понятия отрасли ИКТ и ее структуре отсутствует, о чем свидетельствует существование в настоящее время в российской практике различных классификаций сегментов отрасли ИКТ.
Стандарты ЕС в области статистики и торговли определяют ИКТ как информационные технологии, рассматриваемые совместно с телекоммуникационных оборудованием и телекоммуникационными услугами [10].
ИКТ можно определить как совокупность методов и средств реализации информационных (процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации) и телекоммуникационных (процессов передачи и коммуникации информации) процессов.
На сегодняшний день в России рынок телекоммуникаций и информационных технологий развивается достаточно динамично. В свою очередь, телекоммуникации являются одними из лидеров в России по темпам роста, опережая такие отрасли как нефтегазовая и металлургическая. По вкладу телекоммуникаций в ВВП Россия приближается к показателям развитых стран [2, 9].
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) также рассматривает отдельно отрасль информационных технологий и отрасль телекоммуникационных услуг [11].
За последние три года, в период с 2007 по 2010 годы, рынок информационных технологий в России вырос почти вдвое, однако, не смотря на то, что российский ИТ-рынок по темпам развития значительно опережал мировой, общие темпы его роста, равно как и темпы роста его отдельных сегментов, существенно замедлились.
Объемы отрасли ИТ в России остаются скромными. Рынок ИТ составляет всего 1,4% от ВВП России. При этом на российском рынке сохраняется перевес в пользу импортного аппаратного обеспечения, в то время как рынок услуг ИТ (в основном российских) составляет лишь 30% от общего объема, а рынок программных продуктов - 14%. Эксперты предполагают, что Россия могла бы занять одну из ниш мировой индустрии, преимущественно в секторах программного обеспечения и интернета.
В России практически решена проблема обеспечения базовыми телекоммуникационными услугами. Высокий уровень образованности населения позволяет искать источники роста не только непосредственно в отрасли телекоммуникаций, но и на стыке с отраслью информацион-
11
Новый университет. 2012. № 1(11).
ISSN 2221-7347
ных технологий. Рост доходов в структуре доходов от телекоммуникационных услуг в России, главным образом, обеспечивается мобильной связью и Интернет.
Объем рынка телекоммуникационных услуг в России в 2010 году составил 1353,3 млрд. рублей (прирост 6,2% к 2009 году), доля телекоммуникационных услуг в ВВП приближается к показателям развитых стран. В то же время, российский телекоммуникационный рынок остается одним из самых быстрорастущих в мире, сохраняя значительный потенциал развития.
Уровень распространения мобильной связи в России сегодня соответствует наиболее развитым странам, более того рынок достиг насыщения, однако около трети населенных пунктов в России, особенно малочисленных, не имеют доступа к фиксированной связи.
Несмотря на значительные успехи в развитии телекоммуникационного рынка, Россия сохраняет ряд черт, характерных для развивающихся рынков, унаследованных от государственного контроля отрасли в СССР, что сдерживает развитие рынка. ИКТ функционируют, в основном, в интересах государственных органов власти. Такое положение дел приводит к дублированию работ, избыточности в сборе первичной информации, удорожанию разработок и эксплуатации информационные систем. Информационные услуги, ресурсы и программные продукты распространены по территории России крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены краевые центры. Это распределение соответствует распределению основных научных и информационных центров России, но е учитывает потребностей населения и органов управления.
Технологическое развитие сектора ИКТ вынуждает постоянно корректировать действующую регулятивную среду, формирует новые подходы к созданию наилучших условий развития отрасли в контексте постоянных технологических инноваций.
Государство играет значительную роль на рынке ИКТ:
• регулируя ее деятельность: выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием в данной отрасли занимается Минкомсвязь России;
• оказывая поддержку развития отрасли, что во многом пересекается с предыдущей ролью;
• в качестве покупателя ИКТ [12].
Формирование современных подходов целенаправленной государственной политики развития сектора ИКТ началось в 1990-х годах.
Российское правительство выражает свои приоритеты в области развития ИКТ посредством принятия федеральных целевых программ (ФЦП). Работа в рамках программ способствует более широкому распространению информационных технологий в нашей стране: все больше госучреждений доступны через Интернет; начали внедряться различные инновационные проекты (основным из которых является «Сколково»); государство активизировалось в борьбе с пиратством и товарным рейдерством; заявило о развитии он-лайн СМИ и коммерческой эксплуатации сетей четвертого поколения [13].
Но, несмотря на мощную финансовую поддержку государства, заявленные государственные проекты в ИТ-отрасли не реализуются в срок или не реализуются должным образом. Например, на смену ФПЦ «Электронная Россия» (2002-2010 гг.), результаты которой в целом были оценены негативно, пришла госпрограмма «Информационное общество» (2011-2018 гг.); была приостановлена по большей части из-за неудовлетворительных результатов государственная программа по созданию технопарков в сфере высоких технологий, согласно которой до 2010 г. должно было быть создано десять технопарков и выделялось 10,3 млрд. рублей (программа продлена до 2014 г. с выделением дополнительных 13 млрд. рублей).
Таким образом, поддержка отрасли на государственном уровне носит фрагментарный характер. Для развития отрасли необходимо дальнейшее совершенствование правового обеспечения, налоговой политики в отношении предприятий ИКТ, а также статистического наблюдения, что должно способствовать более адекватной оценке состояния и перспектив развития отрасли ИКТ в России.
Библиографический список
1. Левин, В. И. История информационных технологий. - М: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
2. Ефанов, А. В. Развитие телекоммуникационного рынка и проблемы совершенствования его регулирования в России. Автореферат дисс.. канд. экон. наук. - М., 2008.
3. Jim Kelly. What the web is doing for schools // Financial Times. - 2000.
12
ISSN 2221-7347
Экономика и право
4. Табаков, В. В. Особенности формирования российского рынка корпоративных информационных систем. Автореферат дисс.. канд. экон. наук. - М., 2011.
5. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р.
6. Информационные технологии. Общая часть. - Тюмень, 2005.
7. Темплтон, М. Стратегия - догонять! // Российская газета. - 2011.
8. Основные принципы правового регулирования в сфере телекоммуникаций в России, тенденции их развития [Электронный ресурс]. - URL:http://medialaw.ru
9. Еляков, А. Д. Российское общество в информационном измерении // Социологические исследования. - 2009. - № 7.
10. Международный информационный бизнес. - Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2004.
11. Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) [Электронный ресурс]. - URL:http://minsvyaz.ru/ru/directions/struct/
12. Государство и информационно-коммуникационные технологии [Электронный ресурс]. -URL:http://prompolit.ru/44676.
13. Использование информационных сетей в российской экономике (на русском и английском языках). - М.: ГУ-ВШЭ, 2004.
Статья поступила в редакцию 31.12.2011.
ДЖЕЕВА Герел Владимировна - аспирант ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет».
13