Научная статья на тему 'Секта субботников (иудействующих) на Кавказе в XIX веке'

Секта субботников (иудействующих) на Кавказе в XIX веке Текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»

CC BY
33
6
Поделиться
Ключевые слова
СЕКТА / SECT / ИУДЕЙСТВО / JUDAISM / ЦЕРКОВЬ / CHURCH / РАСКОЛ / SCHISM / ГОСУДАРСТВО / STATE / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Мишустина Е.Л.

Статья посвящена проблемам распространения сектантства на Кавказе, взаимоотношениям церкви, государства с теми социальными группами, которые откололись от официального православия. Кавказ в геополитике России был и остается одним из самых значимых регионов, поэтому межконфессиональные отношения имеют здесь большое значение.

THE SECT OF SABBATARIANS (JUDAIZING) IN THE CAUCASUS IN THE XIX CENTURY

The article is devoted to problems of disseminating sectarianism in the Caucasus, to interrelations between the church, the state and those social groups who cut themselves off the official Orthodoxy. The Caucasus had been and continues to be one of the most meaningful regions in the Russian geopolicy. Therefore, interconfessional relations here are of great importance.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Секта субботников (иудействующих) на Кавказе в XIX веке»

СЕКТА СУББОТНИКОВ (ИУДЕЙСТВУЮЩИХ) НА КАВКАЗЕ В XIX ВЕКЕ

Преподаватель Е. Л. Мишустина

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Статья посвящена проблемам распространения сектантства на Кавказе, взаимоотношениям церкви, государства с теми социальными группами, которые откололись от официального православия. Кавказ в геополитике России был и остается одним из самых значимых регионов, поэтому межконфессиональные отношения имеют здесь большое значение.

Ключевые слова: секта, иудейство, церковь, раскол, государство, законодательство.

Секта субботников (иудействующих) - мистическая секта, появление которой в России относят к концу 17 - началу 18 в. Но некоторые исследователи считают, что секта субботников связана с возникшей еще в 15 в. «ересью жидовствующих» (или Новгородско-московская ересь), которая раскололась на направления: иудействующих, полностью отрицавших божественность Иисуса Христа, рационалистов, отвергавших воскрешение из мертвых, и христиан, соблюдающих субботу. «Ересь жидовствующая» была занесена в Россию из Литвы и являлась смесью иудейства с христианством. Ее принес в Новгород киевский еврей Схария. Учение состояло в рационалистическом отрицании догматов о Троице, Божестве Иисуса Христа и искуплении, предпочтении Ветхого Завета Новому, в непочитании икон и мощей, церковной обрядности и таинств, отрицании монашества. Православная церковь активно боролась с «жидовству-ющими», применяя различные меры, вплоть до физического истребления (1).

Факты, подтверждающие преемственную связь субботников с «ересью жидовствующих», отсутствуют, но, изучая историю развития секты и её догматов... «можно предположить даже, что не было такого периода в течение четырёх веков, когда эта секта не существовала бы в каком-нибудь углу русского государства. Следовательно, рассматривая Русь как одно целое, можно утверждать, что секта существовала постоянно, но не преемственно, здесь вспыхивая, там угасая, причем одни группы сектантов могли даже не знать о существовании других: их связывала и связывает между собой только Библия» (2).

К началу 18 века относятся первые документальные сведения о субботниках. Они упоминаются под разными именами в письмах публициста и экономиста И. Посош-кова и у митрополита Дмитрия Ростовского в «Розыске о раскольничьей барынской вере» (о сектантах - отшельниках на Дону, которые «.иже по-жидовски субботу пос-тят»). Сообщалось, что они в религиозных целях празднуют не воскресенье, а субботу и отвергают почитание икон (3).

В период правления Екатерины II, благоприятного для сектантства, отмечается особенное распространение субботников.

По документам МВД появление секты субботников произошло в земле войска Донского. Казак Косяков, находясь на службе в 1797 году на Кавказской линии,

в слободе Александровке принял Моисеев закон от тамошнего учителя Филиппа Донского и, возвратившись на Дон, склонил к своему верованию брата. В 1802 году они были преданы суду, раскаялись и снова обратились в православие. Но раскаяние оказалось ложным. Вместе с братом они ходатайствовали перед атаманом войска Донского о свободном исповедании своей веры, с разрешением чтить субботние дни, вместо воскресных (4).

В деле МВД за 1811 год есть копия указа Кавказского Губернского Правления Александровскому Словесному Суду: «Многие жители города Александрова из купечества и мещанства содержат Моисеев закон, по которому в каждую субботу уклоняются от исполнения общественных повинностей, как-то от возки казённого провианта, препровождения колодников, дачи подвод и пр.; что в этом городе субботников находилось более чем жителей Греческого исповедания» (5).

О том, что секта субботников получила значительное распространение в различных губерниях, говорят данные, собранные после того, как в 1818 году граф Аракчеев препроводил к министру народного просвещения и духовных дел просьбу поверенных от однодворцев Павловского уезда Воронежской губернии, в которой они жаловались на притеснение за «исповедование Моисеева закона».

Расследование показало, что сектанты-субботники есть в Тамбовской, Саратовской, Екатеринославской и др. губерниях. Только в Павловском и Бобровском уездах Воронежской губернии в 1818 году их насчитывалось 503 чел., а в 1823 году - 3771 чел. (6).

Начались репрессии. Указом от 23 июня 1820 года всех Екатеринославских субботников вместе с семьями выслали на Кавказ. В этом же году Кабинет Министров принял положение о запрещении евреям держать в качестве прислуги лиц православного исповедания.

В 1823 году министр внутренних дел граф В. Кочубей представил в Кабинет Министров записку о жидовс-твующих (субботниках) и о мерах борьбы с этой сектой, которая, по его сведениям, насчитывала около 20 тыс. человек в разных регионах России. По его предложению, 3 февраля 1825 года был издан синодский указ «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием «субботников». По этому указу всех распространителей ересей немедленно призывали в армию, а не пригодных к военной службе ссылали на поселение в Сибирь; евреев изгоняли из уездов, в которых была обнаружена секта, и впредь пребывание им там не дозволялось. Субботникам не выдали паспорта, чтобы затруднить им передвижение по стране, им запрещали молитвенные собрания и исполнение религиозных обрядов (обрезание, венчание, погребение) и прочих, не имеющих сходства с православными. Итогом указа было то, что многие субботники формально вернулись в православие, продолжая тайно соблюдать обычаи своей веры (7).

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В синодальном указе 1825 года и сообщении архи-

мандрита Григория находятся первые официальные данные об учении субботников. По словам указа, «существо секты не представляет полного тождества с еврейской верой», хотя она и признает обрезание, устанавливает празднование субботы, допускает произвольные браки (8). По сообщению архимандрита Григория, московские субботники не производят обрезания, но вообще держатся чисто еврейских догматов. По позднейшим исследованиям, в одних местах субботники соблюдали обряды по закону Моисееву, но не признавали Талмуда и молитвы читали на русском и церковно-славянском языках; в других (напр. в Пятигорске и Иркутской губернии) носили русскую одежду и вообще придерживались русских обычаев. Одни субботники вовсе не признавали Иисуса как Христа и ждали пришествия Мессии, Мошиаха, Христа, как царя земного, другие считали Иисуса святым человеком, пророком и смеялись над ожидавшими пришествия царя земного. Одни не признавали Евангелие, другие только ставили его ниже Ветхого Завета. Общих признаков учения субботников можно было установить немного: это - обрезание, признание Божества в одном лице, то есть отрицание Троицы, наибольшее преклонение перед Ветхим Заветом и празднование субботы, отрицание икон, клира.

Почти все исследователи сообщают, что субботники трудолюбивы, грамотны и беспрекословно выполняют требования начальства, в их среде не замечается пьянства, разврата, бедности (9).

Со вступлением на престол Николая I положение субботников ухудшилось. 18 декабря 1826 года вышел указ о присоединении к православию снова предавшихся ереси.

Сбор данных о раскольниках и сектантах на Кубани начинается со второй половины 20 годов 19 века (субботников на Кубани называли также псалтырщиками).

1 апреля 1826 года от исполняющего должность начальника Кавказской области командующего войсками на Кавказской линии генерал-майора князя Горчакова последовало предписание Наказному Атаману Черноморского войска Г. К. Матвееву собрать сведения в войске о сектантах и раскольниках. Сбор данных должен был проходить по специальной форме. Согласно ведомости, прилагаемой к секретному рапорту Матвеева от 3 июня 1826 года, «в Черноморском войске старообрядцев не обнаружено, но проживают 32 человека субботников, приемлющих вместо крещения обрезание (14 чел. в Ека-теринодаре, 18 чел. - в Бейсугском округе)» (10).

О том, что эта цифра занижена, свидетельствует тот факт, что не все сектанты были включены в ведомость. Сам Матвеев указывал в своем предписании Таманскому Окружному Земскому Начальнику есаулу Белому, что ему известно о проживании в Таманском округе субботников, в то время как тот указал на отсутствие в округе старообрядцев и раскольников. Было выявлено, что в Тамани и Темрюке действительно проживают с 1820 года 28 субботников. Также субботники проживали в селениях Вышеизбашском, Нижеизбашском, Новоейском, Щербиновском и Линейном, 39 человек проживало в Ейском округе (в город Ейск прибыло значительное количество населения из-за объявленных правительством льгот - бесплатно отводилась земля под домовладения, на 15 лет освобождали от податей, предоставляя право торговли в пределах Северного Кавказа) (11).

Последователи субботников появились во многих Кубанских станицах. Одна из наиболее многочисленных их

общин была в станице Михайловской, куда сектанты были высланы в 1846 году из села Александровского Ставропольской губернии. 1862 году последовало выселение субботников из станицы Тихорецкой. В 80-х годах 19 в. сюда же прибыла третья партия сектантов из Воронежской и Тамбовской губерний. В 1893 году в Михайловской насчитывалось 1759 душ субботников (даже станичный атаман принадлежал к иудействующим) (12).

В станице Урупской проживали 176 субботников с 1841 года. Все они принадлежали к казачьему сословию, некоторые были выходцами из Терской области, а в станице Родниковской проживало 476 человек (13).

В Ставропольской губернии секта субботников начала распространяться с 30-х годов 19 века (селения Высоцкое, Медведовское, Просянка, Благодарное) (14). Поначалу сектанты скрывали свои убеждения по причине строгих правительственных мер против последователей, боясь высылки на жительство в Сибирь или в Закавказский край, поэтому объявляли себя православными христианами. С конца 1864 года стали высказывать свои убеждения открыто.

Субботников, открыто признававших принадлежность к секте, переселяли (иногда целыми деревнями) в Северное предгорье Кавказа, Закавказье, Иркутскую, Тобольскую, Енисейскую, Амурскую губернии (после присоединения в 1858 году Приуралья к России).

Переселение раскольников в Закавказские провинции проводилось в соответствии с Высочайше утвержденными правилами (18 марта 1824 года и 31 января 1831 года). Раскольники доставлялись в г. Ставрополь, а оттуда партиями отправлялись в Грузию на отведенные им участки земли. Тем сектантам, которых высылали по приговору суда, отпускалось на обзаведение домом в малолесных местах 10 руб., а в многолесных - 50 руб. на каждое семейство. Переселявшиеся по собственному желанию должны были сами о себе позаботиться. Селить их предписывалось в разных местах, чтобы не создавать благоприятных условий для объединения сектантов (15).

За несколько лет субботники расселились около Кизляра, Кубы, Нухи, Шемахи, Шуши, Ленкорани, Нахичевани, Ордубада.

Цель переселения: остановить распространение секты, но, зачастую, переселение, наоборот, способствовало усилению пропаганды её идей.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Положение сектантов на Кавказе было более благоприятным, чем положение их единомышленников в Центральных районах России. Главноуправляющий Грузией, Кавказской и Закавказской областями генерал-адъютант барон Розен обратился в МВД с просьбой о дозволении выдавать субботникам, живущим в Кавказской области, паспорта для отлучек с места их жительства для торговли и заработка. Указом от 4 апреля 1837 года им было разрешено переселяться в Закавказские провинции, чтобы иметь возможность пользоваться правом, предоставленным раскольникам вредных сект этих провинций, получать паспорта на отлучки в Закавказском крае (16).

Свобода передвижения, относительно слабый надзор, трудолюбие сектантов во многом способствовали развитию торговой жизни на Кавказе и Закавказье, а вместе с тем стали причинами распространения секты. На Кавказской линии около города Александровс-ка почти все население, даже казаки были совращены субботниками в раскол. Военные власти для остановки иудейства зачислили всех жителей в Хоперский казачий

№4 • 2008

55

полк, учредив над ними военное управление (17). Новых переселенцев-субботников приказано было селить вдали от православных, установив над ними строгий надзор. Большинство их расселилось по Ленкоранскому уезду, в селениях Привольном, Пришибь.

7 сентября 1839 года Военный министр в предписании генералу от инфантерии Головину приказал переселить на Лабинскую линию субботников-казаков, проживавших в станице Александровской, Хоперского казачьего полка (административно были высланы в Михайловскую в 1846 году).

После воцарения Александра II суровые меры к раскольникам ослабевают. Большая часть субботников из Центральной России перестала скрывать свою веру. В Ставропольской губернии субботники открыто заявили о себе в 1866 году, сославшись на свободы, дарованные манифестом по случаю коронации Государя императора, толкуя выражение манифеста о сводном развитии умственных и нравственных сил русского народа в смысле свободного перехода из одной веры в другую. Открытому отпадению субботников от православной церкви способствовало так же знакомство некоторых из них с евреями,живущими в Ставрополе.

В 1866 году крестьяне Михайловской через доверенных обратились к Наместнику Кавказскому, Великому князю Михаилу Николаевичу с прошением, в котором объяснили, что они (в числе 192 душ об. пола) «хотя по настоянию священников и исполняют обряды православной веры, но без особого усердия, так как они еще от предков принадлежат к иудейскому закону», и просили «отчислить их от православной веры с причислением в иудействующий закон». Не дожидаясь последствий поданного ими прошения, в феврале 1867 года они торжественно объявили себя «иудействующими» сначала перед священником села Высоцкого, потом перед Высоцко-Ореховским сельским правлением (18). Подобное произошло в Медведовском и Благодарном. По проведенному местным исправником дознанию, обнаружено, что «всех совратившихся в жидовскую секту крестьян... 225 душ». В Воронежской губернии в 1873 году 90 членов секты были приговорены к лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в Закавказье. Сенатор С. Мордвинов дал благоприятный отзыв о них, что способствовало отмене приговора: «Они живут замкнуто в домашнем быту и в отношениях своих к властям безупречны, усердно трудятся и исправно платят налоги» (19).

Несмотря на то что манифест о свободе совести (17 апреля 1905 года) положил конец всем законам, направленным против субботников, администрация часто применяла к ним ограничения, смешивая их с евреями. МВД в своих циркулярах от 1908 г. и 1909 г. разъясняло, что иудействующие имеют одинаковые права с остальным населением.

В начале 20 века общины субботников существовали в 30-ти губерниях Российской империи и насчитывали десятки тысяч человек. Официальная статистика не дает подлинной картины, так как сектанты-субботники были признаны «особо вредной сектой», поэтому уклонялись от регистрации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцев Е. В. История соблюдающих субботу на Руси. «Образ и подобие» Издание Заокской дух. ак. - 1993. - № 2. - С. 44-51.

2. Андреев В. В. Раскол и его значение в народной русской истории. - М., 1870. - С. 26.

3. Клибанов А. И. Религиозное сектантство и современность. - М., 1969. - С. 40.

4. Варадинов Н. История МВД. Восьмая доп. кн. «История распоряжений по расколу». - СПб., 1863. - С. 8687.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

5. Там же.

6. Астырев Н. Субботники в России и Сибири // Северный вестник. - 1891. - № 6. - С. 47.

7. П.С.З. ТХЦ № 30436а.

8. Там же.

9. ГАКК, ф.249, оп. 1, д.222, л.16-20.

10. Там же, л. 25.

11. Кальнев М. Отчет о миссионерской деятельности // Ставропольские Епархиальные Ведомости. - 1893. - № 16.

12. Там же.

13. Кавказские Епархиальные Ведомости. - 1875. - № 5.

- С. 195.

14. Собрание постановлений по части раскола. - СПб., 1858. - С. 136-137.

15. Там же, с. 254.

16. ГАКК, ф.318, оп. 2, д. 69.

17. Кавказские Епархиальные Ведомости. - 1875.

- № 5. - С. 197-200.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

18. Электронная еврейская энциклопедия. - Т. 8. - С. 635-639.

THE SECT OF SABBATARIANS (JUDAIZING) IN THE CAUCASUS IN THE XIX CENTURY

E. Mishustina,a Teacher,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.

The article is devoted to problems of disseminating sectarianism in the Caucasus, to interrelations between the church, the state and those social groups who cut themselves off the official Orthodoxy. The Caucasus had been and continues to be one of the most meaningful regions in the Russian geopolicy.

Therefore, interconfessional relations here are of great importance.

Key words: sect, Judaism, church, schism, state, legislation.