НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
УДК 338.24: 657.1
сегментный учет и анализ деятельности организаций на российских и зарубежных рынках
сбыта продукции*
Ирина Юрьевна Цыганова,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономического управления организацией, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация [email protected]
Вилена Анатольевна Якимова,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов, Амурский государственный университет, Благовещенск, Российская Федерация [email protected]
Предмет/тема. Исследование посвящено определению места и роли сегментного учета и анализа в оценке эффективности организаций, осуществляющих деятельность на российских и зарубежных рынках. Предмет работы составляют учет и анализ географических сегментов бизнеса многопрофильных организаций для стратегического управления.
* Статья выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки России высшим учебным заведениям в части проведения научно-исследовательских работ по теме «Экономическое управление устойчивым развитием организаций» (рег. номер 114100640059 от 06.10.2014).
Цель/задачи. Целью работы является разработка методики сегментного учета и анализа, позволяющей сравнивать экономические показатели организаций на внутреннем и внешнем рынках сбыта продукции, оценивать конкурентное положение и влияние рисковых факторов макро- и микросреды.
Методология. На основе рискового подхода к стратегическому управлению, детализации и сегментирования, с помощью экономико-математических и статистических методов (коэффициентный, комплексной оценки, ранговой корреляции, многомерных сравнений) проанализировано состояние функциональных сфер географических
сегментов бизнеса ООО «ЭкспортЛес» (Амурская область).
Результаты. Предложена авторская методика сегментного учета и анализа, в основу которой положены счета аналитического учета по географическим сегментам бизнеса, обобщающие показатели привлекательности функциональных сфер, интегральные параметры привлекательности сегментов бизнеса и позиционирование на основе многоугольника привлекательности.
Область применения. Разработанная методика сегментного учета и анализа позволит менеджменту организации принимать обоснованные управленческие решения в условиях экономического кризиса, а формируемая учетно-аналитическая информация даст возможность раскрывать сведения о рисках при формировании бухгалтерской и управленческой отчетности.
Выводы/значимость. Гэографические сегменты бизнеса многопрофильных организаций подвержены влиянию различных рисков (рыночного, валютного, странового и т.п.), которые необходимо оценивать с помощью количественных и качественных показателей рыночной конкуренции, окупаемости инвестиций, использования бюджета, текущих результатов, технологической политики, системы менеджмента и платежеспособности сегментов. На основе полученных в ходе апробации результатов авторской методики сегментного учета и анализа даны рекомендации по повышению привлекательности различных сфер бизнеса и мотивации отказа от невыгодных.
Ключевые слова: географический сегмент бизнеса, сегментный учет, анализ, ключевой контрольный показатель, управленческая отчетность
В последние годы наблюдаются тенденции роста участия российских организаций во внешнеторговом обороте и притоков иностранного капитала, происходит вовлечение национальной экономики в международное разделение труда. В перспективе будет не только продолжаться, но и усиливаться превалирование объемов экспорта над оборотами ввозимых товаров (рис. 1).
Экономические санкции Запада и снижение курса рубля привели к удешевлению российских товаров на зарубежных рынках. В свою очередь, в результате действия инфляции в РФ снижается спрос на рубль и уменьшаются притоки иностранного капитала, что приводит к росту себестоимости продукции и сокращению источников финан-
сирования. Иностранным инвесторам становится невыгодно вкладывать средства в российский бизнес в связи с тем, что доходы, полученные в рублях, при конвертации в иностранную валюту оказываются ниже ожидаемых.
В условиях экономического кризиса выход на зарубежные рынки сбыта выступает в качестве привлекательной возможности расширения масштабов бизнеса, усиления конкурентных позиций среди зарубежных компаний, поиска дополнительных инвестиций.
При экспорте из России действует льготный режим налогообложения, позволяющий применить нулевую ставку налога на добавленную стоимость (НДС). С учетом преимуществ и недостатков выхода отечественных организаций на внешние рынки особо актуальной задачей выступает разработка методики сегментного учета и анализа, позволяющей сравнивать экономические показатели на разных рынках, оценивать конкурентное положение и влияние рисковых факторов макро- и микросреды.
Существующие методы учета и анализа внешнеэкономической деятельности дают возможность исследовать всю совокупность протекающих хозяйственных процессов, а также изучать три основные группы проблем:
• состояние и развитие всемирного хозяйства и экономики региона, любой отдельно взятой страны, административного района, отрасли и подотрасли экономики для оценки конъюнктуры рынка и выбора внешнеэкономических решений;
• условия внешнеэкономических контрактов, ход их выполнения и фактические результаты;
• хозяйственную деятельность организации для оценки ее внешнеэкономического потенциала и способности конкурировать на внешнем рынке [17].
При исполнении экспортных операций на зарубежных рынках важными составляющими являются:
• выбор стратегии, заключающейся в обосновании рынка и покупателей, конкретного экспортируемого товара и его конкурентоспособности;
• определение формы расчетов, посредника, способа доставки и транспортировки, продвижения товара на рынок;
Международный бухгалтерский учет
International Accounting
Рис. 1. Показатели внешней торговли России (январь 2013 г - апрель 2014 г.), млрд долл. США [1]
• обоснование технологии производства и выбора сырья и материалов;
• разработка упаковки и т.д. [2].
Перечисленные задачи решить традиционными методами учета и анализа на основе сведений, формируемых в бухгалтерской отчетности, не представляется возможным. Одним из направлений решения проблемы повышения информативности данных для учета и анализа многопрофильных организаций, действующих на внутренних и внешних рынках, является формирование учетно-аналитической информации по географическим сегментам бизнеса.
Термины «сегмент» и «географический сегмент» рассматриваются разными авторами с позиции менеджмента, маркетинга, Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и управленческого учета. Так, М.А. Мусатова связывает понятие «сегмент» с диверсификацией организации, которая позволяет управлять совокупностью видов деятельности в группе рынков с разными условиями и перспективами развития. По мнению исследователя, сегментирование вызвано необходимостью изучения окружения организации с точки зрения отдельных перспектив, рисков и возможностей, которые вытекают из состояния этого окружения [9].
Для стратегического управления понятие «сегмент» Е.В. Смирнова предлагает использовать в трех значениях:
• продукт или группа продуктов (продукция, работы, услуги);
• центры ответственности;
• части внешней среды организации (географический регион, рынок сбыта, группа потребителей).
В практике стратегического управления сегменты могут также носить название стратегических единиц бизнеса (сегментов бизнеса, стратегических сегментов), которые имеют следующие общие характеристики:
• конкретную ориентацию;
• точный целевой рынок;
• одного из руководителей во главе;
• контроль за ресурсами;
• собственную стратегию;
• четко обозначенных конкурентов;
• отличительное преимущество [15]. Сегмент в соответствии с Международным
стандартом финансовой отчетности (IFRS) 8 «Операционные сегменты» - это компонент организации, участвующий в деятельности, от которой он может генерировать доходы и нести расходы. Операционные результаты сегмента регулярно рассматриваются руководителем организации, отвечающим за операционные решения, чтобы выносить вердикт о ресурсах, которые должны быть распределены на сегмент, и оценивать результаты его деятельности. Наконец, в отношении сегмента имеется дискретная финансовая информация [12].
Международный бухгалтерский учет
International Accounting
Международные стандарты финансовой отчетности определяют географический сегмент как часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях, для которой характерны риски и доходность, отличные от рисков и доходности, характерных для деятельности в других условиях, информация о которой подлежит раскрытию посредством представления показателей в бухгалтерской отчетности [6].
Для управленческого учета и анализа географические сегменты бизнеса следует рассматривать как части внешней среды (географический регион, рынок сбыта, группа потребителей), информация о которой формируется на основе данных бухгалтерского учета и маркетинговых исследований и предоставляется руководству для принятия стратегических управленческих решений в отношении деятельности и последующего развития.
Выделение географических сегментов бизнеса не зависит от существующей структуры и набора продукции организации, а позволяет оценивать возможности, открывающиеся в той или иной области бизнеса с позиций потребностей, которые нужно удовлетворить (рынок сбыта), групп потребителей или пространства деятельности (географические регионы).
Объективная необходимость сегментирования информации предприятий-экспортеров связана со следующими различиями сегментов бизнеса:
• в рынках сбыта, которые могут быть расположены в зарубежных странах, отличных друг от друга экономическими, политическими, социальными и другими условиями;
• в уровне конкуренции и конкурентной среды на российском и зарубежных рынках;
• в сроках исполнения контрактов между поставщиком и покупателем или организацией-экспортером и таможней
• во времени и в расстояниях при экспортных операциях, что может повлиять на транспортные расходы;
• в уровне валютного риска, который проявляется в изменении курсов иностранных валют;
• в структуре экспортных расходов;
• в системе налоговых платежей и льгот по экспорту;
• в системе таможенных платежей и рисков;
• в характере правовой среды, в которой действует сегмент бизнеса, и лояльности законодательства;
• в характере банковской и страховой сред, в которой действует сегмент бизнеса;
• в техническом и производственном уровне, если филиал или подразделение находится за рубежом;
• в перспективах развития и устойчивости роста.
Российские стандарты бухгалтерского учета закрепляют критерии выделения сегментов и порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности, что позволяет обеспечить заинтересованных внешних пользователей информацией для оценки деятельности и перспектив развития, сравнения результатов производства и реализации продукции между сегментами и у разных организаций. Однако Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), как правило, применяется организациями только при составлении сводной отчетности в случае наличия дочерних и зависимых обществ. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) для всех организаций закрепляет в отношении географических сегментов требование раскрытия в пояснениях к бухгалтерской отчетности данных «об объемах продажи продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и рынкам сбыта (деятельности)» [8, п. 27].
Сегментирование по географическим регионам и рынкам сбыта основано на разделении деятельности по производству и реализации товаров по принципу разного влияния рисков и возможностей получения прибыли. Информация о рисках в географических сегментах становится приоритетной для инвесторов и управленческого персонала организации при анализе эффективности средств, вложенных в развитие данного сегмента, а также оценке его привлекательности для потребителей.
Для фирм, действующих в разных экономических и политических условиях, детальное раскрытие информации о рисках, ресурсах и результатах географических сегментов, входящих в состав общего бизнеса, необходимо и потому,
что акционеры должны получать полную информацию о рентабельных и убыточных сегментах, быть уверенными в эффективном управлении организацией [3].
Стандарты бухгалтерского учета обязывают учитывать влияние рисков, но не приводят конкретных критериев сегментирования и видов риска, не обязывают оценивать их количественно. В качестве рекомендаций Министерство финансов РФ в 2012 г. разработало информацию ПЗ-9/2012 «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности».
Для формирования полного представления о финансовых результатах, об изменениях в финансовом положении в пояснениях к годовой бухгалтерской отчетности раскрываются данные о потенциально существенных рисках хозяйственной деятельности, которым подвержена организация.
По каждому виду риска в годовой бухгалтерской отчетности раскрывается информация о таких качественных характеристиках хозяйственной деятельности организации:
• подверженность фирмы рискам и причины их возникновения;
• концентрация риска (конкретные параметры, которые отличают каждую компанию (контрагенты, регионы, валюта расчетов и платежей и др.);
• механизм управления рисками (цели, политика, применяемые процедуры в области управления рисками и методы, используемые для оценки риска и т.п.);
• изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом [9].
В каждом сегменте бизнеса существенно различается степень влияния на организации следующих рисков:
- рыночных, связанных с возможными неблагоприятными последствиями в случае изменения рыночных параметров (цен, процентных ставок, курсов иностранных валют и др.). В отчетности необходимо отразить эффект, который оказывает риск на прибыли (убытки) и капитал;
- правовых, связанных с изменением валютного и таможенного регулирования, налогового законодательства и пр. Информация об этих
рисках раскрывается отдельно для внутреннего и внешнего рынков;
- страновых и региональных, связанных с политической и экономической ситуацией, географическими особенностями в стране (странах) и регионе (регионах), в которых организация действует и (или) зарегистрирована в качестве налогоплательщика;
- репутационных, связанных с уменьшением числа заказчиков (клиентов) вследствие негативного представления о качестве реализуемой продукции, работ, услуг, соблюдении сроков поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, об участии в ценовом сговоре и т.п.;
- кредитных, рисков потери ликвидности и
др. [14].
При этом результаты сегментного учета и анализа применительно к организациям, действующим на российском и зарубежных рынках, представляют особую важность не только для внешних пользователей, но и для управленческого персонала. В.Н. Тафинцева справедливо указывает, что руководство компании с помощью управленческой отчетности получает дополнительные возможности для сравнения и анализа результатов деятельности конкурентов, а также отрасли в целом [16].
В научной литературе существуют три подхода к целям сегментного учета и анализа:
- во-первых, управленческий подход - цель учета и анализа состоит в оценке вклада сегмента в формирование прибыли, рейтинга в интересах стратегического управления и оценки качества управления отдельными подразделениями;
- во-вторых, экономический подход - цель учета и анализа состоит в оценке эффективности отдельных видов деятельности и поиска экономических резервов, перспектив роста прибыльности отдельных сегментов бизнеса [19, 20];
- в-третьих, маркетинговый подход - цель учета и анализа состоит в оценке конкурентоспособности и привлекательности сегментов бизнеса на рынках сбыта для максимального удовлетворения потребностей клиентов, формирования оптимального ассортимента и адаптации во внутренней и внешней среде [20].
Необходимо формирование комплексного подхода на основе единой информационной
учетно-аналитической базы, позволяющей реализовать все перечисленные цели сегментного учета и анализа.
Учетно-аналитическая информация должна удовлетворять потребности менеджеров при обосновании управленческих решений, направленных на снижение влияния рисковых ситуаций и повышение эффективности стратегического управления организацией.
Традиционные финансовый и управленческий учет и анализ нацелены в основном на внутренние процессы в компании и не уделяют внимания рисковым факторам внешней среды, не могут предоставить менеджменту сведений о путях усиления конкурентных преимуществ организации и выпускаемых продуктов, возможностях удовлетворения интересов всех групп лиц, об эффективности применяемой структуры управления [4].
Информация сегментного учета и анализа должна формироваться в управленческой отчетности. Информационной базой могут выступать как данные бухгалтерского учета, так и материалы маркетинговых исследований. При этом для управленческого учета и анализа под управленческой отчетностью следует понимать совокупность сведений, имеющих внутреннюю структуру, основанную на системе показателей, с помощью которых раскрывается содержание соответствующего элемента отчетности о состоянии внешней и внутренней сред, а также удовлетворяющих информационные потребности полномочных лиц в учетно-отчетной, аналитической и внеучетной информации о сегментах бизнеса для принятия стратегических управленческих решений.
При реализации комплекса целей организации с учетом потребности пользователей в сегментации предлагается разработанная авторами методика сегментного учета и анализа организаций, действующих на российских и зарубежных ранках.
В основу методики положено сегментирование по географическому признаку. Выделены этапы, порядок формирования данных на аналитических счетах бухгалтерского учета, предложены ключевые контрольные показатели и методы расчета интегрированных показателей.
Представляется необходимым проводить сегментный учет и анализ по приведенным далее этапам.
1. Идентификация сегментов бизнеса.
1.1. Установление объекта сегментации и его границ.
1.2. Определение перечня критериев сегментации (географический регион, рынок сбыта, группа потребителей) с учетом особенностей деятельности и их значимости для организации (подразделения организации).
Согласно ПБУ 12/2010 географические сегменты разделяются по рынкам сбыта и по местам расположения активов (подразделения, филиалы, представительства). В зависимости от организационной и управленческой структур, системы внутренней отчетности критериями выделения сегментов бизнеса могут быть:
• структурные подразделения организации;
• географические регионы;
• основные покупатели продукции, товаров, работ, услуг;
• производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги [13].
Критерий сегментации А. Структурные обособленные подразделения. Например, филиал, расположенный в другом регионе или стране. По данному критерию формируется информация об активах и финансовых результатах, поскольку филиалы являются юридическими лицами и наделяются активами, ресурсами, расчетным счетом, правами самостоятельно управлять и контролировать деятельность, формировать и распределять прибыль. Представительства, в отличие от филиала, имеют меньшую свободу управления активами и финансами, операции проводят от имени и по поручению общества. Руководство головной организации заинтересовано в информации об эффективности управления активами и распределении ресурсов [5].
Критерий сегментации Б. Рынок сбыта или группа покупателей. Исходя из разного влияния рисков, важно разделить продажи на внутренний и внешний рынки сбыта. При этом в управленческой отчетности приводится информация о выручке, себестоимости, накладных расходах, прибылях и убытках, обязательствах сегментов бизнеса, которые будут различаться по типам покупателей, конкуренции на рынке, степени влияния валютных и рыночных рисков [7].
Критерий сегментации В. Вид деятельности. Организации могут в разных географических регионах осуществлять различные виды деятельности, на которые влияют не только региональные и страновые риски, но и отраслевые. Если на одной и той же территории реализуются несколько видов деятельности, то их необходимо сегментировать и отдельно привести в отчетности показатели о выручке, себестоимости, прибылях и убытках [13].
Критерий сегментации Г. Группа продукции. Сегментирование по данному критерию предполагает различие в производственных и рыночных рисках. Разные виды продукции имеют разный спрос на рынке и обладают разной степенью рентабельности [18].
Для дальнейшего анализа необходимо ранжировать критерии сегментации, определив наиболее значимые.
1.3. Процедура сегментации по первому критерию для определения потенциальных сегментов бизнеса. Этим, как правило, занимаются менеджеры высшего звена, которые располагают всей полнотой информации об объекте анализа и стратегических целях и задачах. При проверке выполнения количественных ограничений для каждого сегмента бизнеса следует руководствоваться требованиями ПБУ 12/2010. На сегменты бизнеса должно приходиться не менее 75% выручки, а их количество не должно быть более 10.
1.4. Формирование аналитической информации о сегментах бизнеса в бухгалтерском учете. Для этого должна быть организована система аналитического учета. По географическому признаку предлагается выделение нескольких счетов (табл. 1).
Пример сегментирования по географическому признаку представлен на рис. 2.
Выделение аналитических счетов построено по принципу формирования необходимой информации для организации управленческого анализа сегментов. Предлагаемые аналитические счета позволят формировать информацию о прибылях и убытках каждого сегмента, а также о сегментных активах и обязательствах.
2. Разработка системы оценочных показателей привлекательности сегментов бизнеса.
2.1. Выделение функциональных сфер для анализа привлекательности географических
а s ig
u <и
H
а о с
о
а m
О О
о
о ü о <и Т
5
6
«
а -
о
<и -
о с к s
X
«
а о а s н х <и
S -
<и о
CR
Ч ч f-
<и
Т «
s «
о <и Т
s
H
s
ч «
s
<
■t
я
■■J
о =
M
s
Ю =
о g
-
о
U
m
я ■■j
о =
M
S
Ю =
о g
-
о
U
Я и
о =
M
S
ю =
о g
-
о
U
а £
m
a о h
m
<N О
о S
О «
0
1 х
о -
£
X
I m
0
1 о
О
^ й
^ И
о н
а £
m
a о h
к
m
<N О <N О
о S
О «
0
1 х
о -
£
t *
s ä
§ и
3 К
^ и
(N О
О К
« Ж
es ^
m £2 ^^ я
CD н ; и (N F «ч О
h U F
0 «
X
1
h
s -
CS
m *
^ <2 (N Ä
«ч m
о Д
5 *
о s
я ^
h ^
8 S
% !
h. 4
ES %
^ &
ЧО
u M & cS
I
,—, S
s
m Й
_■ es со
о
, «
о о Ä
KSK °
3 ocs Ö
(TW О
S =g
« S
ч g
^ I
о a
О
„ CS
3 a
H CS
о эт
F a
о Л
CS и
РЧ S
чо К
к
£
£ m
Ш "О
о 1э
СП
—I
ш ^
н со
"О
о
л со
Продолжение табл. 1
< X
СО ^
оз. о'
£2. >
о о о
СО
'со
з I
ю о
сл
Синтетический счет бухгалтерского учета Сегмент бизнеса 1 Сегмент бизнеса 2 Сегмент бизнеса 3 Сегмент бизнеса 4
Рынок 1 Рынок 2 Рынок 3
62.03 «Расчеты с покупателями и заказчиками в инвалюте» 62.03.1 «Расчеты с покупателями в Китае» 62.03.2 «Расчеты с покупателями в Корее»
62.04 «Расчеты с покупателями и заказчиками по авансам в инвалюте» 62.04.1 «Расчеты с покупателями в Китае» 62.04.2 «Расчеты с покупателями в Корее»
Обязательства
76.05 «Расчеты с прочими кредиторами и дебиторами» 76.05.1 «Расчеты с таможней Благовещенска» 76.05.2 «Расчеты с таможней Находки»
60.01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 60.01.1 «Расчеты с транспортными организациями по доставке в Якутию» 60.01.2 «Расчеты с транспортными организациями по экспорту в Китай» 60.01.3 «Расчеты с транспортными организациями по экспорту в Корею»
Доходы и расходы
20 «Основное производство» 20.01 «Добыча золота» 20.02 «Производство пиломатериалов» — — —
26 «Общехозяйственные расходы» 26.01 «Администрация головного офиса» 26.02 «Администрация филиала в Якутск» 26.02 «Администрация филиала в Китае» 26.02 «Администрация филиала в Корее»
43 «Готовая продукция» 43.01.1 «Пиломатериалы» 43.01.2 «Пиломатериалы для реализации в Еврейской автономной области» 43.03.1 «Золото», 43.04.1 «Серебро» 43.01.3 «Пиломатериалы для реализации в Якутию» 43.01.4 «Пиломатериалы на экспорт в Китай» 43.05.4 «Круглый лес на экспорт в Китай» 43.01.5 «Пиломатериалы на экспорт в Корею» 45.05.5 «Круглый лес на экспорт в Корею»
44 «Расходы на продажу»
44.01 «Маркетинговые расходы» 44.01.1 «Расходы на рекламу в Амурской области» 44.01.2 «Расходы на рекламу в Еврейской автономной области» 44.01.3 «Расходы на рекламу в Якутии» 44.01.4 «Расходы на рекламу по экспорту в Китае» 44.01.5 «Расходы на рекламу по экспорту в Корее»
44.02 «Расходы на страхование» 44.02.1 «Расходы на страхование по экспорту в Китае» 44.02.2 «Расходы на страхование по экспорту в Корее»
X
А °>
0)
о н £
а> н
X
о о ч
0) ь 0" X 0" 5
о н 0) X 13 0) тз н 0"
(О
>
о п о
3 %
Ю г.
3 =
о. к.
73 й
Я 3
° О.
Л о)
2 3-
(О (Л
Окончание табл. 1
ш
"О
о 1э
СП X
—I
ш
-I
со
"О
о
л со
со 3 ш
о' >
о о о
СО 'со
I
К)
о сл
Синтетический счет бухгалтерского учета Сегмент бизнеса 1 Сегмент бизнеса 2 Сегмент бизнеса 3 Сегмент бизнеса 4
Рынок 1 Рынок 2 Рынок 3
44.03 «Транспортные расходы» 44.03.1 «Расходы по доставке покупателям в Еврейской автономной области» 44.03.2 «Расходы по доставке покупателям в Якутию» 44.03.1 «Расходы по доставке покупателям в Китай» 44.03.1 «Расходы по доставке покупателям в Корею»
44.04 «Таможенные расходы» 44.04.1 «Пошлина по экспорту в Китай» 44.04.2 «Пошлина по экспорту в Корею»
90.01 «Выручка» 90.01.1 «Выручка от реализации продукции в Амурской области» 90.01.2 «Выручка от реализации продукции в Еврейской автономной области» 90.01.3 «Выручка от реализации золота» 90.01.4 «Выручка от реализации продукции в Якутию» 90.01.5 «Выручка от реализации продукции в Китай» 90.01.6 «Выручка от реализации продукции в Корею»
90.02 «Себестоимость продаж» 90.02.1 «Себестоимость продаж продукции в Амурской области» 90.02.2 «Себестоимость продаж продукции в Еврейской автономной области» 90.02.3 «Себестоимость продаж золота» 90.02.4 «Себестоимость продаж продукции в Якутию» 90.02.5 «Себестоимость продаж продукции в Китай» 90.02.6 «Себестоимость продаж продукции в Корею»
90.03 «Налог на добавленную стоимость» 90.03.1 «НДС по реализации в Амурской области» 90.03.1 «НДС по реализации в Еврейской автономной области» 90.03.3 «НДС по реализации золота» 90.03.4 «НДС по реализации в Якутию»
90.09 «Прибыль (убы-ток) от продаж» 90.09.1 «Прибыль (убыток) от продаж продукции в Амурской области» 90.09.2 «Прибыль (убыток) от продаж продукции в Еврейской автономной области» 90.09.3 «Прибыль (убыток) от продаж золота» 90.09.4 «Прибыль (убыток) от продаж продукции в Якутии» 90.09.5 «Прибыль (убыток) от продаж продукции в Китае» 90.09.6 «Прибыль (убыток) от продаж продукции в Корее»
91.01 «Прочие доходы»
91.01.1 «Положительные курсовые разницы» 91.01.1.1 «Курсовые разницы по экспорту в Китай» 91.01.1.2 «Курсовые разницы по экспорту в Корею»
91.02 «Прочие расходы»
91.01.1 «Отрицательные курсовые разницы» 91.01.1.1 «Курсовые разницы по экспорту в Китай» 91.01.1.2 «Курсовые разницы по экспорту в Корею»
99 «Прибыли и убытки» 99.1 «Прибыль (убыток) сегмента 1» 99.2 «Прибыль (убыток) сегмента 2» 99.3 «Прибыль (убыток) сегмента 3» 99.4 «Прибыль (убыток) сегмента 4»
<
£ а ч
О)
X
О) ■Е
О Ч £ а> ч х о п ч
О)
ь
О" X О"
5
о ч
О) X 13
0)
0"
>
о п о
3 й
ю г
33
О.Й.
73 й
Ф о,
"8 3
° о.
Л 01
2 3-
(О (Л
Рис. 2. Сегментирование по географическому признаку ООО «ЭкспортЛес»
А
Сегмент бизнеса 1.
Головная организация
Сегмент бизнеса 2.
Филиал в Якутске
Сегмент бизнеса 3.
Филиал в Китае
Сегмент бизнеса 4.
Филиал в Корее
Рынок Амурской
области
Рынок Еврейской автономной области
Рынок Якутии
Рынок Китая
Добыча и реализация
Реализация продовольственных товаров
jL
Реализация пиломатериалов
J_
Реализация
круглого леса
сегментов бизнеса. Предлагается анализировать следующие функциональные сферы:
- сфера I «Рыночная конкуренция и внешние условия бизнеса». Под воздействием факторов внешней среды у организации возникают рыночный и репутационный риски;
- сфера II «Окупаемость инвестиций и затрат». Показатели характеризует эффективность средств, вложенных в производство и реализацию продукции на внутреннем или внешнем рынках. Возможно влияние странового и налогового рисков;
- сфера III «Использование бюджета по функциональным направлениям». Показатели рассчитываются на основе данных бухгалтерского учета и позволяют оценить операционный риск;
- сфера IV «Текущие результаты». Показатели формируются в бухгалтерском учете под воздействием производственного и валютного рисков;
- сфера V «Технологическая политика»;
- сфера VI «Система менеджмента»;
- сфера VII «Платежеспособность сегмента бизнеса». Показатели позволяют оценить влияние риска ликвидности и кредитного риска.
2.2. Формирование перечня ключевых контрольных показателей по функциональным сферам - это система финансовых и нефинансовых показателей, влияющих на количественное или качественное изменение результатов по отношению к стратегической цели организации.
По географическим сегментам бизнеса целесообразной представляется группировка показателей по выделенным функциональным сферам (табл. 2). Финансовые и нефинансовые показатели должны контролировать изменение результатов по отношению к стратегической цели организации. Выделение показателей основано на принципах: минимальное и достаточное число, возможность сопоставления сегментов бизнеса и оценки рисков. Для стратегического управления руководством и структурными подразделениями должны приниматься меры по их достижению и улучшению.
2.3. Установление значимости (весов) каждой функциональной сферы для результативности сегментного анализа в целом, а также коэффициентов значимости показателей внутри каждой функциональной сферы. Наиболее адекватным для целей сегментного анализа является метод парных сравнений, имеющий встроенный механизм проверки логичности мнений экспертов.
Суть метода состоит в последовательном построении матриц парных сравнений и вычислении собственных векторов. Данную процедуру необходимо последовательно применять как для нахождения коэффициентов значимости каждой из функциональных сфер, так и для определения значимости показателей внутри сфер.
2.4. Определение обобщающих показателей привлекательности функциональных сфер на
Таблица 2
Ключевые контрольные показатели для сегментного анализа организаций, действующих на российских и зарубежных рынках сбыта
Показатель Методика расчета обоснование выбора
Сфера I«Рыночная конкуренция и внешние условия бизнеса»
Темп роста экспортного объема продаж Отношение планового объема экспорта к объему экспорта за текущий период х х 100% Отражает рост объемов экспорта в перспективе
Стадия жизненного цикла экспортируемого товара Экспортируемый товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок, рост, зрелость и спад Показывает, как денежные потоки и прибыль меняются в зависимости от стадии жизненного цикла экспортируемого товара
Степень стабильности рыночной конъюнктуры Темпы изменений на внешнем рынке можно представить как сравнимые, медленнее либо быстрее, чем реакция организации Характеризует темп изменения внешней среды. Изменения одного или многих факторов проходят медленно или быстро. Испытывает влияние изменения курса валюты - чем выше курс по отношению к рублю, тем большую экспортную выручку получит организация. Это позволит экспортеру снизить цену на свой товар, повысить его конкурентоспособность
Рыночная доля по отношению к основному конкуренту Отношение доли рынка организации к доле рынка сильнейшего конкурента -экспортера тех же товаров Характеризует реальную возможность работы и отражает место организации на рынке экспортируемой продукции. Измеряет уровень охвата рынка. При анализе зарубежного рынка следует установить долю наиболее активных российских конкурентов
Качество экспортируемого товара Для оценки применяют дифференциальный, комплексный, смешанный и интегральный методы Повышение качества товара в значительной степени определяет выживаемость и успех организации на российских и зарубежных рынках сбыта
Сфера II «Окупаемость инвестиций и затрат»
Коэффициент инвестирования Отношение выручки к активам сегмента бизнеса Позволяет оценить эффективность средств, вложенных в экспорт и продажи на внутреннем рынке
Транспортно-экспе-диторские затраты и расходы на страхование груза к объему продаж Отношение величины транспортных затрат к выручке Характеризуют отдаленность таможенного пункта, зависят от условий поставок (существует, например, Инкотермс - международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов)
Таможенные расходы к объему продаж Отношение величины таможенных расходов к выручке Показатель зависит от выбора таможенного режима, ставок таможенных пошлин и сборов на вывозимый товар
Налоговая нагрузка по НДС Отношение суммы уплаченного НДС к сумме расходов сегмента бизнеса Экспорт облагается по ставке 0%, а реализация на внутренний рынок по ставкам 10 и 18%, что делает экспорт более привлекательным
Расходы на участие посредников к объему продаж Отношение суммы комиссионного вознаграждения и возмещаемых расходов к выручке Показатель зависит от участия посредника и распределения расходов по экспортному контракту, базисных условий поставки
Сфера III «Использование бюджета по функциональным направлениям»
Затраты на маркетинг к объему продаж Отношение величины расходов на рекламу и упаковку к выручке Показатель позволяет определить эффективность маркетинговых мер и соразмерно затрачиваемые средства и не дает расходовать необоснованно большие суммы на достижение маркетинговых целей за рубежом
Продолжение табл. 2
Показатель Методика расчета обоснование выбора
Затраты на НИОКР и инновации к объему продаж Отношение величины затрат на НИОКР к выручке Величина наукоемкости зависит не только от объема выделяемых на науку ресурсов, но также от отрасли, структуры затрат на производство и других факторов. характеризует технологию, отражающую ее связи с научными исследованиями и разработками
Затраты на управление к объему продаж Отношение величины затрат на содержание аппарата управления к выручке Высший уровень эффективности управления -это результат при наименьших затратах на управление. Если же расходы на управление ограничены заданной величиной, следует установить, какой максимальный результат может быть достигнут при данном уровне расходов. В этом случае достигается наибольшая эффективность управления организацией
Затраты на управление качеством к объему продаж Отношение величины затрат на управление качеством к выручке Показатель играет важную роль в конкурентных позициях организации за рубежом, определяя возможности ведения конкурентной борьбы
Представительские расходы, расходы на перевод документов и пр. к объему продаж Отношение величины представительских расходов к выручке От этого показателя зависят уменьшение налоговой нагрузки на организацию и минимизация рисков предъявления претензий
Сфера IV «Текущие результаты»
Маржинальный доход Разница между экспортной выручкой и переменными затратами на производство и реализацию продукции Обеспечивает покрытие постоянных затрат и формирует чистую прибыль от экспортной деятельности организации
Темп роста чистой прибыли Отношение чистой прибыли от экспортных операций в отчетном периоде к чистой прибыли от экспортных операций в предшествующем периоде х х 100% Рост прибыли определяет увеличение потенциальных экспортных возможностей организации, повышает степень ее деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства и пр.
Рентабельность продаж Отношение прибыли от продаж к выручке х 100% На уровень эффективности экспортных операций влияют экспортная цена, внутренняя цена, валютный курс, накладные расходы (таможенные, транспортные и пр.), условия продаж на конкретной территории
Рентабельность активов по прибыли от продаж Отношение прибыли от продаж к величине активов организации х 100% Показывает способность организации генерировать прибыль без учета структуры капитала, качество управления активами
Прибыль (убыток) от валютных операций Положительные курсовые разницы минус отрицательные курсовые разницы Показывает влияние изменения курсов иностранных валют на финансовый результат
Сфера V «Технологическая политика»
Темп роста затрат на НИОКР Отношение величины затрат на НИОКР отчетного периода к предыдущему периоду х 100% Характеризует эффективность стимулирования инноваций сегмента бизнеса
Эффективность инноваций Отношение суммы эффекта от внедрения инноваций к затратам на внедрение инноваций х 100% Характеризует степень внедрения прогрессивных технологий в производство экспортируемой продукции организации (сегмента) бизнеса
Коэффициент прогрессивного обновления оборудования Отношение балансовой стоимости введенного прогрессивного оборудования к балансовой стоимости всего введенного оборудования Характеризует уровень инновационности используемого оборудования, способность организации (сегмента) бизнеса к освоению нового оборудования и новейших производственно-технологических линий для производства продукции на экспорт
-13 (348) - 2015-
Международный бухгалтерский учет International Accounting
Окончание табл. 2
Показатель
Методика расчета
обоснование выбора
Коэффициент освоения новой продукции
Отношение выручки от продажи новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг) за рубеж и продукции (работ, услуг), изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий, к общей выручке
Характеризует способность организации (сегмента) бизнеса к внедрению инновационной или подвергшейся технологическим изменениям продукции на экспорт
Степень автоматизации
производственного
процесса
Отношение численности рабочих, занятых автоматизированным трудом, к общей численности производственных рабочих сегмента бизнеса
Характеризует уровень инновационности в организации производства экспортируемой продукции
Сфера VI «Система менеджмента»
Занятость персонала в аппарате управления
Отношение численности аппарата управления к общей численности промышленно-производственного персонала сегмента бизнеса, занятого производством продукции на экспорт
Характеризует долю работников аппарата управления в общей численности сотрудников организации
Уровень управляемости
Отношение нормы управляемости к фактическому уровню
Это количество работников, приходящихся на одного руководителя организации (сегмента) бизнеса
Коэффициент надежности системы управления
Отношение количества нереализованных управленческих решений к их общему количеству
Характеризует безотказность функционирования аппарата управления сегмента бизнеса
Коэффициент дублирования функций
Отношение работ, закрепленных за несколькими подразделениями, к количеству работ по утвержденным положениям
Характеризует организационную структуру управления, в частности полноту реализации функций в системе управления организацией
Коэффициент рациональности структуры управления
Отношение фактического количества подразделений в аппарате управления к представленному в организационной структуре сегмента бизнеса
Характеризует рациональность организационной структуры управления
Сфера VII «Платежеспособность сегмента бизнеса»
Отношение дебиторской задолженности к выручке сегмента бизнеса
Отношение дебиторской задолженности покупателей к выручке
Зависит от условий оплаты, базисных условий поставок, наличия отгруженной, но не оплаченной продукции вследствие отказа покупателя от оплаты
Рост концентрации риска
Отношение выручки к числу покупа-
Рост показателя при неизменном значении знаменателя характеризует повышение устойчивости деятельности за счет наличия крупных партнеров по бизнесу
Коэффициент просроченных обязательств
Отношение суммы просроченных обязательств покупателей по оплате к выручке
Рост показателя негативно влияет на поиск новых покупателей, может быть связан с нарушениями при заключении контрактов, неплатежеспособностью покупателей, что влечет за собой штрафы и неустойки
Коэффициент ритмичности поставок
Отношение суммы продаж в пределах плана-графика к сумме поставок по контракту
Характеризует своевременность предоставляемых услуг, скорость выполнения заказа
Число жалоб и рекламаций, штрафов со стороны клиентов
Число жалоб и претензий со стороны покупателей
Характеризует качество продукции. Чем меньше данный показатель, тем устойчивее позиции организации на рынке и тем более эффективна ее деятельность
основе линейной (аддитивной) свертки (табл. 3). Предварительно проводится нормализация показателей, чтобы обеспечить их сопоставимость (показатели приведены к шкале от нуля до единицы).
2.5. Отражение кумулятивного эффекта при построении интегрального показателя привлекательности сегментов бизнеса предлагает использование аддитивной свертки (табл. 4).
3. Оценивание привлекательности сегментов бизнеса.
3.1. Сбор необходимой информации по каждому из географических сегментов бизнеса, а также организации в целом. Оценка организации в целом по разработанной системе необходима
Обобщающий показатель привлекательности условия бизнеса» для сегмента
для получения ориентиров при позиционировании сегментов бизнеса, определении как средних показателей по сферам, так и интегрального параметра.
3.2. Процесс позиционирования сегментов бизнеса. Для этого предлагается построить многоугольник привлекательности, осями которого будут служить выделенные функциональные сферы, а ориентиры будут задаваться показателями организации и идеальными значениями. Это даст возможность ранжировать сегменты бизнеса по интегральному показателю и в дальнейшем принимать необходимые управленческие решения в отношении географических сегментов бизнеса.
Таблица 3
сферы I «Рыночная конкуренция и внешние бизнеса 2 ООО «ЭкспортЛес»
Показатель сферы I сегмента бизнеса 2 Коэффициент значимости г-го показателя сферы I сегмента бизнеса 2 Значение г-го показателя сферы I сегмента бизнеса 2 Наилучшее значение г-го показателя сферы I сегмента бизнеса 2 к наихудшему Показатель привлекательности сферы I для сегмента бизнеса 2
Темп роста экспортного 0,25 0,1 0,5/0 0,05
объема продаж
Стадия жизненного цикла 0,16 0,5 1/0 0,16
экспортируемого товара
Степень стабильности 0,13 1 1/0 0,13
рыночной конъюнктуры
Рыночная доля по отношению 0,10 0,2 0,5/0,1 0,025
к основному конкуренту
Качество экспортируемого 0,36 1 1/0 0,36
товара
Обобщающий показатель привлекательности сферы I для сегмента бизнеса 2 0,725
Таблица 4
Интегральный показатель привлекательности сегмента бизнеса 2 ООО «ЭкспортЛес»
Коэффициент значимости сферы к для сегмента бизнеса 2 Обобщающий показатель Показатель
Сфера сегмента бизнеса 2 привлекательности сферы I для сегмента бизнеса 2 привлекательности сегмента бизнеса 2 в сфере к
Сфера I «Рыночная конкуренция 0,13 0,725 0,09
и внешние условия бизнеса»
Сфера II «Окупаемость инвестиций 0,15 0,691 0,10
и затрат»
Сфера III «Использование бюджета 0,15 0,273 0,04
по функциональным направлениям»
Сфера IV «Текущие результаты» 0,20 0,253 0,05
Сфера V «Технологическая политика» 0,10 0,481 0,05
Сфера VI «Система менеджмента» 0,12 0,209 0,03
Сфера VII «Платежеспособность 0,15 0,796 0,12
сегмента бизнеса»
Интегральный показатель привлекательности сегмента бизнеса 2 0,54
13 (348) - 2015
Международный бухгалтерский учет International Accounting
Таблица 5
Коэффициенты ранговой корреляции спирмена для сегментов бизнеса ооо «Экспортлес»
условное I II III IV V VI VII
обозначение сферы
I 1,000 -0,510 0,069 0,452 0,315 0,460 0,199
II -0,510 1,000 -0,273 -0,051 -0,425 -0,313 -0,313
III 0,069 -0,273 1,000 0,093 0,131 0,098 -0,111
IV 0,452 -0,051 0,093 1,000 0,105 0,700 -0,284
V 0,315 -0,425 0,131 0,105 1,000 0,241 -0,002
VI 0,460 -0,313 0,098 0,700 0,241 1,000 -0,255
VII 0,199 -0,313 -0,111 -0,284 -0,002 -0,255 1,000
3.3. Анализ взаимосвязи функциональных сфер на основе коэффициентов ранговой корреляции. Для этого можно воспользоваться непараметрическими показателями корреляции - коэффициентами ранговой корреляции Спирмена (табл. 5).
3.4. Отслеживание динамики показателей привлекательности. Если в управленческой отчетности уже имеется информация по привлекательности сегментов бизнеса, то начиная со второго года можно отслеживать стратегические изменения, используя два подхода. Первый связан с отслеживанием целевых и фактических показателей, а второй - с определением характера и величины изменений.
3.5. Разработка рекомендаций по повышению привлекательности географических сегментов бизнеса на основе проведенного анализа. Увеличение привлекательности на российском и зарубежном рынках сбыта возможно благодаря принятию управленческих решений, направленных на улучшение внешних условий бизнеса, разработки и применения бюджетов по функциональным направлениям деятельности, текущих результатов, технологической политики и уровня развития составляющих системы менеджмента, а также на повышение эффективности инвестиций и затрат.
Таким образом, предложенная методика сегментного учета и анализа позволяет не только позиционировать географические сегменты и весь бизнес, но и разрабатывать оптимальную стратегию развития с учетом наметившихся тенденций. При этом разработанная методика сегментного учета и анализа может успешно применяться любыми организациями, реализующими продукцию на российских и зарубежных рынках.
Список литературы
1. Быркова Е. Обзор внешней торговли в январе - апреле 2014 года. URL: httpV/провэд. рф/analysis/15400-obzop-vneshney-topgovП-v-yanvape-appele-2014-goda.html.
2. Горячих С.П., Чикишева А.Н. Формирование сегментной отчетности организациями-экспортерами // Все для бухгалтера. 2006. № 23. С.32-35.
3. Егошина Е.В. Роль сегментного анализа в бизнесе // Теория и практика общественного развития. 2013.№ 2. С. 200-203.
4. Ендовицкий Д.А. Система сегментарного учета и отчетности в соответствии с действующей моделью управления коммерческой организацией // Аудит и финансовый анализ. 2004. № 4. С.128-138.
5. Ермакова Н.А., Шарипова Л.И. Анализ сегментной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 26. С. 14-20.
6. Зонова А.В., Чикишева А.Н. Повышение качества бухгалтерской отчетности организаций-экспортеров: представление информации по сегментам // Международный бухгалтерский учет. 2008. № 4. С. 4-8.
7. Ключников С.В. Сегментарная отчетность корпоративной группы: методика формирования и анализ особенностей // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 36. С. 27-32.
8. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» (ред. от 02.04.2013): введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н.
9. Мусатова М.А. Концепция построения ра-
бочего плана счетов по МСФО и РСБУ для целей формирования информации по сегментам в нефтяных компаниях // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 17. С. 28-34.
10. О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности: информация Минфина России № ПЗ-9/2012.
11. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н.
12. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): приказ Минфина России от 08.11.2010 № 143н.
13. ПарамоноваЛ.А. КямяковаЮ.Ю. Сегментарная отчетность и рекомендации по ее составлению. URL: http://www.iupr.ru/domains_data/files/ sbornikiJurnal/Zhurnal%20_2(7)%20-%202.pdf.
14. Слободняк И.А. Система учетно-анали-тической информации бухгалтерской управленческой отчетности коммерческой организации. Иркутск: БГУЭП, 2011. 261 с.
15. Смирнова Е.В., Цыганова И.Ю. Анализ сегментов бизнеса как инструмент стратегического управления организацией // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 37. С.16-24.
16. Тафинцева В.Н. Использование сегментной отчетности для совершенствования информационного обеспечения процесса управления // Экономические системы. 2010. № 2. С. 53-56.
17. Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности / под ред. В.И. Бариленко. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2011. 368 с.
18. Чикишева А.Н. Принцип сегментации в управлении предприятием // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 8. С. 42-44.
19. Чипуренко Е.В. Концепция сегментного налогового учета и анализа для структурирования внутренней среды организации // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 48. С. 2-10.
20. Шпакова Л.В. Сегментный анализ в потребительской кооперации // Российское предпринимательство. 2009. № 10. С. 54-58.
International Accounting National Standards of Accounting and Reporting
ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)
SEGMENT ACCOUNTING AND ANALYSIS OF CORPORATE OPERATIONS IN THE DOMESTIC AND FOREIGN MARKETS OF PRODUCT DISTRIBUTION
Irina Yu. TSYGANOVA, Vilena A. YAKIMOVA
Abstract
Importance The research focuses on the place and role of segment accounting and analysis as part of evaluating the performance of entities that operate in the Russian and foreign markets. The article discusses accounting and analysis of geographical segments of diversified businesses for strategic management purposes. Objectives The research pursues devising a segment accounting and analysis method that would allow comparing economic indicators of companies in the domestic and foreign product distribution markets, evaluating the competitive position and effects of risk factors in the macro- and microenvironments.
Methods Drawing upon the risk-based approach to strategic management, detailed presentation and segmentation, economic, mathematical and statistical methods (coefficient, comprehensive evaluation, ranked correlation, multidimensional comparisons), we analyze the state of functional areas of EksportLes's geographical business segments (the Amur region).
Results We propose our methods for segment accounting and analysis, which rely upon analytical accounts on geographical business segments, general indicators of functional areas attractiveness, integral indicators of business segments attractiveness and
position on the basis of the attractiveness polygon. Conclusions and Relevance Upon testing of our methods for segment accounting and analysis, we provide recommendations for making various business areas more attractive and strengthening the motivation to abandon unprofitable ones. The proposed method for segment accounting and analysis will help corporate management take reasonable managerial decisions during the economic crisis, while the generated accounting and analytical data enable them to prepare financial and management financial statements and disclose information about risks.
Keywords: geographical business segment, segment accounting, analysis, key performance indicator, management reporting
References
1. Byrkova E. Obzor vneshnei torgovli v yan-vare - aprele 2014 goda [Reviewing foreign trade in January - April 2014]. Available at: http://proved. rf/analysis/15400-obzop-vneshney-topgovli-v-yan-vape-appele-2014-goda.html. (In Russ.) (accessed 06.07.2014)
2. Goryachikh S.P., Chikisheva A.N. Formi-rovanie segmentnoi otchetnosti organizatsiyami-eksporterami [Segment reporting by exporters]. Vse dlya bukhgaltera = All for Accountant, 2006, no. 23, pp.32-35.
3. Egoshina E.V. Rol' segmentnogo analiza v biznese [The role of a segment analysis in business]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2013, no.2, pp. 200-203.
4. Endovitskii D.A. Sistema segmentarnogo ucheta i otchetnosti v sootvetstvii s deistvuyushchei model'yu upravleniya kommercheskoi organizatsiei [A system of segment accounting and reporting in line with the effective commercial business management model]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2004, no. 4, pp. 128-138.
5. Ermakova N.A., Sharipova L.I. Analiz seg-mentnoi otchetnosti [Analysis of segment reporting]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2011, no. 26, pp. 14-20.
6. Zonova A.V., Chikisheva A.N. Povyshenie kachestva bukhgalterskoi otchetnosti organizatsii-
eksporterov: predstavlenie informatsii po segmen-tam [Improving the quality of financial reporting by exporting organizations: segment information disclosure].Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2008, no. 4, pp. 4-8.
7. Klyuchnikov S.V. Segmentarnaya otchetnost' korporativnoi gruppy: metodika formirovaniya i anal-iz osobennostei [Segment reporting of the corporate group: methods for its preparation and analysis of the specifics]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2012, no. 36, pp. 27-32.
8. IAS 8 Accounting Policies, Changes in Accounting Estimates and Errors, as edited as of April 2, 2013 and enacted in the Russian Federation by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of November 25, 2011 № 160h. (In Russ.)
9. Musatova M.A. Kontseptsiya postroeniya rabochego plana schetov po MSFO i RSBU dlya tselei formirovaniya informatsii po segmentam v neftyanykh kompaniyakh [The concept for setting up a chart of accounts under IFRS and the Russian GAAP for purposes of segment reporting in oil companies]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2012, no. 17, pp. 28-34.
10. On disclosure of risks associated with the entity's business activities in final financial statements: Information of the Ministry of Finance of the Russian Federation № PZ-9/2012. (In Russ.)
11. On Approval of Accounting Regulation on Corporate Financial Statements (PBU 4/99): Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of July 06, 1999 № 43h. (In Russ.)
12. On Approval of Accounting Regulation on Segment Information (PBU 12/2010): Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of November 08, 2010 № 143h. (In Russ.)
13. Paramonova L.A., Kyamyakova Yu.Yu. Segmentarnaya otchetnost'i rekomendatsiipo ee sostav-leniyu [Segment reporting and preparation guidelines]. Available at: http://www.iupr.ru/domains_data/ files/sbornikiJurnal/Zhurnal%20_2(7)%20-%202. pdf. (In Russ.)
14. Slobodnyak I.A. Sistema uchetno-analit-icheskoi informatsii bukhgalterskoi upravlencheskoi otchetnosti kommercheskoi organizatsii [The accounting and analytical data system of financial management reporting in the profit-making entity]. Irkutsk, BSUEL Publ., 2011, 261 p.
15. Smirnova E.V., Tsyganova I.Yu. Analiz segmentov biznesa kak instrument strategicheskogo upravleniya organizatsiei [Analyzing business segments as a tool for strategic management of the entity]. Ekonomicheskii analiz: teoriya ipraktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2014, no. 37, pp. 16-24.
16. Tafintseva V.N. Ispol'zovanie segmentnoi otchetnosti dlya sovershenstvovaniya informatsion-nogo obespecheniya protsessa upravleniya [Using segment reporting to improve the information framework of the management process]. Ekonom-icheskie sistemy = Economic Systems, 2010, no. 2, pp. 53-56.
17. Uchet, analiz i audit vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti [Accounting, analysis and audit of foreign economic activity]. Moscow, INFRA-M Publ., 2011, 368 p.
18. Chikisheva A.N. Printsip segmentatsii v up-ravlenii predpriyatiem [The segmentation principle in business management]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2010, no. 8, pp. 42-44.
19. Chipurenko E.V. Kontseptsiya segmentnogo nalogovogo ucheta i analiza dlya strukturirovaniya vnutrennei sredy organizatsii [The concept of segment-based tax accounting and analysis to structure
the internal environment of the firm]. Mezhdunarod-nyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2011, no. 48, pp. 2-10.
20. Shpakova L.V. Segmentnyi analiz v potre-bitel'skoi kooperatsii [Segment analysis in consumer cooperatives]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2009, no. 10, pp. 54-58.
Irina Yu. TSYGANOVA
Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation [email protected]
Vilena A. YAKIMOVA
Amur State University, Blagoveshchensk, Russian Federation [email protected]
Acknowledgments
The article was prepared as part of the State job of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation for higher educational institutions to carry out researches into Economic Management of Corporate Sustainable Development (Registration No. 114100640059 of October 06, 2014).