Научная статья на тему 'Организационные и методические основы формирования сегментной отчетности агрохолдингов'

Организационные и методические основы формирования сегментной отчетности агрохолдингов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕГМЕНТ / SEGMENT / СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / REPORTING / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / CONSOLIDATED FINANCIAL STATEMENTS / АГРОХОЛДИНГ / AGRICULTURAL HOLDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глущенко А. В., Землянская Е. П.

Государственная программа развития сельского хозяйства в России нацелена на формирование холдинговых структур, основной деятельностью которых является многопрофильное производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка и реализация в разных географических регионах с различными уровнями спроса, конкуренции и рентабельности. Специфика интегрированных формирований и особенности управления ими оказывают влияние на постановку и ведение бухгалтерского учета и требуют формирования детализированной и сопоставимой информации по обособленным компонентам (сегментам) деятельности, поэтому сохраняется необходимость проведения исследований и разработки организационных и методических основ формирования сегментной отчетности, отвечающей современным потребностям практики. Целью исследования является разработка организационных и методических основ формирования сегментной отчетности агрохолдингов. Исходя из этого, в статье поставлены задачи: выделить сегменты деятельности как объекты бухгалтерского наблюдения для агрохолдингов; определить этапы формирования сегментной отчетности агрохолдингов; разработать рабочие, аналитические и трансформационные таблицы, формы консолидированного и сегментного отчетов, процедуры подготовки и представления информации по сегментам в консолидированной отчетности агрохолдингов. Для решения этих задач применялись такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез, наблюдение, группировка данных и логическое обобщение. Основным результатом исследования стали разработка методики формирования сегментной отчетности в консолидированной отчетности агрохолдинга, включающей в себя порядок обособления сегментов по группам производимой растениеводческой продукции и регионам деятельности; критерии идентификации отчетных сегментов; показатели, раскрываемые по каждому отчетному сегменту; разработанные рабочие, аналитические и трансформационные таблицы, формы консолидированного и сегментного отчетов; процедуры подготовки и представления информации по сегментам. Результаты исследования могут быть применены как в теории, так и в практике формирования сегментной отчетности агрохолдингов. Сделан вывод о том, что предложенная методика формирования сегментной информации в консолидированной отчетности позволит принимать рациональные управленческие решения о перераспределении ресурсов между сегментами, лучше оценивать деятельность сегментов, а также риски и выгоды, связанные с диверсифицированной деятельностью агрохолдинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глущенко А. В., Землянская Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and methodological base of segment reporting generation by agricultural holdings

Importance The State Program for Agriculture Development in Russia aims at creating holding companies. Their core business is diversified agricultural production, processing and sale in different geographical regions with different levels of demand, competition and profitability. The specifics of integrated units and their management have an impact on organization and maintenance of accounting records and require generating detailed and comparable information on independent components (segments) of business. Therefore, there is a need to study and develop organizational and methodological base for segment reporting generation that meets the current needs in practical terms. Objectives The aim of this study is to develop organizational and methodological base for segment reporting generation by agricultural holdings. Proceeding from this goal, we set the following tasks: to select business segments as accounting items agricultural holdings; to identify stages of segment reporting generation by agricultural holdings; to develop working, analytical and transformation tables, forms of consolidated and segment reporting, procedures for preparation and presentation of segment information in the consolidated financial statements of agricultural holdings. Methods To solve these problems, we used general scientific methods of research, i.e. analysis, synthesis, observation, data aggregate and logical generalization. Results The main result of the study is the developed methods of segment reporting generation in consolidated financial statements of agricultural holdings, including the order of segmenting by groups of crop production and geographical area of operations, criteria for identifying reporting segments, figures disclosed for each reporting segment, developed working, analytical and transformation tables, form of consolidated and segment reporting, procedures for preparation and presentation of segment information. The results of this study can be applied both in theory and in practice of segment reporting generation by agricultural holdings. Conclusions and Relevance We conclude that the proposed method of segment information generation in consolidated financial statements will enable management to make rational decisions about reallocation of resources between segments, to make a better assessment of segment performance, as well as risks and benefits associated with diversified activities of agricultural holdings.

Текст научной работы на тему «Организационные и методические основы формирования сегментной отчетности агрохолдингов»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ

УДК 631.162: 657.2

организационные и методические основы формирования сегментной отчетности Агрохолдингов

А.В. ГЛУЩЕНКО,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой учета, анализа и аудита E-mail: aleksa-gl@yandex.ru Е.П. ЗЕМЛЯНСКАЯ, ассистент кафедры учета, анализа и аудита E-mail: audit415@yandex.ru Институт мировой экономики и финансов Волгоградского государственного университета

Государственная программа развития сельского хозяйства в России нацелена на формирование холдинговых структур, основной деятельностью которых являются многопрофильное производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка и реализация в разных географических регионах с различными уровнями спроса, конкуренции и рентабельности.

Специфика интегрированных формирований и особенности управления ими оказывают влияние на постановку и ведение бухгалтерского учета и требуют формирования детализированной и сопоставимой информации по обособленным компонентам (сегментам) деятельности, поэтому сохраняется необходимость проведения исследований и разработки организационных и методических основ формирования сегментной отчетности, отвечающей современным потребностям практики.

Целью исследования является разработка организационных и методических основ формирования сегментной отчетности агрохолдингов. Исходя из этого, в статье поставлены задачи:

— выделить сегменты деятельности как объекты бухгалтерского наблюдения для агрохолдингов;

— определить этапы формирования сегментной отчетности агрохолдингов;

—разработать рабочие, аналитические и трансформационные таблицы, формы консолидированного и сегментного отчетов, процедуры подготовки и представления информации по сегментам в консолидированной отчетности агрохолдингов.

Для решения этих задач применялись такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез, наблюдение, группировка данных и логическое обобщение.

Основным результатом исследования стали разработка методики формирования сегментной отчетности в консолидированной отчетности агрохолдинга, включающей в себя порядок обособления сегментов по группам производимой растениеводческой продукции и регионам деятельности; критерии идентификации отчетных сегментов; показатели, раскрываемые по каждому отчетному сегменту; разработанные рабочие, аналитические и трансформационные таблицы, формы консолидированного и сегментного отчетов; процедуры подготовки и представления информации по сегментам.

Результаты исследования могут быть применены как в теории, так и в практике формирования сегментной отчетности агрохолдингов.

Сделан вывод о том, что предложенная методика формирования сегментной информации в консолидированной отчетности позволит принимать рациональные управленческие решения о перераспределении ресурсов между сегментами, лучше оценивать деятельность сегментов, а также риски и выгоды, связанные с диверсифицированной деятельностью агрохолдинга.

Ключевые слова: сегмент, сегментная отчетность, информация, консолидированная отчетность, агрохолдинг

Глобализация экономики, интеграция производства, капитала аграрных бизнес-единиц привели к формированию и активизации деятельности в российской хозяйственной практике холдинговых структур. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (в ред. постановления Правительства РФ от 15.04.2014 № 315), направлена на дальнейшее развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе, формирование продуктовых подкомплексов и территориальных кластеров.

В Волгоградской области интегрированные формирования являются важным сектором экономики региона, оказывающим существенное влияние на его социальное и экономическое развитие. За последние годы наблюдается расширение масштабов деятельности и отраслевой специализации агрохолдингов.

Наиболее эффективно в регионе функционируют 10 объединений агрохолдингового типа, располагающих различными финансовыми и трудовыми ресурсами. В их число входят ЗАО «Агрофирма «Восток» (Николаевский район), ООО «Волжский ударник» (Чернышковский район), ООО «Гелио-Пакс-Агро» (Новоаннинский район) и ОАО «Дельта-Агро» (Михайловский район)1.

В соответствии с государственной программой Волгоградской области «Развитие сельского

1 Рейтинг наиболее крупных и эффективных сельскохозяйственных организаций (клуб «Агро-300»). URL: http:// agroobzor.ru/info/ratingagro300.html.

хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы» (она утверждена постановлением правительства Волгоградской области от 20.11.2013 № 680-п) основной деятельностью агрохолдингов являются многопрофильное производство сельскохозяйственной продукции и ее реализация в разных географических районах с различными уровнями спроса, конкуренции и рентабельности. В связи с этим все больший интерес для пользователей отчетности приобретает детализированная и сопоставимая информация по обособленным компонентам (сегментам деятельности) интегрированного формирования, раскрываемая в пояснительной записке к консолидированной отчетности.

Особенности интегрированных структур, влияющие на постановку и формирование консолидированной отчетности, освещены О.В. Бур-лаковой [1], В.Д. Новодворским, С.И. Пучковой [13], Л.З. Шнейдманом [17].

Специфика учета в аграрных формированиях отражена в трудах Д.Г. Бадмаевой, С.М. Бычковой [2], А.В. Глущенко [4], Н.В. Горшковой [5],

A.Ф. Дятловой [6], Г.М. Лисович [10], М.З. Пи-зенгольца [12], Е.И. Степаненко [15].

Проблеме развития методики формирования сегментной отчетности посвящены работы М.А. Вахрушиной [3], В.Б. Ивашкевича [7],

B.Э. Керимова [9], Л.А. Парамоновой и Ю.Ю. Кя-мяковой [11], А.А. Соколова [14], А.Д. Шеремета [16] и др.

По достоинству оценивая научный вклад названных ученых, следует отметить, что в большинстве имеющихся трудов отражены теоретические основы составления и представления информации по сегментам и не освещены отраслевые особенности формирования сегментной отчетности в рамках консолидированной отчетности агрохолдингов.

Правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих предприятий в Российской Федерации регламентируются Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010)2 и Международным

2 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): приказ Мин-

фина России от 08.11.2010 № 143н.

1-й этап. Подготовительный

1.1. Разработка положений единой учетной политики агрохолдинга для формирования сегментной информации в консолидированной отчетности.

1.2. Формирование структурного подразделения по составлению консолидированной отчетности.

1.3. Создание регламента по взаимодействию отдела консолидации с бухгалтерскими службами участников агрохолдинга

2-й этап. Базовый

2.1. Определение отчетных сегментов деятельности.

2.2. Разработка и совершенствование рабочих форм по определению сегментов деятельности и отчетных сегментов; аналитических форм для расшифровки статей индивидуальной отчетности; трансформационных таблиц; формы сегментной отчетности

Рис. 1. Порядок формирования сегментной информации в консолидированной отчетности агрохолдинга

4-й этап. Аналитический

4.1. Проверка соблюдения принципа непротиворечивости.

4.2. Формулировка текстовых пояснений к сегментной информации

3-й этап. Консолидационный

3.1. Формирование сводного отчета и корректировочной таблицы

по сегменту.

3.2. Составление консолидированного отчета по сегменту.

3.3. Перенос данных

из консолидированного отчета в установленную форму сегментной отчетности

стандартом финансовой отчетности (IFRS) 8 «Операционные сегменты»3. В этих нормативных документах содержатся критерии идентификации сегментов, требования об объеме и содержании раскрываемой информации, но не раскрываются порядок формирования сегментной отчетности, форма ее представления. Поэтому существует объективная необходимость разработки методических и организационных основ формирования сегментной отчетности для агрохолдингов.

Для получения релевантной учетной информации и стандартизации процедуры сегментации авторы считают необходимым разработать стандарт экономического субъекта по формированию сегментной отчетности, который будет включать в себя совокупность внутрифирменных стандартов (приказы, распоряжения, рабочие и аналитические формы, трансформационные таблицы, формы консолидированного и сегментного отчетов), регулирующих порядок выделения отчетных сегментов, предоставления исходных данных и

3 О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации: приказ Минфина России от 25.11.2011 № 160н.

определения процедур, обеспечивающих формирование сегментной отчетности.

Основная цель системы внутрихолдинговой стандартизации учета и отчетности — обеспечить единообразное ведение учета участниками холдинга. Таким образом, внутренняя стандартизация не только устанавливает единые методологические подходы к организации и ведению системы бухгалтерского учета и отчетности для обществ-участников и для всей холдинговой структуры, но и обеспечивает процедурную поддержку учетного процесса4.

Проведенное исследование позволило авторам выделить ряд последовательных этапов для формирования сегментной учетной информации в консолидированной отчетности агрохолдинга:

• подготовительный;

• базовый;

• консолидационный;

• аналитический (рис. 1).

На каждом из этапов авторы определили мероприятия для составления сегментной отчетности агрохолдинга.

4 Глущенко А.В. Концепция формирования системы внутренней регламентации учета в агрохолдингах // Вестник Саратовского социально-экономического университета. 2008. № 2. С. 93-95.

Международный бухгалтерский учет

International accounting

1-й этап — подготовительный

На нем определяется следующее: составляется сегментная отчетность впервые или уже имеется сопоставимая информация? Если отчетность по сегментам формируется впервые, необходимо осуществление нескольких процедур.

1.1. Разработка положений единой учетной политики агрохолдинга для целей формирования сегментной информации в консолидированной отчетности. В единой учетной политике предлагается закрепить следующие аспекты:

• критерии, используемые для идентификации сегментов деятельности;

• перечень количественных пороговых значений для признания сегмента деятельности отчетным;

• случаи объединения сегментов;

• перечень отчетных сегментов;

• описание местонахождения, видов деятельности предприятий, входящих в состав отчетных сегментов;

• виды растениеводческой продукции, по которым каждый отчетный сегмент получает доходы и несет расходы;

• показатели отчетных сегментов и способы их оценки;

• основы бухгалтерского учета по всем операциям между сегментами.

1.2. Создание структурного подразделения по составлению консолидированной отчетности. При формировании отдела консолидации определяются конкретные лица, ответственные за разработку методики составления сегментной информации в консолидированной отчетности и прописываются четкие должностные инструкции для сотрудников этого структурного подразделения.

1.3. Формирование регламента по взаимодействию отдела консолидации с бухгалтерскими службами участников агрохолдинга. В этом документе необходимо прописать соподчиненность, сроки и процесс передачи учетных данных от предприятий консолидированной группы в отдел консолидации.

Если сегментная отчетность составляется на предприятии не в первый раз, на подготовительном этапе осуществляется только актуализация методического обеспечения. Процедуры пос-

ледующих этапов не зависят от того, какой раз формируется сегментная отчетность.

2-й этап — базовый

2.1. Определение отчетных сегментов деятельности. Процесс выделения отчетных сегментов интегрированного формирования состоит из последовательных мероприятий.

Во-первых, проводят выделение сегментов. Эта процедура заключается в обособлении информации о деятельности агрохолдинга:

— которая способна приносить экономические выгоды и предполагает соответствующие расходы (включая подразумеваемые выгоды и расходы от операций с другими сегментами);

— результаты которой систематически анализируются лицами, наделенными в интегрированном формировании соответствующими полномочиями по принятию решения в распределении ресурсов внутри агрообъединения и проведению оценки этих результатов;

— по которой могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности агрохолдинга.

Сегмент деятельности агрохолдинга выделяется при одновременном удовлетворении перечисленных условий.

Для формирования информации по сегментам ПБУ 12/2010 устанавливает применение управленческого подхода, который предполагает обособление сегментов в зависимости от организационной и управленческой структур, системы внутренней отчетности интегрированного формирования и раскрытие информации по ним на основе данных управленческого учета.

Во-вторых, проводится определение критериев обособления сегментов деятельности интегрированного формирования. В ПБУ 12/2010 представлен перечень данных критериев, основой выделения которых могут быть:

• виды или группы производимой продукции (товары, работы, услуги);

• основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;

• географические регионы ведения деятельности;

• структурные подразделения организации.

Помимо перечисленных критериев обособления сегментов интегрированное формирование также может использовать дополнительные условия выделения: специфический характер отдельного направления деятельности; ответственность конкретных лиц за результаты конкретной работы; обособленность информации, представляемой совету директоров (наблюдательному совету) агрообъединения и другие условия.

В-третьих, агрегирование нескольких сегментов в один при условии сходства по всем или большинству основных характеристик. Два и более сегмента деятельности могут быть объединены в один, если они схожи по характеру (назначению) продукции; процессу ее производства; покупателям (заказчикам); способам продажи; правовым условиям работы и другим характеристикам.

На основании рассмотренных действий по выделению и агрегированию сегментов деятельности агрохолдингам необходимо проводить сегментацию по группам производимой продукции и регионам деятельности, что обеспечит заинтересованных пользователей информацией, позволяющей оценить отраслевую специфику интегрированного формирования и распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.

Ведущая отрасль производственной деятельности агрохолдингов Волгоградской области — растениеводство, отличительной особенностью которого является разнообразие получаемой сельскохозяйственной продукции по целевому назначению, хозяйственной ценности (полезности) и стоимости в рамках единого производственного процесса. В связи с этим немаловажную роль играет степень детализации продукции по сегментам деятельности.

По целевому назначению и хозяйственной ценности производимая растениеводческая продукция подразделяется на основную, сопряженную и побочную5. Под основной понимается такая продукция, для получения которой организовано то или иное производство. В связи с особенностями технологического процесса основная

5 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в растениеводстве утверждены Минсельхозом России 22.10.2008.

продукция растениеводства делится по периодам возделывания, выращивания и получения урожая на основную продукцию урожая текущего года и основную продукцию под урожай будущих лет.

Сегмент основной продукции урожая текущего года детализируется следующим образом:

• зерно зерновых культур;

• зерно зернобобовых культур;

• семена масличных культур;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• клубни картофеля;

• сено однолетних трав;

• семечковые плоды.

Примером сегментов основной продукции под урожай будущих лет могут быть зерно озимых зерновых и семена масличных культур.

Под сопряженной следует понимать продукцию, производимую одновременно с основной в рамках единого производственного процесса и имеющую важное хозяйственное значение. Например, зерновые культуры в качестве сопряженной продукции дают зерноотходы, однолетние травы — семена.

Побочные сельскохозяйственные продукты, имеющие второстепенное значение для данного производства, получают одновременно в результате производства основной продукции. В качестве сегмента побочной продукции зерновых культур можно выделить солому.

Сегментация информационного поля агро-холдинга в разрезе географических регионов деятельности имеет целью систематизацию сведений о величине выручки от продаж покупателям, находящимся на территории Российской Федерации и за рубежом, а также о стоимости внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса взаимосвязанных предприятий агрообъ-единения, размещенных на территории РФ и за рубежом. В качестве сегментов можно выделить рынки: внутренний (республики, края, области) и внешний (государства).

В-четвертых, к мероприятиям по определению отчетных сегментов интегрированного формирования относится проверка выполнения количественных пороговых значений для признания сегмента деятельности отчетным.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» устанавливает ряд количественных пороговых значений, и выпол-

нение хотя бы одного условия из этого перечня свидетельствует о том, что сегмент деятельности агрохолдинга является отчетным и данные по нему необходимо раскрывать в пояснительной записке к консолидированной отчетности.

Для проверки выполнения количественных пороговых значений авторами разработана форма «Определение отчетных сегментов деятельности агрохолдинга», состоящая из четырех таблиц. В каждой из них определяется соответствие значения сегмента пороговому критерию, установленному ПБУ 12/2010. Если оно устанавливается,

то на пересечении граф «Результат проверки критерия» и «Сегмент» ставится знак «плюс», если нет — ячейка остается пустой.

Соответствие выручки сегмента от реализации продукции внешним и внутренним контрагентам 10% и более от выручки всех сегментов проверяется по табл. 1.

Соответствие финансового результата (прибыли или убытка) от деятельности сегмента 10% и более от наибольшей из двух величин (суммарной прибыли или убытка сегментов) определяется по табл. 2.

Таблица 1

Проверка выполнения порогового значения выручки сегмента

Сегмент деятельности (критерий обособления «Производимая расте-

ниеводческая продукция»)

Основная продукция Сопряженная Побочная

под урожай будущих лет

урожая текущего года продукция продукция

Показатель, критерий Зерно зерновых культур Зерно зернобобовых культур Семена масличных культур Клубни картофеля Сено однолетних трав Семечковые плоды Зерно озимых зерновых культур Семена озимых масличных культур Зерноотходы Семена Солома Итого

Выручка всех сегментов деятель- 31 24 14,5 3 13 1,5 131 73 5 3,5 0,5 300

ности, млн руб.

Пороговое значение (10% 10 8 5,0 1 4 0,5 44 24 2 1,0 0,3 100

от выручки всех сегментов)

Результат проверки критерия + - + + - 3

Таблица 2

Проверка выполнения порогового значения финансового результата сегмента

Сегмент деятельности (критерий обособления

«Производимая растениеводческая продукция»)

Основная продукция Сопря- Побочная

урожая текущего года под урожай будущих лет женная продукция продукция

Показатель, критерий Зерно зерновых культур Зерно зернобобовых культур Семена масличных культур Клубни картофеля Сено однолетних трав Семечковые плоды Зерно озимых зерновых культур Семена озимых масличных культур Зерноотходы Семена Солома Итого

Финансовый результат сегментов 9,7 6,0 8,6 1,1 3,9 2,4 43,4 31,2 3,7 1,9 0,1 112

деятельности, млн руб.

Пороговое значение (10% от при- 8,7 5,4 7,7 1,0 3,5 2,1 38,8 27,9 3,3 1,7 0,1 100

были (убытка) всех сегментов)

Результат проверки критерия + + 2

Соответствие величины активов сегмента 10% и более от активов всех сегментов рассматривается по табл. 3.

На основании совокупного результата трех проверок формулируется вывод о том, что при выполнении хотя бы одного из перечисленных условий выделенный сегмент деятельности является отчетным, в противном случае — нет.

Соответствие общей величины выручки от продаж внешним покупателям всех сегментов 75% и более от консолидированной выручки проверяется по табл. 4. Выполнение этого ус-

ловия свидетельствует о том, что количество данных отчетных сегментов достаточное и выделение дополнительных отчетных сегментов не требуется. В противном случае необходимо рассмотреть дополнительные сегменты в качестве отчетных.

В соответствии с ПБУ 12/2010 сегменты деятельности, не удовлетворяющие количественным пороговым значениям, могут быть выделены в качестве отчетных, если данные по ним будут полезны пользователям консолидированной отчетности.

Таблица 3

Проверка выполнения порогового значения активов сегмента

Сегмент деятельности (критерий обособления «Производимая растениеводческая продукция»)

Основная продукция Сопря- Побочная продукция

урожая текущего года под урожай будущих лет женная продукция

Показатель, критерий Зерно зерновых культур Зерно зернобобовых культур Семена масличных культур Клубни картофеля Сено однолетних трав Семечковые плоды Зерно озимых зерновых культур Семена озимых масличных культур Зерноотходы Семена Солома Итого

Активы сегментов деятельности, млн руб. 11 10 3 1 3 1 48 21 1 0,5 100

Пороговое значение (10% от активов всех сегментов) 11 10 3 1 3 1 48 21 1 0,5 100

Результат проверки критерия + + + + 4

Совокупный результат трех проверок по определению сегмента деятельности отчетным + + + + 4

Сегмент деятельности

Основная продукция Основная продукция

Показатель, критерий урожая текущего года под урожай будущих лет Итого

Зерно Зерно Зерно озимых Семена озимых

зерновых зернобобовых зерновых масличных

культур культур культур культур

Общая выручка сегментов, млн руб.: 30,4 24,8 134,0 70,8 260

— внешним контрагентам 26,0 20,8 114,8 62,4 224

— предприятиям агрохолдинга 4,4 4,0 19,2 8,4 36

Консолидированная выручка - 260

агрохолдинга, млн руб.

Пороговое значение: 75% и более - 86

от консолидированной выручки

Результат проверки критерия - +

Таблица 4

Проверка выполнения порогового значения общей выручки сегментов

налог на прибыль.

ленной руководителю, принимающему операционные решения.

На основании анализа требований ПБУ 12/2010 и характера подлежащих раскрытию данных информацию по сегментам необходимо раскрывать в пояснениях к консолидированной отчетности агрохолдинга. Для фор-

ct

По выделенным отчетным сегментам деятельности агрохолдинга в сегментной отчетности раскрывается ^ информация о покупателях, выручка от продаж которым ^ составляет более 10% общей выручки от продаж внешним покупателям интегрированного формирования. Для проверки выполнения этого условия авторами разработана и

-щ—т *

форма «Проверка выполнения порогового значения вы- я

ручки от продаж внешним покупателям агрохолдинга» § (форма 1).

По ПБУ 12/2010 количество отчетных сегментов ^

не должно быть более десяти. Если их число больше, |

интегрированное формирование вправе агрегировать ^

информацию по двум и более отчетным сегментам в один «

при условии, что такое объединение не противоречит ¡^

установленным нормам. ®

2.2. Разработка и совершенствование: 2

• рабочих форм по определению сегментов деятель- я ности и отчетных сегментов; Ц

• аналитических форм для расшифровки статей инди- и видуальной отчетности; Ц

• трансформационных таблиц; §

• формы сегментной отчетности. & В соответствии с ПБУ 12/2010 в сегментной отчетнос- о

ти отражаются по каждому отчетному сегменту финансо- §

вый результат, общая величина активов и обязательств на ^ отчетную дату. При необходимости (в случае представления данных полномочным лицам интегрированного фор-

к

мирования на регулярной основе) в составе информации ®

по сегментам следует раскрывать по каждому отчетному у

сегменту независимо от включения в расчет финансового я

результата следующие показатели: о

выручка от реализации покупателям (заказчикам); §

о

подразумеваемая выручка от операций с другими и

сегментами; ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проценты к получению; ®

проценты к уплате; ®

величина амортизационных отчислений по основным д

средствам и нематериальным активам; о

иные существенные доходы и расходы; 2

и <я

Значение каждого отраженного в отчетности показа- ¡^

теля сегмента должно соответствовать оценке, представ- и

о

Результат проверки критерия + +

Пороговое значение (10% от общей выручки агрохолдинга) Гот 1 <N 11,5 001

Общая выручка от продаж внешним покупателям агрохолдинга, млн руб. о чо <N

Выручка от продаж покупателям по отчетным сегментам деятельности агрохолдинга, млн руб. Основная продукция под урожай будущих лет Семена озимых масличных культур t--<N 1

Зерно озимых зерновых культур 1 29,8 29,8

Основная продукция урожая текущего года Зерно зернобобовых культур 1

Зерно зерновых культур 1 1

Тип покупателя Внешний Предприятие агрохолдинга Внешний Внешний \Итого...

Покупатель ООО «Альфа» ОАО «Бета» ООО «Гамма» | ООО «Сигма» |

^ в <N т хч

мирования сведении по сегментам возможно использование графического, табличного и

а

текстового форматов. ^

Авторы рекомендуют интегрированным формированиям составлять сегментную отчетность в табличном формате, позволяющем продемонстрировать числовые данные в логическом

порядке и в удобном для восприятия виде, что ^

а

упростит процесс сопоставления и анализа учет- я

ноИ информации по определенному признаку. Ц

Для представления информации по отчетным сегментам, географическим регионам деятельности и покупателям агрохолдинга разработаны © табличные формы «Информация по отчетным д сегментам деятельности агрохолдинга», «Инфор- © мация по географическим регионам деятельности ^ агрохолдинга» и «Информация о внешних поку- « пателях агрохолдинга» (формы 2-4). в Для формирования сегментноИ отчетнос- чд

ти агрохолдинга выполняется трансформация §

о

данных индивидуальнои отчетности участников а

сегмента посредством составления специаль-

3.1. Формирование сводного отчета и кор-

вании аналитических форм индивидуальнои отчетности предприятии агрохолдинга составляются:

— сводный отчет по каждому сегменту (табл. 6), путем постатейного суммирования итоговых показателеи аналитических форм предприятий, входящих в сегмент;

-

о

я

ных таблиц с последующим элиминированием н

внутренних оборотов между предприятиями §

л

сегмента деятельности. ^

Для элиминирования авторы предлагают н

предприятиям агрохолдинга вместе с формами ^

индивидуальной отчетности составлять анали- Ц

тические таблицы, детализирующие показатели д

по типу контрагентов, видам продукции и гео- %

графическим регионам деятельности. «

Авторами разработана аналитическая таб- £

лица, расшифровывающая величину статьи д

«Выручка» отчета о финансовых результатах «

индивидуальной отчетности участников агро- £

холдинга (табл. 5). ®

3-й этап — консолидационныи «

ректировочной таблицы по сегменту. На осно- я

S

2 а Г ! fi ,5 ,5 ,9 5 6 ,0

О <N чо 00~ т 5, 2, 2, ,4 1, т ,4 21 8,

-

н м О и CD <N ,1 ,2 ,0 ,0 ,9 ,1 0 8 ,2 ,8

о Ч се s 2 Я О чо ЧО 0, т 5, 2, 1, 5, т ,6 0, 2 8,

•А о г

— S S 2

В о и ч Д CD ,0 ,0 ,0 ,0 ,2 ,2 С^з

Я s О 00 чо ЧО 4, т 6, ,4 ,4 2, 4, т ,51 4, 2 8,

Ю

:= се ■ о S fi <N ,0 ,5 ,6 ,4 4 9 ,0 ,0

Ы о & о а О 9, 2, 2, 6, 4, 2, СП ,6 8,

а м ! и 4 4

^ X

s н и о к s £ ч « о в 5 S м О о = 2012 105,9 15,2 68,0 10,0 ,0 5, ,0 4, ,0 38,9 1,554 40,2 10,8

S л н 2 я д 109,4 | ,0 ,0 ,5 00 ,5 ,6 4 8 ,2 ,0

о а в & о со О ^ 11 0, 0, 5, 4, 2, 9, т ,5 5, 11

« S к й и S 00 ,0 ,0 ,6 ,0 ,5 ,0 4 2 о

н = S - § 01 2 о" <N 4, 5, 2, ,4 1, 1, 0, 6, ,6 0,

о О = ю

- о а

¡В О CD ю о = & о м !' 2 ,2 ,6 т ,2 ,0 ,6 т ,0 ,0

и се « о - Л ! 01 2 9, 4, 4, 2, 1 1 ,4 0, 4, ,5 0, 0,

о - о = 11 ,0 ,9 ,2 ,9 0 ,9

3 & о со 01 2 9, 4, ,4 2, 1, 0, ,4 0, ,4 4, ,5 0, 9,

^

о н X 2 ,0 ,4 4, ,5 ,9 ,5 1 ,6 0, 9, 0 8 ,0 5,

к се 01 2 ЧО <N 6, 2, 1, 1,1 0, 11

£ Q и

о а

а = & ^ л i 2 ,9 ,5 ,2 ,9 ,4 0, 1 т 9 ,9 1

о м о 01 2 <N ,4 4, 2, 0, 9, ,6 0, 9, 4,

S

& о 11 ,5 ,5 ,4 ,2 ,0 ,0 ,5 С^з 5 т ,0 ,0

со 01 2 <N 4, 5, 2, 1, 1, 0, 9, t-^ 0, 0, 5,

S я ^

я н

« я

ч о

о & н с о о

CS я

Я 5Я Ii

Е я О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CS н 5Я н

е о л

Я ч Й ю

f 1 М о « U Ч U к fr w (D О ^ N U на сегмен! с я г о н N л е « « о я с -Ь ч Я ю я Л

с: о к w о О н о с н а н

зЯ <и Н я а ¡5

Я Я н я W S3 е

я в U я я н Я CS Л <u Я о н о е о я и е и а о % а N о л >у е я Л 1 е л « л Ч Я ю Я а Ё е ег с а я н с л ч

о es о CS Я Я н я н а н ам н а я S а л н (Ч о я а ег с

и л я И Л Я Я с а См ^ е Я о л ^ е я о л я е я н с « е с н а н я н г о я я Я ÜZ е СП « ID

PQ PQ С с PQ с CJ О к О

* Т2 <N т чо 8 9 о ц:

реформирование отчетности Reform of reporting

- 41 -

Форма 3

Информация по географическим регионам деятельности агрохолдинга, млн руб.

Географические регионы деятельности

Внутренний рынок Внешний рынок

Выручка от продаж

Волгоградская область Ростовская область Саратовская область Воронежская область Иран

9,4 93,6 23,4 29,6 104

Стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса взаимосвязанного предприятия агрохолдинга

ОАО «Бета» ОАО «Ипсилон» ОАО «Омикрон» ОАО «Омега»

Размещенных на территории РФ

15 60 21 4

Форма 4

Информация о внешних покупателях агрохолдинга, млн руб.

№ п/п Покупатель Выручка от продаж Отчетный сегмент

1 ООО «Альфа» 27,0 Озимые масличные культуры

2 ООО «Сигма» 29,8 Озимые зерновые культуры

Таблица 5

Сведения о выручке ОАО «Ипсилон» (взаимосвязанное предприятие агрохолдинга)

Контрагент Тип контрагента Географический район Выручка, млн руб. Итого, млн руб.

Основная продукция

урожая текущего года под урожай будущих лет

Зерно зерновых культур Зерно зернобобовых культур Зерно озимых зерновых культур Семена озимых масличных культур

ООО «Альфа» Внешний Саратовская область 5,0 — — 27,0 32,0

ОАО «Бета» Предприятие агрохолдинга Волгоградская область 2,9 — — — 2,9

ОАО «Омикрон» Предприятие агрохолдинга Волгоградская область 1,5 — — — 1,5

ООО «Сигма» Внешний Воронежская область — — 29,8 — 29,8

Итого... 9,4 - 29,8 27,0 66,2

Таблица 6

Сводный отчет по сегменту деятельности агрохолдинга «Зерно зерновых культур», млн руб.

Предприятие сегмента агрохолдинга

Показатель сегментной отчетности ОАО ОАО ОАО Итого

«Бета» «Ипсилон» «Омикрон»

Выручка от покупателей 10,00 9,40 11,00 30,40

Выручка от операций между предприятиями агрохолдинга - 4,40 - (4,40)

Расходы, приходящиеся на сегмент 6,27 3,50 6,73 16,50

Проценты к получению 1,10 0,60 1,20 2,90

Проценты к уплате 0,58 0,29 0,63 1,50

Величина амортизационных отчислений по основным средствам 0,42 0,21 0,46 1,10

Страхование урожая с господдержкой 0,24 0,11 0,25 0,60

Финансовый результат (прибыль/убыток) 3,69 1,85 4,07 9,70

Налог на прибыль 0,30 0,15 0,33 0,78

Активы сегмента 4,29 2,09 4,62 11,00

Обязательства сегмента 5,00 1,03 3,77 9,80

— сводная корректировочная таблица по каждому сегменту (табл. 7) посредством постатейного суммирования значений по взаиморасчетам между предприятиями сегмента деятельности.

3.2. Составление консолидированного отчета по сегменту. На основании сводного отчета и корректировочной таблицы формируется консолидированный отчет по сегменту (табл. 8) путем элиминирования внутренних оборотов из сводных показателей. Суммы внутренних оборотов между предприятиями из разных сегментов агрохолдинга не исключаются.

3.3. Перенос данных из консолидированного отчета в форму сегментной отчетности «Информация по отчетным сегментам агрохолдинга».

4-й этап — аналитический

4.1. Проверка соблюдения принципа непротиворечивости. После формирования сегментной отчетности следует проверить соблюдение равенства значений ее статей по отношению к аналогичным статьям консолидированной отчетности агрохолдинга. Для этого авторы предлагают форму «Информация по отчетным сегментам аг-

Таблица 7

Сводный отчет по взаиморасчетам между предприятиями сегмента деятельности

«Зерно зерновых культур», млн руб.

Предприятие Дебиторская задолженность Кредиторская задолженность

ОАО «Бета» ОАО «Ипсилон» ОАО «Омикрон» Сводное значение по взаиморасчетам (корректировочное значение) ОАО «Бета» ОАО «Ипсилон» ОАО «Омикрон» Сводное значение по взаиморасчетам (корректировочное значение)

ОАО «Бета» - 2,9 - 2,9

ОАО «Ипсилон» 2,9 - 1,5 4,4

ОАО «Омикрон» - 1,5 - 1,5

Итого... 2,9 - 1,5 4,4 4,4 - 4,4

Таблица 8

Консолидированный отчет по сегменту деятельности агрохолдинга «Зерно зерновых культур», млн руб.

Предприятие сегмента

Показатель сегментной деятельности агрохолдинга «Зерновые культуры» Сводное Сводное корректировочное Консолидированное

отчетности ОАО «Бета» ОАО «Ипсилон» ОАО «Омикрон» значение значение

Выручка от внешних покупателей 10,00 5,00 11,00 30,40 (4,40) 26,00

Расходы, приходящиеся на сегмент 6,27 3,50 6,73 16,50 (■■■) 16,50

Проценты к получению 1,10 0,60 1,20 2,90 (■■■) 2,90

Проценты к уплате 0,58 0,29 0,63 1,50 (■■■) 1,50

Величина амортизационных отчис- 0,42 0,21 0,46 1,10 (■■■) 1,10

лений по основным средствам

Страхование урожая 0,24 0,11 0,25 0,60 (■■■) 0,60

с господдержкой

Финансовый результат (прибыль/ 3,69 1,85 4,07 9,70 (■■■) 9,70

убыток)

Налог на прибыль 0,30 0,15 0,33 0,78 (■■■) 0,780

Активы сегмента 4,29 2,09 4,62 11,00 (■■■) 11,00

Обязательства сегмента 2,10 1,03 2,27 9,80 (4,40) 5,40

рохолдинга» дополнить столбцом с консолидированными данными, а также графу для отражения соответствия (несоответствия) данных сегментной отчетности консолидированной информации по интегрированной группе в целом.

4.2. Формулировка текстовых пояснений к сегментным данным. В текстовых пояснениях к сегментной отчетности необходимо описать положения единой учетной политики, касающиеся формирования сегментной информации в консолидированной отчетности.

Предложенный алгоритм формирования сегментной информации в консолидированной отчетности позволит внутренним пользователям объединения принимать рациональные управленческие решения о перераспределении ресурсов между сегментами, лучше оценивать деятельность сегментов, определять конкурентные преимущества по сравнению с другими компаниями в данном направлении бизнеса, осуществлять прогнозы будущих результатов деятельности по сегментам. Для внешних пользователей информация о сегментах предоставит возможность точнее оценить риски и выгоды, связанные с диверсифицированной деятельностью агрохолдинга.

Список литературы

1. Бурлакова О.В. Современные методологические проблемы консолидированного учета. М.: Бухгалтерский учет, 2008. 368 с.

2. Бычкова С.М., Бадмаева Д.Г. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. М.: ЭКСМО, 2008. 359 с.

3. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 8-е изд., испр. М.: Омега-Л, 2010. 570 с.

4. Глущенко A.B. Методология внутренней стандартизации учета в агрохолдингах: монография. Волгоград: ВолГУ, 2008. 372 с.

5. Горшкова Н.В. Формирование консолидированной финансовой отчетности в агропродо-вольственных холдингах: теория, методология, практика: монография. Волгоград: ВолГУ, 2012. 340 с.

6. Дятлова А.Ф. Теория и методология учет-но-аналитического обеспечения управления сель-

скохозяйственными организациями: монография. Йошкар-Ола: Стринг, 2009. 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. М.: Экономист, 2003. 576 с.

8. Камысовская С.В., Захарова Т.В. Методические аспекты формирования отчетности по сегментам консолидированной группы при первом применении МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты». URL: http://www.rusnauka.com/17_ AVSN_2012/Economics/7_112591.doc.htm.

9. Керимов В.Э. Управленческий учет: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. М.: Дашков и К°, 2003. 416 с.

10. Лисович Г.М. Сельскохозяйственный учет (финансовый и управленческий): учебник. Серия «Экономика и управление». Р.н/Д: МарТ, 2002. 720 с.

11. Парамонова Л.А., Кямякова Ю.Ю. Сегментарная отчетность и рекомендации по ее составлению. URL: http://www.iupr.ru/domains_ data/files/zurnal_osnovnoy_2_7_2013/Paramonov a%20L.%20A.,%20Kyamyakova%20Yu.%20Yu. docx.pdf.

12. Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 1. Ч. 1. Бухгалтерский финансовый учет. М.: Финансы и статистика. 2001. 480 с.

13. Пучкова С.И., Новодворский В.Д. Консолидированная отчетность: учеб. пособие / под ред. Н.П. Кондракова. M.: ФБК-Пресс, 2005. 224 с.

14. Соколов А.А., Монакова Л.С. Методика формирования сегментарной отчетности группы компаний в соответствии с МСФО и ОПБУ США. URL:http://www.misbfm.ru/article/metodika-formirovaniya-segmentamoy-otehetnosti-gruppy-kompaniy-v-sootvetstvii-s-msfo-i-opbu.

15. Степаненко Е.И. Теория и методология системы показателей финансово-экономической деятельности организаций агропромышленного комплекса. М.: Маркетинг, 2007. 300 с.

16. Управленческий учет: учеб. пособие / под ред. А.Д. Шеремета. 2-е изд., испр. М.: ФБК-Пресс, 2001. 512 с.

17. Шнейдман Л. 3. Сводная бухгалтерская отчетность // Бухгалтерский учет. 1996. № 4. С.21-29.

International accounting Reform of reporting

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL BASE OF SEGMENT REPORTING GENERATION BY AGRICULTURAL HOLDINGS

Aleksandra V. GLUSHCHENKO, Ekaterina P. ZEMLYANSKAYA

Abstract

Importance The State Program for Agriculture Development in Russia aims at creating holding companies . Their core business is diversified agricultural production, processing and sale in different geographical regions with different levels of demand, competition and profitability. The specifics of integrated units and their management have an impact on organization and maintenance of accounting records and require generating detailed and comparable information on independent components (segments) of business. Therefore, there is a need to study and develop organizational and methodological base for segment reporting generation that meets the current needs in practical terms

Objectives The aim of this study is to develop organizational and methodological base for segment reporting generation by agricultural holdings Proceeding from this goal, we set the following tasks: to select business segments as accounting items agricultural holdings; to identify stages of segment reporting generation by agricultural holdings; to develop working, analytical and transformation tables, forms of consolidated and segment reporting, procedures for preparation and presentation of segment information in the consolidated financial statements of agricultural holdings Methods To solve these problems, we used general scientific methods of research, i.e. analysis, synthesis, observation, data aggregate and logical generalization

Results The main result of the study is the developed methods of segment reporting generation in consolidated financial statements of agricultural holdings, including the order of segmenting by groups of crop production and geographical area of operations, criteria for identifying reporting segments, figures disclosed for each reporting segment, developed working, analytical and transformation tables, form

of consolidated and segment reporting, procedures for preparation and presentation of segment information . The results of this study can be applied both in theory and in practice of segment reporting generation by agricultural holdings

Conclusions and Relevance We conclude that the proposed method of segment information generation in consolidated financial statements will enable management to make rational decisions about reallocation of resources between segments, to make a better assessment of segment performance, as well as risks and benefits associated with diversified activities of agricultural holdings

Keywords: segment, reporting, information, consolidated financial statements, agricultural holding

References

1. Burlakova O.V. Sovremennye metodo-logicheskie problemy konsolidirovannogo ucheta [Modern methodological problems of consolidated accounts]. Moscow, Bukhgalterskii uchet Publ., 2008, 368 p.

2. Bychkova S.M., Badmaeva D.G. Bukhgalterskii uchet v sel'skom khozyaistve [Accounting in agriculture]. Moscow, EKSMO Publ., 2008, 359 p.

3. Vakhrushina M.A. Bukhgalterskii upravlenche-skii uchet. Uchebnik dlya studentov vuzov, obuchay-ushchikhsya po ekonomicheskim spetsial'nostyam [Management accounting: a textbook]. Moscow, Omega-L Publ., 2010, 570 p.

4. Glushchenko A.B. Metodologiya vnutrennei standartizatsii ucheta v agrokholdingakh: monografi-ya [Methodology of internal standardization of accounting in agriholdings: a monograph]. Volgograd, VolSU Publ., 2008, 372 p.

5. Gorshkova N.V. Formirovanie konsolidirovan-noi finansovoi otchetnosti v agroprodovol 'stvennykh

kholdingakh: teoriya, metodologiya, praktika: monografiya [Generating consolidated financial statements in agrofood holdings: theory, methodology, practice: a monograph]. Volgograd, VolSU Publ., 2012, 340 p.

6. Dyatlova A.F. Teoriya i metodologiya uchetno-analiticheskogo obespecheniya uprav-leniya sel'skokhozyaistvennymi organizatsiyami: monografiya [Theory and methodology of accounting and analytical support for management of agricultural organizations: a monograph]. Yoshkar-Ola, String Publ., 2009, 160 p.

7. Ivashkevich V.B. Bukhgalterskii uprav-lencheskii uchet: uchebnik [Management accounting: a manual]. Moscow, Ekonomist Publ., 2003, 576 p.

8. Kamysovskaya S.V., Zakharova T.V. Me-todicheskie aspekty formirovaniya otchetnosti po segmentam konsolidirovannoi gruppy pri per-vom primenenii MSFO (IFRS) 8 "Operatsionnye segmenty" [Methodological aspects of segment reporting generation of a consolidated group at first-time adoption of IFRS 8 "Segment Reporting"]. Available at: http://www.rusnauka.com/17_AVSN_ 2012/Economics/7_112591.doc.htm. (In Russ.)

9. Kerimov V.E. Upravlencheskii uchet: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po ekonomicheskim spetsial 'nostyam [Management accounting: a textbook for University students majoring in economics]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2003, 416 p.

10 . Lisovich G . M . Sel 'skokhozyaistvennyi uchet (finansovyi i upravlencheskii): uchebnik [Accounting in agriculture (financial and managerial): a textbook]. Rostov-on-Don, MarT Publ., 2002, 720 p.

11. Paramonova L.A., Kyamyakova Yu.Yu. Segmentarnaya otchetnost' i rekomendatsii po ee sostavleniyu [Segment reporting and recommendations for its generation]. Available at: http://www.iupr. ru/domains_data/files/zurnal_osnovnoy_2_7_2013/ Paramonova%20L.%20A.,%20Kyamyakova%20Y u.%20Yu.docx.pdf. (In Russ.)

12. Pizengol'ts M.Z. Bukhgalterskii uchet v sel'skomkhozyaistve: uchebnik. T. 1. Ch. 1. Bukhgalterskii finansovyi uchet [Accounting in agriculture: a textbook. Vol. 1. P. 1. Financial accounting]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2001, 480 p.

13. Puchkova S.I., Novodvorskii V.D. Konsolidi-rovannaya otchetnost': ucheb. posobie [Consolidated financial statements: a textbook]. Moscow, FBK-Press Publ., 2005, 224 p.

14. Sokolov A.A., Monakova L.S. Metodika formirovaniya segmentarnoi otchetnosti gruppy kom-panii v sootvetstvii sMSFO i OPBUSShA [Method of segment reporting generation by a Group of companies in accordance with IFRS and GAAP]. Available at: http://www.misbfm.ru/article/metodika-formirov-aniya-segmentarnoy-otchetnosti-gruppy-kompaniy-v-sootvetstvii-s-msfo-i-opbu. (In Russ.)

15. Stepanenko E.I. Teoriya i metodologiya sistemy pokazatelei finansovo-ekonomicheskoi deyatel 'nosti organizatsii agropromyshlennogo kom-pleksa [Theory and methodology of indicators of financial and economic activities of agribusiness organizations]. Moscow, Marketing Publ., 2007, 300 p.

16. Upravlencheskii uchet: ucheb. posobie [Management accounting: a textbook]. Moscow, FBK-Press Publ., 2001, 512 p.

17. Shneidman L.Z. Svodnaya bukhgalterskaya otchetnost' [Consolidated financial statements]. Bukhgalterskii uchet — Accounting, 1996, no. 4, pp. 21-29.

Aleksandra V. GLUSHCHENKO

Institute of World Economics and Finance, Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation aleksa-gl@yandex.ru

Ekaterina P. ZEMLYANSKAYA

Institute of World Economics and Finance, Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation audit415@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.