Научная статья на тему 'СДВИГИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ НАРО-ФОМИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 1922—1966 гг. '

СДВИГИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ НАРО-ФОМИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 1922—1966 гг. Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СДВИГИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ НАРО-ФОМИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 1922—1966 гг. »

СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА, ИСТОРИЯ ГИГИЕНЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА

--ЕЕЕ£2 -

УДК 614.1(470.311 )«|922-1966»

СДВИГИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ НАРО-ФОМИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗА 1922—1966 гг.

Н. В. Догле, Ю. Г. Широков Институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, Москва

В настоящее время большое значение приобретают социально-гигиенические исследования по конкретным вопросам, среди которых важное место занимают исследования состояния и динамики здоровья отдельных групп населения.

Повторные исследования, проводимые на одних и тех же объектах, позволяют выявить изменения, происшедшие за изучаемый период. Такие исследования имеют большое познавательное и научное значение еще потому, что характеризуют влияние социальных факторов на здоровье людей, выявляют сдвиги в условиях жизни и состоянии здоровья населения, дают возможность оценить роль мероприятий, проводившихся в социалистическом государстве на протяжении всех лет его существования.

В 20—30-х годах в различных районах нашей страны было проведено много социально-гигиенических исследований. К числу таких исследовании относятся и работы Л. К- Хоцянова, проведенные им на заре становления Советской власти в Наро-Фоминском уезде. В «Сравнительном обзоре естественного движения населения по Наро-Фоминскому уезду за 1920—1922 гг.» 1 автор не ограничился анализом показателей естественного движения населения уездного города и уезда, а также входивших в уезд волостей, он обстоятельно изучил условия жизни населения, порядок и состояние регистрации в уездном статистическом бюро, качество диагностики причин смерти и другие вопросы.

Не менее интересна работа Л. К- Хоцянова, опубликованная в 1923 г. в журнале «Гигиена труда» (№ 8—9), в ней автор дал обзор заболеваемости и смертности рабочих Наро-Фоминских прядильно-ткацких фабрик за 1921 и 1922 гг. Эти работы явились исходным научным материалом для произведенных нами динамических сравнений и сопоставлений.

Поставив перед собой цель изучить сдвиги в здоровье населения Наро-Фоминскою района, мы (через 45 лет) повторили исследование Л. К. Хоцянова, произведя выкопировку в районном загсе сведений о рождениях и смертях за 1965 и 1966 гг. На основании разработки данных о заболеваемости с временной утратой трудоспособности лиц, работавших на Наро-Фоминском комбинате, а также изучения учетно-отчетной документации ле-чебно-профилактических учреждений района мы получили представление об уровне и структуре заболеваемости.

1 Московский медицинский журнал, 1924, № 3, с. 130.

В 1922 г. в Наро-Фоминском уезде (ныне районе) проживало 35 275 человек. В состав уезда входили город Наро-Фоминск с фабричным поселком и 4 волости: Ташировская, Рождественская, Петровская и Руднев-ская. В каждой из этих волостей проживало от 5 до 7,5 тыс. жителей, а в уездном городе Наро-Фоминске 11 358 человек (включая фабричный поселок).

В состав Наро-Фоминского района в 1965—1966 гг. входило 3 города (Наро-Фоминск, Апрелевка, Верея), 13 сельских и 2 поселковых совета. Согласно переписи 1959 г., в Наро-Фоминске проживало свыше 35 тыс. жителей, т. е. примерно столько же, сколько в 1922 г. во всем уезде.

Неполная регистрация и отсутствие сведений о численности рабочих Наро-Фоминских прядильно-ткацких фабрик не позволили Л. К. Хоця-нову исчислить интенсивные показатели за 1921—1922 гг., однако даже неполные данные о первичных заболеваниях, содержавшиеся в карточках, составленных им на основании записей, сделанных в амбулаторных картах, свидетельствовали о крайне тяжелом санитарном состоянии населения. Помимо сильнейших эпидемий паразитарных тифов, население района болело многими другими инфекционными заболеваниями, в числе которых были не только детские (корь, скарлатина, дифтерия), но и такие, как натуральная оспа, холера. Массовое привлечение рабочих и служащих к заготовке и доставке топлива для фабрики, а также к работе по прокладке узкоколейной железной дороги вызвало резкое увеличение травматических повреждений. Высока была в те годы заболеваемость болезнями кожных покровов, причем 30% их составляла чесотка. На здоровье населения тяжело отражалось недоедание.

Первое место в структуре общей заболеваемости в те годы занимали болезни органов пищеварения. Кроме того, более 3% всех первичных обращений составляли обращения с общими растройствами питания (малокровие, куриная слепота и др.).

Среди детей рабочих, проживавших в казармах, было много больных туберкулезом. Туберкулез, как отмечал Л. К. Хоцянов, лучше диагностировался при наличии таких наружных признаков, как фликтенулезные кератиты, лимфадениты и пр. Это позволяет предположить, что значительная часть ранних форм туберкулеза вообще оставалась невыявленной.

Анализируя причины, обусловившие высокий уровень общей заболеваемости, Л. К. Хоцянов справедливо отмечал: «Условия жизни рабочих з эти годы были таковы, что влияние профессиональной заболеваемости совершенно стиралось общесоциальными условиями». К последним автор относил недостаточное питание, тяжелые жилищные условия рабочих, живших в казармах, которые плохо отапливались, не вентилировались, были сырыми и тесными. К тяжелым жилищным условиям присоединялась работа на фабрике в затхлых и чрезвычайно пыльных (причиной было качество хлопка) помещениях. Старопрядильная фабрика не имела вытяжной вентиляции, а на ткацкой не работала даже и приточная вентиляция.

Колоссальные перемены произошли за истекшие десятилетия в жизни населения района, в том числе и рабочих Наро-Фоминского комбината. Неузнаваемо изменились производственные помещения комбината, они стали отвечать современным санитарно-гигиеническим требованиям. Тяжелые и трудоемкие процессы механизированы: установлены транспортеры, смонтированы цепные конвейеры, широко используются электрокары, электропогрузчики. Прядильные машины оборудованы пухообдувателями, безотказно работает вентиляция, на комбинате имеются душевые, комнаты гигиены, здравпункт.

При обследовании большого числа работниц (более 900 человек) было установлено, что основная их масса живет теперь в благоустроенных отдельных квартирах или в собственных домах. Многие семьи имеют стиральные и швейные машины, у 97% обследованных ткачих дома телевизоры. Работницы питаются полноценными продуктами (мясо, молоко, овощи,

животные и растительные жиры и др., не менее 3 раз в день едят горячую пищу.

Оздоровление условий труда, колоссальные изменения в условиях быта не могли не отразиться на заболеваемости и смертности населения, а также на структуре причин смерти населения. Не только оспа и холера, но и куриная слепота с чесоткой ушли в безвозвратное прошлое. И если в 20-е годы болезни органов пищеварения с общими расстройствами питания, заразные, паразитарные, кожные заболевания занимали первые места в общей заболеваемости и на их долю приходилось 52,6% всех первичных обращений, то в 60-е годы, как следует из данных, полученных при регистрации первичных обращений, первые места в структуре общей заболеваемости занимают грипп, острое воспаление верхних дыхательных путей, ангина.

Уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности среди лиц, работавших в 1965 и 1966 гг. на шелковом комбинате (исчислен в днях нетрудоспособности на 100 среднегодовых рабочих), был значительно ниже средних показателей за эти годы по предприятиям легкой промышленности Московской области. Так, на шелковом комбинате в 1965 г. на 100 работавших приходится 892 и в 1966 г. — 901 день временной нетрудоспособности, а на предприятиях легкой промышленности Московской области — соответственно 1030,7 и 969,4.

Более половины (52,2%) всех случаев временной нетрудоспособности в 1965 г. и 49,7% в 1966 г. приходилось на такие заболевания, как грипп, острый катар верхних дыхательных путей, ангина, заболевания женских половых органов, гнойные и гнойничковые заболевания.

На основании выкопировки сведений из актов о рождениях и разработки этих данных за 2 года (1965—1966) удалось отметить ряд интересных особенностей в рождаемости как городского, так и сельского населения района. В 20-х годах на 1000 жителей Наро-Фоминского уезда приходилось за год 40,8 рождения, причем сельское население имело более высокий коэфф-фнциент рождаемости, чем городское. Например, в 1922 г. рождаемость на селе составляла 42°/00 против 38°/00 у жителей уездного города (включая фабричный поселок).

На основании данных, приведенных в статье Л. К. Хоцянова, мы произвели дополнительные расчеты, показавшие, что 58,4% всех родившихся в 1922 г. детей родились у матерей в возрасте до 30 лет, 42% — у матерей в возрасте старше 30 лет, 8% — у матерей в возрасте старше 40 лет. Из числа родившихся в уезде в 1922 г. 61,2% составляли дети, которые были первыми, вторыми и третьими. На долю четвертых детей в 1922 г. приходилось 9,3%, немало было детей, родившихся пятыми, шестыми и т. д. Эти дети в общем числе родившихся составляли 29,5%.

В 1965—1966 гг. первые, вторые и третьи по порядку рождения дети составляли 95,3% общего числа родившихся, а на долю всех остальных детей приходилось менее 5%.

В 1966 г. 68% детей родились у матерей в возрасте до 30 лет. Женщины старше 40 лет в 1966 г. составляли всего 1,5% рожавших.

Первенцы в 85,8% случаев рождались у женщин моложе 30 лет. Большую часть (79,3%) вторых детей родили женщины в возрасте 25—34 лет, 9% — женщины моложе 25 лет, 11,1% — 35—39 лет и только 0,6% — старше 40 лет (табл. 1).

Так как основная масса детей (95,3%) в 60-е годы рождалась первыми, вторыми и третьими, то распределение остальных детей по возрасту матери не имеет большого значения. В настоящее время в подавляющем большинстве случаев детей рожают молодые женщины, пожилых же матерей в числе рожавших в 60-е годы в районе было значительно меньше, чем 45 лет тому назад.

Уровень рождаемости как городского, так и сельского населения к 60-м годам значительно снизился, и это снижение в основном шло за счет сокращения числа детей в семье. Многодетные семьи в настоящее время

встречаются значительно реже, чем в первые годы Советской власти. Четвертые дети в 1966 г. составили только 1,8% всех родившихся против 9,3% в 1922 г. В 10 раз уменьшилась среди новорожденных доля пятых и последующих детей (табл. 2).

Значительные сдвиги произошли в показателях не только рождаемости, но и смертности населения, что имеет не менее важное значение для правильной оценки естественного

Таблица 1

Распределение родившихся (в %) в Наро Фоминском уезде (районе) в зависимости от возраста матери и порядкового номера рождения

Возраст матери (в годах) 1922 г. 1966 г.

о и в и а в том числе по порядку рождения

* о X 0) «о • <и — о. 5£ О Я а> «О . а> сч о. X О Ж и со • о со сх

До 20 20—24 25—29 30—34 35—39 40 и старше 1,7 25,7 31,1 18,4 15,1 8,0 8,3 20,5 39,2 20,2 10,4 1,5 16,7 35,1 34,0 9,7 3,9 0,5 0,6 8,4 49,8 29,5 11,1 0,6 3,2 29,4 35,7 29,4 2,4

Итого. . . 100,0 100,0 100, 0 100,0 100,0

Примечание. Расчеты за 1922 г. также произведены нами.

Та б л и ц а 2

Состав родившихся по порядку рождения (в % к итогу)

движения населения.

В 1922 г. из 1000 родившихся на первом году жизни умирало 220,8 ребенка. Таким образом, детская смертность в начале 20-х годов была очень высокая и составляла, как отмечал Л. К- Хоцянов, «массивное основание возрастной пирамиды смертности».

Высокая рождаемость населения уезда в 1922 г. и высокий уровень детской смертности свидетельствовали о крайне нерациональном расходовании сил женского организма. В 60-е годы уровень детской смертности как в Наро-Фоминске, так и в целом по району был по сравнению с исходными годами примерно в 10 раз ниже.

За истекший период общая смертность населения Наро-Фоминска уменьшилась в 4,7 раза и составляла 6,5 на 1000 населения против 30,7 в 1922 г. Общая смертность населения района за этот период также резко сократилась и была в 1966 г. в 4,2 раза ниже, чем в 1922 г.

О крайне неблагоприятном санитарном состоянии населения уезда в 1922 г. свидетельствовали

высокие показатели смертности и своеобразная структура причин смерти. В те годы среди причин смерти первое место занимали инфекционные заболевания, в числе которых ведущая роль принадлежала паразитарным тифам, туберкулезу, брюшному тифу, дизентерии и другим заразным заболеваниям. В 1922 г. в уезде умерло 8 человек от натуральной оспы, 1 от холеры, 62 от кори, 38 от скарлатины, 8 от дифтерии и т. д. Эти абсолютные числа умерших и без перевода их в относительные величины достаточно убедительно показывают правомерность сделанного выше вывода о тяжелом санитарном состоянии населения. Значительная часть лиц умерла от воспаления легких, дети часто гибли от острого гастроэнтерита. Примерно пятую часть составляли неточно обозначенные, а также невыясненные причины смерти (табл. 3).

1922 г. 1966 г.

Порядок рождения X X о та 8.« о в т. И X о * * 3 о «=; н О

•и и X 2 с; ^ д аЗ о о и С и а> о 0

1—3-й ребенок .... 4-й » .... 61,2 9,3 97,8 1.1 93,0 2,7 95,3 1,8

5-й и последующие . . . 29,5 1,1 4,3 2,9

Итого. . . 100,0 100,0 100,0 100,0

Таблица 3

Распределение умерших в Наро-Фоминском районе (уезде) в зависимости от причин смерти

а X умерших

Причины смерти в 1922 г. о «в Причины смерти в 1966 г. м. ж. всего

Инфекционные заболевания ............. сыпной и возвратный тиф.............. туберкулез .................... корь, скарлатина, дифтерия, коклюш ........ дизентерия и брюшной тиф............. грипп ....................... оспа и холера................... прочие инфекции ................. Старческая дряхлость и заболевания невыясненной этио- Гастроэнтерит у детей ................ Воспаление легких ................. Врожденная слабость ................ Болезни кровеносной системы ............ Злокачественные новообразования .......... Травмы и несчастные случаи............. Болезни нервной системы .............. Прочие заболевания неинфекционной этиологии .... 33,9 7,9 6,9 6,4 6.4 3,6 0,5 2,2 21,6 11,3 10,8 6.5 5,5 2,8 2,4 2,0 3,1 Атеросклероз коронарных сосудов, церебросклероз, гипертоническая болезнь....................... Злокачественные опухоли.................. Несчастные случаи, травмы и отравления........... Туберкулез......................... Родовые травмы, асфиксия, ателектаз, послеродовые врожденные пороки развития, врожденная слабость........ Ревматизм ......................... Пневмосклероз....................... Абсцесс легкого, астмоидный бронхит п другие заболевания органов дыхания..................... Прочие заболевания .................... 35,8 21,6 24,4 1,9 2,1 3,0 1,2 2,4 1,7 5,9 --- 57,8 22,2 6,8 2,0 1,5 0,8 1,9 0,8 0,8 5,5 48, 1 21,9 14,6 2,0 1,8 1,8 1,6 1,5 1,1 5,7

Итого. . . 100,0 100,0 100,0 100,0

За истекшие десятилетия структура причин смерти среди населения Наро-Фоминского района претерпела значительные изменения. Неточно обозначенные причины смерти в 1966 г. встречались в единичных случаях. Чаще, чем по другим причинам, и мужчины, и женщины умирали от таких сердечно-сосудистых заболеваний, как кардиосклероз с инфарктом, церебросклероз с инсультом, гипертоническая болезнь и др. Второе место среди причин смерти у мужчин занимали несчастные случаи, травмы и отравления. На их долю приходилось 24,4% всех причин, причем мужчины в возрасте 20—49 лет составляли основную массу (75%) умерших по этим причинам.

Проведенное исследование позволяет отметить благотворное влияние происшедших за истекшие 45 лет перемен на показатели естественного движения и заболеваемости населения Наро-Фоминского района.

Наряду с резким снижением смертности уменьшилась и рождаемость, но в значительно меньшей степени. Рождаемость и естественный прирост населения Наро-Фоминска и Наро-Фоминского района в 1965—1966 гг. были выше аналогичных показателей, исчисленных для населения Московской области. Естественный прирост населения Наро-Фоминска в 60-е годы был выше, чем в 1922 г., и составлял 9,8 на 1000 населения.

Уменьшение процента детей, родившихся третьими, четвертыми, пятыми и последующими, косвенно свидетельствует о преобладании малодет-ных сельских и городских семей в районе. Для расширенного воспроизводства населения необходимо, чтобы в семьях рождалось и воспитывалось более 2 детей. С этой целью следует проводить определенные мероприятия. Опыт других стран свидетельствует, что наиболее эффективным средством, стимулирующим деторождение, является прогрессивно увеличивающаяся с рождением каждого ребенка семейная надбавка в заработной плате родителей. Это наиболее важная мера может быть дополнена рядом других (удлинение срока послеродового отпуска, предоставление возможности внеочередного улучшения жилищных условий при увеличении семьи в связи с рождением ребенка, отмена платы за содержание детей в детских учреждениях для многодетных семей, предоставление многодетным матерям возможности работать неполную рабочую неделю или неполный рабочий день и пр.).

Поступила 4/IX 1967 г.

УДК в14.78 + в14.3](091)(47)

БОРЬБА ЗА САНИТАРНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕТРОГРАДА В 1918 г.

И СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРВЫХ СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ САНИТАРНОГО НАДЗОРА

Канд. мед. наук В. А. Базанов Военно-медицинский музей Министерства обороны СССР (Ленинград)

В середине марта 1918 г. первый высший медицинский орган Рабоче-крестьянского правительства — Совет врачебных коллегий, бывший инициатором борьбы с эпидемиями, переехал в Москву. Организация противоэпидемических и оздоровительных мероприятий в Петрограде легла на плечи образованного 24/1II 1918 г. Комиссариата здравоохранения Петроградской Трудовой Коммуны. «Дело санитарии... является одной из непосредственнейших задач Комиссариата»1,— указывал в первом отчете

1 Известия Комиссариата здравоохранения Союза Коммун Северной области, 1918, № 1, с. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.