Научная статья на тему '"SCUOLA ANTICA ARCHITETTATA ALL'EGIZIANA E ALLA GRECA" ПИРАНЕЗИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИДЕАЛИЗИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА * ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.'

"SCUOLA ANTICA ARCHITETTATA ALL'EGIZIANA E ALLA GRECA" ПИРАНЕЗИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИДЕАЛИЗИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА * ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
84
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ШКОЛА / ПИРАНЕЗИ / БУЛЛЕ / КОРОЛЕВСКАЯ БИБЛИОТЕКА / ГРАВЮРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО XVIII В / ANCIENT SCHOOL / PIRANESI / BOULLéE / ROYAL LIBRARY / ENGRAVING / EDUCATIONAL SPACE OF 18TH CENTURY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Можайский Андрей Юрьевич

Статья посвящена работе «Scuola antica architettata all'Egiziana e alla Greca» («Древняя школа, построенная в египетском и греческом стилях») великого Джованни Баттиста Пиранези. Издание «Opere Varia II», в которое помещена эта гравюра Пиранези, нельзя точно датировать, но известно, что оно появилось после 1761 г., несмотря на то что на нем стоит дата 1750 г. Данная гравюра отражает представление об идеализированной античной школе, благодаря Пиранези сформировавшееся в Европе во второй половине XVIII в. Школа мыслилась Пиранези как открытый священный храм науки, помещенный в центр идеального города. В статье также выявлены источники для «Древней школы» Пиранези, которые представляют собой архитектурную и художественную традицию от Античности до Нового времени. Раскрыт социальный аспект работы Пиранези, поскольку его «Древняя школа» ориентирует на идеал доступности образования для широких слоев населения. Влияние данной гравюры Пиранези прослежено в проекте Этьена-Луи Булле по созданию Королевской библиотеки (1784 г.), явившем оригинальный взгляд на образовательное пространство библиотеки и демонстрировавшем поразительное внешнее сходство с интерьером «Древней школы». Отголоски проекта ЭтьенаЛуи Булле видны в реализации станции Московского метрополитена «Библиотека имени Ленина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PIRANESI'S SCUOLA ANTICA ARCHITETTATA ALL'EGIZIANA E ALLA GRECA AS A REFLECTION OF THE IDEALISED EDUCATIONAL SPACE OF THE 2ND HALF OF THE 18TH CENTURY

This article deals with Scuola antica architettata all'Egiziana e alla Greca (“Ancient school built in Egyptian and Greek styles”) by the great Giovanni Battista Piranesi. The publication of “Opere Varia II”, which contains this engraving by Piranesi, cannot be dated precisely, but it is known that it appeared after 1761, despite the fact that it bears the date of 1750. This engraving reflects the idea of an idealised ancient school, which, due to Piranesi, formed in Europe in the second half of the 18th century. Piranesi thought of the school as an open sacred temple of science placed in the centre of an ideal city. The article also identifies sources for the “Ancient School” of Piranesi, which are architectural and artistic traditions from Antiquity to Early Modern Time. The article reveals the social aspect of Piranesi's work, since his “Ancient School” focuses on the ideal of access to education for wider strata of population. The infl uence of this engraving by Piranesi was traced in the project of Etienne-Louis Boullée in the creation of the Royal Library (1784), which was an original look at the educational space of the library and demonstrated a striking resemblance to the interior of the “Ancient School”. Echoes of Etienne-Louis Boullée's project are visible in the implementation of Moscow underground station Biblioteka imeni Lenina (Lenin Library).

Текст научной работы на тему «"SCUOLA ANTICA ARCHITETTATA ALL'EGIZIANA E ALLA GRECA" ПИРАНЕЗИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИДЕАЛИЗИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА * ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Можайский Андрей Юрьевич, канд. истор. наук ст. науч. сотрудник, Институт стратегии развития образования РАО

2020. Вып. 57. С. 96-107

DOI: 10.15382/sturIV202057.96-107

Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Жуковского, д. 16

a.mozhaj sky@mail. ru

ORCID: 0000-0003-1112-2858

«Scuola antica architettata ALL'EGIZIANA

e alla Greca» Пиранези как отражение

идеализированного образовательного пространства второй половины XVIII в.*

Аннотация: Статья посвящена работе «Scuola antica architettata all'Egiziana e alla Greca» («Древняя школа, построенная в египетском и греческом стилях») великого Джованни Баттиста Пиранези. Издание «Opere Varia II», в которое помещена эта гравюра Пиранези, нельзя точно датировать, но известно, что оно появилось после 1761 г., несмотря на то что на нем стоит дата 1750 г. Данная гравюра отражает представление об идеализированной античной школе, благодаря Пиранези сформировавшееся в Европе во второй половине XVIII в. Школа мыслилась Пиранези как открытый священный храм науки, помещенный в центр идеального города. В статье также выявлены источники для «Древней школы» Пиранези, которые представляют собой архитектурную и художественную традицию от Античности до Нового времени. Раскрыт социальный аспект работы Пиранези, поскольку его «Древняя школа» ориентирует на идеал доступности образования для широких слоев населения. Влияние данной гравюры Пиранези прослежено в проекте Этьена-Луи Булле по созданию Королевской библиотеки (1784 г.), явившем оригинальный взгляд на образовательное пространство библиотеки и демонстрировавшем поразительное внешнее сходство с интерьером «Древней школы». Отголоски проекта Этьена-Луи Булле видны в реализации станции Московского метрополитена «Библиотека имени Ленина».

Ключевые слова: Древняя школа, Пиранези, Булле, Королевская библиотека, гравюра, образовательное пространство XVIII в.

* Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017—2020 гг. № 27.8089.2017/ БЧ «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».

А. Ю. Можайский

Памяти В. Г. Безрогова (1959—2019)1

Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778) является, пожалуй, самым известным создателем гравюр в XVIII столетии. Его имя стало известным в первую очередь благодаря офортам, изображающим памятники Древнего Рима. Эстампы Пиранези, придавшие руинам романтический шарм, стали излюбленными сувенирами для посетителей Италии, которые стремились постичь классическую культуру и получить передовое по тем временам гуманитарное образование. Завершая более чем краткое вступление о самом Пиранези, следует отметить следующее: сейчас он знаменит не только благодаря тому, что изменил европейское представление о Риме, но и благодаря серии его замысловатых изображений тюрем («Темницы», Carceri), которые оказали влияние на последующие поколения архитекторов (например, на Джорджа Данса Младшего и Ральфа Нотта)2, писателей и художников от Сэмюэла Тэйлора Кольриджа, Эдгара Аллана По, Хорхе Луиса Борхеса и Франца Кафки до сюрреалистов и Сергея Эйзенштейна3.

Теперь обратимся собственно к предмету нашего исследования — гравюре Пиранези (ил. 1), которая называется «Scuola antica architettata all'Egiziana e alla Greca» («Древняя школа, построенная в египетском и греческом стилях»). Данная работа итальянского мастера отражает, на наш взгляд, представление об идеализированной античной школе, которое благодаря Пиранези сформировалось в Европе во второй половине XVIII в. и повлияло на развитие европейского учебного пространства вплоть до XIX столетия. Этому есть несколько объяснений: во-первых, популярность работ Пиранези как учебных пособий по античной культуре, и, во-вторых, вытекающая из этого рецепция представлений об образовательном пространстве (например, библиотечного пространства) у последующих авторов. Однако об этом несколько позже, теперь же следует дать библиографическое описание данной работы Пиранези, чтобы иметь отправную временную точку для дальнейшего анализа этого произведения и поместить его в контекст других работ знаменитого итальянца.

1 К моему сожалению, я недолгое время был знаком с Виталием Григорьевичем Безроговым. Однако последние несколько лет мы плотно общались и обменивались взглядами на то, как исследовать историческое и историко-педагогическое наследие. Мне было очень интересно и полезно узнать те научные направления, в рамках которых работал Виталий Григорьевич. Каково же было мое удивление, когда он опубликовал в журнале «Hypothekai» статью, которая, помимо исследования текстов, имеет дело с историей материальной культуры — тем аспектом, которым занимался я сам, причем сделано это было очень профессионально и с большой любовью к изучаемому предмету (см.: Безрогов В. Г. От белых классных стен до воска на табличках: образ школы в позднеантичных учебных текстах // Hypothekai. 2019. № 3. С. 223—249). Получилось так, что эта статья оказалась одной из последних статей Виталия Григорьевича. Мне бы хотелось продолжить исследование истории образования через призму материальной культуры и посвятить эту публикацию памяти Виталия Григорьевича.

2 См.: Summerson J. The Classical Language of Architecture. London, 2018. P. 94-95, 100-101.

3 См.: Успенский В. М. Миф молодого Пиранези: каталог выставки «Джованни Баттиста Пиранези. Дворцы, руины и темницы» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств 14 ноября 2012 — 24 февраля 2013 г. Екатеринбург, 2012. С. 13; Jacobs S. Eisenstein's Piranesi and Cinematic Space // Aspects of Piranesi: Essays on History, Criticism and Invention. / Dirk De Meyer, Bart Verschaffel, Pieter-Jan Cierkens, eds. Ghent, 2016. P. 142-159.

Ил. 1. Джованни Баттиста Пиранези. «Scuola antica architettata all'Egiziana e alla Greca»4

Библиографическое описание работы. Издание («Opere Varia II»), в котором помещена «Древняя школа...» Пиранези, как считают его библиографы, нельзя точно датировать, однако оно определенно появилось после 1761 г. Данное издание имеет то же название и даже дату (1750), что и первое издание («Opere Varie I»): Opere varie di architettura, prospettiva, grotteschi, antichità inventate ed incise da Giambattista Piranesi architetto veneziano, raccolte da Giovanni Bouchard mercante librajo al Corso, in Roma, MDCCL. Разница в названии для «Opera Varie II» состоит в том, что здесь «Giambattista» заменено на «Gio. Battista» и добавлен текст: «.si vendono presso l'Autore nel palazzo del Signor Conte Tomati su la strada Felice alla Trinità de' Monti». Помимо эстампов, которые представлены в первой части, издание после 1761 г. включает десять новых гравюр, занимающих пять страниц, по два эстампа на страницу. Эти новые гравюры состоят из пяти, которые были опубликованы ранее в «Lettere di Giustificazione», и из пяти новых архитектурных фантазий, которые никогда ранее не публиковались в одной книге5. Среди этих новых архитектурных фантазий и находится «Древняя школа.».

Изображение на гравюре. На гравюре изображено масштабное, широкое и длинное пространство, которое заполнено людьми, одни из них ведут дискуссию, а другие заняты чтением. На полу стоят каменные сооружения: слева — сооружение, похожее на надгробие, но в египетском стиле, чуть ближе к правому краю — сооружение с рельефом, напоминающее постамент для статуи в греческом стиле, и справа (в середине первого от пола яруса) — постамент в египетском

4 Источник: URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/365385 (дата обращения: 25.01.2020). Public Domain / CCO 1.0.

5 Ficacci L. Giovanni Battista Piranesi. The Complete Etchings. Köln, 2016. P. 174, 358, 365. В данном каталоге работ Пиранези «Древняя школа...» размещена под № 408.

стиле с имитацией иероглифов, в центре которого надпись с названием работы Пиранези. По обеим сторонам строения расположены ярусы, поднимающиеся уступами кверху. Доступ на каждый ярус обеспечен наличием ступеней. Высота ярусов такова, что человек может положить на этот ярус свои принадлежности для занятий. Соответственно, предполагается, что, используя такие ярусы, удобно читать и писать, поскольку высота яруса немного выше пояса человека. Пиранези изобразил двух людей, которые занимаются, используя эти ярусы (слева — первый от пола ярус, справа — второй от пола ярус). Две центральные фигуры ведут дискуссию, причем одна из них, вероятно, не просто опирается на посох, а чертит им что-то на полу (быть может, на песке). Изображены на гравюре и другие люди, которые сидят, стоят или идут. Слева, на уровне первого яруса, изображена крупная статуя в виде женской фигуры с поднятой левой рукой. Сразу над ярусами идет египетский фриз с имитацией иероглифов, который обрамляет также огромный входной портал. По обеим сторонам над египетским фризом расположены в линию бюсты ученых и/или философов. Сверху над фризом, расположенным над порталом, также находятся бюсты. Слева и справа от портала — световые проемы, стремящиеся к треугольной форме посредством перевернутых уступов. Потолок помещения напоминает арочный свод, декорированный вписанными друг в друга прямоугольниками — кессонами. От портала вверх с внешней стороны здания школы идет широкая лестница, которая напрямую соединяет школу с величественным храмом, чью вершину венчает колесница с шестеркой лошадей. На лестнице изображены многочисленные люди. На переднем плане, чуть левее от храма, расположена колонна, на которой по спирали вверх присутствует рельефное изображение. Вершину колонны венчает статуя на постаменте. На переднем плане с внешней стороны светового проема видна верхняя часть египетского обелиска. По обеим сторонам от храма симметрично расположены дворцы, а за ними на дальнем плане — строения, напоминающие амфитеатры.

Источники изображения Пиранези. Первое, на что может обратить внимание исследователь, который рассматривает данное произведение Пиранези, что оно напоминает знаменитую фреску «Афинская школа» Рафаэля. Нет нужды приводить многочисленную литературу относительно данного произведения искусства, поскольку «с любых точек зрения "Афинская школа" Рафаэля в станце делла Се-ньятура Папского дворца в Ватикане — это идеальное произведение искусства»6. Однако, помимо разницы в интерьере и наполнении помещения, Пиранези поместил свою «Древнюю школу...» в другой социальный и внешний контексты. Во-первых, изображение на фреске Рафаэля достаточно элитарно, поскольку на нем присутствуют мыслители и «сильные мира сего», в то время как на гравюре Пиранези мы видим безликие фигуры, свободно перемещающиеся в пространстве, входящие и выходящие из школы, что говорит об идеале доступности знания для широких социальных слоев и стремлении их представителей к образованию. Второй важнейший отличительный момент заключается в том, что Пиранези поместил свою «Древнюю школу.» в городской контекст. Через широкий портал и

6 Кавтарадзе С. Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле. М., 2019. С. 327.

световые проемы мы видим центр идеального города, а вход в школу соединен широкой лестницей с храмом, как бы отождествляя школу с «храмом науки» и подчеркивая, что школа является непременным атрибутом городской культуры.

Если рассматривать конкретные заимствования Пиранези в декоре школы, то непременно следует сказать о кессонах на потолке. Данный декор был хорошо знаком Пиранези по римским памятникам, которые он также изображал7. Что касается сооружения в египетском стиле, которое похоже на надгробие, то римские монументы этой формы Пиранези знал и изображал8. Египетский стиль в данном случае характеризуется изображением змей и, возможно, иероглифов. К теме декора со змеями Пиранези обращался также в 1769 г., создавая дизайн каминов в египетском стиле9. Египетский обелиск, часть которого Пиранези изобразил с внешней стороны школы, имеет своим прототипом египетский обелиск, воздвигнутый папой Сикстом V10.

Наиболее легко угадываются прототипы для колонны с рельефным изображением. Вне всякого сомнения — это колонны Траяна и Марка Аврелия в Риме11. Однако нами было замечено, что когда Пиранези изображает вымышленную картину, рельеф колонны поднимается в другую сторону (справа налево), нежели как у настоящих колонн Траяна или Марка Аврелия (слева направо). Именно так происходит у колонны, которая изображена в его «Древней школе.». Точно так же в другую сторону идет рельеф у вымышленной колонны, которая изображена на фронтисписе Antichità Romane III12.

Теперь обратимся к одинаковым дворцам, расположенным по обеим сторонам от храма. Надо сказать, что в них соблюден принцип суперимпозиции, который в данном случае обозначает наложение ордеров один над другим. Данный принцип прослеживается в римской архитектуре. Дело в том, что римляне адаптировали греческие ордеры из храмовой архитектуры и применили их для декорации публичных сооружений (в случае, когда здание имело несколько этажей, каждому этажу придавался свой, подходящий, ордер)13. По этому принципу спроектирован, например, знаменитый Колизей. В середине XV в. эту идею суперимпозиции в своем Palazzio Rucellai (Флоренция) возродил Альберти (ил. 2)14.

7 Во-первых, следует назвать Пантеон (Taschen № 163, № 957), кроме того — арку Тита (Taschen № 80, № 200, № 923, № 969) и арку Септимия Севера (Taschen № 87, № 195, № 970).

8 Taschen № 265, № 266.

9 Taschen № 679.

10 Taschen № 902. Изображение египетского фараона справа на египетском фризе портала «Древней школы.» также напоминает изображение восседающего фараона на этом обелиске. Следует сказать, что увлечение Пиранези египетским стилем уже исследовалось ранее на материале его каминов, однако мы не обнаружили в этом ключе упоминания его «Древней школы...». Подробнее об обращении Пиранези к египетскому стилю, а также литературе и памятникам, которые были ему доступны, см.: Panza P. Piranesi e i faraoni // Egyptian & Egyptological Documents, Archives, Libraries. 2009. Vol. 1. P. 29—34.

11 Колонну Траяна Пиранези изобразил на следующих гравюрах: Taschen № 191, № 703, № 704, № 888. Колонна Марка Аврелия: Taschen № 158, № 724, № 725, № 889.

12 Taschen № 396.

13 См.: Summerson J. Op. cit. P. 30.

14 Ibid. P. 31. Существует дискуссия относительно авторства архитектора данного здания, однако большинство исследователей признают его создателем Альберти. В любом случае идеи

Кроме того, это здание Альберти имеет арочные оконные проемы верхних этажей, так же как и дворцы на гравюре Пиранези. Вероятно, что на желание Пиранези поместить по краям здания по паре колонн, повлияли идеи Браманте, который разместил пары колонн на втором этаже Дома Рафаэля (1512 г., не сохранился)16. Кроме того, мы видим у Пиранези развитие идей Микеланджело, который ввел комбинацию ордеров разного масштаба, один из которых мог быть «гигантским», возвышавшимся от основания здания и продолжавшимся на протяжении двух или более этажей. Именно так выглядят дворцы-близнецы (заметим, что у Пиранези дворцы также являются близнецами) Микеланджело на Капитолийском холме в Риме (ил. 3)17.

Стоит обратить внимание на то, как Пиранези изобразил храм, к которому ведет лестница из школы. Предполагаем, что найти реальный прототип этого храма не представляется возможным, поскольку храм Пиранези имеет ряд фантастических черт. Во-первых, количество колонн по фронту (десять колонн) не соответствует распространенной греческой типологии18. Наиболее близким по количеству колонн по фронту может показаться храм в Пестуме середины VI в. до н. э., который исследователи называют «Базилика», однако у него девять колонн по фронту, а не десять19. Если Пиранези все же был знаком с «Базиликой» Пестума до 1777 г. (когда он точно

Альберти были центральными при создании данного дворца. О дискуссии насчет авторства и флорентийской архитектуре того времени см.: Forster K. W. The Palazzo Rucellai and Questions of Typology in the Development of Renaissance Buildings // The Art Bulletin. 1976. Vol. 58. № 1. P. 109-113.

15 Источник: URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rucellai.jpg (дата обращения: 18.01.2020). Wikimedia Commons/Public Domain.

16 См.: Summerson J. Op. cit. P. 52-53.

17 См.: Ibid. P. 72-73. О работе Микеланджело на Капитолийском холме см.: Davies Penelope J. E. et al. Janson's History of Art: The Western Tradition. Upper Saddle River, NJ, 2011. P. 605.

18 Существует обширная литература, в которой разбирается вопрос о типах греческих храмов, см.: Lawrence A. W. Greek Architecture. New Haven, 1996. P. 61-166.

19 Данный храм идентифицирован как посвященный Гере, см.: Lawrence A. W. Op. tit. P. 86-89. Следует отметить, что Пиранези был хорошо знаком с этим храмом и изобразил его в других работах, вышедших в 1778 г. под заглавием «Differentes vues de quelques restes de trois grands édifices qui subsistent encore dans le milieu de l'ancienne ville de Pesto autrement Possidonia, et qui est située dans la Lucanie»: Taschen № 852, № 853, см.: Ficacci L. Op. cit. P. 710-725. Однако следует отметить, что путешествие Пиранези в Пестум состоялось в 1777 г., а напечатаны

Ha. 2. Palazzo Rucellai. Wilhelm Lübke, Max Semrau: Grundriß der Kunstgeschichte. Paul Neff Verlag, Esslingen, 14. Auflage 190815

Ил. 3. Palazzo dei Conservatori20

посещал данное место) или же его «Древняя школа.» вошла в издание, выполненное уже после его смерти, то в своей архитектурной фантазии Пиранези добавил одну колонну, чтобы по центру храма получился проход, образуемый двумя колоннами, а не как у Пестумского храма, где в самом центре по фронту оказывается пятая колонна. Быть может, это сознательное изменение пропорций в угоду эстетике, которое сделал Пиранези. Единственная реально существующая параллель, которую нам удалось найти относительно храма Пиранези, это храм Аполлона конца IV (и позднее) в. до н. э., в Дидимах, недалеко от Милета, на западном побережье современной Турции21. Этот храм действительно имел десять колонн по фронту, как и у храма, изображенного Пиранези. Однако Пиранези, видимо, не имел представления об этом храме, поскольку его нет в книге Ле Руа, вышедшей в 1758 г.22 Тем не менее изображения этого храма существовали во время жизни Пиранези, поскольку в 1765 г. этот храм впервые был обмерен и зарисован экспедицией Ричарда Чендлера23. Также и римская архитектура не показывает нам храмов с десятью колоннами по фронту, не было таковых и на фо-

изображения храмов были в 1778 г., уже после его смерти. Соответственно, маловероятно, что Пиранези использовал храм Геры как прототип для своего храма в «Древней школе.» или же издание, где появилась «Древняя школа.» должно было также появиться уже после его смерти. Последнюю вероятность нельзя полностью исключать, тем более что два сына Пиранези перебрались с его наследием во Францию только в 1799 г.

20 Источник: URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Palazzo_dei_Conservatori_Cap-itol_Roma_BW_1.JPG (дата обращения: 18.01.2020). Wikimedia Commons/Public Domain.

21 Lawrence A. W. Op. cit. P. 151-154; Greaves A. M. Miletos. London, 2002. P. 109-129; Добровольская М. В., Можайский А. Ю. Археология: Учебное пособие. М., 2012. С. 101-105.

22 В сочинении Ле Руа описаны памятники Греции, и эта книга была хорошо известна Пиранези, см.: Ficacci L. Op. cit. P. 22-23.

23 Об отчете Чендлера Пиранези, похоже, ничего не знал. Об истории изучения Дидим в XVIII-XIX вв. см.: Fontenrose J. Didyma: Apollo's Oracle, Cult, and Companions. Berkeley, 1988. P. 26-27.

румах Рима имперского периода24. Распространенная греческая и римская архитектура скорее могла предложить Пиранези модели крупных храмов с восемью колоннами по фронту. Поэтому существует вероятность того, что Пиранези, учитывая присущий ему гигантизм, просто добавил еще две колонны к своему храму, чтобы сохранить распространенные четные пропорции.

Существует еще одна фантастическая черта изображения храма на данной гравюре Пиранези. Речь, опять же, идет о колоннах. Если внимательно их рассмотреть, то видно, что некоторые из них — витые (как бы закрученные), причем в разные стороны (вторая и третья колонны от края). Следует отметить, что архитекторы экспериментировали с витыми колоннами и до Пиранези. Например, Джулио Романо использовал закрученные в разные стороны колонны в своем Cortile della Cavallerizza в Мантуи (1538—1539 гг.) (ил. 4)25. Данная работа Романо отличается также рустикой, которую можно найти в «Древней школе.» Пиранези, если обратить внимание на нижнюю левую часть с внешней стороны портала. Здесь видна арка, кладка которой изображена рустикой, с чем экспериментировал Пиранези, например, изображая свои знаменитые Carceri.

Таким образом, в «Древней школе.» Пиранези видны влияния образцов разных эпох, причем как архитектурных, так и смысловых. Работа Пиранези является весьма оригинальной архитектурной и социально-образовательной фантазией.

Влияние «Древней школы...» Пиранези на последующее представление об образовательном пространстве. Тема «Древней школы.» Пиранези, на наш взгляд, возникает в творчестве французского архитектора и педагога Этьена-Луи Булле (1728—1799), который в 1784 г. создал проект Королевской библиотеки (ил. 5). Эта работа представляет поразительное внешнее сходство с интерьером «Древней школы.» Пиранези. Мы видим арочный потолок и кессоны, а также ярусы по обеим сторонам помещения

24 См.: Nielsen I. Creating Imperial Architecture // A Companion to Roman Architecture / Roger B. Ulrich and Caroline K. Quenemoen, eds. Chichester; Malden: 2014. P. 47-50; Stamper J. W. Urban Sanctuaries: The Early Republic to Augustus // Ibid. P. 207-227. Надо сказать, что ряд крупных римских храмов периода республики и империи имели по восемь колонн по фронту (например, знаменитый Пантеон), и с этим количеством Пиранези мог сравнить известный ему по работе Ле Руа афинский Парфенон.

25 Summerson J. Op. cit. P. 45-47, 58.

26 Источник: URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:3538MantovaPalazzoDucale.jpg (дата обращения: 20.01.2020). Wikimedia Commons/CC-BY-SA-4.0.

Ил. 5. Этьен-Луи Булле (1728—1799): проект Королевской библиотеки (1784 г.)21

библиотеки, которые здесь использованы для хранения книг. В библиотеке много людей, а один из них, почти как у Пиранези, пишет или чертит что-то на полу, показывая это своему компаньону. Храмовая символика библиотеки представлена ионической колоннадой. Интересно, что немецкий теоретик и критик культуры Вальтер Беньямин прокомментировал концепцию библиотеки Булле в футуристическом для конца XVIII в. смысле: «Концепция библиотеки Булле выглядит как железнодорожная станция»28. Не беремся проводить прямую аналогию, однако эти слова невольно вспоминаются при взгляде на станцию «Библиотека имени Ленина» Московского метрополитена (ил. 6).

27 Источник: URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%C3%89tienne-Louis_Boull%C 3%A9e_Nationalbibliothek.jpg (дата обращения: 20.01.2020). Wikimedia Commons/Public Domain.

28 Lukacher B. Architecture Unshackled, 1790—1851 // Nineteenth Century Art: A Critical History. London, 2007. P. 160-179.

29 Источник: URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Bib-Lenina-mm.jpg (дата обращения: 25.01.2020). © A. Savin, WikiCommons/CC-BY-SA-3.0.

Таким образом, работа Джованни Баттиста Пиранези «Scuola antica architettata all'Egiziana e alla Greca» явилась идеализированным представлением об античной школе, помещенной в городской контекст. Выявленные источники данной работы показывают широкую эрудицию автора и глубокое знание архитектурной традиции от Античности до Нового времени. Смешение эпох и стилей привело к созданию представления о новом образовательном пространстве, которое воплотил в своей «Древней школе.» Пиранези. Особенно следует отметить социальный аспект: ведь в идеализированном представлении, судя по гравюре, образование должно было быть доступно для широких социальных слоев. При этом школа мыслилась как священный храм науки. Данная работа Пиранези, по нашему представлению, повлияла на создание в 1784 г. Булле проекта Королевской библиотеки. Соответственно, концепция «Древней школы.» Пиранези была расширена до образовательного пространства библиотеки. Последний проект был футуристичен для своего времени, и в XX столетии мы видим его отголоски, пусть и не напрямую, при проектировании станции Московского метрополитена «Библиотека имени Ленина».

Список литературы

Безрогов В. Г. От белых классных стен до воска на табличках: образ школы в позднеан-

тичных учебных текстах // Hypothekai. 2019. № 3. С. 223-249. Добровольская М. В., Можайский А. Ю. Археология: Учебное пособие. М., 2012. Кавтарадзе С. Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле. М., 2019. Успенский В. М. Миф молодого Пиранези: каталог выставки «Джованни Баттиста Пиранези. Дворцы, руины и темницы» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств 14 ноября 2012 — 24 февраля 2013 г. Екатеринбург, 2012. Davies Penelope J. E. et al. Janson's History of Art: The Western Tradition. Upper Saddle River,

NJ, 2011.

Ficacci L. Giovanni Battista Piranesi. The Complete Etchings. Koln, 2016.

Fontenrose J. Didyma: Apollo's Oracle, Cult, and Companions. Berkeley, 1988.

Forster K. W. The Palazzo Rucellai and Questions of Typology in the Development of Renaissance

Buildings // The Art Bulletin. 1976. Vol. 58. № 1. P. 109-113. Greaves A. M. Miletos. London, 2002.

Jacobs S. Eisenstein's Piranesi and Cinematic Space // Aspects of Piranesi: Essays on History, Criticism and Invention. / Dirk De Meyer, Bart Verschaffel, Pieter-Jan Cierkens, eds. Ghent, 2016. P. 142-159. Lawrence A. W. Greek Architecture. New Haven, 1996.

Lukacher B. Architecture Unshackled, 1790-1851 // Nineteenth Century Art: A Critical History.

London, 2007. P. 160-179. Nielsen I. Creating Imperial Architecture // A Companion to Roman Architecture / Roger B.

Ulrich and Caroline K. Quenemoen, eds. Chichester; Malden, 2014. P. 47-50. Panza P. Piranesi e i faraoni // Egyptian & Egyptological Documents, Archives, Libraries. 2009. Vol. 1. P. 29-34.

Stamper J. W. Urban Sanctuaries: The Early Republic to Augustus // A Companion to Roman Architecture / Roger B. Ulrich and Caroline K. Quenemoen, eds. Chichester; Malden, 2014. P. 207-227.

Summerson J. The Classical Language of Architecture. London, 2018.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia.

Candidate of Sciences in History,

Senior Researcher, Institute for Strategy

Andrei Mozhajsky,

2020. Vol. 57. P. 96-107

DOI: 10.15382/sturIV202057.96-107

of Development of Education,

Russian Academy of Education 16 Zhukovskogo Str., 105062 Moscow, Russian Federation

a.mozhaj sky@mail. ru

ORCID: 0000-0003-1112-2858

Piranesi's

Scuola Antica Architettata all 'Egiziana e Alla Greca as a Reflection of the Idealised Educational Space of the 2nd half of the 18th century

Abstract: This article deals with Scuola antica architettata all'Egiziana e alla Greca ("Ancient school built in Egyptian and Greek styles") by the great Giovanni Battista Piranesi. The publication of"Opere Varia II", which contains this engraving by Piranesi, cannot be dated precisely, but it is known that it appeared after 1761, despite the fact that it bears the date of 1750. This engraving reflects the idea of an idealised ancient school, which, due to Piranesi, formed in Europe in the second half of the 18th century. Piranesi thought of the school as an open sacred temple of science placed in the centre of an ideal city. The article also identifies sources for the "Ancient School" of Piranesi, which are architectural and artistic traditions from Antiquity to Early Modern Time. The article reveals the social aspect of Piranesi's work, since his "Ancient School" focuses on the ideal of access to education for wider strata of population. The influence of this engraving by Piranesi was traced in the project of Etienne-Louis Boullde in the creation of the Royal Library (1784), which was an original look at the educational space of the library and demonstrated a striking resemblance to the interior of the "Ancient School". Echoes of Etienne-Louis Boullde's project are visible in the implementation of Moscow underground station Biblioteka imeni Lenina (Lenin Library).

Keywords: ancient school, Piranesi, Boullde, Royal Library, engraving, educational space of 18th century.

Bezrogov V. (2019) "Ot belykh klassnykh sten do voska na tablichkakh: obraz shkoly v pozdneantichnykh uchebnykh tekstakh" [From white class walls to wax on tablets: The image of school in educational texts of Late Antiquity]. Hypothekai, 3, pp. 223-249. Davies P. et al. (2011) Janson s History of Art: The Western Tradition. Upper Saddle River. Dobrovol'skaia M., Mozhaiskii A. (2012) Arkheologiia [Archaeology]. Moscow (in Russian). Ficacci L. (2016) Giovanni Battista Piranesi. The Complete Etchings. Cologne.

A. Mozhajsky

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fontenrose J. (1998) Didyma: Apollo's Oracle, ult, and Companions. Berkeley.

Forster K. W. (1976) "The Palazzo Rucellai and Questions of Typology in the Development of Renaissance Buildings". The Art Bulletin, 58/1, pp. 109—113.

Greaves A. M. (2002) Miletos. London.

Jacobs S. (2016) "Eisenstein's Piranesi and Cinematic Space", in D. De Meyer, B. Verschaffel, P.-J. Cierkens (eds) Aspects of Piranesi: Essays on History, Criticism and Invention. Ghent. Pp. 142-159.

Kavtaradze S. (2019) Anatomiia arkhitektury. Sem' knig o logike, forme i smysle [Anatomy of architecture. Seven books on logic, form and meaning]. Moscow (in Russian).

Lawrence A. W. (1996) Greek Architecture. New Haven.

Lukacher B. (2007) "Architecture Unshackled, 1790-1851", in Nineteenth Century Art: A Critical History. London. Pp. 160-179.

Nielsen I. (2014) "Creating Imperial Architecture", in R. Ulrich, C. Quenemoen (eds) A Companion to Roman Architecture. Malden. Pp. 47-50.

Panza P. (2009) "Piranesi e i faraoni". Egyptian and Egyptological Documents, Archives, Libraries, 1, pp. 29-34.

Stamper J. W. (2014) "Urban Sanctuaries: The Early Republic to Augustus", in R. Ulrich, C. Quenemoen (eds) A Companion to Roman Architecture. Malden. Pp. 207-227.

Summerson J. (2018) The Classical Language of Architecture. London.

Uspenskii V. (2012) Mif molodogo Piranezi: katalog vystavki «Dzhovanni Battista Piranezi. Dvortsy, ruiny i temnitsy» v Ekaterinburgskom muzee izobrazitel'nykh iskusstv 14 noyiabrya 2012 — 24 fevralia 2013 g. [The myth of the young Piranesi: Catalogue of the exhibition "Giovanni Battista Piranesi. Palaces, Ruins, and Dungeons" at Yekaterinburg Museum of Fine Arts, November 14, 2012 — February 24, 2013]; Ekaterinburg (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.