Научная статья на тему 'Филиграноведение и изучение печатной графики. Водяной знак как один из способов уточнения атрибуции графических произведений'

Филиграноведение и изучение печатной графики. Водяной знак как один из способов уточнения атрибуции графических произведений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1417
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
филиграноведение / водяные знаки / рукописные памятники / печатные памятники / датировка / образцы бумаги.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — К.А. Немова

В работе рассмотрены области применения методов филиграноведения при изучении произведений искусства на бумажной основе. На примерах графических работ из коллекций Государственного музея керамики (ГМК) и «Усадьбы Кусково XVIII века» и музеяусадьбы Останкино представлены способы подтверждения и отведения датировок произведений, уточнения времени издания гравюр и определения количества отпечатанных тиражей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WATERMARKS STUDY IN INVESTIGATION OF WORKS OF ART ON PAPER. USE OF WATERMARKS IN CLARIFICATION OF THE ATTRIBUTION OF GRAPHICS

The article touches upon the issue of methods of watermarks study in investigation of works of art on paper. The study describes the use of watermarks for confirming and refuting of the production date of the graphics, clarifying time and number of publication of engravings. All examples described are of the items from the collections of the State Museum of Ceramics and “Kuskovo XVIII century Estate” and the Museum-Estate Ostankino.

Текст научной работы на тему «Филиграноведение и изучение печатной графики. Водяной знак как один из способов уточнения атрибуции графических произведений»

УДК 930.272

Филиграноведение и изучение печатной графики. Водяной знак как один из способов уточнения атрибуции графических произведений

К.А. НЕМОВА, с.н.с.

Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» (Россия, 111402, Москва, ул. Юности, 2). E-mail: ksenia888@yandex.ru

В работе рассмотрены области применения методов филиграноведения при изучении произведений искусства на бумажной основе. На примерах графических работ из коллекций Государственного музея керамики (ГМК) и «Усадьбы Кусково XVIII века» и музея-усадьбы Останкино представлены способы подтверждения и отведения датировок произведений, уточнения времени издания гравюр и определения количества отпечатанных тиражей.

Ключевые слова: филиграноведение, водяные знаки, рукописные памятники, печатные памятники, датировка, образцы бумаги.

Филиграноведение - научная дисциплина, «изучающая происхождение, распространение и потребление бумаги ручного производства главным образом по филиграням сохранившихся образцов бумаги» [1].

Методы филиграноведения преимущественно используются при работе с рукописными и печатными памятниками, которые чаще всего состоят более чем из одного листа и, таким образом, содержат в себе достаточное количество информации для датировки - бумагу одного или нескольких видов с полными или разделенными на части филигранями.

Для изучения предметов графики филиграноведение становится актуальным еще в XIX веке. Прориси водяных знаков часто входили в каталоги гравюр, так, например, во второй половине XIX веке исследователь творчества Альбрехта Дюрера Бернард Хаусманн включил в свой catalogues raisonnes прориси 57 филиграней с листов с гравюрами мастера.

В соответствии с водяным знаком бумагу принято делить на виды и роды (марки). К одному виду относятся «все бумажные листы, отлитые на одной филигранной сетке и несущие на себе ее отпечаток» [1]. Так как одна черпальная сетка могла использоваться в производстве до двух лет, то именно этот срок принято считать временем существования одного вида. Однако в ходе бытования сетка и сам знак могли деформироваться и периодически подвергались ремонту. В связи с этим определение одного вида зачастую бывает крайне затруднительно. В свою очередь, марка - совокупность видов и семейство - совокупность марок, существовали значительно дольше. В рамках одной мануфактуры обычно смена марки была обусловлена сменой производителя или введением новых государственных требований к маркировке бумаги. Таким образом, марки

и семейства подлежат более простой идентификации.

Начиная с XVI века в водяной знак включают указание на год производства. Казалось бы, наличие даты на листе должно многократно упростить процесс датирования по бумаге, однако указанная на листе дата не всегда соответствует году производства. Хрестоматийным можно считать случай, приведенный В .А. Черчилем в предисловии к каталогу водяных знаков. В

1741 году во Франции был издан эдикт, который «предписывал всем мануфактурам, производящим бумагу, использовать водяные знаки с указанием даты производства, и со следующего января бумага должна быть промаркирована 1742» [2]. Буквально понимая и строго исполняя королевский указ, мануфактуристы еще несколько лет указывали

1742 на своей продукции.

Еще один фактор, практически исключающий точную (до года) датировку по филиграни, - залежность бумаги.

Под залежностью принято понимать период, когда бумага одного вида продолжала находиться в обороте. В разной литературе можно встретить указания на разные периоды залежности бумаги - от года до 30 лет. Однако если речь идет о датировании произведений искусства, то указанный временной отрезок может быть слишком велик, и в таком случае искусствоведческие методы могут дать более точный результат.

И наконец, одна из важнейших проблем датировки по бумаге. Несмотря на то что работы по идентификации фи-лиграней ведутся с XVIII век, в настоящее время в научный оборот введено не более 0,25% всех предполагаемых знаков [1]. Кроме того, исследования бумаги чаще всего затрагивают период с XIII по XVII век, таким образом, бумага более позднего производства изучена значительно хуже, и водяные знаки, встречающиеся на ней, реже можно обнаружить в справочниках.

Рис. 1. Дж.Б. Пиранези. Вид моста Саларио, 1754. Офорт. ГМК.

Рис. 2. Дж.Б. Пиранези. Внутренний вид атриума портика Октавия, 1760. Офорт. ГМК.

По всей видимости, комплекс изложенных выше проблем привел к тому, что в настоящее время при описании, изучении и каталогизации произведений искусства на бумажной основе все реже можно встретить упоминание «бумажных знаков». В противовес существующему достаточно скептическому отношению к датировке по бумаге имеет место мнение, что в случае, если другие методы не позволяют без труда датировать произведения искусства, датировка по бумаге может служить наиболее простым и верным способом. Однако, на взгляд автора, подобный оптимизм, равно как и крайний скепсис, на сегодняшний день преждевременны и неоправданны.

В рамках настоящей работы приведен ряд примеров использования водяных знаков при изучении произведений искусства на бумаге в целом и гравюры на меди в частности.

Одной из важных особенностей гравюры на меди является возможность многократно производить оттиски с одной и той же медной доски без внесения значительной ретуши (в зависимости от техники - до 1000 отпечатков). В ряде случаев выявить, к какому изданию относится произведение, и уточнить его датировку можно благодаря наличию на бумаге филиграни [3].

Количество изданий могло варьироваться в зависимости от популярности мастера и конкретных эстампов. В дан-

ном контексте наиболее хрестоматийным примером можно считать листы из серии «Виды Рима»1, выполненные Джованни Баттиста Пиранези2.

В коллекции Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века» хранится девять офортов, принадлежащих к этой серии: «Вид порта Рипетто», 1753; «Вид моста Саларио», 1754 (рис. 1); «Вид форума Нерва», 1757; «Вид храма Юпитера-Громовержца», 1756; «Вид храма Кибелы на площади Бока дель Верита», 1758; «Колонна Трояна, 1758; «Внутренний вид атриума портика Октавия», 1760 (рис. 2); «Вид Мильвийского моста на реке Тибр в двух милях от Рима», 1762 и «Гробница Цецилии Метеллы на Апие-вой дороге вне Рима», 17623.

Все гравюры напечатаны на бумаге фабрики Van Gelder Zonen, о чем свидетельствуют водяные знаки с соответствующей надписью. На двух из девяти листах с видами порта Рипетто и атриума портика Октавия наряду с надписью в водяной знак входит геральдический щит под короной с изображением лилии, ниже под гербом размещены буквы VGZ/Z (рис. 3а). Расстояние между линиями понтюзо на этих листах равно 27 мм, 20 линий верже укладываются в 27 мм.

На оставшихся листах использован сходный водяной знак, отличие заключается в том, что под щитом с лилией находятся прописные буквы VGZ (рис. 3б).

Для этой бумаги характерно расстояние между линиями понтюзо равное 28 мм, и плотность линий верже, равная 20 линий на 28 мм. Такие четкие параметры практически не встречаются в ранней бумаге, что дает возможность предположить, что листы, использованные для печати офортов, относятся в лучшем случае ко второй половине XIX века.

Основной справочник, которым пользуются для атрибуции работ Дж.Б. Пиранези - монография Артура Хайн-да [4]. В ней автор приводит подробное описание шести изданий серии «Виды Рима»: пробные отпечатки до всех подписей, прижизненное римское издание -строго говоря, первое издание, в рамках которого гравюры издавались по мере создания с 1748 по 1778 год. Хайнд выделяет листы в состоянии «до подписи и цены», издание 1751 годы, озаглавленное «Le Magnificenze di Roma» с адресом Bouchard или Bouchard e Gravier, с подписями и ценой, посмертные римские издания, появившиеся после 1778 года, первое парижское издание, выпущенное сыновьями мастера Пьетро и Франческо в 1800-1807 годы, промежуточные парижские издания, созданные между 1807 и 1835 годами, парижское издание фирмы Firmin-Didot 1835-1839 годов [4].

Для каждого из изданий Хайнд приводит прориси водяных знаков, что в значительной степени упрощает атрибуцию.

Так как среди представленных в монографии прорисей не обнаружены водяные знаки, сходные с исследуемыми, обратимся к продолжению истории бытования медных досок серии «Виды Рима» в XIX-XX веках.

Хайнд упоминает, что в 1839 году печатные доски были приобретены для Апостольской палаты Ватикана, а позднее переданы в гравировальную мастерскую при ней - Calcografia della Camera Apostolica или Calcografia Camerale. С 1870 по 1945 год мастерская работала под названием «Regia Calcografia» [4]. Позднее она была переименована в Calcografia Nazionale, а с 1975 года она вошла в состав Национального института графического искусства (Istituto Nazionale per la Grafica), существующего в Риме по сей день. На протяжении указанного периода эстампы с находящихся в мастерской досок выпускали неоднократно, и, как отмечает автор монографии, приблизительно установить место издания можно по штемпелям на

1 Raccolta di varie vedute di Roma si antic ache moderna intagliate la maggior perte dal celebre Giambattista Piranesi e da altri incisori -Собрание различных видов Рима как древнего, так и современного, награвированных большей частью известным Джамбаттистой Пиранези и другими граверами.

2 Джованни Баттиста Пиранези (1721, Мольяно-Венето (близ города Тревизо) - 1778, Рим).

3 ГМК. Инв. Гр-101; Гр-104; Гр-105; Гр-99; Гр-106; Гр-107; Гр-100; Гр-102; Гр-103.

Рис. 3: а - прорись водяного знака в виде геральдического щита под короной и буквами VGZ и VGZ / Z; б - фабрики Van Gelder Zonen

бумаге с указанием мастерской. Такие штемпели обычно ставили на полях, однако в случае с офортами из коллекции ГМК поля всех листов обрезаны, и, следовательно, штемпели не сохранились.

Таким образом, только поиск датированного аналога водяных знаков может пролить свет на время издания интересующих офортов. Наиболее близкий аналог удалось обнаружить на листе работы Тавика Франтишека Симона «Гусова улица», 19104. Так как представленный знак относится к другому виду, то датировать листы с высокой степенью точности невозможно. Однако с учетом качества бумаги можно предположить, что оттиски были выполнены в последней четверти XIX -первой четверти XX века в мастерской, которая на этот период именовалась Regia Calcografia.

При многократном тиражировании печатные доски изнашивались и для подготовке очередного издания их ретушировали. При этом в целом композиция произведений сохранялась, но отдельные элементы изображения и подписи могли меняться. С каждой новой ретушью оттиск все больше отдаляется от авторского замысла, что, как считается, позволяет без труда отличить раннее издание от последующих.

На практике все не столь однозначно. В ряде случаев новое издание могло быть предпринято без внесения каких-либо изменений на доску. В частности, это характерно для изданий, напечатанных с небольшой разницей во времени.

В 1771-1774 годах французскими мастерами П.Ф. Лораном5 и П.А. Бара-бе6 по рисункам неизвестных русских художников XVIII века, исполненным под руководством М.И. Махаева7, был гравирован альбом с видами усадьбы Кусково. Изначально в него входило 13 листов, включая титульный лист и план усадьбы. В 1778-1786 годах была выполнена серия из четырех эстампов, продолжившая альбом: «Менажереи» (Денизар, 1778), «Колонна со статуей Минервы» (Неизвестный гравер XVIII века, 1779), «Уединение Аглинской китайской сад и дом с протчими строениями лежащий наполночь близ села Кусково» (Неизвестный гравер XVIII века, 1780, с рисунка А.Ф. Миронова, до 1777 года), и «Обелиск» (И.К. Набгольц и Х.Г. Шенберг, 1786).

На сегодняшний день в коллекции ГМК сохранилось 26 гравюр с видами усадьбы Кусково8. Из них семь эстам-

пов не повторяются, остальные представлены с дублями и даже в трех экземплярах. В коллекции музея-усадьбы Останкино находится по одному экземпляру каждого из 13 листов, а также три дополнительных листа - «Менажереи», «Английский сад» и «Колонна со статуей Минервы». В общей сложности к исследованию предлагается 42 гравюры, которые, как традиционно считалось, составляют два цельных альбома: по одному в Кускове и Останкине, несколько разрозненных дублей в Кускове и дополнительные листы, относящиеся к серии в Останкине. В настоящей работе, попытаемся определить, так ли это.

При первом визуальном осмотре произведений может показаться, что все оттиски были выполнены одновременно, никаких значимых отличий - изменений подписей, царапин и других дефектов, оставленных доской, на них нет. Эстампы отличаются сохранностью, что в данном случае не показательно, так как это связано с историей бытования каждого из листов в отдельности, а не с альбомом в целом.

Из документов XVIII века известно, что в мае 1772 года в Петербург были доставлены «свернутые в рулон» первые экземпляры готовых гравюр9. По всей видимости, это были пробные оттиски, присланные на апробацию П.Б. Шереметеву. Позднее, в 1774 году из Парижа в Петербург были отправлены «доски медные, на которых выгравированы кусковские виды и при них отпечатанные ими эстампы»10. Следовательно, первое издание было отпечатано во Франции,

Рис. 4. Прориси водяных знаков

4 Фотоархив Штенк, Прага.

5 Пьер Франсуа Лоран (1739, Марсель - 1809, Париж).

6 Пьер Андре Барабе (Род. ок. 1730, Руан).

7 Михаил Иванович Махаев (1716, Подмосковье - 1770, Петербург)

8 Альбом «Подлинное представление строение в и саду, находящееся в одном из увеселительных домов, называемом село Кускова, принадлежащее его 01ятельству Господину графу Петру Борисовичу Шереметеву». ГМК. Инв. Гр-1 - Гр-3; Гр-5 - Гр-6; Гр-8 - Гр-27, Гр-918.

9 Русский архив, книга 1. № 4. В Маркове, 23 мая 1772.

10 «Реестр что выписываетца из чужих краев, а именно из Парижа чрез Лесажа». РГИА, 1088, оп. 3, 1774 г., № 417, л. 11.

а так как впоследствии доски хранились у графа Шереметева, позднее издания предпринимались в России.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: к какому изданию относятся листы из коллекции ГМК и Останкина? Как говорилось выше, в изобразительной и текстовой части эстампов нет видимых отличий, что, впрочем, неудивительно. В процессе гравировки на меди есть возможность многократно производить оттиски с одной и той же доски без внесения значительной ретуши, а при парижском издании было отпечатано всего около 200 экземпляров11. В данном случае выявить, к какому изданию принадлежит произведение и уточнить его датировку удалось благодаря наличию на бумаге филиграни.

Все 42 эстампа из коллекций ГМК и Останкина были отпечатаны на бумаге верже. При этом на 17 кусковских листах обнаружен водяной знак T. Dupuy Fin Auvergne 1742 с контрамаркой в виде двуглавого орла под короной, (рис. 4а) на восьми - филигрань J Honig & Zoonen с контрамаркой в виде гербового щита с ульем (рис. 4б), на одном листе водяных знаков нет. На пяти листах из коллекции Останкина находится водяной знак PZ (рис. 4в), на 11, включая поздние листы «Менажереи», «Английский сад» и «Колонна» - водяной знак T. Dupuy Fin Auvergne 1742 (рис. 4а).

Изучая сохранившийся в Академии художеств экземпляр альбома видов усадьбы Кусково12 (подарен ИАХ в 1775 г.), М.А. Алексеева, писала, что «Судьба сохранила этот ранний шере-метевский экземпляр превосходных оттисков, отпечатанных на французской бумаге с водяными знаками» [5]. По всей видимости, под водяными знаками в данном случае можно понимать маркировку французской мельницы «T. Dupuy». Согласно сведениям, приведенным В.А. Черчилем,эта фабрика поставляла бумагу к французскому королевскому двору и производила один из лучших сортов эстампной бумаги.

Как уже говорилось выше, в двух изучаемых коллекциях листы со знаком T. Dupuy Fin Auvergne 1742 есть, и кажется очевидным предположить, что именно они относятся к первому парижскому изданию 1771-1774 годов. Однако тот факт, что на сходной бумаге напечатаны гравюры, датированные 1779-1880 годами, ставит это утверждение под сомнение. Несмотря на то что в состав водяного знака входит дата 1742, она скорее подтверждает принадлеж-

ность бумаги к французской мельнице, нежели свидетельствует о дате производства. Подробно об эдикте 1741 года, вводившем датировку бумаги во Франции, уже говорилось выше. В данном случае можно предположить, что наиболее ревностно соблюдали закон именно поставщики двора и, как следствие, дата 1742 сохранялась в маркировке и во второй половине XVIII века.

Наиболее близкая марка, которую удалось обнаружить в ходе исследования, приведена в альбоме Хивуда № 1317 (Париж, ок. 1772) [6]. Однако, так как водяные знаки плохо читаются на всех экземплярах гравюр, разделить их на группы бумаги одного вида - по родам и соотнести с обнаруженным образцом на сегодняшний день невозможно, и это остается задачей на перспективу.

Несмотря на все сомнения , можно с достаточно высокой вероятностью предположить, что на бумаге T. Dupuy могло быть отпечатано два издания -первое парижское и русское. Русское издание можно ориентировочно датировать 1779-1780 годами - временем создания дополнительных листов к серии. Вероятным местом издания можно считать Санкт-Петербург, так как лист c указанием на этот город - «Колонна» -отпечатан на бумаге, сходной с другими листами из останкинской коллекции.

Рассмотрим подробнее листы из коллекции ГМК, отмеченные водяным знаком Honig. Расстояние между линиями понтюзо на этой бумаге 29 ±2 мм, плотность линий верже составляет 20 Уг линий на 31 мм. В левой части листа находится водяной знак в виде гербового щита с ульем, в правой - водяной знак с надписью «J Honig/&/Zoonen».

Первая мельница семейства Хониг была основана в 1662 году. С 1668 года основное производство находилось в городе Заандик, где оно с течением времени разрослось и стало одним из самых значимых в стране. На протяжении XVIII века к компании H&J Honig присоединялись новые мельницы, руководство которыми по-прежнему принадлежало членам семьи Хониг. В XVIII и XIX столетиях бумага фирмы H&J Honig поставлялась во все страны Европы, Россию и за океан. Так, в 1776 году на бумаге производства этой фабрики была опубликована Декларация независимости Соединенных Штатов Америки.

Согласно исследованиям Н.П. Лихачева, «в царствование Петра Великого

голландская бумага... господствовала в России» [7]. С течением времени и по мере развития печатной промышленности и документооборота наряду с голландской бумагой все чаще применяется бумага местного производства и ввозимая из других стран Европы, но бумага из Голландии тем не менее сохраняет свою популярность. Эти сведения дают возможность предположить, что гравюры с видами усадьбы Кусково, отпечатанные на бумаге Honig, относятся к русскому изданию.

Один лист из коллекции ГМК, не промаркированный водяным знаком, представляет собой бумагу верже, расстояние между линиями понтюзо которой составляет 28 ±3 мм, плотность линий верже 20 У на 29 мм. При столь скудных данных можно только констатировать, что характеристика бумаги не противоречит датировке последней четвертью XVIII - началом XIX века.

И наконец, последний из обнаруженных водяных знаков - «PZ» просматривается на листах из коллекции Останкина. В настоящий момент этому водяному знаку не найден аналог, таким образом, единственный вывод, который можно сделать, - эти гравюры относятся еще к другому изданию.

Подводя итог исследования бумаги, на которой отпечатаны листы из альбома «Виды Кусково», можно заключить следующее:

1. На сегодняшний день ни в коллекции ГМК, ни в коллекции Останкина нет ни одного цельного (изданного в одном месте и в одно время) альбома.

2. Альбом издавался по меньшей мере пять раз: первое парижское издание на бумаге фабрики «T. Dupuy» -1771-1774 годов; русское издание на бумаге фабрики Honig; русское издание на бумаге без водяного знака.

3. Русское издание напечатано на бумаге с водяным знаком «PZ».

4. Петербургское (?) издание выполнено на бумаге фабрики T. Dupuy -1779-1880 (?).

Наряду с определением места и времени издания водяные знаки могут служить для подтверждения, отведения и уточнения датировок произведений.

В коллекции ГМК хранится гравюра пунктиром, офортом и карандашной манерой - «Портрет императрицы Екатерины II», выполненный Г.И. Скоро-думовым14 с оригинала Ф.С. Рокотова (рис. 5). Согласно последней атрибуции, приведенной в каталоге С.В. Морозовой, лист датируется 1783-1784 года-

11 Указ г. П. Шереметева Петру Александрову. Москва, 1 ноября 1774 г. РГИА, 1088, оп.3, 1774 г., № 422, л. 16.

12 Библиотека российской Академии художеств, шк. 95а, 2-3, 4673.

13 Пьер Андре Барабе (Род. ок. 1730, Руан).

14 Гавриил Иванович Скородумов - 1755, Санкт-Петербург - 1792, Санкт-Петербург

а)

г '/il VM4V.UUWtM

б)

lililí

Л M © Е

© QTamïans, r

A V VE К О ВДЕТ

í. *■..; ;

I ! I I I I

Рис. 5: а - Г.И. Скородумов. Портрет императрицы Екатерины II, 1783-1784. С портрета Ф.С. Рокотова. Гравюра пунктиром, офортом и карандашной манерой. ГМК; б - прорись водяного знака «Fin de / D vTamizier / Auvergen / 1782»

ми. [8]. В каталожной статье подробно описывается история атрибуции портрета, начиная со словарей Д.А. Ровин-ского, согласно которым работа датировалась 1777 годом [9, 10]. Современная датировка основана на исследованиях Е.А. Мишиной. Датировка подтверждается тем, что в 1784 году Г.И. Скородумов преподнес гравированный портрет Екатерины II в дар Императорской академии художеств [11, 12].

Исследование бумаги в данном случае позволяет подтвердить предложенную датировку. Лист из коллекции ГМК выполнен на бумаге с достаточно большим расстоянием между линиями понтюзо - 37 ±2 мм и плотностью 20 линий верже на 28 мм. В связи с особенностью техники исполнения гравюры - мелкое и частое зерно пунктира, водяной знак на листе читается плохо. Однако в процессе работы его удалось воспроизвести практически полностью. Знак представляет собой надпись, указывающую на мельницу и дату производства: Fin de / D yTamizier/Auvergen / 1782 (рис. 5б).

Бумага этой марки часто использовалась для печати гравюры, так на листе с такой же маркировкой в том же 1782 году Ж.М. Моро-младшим15 была выполнена гравюра «Королевский бал 21 января 1782 года по случаю дня рождения дофина».16

Согласно последним исследованиям А.П. Богданова, «при практической датировке по филиграням можно с высокой степенью вероятности считать, что эталонная дата вида бумаги относится к первым трем (а нередко и первым двум) годам с начала ее бытования, причем ко 2-му и 1-му году с большей вероятностью, чем к 3-му» [1].

Приведенная в том же издании статистика позволяет заключить, что, если бумага используется в стране производства, максимум ее расходования приходится на первый или второй год. В случае если речь идет о бумаге иностранного производства, то максимальный расход смещается на второй или третий год, что связано с особенностями транспортировки товаров от производителя до конечного потребителя через оптовых поставщиков и розничных торговцев.

В эту теорию идеально укладываются оба приведенных примера. Ж.М. Моро-мл. печатал оттиски гравюр на «свежей» бумаге местного производства, поэтому маркировка водяного знака и год создания оттиска совпадают. В свою очередь, Г.И. Скородумов использовал бумагу, произведенную годом ранее, возможно приобретенную им самим в Европе в 1782 году, когда он возвращался из Англии в Россию, или доставленную в Петербург с некоторой задержкой, обусловленной все еще актуальными особенностями логистики в нашей стране. Следуя логике А.П. Богданова, пик расходования бумаги иностранного производства должен приходиться на второй и третий годы ее бытования - в данном случае на 17831784 годы, что полностью совпадает с предложенной датировкой.

Рассмотрев на практическом примере возможность использования водяных знаков для подтверждения датировки, перейдем к проблеме ее отведения. В коллекции ГМК хранится чертеж «Фасад главному корпусу, в селе Кускове»17, поступивший из Государственного литературного музея в 1949 году18 (рис. 6). Согласно учетной

L ■ '•!■ : "У Чу/'./д.. ..ц '.у..., ,

ЭДЦгрим! ■ ■■ ■■■!■;i,ij

Ф ж

и

б)

г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[|llll|l|llll|ll|ll|l|lll|ll|lll||líllll'l ¡III ш ¡i||1 lliipill|il[lll|J|l||||[||||П|||П1|НШljll|i)Ipllipi I>I 11 MI|||Ц|¡l|i

Рис. 6: а - неизвестный архитектор «Фасад главному корпусу, в селе Кускове». Тушь, акварель. ГМК. Инв. Ч-199 (а); б - прорись водяного знака «Ф К Н Г»

15 Жан Мишель Моро-мл. (Jean Michel Moreay, le Jeune - 1741, Париж - 1814, Провен.

16 Музеи Лувра. Инв. 6735 LR/ Recto; Британский музей. Инв. 1925,0214.16.

17 ГМК. Инв. Ч-199.

документации19, он был выполнен «архитекторским учеником, крепостным Шереметевых» в конце ХУШ века.

Основная особенность данного листа заключается в неравномерности распределения линий понтюзо. Они расположены на расстоянии 33 ±5 мм. При этом плотность линий верже недостаточна большая: 20 Уг линий на 26 мм.

На листе находится водяной знак -буквы Ф К Н Г (рис. 6б), что соответствует маркировке применявшейся на ярославской фабрике князя Николая Гагарина. Примеры прорисей и описания водяных знаков этой фабрики в своей монографии приводит С.А. Клепиков, но тот же вид знака в альбоме не представлен. К тому же семейству можно отнести образцы № 697-700 [13], между собой эти образцы отличаются рисунком филиграни - Александровский орел, герб Ярославской губернии и Pro Patria и датой, включенной в знак. Так как на исследуемом листе сохранилась только часть филиграни с буквами, то определить в точности марку не

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 2 3

представляется возможным. Указанные С .А. Клепиковым филиграни датируются 1822-1834 годами, что можно с определенной степенью вероятности отнести ко времени бытования знака на листе из коллекции ГМК.

Из истории фабрики известно, что она была приобретена князем Николаем Сергеевичем Гагариным в 1822 году, позднее ею владели Николай и Лев Николаевичи Гагарины. Черпальное отделение, где и производилась бумага ручного литья, прекратило свое существование после пожара в 1860 году [14]. Таким образом, наиболее ранняя возможная датировка бумаги и вместе с ней чертежа - 1822 году самая поздняя, учитывающая максимальный срок залежности бумаги в 30 лет, - не позднее 1890 года.

В результате исследования установить точную датировку в настоящее время не представляется возможным. Однако данный случай можно рассматривать как пример отведения принятой датировки произведения. Несмотря на приблизительность представленных

расчетов, можно с уверенностью заключить, что чертеж на бумаге, производившейся с 1822 года, никак не мог быть выполнен в конце XVIII века.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что исследование произведений графики на бумажной основе всегда должно иметь междисциплинарный характер: это не только изучение изображения, но и комплекс технико-технологических исследований основы.

В последние десятилетия, несомненно, наблюдается значительный прогресс филиграноведения как в области филигранографии - появление новых методов снятия водяных знаков и оцифровки полученных изображений, - так и в части накопления информации о марках и фабриках. Однако для достоверной датировки этих сведений все еще недостаточно. Филигра-новедение может применяться только как один из обязательных методов при исследовании произведений искусства на бумажной основе.

Богданов А.П. Основы филиграноведения. История. Теория. Практика. М., 1999.

Churchill W.A. Watermarks in paper in Holland, England, France, etc., in the XVII and XVIII centuries and their interconnection. Amsterdam, 1935. Nicholson K. Making Watermarks Meaningful: Significant Details in Recording and Identifying Watermarks // Book and Paper specialty group session, AIC, 10th Annual Meeting. Mailwaukee, May 26-30 1982. Приводится по материалам American Institute For Conservation Book and Paper Group (http://cool.conservation-us.org). (дата обращения: 18.03.2014).

4. Hind A.M. Giovanni Battista Piranesi: A Critical Study. London, 1922.

5. Алексеева М.А. Михайла Махаев - мастер видового рисунка XVIII века. СПб., 2003.

6. Heawood E. Watermarks, Mainly of the 17th and 18th Centuries. Hilversum, 1950.

7. Лихачев Н.П. Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Московском государстве. СПб., 1891.

8. Морозова С.В. Портрет в русской гравюре XVIII века. Из собрания Государственного исторического музея: аннотированный альбом-каталог. М., 2010.

9. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX веков. СПб., 1895. Т. 1-2.

10. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886-1889. Т. 1-4

11. Мишина Е.А. Гаврила Скородумов. СПб., 2003.

12. Дружинин П.А. Новые материалы о Г.И. Скородумове // Памятники культуры. Новые открытия. М., 2003.

13. Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX вв. М., 1959. С. 68.

14. Цыпкин Д.О. Штемпельная маркировка образцов и краткие сведения о производителях бумаги // Фотография. Изображение. Документ. СПб., 2013. Вып. 4 (4). С 32.

WATERMARKS STUDY IN INVESTIGATION OF WORKS OF ART ON PAPER. USE OF WATERMARKS IN CLARIFICATION OF THE ATTRIBUTION OF GRAPHICS

NEMOVA K.A., Senior Researcher

State Museum of Ceramics and «Kuskovo XVIII century Estate» (2, Yunosti St., 111402, Moscow, Russia). E-mail: ksenia888@yandex.ru ABSTRACT

The article touches upon the issue of methods of watermarks study in investigation of works of art on paper. The study describes the use of watermarks for confirming and refuting of the production date of the graphics, clarifying time and number of publication of engravings. All examples described are of the items from the collections of the State Museum of Ceramics and "Kuskovo XVIII century Estate" and the Museum-Estate Ostankino. Keywords:

REFERENCES

1. Bogdanov A.P. Osnovy filigranovedeniya. Istoriya. Teoriya. Praktika [Basics filigranovedeniya. History. Theory. Practice]. Moscow, 1999. (In Russian).

2. Churchill W.A. Watermarks in paper in Holland, England, France, etc., in the XVII and XVIII centuries and their interconnection. Amsterdam, 1935.

3. Nicholson K. Making Watermarks Meaningful: Significant Details in Recording and Identifying Watermarks. Book and Paper specialty group session, AIC, 10th Annual Meeting. Mailwaukee, May 26-30 1982. Available at: http://cool.conservation-us.org.

4. Hind A.M. Giovanni Battista Piranesi: A Critical Study. London, 1922.

5. Alekseyeva M.A. Mikhail Makhayev - master vidovogo risunka XVIII veka [Michael Makhaev - master pattern of the species of the XVIII century]. St. Petersburg., 2003. (In Russian).

6. Heawood E. Watermarks, Mainly of the 17th and 18th Centuries. Hilversum, 1950.

18 Архив отдела учета. Акт № 49 от 13 июня 1964 г

19 Архив отдела учета. Инвентарная книга фонда «Чертежи» № 1.

7. Likhachev N.P. Bumaga i drevneyshiye bumazhnyye mel'nitsy v Moskovskom gosudarstve [Paper and the oldest paper mill in Muscovy]. St. Petersburg, 1891. (In Russian).

8. Morozova S.V. Portret vrusskoy gravyure XVIII veka. Iz sobraniya Gosudarstvennogo istoricheskogo muzeya: annotirovannyy al'bom-katalog [Portrait of a Russian engraving XVIII century. From the collection of the State Historical Museum: an annotated catalog album]. Moscow, 2010. (In Russian).

9. Rovinskiy D.A. Podrobnyy slovar' russkikh graverovXVI-XIX vekov [Detailed dictionary of Russian engravers XVI - XIX centuries]. St. Petersburg 1895, vol. 1-2. (In Russian).

10. Rovinskiy D.A. Podrobnyy slovar' russkikh gravirovannykh portretov [A detailed dictionary of Russian engraved portraits]. St. Petersburg, 1886 -1889, vol.1 - 4. (In Russian).

11. Mishina Ye.A. Gavrila Skorodumov [Gavrila Skorodumov] St. Petersburg, 2003. (In Russian).

12. Druzhinin P.A. Pamyatnikikul'tury. Novyye otkrytiya. Moscow, 2003.

13. Klepikov S.A. Filigranii shtempeli na bumage russkogo i inostrannogo proizvodstva XVII-XX vv. [Filigree and stamps on paper Russian and foreign production XVII-XX centuries]. Moscow, 1959. p. 68, no. 699 - p. 233. (In Russian).

14. Tsypkin D.O. Fotografiya. izobrazheniye. dokument. St. Petersburg, 2013, issue 4 (4), p.32. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.