Научная статья на тему 'Щагин Э. М. Очерки истории России, ее историографии и источниковедения (конец XIX-середина ХХ вв. ). М. : Владос, 2008. 880 с'

Щагин Э. М. Очерки истории России, ее историографии и источниковедения (конец XIX-середина ХХ вв. ). М. : Владос, 2008. 880 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
282
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Щагин Э. М. Очерки истории России, ее историографии и источниковедения (конец XIX-середина ХХ вв. ). М. : Владос, 2008. 880 с»

Книги

Вестник ДВО РАН. 2009. № 5

Щагин Э.М. Очерки истории России, ее историографии и источниковедения

(конец XIX-середина ХХ вв.). М.: ВЛАДОС, 2008. 880 с.

Профессор Московского государственного педагогического университета, доктор исторических наук Э.М.Щагин считает себя отчасти дальневосточником: его становление как педагога и ученого состоялось в Хабаровском педагогическом институте, где он более 10 лет (до 1967 г.) работал проректором по научной работе. Но даже не зная этого факта, достаточно открыть новую книгу известного историка, чтобы убедиться в том, что ее писал человек, которому небезразличен Дальний Восток. Сборник, включающий работы Э.М.Щагина разных лет и выпущенный к 75-летию автора, в значительной степени посвящен проблемам Дальневосточного региона.

Разделы книги отражают научные интересы исследователя: аграрная история России, история революции, российская экономика в период нэпа - и в каждом имеются статьи о Дальнем Востоке. Так, анализируя опыт и уроки преобразований в сельском хозяйстве по предложениям П. А. Столыпина, Щагин раскрывает их значение для развития Сибири, Приморья и Приамурья (статьи «Столыпинская аграрная реформа и хозяйственное освоение восточных окраин России», «Переселение крестьян и его правовое регулирование в годы столыпинской реформы» и т.п.). Другая статья, «Фермерское хозяйство, его основные типы на Дальнем Востоке России в конце XIX-начале ХХ вв.», содержит новые факты о братьях Худяковых из с. Раздольное и фермере-предпринимателе П.Попове из с. Успенка Иманско-го (ныне Дальнереченского) района - организаторов крупных многоотраслевых хозяйств.

В сборнике подробно освещены вопросы экономических и социально-политических процессов в дальневосточной деревне периода Гражданской войны. Мы находим материалы о земельной политике Дальневосточной республики, классовой борьбе в деревне 1918 г., роли крестьянства в установлении советской власти. Большое внимание автор уделяет проблемам развития государственности на Дальнем Востоке: особенностям эволюции власти в период революции 1917 г. и Гражданской войны, коалиции Советов с земствами и городскими думами, условиям и своеобразию перехода от буферной республики к Советам.

В материалах, посвященных экономике Дальневосточной республики, Э.М.Щагин соглашается с теми историками, кому экономический курс правительства ДВР представляется «нэпом в квадрате». Действительно, в отличие от советской России, где вскоре после революции ввели продразверстку и монополию на хлебную торговлю, на Дальнем Востоке не запрещалась частная торговля хлебом и другой сельскохозяйственной продукцией, а заготовки продовольствия велись преимущественно путем товарообмена. Автор объясняет и то, почему эти меры не были последовательно проведены в жизнь: они осуществлялись исключительно по политическим мотивам, без осознания их народнохозяйственной целесообразности. Кроме того, по мнению историка, реализация таких радикальных мер, как хозрасчет, трестирование, создание концессий, требовала гораздо больший срок, чем история отвела Дальневосточной республике. В то же время он приводит факты применения на Дальнем Востоке политики военного коммунизма: наряду с признанием института частной собственности на основные средства производства правительство ДВР предпринимало действия, направленные на сосредоточение в руках государства командных высот в основных отраслях народного хозяйства региона. Историк анализирует стремление правительства найти некое равновесие отдельных компонентов будущей новой экономической политики и мер «военно-коммунистического» принуждения (секвестирование предприятий, брошенных владельцами, конфискации, реквизации и пр.) и видит в этом основную причину того, что процесс советизации на Дальнем Востоке в условиях воссоединения его с РСФСР проходил относительно быстро и безболезненно. В частности, он делает вывод, что эти меры, как и отказ от создания на Дальнем Востоке комитетов бедноты, помогли

предотвратить обострение сословно-групповых противоречий между крестьянами и казаками, новоселами и старожилами.

Один из разделов книги посвящен проблемам историографии и источниковедения. Мы находим в нем материалы по аграрно-крестьянским проблемам, истории сибирской и дальневосточной деревни, уникальные документы нэповского времени, в том числе об оппозиции в верхних эшелонах власти. Думается, они могут быть полезны современным исследователям.

В заслугу автору можно поставить и то, что он, готовя сборник к изданию, не стал менять в угоду современному читателю старые формулировки. Наличие в ряде статей определенных клише советских времен не мешает увидеть принципиальность позиции историка и его неангажированность. Главные выводы и положения, в том числе и те, что были сделаны в доперестроечный период, остаются справедливыми и сегодня.

Н.В.ХИСАМУТДИНОВА, кандидат исторических наук, доцент (Владивостокский государственный университета экономики и сервиса).

E-mail: [email protected]

Аргудяева Ю.В. Русские старообрядцы в Маньчжурии.

Владивосток: ДВО РАН, 2008. 400 с.

Новая книга известного дальневосточного этнографа и историка Ю.В.Аргудяевой «Русские старообрядцы в Маньчжурии» относится к актуальным в историографии исследованиям миграционных процессов и межэтнических этнокультурных взаимодействий. Монография посвящена русским крестьянам-старообрядцам, нелегально эмигрировавшим в Маньчжурию из южной части советского Дальнего Востока в 1920-1930-е годы, и содержит новый, большой и интересный фактический материал. Основное внимание автор уделяет теме сохранения старообрядцами Маньчжурии русских национальных традиций в хозяйственной деятельности, материальной культуре, семейном и общественном быту. Старообрядцы, как «руссейшие из русских», «осколок допетровской Руси», как хранители исконно русских традиций, во второй половине XX в. для многих стран мира стали русским явлением, - отмечает Ю.В.Аргудяева (с. 6, 41). Широко рассматривается и проблема адаптации поселенцев к новому региону.

Введение книги невелико по объему (с. 5-14), в нем четко обозначена авторская концепция и дана лаконичная характеристика книги: обоснованы актуальность темы, предмет, объект исследования, его хронологические рамки, представлены источники и литература. Подчеркнуто, что в 1920-х годах лишь единичные семьи селились на северо-западе Маньчжурии - в Трехречье, где уже было сосредоточено значительное число русского казачьего населения (выходцев из Забайкалья). А в 1930-х годах в восточные районы Маньчжурии переселялись десятки крестьянских старообрядческих семей, которые бежали от коллективизации и притеснений со стороны советской власти (с. 9): почти все они, судя по данным, приводимым в книге, на родине были раскулачены. Особую роль в этом пе-реслении сыграла и международная ситуация: в начале 1930-х годов Япония захватила Маньчжурию, создав там марионеточное государство Маньчжоу-го. Японским властям необходим был опыт адаптации русских переселенцев к местным природно-климатическим условиям (они намеревались переселить на эту территорию большое количество японских крестьян), поэтому к старообрядцам-эмигрантам они отнеслись лояльно. В 1940-е годы в пос. Романовка (основана конце 1937 г.) японские исследователи досконально изучили жизнь и особенности быта русских эмигрантов, проживающих в сельской местности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.