Круглый стол, посвящённый 80-летию Э.М. Щагина
12 марта 2013 г. в Отделе истории Дальнего Востока ХУИ—ХХ вв. ИИАЭ ДВО РАН провели круглый стол, посвящённый 80-летию известного историка, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора исторических наук, профессора Эрнста Михайловича Щагина, более полувека проработавшего на историческом факультете.
Заседание вёл с.н.с., к.и.н. Ю.Н. Осипов, осветивший основные этапы жизни и научной деятельности Э.М. Щагина.
Эрнст Михайлович родился 2 марта 1933 г. в Минске. Уже в детские годы у него сформировались такие качества, как трудолюбие, целеустремлённость, самостоятельность, ответственность. Значительное место в жизни Э.М. Щагина занимало увлечение садоводством и огородничеством, что затем оказало влияние на формирование его научных интересов.
Обучаясь в старших классах, Щагин неоднократно участвовал в этнографических и археологических экспедициях под руководством проф. Н.П. Милонова. Это помогло Э. Щагину определиться в выборе будущей профессии: в 1950 г. он поступил на исторический факультет Рязанского педагогического института им. С. Есенина.
Учился на «хорошо» и «отлично», активно занимался общественной работой и спортом. Под руководством профессоров Н.П. Милонова и В.Н. Розенталя, доц. У.Л. Маргулиса у Э. Щагина постепенно сформировалась сфера научных интересов. Его первая научная публикация «Рабочее движение в Рязанской губернии в годы первой русской революции 1905—1907 гг.» появилась в 1953 г. В этом же году другая работа Э. Щагина «Крестьянское движение в Рязанской губернии в годы Крымской войны» отмечена дипломом и почётной грамотой Главного управления высшего образования Министерства культуры СССР.
В 1954 г., сдав на «отлично» вступительные экзамены, Э.М. Щагин стал аспирантом Московского педагогического института им. В.П. Потёмкина, но вскоре был призван в армию. Демобилизовался в 1957 г. в звании старшины войск противовоздушной обороны; вернулся на исторический факультет МГПИ, которым в то время руководил проф. Д.С. Бабурин, ставший научным руководителем Э.М. Щагина. На факультете тогда работали известные учёные: академик И.И. Минц, профессора В.Н. Бочка-рёв, Э.Н. Бурджалов, П.И. Кабанов, — это определяло высокий уровень научных исследований.
Большую роль в формировании Э.М. Щагина как учёного и преподавателя сыграл проф. Д.С. Бабурин, который, обладая энциклопедическими знаниями и высокой работоспособностью, стремился привить студентам стремление к самостоятельному научному поиску, концептуальному осмыслению конкретных событий, изучению фундаментальных проблем истории на базе объективного анализа исторических фактов в их взаи-
мосвязи, взаимообусловленности, многомерности и противоречивости на фоне общей картины исторического процесса в России и в мире.
В 1961 г. Э.М. Щагин защитил кандидатскую диссертацию «Социально-экономическое развитие помещичьего и крестьянского хозяйства Рязанской губернии в конце XIX — начале XX вв.», в которой были выявлены и проанализированы основные тенденции, направления, темпы, уровень развития сельскохозяйственного производства, характер социально-экономических отношений в российской деревне. Диссертация получила высокую оценку ведущих учёных-аграрников, и молодому учёному было предложено принять участие в научно-исследовательской работе аграрной секции Института истории АН СССР.
После аспирантуры Э.М. Щагин был направлен на работу в Хабаровский педагогический институт, где вскоре назначен проректором по научной работе. Здесь же опубликовал ряд научных статей по аграрной тематике, начато изучение новой проблемы — «Дальневосточный регион в Октябрьской революции». Широкий кругозор, глубокое знание источников, высокий профессионализм, отличное владение методикой исторических исследований, научная принципиальность позволили Э.М. Щагину объективно рассмотреть проблемы становления российской государственности, выявить особенности политического развития, эволюции и характера власти на Дальнем Востоке в период революций 1917 г. и Гражданской войны.
В 1967 г. Э.М. Щагин был приглашён на кафедру истории СССР Московского педагогического института им. В.И. Ленина, которой руководил академик И.И. Минц. Здесь Щагин был избран доцентом, стал членом ведущего научно-педагогического коллектива, в котором работали известные учёные: проф. СП. Утченко, автор учебника по истории средних веков В.Ф. Семёнов, специалисты по истории стран Запада и Востока академик A^. Нарочницкий, профессора Е.И. Попова, А.Н. Хейфец, Д.С. Бабурин, B.C. Виргинский, А.Г. Кузьмин, В.Г. Тюкавкин. Их ряды пополнили молодые учёные и педагоги В.Б. Кобрин, И.А. Дворецкая, P.M. Введенский, Н.Ф. Мурыгина и др.
В конце 1960-х — начале 1970-х гг. Э.М. Щагин активно сотрудничал с ведущими учёными-аграрниками Института истории АН СССР (А.М. Ан-фимовым, В.П. Шерстобитовым, Е.И. Индовой), МГУ им. М.В. Ломоносова (И.Д. Ковальченко, Ю.С. Кукушкиным, Л.В. Миловым), принимал участие в работе Всесоюзного симпозиума по аграрной истории Восточной Европы, в организации научных конференций на Дальнем Востоке.
Основной сферой научной деятельности учёного стала аграрная история: экономические и социально-политические процессы в деревнях восточных окраин России в предреволюционный и революционный период, особенности эволюции и дифференциации крестьянских хозяйств районов поздней колонизации.
Результаты научной работы Э.М. Щагина нашли отражение в его фундаментальной монографии «Октябрьская революция в деревне восточных
окраин России», в которой выявлены и проанализированы региональные особенности социального состава дальневосточной деревни (преобладание мелких и средних хозяйств; более многочисленный, чем в европейской части, слой зажиточного крестьянства; более медленный процесс социально-классовой поляризации, сохранение традиционного размежевания между казаками и крестьянами, коренным населением и переселенцами, ярко выраженные более сословные (нежели социальные) различия между этими группами). Впервые в отечественной историографии Э.М. Щагин отметил, что в районах поздней колонизации сельское население не было готово принять большевистский лозунг «Вся власть Советам!». Поэтому поддержку нашла либерально-демократическая позиция левых эсеров и меньшевиков-интернационалистов по формированию коалиционных советско-земских, советско-думских органов власти в качестве переходной формы к Советам.
Летом 1974 г. Э.М. Щагин защитил докторскую диссертацию «Октябрьская революция в деревне восточных окраин России». Она получила высокую оценку официальных оппонентов: члена-корреспондента АН СССР И.Д. Ковальченко, академика Киргизской АН В.П. Шерсто-битова, проф. B.C. Флёрова, ведущей организации — Новосибирского государственного университета.
В 1977 г. ВАК при Совете Министров СССР утвердил самого молодого доктора исторических наук членом экспертного совета. В этом качестве Э.М. Щагин проработал 20 лет.
В 1978 г. Э.М. Щагин избран деканом исторического факультета, где закладывались основы университетского педагогического образования. Большие научно-организаторские способности он проявил, возглавляя в течение 10 лет комиссию по преподаванию истории в Министерстве просвещения РСФСР.
Результаты научных изысканий Э.М. Щагина в 1980-е гг. нашли отражение в двух книгах, написанных в соавторстве с проф. Виктором Григорьевичем Тюкавкиным: «В.И. Ленин о трёх российских революциях (социально-экономические проблемы)» (М., 1984 г.) и «Крестьянство России в период трёх революций» (М., 1987 г.). По вопросу о степени зрелости материальных и социальных предпосылок перехода страны к новому общественному строю Щагин впервые отметил, что в России накануне 1917 г., как в стране с многоукладной экономикой, самые развитые формы капитализма охватили лишь небольшую часть промышленности и земледелия. Этот вывод отражал реальную действительность и противоречил преобладавшему в то время в отечественной историографии стремлению существенно завысить уровень капиталистического развития страны и таким образом «обосновать» историческую закономерность победы пролетарской революции.
Совершенно по-новому учёным представлены проблемы революции 1917 г. Он показывает, что в 1917 г. российская государственность была разрушена малой группой лиц. Николай II, много сделавший для демократи-
зации России, к моменту отречения не был готов к безмерным уступкам, к жестокости в подавлении революционных выступлений; кроме этого, отмечается и роль масонства, и разрушительная деятельность российской интеллигенции. Успех большевиков, считает учёный, был обусловлен и просоциалистической позицией части дворянства и буржуазии.
Оригинальными, отражающими новые подходы Э.М. Щагина к решению ряда сложных проблем истории революций 1917 г., были выводы об особенностях установлении советской власти в деревне и расширении социальной базы революции. Исходя из учёта противоречивых политических настроений крестьянства российской провинции, он отметил различные типы коалиционных органов власти, возникших в конце 1917—1918 гг., характеризуя их в качестве промежуточных, переходных структур на пути к установлению власти Советов. Автором установлено, что временное существование таких органов являлось не исключением, а правилом для революционных преобразований в стране.
Углублённая разработка Э.М. Щагиным в 1980-е гг. вопросов теории и истории российских революций 1917 г., Гражданской войны и НЭПа нашла отражение в коллективной монографии «Крестьянство Дальнего Востока СССР XIX—XX вв.».
Вместе с И.И. Минцем, В.В. Коминым, К.В. Гусевым, Л.М. Спириным он был редактором научных сборников Всесоюзного симпозиума по изучению истории российских политических партий. Им разработана история массовых организаций трудящихся деревни — Всероссийского крестьянского союза и его отдельных модификаций на местах. В трудах Щагина выявляется соотношение революционного и реформистского методов решения задач модернизации отечественной деревни, намечены новые подходы к освещению опыта и уроков столыпинской аграрной реформы.
Научно-педагогическая деятельность Э.М. Щагина в 1990-е гг. освещена в докладе д.и.н. Г.А. Ткачёвой. Большое место в творчестве учёного занимает история русского зарубежья. Э.М. Щагин — автор глав книги «Политическая история русской эмиграции 1920—1940-х гг. Документы и материалы» (1999). Другим важным направлением его научно-педагогической деятельности стали поиск и публикация новых документов, забытых исторических источников.
Ещё в 1985 г. под редакцией Э.М. Щагина была издана «Книга для чтения по истории СССР. 1917—1937 гг.», учебное пособие для учащихся 9-х классов. Учёному в ней принадлежит авторство очерков «У руля вооружённого восстания», «Земля — крестьянам», «Потерянный день (об Учредительном собрании)», «Красный буфер (о Дальневосточной республике)» и «Поиски новой экономической политики». Книга была дополнена новым материалом и переиздана в 1990 г. В ней более полно раскрыты политические аспекты НЭПа, дана новая трактовка коллективизации, включены очерки «Накануне войны» и «Глазами современников: общественно-политическая жизнь и массовое сознание советских людей
середины 1920-х — 1930-х гг.». В 1991 г. по инициативе Э.М. Щагина и под его руководством опубликована «Хрестоматия по истории СССР (1917—1945 гг.)», в которой собраны важнейшие государственные документы, материалы периодических изданий, воспоминания и т.д. В состав хрестоматии вошли новые архивные материалы, ранее не доступные широкому кругу читателей, и документы, позволяющие ближе познакомиться с политической деятельностью Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова, Л.Б. Каменева, Н.Д. Кондратьева, Е.М. Замятина и др.
В 1996 г. под руководством Э.М. Щагина изданы «Хрестоматия по отечественной истории (1914—1945 гг.)» и «Хрестоматия по отечественной истории (1946—1995 гг.)». В них история России рассмотрена во всей сложности и многообразии, исследованы процессы модернизации промышленности и сельского хозяйства, вопросы внутренней и внешней политики, уровень развития культуры, выявлены закономерности становления российской государственности.
Обозначив себя противником теории модернизации, цивилизацион-ного подхода, а также широко распространённой в современной историографии концепции «догоняющего развития», Э.М. Щагин не отказывается от использования метода исторического материализма, отдаёт предпочтение методу многофакторного освещения исторических событий на основе проблемного подхода. Поэтому ему удалось избежать политизированности и показать последствия модернизации экономики России, прийти к выводу о высоких темпах развития промышленного производства, превосходящих западные страны в начале XX в., в 1920—1930-е гг., во второй половине 1940-х — начале 1960-х гг. Э.М. Щагин не сторонник концепции изображения России начала XX в. как общества с массой «полукрепостнических пережитков», с отсталой экономикой «догоняющего развития»; не сторонник он и либеральной доктрины, «очерняющей» советский строй.
Политические процессы 1920—1930-х гг. и национальная политика анализируется авторами через призму формирования централизованного управления, однопартийной системы, рост социального оптимизма, развитие трудовой и общественной активности масс, интернационализм, развитие дружбы между народами СССР.
В сообщении к.и.н. В.Г. Макаренко освещена научно-исследовательская, педагогическая и общественная деятельность Э.М. Щагина в 1990-е гг., проанализированы его исследования в области источниковедения, историографии, расширения методологической базы, особенно в изучении русского зарубежья.
Новые концептуальные положения учёного по таким проблемамкак уровень развития капитализма в сельском хозяйстве России, аграрные реформы и рынок начала XX в., кооперативное движение, производительные силы, — всё это стало результатом его нестандартных научных подходов. Для творчества Э.М. Щагина характерны цельность восприятия исторических событий, аргументированность выводов, отсутствие
формальных схем и политической конъюнктуры. Он значительно расширил представления о реальном социально-экономическом развитии страны и в известной степени изменил их. Общественно-политические процессы учёный стремится исследовать через призму человеческих отношений, стремлений, поступков, идей, свершений. В его исследованиях отсутствуют формализм и категоричность в оценках событий. Октябрьский переворот, «керенщина», белое движение для Эрнста Михайловича были событиями одного порядка, прервавшими ход естественного развития России. Исследователь показывает, что альтернативы развития были как в капиталистической, так и в социалистической парадигме развития страны.
Э.М. Щагин — учитель, мастерство которого не замкнуто только в стенах Московского педагогического университета. Высоких научных результатов достигли ученики Э.М. Щагина, ставшие докторами исторических наук, профессорами, В.М. Андреев (Коломенский педагогический институт), И.Е. Плотников (Курганский педагогический институт), Г.Г. Герасименко (Минский политехнический институт), С.Т. Тилеуку-лов (Ташкентский педагогический университет), А.В. Седов (Нижегородский университет), Н.Г. Соколов (Рязанский педагогический университет), В.А. Архипов (Брянский университет), декан исторического факультета Липецкого пединститута Л.И. Земцов и др.
Почти весь состав кафедры новейшей отечественной истории МПГУ— бывшие его студенты, аспиранты и докторанты: проф., д.и.н. Н.Ф. Иван-цова, д.и.н. Д.В. Ковалёв, д.и.н. Д.О. Чураков, д.и.н. А.А. Куренышев, бывший заместитель министра, проф., д.и.н., член-корреспондент Российской академии образования А.Ф. Киселёв, заместитель директора Московского института повышения квалификации, проф., д.и.н. А.В. Лубков.
Всего Э.М. Щагиным подготовлено 20 докторов и 30 кандидатов исторических наук. Среди его учеников ректор Арзамасского педагогического института, проф., академик Академии гуманитарных наук Е.П. Тит-ков, деканы исторических факультетов, доктора исторических наук, профессора В.А. Саблин (Вологодский госпедуниверситет), Л.Н. Долгов (Комсомольский-на-Амуре технический университет), заведующие кафедрами профессора Е.П. Иванов (Псковский педагогический университет), В.Я. Филимонов (Калужский педагогический университет), проректор и заведующий кафедрой Тульского педагогического университета О.Г. Вронский, Т.Я. Иконникова (Хабаровский педагогический университет), О.В. Горбачёв (Брянский педагогический университет), В.В. Ка-нищев (Тамбовский университет), Е.М. Петровичева (Владимирский педагогический университет), проф. Н.А. Шарошкин (Пензенский педагогический университет) и др.
Научные труды Щагина заложили основы для объективного изучения ряда крупных исследовательских проблем: уровень развития сельскохозяйственного производства в России в начале XX в., влияние аграрных реформ на развитие производительных сил в сельском хозяйстве, община
и кооперация, первые аграрные преобразования Советской власти, общество и власть в 1917—1930-е гг., социалистическая модернизация в конце 20—30-х гг. XX в., Россия в годы новой экономической политики. Одним из первых в отечественной историографии Э.М. Щагин выступил против сплошного очернительства дореволюционной истории. В его работах неоднократно поднимался вопрос об объективном отношении к наследию «небольшевистских» общественных деятелей, о необходимости изучения их идей, теорий, взглядов, что, по его мнению, поможет расширить источниковую базу исследований, преодолеть односторонний подход в освещении российской истории. Актуален призыв Э.М. Щаги-на писать научные труды «так, чтобы не было стыдно перед учениками». Это поможет «заново обрести» объективную и полную историю своей страны, сколь бы противоречивой она ни являлась.
В. Г Макаренко, кандидат исторических наук