Научная статья на тему 'Сборники дневников о блокаде Ленинграда, опубликованные в начале XXI В. , как исторический источник'

Сборники дневников о блокаде Ленинграда, опубликованные в начале XXI В. , как исторический источник Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
663
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОКАДА / ДНЕВНИК / ЛЕНИНГРАД / ГОЛОД / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / BLOCKADE / DIARY / LENINGRAD / HUNGER / HISTORICAL SOURCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рослова Валерия Александровна

В статье автор рассматривает сборники дневников блокадного Ленинграда, опубликованные в начале ХХI в. В статье выделяются особенности дневников, их уникальность и определяется, по какому принципу их включали в сборники. Также автор рассматривает, что нового авторы дневников внесли в историю блокады и отвечает на вопрос: почему сборники дневников или отдельные дневники являются историческим источником.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The collections of diaries about the siege of Leningrad as the historical sources

In article the author considers the collections of diaries of besieged Leningrad published at the beginning of the 21st century. In article features of diaries, their uniqueness are distinguished and is determined by what principle them included in collections. Also the author considers that new authors of diaries brought in history and answers a question: why collections of diaries or separate diaries are a historical source

Текст научной работы на тему «Сборники дневников о блокаде Ленинграда, опубликованные в начале XXI В. , как исторический источник»

ББК 63.2 УДК 930.2

В.А. Рослова

Сборники дневников о блокаде Ленинграда, опубликованные в начале XXI в., как исторический источник

В статье автор рассматривает сборники дневников блокадного Ленинграда, опубликованные в начале XXI в. В статье выделяются особенности дневников, их уникальность и определяется, по какому принципу их включали в сборники. Также автор рассматривает, что нового авторы дневников внесли в историю блокады и отвечает на вопрос: почему сборники дневников или отдельные дневники являются историческим источником?

Ключевые слова: блокада, дневник, Ленинград, голод, исторический источник.

Актуальность данной темы носит для автора статьи личностный характер: прадедушка автора, Евгений Сергеевич Богомазов, в годы Великой Отечественной войны был шофером и возил продукты по Дороге жизни. Ему было всего 19 лет, когда начался обстрел и его машина пошла ко дну, сам же он выжил. В годы блокады потеря продуктов для голодавших ленинградцев была непростительной и каралась расстрелом. Но прадедушка остался жив, ужасное наказание было отменено, он прошел всю войну и знал, чего стоит триумф победы. Семье автора, к сожалению, известно мало о его жизни и работе в годы войны, ведь каждый раз, когда прадедушку спрашивали о войне, он не хотел об этом рассказывать: слишком тяжело ему было вспоминать о тех жутких событиях. В семейном архиве сохранились военный билет и удостоверение участника войны, но нет никаких записей или дневников. Именно это и побудило автора написать статью о дневниках ленинградцев, раскрывающих трагические картины того, что же на самом деле творилось в блокадном городе.

Блокада Ленинграда - самая страшная и продолжительная осада города мирового масштаба, продлившаяся 872 дня - с 8 сентября

© Рослова В.А., 2019

1941 по 27 января 1944 г. (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 г.)1. Город был отрезан от Большой земли, он лишился водоснабжения и электроэнергии, власти эвакуировали предприятия. Происходила деиндустриализация города2. Жители осознавали, что они являются очевидцами уникальных событий, и записывали все, что происходило вокруг. Конечно, многие понимали, что могут не выжить, понимали, что завтра уже не проснутся и некому будет рассказать о пережитом ужасе блокады3. Они не были уверены в том, что их записи сохранятся, а тем более будут найдены. Другие же, никогда ранее не писавшие дневник, начали его вести4. В период блокады город был тих. В нем не осталось ни животных, ни птиц. Все было съедено5. Одни люди смогли переступить через эту грань человечности, но следующая за ней была намного страшнее - людоедство. В отдельных дневниках блокадники пишут, что можно привыкнуть к чему угодно: к холоду, к постоянным бомбежкам и обстрелам, к смерти вокруг, но к голоду - нет6. Именно голод и страх перед смертью побуждали некоторых блокадников вести дневниковые записи, чтобы продлить свое существование, способность мыслить и не выйти за грань человечности.

Сбор информации, дневников, музейных реликвий происходил постепенно, во время и после Великой Отечественной войны. Сначала была организована выставка «Героическая оборона Ленинграда» в Соляном городке у Фонтанки в 1944 г., а позже, в мае 1946 г., был торжественно открыт Музей обороны Ленинграда. В нем находилось около 37 тыс. экспонатов. Это был первый музей истории, освещавший страшные будни жителей города в период Великой Отечественной войны7.

Изучение источников по истории блокады Ленинграда, в том числе и дневников, было заметно осложнено, когда в 1948 г. началось знаменитое «Ленинградское дело». Музей подвергся разгрому, а руководство было арестовано. Даже после снятия блокады жители все еще находились под гнетом, но уже советской власти. «Ленинградское дело» утверждало, что в спасении города ведущую роль играл товарищ Сталин, а не мужество, стойкость и изобретательность жителей города. Власти преследовали бывших блокадников, издания каких-либо документов, связанных с блокадой, подвергались цензуре8. После смерти Сталина значимый объем документов, связанных с «Ленинградским делом», был уничтожен.

В 1977 г. в журнале «Новый мир» была опубликована верстка глав из «Блокадной книги», с цензурными правками9. На издание этой книги в Ленинграде был наложен запрет, книга вышла только в 1984 г., после смены партийного руководства города. Это был один из важнейших этапов в восстановлении утраченной памяти блокадных лет. Стали находиться и печататься блокадные дневники, восстанавливалась потерянная история. Д.А. Гранин совместно с А.М. Адамовичем создал широкоизвестное произведение - «Блокадную книгу»10. Несмотря на публицистический жанр, книга основана на большом количестве фактического материала - дневниках, документах, воспоминаниях, интервью, письмах ленинградцев. Авторы рассказывают о мужестве жителей, их силе духа

1 Ковальчук В.М. 900 дней блокады. Ленинград 1941-1944 гг. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. 236 с.

2 Сборник указов, постановлений, решений, распоряжений и приказов военного времени. 1942-1943. Л., 1944. 252 с.

3 Детская книга войны: Дневники 1941-1945 гг. Дневник Юры Рябинкина. 2-е изд., дополненное. М.: АИФ; Доброе Сердце, 2017. С. 48.

4 Там же. С. 203-208.

5 Блокада Ленинграда. Народная книга памяти: 300 судеб, 300 реальных историй. М.: АСТ, 2014. 829 с.

6 Детская книга войны... С. 48.

7 Музей обороны Ленинграда. Официальный сайт. URL: http://www.blokadamus.ru/ cgi-bin/blokadamus.cgi (дата обращения 10.10.2018).

8 Давидсон А.Н. В блокадном Ленинграде // Новая и новейшая история. 2005. № 1. С. 127-142.

9 Адамович А.М., Гранин Д.А. Блокадная книга // Новый мир. 1977. № 12. С. 25.

10 Адамович А.М., Гранин Д.А. Блокадная книга. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2018. 608 с.

и трагических днях обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны: «Это была эпопея страданий человеческих»11.

В свой сборник авторы включили рассказы тех, кто пережил блокаду Ленинграда, людей, у которых авторы смогли лично взять интервью и выслушать страшную историю каждого, кто был готов ее рассказать: «Мы набрали двести рассказов - это примерно четыре тысячи страниц...»12.

В этом же и заключается особенность данного сборника: авторам удалось передать нам оттенок речи каждого из рассказчиков. Благодаря такому эффекту создается иллюзия, что бывший блокадник ведет разговор напрямую с читателем.

На сегодняшний день существует огромное количество как отдельных дневников, так и их сборников, опубликованных в начале XXI в. На данный момент автором изучено около 20 сборников и семь отдельных дневников. В статье проанализировано шесть сборников и два дневника, отличия которых заключаются в подборе материалов, принципе авторства, тематике подбора документов. Их можно разделить на воспоминания горожан блокадного Ленинграда об их повседневной жизни в сложнейших условиях, воспоминания научных сотрудников, солдат, защищавших город, и воспоминания детей. Также в статье анализируются сборник, поднимающий проблему информационного голода, отдельные дневники, хранимые в семейных архивах.

Сборники дневников по своему содержанию схожи, они содержат не только отрывки или целые дневники, но и комментарии составителей, биографические справки, фотографии, рисунки и документы блокадного времени. К ним можно отнести «Книгу памяти: воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда и узников концлагерей»13, «Библиотекари осажденного Ленинграда: сборник воспоминаний, дневников, писем, документов»14, исторический дневник - «Блокада Ленинграда: 900 героических дней 1941-1944», «Детскую книгу войны: дневники 1941-1945 гг.»15. Существуют и сборники, в которые включены дневники и записи блокадников без комментариев составителей, например книга «Будни Подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах»16.

Из отдельных дневников можно выделить дневник В.А. Боголе-пова «Самые трудные дни блокады Ленинграда»17, в котором представлены только личные записи автора дневника, без каких-либо приложений. Так, напротив, дневник семьи Модзалевских18 представляет собой биографическое описание членов семьи и содержит рисунки детей, страницы из дневников, телеграммы и письма.

К воспоминаниям горожан блокадного города можно отнести «Книгу памяти: воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда и узников концлагерей»19. Ее можно рассмотреть как типовой сборник, содержащий воспоминания о страшных днях блокады, об эвакуации жителей, их письма, комментарии составителей, биографические данные бывших блокадников, фотографии города, рисунки детей, отрывки и страницы дневников. Также воспоминания жителей без коммента-

11 Там же. С. 9.

12 Там же.

13 Книга памяти: воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда и узников концлагерей / [ред-кол.: Тихомиров Руслан и др.; Д. Самойлов - сост. сб.]. СПб.: СИНЭЛ, 2014. 280 с.

14 Библиотекари осажденного Ленинграда: Сборник воспоминаний, дневников, писем, документов. Вып. 1 / Сост., вступ. ст. и ком. Н.С. Беляева. СПб., 2002. 100 с.

15 Детская книга войны...

16 Будни подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах. СПб.: ЛИК, 2006. 304 с.

17 Боголепов В.А. Самые трудные дни блокады Ленинграда. Дневник Боголепова В.А. СПб.: Полиграф. предприятие № 3, 2015. 108 с.

18 Модзалевская Т.Л. Наша блокада. Семья Модза-левских и военные годы (1941-1945): Документы, письма, дневники. СПб.: Лема, 2014. 94 с.

19 Книга памяти.

риев составителей включены в книгу «Будни Подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах»20.

К сборникам, относящимся к воспоминаниям научных сотрудников, можно отнести «Библиотекари осажденного Ленинграда: сборник воспоминаний, дневников, писем, документов»21. Он состоит из ранее не опубликованных материалов, посвященных работе массовых библиотек в блокадном Ленинграде. Дневники, воспоминания, письма, помещенные в данном сборнике, раскрывают историю библиотек Санкт-Петербурга. В сборник включены интервью сотрудников городских массовых библиотек: А.Л. Афанасьевой, А.Х. Кобленц, М.М. Никифоровой22. К воспоминаниям защитников блокадного города можно отнести исторический дневник «Блокада Ленинграда: 900 героических дней 1941-1944 гг.»23, содержащий фотографии, биографические сведения защитников города, отрывки из дневниковых записей, рисунки блокадного города. Особенностью его являются малоизвестные материалы, связанные с битвами за Ленинград и жизнью осажденного города. Приводятся сведения о каждом дне блокады. Каждый миг был настоящим испытанием, а прожитый день - подвигом.

К сборникам детских воспоминаний относится «Детская книга войны: дневники 1941-1945 гг.»24. В публикации собраны все детские дневники Великой Отечественной, которые удалось обнаружить. Самые ужасные и правдивые воспоминания маленьких свидетелей страшных событий. Более половины из 35 дневников были впервые опубликованы. Орфография авторов дневников сохранена.

Книга профессора Санкт-Петербургского университета В.Л. Пян-кевича «Люди жили слухами: неформальное коммуникационное пространство блокадного Ленинграда»25, опубликованная в 2014 г., является уникальным тематическим сборником и содержит письма, воспоминания, дневники и интервью с бывшими блокадниками. Автор сборника поднимает проблему недостатка информации в блокадном Ленинграде. Людям не хватало официальных источников информации, и оставалось полагаться только на слухи, разговоры в очередях и так называемое сарафанное радио. В публикации автор предпринимает попытку изучить массовое и индивидуальное сознание блокадников и выяснить, как недостаток информации повлиял на человека и его поведение.

Также рассмотрим дневник В.А. Боголепова «Самые трудные дни блокады Ленинграда»26. Дневник был написан молодым человеком 33 лет в самое трудное время для нашей страны. В его записях отражаются все его переживания, воспоминания и происходящие события того времени. На данный момент подлинный экземпляр дневника хранится в семейном архиве. Другой дневник, который мы рассмотрим, - дневник семьи Модзалевских27, который посвящен старшему поколению семьи и описывает их жизнь. Дневник состоит из биографических справок, документов блокадного времени и детских рисунков28.

Рассмотрев вышеприведенные дневники и их сборники, опубликованные в начале XXI в., можно сделать вывод о том, что дневники периода блокады являются наиболее информативными

Будни подвига...

20

21 Библиотекари осажденного Ленинграда.

22 Там же. С. 13-85.

23 Комаров Н.Я. Блокада Ленинграда. 900 героических дней. 1941-1944 гг.: Исторический дневник. Комментарии / Н.Я. Комаров, Г.А. Ку-манев. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 576 с.

24 Детская книга войны.

25 Пянкевич В.Л. Люди жили слухами: неформальное коммуникативное пространство блокадного Ленинграда. СПб.: Владимир Даль, 2014. 478 с.

26 Богопепов В.А. Указ. соч.

27 Модзапевская Т.Л. Указ. соч.

28 Там же. С. 14.

и уникальными источниками. Они способны рассказать не только о происходивших событиях того времени, практически без ошибок памяти, но и передать эмоции и переживания авторов, сохранив язык и его лингвистические особенности. Дневники, которые вели женщины, имели больше деталей при описании событий. Дети же воспринимали свой дневник не просто как процесс описания прожитых дней, а как друга, которому они доверяли, совершенно не осознавая в тот момент, что создают важный исторический источник. Каждый из созданных дневников в период блокады Ленинграда уникален своим содержанием. Каждый дневник раскрывает поражающие события из жизни голодающих ленинградцев. Сборники блокадных дневников внесли значительный вклад в историю, благодаря им мы знаем о том, какими усилиями осуществлялась работа предприятий и учреждений, как оборонялся блокадный город и как люди переживали самые страшные события своей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.