ББК 63.2 УДК 930.2
В.А. Рослова
Сборники дневников о блокаде Ленинграда, опубликованные в начале XXI в., как исторический источник
В статье автор рассматривает сборники дневников блокадного Ленинграда, опубликованные в начале XXI в. В статье выделяются особенности дневников, их уникальность и определяется, по какому принципу их включали в сборники. Также автор рассматривает, что нового авторы дневников внесли в историю блокады и отвечает на вопрос: почему сборники дневников или отдельные дневники являются историческим источником?
Ключевые слова: блокада, дневник, Ленинград, голод, исторический источник.
Актуальность данной темы носит для автора статьи личностный характер: прадедушка автора, Евгений Сергеевич Богомазов, в годы Великой Отечественной войны был шофером и возил продукты по Дороге жизни. Ему было всего 19 лет, когда начался обстрел и его машина пошла ко дну, сам же он выжил. В годы блокады потеря продуктов для голодавших ленинградцев была непростительной и каралась расстрелом. Но прадедушка остался жив, ужасное наказание было отменено, он прошел всю войну и знал, чего стоит триумф победы. Семье автора, к сожалению, известно мало о его жизни и работе в годы войны, ведь каждый раз, когда прадедушку спрашивали о войне, он не хотел об этом рассказывать: слишком тяжело ему было вспоминать о тех жутких событиях. В семейном архиве сохранились военный билет и удостоверение участника войны, но нет никаких записей или дневников. Именно это и побудило автора написать статью о дневниках ленинградцев, раскрывающих трагические картины того, что же на самом деле творилось в блокадном городе.
Блокада Ленинграда - самая страшная и продолжительная осада города мирового масштаба, продлившаяся 872 дня - с 8 сентября
© Рослова В.А., 2019
1941 по 27 января 1944 г. (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 г.)1. Город был отрезан от Большой земли, он лишился водоснабжения и электроэнергии, власти эвакуировали предприятия. Происходила деиндустриализация города2. Жители осознавали, что они являются очевидцами уникальных событий, и записывали все, что происходило вокруг. Конечно, многие понимали, что могут не выжить, понимали, что завтра уже не проснутся и некому будет рассказать о пережитом ужасе блокады3. Они не были уверены в том, что их записи сохранятся, а тем более будут найдены. Другие же, никогда ранее не писавшие дневник, начали его вести4. В период блокады город был тих. В нем не осталось ни животных, ни птиц. Все было съедено5. Одни люди смогли переступить через эту грань человечности, но следующая за ней была намного страшнее - людоедство. В отдельных дневниках блокадники пишут, что можно привыкнуть к чему угодно: к холоду, к постоянным бомбежкам и обстрелам, к смерти вокруг, но к голоду - нет6. Именно голод и страх перед смертью побуждали некоторых блокадников вести дневниковые записи, чтобы продлить свое существование, способность мыслить и не выйти за грань человечности.
Сбор информации, дневников, музейных реликвий происходил постепенно, во время и после Великой Отечественной войны. Сначала была организована выставка «Героическая оборона Ленинграда» в Соляном городке у Фонтанки в 1944 г., а позже, в мае 1946 г., был торжественно открыт Музей обороны Ленинграда. В нем находилось около 37 тыс. экспонатов. Это был первый музей истории, освещавший страшные будни жителей города в период Великой Отечественной войны7.
Изучение источников по истории блокады Ленинграда, в том числе и дневников, было заметно осложнено, когда в 1948 г. началось знаменитое «Ленинградское дело». Музей подвергся разгрому, а руководство было арестовано. Даже после снятия блокады жители все еще находились под гнетом, но уже советской власти. «Ленинградское дело» утверждало, что в спасении города ведущую роль играл товарищ Сталин, а не мужество, стойкость и изобретательность жителей города. Власти преследовали бывших блокадников, издания каких-либо документов, связанных с блокадой, подвергались цензуре8. После смерти Сталина значимый объем документов, связанных с «Ленинградским делом», был уничтожен.
В 1977 г. в журнале «Новый мир» была опубликована верстка глав из «Блокадной книги», с цензурными правками9. На издание этой книги в Ленинграде был наложен запрет, книга вышла только в 1984 г., после смены партийного руководства города. Это был один из важнейших этапов в восстановлении утраченной памяти блокадных лет. Стали находиться и печататься блокадные дневники, восстанавливалась потерянная история. Д.А. Гранин совместно с А.М. Адамовичем создал широкоизвестное произведение - «Блокадную книгу»10. Несмотря на публицистический жанр, книга основана на большом количестве фактического материала - дневниках, документах, воспоминаниях, интервью, письмах ленинградцев. Авторы рассказывают о мужестве жителей, их силе духа
1 Ковальчук В.М. 900 дней блокады. Ленинград 1941-1944 гг. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. 236 с.
2 Сборник указов, постановлений, решений, распоряжений и приказов военного времени. 1942-1943. Л., 1944. 252 с.
3 Детская книга войны: Дневники 1941-1945 гг. Дневник Юры Рябинкина. 2-е изд., дополненное. М.: АИФ; Доброе Сердце, 2017. С. 48.
4 Там же. С. 203-208.
5 Блокада Ленинграда. Народная книга памяти: 300 судеб, 300 реальных историй. М.: АСТ, 2014. 829 с.
6 Детская книга войны... С. 48.
7 Музей обороны Ленинграда. Официальный сайт. URL: http://www.blokadamus.ru/ cgi-bin/blokadamus.cgi (дата обращения 10.10.2018).
8 Давидсон А.Н. В блокадном Ленинграде // Новая и новейшая история. 2005. № 1. С. 127-142.
9 Адамович А.М., Гранин Д.А. Блокадная книга // Новый мир. 1977. № 12. С. 25.
10 Адамович А.М., Гранин Д.А. Блокадная книга. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2018. 608 с.
и трагических днях обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны: «Это была эпопея страданий человеческих»11.
В свой сборник авторы включили рассказы тех, кто пережил блокаду Ленинграда, людей, у которых авторы смогли лично взять интервью и выслушать страшную историю каждого, кто был готов ее рассказать: «Мы набрали двести рассказов - это примерно четыре тысячи страниц...»12.
В этом же и заключается особенность данного сборника: авторам удалось передать нам оттенок речи каждого из рассказчиков. Благодаря такому эффекту создается иллюзия, что бывший блокадник ведет разговор напрямую с читателем.
На сегодняшний день существует огромное количество как отдельных дневников, так и их сборников, опубликованных в начале XXI в. На данный момент автором изучено около 20 сборников и семь отдельных дневников. В статье проанализировано шесть сборников и два дневника, отличия которых заключаются в подборе материалов, принципе авторства, тематике подбора документов. Их можно разделить на воспоминания горожан блокадного Ленинграда об их повседневной жизни в сложнейших условиях, воспоминания научных сотрудников, солдат, защищавших город, и воспоминания детей. Также в статье анализируются сборник, поднимающий проблему информационного голода, отдельные дневники, хранимые в семейных архивах.
Сборники дневников по своему содержанию схожи, они содержат не только отрывки или целые дневники, но и комментарии составителей, биографические справки, фотографии, рисунки и документы блокадного времени. К ним можно отнести «Книгу памяти: воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда и узников концлагерей»13, «Библиотекари осажденного Ленинграда: сборник воспоминаний, дневников, писем, документов»14, исторический дневник - «Блокада Ленинграда: 900 героических дней 1941-1944», «Детскую книгу войны: дневники 1941-1945 гг.»15. Существуют и сборники, в которые включены дневники и записи блокадников без комментариев составителей, например книга «Будни Подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах»16.
Из отдельных дневников можно выделить дневник В.А. Боголе-пова «Самые трудные дни блокады Ленинграда»17, в котором представлены только личные записи автора дневника, без каких-либо приложений. Так, напротив, дневник семьи Модзалевских18 представляет собой биографическое описание членов семьи и содержит рисунки детей, страницы из дневников, телеграммы и письма.
К воспоминаниям горожан блокадного города можно отнести «Книгу памяти: воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда и узников концлагерей»19. Ее можно рассмотреть как типовой сборник, содержащий воспоминания о страшных днях блокады, об эвакуации жителей, их письма, комментарии составителей, биографические данные бывших блокадников, фотографии города, рисунки детей, отрывки и страницы дневников. Также воспоминания жителей без коммента-
11 Там же. С. 9.
12 Там же.
13 Книга памяти: воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда и узников концлагерей / [ред-кол.: Тихомиров Руслан и др.; Д. Самойлов - сост. сб.]. СПб.: СИНЭЛ, 2014. 280 с.
14 Библиотекари осажденного Ленинграда: Сборник воспоминаний, дневников, писем, документов. Вып. 1 / Сост., вступ. ст. и ком. Н.С. Беляева. СПб., 2002. 100 с.
15 Детская книга войны...
16 Будни подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах. СПб.: ЛИК, 2006. 304 с.
17 Боголепов В.А. Самые трудные дни блокады Ленинграда. Дневник Боголепова В.А. СПб.: Полиграф. предприятие № 3, 2015. 108 с.
18 Модзалевская Т.Л. Наша блокада. Семья Модза-левских и военные годы (1941-1945): Документы, письма, дневники. СПб.: Лема, 2014. 94 с.
19 Книга памяти.
риев составителей включены в книгу «Будни Подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах»20.
К сборникам, относящимся к воспоминаниям научных сотрудников, можно отнести «Библиотекари осажденного Ленинграда: сборник воспоминаний, дневников, писем, документов»21. Он состоит из ранее не опубликованных материалов, посвященных работе массовых библиотек в блокадном Ленинграде. Дневники, воспоминания, письма, помещенные в данном сборнике, раскрывают историю библиотек Санкт-Петербурга. В сборник включены интервью сотрудников городских массовых библиотек: А.Л. Афанасьевой, А.Х. Кобленц, М.М. Никифоровой22. К воспоминаниям защитников блокадного города можно отнести исторический дневник «Блокада Ленинграда: 900 героических дней 1941-1944 гг.»23, содержащий фотографии, биографические сведения защитников города, отрывки из дневниковых записей, рисунки блокадного города. Особенностью его являются малоизвестные материалы, связанные с битвами за Ленинград и жизнью осажденного города. Приводятся сведения о каждом дне блокады. Каждый миг был настоящим испытанием, а прожитый день - подвигом.
К сборникам детских воспоминаний относится «Детская книга войны: дневники 1941-1945 гг.»24. В публикации собраны все детские дневники Великой Отечественной, которые удалось обнаружить. Самые ужасные и правдивые воспоминания маленьких свидетелей страшных событий. Более половины из 35 дневников были впервые опубликованы. Орфография авторов дневников сохранена.
Книга профессора Санкт-Петербургского университета В.Л. Пян-кевича «Люди жили слухами: неформальное коммуникационное пространство блокадного Ленинграда»25, опубликованная в 2014 г., является уникальным тематическим сборником и содержит письма, воспоминания, дневники и интервью с бывшими блокадниками. Автор сборника поднимает проблему недостатка информации в блокадном Ленинграде. Людям не хватало официальных источников информации, и оставалось полагаться только на слухи, разговоры в очередях и так называемое сарафанное радио. В публикации автор предпринимает попытку изучить массовое и индивидуальное сознание блокадников и выяснить, как недостаток информации повлиял на человека и его поведение.
Также рассмотрим дневник В.А. Боголепова «Самые трудные дни блокады Ленинграда»26. Дневник был написан молодым человеком 33 лет в самое трудное время для нашей страны. В его записях отражаются все его переживания, воспоминания и происходящие события того времени. На данный момент подлинный экземпляр дневника хранится в семейном архиве. Другой дневник, который мы рассмотрим, - дневник семьи Модзалевских27, который посвящен старшему поколению семьи и описывает их жизнь. Дневник состоит из биографических справок, документов блокадного времени и детских рисунков28.
Рассмотрев вышеприведенные дневники и их сборники, опубликованные в начале XXI в., можно сделать вывод о том, что дневники периода блокады являются наиболее информативными
Будни подвига...
20
21 Библиотекари осажденного Ленинграда.
22 Там же. С. 13-85.
23 Комаров Н.Я. Блокада Ленинграда. 900 героических дней. 1941-1944 гг.: Исторический дневник. Комментарии / Н.Я. Комаров, Г.А. Ку-манев. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 576 с.
24 Детская книга войны.
25 Пянкевич В.Л. Люди жили слухами: неформальное коммуникативное пространство блокадного Ленинграда. СПб.: Владимир Даль, 2014. 478 с.
26 Богопепов В.А. Указ. соч.
27 Модзапевская Т.Л. Указ. соч.
28 Там же. С. 14.
и уникальными источниками. Они способны рассказать не только о происходивших событиях того времени, практически без ошибок памяти, но и передать эмоции и переживания авторов, сохранив язык и его лингвистические особенности. Дневники, которые вели женщины, имели больше деталей при описании событий. Дети же воспринимали свой дневник не просто как процесс описания прожитых дней, а как друга, которому они доверяли, совершенно не осознавая в тот момент, что создают важный исторический источник. Каждый из созданных дневников в период блокады Ленинграда уникален своим содержанием. Каждый дневник раскрывает поражающие события из жизни голодающих ленинградцев. Сборники блокадных дневников внесли значительный вклад в историю, благодаря им мы знаем о том, какими усилиями осуществлялась работа предприятий и учреждений, как оборонялся блокадный город и как люди переживали самые страшные события своей жизни.