Научная статья на тему 'Сборник А. Ф. Юртова „Образцы мордовской народной словесности44 и его роль в становлении художественных традиций мордовской письменной литературы'

Сборник А. Ф. Юртова „Образцы мордовской народной словесности44 и его роль в становлении художественных традиций мордовской письменной литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
191
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сборник А. Ф. Юртова „Образцы мордовской народной словесности44 и его роль в становлении художественных традиций мордовской письменной литературы»

Соловьев понимал, что миссия Пушкина как „чистого поэта" заключалась в служении Красоте, а не отвлеченной нравственности. Говоря о других стихотворениях русского гения, он воздерживался от требования какой бы то ни было пользы, пусть самой возвышенной, даже от „жжения сердец" ради „смелых уроков", ради „любви к ближнему". Пробуждение Пушкиным „добрых чувств" в своих читателях определяется критиком как следствие внутренней соприродности

Красоты и Добра. Исполнение в полной мере миссии поэта-пророка, непосредственно связанной с категорией этической, Соловьев найдет в жизни и творчестве других художников слова (у ф. М. Достоевского и А. Мицкевича). Но факт обнаружения идеи идеального поэта в произведении Пушкина, наследие которого стояло для философа на недостижимой художественной высоте, был сам по себе чрезвычайно важен для него.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Брюсов В. Я. „Пророк41 Анализ стихотворения // Собр. соч.: В 7 т. М., 1975. Т. 7. С. 178 — 196.

2. Булгаков С. Н. Жребий Пушкина // Пушкин в русской философской критике. М., 1990. С. 270 — 294.

3. Вересаев В. В. Пушкин о пользе искусства // Вересаев В* В. В двух планах: Статьи о Пушкине. М., 1929. С. 103 — 122.

4. Гсршензон М. О. Мудрость Пушкина // Пушкин в русской философской критике. М., 1990. С. 207 — 243.

5. Иванов В. И. Два маяка // Пушкин в русской философской критике. M., 1990. С. 249 — 262.

6. Письмо В. А. Жуковскому, 20-е числа апреля (не позднее 24) 1825 г. Михайловское

Поступила 26.03.99.

11 Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 17 т. Мм 1996. Т. 13. С. 166 — 167.

7. Пушкин А. С. Заметки на полях статьи П. А. Вяземского „О жизни и сочинениях

B. А. Озерова" // Полн. собр. соч.: В 17 т. М., 1996. Т. 12. С. 213 — 242.

8. Соловьев В. С. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина // Соловьев В. С. Литературная критика. М., 1990. С. 223 — 273.

9. Соловьев В. С. Судьба Пушкина // Соловьев В. С. Литературная критика. М., 1990.

C. 178 — 204.

10. Ходасевич В. X. „Жребий Пушкина*4, статья о. С. П. Булгакова // Пушкин в русской философской критике. М., 1990. С. 488 — 493.

11. Черняев Н. И. „Пророк4* Пушкина в связи с его „Подражаниями Корану" М., 1898. 75 с.

©©©©©©©©©©00©©©00©©0©0©©©00©00©00©0

СБОРНИК А. Ф. ЮРТОВА „ОБРАЗЦЫ МОРДОВСКОЙ НАРОДНОЙ СЛОВЕСНОСТИ44 И ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ МОРДОВСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Л. А. ТИНГАЕВА, кандидат филологических наук

В духовной культуре мордовского народа ранние формы письменных публикаций являются предпосылками возникновения не только национальной письменности, но и литературы.

Изучение памятников ранней пись-

менности тесно связано с проблемой зарождения оригинальной самобытной литературы, особенно в период становления ее художественных традиций.

Это были церковно-религиозные сочинения, отдельные образцы светской

© Л. А. Тингаева, 2000

словесности и, конечно, 'фольклорные тексты. Поскольку фольклор — одна из форм выражения народного самосознания, то ранние публикации произведений устного народного творчества есть все основания связывать с зарождением мордовского литературного процесса, рассматривая их в качестве истоков литературы. Всегда актуальны слова А. М. Горького:, „Начало искусства слова — в фольклоре"

Как известно, с 80-х годов XIX века начинается новый период развития мордовской словесности, ознаменовавшийся появлением книг фольклорного характера и выступлением национальных ученых. В их книгах печатались на только произведения обрядового фольклора, но и песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Первой из таких книг является сборник „Образцы мордовской народной словесности" ■ А. Ф. Юртова, изданный в Казани (вып. 1 в 1882 году, а вып. 2 — в 1883). Первый выпуск посвящен песне. Сюда вошли 69 эрзянских песен обрядового и необрядового жанра и три мокшанские песни. Тексты песен даны в хорошем ритмико-смысловом до-строчном переводе на русский язык, что позволяет составить понятие не только об их содержании, но и о художественных особенностях. И русские, и мордовские читатели получили возможность познакомиться с мордовскими народными песнями, сказками и произведениями других жанров. „Образцы мордовской народной словесности" отразили многие стороны жизни народа. Книга привлекла внимание на-. учных кругов и издательских организаций в России и за рубежом.

Таким образом, ценность фольклорных произведений мордвы состоит прежде всего в том, что они являют собой яркий образец художественной памяти народа, который веками вкладывал в них свою душу, свой характер, навсегда запечатлел в них наиболее типичные черты и особенности своей со-( циальной и духовной жизни. »

Какие же стороны народной культуры мордвы привлекали русских и заг рубежных ученых при обращении к

произведениям мордовского фольклора? Обратимся в связи с этим к некоторым образцам мордовской народной литературы, которые очень часто упоминаются в работах фольклористов, например лирической песне „Уткане" („Уточка"), в которой рассказывается о том, как уточка человеческим языком разговаривает с молодым парнем — охотником Андямо, намеревавшимся застрелить ее. Песня наполнена протестом против жестокостей жизни:

— И убыо я уточку,

И застрелю я уточку...

— Не убивай-ка меня ты, Андямо,

Не стреляй-ка меня, молодой парень.

В этой песне, как и во многих других, фольклорные персонажи обобщены, символичны. Так, образ дикой уточки ассоциируется с образом несчастной, обездоленной женщины и в то же время это символ красоты, гармонии. Поэтому не случайно за смерть дикой уточки молодой охотник был сурово наказан:

И убил Андямо уточку.

Молодой парень вошел в избу.

л

Па печке лежит его мертвая мать.

Под печкой лежит его мертвая жена.

На лавке мертвые его детки.

4

В описании внешнего вида уточки ощущается возвышенная, метафорически высказанная мечта народа о счастливой жизни:

В серебро обмакнуты се крылышки,

Самые кончики крылышек;

В золото обмакнут клюв се,

Самый кончик клюва.

Нужно подчеркнуть, что эти же мотивы звучат и в изображении гнезда уточки:

Польшос, большое поле;

В большом пол с озерцо.

В озерце-то кочечка;

На кочечке гнездышко,

Л на гнездышке уточка.

Особенностью мордовских песен, привлекавшей к себе внимание многих исследователей, является своеобразие выражения социальных чувств, их лирическое оформление: общественное начало в них выступает в контексте с описаниями природы, красоты окружа-

ющих предметов и явлений. Пейзаж всегда активен. Так, в сборнике А. Юр-това большой интерес представляет песня о состязании коня и сокола, отражающая переход мордовского народа от охотничьего быта к земледелию. Спор между конем и соколом имеет социальную суть: если небо важнее земли, то сокол будет кормить народ (т. е. охота), если земля важнее неба, то кормильцем народа будет конь, без которого невозможно земледелие.

Среди огромного количества лирических песен выделяются семейно-бы-товые — о тяжелой женской доле. В анализируемом сборнике эта тематика представлена песней „Умарина". Проезжие обламывают сучья, листья яблони, она протестует против несправедливости, но ее голосу никто не внемлет. Она одинока и бессильна. Здесь в образе беззащитной, сиротливо стоящей у дороги яблони изображается горестная судьба женщины. Надо отметить, что иносказательность — распространенный прием мордовской песни.

Из богатейшего фольклорного наследия мордовского народа ученых привлекали песни героического характера. К ним относится, например, представленная в сборнике 1882 года песня о мордовском предводителе Тюштяне, изображенном защитником народа, наделенным качествами кудесника. Песни и предания о Тюштяне — популярные произведения, к которым не ослабевает интерес и в наше время. Они дают замечательный материал для изучения истории мордовско-русских отношений.

Устное творчество мордвы богато историческими песнями, в которых выражается ее отношение к событиям и деятелям русской истории. В сборнике это песни о походах Ивана Грозного на Казань, о Степане Разине, Емель-яне Пугачеве.

Народная литература, проникающая через русский язык и книжную культуру в иноязычную среду, служила, таким образом, важнейшим средством взаимного знакомства народов с национальными, историческими, духовными и семейно-бытовыми традициями. Об

этом свидетельствуют включенные в рассматриваемый сборник песни о рекрутчине и солдатчине, такие, как „Эрзянский солдат", „Эрзянский рек-рутчик", „Солдатство" и др.

Исходя из сказанного можно сделать вывод о том, что мордовская народная песня, представленная в анализируемом сборнике, разнообразна по идейно-тематическому содержанию, по жанрам, оригинальна по художественному выражению духовного склада народа. Вся сложная жизнь и отношение к ней находят отражение в лирике.

Во второй выпуск сборника „Образцы мордовской народной словесности" вошли 80 эрзянских загадок, 28 сказок различного характера (о животных, волшебно-фантастические и бытовые), а также текст одного моления. Этот сборник представляет большой интерес как для исследователей, так и для мордовского и русского читателя.

Сказка относится к числу распространенных жанров мордовского устного творчества. В ней многообразно и разносторонне отражена жизнь народа. Положительным героем реалистических и фантастических сказок выступает носитель народной правды, отличающийся трудолюбием, пытливостью ума, гуманностью, патриотизмом и стремлением обуздать грозные силы природы. Мордовские сказки утверждают веру в победу добра над злом, выражают вековые народные мечты о свободе, счастье, справедливых общественных отношениях.

Сказка — это художественное произведение, в котором исключительную роль играет вымысел как своеобразная форма воплощения народных стремлений. Симпатия рассказчика на стороне всего благородного, справедливого. Это роднит сказку с творениями письменной литературы, ибо вымысел и там, и здесь подчинен реальным человеческим стремлениям.

Среди образцов народной литературы многочисленную группу составляют волшебные сказки. В них повествуется главным образом о том, как наделенные сверхъестественной силой герои борются с фантастическими сушества-

ми. В них пышно расцветает народная фантазия, в необычных формах иносказания передаются явления действительности, классовые стремления народа, его надежды. Это особенно ярко олицетворяется в образе положительного героя. Характерна в этом плане сказка из сборника А. Юртова „Дубол-го Пичай". Содержание ее таково: злые невестки обливают золовку расплавленным воском, она умирает, братья хоронят ее в лесу, но не в землю, а на сучьях деревьев. Юноша-пастух находит гроб, приносит домой, девушка оживает и выходит замуж за спасителя. Братья встречаются с сестрой, истина выясняется, злые силы наказываются. Сказка примечательна еще и тем, что она отразила древний похоронный обряд.

Одной из жанровых разновидностей мордовских сказок, представленных в рассматриваемом сборнике, является животный эпос. Сказки о животных — это, как известно, особая форма иносказания, специфический способ передачи реальной жизни и человеческих характеров, отношений. Так, в сказке „Андямо" лиса спасает от гибели героя повествования. В сказке „Лиса и медведь" урожай между лисой и медведем делится точно так же, как в русской сказке, т. е. кому вершки, кому корешки. Аллегория даст возможность обобщить в сказке то или иное явление действительности, повышает познавательное и художественное значение произведения.

В бытовых сказках, опубликованных в сборнике, непосредственнее всего отразились жизнь и труд крестьянства. Произведения такого характера пользуются у мордвы наибольшей популярностью. Особенно широко распространены сказки, насыщенные сатирой и юмором, бичующие хитрецов, ленивцев, дураков, бояр. Так, в „Древней сказке" остро высмеиваются лентяи. Вот се содержание: ни родители, ни дети не хотят летом убирать урожай, так как старик и старуха зимой собра^

Поступит 17.09.99.

лись умирать, сын пойдет в солдаты, а дочь выйдет замуж. Но случилось так, что и старик не умер, и старуха осталась жива, сына не взяли в солдаты, и дочь замуж не вышла. В результате все герои умирают от голода. Сказка эта воспринимается как едкая сатира.

Подобные произведения свидетельствуют о примечательной особенности народной литературы мордвы — о сильной развитости в ней черт реализма, сыгравшего немаловажную роль в формировании поэтики повествователь-но-эпических жанров письменной литературы. Ну а такие черты народной литературы, как резкое и прямолинейное деление героев на отрицательных и положительных, повышенное внимание к социально-бытовым явлениям, наличие описательно-детализированных характеристик действий и поступков персонажей, конечно, оказали воздействие на произведения письменной литературы — поэмы „Сказка-быль" и „За волю" М. И. Безбородова, повесть „Первый урок" П. С. Кириллова и роман „Под Чихан-горой" Т. А. Рапта-нова, герои которых (дед Кузьма, Дошке, Сеель и др.) выступают как бы новой ступенью развития фольклорно-эпичсских персонажей.

Таким образом, в реалистической устремленности мордовского фольклора отражались жизненный опыт и мудрость народа, его эстетические нормы, взгляды на общественные и природные явления. Устные произведения мордвы привлекали публикаторов прежде всего своей органической связью с повседневной действительностью, обличительной силой, осуждением таких пороков, как жадность, стяжательство, воровство и другие; восхвалением трудолюбия и скромности человека, его любви к земле и родному краю; нетерпимым отношением к неправде и несправедливости, т. е. народная литература явилась отражением демократических устремлений, общественных и этических идеалов трудовых масс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.