Научная статья на тему 'Издание произведений мордовской художественной литературы'

Издание произведений мордовской художественной литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
339
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / FICTION / МОРДОВСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ТИПОЛОГИЯ КНИГИ / BOOK TYPOLOGY / ПЕРВЫЕ ПИСАТЕЛИ / FIRST WRITERS / LIBRARIANSHIP ACTIVITY / THE TITLES OF THE LAST AND THE FIRST FICTION ARE ENCLOSED / MORDVA LITERATURE PRODUCTION (WORKS)

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мухина Н.Н.

В статье представлена типология мордовской художественной книги, рассматриваются наиболее значимые художественные издания. Освещается деятельность первых профессиональных писателей, появившихся в конце XIX века: С. Аникина, Т. Е. Завражнова и С. -А. Ларионова, проанализированы их произведения. Представлены названия первого и последнего изданий художественной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article concerns the Mordva fiction typology and the most important fiction works. It speaks about the first professional writers of the past XIXth century such as S. Anikina, T. Zavrazhnova and S. Larionova and analyzes their works.

Текст научной работы на тему «Издание произведений мордовской художественной литературы»

6. Поляк Ю. Е. Рунет через 10 лет / Ю. Е. Поляк // Информ. ресурсы. - 2007. - №6. -С. 45-48.

7. Фесенко К. Обзор тенденций развития электронных ресурсов и адаптации к ним читателей и библиотек / К. Фесенко // Науч. и техн. б-ки. - 2008. - № 10. - С. 30-38.

8.Шрайберг Я. Л. Корпоративные и национальные проекты открытого доступа / Я. Л. Шрайберг, А. И. Земсков // Науч. и техн. б-ки. - 2008. - №8. - С. 5-23.

9. Шрайберг Я. Л. Модели открытого доступа: история, виды, особенности, терминология / Я. Л. Шрайберг, А. И. Земсков //Науч. и техн. б-ки. - 2008. - № 5. - С. 68-79.

Н. Н. Мухина

ИЗДАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОРДОВСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В статье представлена типология мордовской художественной книги, рассматриваются наиболее значимые художественные издания. Освещается деятельность первых профессиональных писателей, появившихся в конце XIX века: С. Аникина, Т. Е. Завражнова и С. -А. Ларионова, проанализированы их произведения. Представлены названия первого и последнего изданий художественной литературы. Ключевые слова: библиотечно-инфор-мационная деятельность, художественная литература, мордовское произведение, типология книги, первые писатели.

This article concerns the Mordva fiction typology and the most important fiction works. It speaks about the first professional writers of the past XIXth century such as S. Anikina, T. Zavrazhnova and S. Larionova and analyzes their works. Keywords: librarianship activity, the titles of the last and the first fiction are enclosed, Mordva literature production (works), fiction, book typology, first writers.

Мордовская художественная книга является достаточно нераспространенным типом среди мордовских книг конца XIX - начала XX века. Это может быть объяснено тем, что в данный период мордовский народ не имел своей письменности и многие произведения, особенно фольклора, передавались устно. Лишь со второй половины XIX века начинается издание художественных книг.

Мордовская художественная книга выполняла воспитательную, информационную, идеологическую, познавательную, эстетическую, этическую и другие функции.

Для мордовской художественной книги были характерны те же темы, что и для художественной литературы вообще - дружба, историческая тематика, жизнь людей, темы природы, воспевания красоты родной земли.

Особую разновидность мордовской художественной литературы представляла так называемая крестьянская литература, с которой, по существу, начинаются истоки формирования традиций профессиональной реалистической и романтической литературы мордовского народа, а также издание художественной книги. Крестьянская литература представлена произведениями первых полупрофессиональных писателей - Т. Е. Завражнова и С. А. Ларионова «Мордовская земля» и «Мордовская история», которые были напечатаны в журнале «Живая старина» (1909). Мордовская крестьянская литература - это голос самого народа, устные поэтические и прозаические произведения, записывавшиеся со слов мордовских крестьян русскими и зарубежными учеными или же представителями мордовской национальной интеллигенции, чаще всего учителями, которые нередко и сами выступали авторами такого рода произведений (1, с. 557).

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ сентябрь-октябрь 5 (31) 2009 г.

Устное народное творчество мордвы богато, своеобразно, высокохудожественно, потому давно привлекало к себе внимание собирателей и выдающихся русских и зарубежных ученых - В. Ф. Миллера, В. Штейница, П. Домокоша, П. Равилы, Х. Па-асонина.

И. Н. Смирнов в своей публичной лекции «Следы человеческих жертвоприношений в поэзии и религиозных обрядах приволжских финнов», прочитанной 31 марта 1881 года в Обществе археологии, истории и этнографии, не только подробно описывает религиозные обряды мордвы и других инородцев, но и дает фрагменты мордовских песен. Что интересно, на титульном листе данного издания приводится не только название издательства, но и точный адрес его местонахождения. Издание еще интересно и тем, что здесь же дан автограф автора.

Устно-поэтическое творчество мордовского народа с давних пор привлекает внимание деятелей науки и культуры (2, с. 3).

Впервые мордовские предания и легенды начали собирать любители народной словесности и некоторые ученые, прежде всего русские, ещё с середины XIX века. Наиболее ранние записи мордовских преданий и легенд связаны с деятельностью Русского географического общества.

Известным исследователем мордовской сказки был А. И. Маскаев. Он отмечал, что сказка в прошлом играла хозяйственную роль, то есть имела производственно-магические функции.

Индивидуальное творчество мордовцев до 1917 года на родном языке ни издательскими, ни какими-либо другими официальными мерами не поддерживалось. Лишь периодически отдельные образцы индивидуального творчества мордовских авторов включались в фольклорные и этнографические сборники как произведения устного народного творчества. К изданиям такого рода могут быть отнесены, например, публикации А. А. Шахматова «Из области новейшего народного творчества» (журнал «Живая старина» за 1909 год, кн. 70-71, вып. 2-3, стр. 162-177), «Мордовский этнографический сборник» (СПб., 1919; см. особенно с. 1-56 и 621666), «Eine mordvinische Veberlieferung uber die Herkunft der Moksa und Ersa» (ISFO и XXX 1813-1918) и др. Образцы индивидуального творчества мордовских писателей изредка печатались в переводе на русский язык. Примером является большой поэтический сборник одного из зачинателей мордовской литературы З. Ф. Дорофеева, вышедший в 1912 году под названием «Песни и думы народного учителя» (Москва, типография «Орион»).

У истоков традиций мордовской реалистической литературы находятся прежде всего произведения полупрофессиональных литераторов - «рассказы» и «жизнеописания» Р. Ф. Учаева и В. С. Саюшкина, «воспоминания» и различного рода «истории» И. А. Цыбина, Т. Е. Завражнова и С. А. Ларионова, поэмы сказочного типа И. Т. Зорина («Песня о старике Чимбулате», «Кияжинская песня» и др.). Эти авторы в своих произведениях впервые в истории мордовской литературы сделали попытку художественно отразить социальные, нравственные и морально-этические представления мордвина на основе творческой обработки мотивов и образов устного народного творчества и письменных образцов русской художественной и научной литературы (1, с. 557).

«Жизнеописания» и «Воспоминания» Р. Ф. Учаева, В. С. Саюшкина и других авторов по своим содержательным и художественным признакам близки к особой разновидности литературных рассказов - рассказам-воспоминаниям. Им свойственна занимательность повествования о собственной жизни, метафоричность языка, диалогическая форма передачи описываемых событий и определенная стилевая публицистичность. Эти два произведения - уникальные произведения литера-

турно-художественного наследия мордовского народа. Они включают в себя литературные обработки различного рода мотивов мордовских исторических песен, ис-торизованных легенд и преданий.

Одной из особенностей утверждения мордовской реалистической литературы явилась русскоязычная форма литературного творчества. Наиболее интенсивно это явление развивалось на рубеже Х1Х-ХХ веков, когда выдвинулась значительная группа мордовских писателей-реалистов - выходцев из среды разбросанного по всей России мордовского крестьянства. В Пензенской губернии это был Ф. М. Чес-ноков, в Самарской - П. С. Глухов, в Саратовской - А. Я. Дорогойченко, на Урале -А. И. Завалишин. Особое место среди них принадлежит крупному и незаслуженно забытому писателю Степану Аникину (1868-1919).

Творчество С. Аникина - одна из малоизученных страниц истории как русской, так и мордовской литературы. Произведение «Холерный год» под названием «На холере (Из воспоминаний деревенского санитара)» за подписью «А-н» впервые было напечатано 24 и 30 апреля 1905 года в газете «Саратовский листок»; в значительно расширенном и переработанном виде - опубликован в январе 1913 года в первом номере «Вестника Европы». В письме к И. В. Жилкину от 6 июля 1912 года Аникин писал: «Послал сейчас в "Вестник Европы" рукопись "Холерный год (Из пережитого)". Рассказываю там о своих подвигах в 1892 году, как мы боролись с холерой».

Следует сказать несколько слов о других произведениях С. Аникина. Книга «Мордовские народные сказки» впервые была опубликована в Санкт-Петербурге в 1909 году, рассказ «Жить надо» с подзаголовком «Из дорожных впечатлений» -напечатан 13 мая 1903 года в газете «Саратовский дневник». Рецензент писал о рассказе: «Особенно привлекателен рассказ "Жить надо" - случайная дорожная встреча с обнищалыми татарами, блуждающими по Руси за пропитанием. Эта жалобная и покорная нищета, эти измученные нерусские лица остаются в памяти ...». Рассказ «Гараська-диктатор» был опубликован в третьем номере журнала «Русское богатство», рассказ «Стена глухая» - в октябре 1910 года в десятом номере «Вестника Европы, рассказ «Бунт» - в феврале 1912 года во втором номере «Вестника Европы». Рассказ «Странник » был послан С. Аникиным в 1911 году на второй Всероссийский литературный конкурс газеты «Биржевые ведомости». Там отметили его художественную ценность, и он был премирован в числе 10 лучших рассказов и напечатан в приложении к газете-журналу «Новое слово» (1911, № 6). По отзывам читателей рассказ был также премирован и напечатан повторно уже в самой газете: в утреннем и в вечернем выпусках (1911, 19-24 июля). Следующее произведение «Плодная осень» впервые было опубликовано 3 июня 1913 года в газете «Неделя современного слова», а с подзаголовком «Страничка из жизни медвежьего угла» за подписью «А.» рассказ «По общественным делам» был напечатан 13 марта 1905 года в газете «Саратовский листок». С небольшой правкой этот рассказ вошел в книгу «Деревенские рассказы». Лишь в конце 60-х годов ХХ века, когда в Саратове была издана первая посмертная книга рассказов С. Аникина «На Чардыме», писатели и литературоведы обратили пристальное внимание на его личность и наследие.

Авксентий Филиппович Юртов - предтеча мордовского просветительства - совместно с учениками Казанской учительской семинарии совершал этнографические поездки. Результатом таких экспедиций стали «Образцы мордовской народной словесности», куда были включены «Песни на эрзянском и некоторые на мокшанском наречии» (Казань, 1888) и «Сказки и загадки на эрзянском наречии мордовского языка с русским переводом» (Казань, 1883).

Через десять лет известный исследователь народов Поволжья И. Н. Смирнов

ЖМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ сентябрь-октябрь 5 (31) 2009 г.

назвал «Образцы...» крупнейшим вкладом в русскую литературу о мордве, указав, что они помогают понять историю, этнографию, верования народа. В своей известной книге «Мордва» (Казань, 1892) он обильно цитировал записанные Юртовым и Евсевьевым образцы мордовской словесности (3, с. 7).

На страницах журнала «Живая старина» были опубликованы «Мордовская свадьба» в её первом варианте (1892-1893), «Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии» (1914), иллюстрированные фотографиями М. Е. Евсевьева. В 1915 году в этом же издании вышла в свет его статья «Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии».

Таким образом, издания мордовской художественной литературы представлены:

- произведениями устного народного творчества;

- авторскими сочинениями;

- одами, приветствиями, речами, написанными преподавателями и студентами духовных семинарий.

Мордовская художественная книга конца XIX - начала XX века являет собой пример развивающегося направления в национальном книгоиздании.

Художественная книга представлена фольклорными и авторскими изданиями, написанными на русском языке. Это связано с тем фактом, что мордовская литература развивалась в контексте русской литературы. Издание произведений фольклора есть яркое выражение преемственности в национальной литературе, выражение связи литературы мордвы с народными истоками.

Примечания

1. Мордва: историко-культурные очерки / ред. В.А. Балашов. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. - 624 с.

2. Мордовские народные песни / сост. П. С. Кириллов; под ред. Ф. Ф. Советкина, В. В. Горбунова. - М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1957. - 271 с.

3. Смирнов И. Н. Несколько слов о русском влиянии на инородцев Казанского края / И. Н. Смирнов. - Казань: Тип. Императ. ун-та, 1887. - 8 с.

4. Тингаева Л. А. Формирование мордовской дооктябрьской литературы: дис. ... канд. филол. наук / Л. А. Тингаева. - Саранск, 1983. - 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.