Научная статья на тему 'Сбалансированные логистические показатели'

Сбалансированные логистические показатели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сбалансированные логистические показатели»

Д.С.Татарников

СБАЛАНСИРОВАННЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Научный руководитель О.А.Тупикова Какие факторы определяют долгосрочный успех компании?

Список ответов обычно выглядит следующим образом: команда, лидер, идея, люди, система управления, идеология, мечта, цель, миссия, технология, инновационное мышление... Список можно продолжить, но суть в том, что все эти факторы нематериальны. А развитые современные методы управления и анализа направлены в первую очередь на учет и анализ материальных факторов. Т.е. анализируем верхушку айсберга и делаем выводы, принимаем решения. Качество таких решений оставляет желать лучшего, чему свидетельство многочисленные провалы и международные скандалы.

Если включить временной аспект, то анализируемые финансовые результаты деятельности -это уже именно РЕЗУЛЬТАТЫ, а действия, факторы и причины, которые определили ТАКИЕ результаты лежат в прошлом. Следовательно, напрашивается вывод, что для того, чтобы предсказать, а еще лучше УПРАВЛЯТЬ получением нужного результата в будущем, нужно сегодня анализировать и управлять именно этими результатоопределяющими факторами.

Поэтому менеджмент с большим энтузиазмом воспринял появление технологии ССП (Система Сбалансированных Показателей)

ССП базируется на ряде базовых принципов

• Количество показателей должно быть ограничено (невозможно принимать эффективные управленческие решения, анализируя сотни и тысячи показателей)

• Показатели должны отражать как материальные, так и нематериальные активы и аспекты бизнеса

• Показатели должны отражать как результаты/цели, так и определяющие/опережающие факторы

• Показатели должны быть увязаны в систему (иначе компания может существенно снизить эффективность, пытаясь достичь противоречивых целей)

• Цели и стратегию необходимо наглядно визуализировать через Карту

• Цели и стратегия должны быть донесены до всех уровней исполнения и сотрудников

• Нельзя управлять тем, что нельзя измерить, следовательно цели и показатели эффективности должны быть измеримы. В том числе и показатели, отражающие нематериальные факторы.

Представленная карта как инструмент визуализации целей и стратегии является главным изобретени' ем Нортона и Каплана, отображает основную суть системы сбалансированных показателей. ; , ,

■ ■>' ! Ч •' ; . д\:', •' V;.'. - ■ • у >* '\ ; ; '^Гу I. £ У . ..'г •? .' : \ и' . •; УЗ?»? У

- '-(s п. ,'.-:! >.■/ * к-'?1 b :OH;::i v8 s.

Финансы- первая перспектива. Прибыль и другие финансовые показатели эффективности, конечно же важны. Если предприятие не будет экономически эффективным, то все его цели останутся мечтами, да и сам факт существования компании будет под вопросом. На финансовой перспективе мы наносим финансовые цели и стратегию. Например, увеличение прибыли и/или увеличение доходности инвестиций RO!

«Клиенты/Рынок»- вторая перспектива. Здесь может например быть две цели, увеличение продаж старым клиентам за счет повышения качества сервиса и увеличение продаж новым клиентам за счет географической экспансии.

«Бизнес-процессы»* третья перспектива. Для нашего примера ключевыми процессами будут сервисные (для повышения удовлетворенности существующих клиентов) и процессы, обеспечивающие географическую экспансию.

«Обучение/развитие»- заключительная перспектива. Здесь может быть поставлены цели поиска и обучения новых сотрудников (для программы географической экспансии) и формирование про-цессно-ориентированной корпоративной культуры (для системного повышения качества сервиса и достижения операционного превосходства по издержкам).

Какие преимущества предоставляет управление на основе Balanced Scorecard руководителю

компании?

• Оценить стратегию и цели

• Устранить разрыв между целями компании и их операционной реализацией

• Оперативно реагировать на изменения

• Оценить успешность любого затратного проекта

* Привязать цели компании к деятельности персонал

Появившиеся в начале 1990-х BSC-системы первого поколения коренным образом изменили представления об оценке обшей эффективности работы предприятия. Вместо исключительно ретроспективных финансовых метрик в них стали учитываться "опережающие индикаторы”, позволяющие прогнозировать возможный успех в будущем. Подобный расширенный набор метрик обогатил средства мониторинга, применяемые менеджерами для наблюдения за тем, как работает компания.

Вместе с первым поколением BSC появилось соответствующее программное обеспечение. Первые BSC-приложения, такие, как Geatia BSC (нынешнее название - Open Ratings), РВViews компании Panorama Business Views и CorManage компании CorVu. создавались как средства отчетности или как управленческие т*панели индикаторов" (dashboard). Несмотря на сравнительную простоту' этих инструментов, ранние версии оказали огромное влияние на развитие отрасли - это были первые приложения, объединившие финансовую и нефинансовую информацию и заложившие таким образом фундамент современных интегрированных систем стратегического управления. Основным достижением первого поколения BSC стала цветовая (’’красный - желтый - зеленый") система информирования о достижении целей. Эта простая система отчетности позволяла ответственным менеджерам быстро оценивать состояние предприятия и сосредоточивать свои усилия на требующих особого внимания участках, не "зарываясь" в горах отчетов.

В 1998 году организованная Капланом и Нортоном компания профессионального сервиса Balanced Scorecard Collaborative (BSCoI, http://wvm.bscoi.com) на основании описанных принципов разработала функциональные стандарты для BSC-приложений. Цель программы стандартов состояла в том, чтобы обеспечить дальнейший переход разработчиков ПО сбалансированных систем показателей от простой "панели индикаторов” менеджера к инструментальным средствам, которые можно применять для внедрения и управления стратегией. Со времени основания BSCol сертифицировала 16 приложений, которые соответствовали этим функциональным стандартам

• Oros Scorecard (ABC Technologies, недавно приобретена SAS); - -

• CorManage (CorVu);

• Crystal Decisions Balanced Scorecard (Crystal Decisions);

• FlexBI (FlexBl Technology);

• Open Ratings Balanced Scorecard (Open Ratings, ранее Gentia); ,

• Hyperion Performance Scorecard (Hyperion Solutions Corp.); ' , , ^

• Performance Plus (InPhase Software); ... . ....

• Oracle Balanced Scorecard (Oracle); . ......

• Pbviews (Panorama Business Views); : . , \ - >

-v • PeopleSoft Balanced Scorecard(PeopleSoft); .

• Strat&Go (Procos); ..., ..... .:_ r..., tw,-... .>

• Balanced Scorecard Manager (ProDacapo); .. s

• QPR Scorecard (QPR); •

. • SAP SEM (SAP AG): •,

• SAS Solution for Balanced Scorecard (SAS Institute); ^ - - .•••: .- •r v , :

• Strategos (Vision Grupo Consultores). p...,,,,,,.-.. .

/, r , .... . ' 4 '

*у11 ; jH.’.ii i ; i Rf г > ?•!>.., ^,

y жугул-^ ■'/у:и:и-л у Е.Ю,Топкало

г

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В системе образования России наметились кардинальные изменения в её статусе. Наряду с сохранением государственного образовательного сектора происходит рост числа новых участников образовательного рынка. В этой связи перед системой высшего профессионального образования встают две группы новых задач. Одна из них обусловлена необходимостью обеспечения мониторинга и качества процесса обучения. Вторая — повышением эффективности управления финансовыми ресурсами вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.