* Привязать цели компании к деятельности персонал
Появившиеся в начале 1990-х BSC-системы первого поколения коренным образом изменили представления об оценке обшей эффективности работы предприятия. Вместо исключительно ретроспективных финансовых метрик в них стали учитываться "опережающие индикаторы”, позволяющие прогнозировать возможный успех в будущем. Подобный расширенный набор метрик обогатил средства мониторинга, применяемые менеджерами для наблюдения за тем, как работает компания.
Вместе с первым поколением BSC появилось соответствующее программное обеспечение. Первые BSC-приложения, такие, как Gentia BSC (нынешнее название - Open Ratings), PB Views компании Panorama Business Views и CorManage компании CorVu. создавались как средства отчетности или как управленческие т*панели индикаторов" (dashboard). Несмотря на сравнительную простоту' этих инструментов, ранние версии оказали огромное влияние на развитие отрасли - это были первые приложения, объединившие финансовую и нефинансовую информацию и заложившие таким образом фундамент современных интегрированных систем стратегического управления. Основным достижением первого поколения BSC стала цветовая (’’красный - желтый - зеленый") система информирования о достижении целей. Эта простая система отчетности позволяла ответственным менеджерам быстро оценивать состояние предприятия и сосредоточивать свои усилия на требующих особого внимания участках, не "зарываясь" в горах отчетов.
В 1998 году организованная Капланом и Нортоном компания профессионального сервиса Balanced Scorecard Collaborative (BSCoI, http://www.bscof.com) на основании описанных принципов разработала функциональные стандарты для BSC-приложений. Цель программы стандартов состояла в том, чтобы обеспечить дальнейший переход разработчиков ПО сбалансированных систем показателей от простой "панели индикаторов” менеджера к инструментальным средствам, которые можно применять для внедрения и управления стратегией. Со времени основания BSCol сертифицировала 16 приложений, которые соответствовали этим функциональным стандартам
• Oros Scorecard (ABC Technologies, недавно приобретена SAS); - -
• CorManage (CorVu);
• Crystal Decisions Balanced Scorecard (Crystal Decisions);
• FlexBI (FlexBl Technology);
• Open Ratings Balanced Scorecard (Open Ratings, ранее Gentia); ,< ri'
V • Hyperion Performance Scorecard (Hyperion Solutions Corp.); ' , , ^
• Performance Plus (JnPhase Software);
• Oracle Balanced Scorecard (Oracle); . ...... t. ,.v
• Pbviews (Panorama Business Views); : . , ' - >
-V • PeopleSoft Balanced Scorecard(PeopleSoft); '
• Strat&Go (Procos); ......., ..... .: г...,
• Balanced Scorecard Manager (ProDacapo); • s
• QPR Scorecard (QPR); •
. . SAP SEM (SAP AG):
• SAS Solution for Balanced Scorecard (SAS Institute); ,. ,•... ,,.1V
• Strategos (Vision Grupo Consultores). ,, -...v.,..
/, r , .... » ' ' 4 '
* ?4 ' ,‘ii ; ^ jH.’.il i ■ VÓ ; i R< ¿ у ' : <
" r; iosiarps- ixvrsji- ^ ■■■■>* ■'/у:а:ц-л Е.ЮДопкало
r
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
В системе образования России наметились кардинальные изменения в её статусе. Наряду с сохранением государственного образовательного сектора происходит рост числа новых участников образовательного рынка. В этой связи перед системой высшего профессионального образования встают две группы новых задач. Одна из них обусловлена необходимостью обеспечения мониторинга и качества процесса обучения. Вторая — повышением эффективности управления финансовыми ресурсами вуза.
Повышение качества процесса обучения в вузе напрямую связано с эффективным управлением государственными расходами в системе высшего профессионального образования. В период реформирования высшей школы возникает потребность не только в оценке результативности бюджетных расходов на ее развитие, но и в переходе на новую концепцию финансирования на основе эффективного использования всех источников финансового обеспечения вуза.
Ключевую роль в системе управления финансовыми потоками высшей школы играет бюджет вуза. Бюджет вуза - это система образования и расходования средств, предназначенных для достижения миссии и выполнения стратегии, сформулированных учредителями вуза.
Для эффективной постановки системы бюджетирования в высшей школе необходимо исследовать ее сущность, основные принципы и цели построения, детализировано содержательное наполнение каждого элемента вузовского бюджетирования.
Анализ подходов различных научных школ к определению сущности бюджетирования позволил заключить, что вузовское бюджетирование представляет собой не только систему и технологию, но и процесс, который подобно бюджетному процессу на уровне государства выражает последовательность составления, утверждения, исполнения и контроля за исполнением всей совокупности бюджетов вуза. Вместе с тем бюджетирование - это один из наиболее эффективных инструментов управления финансами вуза. Внутривузовское бюджетирование следует рассматривать как ключевой элемент стратегического управления финансовыми ресурсами вуза, при этом стратегия развития финансово-экономической деятельности вуза неразрывна с методологией и инструментарием внутри вузовского бюджетирования.
Разработка системы вузовского бюджетирования5 ориентированного на результат, в российских вузах должна строиться с учетом специфических факторов. Во-первых, введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) меняет внешние условия финансово-хозяйственной и образовательной деятельности вузов. Во-вторых, получают развитие новые инструменты управления финансовыми потоками вузов - государственные именные финансовые обязательства, образовательные кредиты, целевая контрактная подготовка и другие. В-третьих, при определении источников финансирования высшей школы необходимо учитывать последствия демографического кризиса. В-четвертых, ускоренное развитие частного сектора высшего образования существенно обострило конкуренцию на этом рынке.
К основным направлениям адаптации методологии бюджетирования к особенностям управления финансовой результативностью образовательной деятельности высшей школы России относятся следующие. Первое из них - приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом изменений структуры и функций федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам. Второе направление состоит в обеспечении повышения надежности среднесрочного прогнозирования объемов ресурсов, доступных вузам в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики. Третье направление — формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов образовательной деятельности вузов. Четвертое направление — совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета вуза в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты образовательной деятельности.
Управление государственными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем за его исполнением. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности государственных расходов. Меры совершенствования бюджетного процесса могут оказывать локальный эффект, а могут приводить к радикальным изменениям. Именно к таким изменениям приводит внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, или программно-целевого бюджетирования, меняющего в корне не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления государственными (муниципальными) расходами. Бюджетирование, ориентированное на результат, яв-
ляется наиболее известным современным методом повышения эффективности бюджетных расходов. В Российской Федерации система бюджетирования, ориентированного на результат, начала набирать свою актуальность с 2004-2006 гг. Актуальность внедрения результативного бюджетирования на уровне государственного образования вызвана необходимостью внесения изменений в существующие подходы к планированию и осуществлению функционирования вузов с происходящими изменениями в экономике и социальной сфере, проводимой административной реформой и объясняется наличием следующих причин:
- традиционные методы повышения эффективности расходов бюджета (в первую очередь открытые конкурсы, усиление финансовой дисциплины и казначейские технологии) практически исчерпали себя и не могут решить проблем несбалансированности бюджета или недостаточно высокого качества бюджетных услуг;
- необходимы радикальные меры по сокращению расходов при одновременном удержании прежних позиций в части достигнутого уровня оказания бюджетных услуг; - к
- бюджет перестал быть полноценным инструментом управления, возрастают масштабы нецелевого расходования бюджетных средств. Одним из существенных факторов, отрицательно влияющих на эффективность системы управления бюджетными ресурсами муниципального образования, является используемая в настоящее время традиционная затратная модель бюджетирования.
Бюджетирование, ориентированное на результат, позволит муниципальным образованиям прекратить практику затратного финансирования и выбрать приоритетные расходные направления в соответствии с поставленными целями и задачами, заложенными в стратегическом плане развития государственного образования.
Следовательно, переход на программно-целевое бюджетирование требует одновременного реформирования принципов управления - перехода от административных методов к использованию хозяйственной деятельности. Грамотно поставленное бюджетирование позволит решить множество проблем в сфере управления государственным образованием, в том числе позволит оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета, повысить результативность функционирования вузов и качество предоставляемых услуг, выявить и проконтролировать финансовые потоки вузов и их подразделений.
о ;г м>• Л.И.Шаповалова НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА
Регулирование рынка труда является важнейшим направлением социально-экономической политики государства, связанным с формированием, распределением, перераспределением и использованием трудового потенциала страны. Сложность регулирования рынка труда заключается в специфике и противоречиях современного этапа социально-экономического развития России. По мнению экспертов проблемы в сфере социально-трудовых отношений слишком остры, а успехи весьма скромны. Неразвитый, разбалансированный рынок труда не способствует эффективном) использованию трудового потенциала и сдерживает развитие экономики. Одной из причин этого является ос* лабление роли государства в экономике и в трудовой сфере в частности.
Необходимость государственного регулирования сферы трудовых отношений объясняется рядом Причин: V
1. Проблема занятости - это макроэкономическая проблема, затрагивающая интересы всего
общества и влияющая на важнейшие социально-экономические процессы. Ее решение : ' 1 ‘ требует государственного подхода и государственной политики.
; 2. Рынок труда характеризуется жестким противостоянием наемных работников и работода-
телей, преследующих разные цели. Конфликт целей требует г осударственного правого регулирования.
3. Сфера трудовых отношений наиболее уязвима в периоды экономических спадов и реформ и, следовательно, более чем любая другая нуждается в государственной финансовой поддержке.