Научная статья на тему 'Сбалансированная система показателей и информационные технологии'

Сбалансированная система показателей и информационные технологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1501
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / BALANCED SCORECARD / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOFTWARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крылов С. И.

Предмет. В современных условиях практическая реализация концепции сбалансированной системы показателей без какой-либо поддержки с помощью информационных технологий крайне затруднительна. В этой связи все большую актуальность приобретает проблема разработки программных продуктов для автоматизации сбалансированной системы показателей. Цели. В настоящей статье, исходя из зарубежного опыта, автор сосредоточивается на проблеме применения соответствующих информационных технологий для автоматизации сбалансированной системы показателей, целью чего является повышение эффективности и расширения возможностей сбалансированной системы показателей как инструмента стратегического управления предприятием. Методология. Методологией исследования служат концепция сбалансированной системы показателей Р. Каплана и Д. Нортона и существенные требования к ее программному обеспечению. Результаты. В статье показано, что практическая реализация концепции сбалансированной системы показателей без какой-либо поддержки с помощью информационных технологий возможна только в очень небольших проектах. Роль программного обеспечение при внедрении сбалансированной системы показателей зависит от типа реализации проекта. Вариант автоматизации сбалансированной системы показателей для каждой конкретной компании во многом определяется ее спецификой. При выборе программного обеспечения для сбалансированной системы показателей на первом месте находится критерий реализации в программном обеспечении ее управленческой логики. При выборе информационно-технологического решения для автоматизации сбалансированной системы показателей должно действовать следующее правило: структура следует за стратегией. Программное обеспечение для поддержки сбалансированной системы показателей представлено не только зарубежными программными продуктами, но и отечественными разработками. Выводы. Сделан вывод о том, что обеспечение сбалансированной системы показателей информационными технологиями позволяет повысить результативность ее использования на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Balanced scorecard and information technologies

Subject In modern conditions, the practical implementation of the balanced scorecard concept is extremely difficult without information technology support. Therefore, the issue of developing the software for the balanced scorecard automation becomes increasingly important. Objectives Based on international experience, the study focuses on the use of appropriate information technologies to automate the balanced scorecard system. The purpose of the automation is to increase the efficiency and capabilities of the balanced scorecard as a tool for strategic management of the enterprise. Methods The methodology of the research draws on the concept of balanced scorecard introduced by R. Kaplan and D. Norton, and substantial requirements to the relevant software. Results The article shows that without any support through information technologies, the balanced scorecard concept is applicable to few projects only. The role of software in the balanced scorecard system implementation depends on the project type. The balanced scorecard automation for each particular company is subject to the company specifics. When selecting software for the balanced scorecard, the priority is the criterion of management logic implementation. When selecting information technology solutions to automate balanced scorecard, the structure-follows-strategy rule should work. Both foreign and domestic software developers provide products to support the balanced scorecard system. Conclusions The IT support to the balanced scorecard enables to improve the efficiency of the system’s practical use.

Текст научной работы на тему «Сбалансированная система показателей и информационные технологии»

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

Информационные системы в бухгалтерском учете и аудите СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ* Сергей Иванович КРЫЛОВ

доктор экономических наук, профессор кафедры учета, анализа и аудита, Уральский федеральный университет

им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Российская Федерация

[email protected]

Аннотация

Предмет. В современных условиях практическая реализация концепции сбалансированной системы показателей без какой-либо поддержки с помощью информационных технологий крайне затруднительна. В этой связи все большую актуальность приобретает проблема разработки программных продуктов для автоматизации сбалансированной системы показателей.

Цели. В настоящей статье, исходя из зарубежного опыта, автор сосредоточивается на проблеме применения соответствующих информационных технологий для автоматизации сбалансированной системы показателей, целью чего является повышение эффективности и расширения возможностей сбалансированной системы показателей как инструмента стратегического управления предприятием.

Методология. Методологией исследования служат концепция сбалансированной системы показателей Р. Каплана и Д. Нортона и существенные требования к ее программному обеспечению.

Результаты. В статье показано, что практическая реализация концепции сбалансированной системы показателей без какой-либо поддержки с помощью информационных технологий возможна только в очень небольших проектах. Роль программного обеспечение при внедрении сбалансированной системы показателей зависит от типа реализации проекта. Вариант автоматизации сбалансированной системы показателей для каждой конкретной компании во многом определяется ее спецификой. При выборе программного обеспечения для сбалансированной системы показателей на первом месте находится критерий реализации в программном обеспечении ее управленческой логики. При выборе информационно-технологического решения для автоматизации сбалансированной системы показателей должно действовать следующее правило: структура следует за стратегией. Программное обеспечение для поддержки сбалансированной системы показателей представлено не только зарубежными программными продуктами, но и отечественными разработками. Выводы. Сделан вывод о том, что обеспечение сбалансированной системы показателей информационными технологиями позволяет повысить результативность ее использования на практике.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

История статьи:

Принята 24.07.2015 Одобрена 17.08.2015

УДК 005.52

JEL: C88, M10, M15, M49

Ключевые слова:

сбалансированная система показателей, информационные технологии, программное обеспечение

Концепция сбалансированной системы показателей (ССП) - один из важнейших инструментов стратегического управленческого учета, используемого стратегическим менеджментом, - была разработана американскими учеными Робертом Капланом и Дейвидом Нортоном в начале 1990-х гг. [1, 2] и получила дальнейшее развитие в трудах как этих [3-12], так и других ученых-экономистов (например, [13-19]). Указанная концепция была неоднократно успешно опробована на практике в странах с развитой рыночной

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральском федеральном университете им. первого Президента России Б.Н. Ельцина.

экономикой (США, Германии и т. д.) и завоевала широкое международное признание.

Популяризируя и развивая указанную концепцию, автор статьи в своих предыдущих публикациях1 [20] охарактеризовал сбалансированную систему показателей как аналитический инструмент стратегического управления коммерческой организацией (предприятием) в условиях современной рыночной экономики, раскрыл ее особенности для государственных и некоммерческих организаций, рассмотрел тактический аспект

1 Крылов С.И. Сбалансированная система показателей как аналитический инструмент стратегического управления в условиях современной рыночной экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 24. С. 2-10.

сбалансированной системы показателей, проявляющийся в ее взаимосвязи с бюджетированием, разработал теоретико-методологические основы анализа стратегических аспектов хозяйственной деятельности коммерческой организации на основе ССП, осветил процессы формирования и каскадирования сбалансированной системы показателей, обозначил ее место и роль в стоимостно ориентированном управлении и управлении рисками, а также исследовал стратегический анализ как основу формирования ССП.

В представленной статье, опираясь на зарубежный опыт [3, 4, 7, 13, 14], автор сосредоточивается на проблеме обеспечения сбалансированной системы показателей информационными технологиями, что позволяет повысить результативность ее использования на практике.

Практика работы иностранных компаний показывает, что практическая реализация концепции ССП без какой-либо поддержки с помощью информационных технологий (ИТ-поддержки) возможна только в очень небольших проектах. Если компания собирается разрабатывать сбалансированные системы показателей для нескольких структурных подразделений и периодически их пересматривать (уточнять, корректировать), то без использования преимуществ информационно-технических решений не обойтись.

Роль, которую играет программное обеспечение при внедрении сбалансированной системы показателей, зависит от типа реализации проекта. Есть существенная разница между потребностями в ИТ-поддержке на этапе разработки системы, на этапе пилотного внедрения, а также на этапе продолжительного использования построенной системы.

На этапе разработки системы задача ИТ-решения состоит в документировании результатов.

На этапе текущего использования системы основная задача программного обеспечения заключается в реализации каскадирования ССП на низовые уровни организационной иерархии. Тем самым обеспечивается возможность использования ССП по всему предприятию и техническая реализуемость задач, которые выполняют отдельные исполнители.

Следующая задача ИТ-решений - сбор и предо ставление данных для различных управленческих систем и проведения анализа (табл. 1).

Для первого этапа интеграции сбалансированной системы показателе й вполне пригодны стандартные продукты Microsoft (Excel или Access). Низкие инвестиционные риски, связанные с использованием этих программных продуктов, и их

Таблица 1

Поэтапная ИТ-поддержка сбалансированной системы показателей

этап Продолжительность этапа Особенности этапа

Разработка ССП До 6 мес. Документация результатов ССП.

Локальное использование на компьютере.

Нет связи с существующими банками данных

Внедрение ССП и первые шаги применения (пилотные проекты)

От 6 до 18 мес.

Активное использование ССП в практике работы компании.

Децентрализованное использование и координация содержания ССП отдельных структурных подразделений (пилотные проекты).

Функциональность ввода данных и отчетов, ориентированная на потребности пользователей.

Ручной ввод данных и экспорт/импорт данных в продукты Microsoft Office

Текущее использование ССП как системы управления

Текущее использование

Использование ССП во всех подразделениях компании. Привязка к банкам данных и к Интернету. Интеграция в бизнес-процессы.

Обширные возможности анализа (функция Drill-Down) и моделирования.

Значительный объем инвестиций

Источник: составлено автором по данным [13, 14].

функциональность вполне достаточны для первого опыта использования CC^

Как показывают результаты опроса [13], большинство компаний, построивших сбалансированную систему показателей, в перспективе используют только эти решения. Применение профессиональных программных продуктов, автоматизирующих CC^ пока редкость. Многие компании не используют всех имеющихся возможностей ИТ-поддержки сбалансированной системы показателей.

Еще в 2000 г. на рынке практически не было решений по автоматизации сбалансированной системы показателей. C тех пор ситуация кардинальным образом изменилась. Многие ИТ-компании открыли для себя рынок приложений по автоматизации задач компаний в этой области, и сегодня практики могут выбрать то или иное решение из достаточно большого ассортимента вариантов, что можно рассматривать как определенную сложность. В табл. 2 представлены несколько примеров приложений, предназначенных для автоматизации задач CC^

Комплексные решения предлагают производители программных продуктов в категории Corporate Performance Management (CPM). Такие комплексные решения увязывают воедино многие экономические концепции - планирование, бюджетирование, консолидацию и сбалансированную систему показателей в рамках единой управленческой системы. Cпециальные программные продукты, напротив, специализируются на автоматизации задач CC^ Такие продукты имеют ряд преимуществ, прежде всего в том, что касается автоматизации специальных задач (например, составления стратегических карт или каскадирования для нескольких структурных подразделений). Высокой гибкостью и возможностью индивидуальной настройки характеризуются так называемые MIS/OLAP-решения. Еще одна возможность заключается в построении индивидуальных решений для конкретной компании на базе приложений Business Intelligence и уже существующих продуктов. Ильная сторона такой концепции - высокая гибкость и обширные возможности анализа. бедующая возможность связана с использованием индивидуального решения в чистом виде. Такое решение призвано быть максимально адаптированным к специфике конкретного предприятия. Недостаток такого варианта - значительные затраты времени и иных ресурсов на разработку программного обеспечения и его внедрение.

Таблица 2

Структуризация программных решений, используемых для автоматизации задач сбалансированной системы показателей

Категория программных решений Примеры программных решений

CPM Suites Strategic Enterprise Management

(SAP).

E-Business Suite (Oracle).

SAS 9 (SAS).

CPM Suite (Cognos).

Business Performance Measurement

Suite (Hyperion).

Другие

Cпециальные CCD-решения QRP Scorecard (QRP Software). Strat & Go (Procos). ARIS BSC (IDS Scheer). CP-MIS \ BSC (Corporate Planning). Другие

TM1 (Applix). Alea (MIS).

MIK-OLAP (MIK). Другие_

Cобственные разработки (например, T-Systems).

MS Excel (например, H&P BSC-Tool).

MS Access.

Другие_

Источник: составлено автором по данным [13, 14].

Какой вариант выберет конкретная компания, во многом зависит от ее специфики.

Выбор программного продукта для решения той или иной задачи базируется на анализе технических характеристик и функциональности продукта. Технические характеристики и функциональность определяются и «взвешиваются» конкретной компанией - это осуществляется в рамках структурированного процесса выбора программного обеспечения. Кроме того, важна информация о поставщике программного обеспечения, например условия поставки, рекомендации и характеристика самой компании.

При выборе программного обеспечения для сбалансированной системы показателей на первом месте находится критерий реализации в

Индивидуальные разработки с решениями в области Business Intelligence

Прочие

индивидуальные разработки

программном обеспечении управленческой логики ССП.

Дело в том, что сбалансированная система показателей - это не одностраничный отчет с показателями, который заполняется на основании тех или иных алгоритмов информацией из имеющихся банков данных. Это и не несколько измененный ежемесячный отчет для топ-менеджера. Сбалансированная система показателей - это в первую очередь инструмент структурированного описания стратегических целей, определения связей между ними и подбора показателей, на основе которых будет оцениваться степень достижения целей. Массив цифр является неизбежной частью ССП, но он играет второстепенную роль.

И все-таки программные решения могут оказать значительную поддержку (которую нельзя недооценивать) при разработке и применении сбалансированной системы показателей. При этом подходящее программное обеспечение для поддержки ССП, как правило, должно удовлетворять следующим существенным требованиям:

1. В программном обеспечении должна быть заложена возможность документирования содержательных результатов процесса создания ССП.

2. Непосредственная (on-line) возможность располагать информацией и выводами, релевантными для ССП.

3. Ручной и автоматизированный сбор данных в рамках планирования и системы отчетности.

4. Проведение анализа и составление отчетов должны отражать процесс достижения целей.

В табл. 3 раскрывается содержание перечисленных существенных требований посредством приведения перечня составляющих их основных специфических требований сбалансированной системы показателей к программному обеспечению. В этом перечне нет общих требований к программным решениям (например, удобная работа пользователей или способность работы в единой сети).

Большое число требований, предъявляемых к ИТ-решениям по ССП, позволяет сделать вывод, что какую-либо общую оценку имеющимся на рынке решениям дать довольно сложно. Сертификаты тех или иных программных продуктов подтверждают, что программный продукт в целом соответствует базовым требованиям, но вряд ли может рассматриваться как критерий выбора. Перед выбором того или иного программного обеспечения

следует провести подробный анализ имеющихся вариантов с учетом специфики компании [13].

К примеру, государственные учреждения и организации Западной Европы и США в последние годы стали активно интересоваться сбалансированной системой показателей и возможностью ее автоматизации. Эти организации используют специфическое программное обеспечение, доступное только на английском языке. Предприятия, которые используют концепцию Corporate Performance Management, выстраивают архитектуру, соответствующую логике ССП. Компании средних размеров, использующих ССП только на вернем уровне управления, могут пользоваться простым с точки зрения функциональности решением. Крупные транснациональные концерны нуждаются в решении, основанном на использовании сети Интранет.

Интеграция сбалансированной системы показателей с другими управленческими системами - планирования и бюджетирования, проект-менеджмента или стоимостно ориентированного управления - также важный фактор. ИТ-решения по сбалансированной системе показателей имеют многочисленные «шлюзы» с другими техническими системами. Информация из ССП может быть передана в системы оперативного управления компанией (например, в ERP-системы, SAP R/3). При этом не следует забывать, что именно управленческие концепции определяют требования к программным продуктам, а не возможности программных продуктов формируют систему управления компанией. Сбалансированная система показателей должна рассматриваться как часть общей системы управления, в том числе с точки зрения технического аспекта.

При выборе ИТ-решения для автоматизации сбалансированной системы показателей должно действовать следующее правило: структура следует за стратегией. Обратный подход к построению системы управления организацией, предполагающий сначала приобретение программного продукта, а затем уже разработку концепции управления, включая ССП, как правило, обречен на неудачу.

Выбирая программный продукт для автоматизации сбалансированной системы показателей, следует учитывать мнение как внутренних, так и внешних экспертов. Алгоритм работы при этом может быть следующим:

1. Описание текущей ситуации и определение этапов построения сбалансированной системы показателей.

Таблица 3

Требования к программной поддержке ССП

Существенное требование Специфические требования

Содержательная документация Свободный выбор числа составляющих ССП.

Вербальная формулировка целей и комментарии. Возможность выбора и измерения показателей.

Регистрация плановых и фактических значений за несколько периодов.

Регистрация стратегических мероприятий.

Автоматизированный и ручной ввод информации.

Представление стратегических карт для каждой ССП Удобство для пользователей Функциональность «stand-alone».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможность включения в Интранет.

Распределение прав пользователей и права доступа.

Индивидуально настраиваемые управленческие «кокпиты».

Простая навигация по составляющим ССП и отдельным отчетам.

Значительные возможности визуализации (MS Office Look and Feel).

Возможность использования нескольких языков Сбор данных - автоматизи- Возможность ручного ввода данных напрямую в ПО.

рованный и вручную Распределенный ввод информации.

Свободная настройка «масок» ввода информации.

Удобное меню.

Drag & Drop.

Upload из программ MS Office (например, Excel).

Автоматизированное представление информации из хранилища данных. Стандартные связи с форматами отчетов. Менеджмент изменений

Анализ и составление отчетов Рассмотрение отклонений от достижения целей и их причин внутри ССП.

Автоматизированный процесс Drill Down от ССП верхнего уровня к ССП нижнего уровня и анализ отклонений.

Анализ хода реализации проекта (выполнения мероприятий).

Гибкие отчеты для различных возможностей распечатки на бумаге.

Отчеты, удобные для проведения on-line-презентаций при помощи мультимедийного проектора.

Индивидуально настраиваемые отчеты и аналитика. Управление на основе каскадирования ССП

Источник: составлено автором по данным [13, 14].

2. Анализ рынка и предварительный выбор.

3. Разработка подробного технического задания.

4. Окончательный выбор поставщика программного обеспечения.

5. Построение прототипа, адаптированного к нуждам конкретного клиента.

Важным этапом выбора программного обеспечения для сбалансированной системы показателей

является правильное описание исходной ситуации и прогнозирование будущего сценария использования этой системы в компании.

Процесс внедрения программного продукта может претендовать на успех только в том случае, если в нем участвуют пользователи из разных функциональных подразделений компании и им помогают квалифицированные поставщики самого продукта, понимающие потребности конкретного предприятия.

Зачастую процесс внедрения программного продукта предваряется процессом обучения персонала. Но традиционное деление процесса обучения на две части: обучение концепции и обучение возможностям ИТ-реализации - в случае со сбалансированной системой показателей нецелесообразно. Обучение должно включать объяснение, какие управленческие возможности открывает использование ССП, и описание возможностей того или иного технического решения. Разумеется, различные группы пользователей сбалансированной системы показателей в компании могут иметь различные потребности в обучении - и этот факт также следует учитывать.

Рассмотрев зарубежный опыт автоматизации сбалансированной системы показателей, следует отметить, что существуют подобного рода ИТ-решения отечественной разработки, наиболее известным из которых является программный продукт «1С-ВИПАнатех-ВДГБ: АВ^^С. Сбалансированная система показателей», разработанный фирмой «1С» на платформе «1С: Предприятие 8» и реализующий метод ССП для оперативного управления стратегическим развитием компании.

Основным назначением данного программного продукта является построение сбалансированной системы показателей, позволяющей выбрать оптимальный набор показателей для оценки эффективности работы организации (компании) с учетом поставленных целей.

Встроенный графический редактор позволяет создавать различные диаграммы, размещать на них стратегические цели, ключевые показатели, мероприятия и исполнителей, а также определять связи между ними.

Пользователь может определять влияние ключевых показателей на достижение стратегических целей компании, рассчитать величину достижения каждой цели, определять эффективность проводимых мероприятий.

Основными пользователями продукта являются компании, формирующие свои бизнес-процессы согласно стратегическим планам компании и вырабатывающие системы оценки достижения поставленных целей.

Целевыми пользователями продукта в компаниях являются топ-менеджеры - лица, принимающие решения и ответственные за стратегическое развитие компании.

Функциональными возможностями программного

продукта «1С-ВИПАнатех-ВДГБ: АВ^^С.

Сбалансированная система показателей» являются:

1. Построение сбалансированной системы показателей на предприятии, предполагающее описание стратегических целей предприятия, бизне с-проце ссов или структурных подразделений в рамках определенных стратегий и перспектив (т.е. составляющих ССП); увязка стратегических целей бизнес-процессов или структурных подразделений со стратегическими целями предприятия; определение ключевых показателей эффективности; расчет их целевых и фактических значений; разработка мероприятий, влияющих на степень достижения поставленных целей; определение ответственных лиц за цели и мероприятия.

2. Использование графического мастера построения диаграмм, позволяющее построение карт целей предприятия и бизнес-процессов, которые отражают взаимное влияние их стратегических целей в разрезе стратегий и перспектив; диаграммы целей, которая отражает влияние стратегических целей бизнес-процессов на определенную стратегическую цель предприятия; диаграммы ключевых показателей, которая отражает связи ключевых показателей с определенной стратегической целью бизнес-процесса; дерева показателей - графического представления взаимосвязи ключевых показателей; организационной диаграммы - графического представления организационной структуры предприятия.

3. Формирование аналитической базы данных для хранения построенных диаграмм, исходных данных, а также истории изменения ключевых показателей и истории изменения переменных для определения значений расчетных показателей, что позволяет определять динамику достижения поставленных целей за установленные периоды времени.

4. Проведение анализа и формирование аналитических отчетов, содержащих информацию по разработанной сбалансированной системе показателей на предприятии, представленной в разрезе стратегий, перспектив, целей и ключевых показателей эффективности; графическое и табличное представление данных о степени достижения стратегических целей и выполнения ключевых показателей; табличное представление данных о мероприятиях, запланированных для достижения поставленных стратегических целей.

Как видно из приведенной ранее характеристики, отечественный программный продукт «1С-ВИПАнатех-ВДГБ: ABIS.BSC. Сбалансированная система показателей» в целом соответствует основным требованиям, предъявляемым к программному обеспечению для поддержки ССП.

Итак, подводя черту под рассмотрением проблемы обеспечения сбалансированной системы показателей информационными технологиями, позволяющего повысить результативность ее использования на практике, сделаем ряд выводов:

• практическая реализация концепции ССП без какой-либо поддержки с помощью информационных технологий (ИТ-поддержки) возможна только в очень небольших проектах;

• роль, которую играет программное обеспечение при внедрении сбалансированной системы

показателей, зависит от типа реализации проекта;

вариант автоматизации сбалансированной системы показателей для каждой конкретной компании во многом зависит от ее специфики;

при выборе программного обеспечения для сбалансированной системы показателей на первом месте находится критерий реализации в программном обеспечении управленческой логики ССП;

при выборе ИТ-решения для автоматизации сбалансированной системы показателей должно действовать следующее правило: структура следует за стратегией;

программное обеспечение для поддержки ССП представлено не только зарубежными программными продуктами, но и отечественными разработками.

Список литературы

1. Kaplan R.S., Norton D.P. Putting the Balanced Scorecard to Work // Harvard Business Review. 1993. Vol. 71. № 5. Р. 134-142.

2. Kaplan R.S., Norton D.P. The Balanced Scorecard: Measures that Drive Performance // Harvard Business Review. 1992. Vol. 70. № 1. Р. 71-79.

3. Катан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2006. 214 c.

4. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Стратегическое единство: создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показателей. М.: Вильямс, 2006. 384 c.

5. Kaplan R. S. How the Balanced Scorecard Complements the McKinsey 7-S Model // Strategy and Leadership.

2005. Vol. 33. № 3. P. 41-46.

6. Kaplan R.S., Norton D.P. Measuring the Strategic Readiness of Intangible Assets // Harvard Business Review. 2004. Vol. 82. № 2. P. 52-63.

7. Kaplan R.S., Norton D.P. Strategy Maps: Converting Intangible Assets into Tangible Outcomes. Boston, Harvard Business School Press, 2004.

8. Kaplan R.S., Norton D.P. Execution Premium: Linking Strategy to Operations for Competitive Advantage. Harvard Business Press, 2008.

9. Kaplan R.S., Norton D.P. The Office of Strategy Management // Harvard Business Review. 2005. Vol. 83. № 10. P. 72-80.

10. Kaplan R.S., Norton D.P. The Strategy-Focused Organization: How Balanced Scorecard Companies Thrive in the New Competitive Environment. Boston, MA, Harvard Business School Press, 2000.

11. Kaplan R.S., Norton D.P. Using the Balanced Scorecard as a Strategic Management System // Harvard Business Review. 1996. Vol. 74. № 1. P. 75-85.

12. KaplanR.S., NortonD.P., RugelsjoenB. Managing Alliances with the Balanced Scorecard // Harvard Business Review. 2010. Vol. 88. № 1-2. P. 114-120.

13. Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvath & Partners. М.: Альпина Бизнес Букс,

2006. 484 c.

14. Ольве Н.-Г., Рой Ж., Ветер М. Сбалансированная система показателей. Практическое руководство по использованию. М.: Вильямс, 2006. 304 с.

15. Пирс IIДж., Робинсон Р. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2013. 560 с.

16. РамперсадХ. Универсальная система показателей. Как достигать результатов, сохраняя целостность. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 352 с.

17. Хервиг Р. Фридаг, Шмидт В. Сбалансированная система показателей: руководство по внедрению. М.: Омега-Л, 2006. 272 с.

18. Maisel L.S. Performance management: the Balanced Scorecard approach // Journal of Cost Management. 1992. № 2. P. 47-52.

19. N0rreklit H. The Balance on the Balanced Scorecard - a Critical Analysis of Some of its Assumptions // Management Accounting Research. 2000. № 11. Р. 65-88.

20. Крылов С.И. Развитие методологии анализа в сбалансированной системе показателей. М.: Финансы и статистика, 2010. 152 c.

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

Information Systems in Accounting and Auditing BALANCED SCORECARD AND INFORMATION TECHNOLOGIES Sergei I. KRYLOV

Ural Federal University named after First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Sverdlovsk Oblast, Russian Federation [email protected]

Abstract

Subject In modern conditions, the practical implementation of the balanced scorecard concept is extremely difficult without information technology support. Therefore, the issue of developing the software for the balanced scorecard automation becomes increasingly important. Objectives Based on international experience, the study focuses on the use of appropriate information technologies to automate the balanced scorecard system. The purpose of the automation is to increase the efficiency and capabilities of the balanced scorecard as a tool for strategic management of the enterprise.

Methods The methodology of the research draws on the concept of balanced scorecard introduced by R. Kaplan and D. Norton, and substantial requirements to the relevant software. Results The article shows that without any support through information technologies, the balanced scorecard concept is applicable to few projects only. The role of software in the balanced scorecard system implementation depends on the project type. The balanced scorecard automation for each particular company is subject to the company specifics. When selecting software for the balanced scorecard, the priority is the criterion of management logic implementation. When selecting information technology solutions to automate balanced scorecard, the structure-follows-strategy rule should work. Both foreign and domestic software developers provide products to support the balanced scorecard system.

Conclusions The IT support to the balanced scorecard enables to improve the efficiency of the system's practical use.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

The article is supported by the Publishing house FINANCE and CREDIT's Information Center at the Ural Federal

University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin.

References

1. Kaplan R.S., Norton D.P. Putting the Balanced Scorecard to Work. Harvard Business Review, 1993, vol. 71, no.5, pp. 134-142.

2. Kaplan R.S., Norton D.P. The Balanced Scorecard: Measures that Drive Performance. Harvard Business Review, 1992, vol. 70, no. 1, pp. 71-79.

3. Kaplan R.S., Norton D.P. Sbalansirovannaya sistema pokazatelei. Ot strategii k deistviyu [The Balanced Scorecard: Translating Strategy Into Action]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2006, 214 p.

4. Kaplan R.S., Norton D.P. Strategicheckoe edinstvo: sozdanie sinergii organizatsii s pomoschiu sbalansirovannoi sistemi pokazatelei [Alignment: Using the Balanced Scorecard to Create Corporate Synergies]. Moscow, Vil'yams Publ., 2006, 384 p.

5. Kaplan R. S. How the Balanced Scorecard Complements the McKinsey 7-S Model. Strategy and Leadership, 2005, vol. 33, no. 3, pp. 41-46.

6. Kaplan R.S., Norton D. P. Measuring the Strategic Readine ss of Intangible Assets. Harvard Business Review, 2004, vol. 82, no. 2, pp. 52-63.

7. Kaplan R.S., Norton D.P. Strategy Maps: Converting Intangible Assets into Tangible Outcomes. Boston, Harvard Business School Press, 2004.

Article history:

Received 24 July 2015 Accepted 17 August 2015

JEL classification: C88, M10, M15, M49

Keywords: balanced scorecard, information technology, software

Acknowledgments

8. Kaplan R.S., Norton D.P. Execution Premium: Linking Strategy to Operations for Competitive Advantage. Harvard Business Press, 2008.

9. Kaplan R.S., Norton D.P. The Office of Strategy Management. Harvard Business Review, 2005, vol. 83, no. 10, pp. 72-80.

10. Kaplan R.S., Norton D.P. The Strategy-Focused Organization: How Balanced Scorecard Companies Thrive in the New Competitive Environment. Boston, MA, Harvard Business School Press, 2000.

11. Kaplan R.S., Norton D.P. Using the Balanced Scorecard as a Strategic Management System. Harvard Business Review, 1996, vol. 74, no. 1, pp. 75-85.

12. Kaplan R.S., Norton D.P., Rugelsjoen B. Managing Alliances with the Balanced Scorecard. Harvard Business Review, 2010, vol. 88, no. 1-2, pp. 114-120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Horvath & Partners. Vnedrenie sbalansirovannoi sistemypokazatelei [Introducing the Balanced Scorecard]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2006, 484 p.

14. Olve N.-G., Roy J., Wetter M. Sbalansirovannaya sistema pokazatelei. Prakticheskoe rukovodstvo po ispolzovaniyu [Performance Drivers: A Practical Guide to Using the Balanced Scorecard]. Moscow, Vil'yams Publ., 2006, 304 p.

15. Pearce J.A., Robinson R.B. Strategicheskii menedzhment [Strategic Management]. St. Petersburg, Piter Publ., 2013.

16. Rampersad H. Universalnaya sistema pokazatelei. Kak dostigat' resultatov, sokhranyaya tselostnost' [Total Performance Scorecard: Redefining Management to Achieve Performance with Integrity]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2006, 352 p.

17. Friedag H.R., Schmidt W. Sbalansirovannaya sistema pokazatelei: rukovodstvo po vnedreniyu [Balanced Scorecard: Strategien erfolgreich umsetzen]. Moscow, Omega-L Publ., 2006, 272 p.

18. Maisel L.S. Performance Management: the Balanced Scorecard Approach. Journal of Cost Management, 1992, no. 6 (2), pp. 47-52.

19. N0rreklit H. The Balance on the Balanced Scorecard - a Critical Analysis of Some of its Assumptions.

Management Accounting Research, 2000, no. 11, pp. 65-88.

20. Krylov S.I. Razvitie metodologii analiza v sbalansirovannoi sisteme pokazatelei [Developing the methodology of analysis in the Balanced Scorecard]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2010, 152 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.