Б01: 10.47026/2499-9636-2023-2-10-18
УДК 658(075) ББК 30.6
ИИ. ЗИГАНШИН, Т.Ю. СЕРЕБРЯКОВА
СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА КАК СУБЪЕКТ ФАКТОРОВ РИСКА
Ключевые слова: сбалансированное развитие, устойчивое развитие, экономическая сбалансированность регионов, система региональной экономики, риски.
Сбалансированность развития регионов в настоящее время является актуальной задачей, цель которой улучшить и выравнять качество жизни во всех регионах вне зависимости от природных и технологических условий.
Цель статьи заключается в изучении возможных рисков для региональной экономики или, наоборот, новых возможностей для развития в связи с существующими методами устойчивого и сбалансированного регионального развития. Материалы и методы. Материалами, использованными при исследовании, являются публикации ученых по проблемам сбалансированности регионального развития, набора показателей, ее характеризующих. Использовались методы: системный и ситуационный подходы, диалектический, логический, имитационное моделирование.
Результаты. Российский подход к сбалансированному развитию отражает равенство экономических возможностей для удовлетворения социальных потребностей населениярегионов в целях выравнивания качества жизни и обеспечения одинакового его уровня по всей стране. В этом смысле следует подходить и к проблеме сбалансированности региональных экономик. Предлагается сформировать для выявления рисков несбалансированности экономическую систему региона, состоящую из пяти компонентов, все они внутренние: 1) производственный комплекс; 2) агропромышленный комплекс; 3) социально-демографический комплекс; 4) финансово-денежный комплекс; 5) региональное управление. Система открыта и сообщается с федеративными компонентами и иными регионами. Основные рискообразующие факторы присутствуют в финансовом компоненте, действующем как внутри системы, так и во внешнем финансовом взаимодействии.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что, опираясь на предлагаемое формирование региональной экономической системы, можно выделить риски ее несбалансированности, с учетом которых настраивается система мониторинга финансовых рисков несбалансированной региональной экономики. Выводы. Внешние факторы возможностей в виде федеральных трансферов позволяют нивелировать неравенство регионов и обеспечивают их устойчивое развитие. Необходимо оценивать влияние этого внешнего фактора через эффективность регионального развития и финансовые угрозы безопасности.
Вопросы, связанные с региональной экономической политикой, являются очень важными, поскольку степень регионального развития экономики, а также ее экономическое состояние показывают региональную устойчивость в социальном аспекте, что является главной задачей государственного регулирования. Основной точкой зрения ученых в указанном контексте является тезис о сбалансированности развития регионов и их экономик, как основного фактора стабильности на мезоуровне. Сбалансированность регионального развития, как правило, исследуется с финансовой точки зрения, что вполне обоснованно, поскольку для государства - участника и регулятора экономического
вектора регионального развития - характерно регулирование именно денежных потоков, поступающих в регионы или исходящих из них. Регулирование направлений развития регионов путем финансирования их программ развития является важным механизмом достижения определенной сбалансированности, однако на этом пути возникают проблемы. Некоторые ученые выделяют следующие негативные последствия такой политики:
- появление существенных угроз основам федерализма из-за имеющихся разниц в размерах трансфертов различным регионам;
- стимулирование бездеятельности и безынициативности местных и региональных властей, занимающихся поиском оснований не для развития, а для получения от федерации денежных средств для финансирования социальных программ [10].
По данным этих же авторов, несмотря на оказываемую финансовую помощь, регионы не демонстрируют ни улучшения показателей регионального развития, ни повышения уровня жизни [10].
Таким образом, стремление «выравнять» финансовую составляющую источников финансирования региональных социально-экономических задач за счет федеральных источников не всегда способствует наилучшему результату, если судить по объективным данным, отражающим ключевые сведения регионального развития. Полагаем, что существующий подход несет в себе определенные риски и угрозы для региональной экономической безопасности.
Цель статьи заключается в изучении возможных рисков для региональной экономики или, наоборот, в приобретении новых возможностей для развития в связи с существующими методами устойчивого и сбалансированного регионального развития.
Научная новизна заключается в исследовании тезиса об источнике риска для региональной экономики, кроющемся в финансовом компоненте экономической системы региона.
Материалы и методы. Материалами, использованными при исследовании, являются публикации ученых по проблемам сбалансированности регионального развития, набора показателей, ее характеризующих. В качестве методов исследования использовались системный и ситуационный подходы, диалектический, логический методы познания, имитационное моделирование.
Результаты. Изучение научных подходов к термину сбалансированного развития региона показало, что имеются расхождения в его понимании разными авторами. Например, под национальной гармоничностью и сбалансированностью М.В. Лукин понимает «установление определенной гармонии, динамичного равновесия между интересами и отношениями людей и социальных групп» [5]. В данном определении главным является социальный результат. Ю.А. Малышев, А.В. Скоробогач дают такое определение сбалансированному развитию региона: «сознательно формируемые пропорции, подчиняющиеся социально-экономическим задачам и достижение пропорциональности развития хозяйства региона» [6. С. 17]. Авторы затрагивают обе составляющие баланса: экономическое и социальное положение в регионе. Г.Б. Кляйнер полагает, что
региональная сбалансированность - это «свойство, формирующее специфику различных региональных воспроизводственных систем, в котором находят отражение отношения пропорциональности, а также те конкретные методы и способы организации хозяйственного механизма, с помощью которых формируются пропорции регионального воспроизводства» [3]. В его определении прослеживается механистический подход, основанный, очевидно, на объективизме математических моделей. Это универсальный взгляд на сбалансированность региональной экономики также может использоваться и для микро-и макроуровней.
Обращает на себя внимание определение, данное И.Н. Воронцовой: «Сбалансированное развитие региона представляет собой процесс согласованного взаимодействия субъектов региональной экономики, направленный на достижение пропорций, разработанных посредством индикативного планирования с учетом интересов органов государственной власти и управления, бизнеса, институтов гражданского общества и соответствующих целевым установкам региональной социально-экономической политики» [1].
Следует отметить, что проблемой сбалансированности занимались и международные организации. Так, в международном докладе по изучению диспропорций в экономиках стран сбалансированность определяется как «экономические условия доступности инфраструктуры и сервисов, возможности социально-экономической мобильности и контроля над природными ресурсами и местным развитием», а также как «развитие равных возможностей для всех слоев населения, независимо от пола, этнической принадлежности или региона, для участия в социально-экономическом развитии» [13]. В первом определении виден всесторонний подход, направленный не только на удовлетворение социальных потребностей населения и соответствия экономических возможностей территорий для этого, но и принимаются во внимание экологические условия, поскольку не всегда возрастание удовлетворения потребностей людей способствует сохранению экологии. Второе определение дополняет первое включением принципа равных возможностей вне зависимости от происхождения человека, таким образом исключая саму цель сбалансированного развития - достижения баланса между потребностями и возможностями для предоставления одинаковых благ за доступную стоимость.
В отечественной «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» дано следующее определение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации: «сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни» [4].
Рассматривая российский подход к сбалансированному развитию, следует отметить, что этот термин не столь широко определяет баланс, как в приведенных высказываниях ученых, подразумевая лишь соотношение экономических возможностей для удовлетворения социальных потребностей населения регионов в целях выравнивания качества жизни и обеспечения его одинакового уровня по всей стране.
В этом смысле, по нашему мнению, следует подходить и к проблеме сбалансированности региональных экономик, имея в виду огромное разнообразие в первую очередь природных условий, отраслевого (объективно-субъективного) деления, возможностей сельскохозяйственного производства и демографические процессы.
Поскольку речь идет о сбалансированности регионального развития, необходимо определить особенности региона как субъекта такого подхода к развитию.
Регион чаще всего определяют как территорию с собственными отраслевой спецификой, разделением труда, управлением [8]. В публикации Т.Г. Морозовой с соавт. регион обозначен как «крупная территория, характеризующаяся однородными природными условиями, а также направлением развития, в основе которого лежит сочетание использования комплекса природных ресурсов с соответствующей материально-технической базой и социальной инфраструктурой» [11]. Существуют и иные мнения, например, В.А. Долятов-ский подходит к изучению региона как территориально обособленного экономического комплекса, обладающего собственным (уникальным) ресурсным потенциалом, структурой производства, имеющего особенные потребности, а также собственные, уникальные взаимоотношения с внешней средой [2]. Данное определение, на наш взгляд, содержит наиболее конкретное понимание региона для целей исследования регионального сбалансированного развития. Понимая категорию «регион» таким образом, можно выявить признаки его устойчивости или неустойчивости по различным объективным показателям, которые характеризуют различные сферы деятельности или состояние различных составных частей его экономики.
Исходя из определений концепции устойчивого развития, для региона по аналогии чаще всего выделяют экономические, социальные и экологические процессы, однако, говоря о региональном устойчивом развитии, исходят несколько из иного смысла, поэтому основными и важнейшими для устойчивого развития региона нашей страны являются «решение социально-экономических проблем и возможность сохранения окружающей среды» [9]. Эти задачи могут быть достигнуты только в том случае, если рассматривать регион как систему, состоящую из набора компонентов, связанных с финансовым обеспечением региональной политики в области сбалансированности, характеризующих наличие определенной совокупности производственного, агропромышленного, социально-демографического секторов (человеческого и интеллектуального капитала), органов управления, природных условий и ресурсов. Аналогичной точки зрения придерживаются Л.Г. Мельник, И.Б. Дегтярева, И.М. Бурлакова, в своей работе «Управление социально-экономическим потенциалом устойчивого сбалансированного развития региона» они высказывают мнение, что достигнуть сбалансированного развития региона можно при комплексном обеспечении взаимодействия следующих компонентов: 1) материальных активов, 2) финансовых ресурсов, 3) информационных активов, 4) институтов, 5) человеческого и социального капитала, 6) природных факторов [7. С. 32]. Вполне можно согласиться
с этим перечнем в целом. Однако полагаем, что финансовая составляющая для сбалансированного регионального развития является доминирующей.
Построение сбалансированной экономической системы из региональной экономики означает, что в рамках этой системы должно осуществляться расширенное воспроизводство. Это первый фактор. Он обеспечит расширенный приток денежных средств в казну региона, а также ко всем производителям, функционирующим в различных отраслях. Этот фактор расширенного воспроизводства позволит населению иметь не только доход в виде обычной зарплаты, но и сверх того - в виде дополнительных премиальных выплат. Это обстоятельство влечет дополнительный приток средств в казну региона. Под казной региона нами понимаются не только сборы налогов, но и отчисления в социальные фонды, которые направляются, как и налоговые поступления, на создание благоприятных социальных условий жизни в регионах, включая решение экологических проблемы. По нашему мнению, в связи с этим не следует выделять экологию в отдельный компонент системы экономической сбалансированности региона, это все включается в социально-демографический компонент. Таким образом, можно выделить следующие компоненты сбалансированной экономической системы региона: 1) производственный комплекс, 2) агропромышленный комплекс, 3) социально-демографический комплекс, 4) финансово-денежный комплекс, 5) региональное управление.
Вся система в целом способна быть экономически независимой, даже применительно к региональному уровню, однако закрытой эта система не может быть, поскольку, во-первых, закрытые системы существуют лишь в теории, во-вторых, регион является частью государства, и его экономика - часть государственной экономики. Для региональной экономики характерно получение финансовых вливаний, в основном на нужды социально-демографического компонента. Однако федеративные финансовые поступления возможны (из федерального бюджета) не только в 3-й компонент, но и в 1- и 2-й компоненты. Соответственно, продукт из этих компонентов может быть реализован за пределами региональной экономической системы, следовательно, финансирование на микроуровне (3-й компонент) в связи с реализованным продуктом поступает из-за пределов системы.
Указанное приводит к сложности определения факторов сбалансированности и его рисков для регионов, поскольку финансовый компонент, по сути являющийся казной региона и состоящий из бюджетных средств и источников социального страхования, все же должен отражать и имеющиеся бизнес-финансовые потоки, потому что для сбалансированности важно обращать внимание на денежную массу, которая присутствует в регионе, определяя его возможности в решении задач сбалансированности, определенных правительством РФ.
Следует также понимать, что, несмотря на то, что 1- и 2-й компоненты являются системообразующими для экономики, финансовый компонент является основным для выявления рисков несбалансированности региона.
Согласно существующей практике все регионы поделены на регионы-доноры и регионы-реципиенты. Распределение субсидий из федерального бюджета
утверждается Министерством финансов РФ. Всего 13 регионов не получали дотации в 2020-2021 гг.: Республика Татарстан, Калужская, Ленинградская, Московская, Самарская, Сахалинская, Свердловская и Тюменская области, города Москва и Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ [12]. Остальные 72 региона получали дотации на выравнивание уровня жизни. Общий размер дотаций растет из года в год. Это свидетельствует о необходимости перестройки налоговой системы, поскольку централизация сбора налогов в федеральном бюджете не дает возможности без дотаций обеспечивать внутренние региональные потребности.
Существенные риски региональной несбалансированности нельзя устранить, это внешние риски, связанные с налоговым законодательством. Этот риск оценивать можно исходя из соотношения оттока и притока средств из-за пределов региона. Индексы следует разделить на два: один из них - бюджетный, будет отражать соотношение оттока и притока бюджетных денежных средств; второй - коммерческий, будет отражать соотношение притока и оттока денежных средств в связи с коммерческой деятельностью бизнес-субъектов региона. Удовлетворительное значение обоих индексов должно быть более 1.
Таким образом, индекс сбалансированности отражает степень зависимости региона от внешних источников финансирования, а это признак несбалансированности региональной экономики. Поскольку предлагается использовать два индекса, можно ввести градацию внешней несбалансированности: критическая несбалансированность - при двух неудовлетворительных индексах, промежуточная несбалансированность - при одном (первом) неудовлетворительном индексе.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что, опираясь на предлагаемое формирование региональной экономической системы, можно выделить риски ее несбалансированности, с учетом которых настраивается система мониторинга финансовых рисков несбалансированной региональной экономики.
В перспективе предлагаемая модель выявления рисков несбалансированной региональной экономики может быть положена в основу инструментария обеспечения экономической безопасности региона.
Выводы. Методика выявления рисков экономической устойчивости региона основана на утверждении, что слагаемыми компонентами региональной экономики являются: 1) производственный комплекс, 2) агропромышленный комплекс, 3) социально-демографический комплекс, 4) финансово-денежный комплекс, 5) региональное управление. Каждый из них порождает внутренние факторы устойчивости/неустойчивости региона. Однако в силу большого разнообразия природных, демографических, промышленных и агротехнических условий одним только регулированием внутренних компонентов региона сделать его устойчивым и обеспечить взаимную сопоставимость с другими по качественным социально-демографическим показателям и уровню жизни невозможно. Поэтому необходимо вовлекать внешние факторы, которыми выступают федеральные
трансферты. Именно они позволяют нивелировать неравенство регионов и обеспечивают их устойчивое развитие. Остается открытым вопрос о том, как оценивать влияние этого внешнего фактора с точки зрения эффективности и финансовых угроз безопасности.
Литература
1. Воронцова И.Н. Организационные условия сбалансированного развития региона (средства и методы формирования и совершенствования): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Курск, 2014. 22 с.
2. Долятовский В.А. Моделирование процессов управления региональной экономикой. Воронеж: Истоки, 2012. 286 с.
3. Клейнер Г.Б. Микроэкономические факторы и ограничения экономического роста [Электронный ресурс]. URL: https://kleiner.ru/mikroekonomicheskie-faktoryi-i-ogranicheniya-ekonomicheskogo-rosta.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/econ-Reg/aboutecon.
5. Лукин М.В. Проблемы формирования концепции гармоничного сбалансированного развития регионов и муниципальных образований России // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики севера: вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2012. № 2. URL: http://koet.syktsu.rU/vestnik/2012/2012-2/7/7.html.
6. МалышевЮ.А., Скоробогач А.В. Регулирование воспроизводственных процессов на региональных локальных рынках: препринт. Пермь, 2010. 30 с.
7. Мельник Л.Г., Дегтярева И.Б., Бурлакова И.М. Управление социально-экономическим потенциалом устойчивого сбалансированного развития региона // Инновационная Россия: опыт регионального развития: сб. науч. тр.; Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2009. 336 с.
8. Найденова Р.И. Формирование системы управления устойчивым развитием региона // Российское предпринимательство. 2014. № 8. С. 110-113.
9. Перфилов В.А. Сущность и типы устойчивости развития региональных социально-экономических систем // Проблемы современной экономики. 2012. № 2. С. 64-66.
10. Региональная экономика / под общ. ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2008. 686 с.
11. Региональная экономика / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; под ред. проф. Т.Г. Морозовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2012. 472 с.
12. Рейтинг регионов - доноров России [Электронный ресурс]. URL: https://eve-rychild.ru/reyting/reyting-regionov-donorov-rossii.
13. Reducing disparities: balanced development of urban and rural areas and regions within the countries of Asia and Pacific. Economic and social commission for Asia and the Pacific United Nations, New York, 2001. Available at: http://www.unescap.org/pdd/publications/Disparities/disparities.pdf.
ЗИГАНШИН ИЛЬШАТ ИЛЯСОВИЧ - аспирант кафедры экономики, Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Россия, Чебоксары ([email protected]; ОКСГО: https://orcid.org/0000-0002-0686-9968).
СЕРЕБРЯКОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Россия, Чебоксары ([email protected]; ОКСГО: https://orcid.org/0000-0003-3823-8447)._
Ilchat I. ZIGANSHIN, Tatyana Yu. SEREBRYAKOVA
BALANCED DEVELOPMENT OF THE REGION AS A SUBJECT OF RISK FACTORS
Key words: balanced development, sustainable development, economic sustainability of regions, system of regional economy, risks.
Balanced development of the regions is currently a vital task, the purpose of which is to improve and equalize the quality of life in all regions, regardless of their natural and technological conditions.
The purpose of the article is to study possible risks for the regional economy or, conversely, new opportunities for its development in connection with existing methods of sustainable and balanced regional development.
Materials and methods. The materials used in the study are publications of scientists on the problems of balanced regional development, a set of indicators that characterize it. The study used the following methods: systemic and situational approaches, dialectical, logical ones, simulation modeling.
Results. The Russian approach to balanced development reflects equality of economic opportunities to meet the social needs of the population in the regions in order to equalize the quality of life and to ensure its equal level throughout the country. It is in this sense that the problem of balancing regional economies should be approached. To identify the risks of imbalance it is proposed to form a region's economic system consisting of five components, all of them are internal ones: 1) the industrial complex; 2) the agro-industrial complex; 3) the socio-demographic complex; 4) the financial and monetary complex; 5) regional management. The system is open and connected with federal components and other regions. The main risk-forming factors are present in the financial component operating both within the system and in external financial interaction.
The practical significance of the research results lies in the fact that, based on the proposed formation of a regional economic system, it is possible to identify the risks of its imbalance, taking which into account the system of monitoring financial risks of an unbalanced regional economy is configured.
Conclusions. External factors of opportunities in the form of federal transfers make it possible to level the inequality of regions and ensure their sustainable development. It is necessary to assess the impact of this external factor through the effectiveness of regional development and financial security threats.
References
1. Vorontsova I.N. Organizatsionnye usloviya sbalansirovannogo razvitiya regiona (sredstva i metody formirovaniya i sovershenstvovaniya): avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [Organizational conditions for the balanced development of the region (means and methods of formation and improvement): Abstract of Cand. Diss.]. Kursk, 2014, 22 p.
2. Dolyatovskii V.A. Modelirovanie protsessov upravleniya regional'noi ekonomikoi [Modeling of regional economic management processes]. Voronezh, Istoki Publ., 2012, 286 p.
3. Kleiner G.B. Mikroekonomicheskie faktory i ogranicheniya ekonomicheskogo rosta [Micro-economic factors and constraints on economic growth]. Available at: https://kleiner.ru/mikro-ekonomicheskie-faktoryi-i-ogranicheniya-ekonomicheskogo-rosta.
4. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii naperiod do 2020 goda: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 17.11.2008 g. № 1662-r [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020: approved. Decree of the Government of the Russian Federation of 17.11.2008 No. 1662-r]. Available at: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/econReg/aboutecon.
5. Lukin M.V. Problemy formirovaniya kontseptsii garmonichnogo sbalansirovannogo razvitiya regionov i munitsipal'nykh obrazovanii Rossii [Problems of formation of the concept of harmonious balanced development of regions and municipalities of Russia]. Korporativnoe upravlenie i innovatsionnoe razvitie ekonomiki severa: vestnik Nauchno-issledovatel'skogo tsentra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta, 2012, no. 2. Available at: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2012/2012-2/7/7.html.
6. Malyshev Yu.A., Skorobogach A.V. Regulirovanie vosproizvodstvennykh protsessov na regional'nykh lokal'nykh rynkakh: preprint [Regulation of Reproduction Processes in Regional Local Markets: Preprint]. Perm', 2010, 30 p.
7. Mel'nik L.G., Degtyareva I.B., Burlakova I.M. Upravlenie sotsial'no-ekonomicheskimpotent-sialom ustoichivogo sbalansirovannogo razvitiya regiona [Management of the socio-economic potential of sustainable balanced development of the region]. In: Innovatsionnaya Rossiya: opyt regional'-nogo razvitiya: sbornik nauchnykh trudov [Innovative Russia: Experience of Regional Development: A Collection of Scientific Papers]. Kursk, 2009, 336 p.
8. Naidenova R.I. Formirovanie sistemy upravleniya ustoichivym razvitiem regiona [Formation of a management system for sustainable development of the region]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo, 2014, no. 8, pp. 110-113.
9. Perfilov V.A. Sushchnost' i tipy ustoichivosti razvitiya regional'nykh sotsial'no-ekonomi-cheskikh sistem [The essence and types of sustainability of the development of regional socio-economic systems]. Problemy sovremennoi ekonomiki, 2012, no. 2, pp. 64-66.
10. Vidyapin V.I., Stepanov M.V., eds. Regional'naya ekonomika [Regional Economy]. Moscow, INFRA-M Publ., 2008, 686 p.
11. Morozova T.G., Pobedina M.P., Polyak G.B. et al., Morozova T.G., ed. Regional'naya ekonomika. 2-e izd., pererab. i dop. [Regional Economy. 2nd ed.]. Moscow, YuNITI Publ., 2012, 472 p.
12. Reiting regionov - donorov Rossii [Rating of regions - donors of Russia]. Available at: https://everychild.ru/reyting/reyting-regionov-donorov-rossii.
13. Reducing disparities: balanced development of urban and rural areas and regions within the countries of Asia and Pacific. Economic and social commission for Asia and the Pacific United Nations, New York, 2001. Available at: http://www.unescap.org/pdd/publications/Disparities/disparities.pdf.
ILCHAT I ZIGANSHIN - Post-Graduate Student, Department of Economics, Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation, Russia, Cheboksary ([email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0686-9968).
TATYANA Yu. SEREBRYAKOVA - Doctor of Economics Sciences, Professor, Department of Economics, Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation, Russia, Cheboksary ([email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3823-8447).
Формат цитирования: Зиганшин И.И., Серебрякова Т.Ю. Сбалансированность развития региона как субъект факторов риска [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. - 2023. - № 2. -С. 10-18. - URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2023/2/2. DOI: 10.47026/2499-9636-2023-2-10-18.