Научная статья на тему 'Сбалансированность потенциала личности учащихся как условие выбора профиля обучения'

Сбалансированность потенциала личности учащихся как условие выбора профиля обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потенциал личности учащихся / репродуцирование / уровни сбалансированности потенциала / Potential of the person of pupils / system optimality / reproduction / levels of equation of potential

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуева Флюра Акрамовна

В данной статье дано описание показателей оценивания сбалансированности потенциала личности учащихся в контексте репродуцирования в системе профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In given article the description of indicators of an estimation of equation of potential of the person of pupils in a context of professional reproduction is given.

Текст научной работы на тему «Сбалансированность потенциала личности учащихся как условие выбора профиля обучения»

Современная школа

УДК 373.6 ББК 74.202

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Зуева Ф. А.

Аннотация. В данной статье дано описание показателей оценивания сбалансированности потенциала личности учащихся в контексте репродуцирования в системе профессионального самоопределения.

In given article the description of indicators of an estimation of equation ofpotential of the person of pupils in a context of professional reproduction is given.

Ключевые слова: потенциал личности учащихся, репродуцирование, уровни сбалансированности потенциала.

Potential of the person of pupils, system optimality, reproduction, levels of equation of potential.

Различие между генетически обусловленным состоянием человека и его состоянием как субъекта деятельности непрерывно возрастает, поэтому каждое новое поколение в современном мире испытывает все большие трудности по адаптации в реально существующем технологическом мире. Кроме того, из-за непрерывного изменения техногенной среды, влияющей на качество жизни и культуру общества, человек в течение своей жизни вынужден непрерывно совершенствовать, изменять характер деятельности и развивать свои способности. Проблема формирования субъекта деятельности должна решаться системой образования как специально организованной для этого подсистемой человеческого сообщества, так как ускоряющиеся темпы социально-технологического развития с неизбежностью предопределяют еще более высокие темпы развития образования всех уровней. Преодоление все увеличивающейся дистанции между генетически обусловленным (исходным) и требуемым состоянием субъекта деятельности в техногенной среде необходимо осуществлять посредством включения учащихся в сферу социальных взаимодействий через практическую деятель -ность, которая способствует активизации ког-

нитивных, эмоциональных и функциональных процессов, при этом у учащихся формируется объективное отношение к окружающей дейст-вительности, выявляются потенциальные возможности к тому или иному профессиональному виду деятельности.

Согласно Маркову В. Н., потенциал личности - это система ее возобновляемых ресурсов, которые проявляются в деятельности, направленной на получение социально значимых результатов [2].

Среди разработанных в этом русле моделей для изучения потенциала личности, для оценки опыта личности наиболее простой представляется структурная модель потенциала. Эта модель предполагает, что достижения личности, зафиксированные в процессе учебнопознавательной деятельности, суть внешних проявлений потенциала могут служить основанием для оценки его уровня. Кроме того, эти достижения можно сгруппировать по направлениям деятельности для получения структурного описания потенциала, показывающее уровень его репродуцирования в данных сферах.

Исходя из числа и уровня достижений, связанных с каждым из направлений, можно с помощью показателей количественно оценить потенциал личности учащихся в контексте его репродуцирования в системе профессионального самоопределения. Так, результативность процесса обучения в общеобразовательном уч -реждении в самом общем виде можно представить на основе показателя успеваемости по профильным предметам.

Говоря об основных сферах профессионального репродуцирования потенциала личности учащихся, необходимо учесть, что учащиеся находятся на различных исходных позициях, что влияет на оценку уровня их достижений. На преодоление подобных различий в стартовых условиях необходимо затратить определенную долю потенциала личности, следовательно, в схему обобщенных направлений профессио-

Зуева 0. А-

Сбалансированность потенциала личности учащихся ...

нального репродуцирования потенциала личности учащихся включается еще один пункт - на социальную мобильность.

В качестве схемы направлений профессионального репродуцирования потенциала личности учащихся можно использовать следующую (рис 1.).

Для описания потенциала личности учащихся на уровне структурного представления используется набор показателей, которые оценивают уровень репродуцирования по группе

стандартных направлений. Из этого, в частности, следует, что высокий уровень профессионального репродуцирования потенциала личности учащихся по одному из направлений (например, развитие технического мышления) приводит к увеличению показателей по сферам готовности к выбору профиля обучения (адекватности, мотивации, эмоционального отношения), что и способствует сбалансированности личности.

Рисунок 1. Структурные компоненты потенциала личности учащихся

Задаваясь вопросом, насколько учащийся концентрирует свои усилия в ключевых сферах проявления своего потенциала, для этого необ -ходимо определить соответствующие показатели репродуцирования по формуле: 1г=£п, то есть показатель репродуцирования равен суммарной оценке достижений по показателям мышления, готовности к выбору профиля обучения, мотивации. Смысл введения такого показателя состоит в оценке потенциала, реализуемого в соответствующем направлении, что приводит к повышению показателей относительно всего потенциала личности по всем сферам его репродуцирования.

Показатели репродуцирования потенциала

по ключевым направлениям имеют тесную взаимосвязь со сферой адаптации, что позволяет учащемуся сконцентрировать ресурсы для решения возникшей проблемы. Интересен тот факт, что структурные показатели потенциала личности по ключевым направлениям, величины которых максимально приближены к верхним или нижним критическим значениям, связаны прямой зависимостью, причем достаточно сильной и статистически значимой.

Так, в ходе исследования, проводимого с учащимися технологического профиля обучения, выявлено, что концентрация потенциала в области технического мышления приводит к повышению репродуцирования в области адек-

Современная школа ЧИППКРО

ватности выбора профиля обучения (г=0,27). Подобная картина в определенной мере подтверждает гипотезу о системных качествах потенциала личности. Ключевыми компонентами потенциала личности являются сфера учебы, мышления, готовности к выбору профиля обучения (адекватность, мотивация, эмоциональное отношение).

Величины репродуцирования потенциала личности в ключевой сфере, больше верхнего критического значения и меньше нижнего критического значения, образуют критическую область (верхнюю и нижнюю, соответственно). Между критическими областями располагается область достаточных значений, соответствующих оптимуму репродуцирования потенциала личности в конкретной сфере. Если изобразить критические значения в полярных координатах, то нижняя критическая область (это область ниже нижнего критического значения) визуально будет выглядеть как многогранник и как «ядро» (рис.). На этом же рисунке видны контуры верхней границы критической области репродуцирования потенциала личности по определенным компонентам.

Исходя из того, что перечень сфер репродуцирования потенциала личности является полным, то, отталкиваясь от понятия оптимальности в отдельных сферах, можно использовать понятие системной оптимальности потенциала [2].

В контексте нашего исследования под системной оптимальностью потенциала будет пониматься его сбалансированность, при этом сбалансированным является такой потенциал, который ни в одной из ключевых сфер своего профессионального репродуцирования не попадает в нижнюю критическую область. Выраженный дисбаланс предлагается определять, исходя из его тотальности, т.е. наличия дисбаланса в самых важных сферах критической области.

На этом основании в контексте репродуцирования потенциала личности выделяются группы:

- с выраженной несбалансированностью потенциала личности;

- со слабой сбалансированностью потенциала личности;

- со сбалансированным потенциалом личности.

Наряду с выделением трех групп различного уровня сбалансированности репродуцирования потенциала личности (т. е. определения методики измерения сбалансированности потенциала с по-

мощью порядковой шкалы), рассматривалось интервальное оценивание сбалансированности потенциала, степень дисбаланса можно оценить относительно ближайшей критической точки (рис 1.). Если теперь просуммировать все такие отклонения реализации потенциала от ближайшей критической точки по всем ключевым сферам, то в сумме получится оценка несбалансированности потенциала, которую удобно обозначить как коэффициент дисбаланса КЬ. Он тем выше, чем больше отклонение профессионального репродуцирования потенциала личности от оптимальной области - («вглубь»).

Таким образом, обеспечение высокого уровня познавательных функций учащихся, и в будущем

- целесообразный выбор профессиональных образовательных учреждений, в большей мере зависит от эффективности педагогического воздействия в форме процесса репродуцирования, направленного на достижение сбалансированности потенциала личности.

Условно процесс репродуцирования потенциала личности учащегося можно разделить на четыре этапа:

1. Оценка уровня сбалансированности потенциала личности учащихся, необходимого для разработки наиболее эффективной программы репродуцирования потенциала личности учащихся;

2. Ориентация - практическое знакомство учащихся с требованиями, которые к нему предъявляются в контексте профильного обучения, системообразующим компонентом которого является развитие технического мышления;

3. Действенная адаптация (первичная дезадаптация) - приспособление учащихся к обучению в условиях профильного обучения;

4. Функционирование - процесс репродуцирования потенциала личности учащихся, характеризующийся постепенным переходом к стабильной деятельности.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что потенциал выступает одним из сложных механизмов соотнесения внутренних и внешних факторов личностного поведения, которые определяют возникновение, направленность и способы осуществления конкретных форм деятельности.

Изучение процесса репродуцирования потенциала личности, оценивание каждого учащегося по степени сбалансированности потенциала лич-

Зуева 0. А-

Сбалансированность потенциала личности учащихся ...

ности предоставляет возможности для принятия мер по прогнозированию сбалансированности потенциала личности, определению профиля обучения учащимися и эффективности их дальнейшей профессиональной деятельности в целом.

Литература

1. Истратова, О. Н. Справочник психолога-консультанта организации [Текст] / О. Н. Истра-

това, Т. В. Эксакусто- Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 638 с.

2. Марков, В. Н. Проблемы профессиональной реализации кадров управления [Текст] : монография / под общ. ред. А. А. Деркача. -М. : изд-во РАГС, 2004. - 106 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.