Научная статья на тему 'Профессиональная проба как средство оценивания уровня развития личностных ресурсов учащихся'

Профессиональная проба как средство оценивания уровня развития личностных ресурсов учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ / ОЦЕНИВАНИЕ / PROFESSIONAL TRIAL / PERSONAL RESOURCES / PERSONAL RESOURCES DEVELOPMENT LEVELS / PERSONAL RESOURCES EQUILIBRIUM / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуева Флюра Акрамовна

Определены подходы к развитию личностных ресурсов в процессе выполнения профессиональных проб. Дано обоснование оценки результативности процесса по каждому из выявленных показателей; разработана система определения уровней развития личностных ресурсов и предоставления учащимся рекомендаций по профессиональному самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зуева Флюра Акрамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional trial as a means of estimating pupils' personal resources development level

Approaches to the development of personal resources in the course of giving professional trials are determined. Substantiation of the process effectiveness assessment on each of the revealed signs is given. The system of personal resources development levels identification and the system of providing pupils with advice on professional self-determination are worked out.

Текст научной работы на тему «Профессиональная проба как средство оценивания уровня развития личностных ресурсов учащихся»

УДК 37.048.4 ББК 434(2)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ УЧАЩИХСЯ

Ф.А. Зуева

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

PROFESSIONAL TRIAL AS A MEANS OF ESTIMATING PUPILS’ PERSONAL RESOURCES DEVELOPMENT LEVEL

F. Zueva Chelyabinsk Institute of Teachers’ Professional Retraining and Further Development

Определены подходы к развитию личностных ресурсов в процессе выполнения профессиональных проб. Дано обоснование оценки результативности процесса по каждому из выявленных показателей; разработана система определения уровней развития личностных ресурсов и предоставления учащимся рекомендаций по профессиональному самоопределению.

Ключевые слова: профессиональная проба, личностные ресурсы, уровни развития личностных ресурсов, сбалансированность личностных ресурсов, оценивание.

Approaches to the development of personal resources in the course of giving professional trials are determined. Substantiation of the process effectiveness assessment on each of the revealed signs is given. The system of personal resources development levels identification and the system of providing pupils with advice on professional self-determination are worked out.

Keywords: professional trial, personal resources, personal resources development levels, personal resources equilibrium, assessment.

Различие между генетически обусловленным состоянием человека и его состоянием как субъекта деятельности непрерывно возрастает, поэтому каждое новое поколение в современном мире испытывает все большие трудности по адаптации в реально существующем технологическом мире. Кроме того, из-за непрерывного изменения техногенной среды, влияющей на качество жизни и культуру общества, человек в течение своей жизни вынужден непрерывно совершенствовать, изменять характер деятельности и развивать свои способности. Проблема формирования субъекта деятельности должна решаться системой образования как специально организованной для этого подсистемой человеческого сообщества, так как ускоряющиеся темпы социально-технологического развития с неизбежностью предопределяют еще более высокие темпы развития образования всех уров-

ней. Преодоление все увеличивающейся дистанции между генетически обусловленным (исходным) и требуемым состоянием субъекта деятельности в техногенной среде необходимо осуществлять посредством включения старшеклассников в сферу социальных взаимодействий через практическую деятельность, которая способствует активизации когнитивных, эмоциональных и функциональных процессов, при этом у учащихся формируется объективное отношение к окружающей действительности, выявляются потенциальные возможности к тому или иному профессиональному виду деятельности.

Среди разработанных в этом русле моделей для изучения личностных ресурсов, для оценки опыта личности наиболее простой представляется структурная модель личностных ресурсов. Эта модель предполагает, что достижения личности, зафиксированные в

процессе деятельности, - суть внешних проявлений личностных ресурсов, они могут служить основанием для оценки его уровня. Кроме того, эти достижения можно сгруппировать по направлениям деятельности для получения структурного описания личностных ресурсов, раскрывающее уровень его развития в определенных сферах.

Исходя из числа и уровня достижений, связанных с каждым из направлений, можно с помощью показателей количественно оценить личностные ресурсы старшеклассников в контексте их развития. Так, результативность процесса обучения в общеобразовательном учреждении в самом общем виде можно представить на основе показателя успеваемости по профильным предметам.

Профессиональная проба - это профис-пытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида деятельности в рамках выбранного профиля обучения, имеющая завершенный процесс, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

В ходе осуществления профессиональных проб решаются следующие задачи:

- дать базовые сведения о сфере профессиональной деятельности;

смоделировать основные элементы профессиональной деятельности;

- определить уровень готовности учащихся к выполнению проб;

- обеспечить условия для качественного выполнения профессиональной пробы.

В процессе профессиональной пробы у учащихся актуализируются представления о данной сфере профессиональной деятельности, формируются первоначальные профессиональные умения и представления о себе как субъекте профессиональной деятельности. Теоретической основой проб явились идеи профессора С. Фукуямы (Япония):

- профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации;

- профессиональная проба способствует получению учащимися опыта выбранного вида деятельности и определению соответствия характера данной работы его способностям и возможностям.

Профессиональные пробы осуществляются поэтапно на основе преемственности психофизиологических особенностей старшеклассников и направлены на активизацию

внутренних личностных ресурсов с тем, чтобы, включаясь в тот или иной вид деятельности, учащийся мог в полной мере реализовать себя в рамках выбранного профиля обучения.

При организации и проведении профессиональных проб необходимо учитывать субъективные и объективные факторы, влияющие на продуктивность их выполнения. В группу субъективных включаются факторы, определяющие индивидуальную психофизиологическую готовность учащихся к выполнению профессиональных проб. К группе объективных факторов относятся те, которые влияют на рациональный и качественный подход к реализации профессиональных проб.

Выполнение профессиональных проб по различным видам деятельности включает комплекс теоретических и практических занятий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и средств, ситуаций проявления профессионально важных качеств, что позволяет учащимся в процессе подготовки и прохождения оценить собственные возможности освоения профиля обучения.

Программы профессиональных проб разрабатываются в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к профилю обучения. Пробы состоят из двух этапов: подготовительного, в котором выделяется диагностическая и обучающая часть, и практического, включающего задания трех направлений и трех уровней сложности.

Практический этап пробы состоит из заданий трех уровней сложности. I уровень включает задания, требующие от учащихся сформированное™ первичных профессиональных умений, достаточных для их реализации на уровне исполнителя. Задания II уровня носят исполнительско-творческий характер, предусматривающий элементы рационализации профессиональной деятельности. На III уровне сложности учащимися осуществляется оценка предрасположенности к планированию своей деятельности, постановка промежуточной и конечной целей, анализ результатов профессиональной деятельности. В профессиональных пробах выделяются три аспекта: технологический, ситуативный и

функциональный, интеграция которых способствует воссозданию целостного образа профиля обучения.

Технологический аспект характеризует операционную сторону профиля обучения и позволяет выявить уровень овладения учащи-

Вопросы общего образования

мися определенными ключевыми компетенциями. Задания, характеризующие технологический аспект пробы предполагают овладение учащимися способами применения данных компетенций, используемых в определенной сфере деятельности. Характерной особенностью содержания этих заданий является воспроизведение предметной стороны деятельности.

Ситуативный аспект воспроизводит содержательную сторону профиля обучения, определяет предметные действия, входящие в профессиональную деятельность. Выполнение этих заданий требует от учащихся определенных мыслительных действий на основе накопленного опыта и приобретенных знаний в процессе подготовки к выполнению пробы.

Функциональный аспект, по определению В.Д. Шадрикова, воспроизводит структурнофункциональную динамическую сторону профиля обучения. Соответствующие задания направлены на моделирование деятельности в рамках определенного профиля, что способствует активизации потребностей, установок, целей, мотивов, определяющих направленность профессиональной деятельности в целом [3].

Таким образом, технологический, ситуативный, функциональный аспекты профессиональной пробы, будучи тесно взаимосвязанными между собой, в то же время выступают в качестве самостоятельных единиц, содержащих особенности, качества, характеристики, присущие данной сфере профессиональной деятельности.

Говоря об основных сферах проявления

личностных ресурсов старшеклассников, необходимо учесть, что они находятся на различных исходных позициях, что влияет на оценку уровня их достижений. На преодоление подобных различий в стартовых условиях необходимо затратить определенную долю личностных ресурсов, следовательно, в схему обобщенных направлений развития личностных ресурсов старшеклассников включается еще один пункт - адекватность выбора.

В качестве направлений развития личностных ресурсов старшеклассников можно использовать следующую схему. Для описания личностных ресурсов старшеклассников на уровне структурного представления используется набор показателей, которые оценивают уровень их развития по группе стандартных направлений. Из этого, в частности, следует, что высокий уровень развития личностных ресурсов старшеклассников по одному из направлений (например, сформированность технического мышления) приводит к увеличению показателей по сферам готовности к выбору профессии (адекватности выбора профессии, мотива, креативности), что и способствует гармонизации личности (рис. 1).

Задаваясь вопросом, насколько учащийся концентрирует свои усилия в ключевых сферах проявления своих личностных ресурсов, необходимо определить соответствующие показатели развития по формуле: 1г=Хп, то есть показатель развития равен суммарной оценке достижений по показателям мышления, готовности к выбору профиля обучения, мотива. Смысл введения такого индекса состоит в оценке личностных ресурсов, реали-

Учеба 40

Креативность^

-г Мышление

/ /

критическии ’достаточный • верхний критический

•Адекватность выбора

Рис. 1. Показатели развития личностных ресурсов

зуемых в соответствующем направлении, что приводит к повышению показателей относительно всех личностных ресурсов по всем сферам его развития.

Показатели развития по ключевым направлениям имеют тесную взаимосвязь со сферой адаптации, что позволяет учащемуся сконцентрировать ресурсы для решения возникшей проблемы. Интересен тот факт, что показатели личностных ресурсов по ключевым направлениям, величины которых максимально приближены к верхним или нижним критическим значениям, связаны обратной зависимостью, причем достаточно сильной и статистически значимой.

Так, в ходе исследования выявлено, что чрезмерная концентрация креативности как компонента личностного ресурса приводит к снижению компонента мышления (г = -0,18), что в определенной мере подтверждает гипотезу о системных качествах личностных ресурсов. Ключевыми компонентами личностных ресурсов являются сфера учебы, мышления, готовности к выбору профессии (адекватность выбора, мотив, креативность). Критические точки для количественных показателей личностных ресурсов можно получить, анализируя графики их взаимозависимости (см. таблицу).

Величины количественных показателей личностных ресурсов в ключевой сфере, которые больше верхнего критического значения и меньше нижнего критического значения, образуют критическую область (верхнюю и нижнюю, соответственно). Между критическими областями располагается область достаточных значений, соответствующих оптимуму значения личностных ресурсов в конкретной сфере. Если изобразить критические значения в полярных координатах, то нижняя критическая область (это область ниже нижнего критического значения) визуально будет выглядеть как многогранник и как «ядро» (см. рис. 1). На этом же рисунке видны

контуры верхней границы критической области показателей личностных ресурсов.

Исходя из того, что перечень показателей личностных ресурсов является достаточным в контексте их структурного определения, то, отталкиваясь от понятия оптимальности в отдельных сферах, можно использовать понятие системной оптимальности личностных ресурсов (по Маркову В.Н.) [2].

В контексте нашего исследования под системной оптимальностью личностных ресурсов будет пониматься его сбалансированность, при этом сбалансированными являются такие личностные ресурсы, компоненты которых не попадают в нижнюю критическую область. Выраженный дисбаланс предлагается определять, исходя из его тотальности, т. е. наличия дисбаланса в самых важных сферах развития личностных ресурсов — области критической).

На этом основании в контексте развития личностных ресурсов выделяются группы:

- с выраженной несбалансированностью личностных ресурсов;

- со слабой сбалансированностью личностных ресурсов;

- со сбалансированными личностными ресурсами.

Критериально-уровневая шкала для оценивания уровня развития включала различную степень сбалансированности личностных ресурсов. Для оценки уровня развития нами были приняты низкий, средний, высокий уровни.

Низкому уровню развития личностных ресурсов (несбалансированный личностный ресурс) соответствуют такие качественные характеристики, как низкий уровень развития учебно-познавательной мотивации, мотивации к саморазвитию, низкий уровень развития общих способностей, способностей к какому-либо виду деятельности. У старшеклассников диагностируются неудовлетворенность достигнутым уровнем реализации способностей;

Количественные значения показателей личностных ресурсов

Показатели развития личностных ресурсов Нижний критический Достаточный Верхний критический

Учеба 9 11-14 15

Мышление 5 15-25 25

Адекватность выбора 8 16-32 40

Мотивация 0 10-15 20

Креативность 8 16-32 40

£ 30 68-118 140

Вопросы общего образования

Я Несбалансированный

■ Слабо сбалансированный

□ Сбалансированный

Рис. 2. Диаграмма, отражающая распределение старшеклассников по группам в зависимости от степени сбалансированности личностных ресурсов

низкий уровень знаний о дальнейшей профессиональной деятельности, ее нормах, требованиях; отрицательное отношение к деятельности, ситуативная увлечённость, низкая интеллектуальная активность и познавательная самодеятельность личности.

Средний уровень развития личностных ресурсов (слабо сбалансированный личностный ресурс) характеризуется такими качествами, как несоответствие мотивов и способностей, а именно - высокий уровень развития учебно-познавательной мотивации, мотивации к саморазвитию, низкий уровень развития общих и функциональных способностей к ка-кому-либо виду деятельности, или, наоборот, низкий уровень развития мотивации и высокий уровень развития способностей, то есть ситуации, когда у учащегося имеются способности, но он не желает их использовать, или, наоборот, имеется страстное желание, но отсутствуют способности. У таких старшеклассников диагностируются эпизодическая удовлетворенность достигнутым уровнем реализации способностей и неадекватный уровень знаний об учебной деятельности, ее нормах, требованиях; не всегда осмысленное отношение к деятельности, ситуативная увлечённость учебной деятельностью.

Высокий уровень развития личностных ресурсов старшеклассников (сбалансированный личностный ресурс) проявляется в таких качествах, как высокая и сильная учебнопознавательная мотивация, мотивация к саморазвитию, высокий уровень развития общих способностей, способностей к какому-либо виду деятельности, высокая удовлетворенность достигнутым уровнем реализации способностей; своевременное и адекватное выявление уровня знаний об учебной деятельности, ее нормах, требованиях; высокая степень

увлечённости учебной деятельностью. Старшеклассники способны выработать творческие способы решения задач в процессе выполнения профессиональных проб [1].

На основе констатирующего эксперимента выявлено следующее: старшеклассники с выраженной несбалансированностью личностных ресурсов составляют 22 %, со слабой сбалансированностью личностных ресурсов -73 %, со сбалансированными личностными ресурсами - 5 %, что свидетельствует о дисбалансе личностных ресурсов старшеклассников общеобразовательных учреждений в важных сферах своего проявления (рис. 2).

Учитывая тот факт, что сбалансированность личностных ресурсов является показателем адекватного выбора старшеклассниками будущей профессии, на основе представленных данных можно сделать вывод о необходимости разработки и обоснования педагогической концепции содействия развитию личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования, способной обеспечить их профессиональное самоопределение.

Литература

1. Зуева, Ф.А. Предпрофшъное и профильное образование как эволюционные ступени профессионального репродуцирования потенциала личности: моногр. / Ф.А. Зуева. — Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. -173 с.

2. Марков, В.Н. Проблемы профессиональной реализации кадров управления: моногр. / В.Н. Марков; под общ. ред. A.A. Дер-кача. -М.: Изд-во РАГС, 2004. -106с.

3. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие /В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1998. - 320 с.

Поступила в редакцию 5 мая 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.