Научная статья на тему 'Автоматизированный обучающий комплекс как средство развития профессионально значимых личностных ресурсов учащихся'

Автоматизированный обучающий комплекс как средство развития профессионально значимых личностных ресурсов учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ОБУЧАЮЩИЙ КОМПЛЕКС / ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL RESOURCES / TRAINING TECHNIQUE / AUTOMATED TRAINING COMPLEX / STAGES OF SOLVING PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуева Флюра Акрамовна, Жбанков Начальник Отдела «лабораторное И. Аналитическое Оборудование Для Строительных Лабораторий»

Представлен один из аспектов развития профессионально значимых личностных ресурсов учащихся, ориентированных на выбор технико-технологических специальностей посредством автоматизированного обучающего комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зуева Флюра Акрамовна, Жбанков Начальник Отдела «лабораторное И. Аналитическое Оборудование Для Строительных Лабораторий»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Automated training complex as a means of students professionally significant personal resources development

One of the aspects of students professionally significant personal resources development is presented. The resources are oriented on the choice of engineering specialities by means of automated training complex.

Текст научной работы на тему «Автоматизированный обучающий комплекс как средство развития профессионально значимых личностных ресурсов учащихся»

УДК 373.5 ББК Ч421.27

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ОБУЧАЮЩИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ УЧАЩИХСЯ

Ф.А. Зуева*, Г.О. Жбанков**

*Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования;

**Южно-Уральский государственный университет

AUTOMATED TRAINING COMPLEX AS A MEANS OF STUDENTS’ PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL RESOURCES DEVELOPMENT

F. Zueva*, G. Zhbankov**

*Chelyabinsk Institute of Teachers’ Professional Retraining and Further Development;

**South Ural State University

Представлен один из аспектов развития профессионально значимых личностных ресурсов учащихся, ориентированных на выбор технико-технологических специальностей посредством автоматизированного обучающего комплекса.

Ключевые слова: профессионально значимые личностные ресурсы, технические средства обучения, автоматизированный обучающий комплекс, этапы решения задач.

One of the aspects of students’ professionally significant personal resources development is presented. The resources are oriented on the choice of engineering specialities by means of automated training complex.

Keywords: professionally significant personal resources, training technique, automated training complex, stages of solving problems.

Осмысление тенденций развития отечественного образования детерминирует изменение составляющих образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях. Для осуществления данного изменения необходимо углубить теоретическую базу системно-деятельностной парадигмы образования как основы федеральных государственных образовательных стандартов 2-го поколения общего образования с учетом основополагающей в ней роли самореализации личности, исходной позицией которой является развитие профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников как субъектов дальнейшей профессиональной деятельности. В свете стратегических задач образования становится очевидной важность развития профессионально-личностных ресурсов, так как от уровня их развития зависит решение учащимися проблемы выбора профессии и успешность дальнейшей профессиональной деятельности.

Разрыв между сформированными умениями и личностными свойствами, необходимыми для профессиональной самореализации, обусловливает низкий уровень развития личностных ресурсов учащихся: неадекватная самооценка и недостаточное владение умениями самоанализа таких характеристик профессионально значимых личностных ресурсов, как способности, потенциальные возможности и нравственные ценности. Результатом недостаточного осмысления учащимися ситуации выбора профессии становится их слабая профессиональная мотивация и неудачная профессиональная адаптация, что свидетельствует о прослеживающемся дефиците способов и средств развития профессионально значимых личностных ресурсов в образовательном процессе.

Такое положение, на наш взгляд, обусловлено отсутствием четких подходов к проектированию, созданию и эффективному согласо-

ванному функционированию всех компонентов образовательного процесса, таких как направленность образовательного процесса на развитие профессионально значимых личностных ресурсов учащихся, соответственно, измененное содержание учебных предметов и согласованные с ними технологии, формы, методы и педагогические средства.

Осуществление взаимосвязи между развитием профессионально значимых личностных ресурсов учащихся и возможностью их актуализации в образовательном процессе требует использования таких внешних дидактических воздействий, которые бы обеспечивали сочетание внешних влияний, вызывающих адекватную реакцию учащихся, и внутренней активности самой личности, в которой проявляются ее профессионально значимые личностные ресурсы. Таким дидактическим средством в рамках подготовки к техникотехнологическим специальностям является автоматизированный обучающий комплекс (АОК), базирующийся на использовании современных информационных технических средств обучения и оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ). При этом каждому из технических средств обучения отводится своя специфическая функция в раскрытии свойств образовательного процесса. Выделяются следующие функции технических средств обучения (по Г.М. Коджаспировой ):

— коммуникативная функция передачи информации;

— управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание информации), получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов;

— кумулятивная, т. е. хранение, документа-лизация и систематизация учебной и учебнометодической информации (комплектование и создание фоно- и видеотек, накопление, сохранение и передача информации с помощью современных информационных технологий);

— научно-исследовательская, связанная с преобразованием получаемой с помощью технических средств обучения исследовательской информации и поиском вариантов их использования педагогами [3].

Представленные функции отображены в АОК, включающем учебные станки, роботы, модели гибких производственных систем, роботизированные сборочные стенды с техническим зрением, компьютерные имитаторы, тре-

нажеры, анимационные и видеофильмы, презентации, электронные лекции, практикумы, системы диагностирования и тестирования.

Процесс использования автоматизированного обучающего комплекса рассчитан на непрерывное увеличение объема и сложности информации и предполагает сочетание опыта как традиционных, так и виртуальных и реальных средств обучения [4, 5], причем в следующей последовательности:

- лекции с применением визуализации информации;

- самостоятельное изучение учебного материала учащимися на основе использования анимационных и видеофильмов;

- практические и лабораторные работы на виртуальном оборудовании (на имитаторах станков, роботов, ГПС, сборочных стендов) с освоением программирования, наладки и виртуального выполнения созданных управляющих программ;

- практические и лабораторные работы на реальном учебном оборудовании с компьютерными системами управления;

- тренаж навыков на виртуально-реальных тренажерах;

- выполнение программирования и наладки производственного оборудования.

Организация выполнения заданий учащимися учитывает определенную закономерность - этапность, так как это объективный процесс, объясняемый особенностями использования АОК. На первом этапе выделяются данные в задании, происходит уточнение его формулировки, при этом немаловажное значение при выборе заданий имеет тот факт, что их последовательность должна учитывать все многообразие свойств и состояний технических объектов (содержательный аспект) и систему преобразований в ходе решения данных заданий (технологический аспект). Единство содержательного и технологического аспектов является основным требованием к подготовке заданий. На втором этапе происходит соотнесение знаний и способностей учащихся решать данные задания. Третий этап решения заданий характеризуется выдвижением гипотез и выбором принципа решения, происходит проверка и уточнение принципа решения путем применения на компьютерных имитаторах, в дальнейшем - на специализированном учебном оборудовании.

При выполнении теоретических и практических заданий периодически выполняется экспертно-тестовое оценивание развития профессионально значимых личностных ресурсов

Вопросы общего образования

учащегося и производится выбор индивидуальной траектории продвижения его к достижению конкретной цели, т. е. выбор необходимого альтернативного средства обучения для следующего этапа подготовки. Например, для изучения наладки станка можно выбрать последовательно анимационный ролик по программированию, виртуальный имитатор станка, учебный станок с компьютерной системой ЧПУ, деятельность на учебном оборудовании.

Для достижения эффективной мыследея-тельности учащихся АОК предполагает построение таких учебных ситуаций, в процессе которых задается предметно-содержательный конфликт на основе искусственного создания недостатка материала для решения заданий. Такие формы «конфликта» стимулируют активный поиск способов практических действий, так как некоторые задания необходимо решать в рамках определенного промежутка времени. Например, анимационные фильмы по технологии обработки конструкционных материалов могут не иметь вступительных эпизодов и начинаться непосредственно с описания эксперимента, опыта, производственного процесса; могут служить предметом самостоятельного исследования, когда информация носит чисто документальный характер. Можно использовать демонстрацию фильма с выключенным звуком как материал для самостоятельного комментария учащимися. В рамках программирования можно продемонстрировать группу составленных программ с нарушением последовательности, вытекающей из логики явлений. Учащимся необходимо установить логическую связь между командами каждой программы и проверить точность выполнения заданий на компьютерных имитаторах учебного оборудования.

В процессе проведения лабораторных и практических работ также могут возникнуть проблемные ситуации. К примеру, после введения программы для обработки детали по заданному чертежу компьютерный имитатор выдает сигнал об ошибках, допущенных в программировании; учащиеся, соответственно, должны самостоятельно их найти и закончить обработку детали. При изучении тем, касающихся оборудования автоматизированных производств и станков с ЧПУ, проблемы, возникающие из самого содержания учебного материала, составляют исключение, практические задания направлены преимущественно на определение структурно-элементных соотношений и функциональных зависимостей.

Необходимо отметить, что в условиях ис-

пользования АОК учащиеся не ставятся в положение первооткрывателей законов, имитируются лишь условия творческой деятельности и автоматизированный обучающий комплекс в этой имитации играет важную роль, так как создает реальную действительность или предельно реалистическую модель, что позволяет проектировать задания на материале действительности, сближать процесс обучения с жизнью.

Результаты выполнения заданий в виде тестов оцениваются автоматизированной системой управления подготовкой кадров, которая предлагает дальнейший маршрут обучения на основе оценки уровня развития профессионально значимых личностных ресурсов учащихся с использованием соответствующих уровню оценки виртуального или реального средства обучения. Система управления может вернуть учащегося на предыдущий уровень обучения или перевести его на следующий этап подготовки. При демонстрации качественного освоения данного этапа обучения система предложит перейти на следующий этап для изучения материала более высокого уровня сложности.

Профессионально значимые личностные ресурсы - это выявленные потенциальные возможности человека по реализации профессиональных наклонностей, характер их проявления и развития зависит от конкретных характеристик действительности, в которых оказывается личность, и от нее самой (ее мышления, мотивации, волевых качеств, креативности и др.). Поэтому в структуре профессионально значимых личностных ресурсов выделяются следующие компоненты, занимающие равноправное положение и находящиеся в тесном взаимодействии: мотивационный

(включающий учебно-познавательную мотивацию, мотивацию к саморазвитию) и компонент способностей (субординирующий две группы способностей: системные, характеризующие, насколько в целом в существенных чертах учащийся подготовлен к исполнению функций на данном профиле обучения, и функциональные, характеризующие особенности отдельных элементов подготовленности учащихся к выбору профессии) [1]. На каждом из этапов выполнения заданий выявляются уровни развития профессионально значимых личностных ресурсов [2].

Низкому уровню развития профессионально значимых личностных ресурсов (несбалансированный личностный ресурс) соответствуют такие качественные характеристи-

ки, как низкий уровень развития учебнопознавательной мотивации, мотивации к саморазвитию, низкий уровень развития общих способностей, способностей к какому-либо виду деятельности. У учащихся диагностируются неудовлетворенность достигнутым уровнем реализации способностей; низкий уровень знаний о дальнейшей профессиональной деятельности, ее нормах, требованиях; отрицательное отношение к деятельности, ситуативная увлечённость, низкая интеллектуальная активность и познавательная самодеятельность личности.

Средний уровень развития профессионально значимых личностных ресурсов (слабо сбалансированный личностный ресурс) характеризуется такими качествами, как неадекватность мотивации и способностей, а именно -высокий уровень развития учебно-познавательной мотивации, мотивации к саморазвитию, низкий уровень развития общих и функциональных способностей к какому-либо виду деятельности или, наоборот, низкий уровень развития мотивации и высокий уровень развития способностей. У учащихся диагностируются эпизодическая удовлетворенность достигнутым уровнем реализации способностей и неадекватный уровень знаний об учебной деятельности, ее нормах, требованиях; не всегда осмысленное отношение к деятельности, ситуативная увлечённость учебной деятельностью.

Высокий уровень развития профессионально значимых личностных ресурсов (сбалансированный личностный ресурс) проявляется в таких качествах, как высокая и сильная учебно-познавательная мотивация, мотивация к саморазвитию, высокий уровень развития общих способностей, способностей к какому-либо виду деятельности, высокая удовлетворенность достигнутым уровнем реализации способностей; своевременное и адекватное выявление уровня знаний об учебной деятельности, ее нормах, требованиях; высокая степень увлечённости учебной деятельностью. Учащиеся способны выработать творческие способы решения заданий.

Следовательно, если учащиеся в процессе решения заданий достигают третьего этапа, что свидетельствует о высоком уровне развития профессионально значимых личностных ресурсов, то выбор технико-технологической специальности для них целесообразен, если учащиеся доходят до второго этапа решения задач и мотивация дальнейшего продвижения

отсутствует, то необходима их перепрофили-зация в зависимости от превалирующего на данный момент, компонента профессионально значимых личностных ресурсов.

Таким образом, уровень развития профессионально значимых личностных ресурсов учащихся обладает свойством выступать в качестве основы для последующих уровней (вертикаль развития) в рамках выбранного профиля образования или отвергать данный профиль образования с целью выбора альтернативных профилей (горизонталь развития).

Применение АОК способствует изменению методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся, так педагог перестает быть единственным источником информации. Меняется характер деятельности учащихся на предшествующих и завершающих этапах изучения материала, в котором преобладает самоуправление, в деятельности педагога преобладающим становится руководство их познавательной деятельностью. Таким образом, использование АОК способствует накоплению опыта технической деятельности учащимися и содействует развитию их профессионально значимых личностных ресурсов.

Литература

1. Зуева, Ф.А. Техническое мышление как основа профессионального репродуцирования потенциала личности / Ф.А. Зуева // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 9. - С. 82-88.

2. Зуева, Ф.А. Профессиональная проба как средство оценивания уровня развития профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников / Ф.А. Зуева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2010. -№ 36 (212). - С. 140-144.

3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Код-жаспиров. - 2-е изд., стер. - М.: Издат. центр «Академия», 2005. - 176 с.

4. Мазеин, П.Г. Виртуальные и реальные тренажеры с компьютерным управлением / Дистанционное и виртуальное обучение // П.Г. Мазеин, С. С. Панов, А.А. Беленов. - 2010. -№ 7.- С. 25-37.

5. Мазеин, П. Г. Информационно-технологические комплексы для профессионального образования машиностроителей / П.Г. Мазеин, Г.О. Жбанков // Прикладная информатика. - 2008. - № 2(14). - С. 24-30.

Поступила в редакцию 28 августа 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.