УДК 371.14
ОСВОЕНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК ОСНОВА ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Зуева Ф.А., Лукин А.В.
Аннотация. В статье представлен опыт реализации научно-прикладного проекта, основные результаты которого могут быть использованы при освоении основной образовательной программы основного общего образования при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов.
In article the experience of realization of the scientifically-applied project, main results of which can be used at development of the basic educational program of the basic general education at introduction of federal state educational standards is presented.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, личностные результаты обучающихся, профессионально значимые личностные ресурсы, педагогическое содействие.
Federal state educational standards of the general education, personal results of students, professionally significant personal resources, pedagogical assistance.
Одним из требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) основного общего образования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, является готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сфор-мированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Возможности для достижения данных результатов четко обозначились при реализации совместного научно-прикладного проекта ГОУ ДПО ЧИППКРО и МОУ лицея № 88 г. Челябинска по теме «Персонализация образовательной среды предмета «Технология» на основе усиления вариативности профильно-технологической деятельности обучающихся лицея».
Профессионально значимые личностные ресурсы - это выявленные потенциальные возможности человека по реализации профессио-
нальных качеств, характер их проявления зависит от конкретных характеристик действительности, в которых оказывается личность, и от нее самой (ее мышления, мотивации, волевых качеств, креативности и др.) [2]. Под педагогическим содействием развитию профессионально значимых личностных ресурсов понимается превентивная и оперативная помощь в развитии и саморазвитии обучающихся, направленная на решение их индивидуальных проблем, связанных с выбором профессии. Г.Н. Сериков указывает, что это особый вид взаимодействия обучающего и обучаемого, в котором реализуются субъект-субъектные отношения [4].
Анализ понятий позволил определить педагогическое содействие как процесс развития личностных ресурсов обучающихся, в рамках которого педагог оказывает учащимся поддержку в выборе профессии и создает им условия для самоуправления, при этом педагог как носитель субъект-субъектного взаимодействия выступает в роли наставника, сподвижника, помощника. В процессе взаимодействия педагога со школьниками осуществляется выявление их психофизиологических особенностей; определение условий, способствующих развитию профессионально значимых личностных ресурсов; обнаружение обучающимися собственных проблем и придание им (через взаимодействие с учителем) развивающего характера путем превращения проблемы в задачу деятельности.
Развитие профессионально значимых личностных ресурсов обучающихся - процесс поэтапный, определяющий преемственность в педагогической работе с учащимися, важность освоения педагогом комплекса психолого-педагогических средств по развитию у школьников исследуемого феномена.
В МОУ лицее № 88 г. Челябинска выстроена система выявления и непрерывного наблюдения за творческим и интеллектуальным ростом учащихся, способствующая созданию условий для развития профессионально значимых личност-
ных ресурсов обучающихся через различные формы организации учебной деятельности:
1. Урочная деятельность. Создание педагогами творческой атмосферы на уроках способствует выдвижению обучающимися идей, которые затем воплощаются в исследовательских работах обучающихся. Традиционно проводятся «Педагогические мастерские», на которых учителя делятся своим опытом по использованию различных образовательных технологий, форм и методов обучения для развития способностей учащихся как компонентов профессионально значимых личностных ресурсов обучающихся.
2. Деятельность научного общества уча -щихся (НОУ). Научное общество учащихся «Новое поколение» объединяет обучающихся, стремящихся к более глубокому освоению знаний в различных областях науки, техники, культуры; к развитию познавательной активности, инициативы, самостоятельности; совершенствованию умений и навыков учебноисследовательской, изобретательской, опытноэкспериментальной работы.
3. Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» как общественное, самостоятельное, самоуправляемое добровольное сообщество учащихся и педагогов. Деятельность интеллектуального клуба предполагает создание условий для реализации интеллектуально-творческих возможностей; проведение досуга с интеллектуальной направленностью; стимулирование нестандартных подходов к поставленным проблемам, создание навыков творческого подхода к практическому решению; оказание поддержки в практической реализации идей и предложений.
4. Летний профильный лагерь «Новое поколение». Программа профильного лагеря представляет собой комплекс учебно-воспитательных, спортивных и развлекательных мероприятий, дополняющих друг друга и тесно между собой взаимосвязанных. Обязательными являются ежедневные трехчасовые занятия по различным профильным направлениям: компьютерная графика; офисные технологии для создания буклетов; создание мультипликаций; физические исследования; декоративно-прикладное искусство; мода и дизайн; астрономия; технология творческого мышления; пресс-центр; зеленый двор; технология развития памяти и логики; лингвистика и межкультурные коммуникации; театрализованная английская песня.
Занятия в профильном лагере завершаются традиционной научно-практической конференцией, где учащиеся защищают свои проекты. Необходимо отметить, что обучающиеся, прошедшие через летний профильный лагерь, более осознанно делают выбор элективных курсов. Многие из них продолжают проектную и исследовательскую деятельность уже в рамках элективных курсов. Занятия исследовательской и проектной деятельностью в лагере способствуют осознанному выбору учащимися будущего профильного направления в 10 классе, а затем и выбору будущей профессии.
5. Внеурочная деятельность (кружки, секции, клубы). В лицее создана система дополнительного образования, которая представлена не только уже обозначенными объединениями, но и такими, как физкультурно-спортивное, военно-патриотическое, туристско-краеведческое, социально-педагогическое, культурологическое, художественно-эстетическое,.
6. Организация ученического самоуправления. В рамках реализации этого направления работы с учащимися активно действует школа «Лидер». Участниками этой школы являются учащиеся 8-10 классов. Они участвуют в тренингах, выездных сборах, где приобретают теоретические и практические знания по организации досуга детей, в летний период успешно работают вожатыми в профильном лагере для 7-х классов и адаптационном лагере для будущих лицеистов.
Развитие профессионально значимых личностных ресурсов предполагает выделение следующих педагогических условий: целостность (используемые средства должны представлять целостную систему); систематичность (отобранные средства в методы должны применяться систематически, т. к. эпизодическое использование не дает необходимого эффекта); целенаправленность (подбор форм и методов в зависимости от конкретных задач занятия); ди-агностичность (проведение диагностики личностных изменений и коррекции на этой основе индивидуального образовательного маршрута старшеклассника); диалогичность (общение в образовательном процессе строится на основе эмпатии, сопереживания другому, свободы выбора в различных ситуациях); контекстность (образовательный процесс должен строиться с учетом контекста будущего профиля обучения и будущей профессиональной деятельности);
вариативность (подбор системы средств с учетом уровней развития потенциала); динамичность (чередование в пределах изучения одной темы различных типов и методов организации диалогического взаимодействия).
Выделяются следующие этапы педагогического содействия:
1. Диагностический - фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с обучающимися, вербализация постановки проблемы, совместная оценка проблемы с точки зрения значимости для старшеклассника.
2. Поисковый - организация совместно с обучающимися поиска причин возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны.
3. Договорный - проектирование действий педагога и обучающегося (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.
4. Деятельностный: а) со стороны педагога
- одобрение действий обучающихся, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы; б) координация действий педагогов, прямая безотлагательная помощь обучающемуся.
5. Рефлексивный - совместное с обучающимися обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование проблемы.
Организация педагогического содействия включает следующие направления деятельности:
1. Аналитико-диагностическое - включает психолого-педагогическое исследование обучающихся, диагностирование общих и частных проблем, подготовку педагогического заключения и рекомендаций. Данное направление реализуется через следующие мероприятия:
— мониторинг выбора профиля обучения и пути дальнейшего образования с целью оценки эффективности педагогических воздействий в образовательном процессе;
— изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся, выявление профессиональных интересов, мотивов выбора с целью осуществления индивидуального подхода, построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося [1].
Результаты диагностической деятельности носят ориентировочный характер для обучающихся, являются важным показателем для педагога, который с учетом полученных результатов организует образовательную деятель -ность. Диагностика личностных изменений и деятельность педагогов по самодиагностирова-нию, саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся позволяют отследить изменения в личности обучающихся и скорректировать маршрут прохождения курсов по выбору.
Необходимость организации работы по са-модиагностированию обучающихся продиктована следующим: без полноценной информации о самом себе, без достоверного представления о своих особенностях, способностях, умениях невозможно соотнести себя с будущей профессией. Объективное представление о своих психологических и личностных особенностях, как правило, вызывает чувство неудовлетворенности и становится стимулом для последующей работы по саморазвитию и самовоспитанию (имея такую информацию, старшеклассник получает возможность для развития качеств личности, необходимых в избираемой профессиональной области).
Самодиагностирование - комплексный процесс, проходящий по следующим направлениям:
- изучение собственных психологических и личностных качеств с использованием психологического инструментария;
- самооценка, которая формируется путем сравнения себя с другими обучающимися и сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно поставить жизненные цели, заниженная самооценка приводит к тому, что обучающийся начинает находить в каждом деле непреодолимые трудности, умеренно завышенная самооценка стимулирует активность личности;
- рассмотрение самодиагностирования в связи с процессом самовоспитания (самонаблюдение в процессе образовательной деятельности, анализ фактов собственной жизни; самоанализ как критическая оценка фактов, соотнесение их с определенными ценностями; испытание интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, особенностей темперамента и физических возможностей).
В практике реализации элективных курсов организуется работа по самодиагностированию личности обучающихся по всем выделенным направлениям. Логика организации процесса самодиагностирования может быть следующей: на первом этапе происходит познание себя при помощи психологических методик (изучение познавательных интересов; определение профессиональных склонностей и способностей и др.), далее - диагностика и формирование самооценки в процессе тренингов, игр, а затем -последовательный переход к самонаблюдению, самоанализу и самоиспытанию в процессе решения практических задач во время прохождения курса по выбору. Таким образом, процесс самодиагностирования будет охватывать каждый вид деятельности, выполняемый обучающимися. При организации самодиагностирова-ния обучающихся возникает необходимость в способах фиксации результатов. Это должна быть наглядная форма, которая будет служить ориентиром для обучающихся и показателем их развития для педагога. Для этих целей подходит «Карта саморазвития личности», «Дневник самоопределения», которые старшеклассник ведет самостоятельно: отмечает собственные наблюдения, связанные с работой по данному курсу, свои ощущения, что, несомненно, дисциплинирует, способствует формированию рефлексии, способности к самоанализу.
В содержании данных средств самодиагно-стирования отражается структура профессионально значимых личностных ресурсов, которые планируется диагностировать; исходный уровень развития данных компонентов: желаемый уровень развития, т.е. цели и ориентиры; изменения в развитии профессионально значимых личностных ресурсов в процессе работы. Использование данных средств способствует осознанной деятельности обучающихся по саморазвитию, формирует у них мотивацию к занятиям, чувство ответственности. В систему изучаемых качеств личности включаются методики, позволяющие выявить склонность обучающихся к той или иной сфере профессиональной деятельности; творческие способности и др.
2. Информационная работа включает различные мероприятия, направленные на обеспечение обучающихся компетенциями, необходимыми для адекватного выбора профиля обу -чения и пути дальнейшего образования. Данное
направление складывается из действий по формированию у обучающихся умений и навыков образовательной и самообразовательной деятельности в профессиональном направлении.
Можно условно выделить группы методов в соответствии с основными задачами самоопределения обучающихся: информационно-
справочные, диагностические, методы морально-эмоциональной поддержки и методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития. Владение данными методами во многом обеспечивает эффективность педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов обучающихся.
Выделяются следующие формы информационной работы:
- составление профессиограммы - краткого описания профессий;
- работа со справочной литературой;
- работа с информационно-поисковыми системами;
- профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности);
- экскурсии обучающихся на предприятия и в учебные заведения (при условии предоставления экскурсоводов);
- встречи обучающихся с представителями различных профессий;
- познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем адекватного выбора профессии;
- учебные фильмы и видеофильмы;
- «ярмарки профессий» и их модификации, на которых старшеклассники встречаются с представителями различных фирм и учреждений.
3. Консультативное направление предполагает взаимодействие педагогов с различными группами обучающихся, включающее консультирование по вопросам развития, обучения в соответствии с выявленными профессионально значимыми личностными ресурсами с целью реализации индивидуального подхода в системе профильного образования; консультирование по конкретным личностным проблемам, возникающим в процессе подготовки к выбору профессии. Консультирование может иметь несколько вариантов проведения в зависимости от поставленной преподавателем или обучающимися проблемы:
а) индивидуальное консультирование в диалоговом режиме:
- поэтапное построение программы действий, обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющих наглядно представить траекторию развития;
- построение деятельностного программного алгоритма, позволяющего выделить наиболее оптимальные варианты профессиональных перспектив (траекторий);
- использование различных схем выбора из уже имеющихся вариантов профессий, учебных заведений или специальностей в конкретном заведении.
б) консультирование в режиме группового обсуждения.
Групповая работа по развитию профессионально значимых личностных ресурсов предполагает создание условий, которые способствуют раскрытию индивидуальных возможностей обучающихся. На занятиях используются такие приемы, как игра, мозговой штурм, моделирование, упражнения, дискуссия, диалог и другие. Индивидуальная работа над заданиями, упражнениями, тестами позволяет старшеклассникам разобраться в себе, в своих чувствах, в отношениях с окружающими. Работа в парах даёт возможность для овладения компетенциями, связанными с ведением диалога. Работа в малых группах способствует формированию навыков эффективного взаимодействия, распознавания статусов (эмоционального, мотивационного, интеллектуального, социального) по характерным речевым (вербальным) и невербальным (пантомимике) проявлениям.
Тренинги - интенсивные краткосрочные обучающие занятия, направленные на создание, развитие и систематизацию определенных навыков, необходимых для выполнения конкретных личностных, учебных или профессиональных задач в сочетании с усилением мотивации личности относительно совершенствования работы. Проведение тренингов обусловлено следующими факторами:
- групповой опыт противодействует отчуждению, которое может быть формой психологической защиты при возникновении необходимости решения проблемы;
- общение в процессе занятий способствует получению позитивного опыта и поддержки со стороны участников со сходными проблемами;
- идентификация с другими участниками дает возможность для проигрывания «роли» другого человека для лучшего понимания себя, своих возможностей;
- взаимодействие в группе создаёт необходимое психологическое «напряжение», которое позволяет прояснить психологические проблемы каждого.
Ведущая идея, лежащая в основе информационной работы, состоит в том, что учебное занятие любого содержания рассматривается как групповая консультация. Это означает, что главной характеристикой занятия является его рекомендательный, совещательный характер. Обсуждение учебных материалов строится на принципах добровольности и допустимой для каждого из участников степени откровенности.
4. Организационное направление включает:
- организацию проведения курсов по выбору, профессиональных проб;
- координацию деятельности субъектов педагогической поддержки;
- проведение комплексных исследований проблем обучающихся;
- проблемные обсуждения в процессе реа -лизации намеченных планов и совместная экспертиза результатов деятельности;
- экспертизу курсов по выбору, проектов, пособий, условий образовательной деятельности.
Таким образом, развитие профессионально значимых личностных ресурсов рассматривается как последовательный, осознанный и обоснованный процесс, направленный на самореализацию, выявление истинных мотивов выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей обучающихся. Результатом развития профессионально значимых личностных ресурсов становится готовность к выбору про -фессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.
Литература
1. Гостев, А.Г. Инновационная образова-
тельно-профессиональная среда муниципального лицея [Текст] / А.Г. Гостев, Е.В. Кипри-янова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-
теоретический журнал. - Челябинск: «Образование», 2009. - № 2. - С. 14-19.
2. Зуева, Ф.А. Подходы к формированию образовательной среды как особого социализи-
рующего фактора профессионального развития потенциала личности [Текст] / Ф.А. Зуева // Вестник ЮурГУ. Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2006. - № 16(71). -С.198-202.
3. Зуева, Ф.А. Особенности технологии развития профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе
профильного образования [Текст] / Ф.А. Зуева // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -
№ 9. - С. 167-174.
4. Сериков, Г.Н. Управление образованием: Системная интерпретация [Текст] /
Г.Н. Сериков. - Челябинск: изд-во «Факел», 1998. - 664 с.