Научная статья на тему 'Сбалансированность потенциала личности учащихся как системная оптимальность процесса профессионального репродуцирования'

Сбалансированность потенциала личности учащихся как системная оптимальность процесса профессионального репродуцирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ / СИСТЕМНАЯ ОПТИМАЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РЕПРОДУЦИРОВАНИЕ / УРОВНИ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ПОТЕНЦИАЛА / POTENTIAL OF THE PERSON OF PUPILS / SYSTEM OPTIMALITY / PROFESSIONAL REPRODUCTION / LEVELS OF EQUATION OF POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуева Флюра Акрамовна

В данной статье дано описание показателей оценивания сбалансированности потенциала личности учащихся в контексте профессионального репродуцирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Equation of potential of the person of pupils as a system optimality of process of professional reproduction

In given article the description of indicators of an estimation of equation of potential of the person of pupils in a context of professional reproduction is given.

Текст научной работы на тему «Сбалансированность потенциала личности учащихся как системная оптимальность процесса профессионального репродуцирования»

РАЗДЕЛ VI

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 374.01

Флюра Акрамовна Зуева

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой естественно-математических дисциплин Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования,chidpopr@chel.surnet.ru, Челябинск

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК СИСТЕМНАЯ ОПТИМАЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕПРОДУЦИРОВАНИЯ

Flyura Akramovna Zueva

Ph.D. in Pedagogy, associate professor, head ofnatural-science and mathematics Department Public educational establishment of additional professional education Chelyabinsk Institute of retraining and advance training of educators, chidpopr@chel.surnet.ru, Chelyabinsk

EQUATION OF POTENTIAL OF THE PERSON OF PUPILS

AS A SYSTEM OPTIMALITY OF PROCESS OF PROFESSIONAL

REPRODUCTION

Под потенциалом личности понимается система ее возобновляемых ресурсов, которые проявляются в деятельности, направленной на получение социально значимых результатов (В. Н. Марков) [2].

Среди разработанных в этом русле моделей для изучения личностно-профессионального потенциала личности, для оценки опыта личности наиболее простой представляется структурная модель потенциала. Эта модель предполагает, что достижения личности, зафиксированные в процессе учебно-познавательной деятельности, суть внешних проявлений потенциала могут служить основанием для оценки его уровня. Кроме того, эти достижения можно сгруппировать по направлениям деятельности для получения структурного описания потенциала, показывающее уровень его профессионального репродуцирования в данных сферах.

Исходя из числа и уровня достижений, связанных с каждым из направлений, можно с помощью показателей количественно оценить потенциал личности учащихся в контексте его профессионального репродуцирования. Так, результативность процесса обучения в общеобразовательном учреждении

в самом общем виде можно представить на основе показателя успеваемости по профильным предметам.

Говоря об основных сферах профессионального репродуцирования потенциала личности учащихся, необходимо учесть, что учащиеся находятся на различных исходных позициях, что влияет на оценку уровня их достижений. На преодоление подобных различий в стартовых условиях необходимо затратить определенную долю потенциала личности, следовательно, в схему обобщенных направлений профессионального репродуцирования потенциала личности учащихся включается еще один пункт - на социальную мобильность.

В качестве схемы направлений профессионального репродуцирования потенциала личности учащихся можно использовать следующую (рис. 1):

Рис.1. Показатели профессионального репродуцирования потенциала личности

Для описания потенциала личности учащихся на уровне структурного представления используется набор показателей, которые оценивают уровень репродуцирования по группе стандартных направлений. Из этого, в частности, следует, что высокий уровень профессионального репродуцирования потенциала личности учащихся по одному из направлений (например, развитие технического мышления) приводит к увеличению показателей по сферам готовности к выбору профиля обучения (адекватности, мотивации, эмоционального отношения), что и способствует гармонизации личности.

Задаваясь вопросом, насколько учащийся концентрирует свои усилия в ключевых сферах проявления своего потенциала, для этого необходимо определить соответствующие показатели репродуцирования по формуле: 1=ХП, то есть показатель профессиональной репродуцированности равен суммарной оценке достижений по показателям мышления, готовности к

выбору профиля обучения, мотивации. Смысл введения такого показателя состоит в оценке потенциала, реализуемого в соответствующем направлении, что приводит к повышению показателей относительно всего потенциала личности по всем сферам его профессионального репродуцирования.

Показатели профессионального репродуцирования потенциала по ключевым направлениям имеют тесную взаимосвязь со сферой адаптации, что позволяет учащемуся сконцентрировать ресурсы для решения возникшей проблемы. Интересен тот факт, что показатели профессионального репродуцирования потенциала личности по ключевым направлениям, величины которых максимально приближены к верхним или нижним критическим значениям, связаны обратной зависимостью, причем достаточно сильной и статистически значимой.

Так, в ходе исследования выявлено, что чрезмерная концентрация потенциала в эмоциональном отношении приводит к снижению профессионального репродуцирования в области мышления (г = - 0,18). Подобная картина в определенной мере подтверждает гипотезу о системных качествах потенциала личности. Ключевыми в системе сфер профессионального репродуцирования потенциала личности являются сфера учебы, мышления, готовности к выбору профиля обучения (адекватность, мотивация, эмоциональное отношение) (табл. 1).

Таблица 1

Значения показателей для профессионального репродуцирования потенциала личности

Индекс реализованности потенциала в сфере Нижний критический Достаточный Верхний критический

Учеба 9 11-14 15

Мышление 5 15-25 25

Адекватность выбора 8 16-32 40

Мотивация 0 10-15 20

Эмоциональное отношение 8 16-32 40

2 30 68-118 140

Критические точки для показателей профессионального репродуцирования потенциала личности в основных сферах можно получить, анализируя графики их взаимозависимости.

Величины профессионального репродуцирования потенциала личности в ключевой сфере, больше верхнего критического значения и меньше нижнего критического значения, образуют критическую область (верхнюю и нижнюю, соответственно). Между критическими областями располагается область достаточных значений, соответствующих оптимуму профессио-

нального репродуцирования потенциала личности в конкретной сфере. Если изобразить критические значения в полярных координатах, то нижняя критическая область (это область ниже нижнего критического значения) визуально будет выглядеть как многогранник и как «ядро». На этом же рисунке видны контуры верхней границы критической области профессионального репродуцирования потенциала личности.

Исходя из того, что перечень сфер профессионального репродуцирования потенциала личности является полным, то, отталкиваясь от понятия оптимальности в отдельных сферах, можно использовать понятие системной оптимальности потенциала (по В. Н. Маркову) [2].

В контексте нашего исследования под системной оптимальностью потенциала будет пониматься его сбалансированность, при этом сбалансированным является такой потенциал, который ни в одной из ключевых сфер своего профессионального репродуцирования не попадает в нижнюю критическую область. Выраженный дисбаланс предлагается определять, исходя из его тотальности, т. е. наличия дисбаланса в самых важных сферах профессионального репродуцирования потенциала личности, области критической).

На этом основании в контексте профессионального репродуцирования выделяются группы:

- с выраженной несбалансированностью потенциала личности;

- со слабой сбалансированностью потенциала личности;

- со сбалансированным потенциалом личности.

На основе проведенного исследования среди учащихся общеобразовательных учреждений показано распределение трех выделенных групп, соответствующих различным уровням сбалансированности потенциала (табл. 2).

Наряду с выделением трех групп различного уровня сбалансированности профессионального репродуцирования потенциала личности (т. е. определения методики измерения сбалансированности потенциала с помощью порядковой шкалы) рассматривалось интервальное оценивание сбалансированности потенциала. Как видно из рис. 2. степень дисбаланса можно оценить относительно ближайшей критической точки. Если теперь просуммировать все такие отклонения реализации потенциала от ближайшей критической точки по всем ключевым сферам, то в сумме получится оценка несбалансированности потенциала, которую удобно обозначить как коэффициент дисбаланса Кь. Он тем выше, чем больше отклонение профессионального репродуцирования потенциала личности от оптимальной области - («вглубь»). На основе данных таблицы, учащиеся с выраженной несбалансированностью потенциала составляют 22%, со слабой сбалансированностью потенциала - 73%, со сбалансированным потенциалом - 5%, что свидетельствует о дисбалансе потенциала личности учащихся общеобразовательных учреждений в важных сферах профессионального репродуцирования, полученные данные и явились основанием для проведения дальнейшего исследования.

Таблица 2

Распределение групп сбалансированности потенциала в выборке учащихся (К = 525)

Уровень сбалансированности Кол-во учащихся Процент

Несбалансированный 122 22

Слабо сбалансированный 382 73

Сбалансированный 21 5

□ I апааёш пеб1 аш 1' й е

□ №аа1

таёа1' пеб! аа1' 1' й е

□ №аёа1' пеб! аа1' 1' й е

Рис. 2. Распределение групп сбалансированности потенциала в выборке учащихся (К = 525)

Исследование опиралось на положение, согласно которому в контексте профессионального репродуцирования потенциала личности обеспечение высокого уровня познавательных функций учащихся, и в будущем - целесообразный выбор профессиональных образовательных учреждений, в большей мере зависит от эффективности педагогического воздействия.

Условно процесс профессионального репродуцирования потенциала личности учащегося можно разделить на четыре этапа:

1. Оценка уровня подготовленности учащегося, необходимого для разработки наиболее эффективной программы профессионального репродуцирования потенциала личности учащегося.

2. Ориентация - практическое знакомство учащегося с требованиями, которые к нему предъявляются в контексте профильного обучения.

3. Действенная адаптация (первичная дезадаптация). Этап состоит в приспособлении учащегося к обучению в условиях профильного обучения

4. Функционирование. Данным этапом завершается процесс профессионального репродуцирования потенциала личности учащегося. Он характеризуется постепенным переходом к стабильной деятельности.

Для диагностики профессионального репродуцирования потенциала личности учащихся, так и степени его профессиональной компетентности

предлагается использовать комплексную методику, которая позволяет диагностировать мотивацию профессионального репродуцирования потенциала личности, т. к. «мотивация занимает ведущее место в решении всех производственных задач», при этом система отношений, определяющих мотивацию профессионального репродуцирования потенциала личности, условно представлена в виде треугольника (рис. 3), в вершинах которого располагаются:

1. Отношение личности к своей деятельности (оценивается по степени удовлетворенности выбранным профилем).

2. Отношение к себе как к оптанту (оценивается по величине значимости для учащегося выбранного профиля обучения).

3. Отношение к самосовершенствованию в профессиональной сфере (оценивается по степени стремления личности к самосовершенствованию в деятельности) [1].

+2

Рис. 3. Система отношений, определяющих мотивацию профессионального репродуцирования потенциала личности

При выборе методики изучения мотивационных характеристик личности были избраны следующие положения:

1. Профессиональное репродуцирование потенциала личности учащихся есть относительно самостоятельный вид внутренней деятельности, направленный на принятие и усвоение (интериоризацию) профессионально значимых ценностей.

2. Мотивация профессионального репродуцирования потенциала личности учащихся представляет собой совокупность побуждений и условий, которые определяют (детерминируют), направляют и регулируют процесс повышения их профессионально важных компетенций.

3. Наличие и применение целевой методики для диагностики мотивации профессионального роста позволяют использовать имеющиеся средства и способы для развития мотивации профессионального репродуцирования потенциала личности всех учащихся, создавать соответствующие психоло-го-педагогические условия деятельности и предпосылки для поддержания ее стабильных результатов.

Методика включает в себя: анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, наблюдение, анализ изучения результатов деятельности в процессе решения задач. Результаты применения данной комплексной методики сравниваются с результатами анализа и оценки итогов по развитию технического мышления. Как правило, проявляются устойчивые коррелятивные связи между мотивацией профессионального репродуцирования потенциала

личности учащихся с результатами их деятельности в контексте развития мышления.

Уровни профессионального репродуцирования потенциала личности учащихся были выделены по результатам экспертных оценок. Высокий уровень имеет интервал от 118 до 140 баллов, средний - от 68 до 118 баллов, низкий - от 30 баллов и ниже. В соответствии с этими показателями, в выборке школьников (N=525) были выделены три группы: с высокими, средними и низкими значениями интегральной оценки профессионального репродуцирования потенциала личности учащихся. Анализ результатов исследования критериев профессионального репродуцирования потенциала личности учащихся и характеризующих их показателей позволяет сделать вывод о том, что в структуре потенциала личности существуют значительные различия, обусловленные уровнем его профессионального репродуцирования.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что потенциал выступает одним из сложных механизмов соотнесения внутренних и внешних факторов личностного поведения, которые определяют возникновение, направленность и способы осуществления конкретных форм деятельности. Отдельный субъект, по сути, выступает как предельный случай социальной системы, простейшая форма ее организации, как сфокусированная в точке совокупность общественных отношений. Это означает, распределение лиц по степени сбалансированности их потенциала может выступать в качестве показателя сбалансированности общества. Усложнение жизни, ускорение темпа изменений, происходящих в последнее время во всем мире, предъявляют все более высокие требования к адаптивным способностям членов общества. Возникновение острых социальных противоречий в условиях несбалансированности системы регуляции общества представляет процесс индивидуального социального приспособления достаточно сложным. На личностном уровне это выражается в возрастании числа людей с несбалансированным потенциалом, а затем, в случае сохранения неблагоприятных социальных тенденций - в возрастании людей с отклоняющимся поведением. Следовательно, в субъективном плане несбалансированность потенциала, представляет собой немалую опасность и для общества, в целом.

Предложенная комплексная методика позволяет изучать процесс профессионального репродуцирования потенциала личности, оценивать по этому параметру каждого учащегося и определять его конкретный мотивационный профиль. Интерпретация полученных данных дает возможность принимать меры по развитию, прогнозировать сбалансированность потенциала личности и эффективность его профессионального репродуцирования.

Библиографический список

1. Истратова, О. Н. Справочник психолога-консультанта организации [Текст] / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. -638 с.

2. Марков, В. Н. Проблемы профессиональной реализации кадров управления: монография [Текст] / В. Н. Марков /Под общ. ред. А. А. Деркача - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 106 с.

3. Таранова, М. В. Содержание и структура учебной деятельности учащихся с позиций естественнонаучного системного подхода [Текст] / М. В. Таранова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 275-283.

4. Нефедкина, И. А. Теоритические основы педагогической поддержки развития самовыражения старших дошкольников [Текст] / И. А. Нефедкина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 356-365.

5. Сенина, О. И. Интеграционное образовательное пространство и творческая активность учащихся [Текст] / О. И. Сенина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 307-315.

6. Мальцева, С. В. Аналитико-диагностическая деятельность общеобразовательного учреждения как фактор повышения успешности учебной деятельности [Текст] / С. В. Мальцева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -С. 301-308.

УДК 371.01: 048

Николай Григорьевич Руденко

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии АлтГПА, Барнаул

Алла Анатольевна Черникова

Старший преподаватель кафедры психологии АлтГПА, Барнаул

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Nikolay Grigoryevich Rudenko

Candidate of pedagogy, senior lecturer at the chair of psychology, the Altai State Pedagogical University, Barnaul

Alla Anatolyevna Chernikova

Senior teacher of the chair ofpsychology, the Altai State Pedagogical University, Barnaul

TECHNIQUES TO DEVELOP THE EMOTIONAL STABILITY OF THE FUTURE TEACHER IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING

Кардинальные изменения, происходящие в социально-экономической, политической, культурной сферах современного российского общества, повлекли за собой реформирование системы образования в направлении качественной подготовки будущих специалистов. Приоритетной целью высшей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.