Научная статья на тему 'Сайнс арт как форма коммуникации науки и инноваций для общества'

Сайнс арт как форма коммуникации науки и инноваций для общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1046
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ НАУКИ / САЙНС АРТ / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / МАРКЕТИНГ ИННОВАЦИЙ / ТЕХНОЛОГИИ / SCIENCE COMMUNICATION / SCIENCE ART / CONTEMPORARY ART / INNOVATION MARKETING / TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Комлева Екатерина Алексеевна

Популяризация научного знания важна как для личностного роста человека в частности, так и для формирования инновационного общества в целом. Параллельно с развитием науки и техники необходимо вводить и новые способы их коммуникации. Сайнс арт возможно рассматривать в таком качестве, поскольку он известен как направление современного искусства, тесно взаимодействующего с наукой и техникой, при этом являясь доступным для достаточно широкой аудитории. В данной работе разработано авторское определение Сайнс-арта как коммуникационного канала между наукой, технологиями, инновациями (НТИ) и обществом. Мы также проводим авторское эмпирическое исследование, целью которого является понять, может ли он быть таким каналом. По ходу подготовки исследования разрабатывается способ сравнения коммуникационных каналов НТИ между друг другом, используется анализ управленческого опыта. Несмотря на связь Сайнс арта с научной сферой, наше качественное исследование показало, что оно не может в полной мере использоваться для коммуникации науки, поскольку не имеет должного уровня «научности», а также на данный момент не охватывает большой процент аудитории в силу своей специфики. Однако, Сайнс арт, при должной поддержке и при взаимодействии с другими каналами коммуникации науки, может оказывать сильное эмоциональное влияние на аудиторию, что приводит к росту интереса к научной сфере. Эмоциональный посыл Сайнс арта также способен изменить негативные эмоции по отношению к инновациям, которые часто возникают у потенциальных пользователей ввиду их новизны и, зачастую, неопределённых последствий их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Science Art as Science and Innovation Communication to the Society

Popularization of scientific knowledge is important both for personal growth in particular, and for the formation of an innovative society as a whole. In parallel with the development of science and technology, it is necessary to introduce new ways of communication. Science Art can be considered as such, as it is known as a movement of contemporary art, closely interacting with science and technology, while being accessible to a broad audience. In this paper the author’s definition of Science Art as a communication channel between science, technology, innovation (STI) and society is developed. The author’s empirical research is conducted to see if it can be such channel. In the process of preparing the research, we develop a way of comparing the STI communication channels between each other, the analysis of management experience is used. Despite its connection with the scientific area, our qualitative research has shown that Science art cannot be fully used for science communication, because it does not have a proper level of «scientificity», and does not currently cover a large percentage of the audience due to its specifics. However, Science art, with proper support and interaction with other means of communication of science, can have a strong emotional impact on the audience. This leads to an increase in interest in the scientific field. Science art’s emotional message can also change negative emotions towards innovation, which often arise for potential users due to innovations’ novelty and often uncertain consequences of their use.

Текст научной работы на тему «Сайнс арт как форма коммуникации науки и инноваций для общества»

■ ■ ■ Сайнс арт как форма коммуникации науки и инноваций обществу

Комлева Е.А.

Университет Маастрихта, Маастрихт, Нидерланды.

Аннотация. Популяризация научного знания важна как для личностного роста человека в частности, так и для формирования инновационного общества в целом. Параллельно с развитием науки и техники необходимо вводить и новые способы их коммуникации. Сайнс арт возможно рассматривать в таком качестве, поскольку он известен как направление современного искусства, тесно взаимодействующего с наукой и техникой, при этом являясь доступным для достаточно широкой аудитории. В данной работе разработано авторское определение Сайнс-арта как коммуникационного канала между наукой, технологиями, инновациями (НТИ) и обществом. Мы также проводим авторское эмпирическое исследование, целью которого является понять, может ли он быть таким каналом. По ходу подготовки исследования разрабатывается способ сравнения коммуникационных каналов НТИ между друг другом, используется анализ управленческого опыта. Несмотря на связь Сайнс арта с научной сферой, наше качественное исследование показало, что оно не может в полной мере использоваться для коммуникации науки, поскольку не имеет должного уровня «научности», а также на данный момент не охватывает большой процент аудитории в силу своей специфики. Однако, Сайнс арт, при должной поддержке и при взаимодействии с другими каналами коммуникации науки, может оказывать сильное эмоциональное влияние на аудиторию, что приводит к росту интереса к научной сфере. Эмоциональный посыл Сайнс арта также способен изменить негативные эмоции по отношению к инновациям, которые часто возникают у потенциальных пользователей ввиду их новизны и, зачастую, неопределённых последствий их использования.

Ключевые слова: коммуникация науки, Сайнс арт, современное искусство, маркетинг инноваций, технологии

Для цитирования: Комлева Е.А. Сайнс арт как форма коммуникации науки и инноваций обществу // Коммуникология. 2019. Том 7. №4. С. 169-181. DOI 10.21453 / 23113065-2019-7-4-169-181.

Сведения об авторе: Комлева Екатерина Алексеевна, магистрант Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Институт статистических исследований и экономики знаний) и Университета Маастрихта (Факультет искусств и социальных наук). Адрес: Minderbroedersberg, 4-6, 6211 LK Maastricht, Netherlands. E-mail: eka-komleva@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию: 26.10.2019. Принята к печати: 29.11.2019.

Наука, технологии и инновации (НТИ) сегодня являются важнейшими элементами конкурентоспособности и устойчивого роста каждой страны мира, в том числе и России. Отсюда - быстрое развитие и массовый характер популяриза-

ции НТИ. Поскольку гражданское общество является конечным потребителем, его участие в научной и технической сферах деятельности необходимо [Owen; Hutter; Burgelman: 215]. Точных определений науки, инноваций, искусства и технологий, как это обычно бывает с обширными терминами, не существует. Обычно считается, что наука пытается понять природные явления с помощью научного метода, который включает в себя наблюдение, формулирование гипотез, эксперимент по их проверке и разработку выводов, подтверждающих или изменяющих их [Campbell: 117-118; Gilbert]. Технологии можно определить как технику создания и производства вещей [Roland]. Инновации, наряду со многими другими определениями [Aiken, Hage; Zaltman и др.], можно описать как любую мысль, действие или вещь, которая является новой, поскольку качественно отличается от ранее существующих форм [Barnett, Liston].

Отношение общества к инновациям зависит от многих факторов, особенно интересен вопрос восприятия инноваций. С одной стороны, люди считают, что новые технологии могут изменить их жизнь к лучшему. С другой стороны, они относятся к ним с недоверием и осторожностью1. В связи с этим коммуникация в этой области должна быть организована правильно. Сегодня, новые каналы коммуникации имеют решающее значение для развития популяризации науки, так как традиционные каналы связи между наукой и обществом не всегда могут адаптироваться к новым обстоятельствам [Willems]. Сайнс арт может может быть рассмотрен в качестве такого канала. Д. Булатов определяет Cайнс арт как направление в современном искусстве, представители которого при создании своих работ используют новейшие технологии, исследовательские методы и концептуальные основы [Булатов]. Это определение подвергалось критике, хотя теоретики согласились, что все 3 элемента должны существовать в Сайнс арт объекте одновременно.

Анализируя исследования, посвященные Сайнс арту, можно предположить, что для управленческой практики НТИ Сайнс арт все еще является terra incognita, несмотря на ее довольно прикладные функции, такие как: создание экспериментального пространства для ученых и художников, создание пространства для международного общения ученых и художников, маркетинг инноваций, стимулирование креативности среди ученых и художников посредством совместной работы, образовательная функция, гедонистическая функция и т.д. Кроме того, уже накоплен некоторый опыт использования Сайнс арта в качестве канала коммуникации в области НТИ. Например, Европейская комиссия планировала содействовать применению комплексного, безопасного, ответственного и социально приемлемого подхода к развитию и использованию нанонаук и нанотехнологий. Для достижения этой цели было крайне важно найти способы информирования общественности о результатах и последствиях исследований в этих областях.

1 Gokhberg L., Kuznetsova T. (2011). Strategy 2020: New Outlines of Russian Innovation Policy. Foresight and STI Governance (Foresight-Russia till No. 3/2015), National Research University Higher School of Economics, vol. 5 (4), pages 8-30.

Одна из их рекомендаций касалась разработки новых моделей и инструментов коммуникации, диалога и взаимодействия, особенно тех, которые можно было бы рассматривать как «легкие», нетрадиционные и основанные на эмоциях, например, театр, искусство, ярмарки. Среди них был и Сайнс арт. Были определены различные меры, ориентированные на широкую общественность с целью стимулирования интереса, повышения осведомленности и процента обратной связи от людей. В частности, искусство - инструмент, хорошо подходящий для привлечения внимания людей. Его цель заключается в том, чтобы достучаться до людей, которые обычно не вовлечены в тематику науки и технологий, стимулировать их любопытство путем предоставление стимулов через восприятие, танец и искусство и принять ориентированный на пользователя подход, который поможет ответить ему на вопрос «Почему мне должно быть это интересно?»1.

Теоретический анализ Сайнс арта в рамках коммуникации НТИ

Мы посчитали, что для данного исследования наиболее подходящей является диффузионная модель Э. Роджерса. Э. Роджерс изучал распространение новых идей, продуктов, знаний, инноваций и т.д. Распространение определялось как процесс передачи инноваций членам социальной системы по определенным каналам в течение определенного периода времени. Согласно диффузионной модели, одним из основных компонентов коммуникации, таких как социальные структуры или коммуникационные системы, являются каналы коммуникации. По мнению Э. Роджерса, каналы коммуникации - это средства, с помощью которых сообщения передаются от одного человека к другому [Rogers]. Однако бизнес-словарь представляет канал коммуникации как медиум, через который сообщение передается целевой аудитории2. В этой работе будет использоваться второе определение, так как вариант Э. Роджерса приближает каналы к средствам, но по нашему мнению, каналы, средства и инструменты - это разные понятия.

Таким образом, мы можем определить Сайнс арт как коммуникационный канал с художественной ценностью, способный передавать сообщения между НТИ и обществом, и созданный с помощью концептуальных основ, исследовательских методов и новейших технологий.

Как и все элементы, каналы коммуникации имеют свои особенности. ЮНИСЕФ в своем «Руководстве для руководителей программ и сотрудников по вопросам коммуникации»3 описывает следующие характеристики каналов ком-

1 European Comission (2009). Art and Science creative fusion [el. source]: https://wbc-rti.info/object/document/6983/attach/art_science.pdf (accessed: 08.10.2018).

2 Business dictionary (2019). Communication channel definition [el. source]: How social dynamics influence information society technology: Lessons for innovation policy (accesed: 18.02.19).

3 UNICEF (2008). Writing a communication strategy for development programmes [el. source]: https://www.unicef.org/cbsc/files/Writing_a_Comm_Strategy_for_Dev_Progs.pdf (accessed: 08/02/19).

муникации: охват; тип сообщения (простое/сложное); стоимость; адаптируемость; возможность интерактивного использования. Исходя из перечисленных характеристик, Сайнс арт можно включить в группу каналов коммуникации, и чтобы оценить его в качестве такового, определить для него место в группе каналов, а также найти преимущества и недостатки, его необходимо было сравнить с другими каналами, наиболее на него похожими. Это позволило бы нам выявить малейшую разницу между ними. С этой целью были выбраны 2 наиболее близких к Сайнс арту канала коммуникации: постоянные экспозиции в музеях/центрах науки и открытые лекции. Именно они были выбраны среди множества других (например, документальные фильмы или научно-популярная литература), поскольку наиболее близки к Сайнс арту по трем характеристикам, которые мы смогли оценить с помощью теоретического анализа: стоимость канала; объем аудитории, которую канал может достичь; сложность сообщения, которое канал может передавать.

Критерии оценки Сайнс арта как коммуникационного канала НТИ

Для дальнейшего, более углублённого исследования, были разработаны следующие критерии:

1. Доступность. Доступность канала - это возможность реализации простого доступа к использованию канала и получения выгоды от его использования. С помощью этого критерия мы пытаемся понять - насколько доступен канал для людей? Канал коммуникации должен быть доступен для большинства населения, чтобы иметь реальную возможность повлиять на восприятие НТИ.

2. Диффузионная способность. Диффузионная способность канала - это способность канала сообщать об НТИ членам социальной системы в течение определённого периода времени (Роджерс). Критерий отвечает на вопрос: Способен ли канал улучшить распространение знаний? Способность к распространению имеет решающее значение, поскольку она свидетельствует о возможности распространения знаний об НТИ, по крайней мере в рамках определённой социальной группы.

3. Научность. Научность канала - соответствие передаваемой информации актуальным научным знаниям. Насколько достоверной является информация о НТИ, передаваемая по этому каналу? Научность, в отличие от критериев доступности и диффузии, необходима только для тех каналов, которые передают информацию о науке, технике и инновациях, поскольку в глобальном масштабе она свидетельствует о праве канала рассматриваться в качестве канала НТИ.

Каждый критерий имеет свои показатели.

Доступность:

1.1. Стоимость использования. Указывает, является ли канал дорогим, приемлемым или дешевым для людей. Обычно, чем дешевле канал, тем чаще им пользуются люди, тем выше доступность.

1.2. Ограничения по уровню образования. Определяет, должен ли человек обладать базовыми, или даже специализированными знаниями, чтобы понять,

что именно передается по каналу. Чем выше ограничение по уровню образования, тем ниже доступность канала.

1.3. Ограничения по времени. Не все каналы могут быть использованы в любое время (в отличие от тех, которые созданы на электронных платформах), что снижает их доступность.

1.4. Ограничения по языку. Некоторые каналы очень зависимы от языка, так как в них преобладает вербальный тип коммуникации. Это может привести к недопониманию и снижению доступности.

Диффузионная способность:

2.1. Мультимедийность. Мультимедийный подход может увеличить отдачу двумя способами: значительная часть публики получает несколько стимулов (зрение, слух, запах) от одного объекта; люди могут выбрать из этих стимулов те, которые наиболее привлекательны для них. Другими словами, уровень мультиме-дианности равен количеству органов чувств, которые могут быть задействованы (Willems, 1991). Чем выше мультимедийность, тем выше диффузионная способность канала, так как это улучшает восприятие информации. Более того, мультимедийность может коррелировать с technicit (насыщенностью техническими средствами) канала, поскольку обычно используются разные технические средства для активации различных чувств.

2.2. Степень охвата. Чем больше людей получают доступ, тем выше диффузионная способность канала.

2.3. Социальные взаимодействия. Они происходят внутри целевой группы. Посещения выставок обычно осуществляются группами, которые могут обсуждать увиденное между собой или со знакомыми. Эффект распространения научной информации усиливается.

2.4. Прямой контакт между учеными и общественностью (посредник исключен). Это возможность получения информации от целевой группы - обратная связь. Более того, присутствие ученого гарантирует, что публика понимает тему, может предвидеть реакцию аудитории, скорректировать употребление языка или уровень абстракции (Willems). Прямой контакт увеличивает диффузионную способность канала.

Научность:

3.1. Уровень образования источника информации. Чем выше уровень, тем выше вероятность того, что представленная информация будет актуальной, полной, точной и достоверной.

3.2. Уровень соответствия представленной информации теоретическим знаниям, который показывает, что эти знания могут быть признаны другими учеными и не отделены от ранее полученных научных знаний.

3.3. Уровень сложности сообщения, который канал способен передать. Если канал может передавать сложные идеи, это означает, что его качество выше, чем у других каналов.

3.4. Транслирует ли канал инновационные знания. Если он передает инновационные знания, то распространение инноваций может увеличиться. Если он

передает базовые или традиционные знания, то усиливается распространение таких знаний.

Для оценки каналов по показателям и, соответственно, критериям, в качестве метода получения информации было выбрано полуструктурированное интервью. Интервью были проведены в Москве, в марте 2019 года. Первым шагом при проведении интервью был отбор экспертов. Для этого исследования были выбраны две группы экспертов (по 8 человек с каждой стороны): группа из области Сайнс арта (кураторы и художники) и группа из других 2 сравниваемых каналов: учёные-популяризаторы и работники научных музеев. В качестве критериев отбора экспертов выбраны три основные характеристики - вид деятельности, опыт работы и уровень квалификации. Интервью были проведены в четырех формах: очные интервью, интервью по скайпу, телефонный звонок и электронная почта.

При работе с результатами интервью использовался контент-анализ транс-криптов, а также шкалирование (для оценки показателей). В данном исследовании использовалась порядковая шкала с четырьмя позициями, числовое значение присваивалось каждому утверждению. Для выявления общего мнения респондентов было рассчитано и округлено среднее арифметическое ответов по каждому показателю. Шкалирование позволило установить факт равенства или неравенства измеряемых объектов (каналов связи), а также определить природу неравенства, полагаясь на утверждения.

Результаты эмпирического исследования

В результате эмпирического исследования было проведено 16 интервью. Согласно полученным ответам, нет единого понимания того, что такое Science Art. Тем не менее, большинство определений были довольно близки к определению, приведенному нами ранее. Например, респондент со стороны Сайнс арт дал следующее определение: «Это произведение искусства, созданное в диалоге с наукой, в процессе создания которого используются научные методы. В таком искусстве всегда есть исследовательский элемент». Другой сказал: «Я бы определил его как искусство, использующее научные, инженерные разработки или отражающее влияние науки и техники на общество». Респондент со стороны популяризации науки ответил следующее: «Это, прежде всего, вид искусства, который может существовать в разных жанрах, но обычно существует в виде инсталляций. Тип искусства, где, я бы сказал, источником вдохновения для художника является современная наука». Эксперт со стороны научного музея отметил, что «это направление искусства, которое пытается визуализировать и сделать понятным, можно даже сказать, популяризировать передовые достижение науки». По результатам интервью с представителями со стороны искусства выяснилось, что не существует единого и подходящего для всех определения Сайнс арта. Также, в профессиональных кругах этот термин постепенно заменяется понятием Art&Science. Помимо прочего, три эксперта отмети-

ли, что это - не искусство, а масштабное явление: «Это культурный феномен». Кроме того, эксперты в своих ответах подчеркнули несколько моментов, которые подтверждают три характеристики данного направления в искусстве, приведенные нами ранее. Они использовали такие слова как «использование научных методов», «инженерия», «современное искусство».

Говоря о результатах оценки Сайнс арта как канала коммуникации НТИ, в целом ученые высоко ценят роль Сайнс арта как канала коммуникации. В то же время, ученые достаточно строго оценивают его научность, что может быть связано с их деятельностью и внимательным отношением к достоверности тех фактов, которые должен передавать канал. Поскольку ученые находятся ближе всех к научным знаниям, их мнение по этому вопросу имеет важное значение. Все ученые посчитали, что элемент искусства априори противоречит научности, однако за счет элемента искусства достигается высокая доступность канала. Способность Сайнс арта к диффузии не была оценена в полной мере, поэтому в данном случае трудно прийти к общему пониманию.

Слова одного из респондентов-ученых прекрасно отражают квинтэссенцию мнения ученых о Сайнс арте: «Если говорить о научном искусстве, то научная достоверность часто скрывается от публики. Я бы не предъявлял больших требований... критерий достоверности не ясен. Если говорить о том, кто обладает более конкретными научными знаниями - художник, лектор или куратор музея науки, то художник окажется на последнем месте, но это нормальная ситуация. Обычно музеи рассказывают об очень устоявшихся, стандартных вещах, в этом смысле им проще достичь уровня достаточной компетентности. Открытой лекцией обычно является рассказ о самой современной науке. Там мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда человек, будучи экспертом, рассказывает о смежных областях наук. Так что это то же самое, что сравнивать научные компетенции иллюстратора учебника, учителя в школе и человека, пишущего научно-популярные книги. Трудно сравнивать. Автор научно-популярной книги может быть менее компетентен в черной материи, но в то же время он напишет хорошую книгу, он просто не эксперт именно в этом вопросе».

Сравнивая мнения экспертов, которые являются представителями двух других каналов, следует отметить более скептическое отношение ученых к Сайнс арту как к каналу коммуникации НТИ, чем у музейных работников. Это в основном определяется низкой научностью Сайнс арта. Музейные же работники с энтузиазмом говорили о Сайнс арте во время интервью. Они отметили, что подобная практика была бы желательна в их музеях, она была бы интересна посетителям, и что научность могла бы возрасти, если бы за работами Сайнс арта следовали комментарии ученых.

Что касается респондентов со стороны Сайнс арта, в целом представителям было трудно рассматривать Сайнс арт как канал коммуникации, а не как искусство. Было отмечено, что цель Сайнс арта в первую очередь связана с искусством, коммуникация чего-то научного - это скорее дополнительный эффект. По мнению экспертов, Сайнс арт может быть каналом научной коммуникации,

если художнику удастся достичь высокого уровня научности. Исходя из ответов экспертов, художники стремятся предоставить наиболее достоверные научные данные, так как это влияет на их репутацию. Однако это не всегда возможно по нескольким причинам, таким как: отсутствие профильного образования художника, закрытость научного сообщества для сотрудничества, закрытость исследовательских лабораторий и институтов для художников.

Один из экспертов особенно отметил высокую доступность Сайнс арта именно для российского населения: «Что касается понимания, то Сайнс арт больше, чем просто доступен, это больше о понимании искусства в целом. Наша страна очень разнообразна, включает в себя множество парадоксов. Сайнс арт имеет огромный потенциал и интерес у населения, и в то же время вызывает раздражение, непонимание... Другой фактор - Россия всегда была очень заинтересована в техническом искусстве... люди всегда любили работать руками, увлекались машиностроением, занимались изобретениями...Поэтому технические дисциплины, близкие к Сайнс арту, интересны людям».

Интересно также мнение художников о научности подобного искусства: «Это ни в коем случае не иллюстрация научных знаний, но оно не может быть основано на фейке, если только фейк не является предметом исследования в произведении. Научная достоверность - необходимый элемент. Поэтому очень часто показы таких работ сопровождаются видео с документацией создания, комментариями ученых и просветительскими лекциями на связанные темы. Иногда в произведении может содержаться прогноз или предчувствие, смелость которого может позволить себе только художник, поскольку он не скован нормами академического сообщества. Но и такие произведения-прогнозы обычно базируются на реальных научных данных, а не на голых фантазиях художника, если это, действительно Сайнс арт. Вопрос в том, что надо бы, конечно, различать, что есть что, а это не всегда просто. В общем, доверие - в принципе не то, что стоит испытывать по отношению к какому-либо произведению, не важно какие медиа оно использует. Критический анализ необходим всегда».

Подводя итог всему тому, что получилось по каждому каналу коммуникации НТИ, Сайнс арт как канал показал менее удовлетворительные результаты, чем открытые лекции или научные музеи, хотя разница была невелика (примерно 3 балла с открытыми лекциями и 1 балл с музеями).

В результате эмпирических исследований эксперты более или менее схожим образом определили понятие «Сайнс арт». По мнению экспертов, в Сайнс арте не существует языковых ограничений, поскольку оно редко использует вербальные, по сравнению с визуальными, средства коммуникации. Выставки Сайнс арта не дороже, чем открытые лекции или музеи. Существование произведений Сайнс арта не очень ограничено во времени, так как, подобно музейным предметам, их можно сохранить и/или использовать для их хранения средства записи (аудио/видео). Говоря о научности, Сайнс арт сложно сравнивать с двумя другими каналами, в основном потому, что создатели Сайнс арта часто не имеют научных знаний в сфере науки, они не занимаются научной деятельностью. Науч-

ность Сайнс арта напрямую зависит от консультанта. Однако выбор консультантов ограничен из-за закрытости научного сообщества для художников. Если необходимо создать настоящий Сайнс арт, для художников должен быть обеспечен доступ к ученым и научным организациям. Кроме того, отсутствуют критерии отбора научных консультантов. Консультанты подбираются с помощью личных контактов и рекомендаций, которые могут гарантировать регулярность консультаций, но не их качество. Кроме того, некоторые эксперты говорили об определенной взаимоисключаемости искусства и науки. Поэтому художнику нелегко найти баланс между художественным образом и научными знаниями. Сайнс арт не обладает большей диффузионной способностью, чем другие каналы, так как формат Сайнс арта, наиболее распространенный в России - это выставки, которые охватывают не достаточно широкую аудиторию. Кроме того, эксперты отметили, что социальная прослойка, которая могла бы передавать другим людям информацию о том, что было показано на выставках, на данный момент не обширна и только начинает развиваться.

Выводы

Издержки выборки нашего исследования связаны главным образом с небольшим числом экспертов, отобранных для проведения экспертных интервью (16 человек). В этой связи трудно сказать, что результаты эмпирических исследований носят общий характер. Методы, позволяющие экстраполировать результаты отбора на население, не использовались. Соответственно, интерпретация и выводы, представленные в данной работе, не могут описать Сайнс арт и вовлеченные группы в целом. Кроме того, выбор критериев для каналов коммуникации не является полным, не все возможные критерии были использованы для анализа в связи с небольшим масштабом исследовательской работы. В этом смысле некоторые характеристики каналов коммуникации могут остаться нераскрытыми. В рамках данного исследования невозможно было сравнить Сайнс арт со всеми существующими каналами, хотя это помогло бы выявить больше особенностей данного канала.

Как отметил один из респондентов: «Сайнс арт может быть каналом коммуникации науки, но использует эту возможность крайне редко». Низкий уровень научности практики Сайнс арта можно объяснить двумя основными причинами. Первая причина заключается в самой художественной практике, которая ставит идею во главу угла, а иногда может пренебрегать научной обоснованностью в пользу этой идеи, если есть выбор между первым и вторым. Вторая причина - высокая зависимость уровня научности от ученого, выступающего в качестве консультанта. Хотя, многие эксперты отмечали эмоциональный эффект, который может вызвать данное художественное направление.

Благодаря своему эмоциональному воздействию и хорошей доступности для людей с точки зрения стоимости, времени и языка, Сайнс арт также может быть использован как маркетинговый инструмент инновационных компаний, с учетом того, что целевая аудитория должна быть немного более образовательной,

чем средняя аудитория открытых лекций или научных музеев. Охват аудитории полностью зависит от вида практики Сайнс арта, более широкий охват обеспечивается так называемым Public Art, которое находится в открытом для всех городском пространстве.

В силу такого дисбаланса в сторону эмоциональных, а не рациональных сообщений (как мы помним, канал коммуникации - это средство передачи сообщений целевой аудитории, без конкретизации типа сообщения), Сайнс арт можно также рассматривать в качестве первого шага коммуникации в области НТИ для аудитории. Предполагается, что сначала человек получает сильное эмоциональное воздействие, а затем, стимулируемый этим воздействием, хочет получить больше информации о представленной научной идее или технологии. Так как музей, что логично, расположен между Сайнс артом и открытыми научными лекциями, человек идет туда, а затем ищет более подробную информацию, посещая открытые лекции. В то же время научное искусство может кодировать довольно сложные научные идеи, что дает этому каналу мощный потенциал для передачи истинных научных знаний.

Многие эксперты подчеркивали важность различных по своей природе каналов коммуникации, поскольку, чем больше каналов, тем сильнее кумулятивный эффект. Среди наиболее мощных каналов коммуникации эксперты выделили средства массовой информации и Интернет. Что касается кумулятивного эффекта, то он возникает тогда, когда несколько каналов коммуникации находятся в одном месте одновременно, так что человек может влиять на всех и находить информацию, используя все каналы одновременно. В этом случае шансы на полное восприятие информации выше.

Например, все сотрудники музея сказали, что у них в музее есть объекты Сайнс арта, или что они хотели бы иметь их, потому что это было бы интересно посетителям. Но есть и другой вопрос: действительно ли посетители будут интересоваться объектами Сайнс арта? По мнению ученых, люди, посещающие открытые лекции, не посещают выставки Сайнс арта и даже критикуют их. В то же время, люди, посещающие выставки Сайнс арта, обычно используют другие 2 канала коммуникации - лекции и музей. Другими словами, ожидается, что посетители выставок будут больше заинтересованы в других каналах, чем посетители открытых лекций будут заинтересованы в выставках. Любители искусства и любители науки редко пересекаются друг с другом, что затрудняет распространение знаний и инноваций. Пока коэффициент конверсии между каналами остается неясным, поэтому сложно сказать, как они взаимодействуют друг с другом в плане социального обмена. Объекты Сайнс арта прекрасно работали бы в связке с другими коммуникационными каналами, особенно с теми, которые являются менее эмоциональными и мультимедийными, но дают объективную информацию о науке. Такое сотрудничество может быть организовано в рамках научных фестивалей или программ научных музеев. Было бы целесообразно облегчить доступ художников к ученым, что достигается, например, за счет снижения нагрузки на ученых. Также полезно было бы облегчить доступ ху-

дожников к материально-техническим ресурсам для проведения исследований совместно с учеными. С этой целью можно создавать и развивать художественные и научные институты при университетах или исследовательских организациях. Кроме того, стоит разработать критерии отбора научных консультантов для участия в государственных проектах Сайнс арта.

Общественная практика Сайнс арта (публичного искусства) является хорошим способом привлечения широкой аудитории к области НТИ, по крайней мере, в эмоциональном плане. Стоимость публичного Сайнс арта варьируется от очень низкой до весьма значительной, и финансирование не всегда прямо влияет его успешность. Дело скорее в поддержке, доступе и пространстве. Как представляется по итогам исследование, государство и частные организации должны предоставлять помещения или какую-либо территорию для реализации подобных проектов.

Источники

Булатов Д. (2009). Искусство и наука в эпоху постбиологии. Калининград: КФ ГЦСИ.

Aiken M., Hage, J. (1971). The organic organization and innovation. Sociology, 5(1), 63-82.

Barnett P.G., Liston, M.I. (1967). Dimensions and Differentials of Home Economists' Images of Consumer Roles. The Journal of Consumer Affairs, 79-88.

Burgelman J.C. (2001). How social dynamics influence information society technology: Lessons for innovation policy. In: Social Sciences and Innovation. P. 215-222. Paris: OECD.

Campbell N.R. (1921). What is Science? London: Methuen.

Gilbert S.W. (1991). Model building and a definition of science. Journal of Research in Science Teaching, 28(1), 73-79.

Hutter M., Knoblauch H., Rammert W., Windeler A. (2015). Innovation society today: the reflexive creation of novelty. Historical Social Research, 40(3), 30-47.

Owen R., Macnaghten, P., Stilgoe, J. (2012). Responsible research and innovation: From science in society to science for society, with society. Science and public policy, 39(6), 751-760.

Rogers E.M. (2010). Diffusion of innovations. 4th ed. New York: Simon and Schuster.

Roland A. (1992). Secrecy, technology, and war: Greek fire and the defense of Byzantium, 6781204. Technology and Culture, 33(4), 655-679.

Willems J. (1991). Science popularization in motion. In: 2nd International Conference on Public communication of Science and Technology (PCST) [access mode]: https://www.pcst.co/archive/ paper/1520 (accessed: 04.02.2019).

Zaltman G., Duncan R., Holbek J. (1973). Innovations and organizations. John Wiley & Sons.

■ ■ ■ Science Art as Science and Innovation Communication to the Society

Komleva E.A.

Maastricht University, Maastricht, Netherlands.

Abstract. Popularization of scientific knowledge is important both for personal growth in particular, and for the formation of an innovative society as a whole. In parallel with the development of science and technology, it is necessary to introduce new ways of communication. Science Art can be considered as such, as it is known as a movement of contemporary art, closely interacting with science and technology, while being accessible to a broad audience. In this paper the author's definition of Science Art as a communication channel between science, technology, innovation (STI) and society is developed. The author's empirical research is conducted to see if it can be such channel. In the process of preparing the research, we develop a way of comparing the STI communication channels between each other, the analysis of management experience is used. Despite its connection with the scientific area, our qualitative research has shown that Science art cannot be fully used for science communication, because it does not have a proper level of «scientificity», and does not currently cover a large percentage of the audience due to its specifics. However, Science art, with proper support and interaction with other means of communication of science, can have a strong emotional impact on the audience. This leads to an increase in interest in the scientific field. Science art's emotional message can also change negative emotions towards innovation, which often arise for potential users due to innovations' novelty and often uncertain consequences of their use.

Keywords: science communication, Science Art, contemporary art, innovation marketing, technologies

For citation : Komleva E.A. (2019). Science Art as science and innovation communication to the society. Communicology (Russia). Vol.7. No.4. P. 169-181. DOI 10.21453/2311-30652019-7-4-169-181.

Inf. about the author: Komleva Ekaterina Alekseevna, graduate student at Maastricht University, Faculty of Arts and Social Sciences, and National Research University «Higher School of Economics», Institute for Statistical Studies and Economics of Knowledge. Address: Minderbroedersberg, 4-6, 6211 LK Maastricht, Netherlands. E-mail: eka-komleva@yandex.ru.

Received: 26.10.2019. Accepted: 29.11.2019.

References

Aiken M., Hage, J. (1971). The organic organization and innovation. Sociology, 5(1), 63-82. Barnett P.G., Liston, M.I. (1967). Dimensions and Differentials of Home Economists' Images of Consumer Roles. The Journal of Consumer Affairs, 79-88.

Bulatov D. (2009). Art and science in the era of postbiology. Kaliningrad (In Rus.). Burgelman J.C. (2001). How social dynamics influence information society technology: Lessons for innovation policy. In: Social Sciences and Innovation. P 215-222. Paris: OECD.

Campbell N.R. (1921). What is Science? London: Methuen.

Gilbert S.W. (1991). Model building and a definition of science. Journal of Research in Science Teaching, 28(1), 73-79.

Hutter M., Knoblauch H., Rammert W., Windeler A. (2015). Innovation society today: the reflexive creation of novelty. Historical Social Research, 40(3), 30-47.

Owen R., Macnaghten, P., Stilgoe, J. (2012). Responsible research and innovation: From science in society to science for society, with society. Science and public policy, 39(6), 751-760.

Rogers E.M. (2010). Diffusion of innovations. 4th ed. New York: Simon and Schuster.

Roland A. (1992). Secrecy, technology, and war: Greek fire and the defense of Byzantium, 6781204. Technology and Culture, 33(4), 655-679.

Willems J. (1991). Science popularization in motion. In: 2nd International Conference on Public Communication of Science and Technology (PCST) [access mode]: https://www.pcst.co/archive/ paper/1520 (accessed: 04.02.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zaltman G., Duncan R., Holbek J. (1973). Innovations and organizations. John Wiley & Sons.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.