■ ■ ■ Сообщения в визуальных арт-коммуникациях и их восприятие
Кулик А.С.
Российская Академия Народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация.
Аннотация. В статье разносторонне рассмотрено понятие сообщения. Раскрыты особенности невербальных сообщений. Освещается актуальность визуальных образов в контексте современной информационной культуры. Научная новизна заключается в формировании термина «арт-коммуникация». Углубленно рассмотрено понятие арт-сообщения, в частности в визуальной коммуникации. Выявлены различия между визуальным сообщением и визуальным арт-сообщением. Продемонстрировано значение арт-коммуникации в контексте современных аспектов развития коммуникации. Отдельное внимание уделено рассмотрению аспектов человеческого восприятия, и каким образом оно сказывается на истолковании визуальных сообщений.
Ключевые слова: арт-коммуникация, невербальная коммуникация, визуальная коммуникация, восприятие, опыт восприятия, арт, реципиент, обратная связь, декодирование сообщений, искусство, современное общество
Для цитирования: Кулик А.С. Сообщения в визуальных арт-коммуникациях и их восприятие // Коммуникология. 2019. Том 7. №2. С. 41-50. DOI 10.21453 / 2311-30652019-7-2-41-50.
Сведения об авторе: Кулик Анна Сергеевна, бакалавр лингвистики, студентка магистратуры РАНХиГС, менеджер по связям с общественностью в «Коудайс МКорма». Адрес: 108803, Россия, г. Москва, Летово 5Д. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию: 19.04.2019. Принята к печати: 26.05.2019.
Целью данной статьи является анализ восприятия визуальной коммуникации в современном обществе. Как отмечает в Дроздова А.В, в нашем повседневном опыте присутствует бесчисленное многообразие образов, что приводит к формированию новых форм восприятия, иных форм мышления и постижения мира. [Дроздова]. Значимость именно визуальных средств выражения объясняется ростом объемов информации в мире и развитием процессов глобализации. Все процессы в 21 веке значительно ускорились, отсюда визуальный контент имеет ряд преимуществ над текстовым контентом. Об этом пишет в научной статье Морозова Т. В. [Морозова]. У визуальных коммуникаций есть одно преимущество над текстовыми - разница в затраченном времени на восприятие информации. А время в нашем высокоскоростном мире становится гораздо дороже денежного эквивалента. Отсюда по-настоящему важно рассмотреть все аспекты, из которых складываются визуальные коммуникации, а в частности визуальные арт-коммуникации.
В своей работе мы конкретизируем понятие «сообщение», применительно к визуальным арт-коммуникациям. А также уточним понятие арт-коммуникация и выявим его особенности отличия от коммуникаций в целом. После того, как основные понятия будут репрезентованы, мы углубимся в особенности человеческого восприятия информации и арт-коммуникации в частности. Нам предстоит осветить закономерности восприятия визуальных объектов, как составной части визуальной коммуникации.
В самом начале работы необходимо определить понятие сообщения в коммуникации в целом и понятие самой коммуникации. Как пишет основоположник науки Коммуникология, Шарков Ф.И. В научном словаре, «Коммуникация — процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию» [Шарков: 33]. Также считаем уместным определение коммуникации, приведённое Почепцовым Г.Г., рассматривающего коммуникацию в виде процессов перекодировки вербальной сферы в невербальную и наоборот. Под этим подразумевается, что вербальная форма сообщения одного участника коммуникации приведёт к действию другого участника коммуникации [Почепцов]. В своей работе нам представляется «легитимными» пойти дальше и расширить это понятие. Здесь мы зафиксируем коммуникацию в виде процесса, при котором один из участников целенаправленно выражает осмысленный им самим образ или идею в вербальной форме (с помощью речевого аппарата человека), в визуальной форме (изображённый различными средствами образ,) или даже в аудио форме (законченный музыкальный отрывок). Выраженная таким образом идея обязательно должна достигнуть получателя, на которого она была направлена. А получатель непременно должен на неё среагировать определенным образом. Отметим, что отсутствие действия или эмоции со стороны получателя коммуникации также является реакцией, поскольку говорит об отношении получателя при котором то или иное сообщение оставило его "равнодушным". Но все же при этом, как и упоминает в своей книге Почепцов Г.Г. наиболее желаемые инициатором коммуникации реакции на сообщения - это конкретное подразумеваемое действие или по крайней мере нужная эмоция (одобрение, восхищение, в отдельных случаях ненависть).
Обозначив, что представляет собой коммуникация, можно перейти к тому, чтобы охарактеризовать его единицу - сообщение. Согласно Василику М.А., сообщение является уже осмысленной и соответствующим образом закодированная информация (при помощи различных систем - визуальной, вербальной и т.п.). В общепринятом понимании сообщения являются высказываниями или текстами, но в невербальной коммуникации (к которой относится визуальная коммуникация) сообщением может быть множество объектов, как например: дорожный знак, фотография, схема, условный жест, подарок [Василик].
Также важно обозначить тот факт, что содержанием сообщения могут являться сведения, мнения, идеи, доводы, размышления, а также эмоции. Таким образом, если композитору удалось передать идею светлой грусти в своей пьесе, то это также является сообщением.
В целях данной статьи мы принимаем тезис, что в визуальной коммуникации сообщением является любой образ (реально существующий или вымышленный), который может охватить человеческий взгляд самостоятельно или при помощи специальных устройств (как например, очки 3D реальности) и который получатель сообщения может воспринять и декодировать. Сделаем оговорку о том, также существуют смешанные коммуникации, вербально-визуальные, к которым относится, например, кино или театр. В рамках нашей статьи мы не будем проводить отдельный анализ таких коммуникацией, но подчеркнем тот факт, что все выявленные нами особенности визуальных коммуникаций будут присущи им наряду со свойствами невербальных коммуникаций.
После того, как мы обозначили основные понятия можно углубиться в свойства визуальной коммуникации. Так, Почепцов Г.Г. указывает на то, что вербальная коммуникация строится на лексически выделенных единицах, соответствующим реалиям. В визуальной коммуникации, напротив, нет заранее заготовленных и охарактеризованных визуальных единиц коммуникации. Зато присутствуете безграничный набор инструментов, материалов и средств (например, линии, пятна, циркули, масляные краски, стежки нитями, даже газетные обрезки, составленные в единую композицию, пантомима). Отмечается, что отсутствие строго закреплённых составляющих единиц делает процесс восприятия визуальной коммуникации более универсальным, доступным более широкому кругу лиц (например, изображение, предположим, «дерева» будет декодировано и воспринято как китайским гражданином, так и американским и казахским гражданами. В то время как слово «дерево» ими воспринято не будет, только если они не изучали русский язык). Все же стоит упомянуть, что в визуальном образе, особенно если он направлен на широкую аудиторию есть ограничения с точки зрения правил этикета, национальной особенности, а также государственного регулирования (например, для широкой аудитории будут недопустимы образы алкогольных напитков в соответствии с местным законодательством).
Теперь, когда мы разъяснили понятие «сообщения в визуальных коммуникациях» и рассмотрели их свойства, можно перейти к более узкому понятию «арт-коммуникация». Для начала дадим определение термина «арт». Арт - это более современный синоним понятия «искусства», являющийся калькой с английского слова «art» - «искусство». Хотя есть мнение в художественной среде о том, что существует тенденция к тому, что "артом" в настоящее время стали маркироваться многие понятия, в том числе с уничижительным подтекстом, называя артом самую неожиданную деятельность для того чтобы привлечь внимание путем использования модного западного термина [Поносов]. В противовес этому мнению, Кабулова З.З., почетный академик Российской академии художеств, утверждает: «Если мы говорим про нашу страну, Россию, то в зависимости от контекста эти два определения (искусство и арт) могут быть либо синонимами, либо: «искусство» - как наивысшая точка по вертикали, а «арт» как нечто доступное массам. Но, безусловно в каждом отдельном случае будет важен контекст». Рассмотрев две позиции, мы будем придерживаться тезиса, вы-
двинутого Кабуловой З.З., подразумевая под понятием арт практически равнозначный эквивалент термину искусство. Также отметим, что все больше английских слов входят в русский язык в связи с их экспрессивностью [Клещина]. Также распространённое использование слова арт обусловлено его компактностью и удобством употребления.
Раскроем теперь понятие «искусство» (от старо-славянского «опыт», «испытание»). Искусством можно назвать процесс образного осмысления индивидом своего внутреннего мира или окружающей действительности, который индивид осуществляет в высоко профессиональной форме. Результатом этого процесса (искусства) всегда будет являться объект (объект искусства), который зритель сможет декодировать, используя один из пяти органов чувственного восприятия. Результатом восприятия объекта искусства будет желание получателя коммуникации откликнуться в той или иной форме: задумается о своем собственном опыте, расскажет о произведении искусства знакомым, напишет о нем в социальных сетях - форма может быть любой. Как мы установили ранее, искусство является формой коммуникации, а соответственно, должна существовать обратная связь. Далее, мы углубимся в этот процесс подробнее: чем отличается любая визуальная коммуникация от коммуникации с приставкой «арт»?
Это понимание может быть достигнуто путём осмысления того, чем отличается искусство от других видов деятельности. Когда зритель воспринимает объект искусства, то в нем затрагиваются глубинные струны его души, поскольку произведение пронизано гармонией. Как отметил В.В. Бычков в ходе круглого стола 19 апреля 2016 года: «Искусство способствует гармонизации отношений человека с самим собой, с социумом, с Универсумом в целом, и тем самым приводит его к ощущению полноты бытия...» [Бычков: 21].
Итак, первое в любом объекте искусства, в том числе в визуальном объекте искусства должна присутствовать гармония. У каждого вида искусства есть свои каноны, по которым произведение создается. В музыке - гармоничное сочетание нот и тональностей, в архитектуре - соблюдение пространственных законов и пропорций и т.п. Все это достигается если человек посветил этому достаточное количество времени и освоил основы того или иного направления в совершенстве. Иными словами, арт-объекты (или арт-коммуникации, т.к. исходя из вышенаписанного можно приравнять эти понятия) созданы профессионалами своего дела, специально обученными людьми. В исключительных случаях гениями-самородками, которые при этом так или иначе, хотя и не получили профильного образования, посветили достаточное количество времени, освоению «инструмента», с помощью которого они создают образ. Следовательно, второй фактор, который отличает понятие искусство - это высокий профессионализм исполнения. Поясним на следующем примере, специально упрощенном для достижения понимания. Пример: сравним двух людей, которые хотят передать одно и то же визуальное сообщение, используя плакат и набор красок, сообщением будет «портрет счастливой молодой семьи». При этом один из них последний раз держал в руках кисть, когда рисовал бабочку в начальной школе, а
второй закончил аспирантуру в Институте Изобразительных искусств Нью Йорка по направлению «Графическое искусство» и на протяжении 10 лет ежедневно создавал хотя бы один визуальный образ. Бесспорно, и у одного и у второго индивида при наличии желания с их стороны получится создать изображение на плакате, передающее одну и ту же информацию. Таким образом, изображения, созданные обоими коммуникаторами мы обязаны признать визуальной коммуникацией. Поскольку и у непрофессионального художника получилось изображение, которое реципиент способен декодировать в идею «семья» (может быть и не в полном объеме совпадающую с понятием, которое хотел передать автор изначально, без характеристик «молодая», «счастливая»). Ещё раз акцентируем внимание на этом: реципиент смог декодировать и понять идею. Это и является необходимым минимум для акта коммуникации (произошла перекодировка: визуальный образ теперь в сознании реципиента). В то время, как большинство людей, которые восприняли образ, созданный профессионалом, непременно прониклись этим образом, кто-то начал рефлексировать на тему собственной семьи, кого-то это изображение побудило к созданию семьи, каждый получатель данного визуального сообщения тем или иным образом откликнулся. Арт-сообщение второго коммуникатора выполнено в высшей степени профессионально, реципиент настолько им восхитился, что в качестве отклика начал транслировать его в кругу своего общения. Следовательно, мы делаем вывод, что эффект визуальной арт-коммуникации выше, чем эффект просто визуальной коммуникации, т. к. впоследствии восприятия арт-коммуникации: а) обратная связь является более «насыщенной», т.к. реципиент окутан гармонией полученного арт-сообщения б) создается «волна» упоминаний об этом арт-сообщении. Резюмируя данный раздел научной работы, мы приведем определение термину арт-коммуникация. Арт-коммуникация - это идеи или объекты, созданные профессионалами своего дела (художниками, скульпторами, композиторами, режиссерами) в визуальной, аудиальной или смешанных формах, перекодируемые реципиентами через соответствующие каналы восприятия, производящие на реципиентов более значимый эффект в сравнении с коммуникацией в ее обычном понимании.
Таким образом, была всесторонне рассмотрена разница между коммуникацией и арт-коммуникацией на примере визуальной коммуникации, но стоит отметить, что коммуникация с префиксом «арт» может существовать в любой форме: литературной, музыкальной и т. п.
Когда в понятиях мы разобрались, в дальнейшей части работы мы будем анализировать факторы, влияющие на восприятие человека в целом и восприятие визуальных образов в частности. Следует для начала упомянуть об общем характере той эпохи, в которой мы находимся и проанализировать, какие мировые процессы характеризуют XXI век, что отличает наше время от времени наших прародителей. Одним из знаковых социологов ХХ-ХХ1 вв., сделавший огромный вклад в изучение культуры современности является Ж. Бодрийяр. Его важнейшей идеей становится открытие феномена XXI века - культура и искусство ста-
новятся глубоко включёнными в сферу экономики, рынка потребления. В своих трудах он подчеркивает тот факт, что с появлением Всемирной Паутины человечество вступило в эпоху гиперреальности, в которой окружающий нас реальный мир все больше трансформируется в эпоху нереального, стирая границы между этими понятиями [Бодрийяр]. Постмодерный мир потребления по-своему расставляет приоритеты: для него на первый план выходят имиджевые и виртуальные свойства товаров, а качественные и функциональные параметры уходят на второй план. При все этом роль использования образов визуальной коммуникации и арт-коммуникации в частности в данной модели выходит на первый план [Назаров]. Общество потребления будто «пожирает» глазами все те образы, которые для него готовят профессионалы в области арт-коммуникаций и требует все новых и более изощренных образов, чтобы переживать все более острые эмоции.
Теперь, после освещения контекста современной коммуникации, логически перейдем к деталям восприятия образов визуальной арт-коммуникации, в частности к психологическим особенностям восприятия и интерпретации визуальных образов.
Восприятием в отечественной психологии считается результат психологических процессов, в которых задействованы такие понятия, как смысл, взаимосвязи, контекст, субъективная оценка, предшествующий опыт индивидуума и память [Вайнштейн].
Восприятие также во многом зависит от личностных качеств человека, его психо-эмоцианального состояния, склада ума и даже уверенности в себе. Например, молодой человек, личность которого можно охарактеризовать как позитивную, экстравертивную, посмотрев на определенное фото девушки, охарактеризовал ее как «симпатичная девушка». В противопоставлении девушка, вкратце ее психотип можно охарактеризовать как аналитический и педантичный, склонный к интравертивности, посмотрев на это же фото нашла в нем недостатки и в целом негативно отозвалась об образе. Поэтому ниже мы попробуем проанализировать материалы, относящиеся к психологии восприятия и сделать применимые к нашей сфере заключения.
Как пишет в своей статье Е.М Кузнецова «восприятие визуальных образов является результатом работы сложной системы, включающей в себя зрение, мозг, психику, а также культуру» [Кузнецова: 193]. Новый образ взаимодействует с уже имевшимися образами в памяти индивида, а также установками различного порядка, и в результате этих процессов происходит субъективная репродукция воспринимаемого. Данный тезис подкрепляется одним из основоположников современной психологии, В. Вундтом, который в своих трудах выделял несенсорные основания восприятия, обусловленные воздействием прошлого опыта на каждое последующее восприятие.
Другие ученые, как например Э. Панофски также считали, что восприятие является коллаборацией множества факторов. Он предлагал к использованию трёхуровневую систему толкования элементов изображения: психологические
факторы, мотивационные особенности конкретного индивида, а также анализа символов, присущих той или иной культуре [Назаров].
Следуя в своих исследованиях далее, мы отметим, что человек получает информацию с помощью пяти признанных каналов: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание - через эти каналы поступает информация, которая доходит до нашего сознания. В исследованиях в области нейролингвистического программирования часто появляется тезис о том, что человек склонен использовать одну систему восприятия чаще, чем другие [Рогожникова, Навалихина]. На сегодняшний день учеными выделяются четыре типа: визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы [Вольфсон, Вольчина].
Далее, переместим фокус внимания на физиологические процессы, связанные с визуальным восприятием. Коротко механизм зрения может быть охарактеризован как способность глаз преобразовать энергию света в визуальную картину.
Не стоит забывать о таком факторе, как оптические иллюзии, как например, кажущееся изменение размера фигуры из-за соседства рядом с ней других фигур. Эти иллюзии не всегда умышлены, они встречаются и в живой природе, к примеру луна на горизонте будет казаться всегда больше, нежели чем высоко в небе [Wade: 30]. Именно поэтому восприятие реципиентом визуального сообщения может отличаться от изначального послания, которое вложил в него инициатор. Стоит ли говорить о том, что профессионалам в области арт-коммуникации очень важно «поставлять» аудитории смыслы максимально приближенные к задуманным, получая не просто обратную связь, а обратную связь в нужном ракурсе.
Как отмечает Розин В.М. в своей книге «Визуальная культура и восприятие», массовость в визуальном искусстве связана прежде всего с распространением визуального искусства не только в относительно узком образованном слое, как это имело место в 18-19 столетиях. Сегодня к визуальному искусству стремятся приобщиться люди самых разных целевых аудиторий. Также на сегодняшний день выработка отношения к визуальному искусству как таковому зачастую является одним из условий общения людей между собой, их вхождения в общество и культуру в целом [Розин].
Дилемм видения существует сразу несколько. Основополагающая дилемма - чем обусловлено видение: только лишь психологическими особенностями строения глаза и мозга? В этом случае можно было бы предположить, что все люди с нормальным зрением видят одинаково, но так ли это? Или же видение взаимозависимо с культурными особенностями (как то - человек в эпоху средневековья видел отлично от того, как видит мир современный человек)?
Также немаловажно какую роль в визуальном восприятии играет визуальный опыт человека?
Частично ответы можно найти в работах советских психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко и других). Они говорили о том, что видение является активным целенаправленным процессом, ориентированным на предмет, его познание, выделение, осмысление. Далее, Р. Солсо писал о том,
что «Мы оснащены», чтобы воспринимать мир определенным способом, а наш прошлый опыт определяет значение начального ощущения. Прошлое научение влияет на восприятие [Солсо].
Как отмечает в своей статье Дроздова А.В., «Восприятие окружающего мира становится все более опосредованным изображениями этого мира, по сути, происходит смещение современных способов восприятия от вербальных к визуальным, образным. ... Визуальность становится способом конструирования повседневной практики, социализации индивидов, их коммуникационного взаимодействия» [Дроздова: 29]. Образы, ретранслируемые процессом визуальной коммуникации, позиционируются в современной информационной среде и влияют на коллективное сознание <...>; происходит инверсия, когда изображение вытесняет реальное изображаемое на второй план, знак становится референтом, а референт - знаком, тем самым порождая новый цикл воспроизводства образов, которые, в конечном счете, определяют реальность [Кириллина 2014: 65; 2017].
Подводя итоги, мы отмечаем, что современное общество вошло в эпоху визуального восприятия информации, причиной тому стал постоянно ускоряющийся темп жизни. Подтверждением этого является огромная популярность такой социальной сети как Инстаграмм, общение в которой происходит посредством визуальных образов (на конец 2018 года в сети было зарегистрировано 1,1 млрд. человек) и это всего лишь за 8 лет его существования. Отмечаем, что визуальная арт-коммуникация вызывает особый интерес для дальнейшего развития и изучению с точки зрения социальных наук, т.к. в виду донесения смысла сообщения посредством художественного потенциала такое сообщение надолго остается в памяти индивида, что очень ценно в современный век нескончаемого информационного потока, когда одна ничем не выделяющаяся информация «перезаписывается» в мозгу индивида другим сообщением и возможно уже через несколько минут последняя стирается и «заливается» новая порция смыслов.
Источники
Бодрийяр Ж. (2017). Фатальные стратегии / перевод с франц. Качалова А.В. Москва: РИПОЛ классик.
Бычков В.В. (2016). Что такое искусство? // Философский журнал. Т.9 №4, с.18-47.
Вайнштейн Л.А. (2004). Теория восприятия: курс лекций. Мн.: БГУ.
Василик М.А. (2004). Наука о коммуникации или теория коммуникации? К проблеме теоретической идентификации // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. науч. тр. СПб.: Изд-во СГОПУ.
Дроздова А.В. (2012). Трансформация повседневных практик человека: от текста к визуальному образу // Теория и практика общественного развития. Вып. 10. С. 183-187.
Дроздова А.В. (2014). Визуальность как феномен современного медиаобщества // Дискуссия. №10 (51).
Кириллина Н.В. (2014). Социальный потенциал маркетинговых коммуникаций в информационной среде современного города: социологический анализ. Дисс. ... канд. соц. наук / РАНХиГС. Москва.
Кириллина Н.В. (2017). Символический обмен как системная характеристика коммуникативных практик // Поведенческая экономика современности и формирование рынков буду-
щего. Материалы VII международной социологической Грушинской конференции 15-16 марта 2017 г. С. 1701-1703.
Клещина Н.Н. (2015). Новые слова в английском языке и заимствование англицизмов в русском языке // Власть. C. 99-102.
Кузнецова Е.М. (2014). Проблема восприятия визуального образа // Наука. Культура. Искусство. Вып. 3. С. 190-194.
Морозова Т. В. (2016). Почему современная молодежь так мало читает // Актуальные проблемы гуманитарных наук в России и за рубежом. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Севастополь.
Назаров М.М. (2004). Массовая коммуникация и общество: введение в теорию и исследования. Москва.
Назаров М.М., Папантиму М.А. (2009). Визуальные образы в социальной и маркетинговой коммуникации: опыт междисциплинарного исследования. Москва: Книжный дом «ЛИ-БРОКОМ».
Поносов И.Г. (2016). Искусство и город. Москва.
Почепцов Г.Г. (2001). Теория коммуникации. М.: «Рефл-бук», «Ванлер».
Рогожникова Т.М., Навалихина А.И. (2011). Доминантные модальности восприятия и их динамика // Вестник Башкирского университета. T. 16, №2. C. 99-102.
Розин В.М. (2006). Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. Москва: КомКнига.
Солсо Р. (2006). Когнитивная психология. СПб.: Питер.
Шарков Ф.И. (2005). Теория коммуникации (базовый курс): учебник. М.: РИП-Холдинг.
Wade N.J. (2005). Perception and Illusion. Historical Perspectives. NY
■ ■ ■ The Perception of Message in Visual Art Communication
Kulik A.S.
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia.
Abstract. The paper comprehensively explores the concept of communication. It highlights the relevance of visual images in the context of contemporary information culture and discloses the features of non-verbal messages. The novelty consists in author's representation of the term "art communication", based on the analysis of relevant sources. The concept of the "art message" is considered in-depth with particular focus on visual communication. Besides, the author reveals the differences between the visual message and the visual art message, and gives evidence to the importance of art communication within the context of modern communication environment. Special attention is paid to the consideration of aspects of human perception and the way it affects the interpretation of visual messages.
Keywords: art communication, nonverbal communication, visual communication, perception, perception experience, art, recipient, feedback, message decoding, art, modern society
For citation: Kulik A.S. The Perception of Message in Visual Art Communication. Communicology(Russia). 2019. Vol. 7. No.2. P. 41-50. DOI 10.21453/2311-3065-20197-2-41-50.
Inf. about the author: Kulik Anna Sergeevna, bachelor of linguistics, postgraduate student at RANEPA, PR manager at "Koudijs MKorma". Address: 108803, Russia, Moscow, Letovo 5D. E-mail: [email protected].
Received: 19.04.2019. Accepted: 26.05.2019.
References
Baudrillard J. (2017). Fatal strategies / transl. from French Kachalova A.V. Moscow: RIPOL classic (In Rus.).
Bychkov V.V. (2016). What is art? Philosophical Journal. Vol.9. No. 4. P18-47 (In Rus.). Drozdova A.V. (2012). Transformation of everyday human practices: from text to visual image. Theory and practice of social development. Issue 10. P. 183-187 (In Rus.).
Drozdova A.V. (2014). Visuality as a phenomenon of the modern media community. Discussion. No. 10 (51).
Kirillina N.V. (2014). The social potential of marketing communication in urban information environment: a sociological analysis. Diss. ... Cand. Sc. (Soc.). Moscow: RANEPA (in Rus.).
Kirillina N.V. (2017). Symbolic exchange as a system characteristic of communicative practices. In: Behavioral Economics and Future Markets Formation. Materials of the VII International Sociological Grushin Conference, March 15-16, 2017. P. 1701-1703 (In Rus.).
Kleschina N.N. (2015). New words in the English language and the borrowing of anglicisms in the Russian language. Power. P. 99-102 (In Rus.).
Kuznetsova E.M. (2014). The problem of perception of a visual image // Science. Culture Art. Issue 3. P. 190-194 (In Rus.).
Morozova T.V. (2016). Why modern youth reads so little. In: Actual problems of the humanities in Russia and abroad. Collection of scientific papers on the results of the international scientific-practical conference. Sevastopol (In Rus.).
Nazarov M.M. (2004). Mass communication and society: an introduction to theory and research. Moscow (In Rus.).
Nazarov M.M., Papantim M.A. (2009). Visual images of social and marketing communication: the experience of interdisciplinary research. Moscow: Book House "LIBROKOM" (In Rus.). Pocheptsov G.G. (2001). Communication theory. M.: Refl, Vakler (In Rus.). Ponosov I.G. (2016). Art and the city. Moscow (In Rus.).
Rogozhnikova T.M., Navalikhina A.I. (2011). Dominant modalities of perception and their dynamics // Bulletin of the Bashkir University. Vol. 16, No. 2. P. 99-102 (In Rus.).
Rozin V.M. (2006). Visual culture and perception. How a person sees and understands the world. Moscow: ComBook (In Rus.).
Sharkov F.I. (2005). Communication theory (basic course): textbook. M.: RIP-Holding (In Rus.). Solso R. (2006). Cognitive psychology. SPb.: Peter (In Rus.).
Vasilik M.A. (2004). The science of communication or communication theory? To the problem of theoretical identification. In: Actual problems of the theory of communication. SPb.: Publishing house Sgopu (In Rus.).
Wade N.J. (2005). Perception and Illusion. Historical Perspectives. NY
Weinstein L.A. (2004). Theory of Perception: a course of lectures. Minsk: BSU (In Rus.).