Научная статья на тему 'Саудовская Аравия и её конкурентоспособность среди стран Ближневосточного региона'

Саудовская Аравия и её конкурентоспособность среди стран Ближневосточного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1744
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / НЕФТЯНАЯ СФЕРА / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / "НЕФТЯНОЕ ПРОКЛЯТИ / SAUDI ARABIA / MIDDLE EAST / OIL INDUSTRY / DEVELOPMENT TREND / INDEX OF GLOBAL COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ADVANTAGES / THE "OIL CURSE" / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / THE "COMPETITIVE RHOMBUS" OF PORTER / FACTOR ANALYSIS / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Науменко Т.B., Тимахов К.В.

Основной целью статьи является анализ уровня современной конкурентоспособности Королевства Саудовская Аравия, выявление его слабых и сильных сторон, а также рассмотрение мер по повышению конкурентного потенциала страны. Отмечается роль Саудовской Аравии как одного из ключевых экономических игроков Ближневосточного региона, что, несомненно, привлекает интерес к её более детальному изучению. Рассматриваются конкурентные преимущества государства перед другими субъектами международных экономических отношений. Проводится анализ экономической ситуации в Саудовской Аравии на основании методологического подхода, основанного на применении «конкурентного ромба» Портера, выявляются основные факторные и другие показатели, способствующие как росту, так и снижению конкурентоспособности страны. Утверждается важность культурно-исторической и социально-политической тенденции формирования власти в Саудовской Аравии в сложности реформирования экономики страны и повышении её конкурентоспособности. Выявляется наличие недостаточных мер, проводимых для повышения качества человеческого капитала, отмечается проблема низкой занятости женского населения, предложены меры по устранению данной проблемы. Отмечается недостаточность в реформировании существующих экономических и политических институтов. Невзирая на очевидный факт, заключающийся в том, что государство не входит в тройку стран-лидеров по уровню конкурентоспособности в Ближневосточном регионе и занимает лишь четвёртое место, сделан вывод о возможности усиления конкурентоспособности экономики королевства и упрочении им своих конкурентных позиций как в регионе, так и в мире, предложены меры по достижению данной цели. Утверждается, что важнейшим фактором этого достижения является устранение выявленных институциональных проблем, приведших к низкой конкурентоспособности государства, в связи с чем предложен вариант мер по её усилению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Saudi Arabia’s Economic Competitiveness in the Middle East

Saudi Arabia is one of the key economic players in the Middle East with a number of competitive advantages. The article analyzes these advantages as well as disadvantages and identifies measures to improve the competitive potential of Saudi Arabia. Methodologically it employs the Porter’s «diamond model». Cultural, historical and socio-political trends in Saudi Arabia increase the complexity of reforming the economy and increasing its competitiveness. The current reforms are insufficient to improve the quality of human capital. Existing economic and political institutions need to be reformed. There is an obvious problem of low women’s employment. Despite the fact that Saudi Arabia occupies only the 4th place on the regional competitive index table, authors see ways to strengthen this indicator of the Kingdom’s economy. The most decisive factor in this regard as argued by the authors is the elimination of state institutional problems which are chiefly responsible for low competitiveness of the economy.

Текст научной работы на тему «Саудовская Аравия и её конкурентоспособность среди стран Ближневосточного региона»

Вестник МГИМО-Университета. 2019. 1(64). С. 147-167 DOI 10.24833/2071-8160-2019-1-64-147-167

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ И ЕЁ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СРЕДИ СТРАН БЛИЖНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА

Т.В. Науменко, К.В. Тимахов

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Основной целью статьи является анализ уровня современной конкурентоспособности Королевства Саудовская Аравия, выявление его слабых и сильных сторон, а также рассмотрение мер по повышению конкурентного потенциала страны. Отмечается роль Саудовской Аравии как одного из ключевых экономических игроков Ближневосточного региона, что, несомненно, привлекает интерес к её более детальному изучению. Рассматриваются конкурентные преимущества государства перед другими субъектами международных экономических отношений. Проводится анализ экономической ситуации в Саудовской Аравии на основании методологического подхода, основанного на применении «конкурентного ромба» Портера, выявляются основные факторные и другие показатели, способствующие как росту, так и снижению конкурентоспособности страны. Утверждается важность культурно-исторической и социально-политической тенденции формирования власти в Саудовской Аравии в сложности реформирования экономики страны и повышении её конкурентоспособности. Выявляется наличие недостаточных мер, проводимых для повышения качества человеческого капитала, отмечается проблема низкой занятости женского населения, предложены меры по устранению данной проблемы. Отмечается недостаточность в реформировании существующих экономических и политических институтов. Невзирая на очевидный факт, заключающийся в том, что государство не входит в тройку стран-лидеров по уровню конкурентоспособности в Ближневосточном регионе и занимает лишь четвёртое место, сделан вывод о возможности усиления конкурентоспособности экономики королевства и упрочении им своих конкурентных позиций как в регионе, так и в мире, предложены меры по достижению данной цели. Утверждается, что важнейшим фактором этого достижения является устранение выявленных институциональных проблем, приведших к низкой конкурентоспособности государства, в связи с чем предложен вариант мер по её усилению.

Ключевые слова: Саудовская Аравия, Ближний Восток, нефтяная сфера, тенденции развития, индекс глобальной конкурентоспособности, конкурентные преимущества, «нефтяное проклятие», институциональная среда, «конкурентный ромб» Портера, факторный анализ, человеческий капитал.

УДК 339.9

Поступила в редакцию 12.11.2018 г. Принята к публикации 8.02.2019 г.

Проблема конкурентоспособности экономики является темой с постоянной и неснижающейся актуальностью на протяжении всего времени существования как самой экономики, так и науки, её изучающей. Существует множество всевозможных мнений и критериев, не только стремящихся определить само понятие конкурентоспособности, но и выявить причины и механизмы её существования и устойчивости. Столь высокий научный интерес к проблемам конкурентоспособности с очевидностью свидетельствует об устойчивой актуальности самого процесса конкурентоспособности различных социально-политических и экономических образований, а также об его влиянии на различные международные процессы современности. Однако невзирая на несомненную важность концептуальных разработок проблем конкурентоспособности и их научного осмысления, в данном исследовании эта тема носит инструментальный характер, направленный на выявление некоторых особенностей развития внутристрановых, региональных и общемеждународных процессов. Для реализации данной цели за основу взят подход Всемирного экономического форума, который ежегодно публикует отчёты по конкурентоспособности более 140 стран и всех существующих регионов мира. Теоретические аспекты для обоснования конкурентных преимуществ королевства анализируются с помощью «конкурентного ромба» Портера, который позволяет выявить основополагающие причины успеха страны на международной экономической арене, указывает на имеющиеся недостатки, а также даёт методологическую модель для подобного анализа других региональных и национальных экономик и их зависимости не только от внутриполитических процессов, но и от общих международных процессов и закономерностей. Подобный методологический подход никогда не применялся в исследованиях данной темы и поэтому даёт большие эвристические показатели. Использование сравнительного анализа экономик Ближневосточного региона дополняет работу эмпирическим материалом, что делает её максимально приближенной к существующему положению дел в королевстве, в регионе и в мире.

Обращаясь к научной литературе по данной проблематике, важно отметить, что в англо- и русскоязычных источниках отсутствует более или менее существенный массив информации, которая была бы релевантной и учитывала последние качественные внутренние изменения в КСА в результате запуска программы трансформации страны и её взаимовлияния со странами региона. Тем не менее, используя работы западных исследователей, например, Роберта Хаг-гинса, Пьера Томпсона, подготовивших отчёт «The Middle East Competitiveness Report: Regional and Territoral Analysis», в котором рассматриваются факторы, способствующие и препятствующие развитию конкурентоспособного потенциала стран Ближнего Востока и региона в целом в 2000-х гг., а также Мона Хадда-да «Export Competitiveness: Where Does The Middle East and North Africa Region Stand?» можно провести более глубокий сравнительный анализ регионального развития, принимая во внимание статистические материалы последних несколь-

ких лет. Важный вклад для понимания современных процессов вносят отечественные исследователи Б.Г. Сейранян, В.А. Исаев, А.О. Филоник, которые уделяют большое внимание государствам Персидского залива, их экономическому развитию как в рамках региона, так и на уровне общемировых международных процессов.

Формат данного исследования, основанный на том, что проблема конкурентоспособности Саудовской Аравии рассматривается в условиях её последовательной трансформации, которая происходит в наши дни, предопределил не только новизну исследовательского подхода и его результатов, но и способствовал выявлению значения страны в масштабах современных международных процессов. Нам представляется возможность наблюдать за изменяющимся положением такого крупного ближневосточного игрока, что позволяет отразить современные тенденции в экономическом развитии не только страны и региона, но и выявить основные трудности, с которыми она сталкивается. В условиях же многополярного мира и существования экономик не только разных уровней и разных укладов, но и различных политических и идеологических систем, проблема конкурентоспособности экономики приобретает особую актуальность и остроту как в региональном аспекте, так и в аспекте международных процессов планетарного масштаба. Не будет исключением и Ближневосточный регион, в котором одним из самых влиятельных государств, имеющих внушительный политический вес в международных делах, является, несомненно, Королевство Саудовская Аравия (КСА).

Контролируя 26% от всех разведанных мировых запасов нефти, королевство ещё со времён его основателя Абдул-Азиза ибн Абдуррахмана Аль Сауда стало развивать нефте- и газодобывающую отрасли промышленности, тем самым построив свою экономику на природно-ресурсной основе и посадив страну на так называемую «нефтяную иглу» [15]. В ходе нескольких этапов реформ, проводимых сыновьями основателя в 80-е и 90-е гг. прошлого столетия, а также в начале XXI в., были предприняты попытки диверсификации экономики и снижения её зависимости от волатильности мировых цен на нефтепродукты [13]. Однако из-за сохранения чрезмерного государственного регулирования хозяйственной сферы деятельности, постоянного вмешательства правящей элиты в рыночные отношения, а также из-за нежелания проводить необходимую приватизацию госсектора Саудовская Аравия столкнулась с серьёзными экономическими проблемами, обострившимися в 2014 г. после обрушения мирового нефтяного рынка и присутствующими по сегодняшний день. Для их разрешения необходимы кардинальные реформы, результатом которых должна стать фундаментальная перестройка экономического уклада страны, направленная на развитие несырьевой экономики и снятие многолетнего так называемого, «нефтяного проклятия». Необходимо отметить, что нынешнее политическое руководство во главе с Салманом Аль Саудом пытается изменить сложившуюся ситуацию за счёт воплощения в жизнь программы трансформации страны под названием «Видение

2030»1, в которой обращает на себя внимание следующий аспект: одной из ключевых задач для достижения страной уровня процветающей экономики названо повышение конкурентоспособности государства в условиях экономической неопределённости и глобализации мирового экономического пространства. Таким образом, тот факт, что конкурентоспособность экономики является одним из самых необходимых, причём важнейших, условий как в функционировании, так и в развитии страны признается в КСА на самом высоком уровне и отражается в официальных государственных документах.

Интересную картину в этом плане показывает нам и индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index)2, к которому представляется необходимым обратиться как с целью анализа конкурентного потенциала королевства, так и с целью рассмотрения исторического аспекта изменения позиций Саудовской Аравии в мировой экономике и, в частности, в экономике Ближневосточного региона. Данный индекс в равной мере позволяет как потенциальному инвестору, крупной финансовой компании, так и обычному гражданину составить для себя общую картину о возможных внутренних экономических преимуществах той или иной суверенной державы и о способности страны и её институтов обеспечить устойчивые среднесрочные темпы экономического роста, а также выявить тенденции развития международных экономических и политических процессов, от которых во многих ситуациях зависит и экономика, и вся сфера международных отношений. В данной связи для оптимизации результатов исследования представляется необходимым ввести категорию лидерства в рамках экономических амбиций Саудовской Аравии и её взаимосвязь с политической сферой. Мы не ставим перед собой задачу методологического анализа и выявления онтологических оснований данной категории, ибо для нас достаточно её операционального определения, рассматривающего лидерство как механизм определённой интеграции групповых действий, необходимого для выявления лидерских тенденций в современных международных процессах рассматриваемого региона. Сложно отрицать, что королевство является ключевым игроком Ближнего Востока, занимающим первые позиции в попытках разрешения возникающих противоречий в данном регионе. Вооруженные силы Саудовской Аравии - одни из мощнейших в регионе, а Эр-Рияд стоит в ряду основных мировых импортёров оружия. Более того, к королевству прислушиваются страны Персидского залива, лидирующие позиции среди которых оно занимает, возглавляя коалицию против шиитского Ирана. Однако политическое главенство нужно подкреплять экономической мощью, которую страна и старается

1 Vision - 2030 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vision2030.gov.sa/en/ntp. (дата обращения: 17.11.2017).

2 Данный индекс рассчитывается на основе методики Всемирного экономического форума. Для определения конкурентных преимуществ одной страны перед другими используются 12 критериев: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здравоохранение и уровень начального образования, качество высшего образования и профессиональная подготовка кадров, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, уровень технологического развития, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность национальных компаний и инновационный потенциал.

наращивать. Для формирования полноправного статуса лидера КСА жизненно важно обладать диверсифицированной экономикой с режимом автономного существования, чтобы укрепить конкурентные позиции.

В целом Ближний Восток имеет существенный потенциал не только для увеличения собственной конкурентоспособности, но и для усиления влияния на международные процессы планетарного масштаба. На данном этапе он занимает третью позицию среди семи мировых регионов, рассматриваемых Всемирным экономическим форумом, уступая лишь странам Европы и Северной Америки, а также Азиатско-Тихоокеанского региона. В свою очередь, государства Ближнего Востока уверенно обгоняют страны Евразии, Латинской Америки и Карибского бассейна, Южной Азии и Тропической Африки. Несмотря на то, что рассматриваемый нами регион вошёл в «третий эшелон» индустриализации, ему удалось набрать темп и выйти на лидирующие позиции среди развивающихся стран мира.

Итак, как же изменялся уровень конкурентоспособности Саудовской Аравии за последнее десятилетие?

Рис. 1. Индекс глобальной конкурентоспособности Саудовской Аравии3 Figure 1. Saudi Arabia Global Competitiveness Index

Исходя из представленного выше графика, можно заметить, что даже в кризисный период, в который мировая экономика вступила в 2008-2009 гг., наблюдается продолжительный рост индекса (GCI) страны. Однако наблюдается достаточно значительный спад уровня конкурентоспособности королевства с 2013 г., который продолжается и в 2017 г. По последним данным, представленным в докладе президента Всемирного экономического форума Клауса Шваба, в 2017 г. Саудовская Аравия занимает 30-е место в мировом рейтинге, потеряв 12 позиций с 2012-2013 гг. На данном этапе наиболее слабыми местами королевства являются:

3 The Global Competitiveness Index [Электронный ресурс]. URL: https://tcdata360.worldbank.org/indicators/gci7coun try=SAU&indicator=631&countries=RUS&viz=line_chart&years=2007,2016 (дата обращения: 17.11.2017).

4.6С

4.8С

С

1. Жёсткое трудовое законодательство;

2. Доступ к финансированию;

3. Недостаточно образованная рабочая сила;

4. Высокий уровень бюрократизации;

5. Налоговые ставки.

Именно они сдерживают развитие частного бизнеса в стране и приток прямых иностранных инвестиций, без которых в современных экономических реалиях достаточно сложно, а зачастую просто невозможно повысить общий экономический уровень государства. Тем не менее в королевстве существуют достаточно стабильные институты (27-е место в мировом рейтинге), развита инфраструктура (29-е место) и его экономика считается крупнейшей среди всех арабских государств, чьи экономические показатели необходимо рассмотреть для проведения дальнейшего сравнительного анализа конкурентоспособности стран Ближневосточного региона.

4,83

4, 54 4, 43 ,3

Израиль ОАЭ Катар Саудовская Бахрейн Кувейт Оман

Рис. 2. Индекс глобальной конкурентоспособности 2017-2018 гг.4 Figure 2. Global Competitiveness Index 2017-2018

Основываясь на данных диаграммы, можно отметить, что Саудовская Аравия занимает 4-е место среди ближневосточных государств, уступая пальму первенства Израилю, ОАЭ и Катару, которым за год удалось улучшить свои результаты на несколько десятых балла5. Напрашивается вопрос, почему же в период серьёзного кризиса нефтяной сферы три крупных игрока в этой области не потеряли свои позиции, а даже смогли ещё больше утвердить их, в отличие от КСА? Попытаемся прояснить данную ситуацию на примере анализа экономики Объединённых Арабских Эмиратов.

4 График составлен авторами

5 World Economic Forum. The global competitiveness report 2017-2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www. weforum.org/reports/the-global-competitiveness-report-2017-2018 (дата обращения: 17.11.2017).

Не секрет, что экономика ОАЭ базируется на производстве и экспорте сырой нефти и газа, что обеспечивает примерно 29% государственных доходов страны. По сравнению с Саудовской Аравией, в которой нефтяные доходы составляют 87%, эта цифра сравнительно мала [16]. Эмираты два десятилетия назад начали активно заниматься реформированием всех секторов экономики с целью снизить зависимость государства от волатильности мировых цен на нефть, понимая также, что природные ресурсы в силу их ограниченности не смогут вечно обеспечивать потребности страны. Нефть стала ключевым элементом, позволившим произвести фундаментальные изменения и превратить ОАЭ в страну будущего с развитой инфраструктурой, высоким уровнем жизни, образования и здравоохранения. Важно, что Эмираты смогли заинтересовать иностранных инвесторов своими проектами, что способствовало и до сих пор способствует вложению зарубежного капитала в их реализацию. Доказательством этому может служить то, что в 2016 г. ОАЭ возглавили список арабских стран по прямым иностранным инвестициям, общая сумма которых составила $94 млрд6. В ходе реформ также были приняты законы, разрешающие иностранным фирмам, действующим в свободных экономических зонах, пользоваться, распоряжаться и владеть всей собственностью на 100%, а в эмирате Дубай было разрешено свободно вывозить и ввозить капитал. Позитивные изменения произошли и в налоговом законодательстве страны - были отменены все виды налогов и пошлин на импортную продукцию. Все вышеперечисленные меры по формированию новых институтов существенным образом отразились на формировании новой институциональной среды, которая в значительной степени повысила инвестиционную привлекательность экономики государства, дала толчок для экономического роста и повысила значимость страны в международных процессах всего региона. Это сказалось в том, что ОАЭ смогли создать развитую индустрию, которая представлена предприятиями лёгкой промышленности в эмирате Шарджа, промышленности строительных материалов в эмирате Фуджайра, который поставляет на внутренний рынок мрамор, известняк, цемент и т.д. Что касается сельского хозяйства, то данное государство постоянно привлекает инвестиции для его дальнейшего развития, чем активно включается в глобализа-ционные процессы современного мира.

Таким образом, можно заключить, что Эмираты стали более конкурентоспособной экономикой, чем Саудовская Аравия прежде всего за счёт изменения государственного регулирования экономической сферы страны и, как уже отмечалось, за счёт улучшения институциональной среды - демонстративная открытость для реализации совместных инновационных проектов и гарантия неприкосновенности иностранной частной собственности способствовали при-

6 Тарасенко С. ОАЭ возглавили список арабских стран по прямым иностранным инвестициям в 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: https://russianemirates.com/news/uae-property-news/oae-vozglavili-spisok-arabskikh-stran-po-pryamym-inostrannym-investitsiyam-v-2016-godu/ (дата обращения: 17.11.2017).

току иностранных инвестиций, столь необходимых для любой экономической системы, включённой в современные международные экономические, политические, глобализационные и социальные процессы.

Не следует также забывать и о том, что немалую долю доходов стал приносить такой современный вид международной деятельности, как туризм, который напрямую способствует активизации строительства в стране. Если после падения цен на нефть в 2014 г. макроэкономическая среда в королевстве значительно ухудшилась, что повлияло и на общий уровень его конкурентоспособности, то для экономики ОАЭ это не стало потрясением и они продолжили разработку стратегий по достижению устойчивого экономического роста.

Однако даже при таком неблагоприятном сравнении невозможно отрицать тот факт, что Королевство Саудовская Аравия всё же имеет большой потенциал для дальнейшего экономического развития7 и у него имеются серьёзные конкурентные преимущества перед странами Ближневосточного региона. Более того, можно даже предположить, что при развитии этого потенциала страна может стать полноправным лидером в регионе, однако это возможно при условии преодоления существующего кризиса. Можно указать как минимум на четыре фактора, которые могут этому способствовать и которые являются важнейшими показателями интеграции страны в пространство международных процессов планетарного масштаба (важно отметить, что нижеуказанные преимущества учтены правительством страны в программе трансформационного развития Vision - 2030)8.

Во-первых, это, конечно же, обширная территория с огромными залежами природных ресурсов, которые можно использовать для экспорта, а доходы направлять в качестве инвестиций в проекты по индустриализации экономического сектора, его диверсификации [4].

Во-вторых, существенным моментом, определяющим важную роль Саудовской Аравии в международных процессах, является тот факт, что она выступает мощным религиозным центром всего мусульманского мира, что позволяет ей получать доходы от хаджа и умры. По статистике, один паломник затрачивает на совершение обрядов хаджа примерно $5000. Привлекая большее количество верующих за счёт создания более совершенной инфраструктуры и условий для их размещения, королевство сможет существенно увеличить бюджетные доходы. Несмотря на амбициозность поставленной правительством цели принимать к 2030 г. 30 млн паломников малого хаджа (умры) ежегодно, на данном этапе это не представляется возможным, что подтверждается представленной на сайте статистической службы королевства информацией о том, что в 2017 г. число паломников составило около 12 млн мусульман. В то же время сам хадж привлёк

7 World Bank. Global Economic Prospects 2017: Middle East & North Africa [Электронный ресурс]. URL: http://www. worldbank.org/en/region/mena/publication/gep-mena-weak-investment-in-uncertain-times (дата обращения: 17.11.2017).

8 Vision - 2030 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vision2030.gov.sa/en/ntp (дата обращения: 17.11.2017). 154 MGIMO REVIEW OF INTERNATIONAL RELATIONS • 1 • 2019

2 352 122 чел., из которых 1 млн 750 тыс. были иностранцы. За последнее десятилетие рекордным годом по числу паломников, совершающих хадж, стал 2011 г., когда страну посетило более 3 млн человек.

В-третьих, КСА обладает выгодным географическим положением, так как находится на пересечении важнейших международных торговых путей между тремя континентами: Азией, Европой и Африкой. Саудовская Аравия имеет возможность максимизировать пользу от этого с помощью разработки стратегического партнёрства по строительству уникальных логистических регионов с развитой инфраструктурой. Работая в кооперации с частным сектором, правительство могло бы создать дополнительные транспортные узлы, чтобы достичь более прочных связей между существующими центрами торговли и разработать новые торговые пути.

В-четвёртых, это, несомненно, стабильная политическая ситуация в стране [8]. «Арабская весна» практически обошла стороной КСА, что напрямую связано с тем фактом, что король продолжает исполнять роль предводителя, опирающегося на развитую структуру родственных связей, которая в совокупности с главой династии Аль Саудов образует своеобразного коллективного правителя, контролирующего все уголки страны.

Все вышеперечисленные преимущества являются весомыми, однако часть из них нужно умело и эффективно развить, а другую часть хотя бы суметь сохранить. Хочется надеяться, что дальнейшие позитивные изменения возможны, потому что процесс трансформации страны стартовал и уже видны некоторые положительные результаты. В стране началась борьба с коррупцией, которую ведёт наследный принц и по совместительству председатель Совета по экономическим вопросам и развитию страны Мухаммед ибн Салман Аль Сауд. Сам король Саудовской Аравии Салман бен Абдель Азиз Аль Сауд заявил, что масштабная антикоррупционная кампания призвана полностью покончить со злоупотреблениями во властных структурах. Это является важнейшим шагом для формирования новых эффективных институтов и для транспарентизации экономических отношений.

Однако выявление основных факторов будущего роста страны не представляется достаточным для всестороннего анализа её конкурентоспособности и роли в международных отношениях без акцента на теоретико-методологическом подходе изучения конкурентных преимуществ, в связи с чем рассмотрение экономики Саудовской Аравии, а также её слабых сторон с помощью «конкурентного ромба» Портера [11], который позволяет выявить причины успеха любой страны в той или иной отрасли мировой экономики с помощью системы четырёх показателей, поможет устранить некоторую асимметрию в исследовании данной проблемы. Первым из них являются факторные условия, вторым - условия внутреннего спроса, третьим - смежные и обслуживающие отрасли, и, наконец, четвёртым - структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.

Факторные условия

Саудовская Аравия имеет некоторые важные для повышения своей конкурентоспособности преимущества, которые заключены в сравнительно большой территории и обилии природных ресурсов, что и позволило ей развить добывающую и сопутствующую ей перерабатывающую нефтехимическую промышленность. Однако основываясь на теории Портера, можем отметить важный факт: концентрация большого количества факторов не всегда способствует эволюции экономики страны, а может и тормозить её развитие как из-за их неэффективного использования, так и из нежелания развивать перерабатывающие отрасли, довольствуясь большими рентными доходами. Более того, обладая выгодным географическим положением для развития альтернативных источников энергии, особенно солнечной энергетики, королевство вплоть до обрушения цен на нефть, произошедшего три года назад, не приступало к формированию данной отрасли своего производства, хотя на его базе можно было бы постепенно снизить собственную зависимость от таких энергоносителей, как нефть и газ, и за счёт этого увеличить экспорт сопутствующих нефтяной промышленности товаров за границу [8].

Следующим факторным показателем является человеческий капитал. Согласно статистике, людские ресурсы в Саудовской Аравии не являются одной из главных благоприятных основ, формирующих конкурентные преимущества. С этим связан тот факт, что техническая направленность среди молодёжи со времён создания страны не была популярной, поэтому на нынешнем этапе выстроенная годами система образования не способна обеспечить королевство кадрами, отвечающими его нуждам. В случае, если удастся придать системе образования более прикладной характер и осуществить подготовку квалифицированных специалистов в принципиально новых отраслях науки, это может послужить мощным толчком в развитии экономики и страны и в выходе её на новый уровень конкурентных преимуществ.

Следующий фактор - капитал, является важным для развития конкурентоспособности любой страны, однако из-за многолетней политики семьи Аль-Сауд [9], сконцентрировавшей в своих руках практически все рычаги управления экономикой и направлявшей капитал не на стимулирование ключевых эффективных отраслей, а на создание гигантских предприятий-монополистов, в стране существует достаточно низкий уровень конкуренции между производителями, что негативно сказывается на их стремлении к постоянным изменениям и модернизации. Поэтому данный фактор не повышает, мягко говоря, конкурентоспособности королевства [10].

Проблемы испытывает и банковский сектор страны. Например, суммарный объём депозитов в местных коммерческих банках, который непрерывно рос в течение нескольких лет, к концу 2016 г. сократился на 3,3%, что серьёзно ударило по финансовой элите страны. Возможности дополнительного финансирования

государством данного направления невелики из-за дефицита бюджета, который в 2017 г. составил 7,7% ВВП, то есть $52 млрд. Однако с подъёмом общемировых цен на нефть, а также вступлением в силу законов, направленных на сокращение государственных субсидий энергетической сферы, введением НДС и пошлин на табак, что является составной частью реформ, прописанных в «программе бюджетного баланса» страны, ожидается увеличение бюджетных поступлений с $68 млрд в 2017 г. до $77,5 млрд в 2018 г. И это только от ненефтяного сектора экономики!

Для того же, чтобы усилить бюджетный контроль и увеличить эффективность расходов королевства, правительство инициировало создание Бюро по рационализации капитальных и эксплуатационных расходов9. Базируясь в своей работе на опыте других стран, которые смогли добиться успеха в снижении своих финансовых издержек, данный институт достаточно успешно помогает государственным органам находить наиболее релевантные методы достижения сбалансированных затрат. Например, для уменьшения эксплуатационных расходов правительство планирует снизить траты на освещение. Для достижения данной цели будет проведена кампания по повсеместной установке светодиодных ламп, которые позволят максимизировать выгоду на 20% и рационализировать потребление на 66%.

Нельзя оставить без внимания две крайне важные для экономики королевства реформы: энергетическую и водную. Как известно, в Саудовской Аравии цены на энергоносители и водные ресурсы в несколько раз ниже экспортных, что объясняется их субсидированием примерно на 80% правительством. Серьёзное падение стоимости нефти и стремительно повышающееся потребление данных ресурсов со стороны населения заставило руководство страны пойти на решительные действия. В основе данных реформ стали следующие принципы10:

1. Поощрение сокращения потребления;

2. Осуществление защиты минимальных потребностей домохозяйств в потреблении энергоресурсов;

3. Постепенное повышение цен для предоставления возможности адаптироваться различным секторам экономики королевства;

4. Систематическое обновление внутренних цен на энергоносители в соответствии с их изменением на мировом рынке;

По предварительным расчётам в 2018 г. цены на ресурсы для домашних хозяйств изменились примерно на 30%, то есть при дореформенной стоимости литра газа 0,45-0,6 SAR, новая цена будет находиться на уровне 0,75-0,9 SAR, что может серьёзно ударить по покупательной способности населения и ощутимо

9 Fiscal Balance Program [Электронный ресурс]. URL: http://vision2030.gov.sa/en/bb2020 (дата обращения:

17.11.2017).

10 Fiscal Balance Program [Электронный ресурс]. URL: http://vision2030.gov.sa/en/bb2020 (дата обращения:

06.04.2018).

её снизить. Однако основываясь на результатах осуществлённого первого этапа энергетической реформы, правительство Саудовской Аравии смогло сэкономить от 27 до 29 млрд саудовских риалов, снизить потребление энергоресурсов с 3,5% до 1,7%. При этом, как показывает статистика, инфляция осталась на разумном уровне (в пределах 2,5% - 3%).

В 2018 г. доходы королевства по предварительным данным должны были увеличиться за счёт следующих мер11-.

1. Увеличения стоимости виз для иностранцев;

2. Введения фиксированных налогов для муниципалитетов и сельских поселений;

3. Налогообложения трудовых эмигрантов и иждивенцев экспатов. К 2020 г. коммерческие фирмы, в которых работают мигранты, численность которых превышает количество занятых в компании саудовцев, должны будут ежемесячно платить $215 за каждого иностранного рабочего и $105 за несовершеннолетнего ребёнка экспата;

4. Установления НДС в размере 5%;

5. Введения акцизов на те категории товаров, которые представляют вред для здоровья человека: 50% на безалкогольные напитки и 100% на продукцию табачной промышленности и энергетики. Правительство рассматривает возможность установления налога на продукцию, которая провоцирует развитие таких заболеваний, как ожирение и сахарный диабет.

К 2020 г. дополнительные финансовые поступления от вышеупомянутых экономических реформ должны принести в бюджет королевства около $40,5 млрд, не причинив серьёзного финансового вреда саудовцам. Это связано с тем, что подоходный налог и налог на прибыль предприятий, который во многих государствах превышает 25%, в ходе данных преобразований не вводится.

Важнейшим доходным ресурсом для страны в 2017 г. стал выпуск долговых обязательств, за счёт которых правительство получило $32 млрд. Однако государственный долг страны вырос до 38%, составив тем самым 16,5% ВВП стра-

i?

ны.

Дальнейшее развитие рынка акционерного капитала упирается в плохую институциональную среду, которая удерживает нехватку национальных законов.

Условия внутреннего спроса

Оценка внутреннего спроса осуществляется в энергоресурсной сфере страны, т.к. большинство остальных товаров массового потребления импортируются в КСА из-за рубежа, поэтому не представляет интереса для анализа.

11 Fiscal Balance Program [Электронный ресурс]. URL: http://vision2030.gov.sa/en/bb2020 (дата обращения: 06.12.2018).

12 Saudi Arabia Budget 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gib.com/sites/default/files/budget_book_-_ landscape_for_website.pdf (дата обращения: 06.04.2018).

Так как Саудовская Аравия предоставляет своим гражданам выгодные условия для приобретения товаров собственного производства, то спрос на них находится на высоком уровне [14]. Однако на нынешнем этапе королевство пытается изменить существующую ситуацию, что становится очевидным при рассмотрении реформ Саудовской Аравии, нацеленных на повышение внутренних цены на энергоносители и водные ресурсы, стоимость которых не соответствует экспортной, так как на 80% субсидируются правительством. Серьёзное падение цен на нефть и всё более повышающееся потребление данных ресурсов со стороны населения вынудило королевскую семью пойти на решительные меры. Какие же изменения были предприняты руководством страны?

Во-первых, началась кампания по стимулированию сокращения потребления населением. Во-вторых, правительство королевства предприняло попытки, направленные на поддержание стратегически важных промышленных секторов, которые наиболее подвержены влиянию негативных экономических изменений, потому что данные индустрии обеспечивают наибольший уровень занятости саудовского населения и являются составными частями, привносящими вклад в ВВП страны.

Сложно поспорить с тем, что от конъюнктуры внутреннего спроса в стране значительно зависит её конкурентоспособная позиция на международной арене [7]. Притом наибольшее значение приобретает не объём рынка, а его качество и соответствие тенденциям развития мирового спроса. Однако этот экономический постулат только частично применим к рассматриваемой нами ситуации в виду специализации королевства в добывающей сфере и отсутствии научно-технологических изобретений, которые могли бы заинтересовать население.

Смежные и обслуживающие отрасли

Важным индикатором, который определяет преимущества страны в какой-либо отрасли, является наличие отраслей-поставщиков или смежных отраслей, обеспечивающих конкурентоспособность государства на глобальном рынке. Саудовская Аравия не имеет достаточного количества высокоразвитых промышленных кластеров, что существенно ослабляет её конкурентоспособность [1]. Число отраслей с высокой вертикальной интеграцией также мало. Наиболее развитыми секторами экономики можно считать энергетику и опреснение морской воды. Ускоренно развиваются лёгкая, пищевая и фармацевтическая промышленность. Современными промышленными центрами являются Эль-Джубайль, Янбу и Джидда, в которых осуществляется нефтехимическое и металлургическое производство.

Для совершенствования конкурентных преимуществ страны Саудовская Аравия намеревается увеличить количество заводов по производству лёгких транспортных средств, алюминиевых литейный заводов и заводов по производству покрышек и шин, что позволит увеличить спектр производственных воз-

можностей страны и создаст условия для формирования полноценных сопутствующих отраслей основного производства. Правительство также ставит задачу организовать следующие кластеры13: кластер переработки полезных ископаемых и металлов, химических препаратов, фармацевтический и биотехнологический. Это важный шаг для формирования многоотраслевой диверсифицированной экономики, обладающей потенциалом для становления сильнейшей экономикой Ближневосточного региона.

Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция

По теории Портера, конкурентная позиция страны тесно связана с тем, как управляются национальные компании и какова их структура. Большая часть крупных саудовских фирм находится в руках правящей семьи, её близких родственников, то есть в руках государства. Из-за этого конкурентная среда королевства находится на достаточно низком уровне, что негативно отражается на процессе совершенствования продукции. А как подтверждается на практике, постоянные «трения» в кластерах отраслей заставляют компании проводить модернизацию продукции, вводить инновации, что в наше время является одной из движущих сил развития экономики страны.

Однако важно отметить следующий факт. Благодаря постоянству руководства фирм осуществляется долгосрочное планирование, что характеризует целевую направленность компаний на достижение результативности как минимум в среднесрочной перспективе, может быть, даже в ущерб сегодняшней прибыли [12].

Таким образом, в итоге анализа экономики Саудовской Аравии с применением методики «конкурентного ромба» Портера очевидными кажутся следующие выводы о том, что же является необходимым для повышения уровня конкурентоспособности Саудовской Аравии:

1. внедрение новых технологий, способствующих при наличии огромных факторных преимуществ страны дальнейшему развитию отраслей, основанных не на добывающей промышленности и не обрекающих страну на «нефтяное проклятие», связанное с рентным существованием экономики;

2. всестороннее развитие человеческого капитала, для чего, прежде всего, необходимо внедрение современных методов и способов обучения кадров, организации производства, т.к. в современных экономических реалиях, в эпоху четвёртой промышленной революции приоритетное значение начинает приобретать ресурс знаний;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. развитие конкурентного соперничества производителей и поставщиков внутри страны;

4. поддержание производства, обеспечивающего экспортёров оперативной информацией;

13 Industrial clusters [Электронный ресурс]. URL: http://www.ic.gov.sa/en/ (дата обращения: 17.11.2017). 160 MGIMO REVIEW OF INTERNATIONAL RELATIONS • 1 • 2019

5. воздействие на совокупный внутренний спрос, его объём, динамику для дальнейшего успешного выхода на внешний рынок.

6. формирование новых инклюзивных институтов, способствующих усовершенствованию институциональной среды, следствием чего будет как улучшение инвестиционной привлекательности страны в целом, так и успешное развитие внутренних экономических процессов.

Вышеуказанные методы по увеличению конкурентоспособности королевства также являются релевантными и для других стран, зависимых от энергоресурсов. Например, Кувейт и Бахрейн также могли бы использовать данные методы для достижения данной цели. Катар, в свою очередь, уже осуществил большинство вышеуказанных задач, что позволило ему на данном этапе развития занять 25-ю позицию по уровню глобальной конкурентоспособности.

Данные выводы подтверждаются и при формулировке нижеследующих общих положений и выводов, являющихся результатом обобщения всего проведённого в статье анализа, из которого следует констатация наличия различных проблемных зон в социально-экономической сфере страны.

В результате проведенного анализа, представляется возможным, обобщая результаты исследования ситуации в КСА, сформулировать ряд положений и выводов, характерных не только для данного государства, но и для других стран-участниц современных международных отношений и международных процессов.

Во-первых, королевство испытывает нехватку собственных квалифицированных кадров, готовых грамотно управлять, решать насущные проблемы и усиливать мощь страны. Это связано с нерелевантностью созданной системы начального образования и недостаточным уровнем преподавания технических наук [20]. Данная проблема стоит достаточно остро и её разрешение необходимо прежде всего для снижения достигнувшей 30% безработицы среди молодёжи, что чревато нарастанием социальной напряжённости в обществе. Поэтому для того, чтобы саудовское население соответствовало требованиям современного рынка труда, необходимы меры не только по актуализации образовательного процесса, но и активизация широкомасштабных социально-культурных процессов, направленных на формирование новых ценностей, связанных с возможностями образования и ведущих к интеграции стран в общепланетарное культурное пространство, что также относится к области институциональных преобразований, столь необходимых не только этому государству, но и всем странам различных современных регионов, стремящихся повысить уровень благосостояния собственного населения, а также войти в передовой эшелон государств, определяющих современные международные процессы. В современных условиях формирование собственных конкурентоспособных кадров, котирующихся на международном рынке труда и обладающих всеми необходимыми знаниями и компетенциями для развития инновационных сфер производства, является одним из ключевых условий для построения мощного и независимого государства.

Во-вторых, низкая развитость наукоёмкого производства. Королевство импортирует большую часть технического оборудования [5]. Основываясь на актуальных данных, опубликованных на сайте статистической службы рассматриваемого государства в отчёте «Экспорт и импорт товаров Королевства Саудовская Аравия»14, можем отметить, что на декабрь 2017 г. в страну было импортировано технического оборудования на сумму 10,3 млрд саудовских риалов, что составляет почти 3 млрд американских долларов. Точно такая же тенденция прослеживалась и в 2016 г., когда на машинизацию производства было потрачено $2,5 млрд. Также слабыми местами королевства являются сфера продукции растительного происхождения и продукции животноводства (импорт в данном секторе превалирует над экспортом в два раза). Несмотря на развитие собственного производства продуктов питания, страна не может полностью обеспечить потребности населения. Представляется возможным предпринять следующие меры: сложившаяся ситуация может измениться в случае усиления стимулирования частного сектора за счёт его государственного финансирования и развития предпринимательской инициативы, а также в результате применения ряда институциональных мер по трансформации законодательных основ и улучшению институциональной среды с целью, во-первых, регулирования сферы рыночных отношений в королевстве для упрощения процесса основания коммерческих предприятий; и, во-вторых, с целью привлечения дополнительных иностранных инвестиций за счёт снижения внутренних экономических рисков.

Данные меры, по нашему мнению, смогут привести к укреплению конкурентных позиций саудовских компаний на международном рынке и к оформлению более независимого от внешнеэкономической конъюнктуры внутреннего рынка. Более того, в результате увеличения экспортных возможностей страны и снижения доли импортных товаров в дальнейшей перспективе улучшилось бы сальдо торгового баланса страны, которое на январь 2018 г. было рекордным (на 50% экспорт превалировал над импортом). В течение 2017 г. экспорт саудовских товаров в среднем превалировал над импортом на 15-20%15. Однако не нужно упускать из внимания следующий, по нашему мнению, важнейший факт: 80% экспортируемой продукции Саудовской Аравии всё ещё остаётся нефть, доходы от которой за год увеличились на 21%, в результате повышения общемировых цен на энергоносители16 [3].

Тем не менее важно отметить значительную тенденцию роста экспорта товаров ненефтяного сектора по отношению к импортируемым товарам. Данный показатель увеличился на 10% за календарный год, что можно считать существенным сдвигом, демонстрирующим тенденции диверсификации экономики стра-

14 Merchandise Exports and Imports of The Kingdom of Saudi Arabia [Электронный ресурс]. URL: https://www.stats.gov. sa/sites/default/files/ft_report_dec_2017_en.pdf (дата обращения: 07.04.2018).

15 Balance of trade [Электронный ресурс]. URL: https://www.stats.gov.sa/sites/default/files/bot_en_20.pdf (дата обращения: 07.04.2018).

16 Oil export [Электронный ресурс]. URL: https://www.stats.gov.sa/sites/default/files/oil_en_19.pdf (дата обращения: 07.04.2018).

ны. Развитие наукоёмких сфер производства в условиях четвёртой промышленной революции и формирования экономики знаний является актуальным для всего мирового сообщества. В данный процесс активно вовлечены прежде всего страны Западной Европы, Северной Америки и НИС, которые обладают значительными финансовыми возможностями для воплощения этого в жизнь. Именно поэтому менее развитым государствам необходимо создавать благоприятный инвестиционный климат для дальнейшего развития наукоёмкого производства.

В-третьих, это гендерная проблема, существующая на сегодняшний день в самых разных регионах мирового хозяйства - низкий уровень вовлечённости женского населения в экономический сектор страны. По последним данным, только 22% женщин трудоспособного возраста задействованы в рабочем процессе. Сложно поспорить с тем, что политический и экономический потенциал женщин и их новаторские идеи могут быть чрезвычайно полезными для трансформирующегося королевства. Важно отметить, что в 2017 г. женщинам в королевстве на законодательном уровне было разрешено водить автомобиль, что считается огромным прорывом, демонстрирующим изменение во внутренней политике страны по отношению к положению женского населения в арабском обществе. Увеличение уровня вовлечённости женского населения в различные области общественной жизни, а также реализация их потенциала являются ключевыми аспектами программы Saudi Vision - 2030. Невзирая на то, что женщины не ограничены в получении образования, даже их количество превалирует над мужчинами в школах и университетах, уровень безработицы среди молодого женского населения составляет почти 60%. Существует огромное количество барьеров, которые затрудняют их экономическую деятельность. В королевстве существуют следующие ограничения для женского населения: ограничения на поездки, доступ к финансированию, неравные права собственности и права на-следования17. Пока данные проблемные зоны не будут искоренены, огромная часть населения - женщины - так и не смогут полноценно способствовать развитию экономики страны. К сожалению, данная практика распространена практически во всех странах, в которых основной религией является ислам. Преодоление данной проблемы является сложнейшей задачей современной культуры, потому что решить её можно только формированием новых институциональных инструментов, опирающихся на новые современные культурные ценности, способствующие осознанию важности женщины, её знаний и умений в современных реалиях, что позволит не только существенно увеличить производительность и конкурентоспособность экономики государства, в котором существует гендерное равенство, но и выведет современные международные процессы на более высокий уровень цивилизационного развития .

17 Empowering Saudi women can bring huge economic benefit [Электронный ресурс]. URL: https://www.thenational. ae/business/economy/empowering-saudi-women-can-bring-huge-economic-benefit-1.663708 (дата обращения: 07.04.2018).

В-четвёртых, особенности культурно-исторической и социально-политической модели формирования и функционирования власти в королевстве. Данные особенности во многом предопределяют уровень конкурентоспособности страны и далеко не всегда способствуют её повышению, потому что концентрация в руках правящей семьи Аль-Сауд большинства ключевых рычагов управления экономикой, в результате которой происходит активная монополизация экономического пространства, не способствует стремлению производителей к модернизации и повышению эффективности производства, чем и тормозит развитие конкурентоспособности экономики [6]. Тем не менее, за последние несколько лет ситуация начала изменяться. Создаётся модель партнёрства государства с бизнес-сообществами. Примечательно, что в последнем квартале 2017 г. вклад частного сектора в ВВП страны возрос на 0,5% по сравнению с прошлогодним показателем, тем самым составив 46% (это за 4-й квартал 2017 г., не за весь год). Для дальнейшего стимулирования предпринимательства правительство в 2018 г. вкладывает в данный сектор экономики $19,2 млрд. Среди мер, объявленных в постановлении короля Салмана, касающихся данной темы, отметим следующие: субсидирование кредитов на предоставление жилья, инвестиции в новые технологии строительства, а также финансирование масштабных инициатив по модернизации инфраструктуры страны. К 2020 г. королевство планирует потратить более $53 млрд на поддержание бизнес-структур Саудовской Аравии.

Исходя из вышеизложенного, с очевидностью следует, что, несмотря на огромные факторные преимущества, Саудовская Аравия не входит в тройку стран-лидеров по уровню конкурентоспособности в Ближневосточном регионе и занимает лишь 4-е место и 30-е место в мире. За последние годы королевство существенно сдало свои позиции и погрязло в долгах. Страдая от бюджетного дефицита, вызванного снижением цен на энергоносители, государство пытается изменить сложившуюся ситуацию, проводя структурные социально-экономические реформы. При удачной их реализации КСА, несомненно, сможет утвердить свои конкурентные позиции как в регионе, так и в мире, что позволит ему, обладая крупнейшей экономикой на Ближнем Востоке, увеличить доходность бюджета, устойчивость валюты, стабильность роста ВВП и благосостояния населения. Сохраняется необходимость продолжения и оптимизации реформирования экономики, итогом которого может стать избавление страны от «нефтяного проклятия», что возможно прежде всего при проведении серьёзных институциональных изменений, направленных на улучшение инвестиционного климата -как внешнего, так и внутреннего, что может способствовать развитию обрабатывающих отраслей промышленности, а также на оптимизацию фискальной и монетарной деятельности государства.

Однако данные выводы имеют не только и не столько прикладное значение, относящееся сугубо к Саудовской Аравии. Все эти проблемы в той или иной мере свойственны большинству стран не только рассматриваемого региона, но

и планетарного масштаба, что свидетельствует об огромной взаимозависимости и взаимодействии современного экономического и геополитического пространства.

Список литературы:

1. Аджемоглу Д., Робинсон Дж. А. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Процветание власти, процветание нищеты. М.: АСТ, 2016. 720 с.

2. Буровцев М.В. Трудовая миграция в Саудовской Аравии: тенденции и особенности развития. М.: Академия труда и социальных отношений, 2014. C. 137-143.

3. Дударев К. Саудовская Аравия. XXI век родине ислама: от «всемирной бензоколонки» к «лаборатории инноваций и совершенства». М.: Недра, 2015. 419 с.

4. Косач Г.Г. Саудовская Аравия: реформы и стабилизация // Россия в глобальной политике. 2005. №5. C. 25-38.

5. Костоева Ж.И. Проблема формирования системы образования в Саудовской Аравии. М.: Институт Ближнего Востока, 2009. 248 с.

6. Левин З.И. Инновации и традиции в динамике модернизации арабского общества. М.: Институт Ближнего Востока, 2009. 248 с.

7. Макализ Д. Экономика бизнеса. Конкуренция, макростабильность и глобализация. М.: Бином, 2014. 696 с.

8. Миних В. Саудовская Аравия в поисках будущего короля. Новое Восточное Обозрение. 2016. №9. C. 1-3.

9. Наумкин В.В. Аравия в конце 20-х годов: успехи централизаторской миссии Ибн Сау-да. М.: ИВ РАН, 2013. 207 с.

10. Овчинников В. В. Глобальная конкуренция. М.: Институт экономических стратегий, 2011. 360 с.

11. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 2011. 947 с.

Об авторах:

Тамара Васильевна Науменко - д.филос.н., профессор экономики, профессор Факультета глобальных процессов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. 119992, г. Москва, ГСП-2, МГУ, Ленинские горы, д.1, стр.51, 1-ый ГУМ. E-mail: t-naumenko@yandex.ru.

Кирилл Владимирович Тимахов - магистрант Факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: t-naumenko@yandex.ru.

12. Роузфилд С. Сравнительная экономика стран мира: культура, богатство и власть в XXI веке. М.: РОССПЭН, 2012. 432 с.

13. Сейранян Б.Г., Исаев В.А., Филоник А.О. Становление государственности Аравийских монархий: исторический аспект и модерни-зационные тенденции. М.: ИВ РАН, 2013. 179 с.

14. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность. М.: Юнити-Дана, 2014. 296 с.

15. Хамамдех М. Саудовская Аравия: проблемы либерализации экономики, базирующейся на нефти. М.: Востоковедный сборник, 2001. 374 с.

16. Яковлев А.И. Модернизация Саудовской Аравии: итоги и перспективы в начале XXI века. М.: Восточная аналитика, 2011: 48-58.

17. Champion D. The Paradoxical Kingdom: Saudi Arabia and the Momentum of Reform. Columbia University Press, 2003. 320 p.

18. Haykel B., Hegghammer T., Lacroix S. Saudi Arabia in Transition: Insights on Social, Political, Economic and Religious Change. Cambridge University Press, 2015. 357 p.

19. Lacey R. Inside the Kingdom: Kings, Clerics, Modernists, Terrorists, and the Struggle for Saudi Arabia. Penguin, 2009. 448 p.

20. Le Renard A. Society of Young Women: Opportunities of Place, Power, and Reform in Saudi Arabia. Stanford University Press, 2014. 224 p.

21. Ramady M.A. The Saudi Arabian Economy: Policies, Achievements, and Challenges. Springer US, 2010. 512 p.

SAUDI ARABIA'S ECONOMIC COMPETITIVENESS IN THE MIDDLE EAST

T.V. Naumenko, K.V. Timakhov

DOI 10.24833/2071-8160-2019-1-64-147-167

Lomonosov Moscow State University. The faculty of Global Studies

Abstract: Saudi Arabia is one of the key economic players in the Middle East with a number of competitive advantages. The article analyzes these advantages as well as disadvantages and identifies measures to improve the competitive potential of Saudi Arabia. Methodologically it employs the Porter's «diamond model». Cultural, historical and socio-political trends in Saudi Arabia increase the complexity of reforming the economy and increasing its competitiveness. The current reforms are insufficient to improve the quality of human capital. Existing economic and political institutions need to be reformed. There is an obvious problem of low women's employment. Despite the fact that Saudi Arabia occupies only the 4th place on the regional competitive index table, authors see ways to strengthen this indicator of the Kingdom's economy. The most decisive factor in this regard as argued by the authors is the elimination of state institutional problems which are chiefly responsible for low competitiveness of the economy.

Key words: Saudi Arabia, Middle East, the oil industry, the development trend, the index of global competitiveness, competitive advantages, the «oil curse», the institutional environment, the «competitive rhombus» of Porter, factor analysis, human capital.

References

1. Acemoglu D., Robinson J.A. Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty. Currency Publ., 2013. 4. 544 p. (Russ. ed.: Adzhemoglu D., Robinson Dzh.A. Pochemu odni strany bo-gatye, a drugie bednye. Procvetanie vlas-ti, procvetanie nishchety. Moscow, AST Publ., 2016. 720 p.) 5.

2. Burovcev M.V. Trudovaya migraciya v Saudovskoj Aravii: tendencii i osobennosti razvitiya [Labour migration in Saudi Arabia: trends and development features]. Moscow, Akademiya truda i social'nyh otnoshenij Publ., 2014. Pp. 137-143. (In 6. Russian)

3. Dudarev K. Saudovskaya Araviya. XXI vek rodine islama : ot «vsemirnoj benzo-kolonki» k «laboratorii innovacij i soversh-enstva» [Saudi Arabia. XXI century of the birthplace of Islam: from the «world gas 7. station» to the «laboratory of innovation

and excellence»]. Moscow, Nedra Publ., 2015. 419 p. (In Russian) Kosach G.G. Saudovskaya Araviya: re-formy i stabilizaciya [Saudi Arabia: Reforms and Stabilization]. Russia in global affairs, 2005, no. 5, pp. 25-38. (In Russian)

Kostoeva ZH.I. Problema formirovaniya sistemy obrazovaniya v Saudovskoj Aravii [The problem of formation of the education system in Saudi Arabia]. Moscow, Institut Blizhnego Vostoka Publ., 2009. 248 p. (In Russian)

Levin Z.I. Innovacii i tradicii v dinamike modernizacii arabskogo obshchestva [Innovations and traditions in the dynamics of modernization of the Arab society]. Moscow, Institut Blizhnego Vostoka Publ., 2009. 248 p. (In Russian) Makaliz D. Ehkonomika biznesa. Konkurenciya, makrostabil'nost' i global-

izaciya [Business Economics. Competition, macro stability and globalization]. Moscow, Binom Publ., 2014. 696 p. (In Russian)

8. Minih V Saudovskaya Araviya v poiskah budushchego korolya [Saudi Arabia is in search of the future king]. Novoie vostoch-noie obozrenie, 2016, no. 9, pp. 1-3. (In Russian)

9. Naumkin VV Araviya v konce 20-h go-dov: uspekhi centralizatorskoj missii Ibn Sauda [Arabia in the late 20-ies: the success of the centralization mission of Ibn Saud]. Moscow, Institut voskokovedenia RAN Publ., 2013. 207 p. (In Russian)

10. Ovchinnikov V.V. Globalnaya konkuren-ciya [Global competition]. Moscow, Institut ehkonomicheskih strategii Publ., 2011. 360 p. (In Russian)

11. Porter M. Mezhdunarodnaya konkuren-ciya. Konkurentnye preimushchestva stran [International competition. Competitive advantages of the countries]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ.,

2011. 947 p. (In Russian)

12. Rouzfild S. Sravnitelnaya ehkonomika stran mira: kul'tura, bogatstvo i vlast' v XXI veke [Comparative Economic Systems. Culture, Wealth and Power in the 21st Century]. Moscow, Rosspehn Publ.,

2012. 432 p. (In Russian)

13. Seiranyan B.G., Isaev V.A., Filonik A.O. Stanovlenie gosudarstvennosti Araviiskih monarhii: istoricheskii aspekt i modern-izacionnye tendencii [Formation of statehood of Arabian monarchies: historical aspect and modernization tendencies]. Moscow, Institut vostokovedenia RAN Publ., 2013. 179 p. (In Russian)

14. Filosofova T.G., Bykov V.A. Konkuren-ciya. Innovacii. Konkurentosposobnost' [Competition. Innovation. Competitiveness]. Moscow, YUniti-Dana Publ., 2014. 296 p. (In Russian)

15. Hamamdeh M. Saudovskaya Araviya: problemy liberalizacii ehkonomiki, ba-ziruyushcheisya na nefti [Saudi Arabia: problems of liberalization of the economy based on oil]. Moscow, Vostokovedny sbornik Publ., 2001. 374 p. (In Russian)

16. Yakovlev A.I. Modernizaciya Saudovskoi Aravii: itogi i perspektivy v nachale XXI veka [Modernization of Saudi Arabia: results and prospects at the beginning of the 21st century]. Moscow, Vostochnaia analitika Publ., 2011. Pp. 48-58. (In Russian)

17. Champion D. The Paradoxical Kingdom: Saudi Arabia and the Momentum of Reform. Columbia University Press Publ., 2003. 320 p.

18. Haykel B., Hegghammer T., Lacroix S. Saudi Arabia in Transition: Insights on Social, Political, Economic and Religious Change. Cambridge University Press Publ., 2015. 357 p.

19. Lacey R. Inside the Kingdom: Kings, Clerics, Modernists, Terrorists, and the Struggle for Saudi Arabia. Penguin Publ., 2009. 448 p.

20. Le Renard A. Society of Young Women: Opportunities of Place, Power, and Reform in Saudi Arabia. Stanford University Press Publ., 2014. 224 p.

21. Ramady M.A. The Saudi Arabian Economy: Policies, Achievements, and Challenges. Springer Publ., 2010. 512 p.

About the authors:

Tamara V. Naumenko - Doctor of Philosophy, Professor of Economics, Professor of the Lo-monosov Moscow State University, The faculty of Global Studies. 119992, Moscow, 1, Leninskie gory, build. 51, 1-st GYM, GSP-2, MSU, Russia. E-mail: t-naumenko@yandex.ru.

Kirill V. Timakhov - master's degree student of the faculty of global processes of Lomonosov Moscow State University. E-mail: t-naumenko@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.